Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЮЖНЫМИ. 1 страница




Успешное решение задачи получения объективной информации цля установления истины по делу во многом зависит от того, насколь­ко подробно в процессе допроса и до него следователь выяснил, уста­новил факторы, влияющие на формирование показаний допрашиваемого.

Процесс формирования показаний складывается из следующих эта­пов: 1) восприятие; 2) запоминание; 3) воспроизведение.

Всякая классификация является условной, в некоторых учебниках по криминалистике процесс формирования показаний подразделяется Дна пять и более стадий.

Во время восприятия происходит адекватное либо неадекватное ^недостаточно адекватное) отражение реальной действительности. За-томинаются события, факты непосредственно во время восприятия, а ^воспроизводится информация о них во время допроса. На процесс формирования показаний оказывают влияние различ-ные факторы. В одном случае они способствуют более правильному и полному отражению и запоминанию, а в другом, наоборот, мешают этому процессу, что может привести к искажениям и недостоверным юоказаниям. Факторы, влияющие на формирование показаний, могут быть объективными и субъективными. Объективные факторы — это реально существующие явления, обстановка, происходящие события, §которые не зависят от воли и сознания человека, а субъектив­ные — это факторы, которые зависят от воли и сознания человека, его психофизических свойств, душевного состояния в момент восприятия, [образования, профессии, навыков. Процесс формирования показаний у несовершеннолетних имеет не­которые особенности. Несовершеннолетние, как правило, не обладают достаточным жизненным опытом (особенно малолетние), у них нет не­обходимых знаний, они склонны к подражанию, фантазированию, чрезмерному возбуждению, внушению и т.п. Именно на них в боль-Гшей степени, чем на взрослых, оказывают влияние обстановка допро-fc'ca, линия поведения следователя, форма постановки вопросов и приме­нение тактических приемов.

к Формирование показаний — это непрерывный процесс, который начинается с момента восприятия и заканчивается на последнем до- просе (на предварительном следствии или в судебном заседании). В течение этого времени нередко происходит трансформация восприня­того, и содержание показаний может быть значительно изменено. В за-

 

висимости от того, какие факторы влияли на допрашиваемого, они в последующем могут быть более полными и достоверными или, наобо­рот, в них могут появиться ошибки, пробелы и т.п. Знание указанных особенностей формирования показаний, учет их на допросе и примене­ние необходимых тактических приемов для нейтрализации отрицатель­ных факторов обеспечивают получение от допрашиваемого полной и объективной информации об известных ему обстоятельствах.

2. Подготовка к допросу

Допрос свидетелей (потерпевших) и обвиняемых (подозреваемых) регламентируется различными процессуальными нор­мами, имеются различия и в тактике их допроса. Но вместе с тем при подготовке к их допросу применимы многие общие тактические поло­жения. Надлежащая подготовка позволит провести допрос целенаправ­ленно, определить его предмет, выяснить, какие именно обстоятельст­ва, факты могут быть известны допрашиваемому, уточнить данные о его личности, возможную позицию, наметить заранее рациональную линию поведения, необходимые вопросы и тактические приемы.

Подготовка к допросу на предварительном следствии состоит в проведении комплекса действий, обеспечивающих эффективность и результативность его производства, получение от допрашиваемого до­стоверной информации. В основном это следующие действия:

1) изучение материалов расследуемого уголовного дела, уточнение обстоятельств, которые могут быть известны конкретным свидетелям, потерпевшим, обвиняемым, подозреваемым;

2) уточнение данных, непосредственно относящихся к предмету до­проса, и выявление источников, из которых им стали известны обстоя­тельства, факты. При подготовке к допросу обвиняемого (подозревае­мого) нужно заранее выяснить, какие доказательства подтверждают их виновность;

3) собирание и изучение сведений о личности допрашиваемого. Кроме сведений биографического характера нужно выяснить также данные о специальных познаниях, навыках, физических и психических недостатках, моральном облике, заинтересованности в деле, взаимоот­ношениях с лицами, которые проходят по делу;

4) изучение вопросов, относящихся к специальным познаниям, ис­пользование консультаций специалистов;

5) определение времени допроса, способа вызова на допрос и места допроса. Если по делу проходит несколько свидетелей (потерпевших), обвиняемых (подозреваемых), то тактически важно определить очеред­ность их допроса. Следователь обязан принять меры, обеспечивающие вызов и явку на допрос защитника, переводчика, представителей несо-


вершеннолетних. Местом допроса, как правило, является кабинет сле­дователя. Он должен быть оборудован скромно, без отвлекающих вни­мание предметов. Во время допроса нужно исключить появление по­сторонних лиц, шумовых раздражителей (телефонные звонки, радио). Обстановка в кабинете должна располагать к откровенной беседе, спо­собствовать установлению психологического контакта с допрашивае­мым;

6) техническое обеспечение допроса. К началу допроса должны ьбыть подготовлены необходимые бланки, пишущая машинка, если бу-дут применяться звукозапись или видеозапись, то нужно подготовить Ви тщательно проверить эти технические средства, убедиться в их на­дежности, подобрать необходимые кассеты с лентами;

7) тактическое обеспечение допроса. Оно состоит в том, чтобы за-ранее подготовить материалы дела, доказательства, которые могут быть предъявлены (протоколы, магнитные ленты с записью показаний других лиц, заключения экспертиз и т.п.). Следует предусмотреть оп­ределенную последовательность предъявления доказательств, заранее [наметить тактические приемы, определить момент их применения, а также вопросы, которые могут быть заданы допрашиваемому. На завершающем этапе подготовки к допросу составляется план. В зависимости от сложности следственного действия план может быть устным или письменным, кратким либо подробным. Иногда он может быть упрощенным, в котором отмечается лишь перечень вопросов, подлежащих выяснению. В плане невозможно предусмотреть все осо­бенности тактики допроса, поэтому могут быть внесены изменения и дополнения в план этого следственного действия уже в ходе его про- \ ведения.

3. Тактические приемы допроса (общие положения)

Применение тактических приемов во время до-! проса позволяет провести его целенаправленно, установить психологи­ческий контакт с допрашиваемым, выяснить, какие именно обстоятель­ства, факты ему известны, принять меры к нейтрализации его негатив­ной позиции и получить от него показания, в которых содержится объ­ективная информация.

На допросе различные по содержанию тактические приемы могут применяться последовательно по определенной системе либо объеди­ненными в комплексы с целью получения в полном объеме достовер­ных показаний. Тактический прием допроса — это определенная ли­ния поведения следователя либо его наиболее оптимальные, эффектив­ные действия. В отличие от процессуальных норм тактические приемы


10-65

 

 


не регламентируются законом. Их применение в процессе допроса за­висит от усмотрения следователя, процессуального положения и пози­ции допрашиваемого, его психофизиологических свойств, других лич­ностных качеств. Непременным условием применения тактического приема является его правильный выбор с учетом конкретных обстоя­тельств, следственных ситуаций.

Процесс допроса может быть условно подразделен на четыре час­ти: вступительная; свободный рассказ; ответы допрашиваемого на воп­росы; заключительная. Приступая к допросу, следователь удостоверя­ется в личности допрашиваемого, уточняет анкетные данные, проверя­ет документы, выясняет, следует ли приглашать переводчика или иных лиц, имеющих право участвовать в допросе, разъясняет права и обя­занности допрашиваемому с учетом его процессуального положения. Свидетель и потерпевший предупреждаются об ответственности за да­чу ложных показаний и за отказ от дачи показаний. Кроме того, до­прашиваемому разъясняется его право, предусмотренное ст.51 Консти­туции РФ не свидетельствовать против себя, своего супруга и своих близких родственников. Следует также выяснить отношение допраши­ваемого к делу и лицам, которые проходят по нему, его возможную позицию и установить с ним психологический контакт.

Переходя непосредственно к допросу, следователь должен предло­жить допрашиваемому свободно рассказать все, что ему известно по делу. Не следует перебивать допрашиваемого, нужно внимательно вы­слушать его. Умение слушать — это важное профессиональное качест­во следователя.

Во время свободного рассказа допрашиваемый часто не освещает все известные ему обстоятельства. Поэтому и возникает необходи­мость перейти к стадии «вопросы и ответы». Все вопросы должны от­носиться к предмету допроса, а ответы на них должны дополнять, уточнять изложенные ранее сведения, факты. Различают следующие разновидности вопросов: основные, дополнительные, уточняющие, на­поминающие, уличающие и контрольные. Основные позволяют вы­яснить обстоятельства, непосредственно относящиеся к предмету до­проса. Ответы на них должны отражать все известные допрашиваемо­му обстоятельства, факты. Дополнительные могут быть по­ставлены с целью дополнить показания обо всех или отдельных обсто­ятельствах. Если во время допроса выяснится, что допрашиваемому известны какие-то обстоятельства, о которых нет данных в материалах дела, то необходимо также задать дополнительные вопросы и полу­чить на них ответ. Уточняющие вопросы позволяют полу­чить более четкие показания об отдельных фактах, деталях, устранить противоречия, неточные выражения, употребление неудачных, грубых


терминов. Чтобы допрашиваемый более точно вспомнил факты, дета­ли, обстановку, могут быть заданы напоминающие вопро-с ы. Они позволяют оживить ассоциативные связи, память и получить более полные показания. Уличающие вопросы ставятся в конфликтных ситуациях, позволяют выяснить противоречия и несоот­ветствия в показаниях, изобличить допрашиваемого во лжи и показать бесперспективность его позиции.

Недопустимо задавать наводящие вопросы, так как они могут при­вести к внушению и искажению показаний. Контрольные вопросы могут быть поставлены для того, чтобы выяснить, из ка­ких источников допрашиваемому стали известны обстоятельства, све­дения, о которых он дает показания, а также с целью проверить и оце­нить, насколько они объективны, не допускает ли он ложь.

Тактические приемы допроса разнообразны и неравнозначны по со­держанию, но цель их применения одна: обеспечить получение от до­прашиваемого такой объективной информации, которая отражает дей­ствительность и представляет ценность для установления истины по расследуемому уголовному делу. Тактические приемы должны отве­чать определенным требованиям:

а) не противоречить закону и морально-этическим нормам;

б) не оказывать на допрашиваемого влияния, которое могло бы привести к самооговору или же к оговору других лиц;

в) не основываться на насилии, угрозах и других незаконных ме­рах, невыполнимых обещаниях;

г) не дискредитировать правоохранительные органы и их деятель­ность.

Тактические приемы применяются как во время подготовки к до­просу, так и непосредственно в процессе основного, повторного и до­полнительного допросов.

Тактические приемы, используемые при организации допроса и ус­тановлении психологического контакта с допрашиваемым, имеют оп­ределенную специфику. В основном к ним относятся тактические при­емы, применяемые с целью изучения личности допрашиваемого, орга­низации допроса и подготовки к нему, для установления психологиче­ского контакта.

Непосредственно в процессе допроса могут применяться следую­щие группы тактических приемов:

1) побуждающие допрашиваемого к даче показаний (постановка вопросов, позволяющих уточнить, какая именно информация известна допрашиваемому по расследуемому делу; напоминание в общих чер­тах о происшедшем событии; уточнение эмоционального состояния допрашиваемого, обстановки, условий, при которых формировались


его показания, оживление его ассоциативных связей с целью восста­новления в памяти воспринятых им фактов и т.п.);

2) оказывающие психологическое воздействие на допрашиваемого (побуждение допрашиваемого отказаться от противодействия и введе­ния следствия в заблуждение, создание впечатления о безнадежности таких попыток, использование сомнений допрашиваемого в способно­сти придерживаться до конца избранной им негативной позиции, вне­запное предъявление наиболее важных доказательств и др.);

3) применяемые в бесконфликтных ситуациях (создание доброже­лательной обстановки на допросе, способствующей даче полных и до­стоверных показаний, оказание помощи в воспоминании воспринятых допрашиваемым фактов, постановка уточняющих вопросов с целью не допустить в показаниях пробелов и неточностей и др.);

4) используемые в конфликтных ситуациях (создание на допросе строго рабочей обстановки, которая была бы неблагоприятной для вы­ражения неприязни к следователю, а, наоборот, вызывала бы уважение к нему; преодоление негативной позиции, создание впечатления о пол­ной осведомленности следователя об обстоятельствах дела; убеждение допрашиваемого в бесполезности конфликтовать, и скрывать извест­ные ему факты и т.п.).

Во время допроса возникают конфликтные ситуации различного характера. Для их разрешения необходимо применять такие тактиче­ские приемы, которые были бы наиболее эффективными, нейтрализо­вали бы противодействие допрашиваемого, побудили бы его дать по­казания, соответствующие реальным обстоятельствам. Можно указать, например, на следующие распространенные ситуации: показания до­прашиваемого являются неопределенными, в них имеются серьезные противоречия; допрашиваемый заявляет, что не помнит все или от­дельные факты; сведения, которые он сообщает, не согласуются с ма­териалами дела либо являются ложными. Для уточнения таких показа­ний возникает необходимость в распознании правдивых и ложных со­общений, отграничении умышленной лжи от заблуждения, в предотв­ращении лжи и изобличении во лжи допрашиваемого. Тактические приемы, применяемые для разрешения некоторых возникших конфлик­тных ситуаций, условно можно разграничить на группы:

1) направленные на распознание правдивых и ложных показаний (создание нормальной, не отвлекающей внимание допрашиваемого об­становки, уточнение и конкретизация неопределенных, неполных пока­заний, постановка вопросов для повторного изложения отдельных или всех фактов, формирование у допрашиваемого представления о невоз­можности лгать или умалчивать о фактах);


2) направленные на отграничение умышленно ложных показаний от заблуждений (уточнение условий восприятия допрашиваемым собы­тий, фактов; выяснение субъективного состояния в момент восприя­тия; постановка вопросов, возбуждающих или ослабляющих его эмо­циональное состояние; внезапный переход от выяснения одних фактов к выяснению других; постановка вопросов, направленных на выясне­ние признаков, указывающих на заведомую ложь; выяснение возмож­ных причин, вследствие которых допрашиваемый заинтересован в даче ложных показаний, и др.);

3) направленные на использование положительных качеств лично­сти (нейтрализация отрицательных качеств личности допрашиваемого и использование его положительных качеств, призыв к чувству сове­сти, справедливости, честности, добросовестному исполнению своих обязанностей, долга, оказанию содействия в борьбе с преступностью и т.п.);

4) направленные на изобличение допрашиваемого во лжи (создание на допросе строго рабочей обстановки, корректное поведение следова­теля, формирование у допрашиваемого представления о том, что лгать бесполезно и любая ложь будет разоблачена, что следователь реши­тельно настроен на выяснение истины по делу, неожиданная постанов­ка вопросов, относящихся к важным обстоятельствам дела, создание у допрашиваемого представления о полной осведомленности о проис­шедшем событии и доказательствах, отвлечение внимания допрашива­емого от надуманной лжи, предъявление доказательств без разъясне­ния их содержания и относимое™ к делу, внезапное предъявление наиболее веских доказательств или предъявление их в определенной последовательности с целью изобличения допрашиваемого во лжи, предъявление видеофильмов, магнитофонных записей, вещественных доказательств, документов и т.д.).

Рассмотренные группы тактических приемов применяются во вре­мя допроса свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых. Вместе с тем в тактике их допроса, безусловно, имеются определен­ные особенности, в связи с чем с учетом сложившейся следственной ситуации, процессуального положения допрашиваемого, его личност­ных качеств могут применяться и иные разнообразные и специфиче­ские приемы.

4. Тактические особенности допроса свидетелей

В соответствии с уголовно-процессуальным зако­ном свидетелем может быть лицо, которому известны обстоятельства, относящиеся к расследуемому уголовному делу. Свидетели допраши-


ваются по всем уголовным делам. Нередко с их помощью удается ус­тановить факты, которые невозможно доказать другими следственны­ми действиями.

Предметом допроса свидетеля могут быть обстоятельства, которые он лично воспринимал или слышал о них от других лиц, а также све­дения, относящиеся к личности потерпевшего, обвиняемого либо иным участникам процесса. Предметом допроса потерпевшего также являют­ся обстоятельства, которые ему стали известны. Потерпевший — это лицо, которому причинен моральный, имущественный или физический вред. В соответствии с законом следователь обязан признать его по­терпевшим и разъяснить ему права. Он, так же как и свидетель, может быть допрошен о любых обстоятельствах дела и о взаимоотношениях с обвиняемым и другими лицами, которые проходят по делу.

На допросе свидетелей и потерпевших могут возникнуть различ­ные ситуации, например:

обстоятельства происшедшего события действительно известны свидетелю (потерпевшему), и он о них подробно рассказывает;

свидетель (потерпевший) заявляет, что ему ничего не известно об обстоятельствах, о которых его допрашивают, он их не наблюдал и о них не слышал, хотя в деле имеются данные, что они ему известны;

обстоятельства, которые выясняются на допросе, им лично воспри­нимались, но он не дает о них подробных показаний в связи с тем, что забьш их, либо недостаточно четко воспринял;

допрашиваемый дает ложные показания в результате заблуждения (неблагоприятные условия восприятия, влияние субъективных факто­ров);

показания на допросе являются правдивыми, но противоречат мате­риалам дела, которые следователь считает бесспорными;

сведения, которые сообщает допрашиваемый, являются заведомо ложными и др.

Свидетели и потерпевшие чаще всего, дают правдивые показания, но нередки случаи, когда они умышленно искажают действительные факты, пытаются запутать следствие, отказываются от ранее данных показаний. Мотивы и причины при этом могут быть самые различные:

влияние на свидетелей со стороны подозреваемых, обвиняемых, их знакомых, родственников, боязнь мести преступников или лиц, кото­рые связаны с ними; стремление вь1городить виновного или смягчить его вину; стремление потерпевшего преувеличить причиненный ему ущерб и т.п.

Допрос свидетеля (потерпевшего) целесообразно проводить в каби­нете следователя. Официальная обстановка в большей степени способ­ствует установлению деловых отношений с допрашиваемым. Присту-


пая к допросу свидетеля (потерпевшего), следует установить не только анкетные данные, но и другие сведения, например: о его окружении, друзьях, условиях жизни, работы, интересах и т.п. Выяснение сведе­ний о личности свидетеля (потерпевшего), некоторых иных данных о нем, подробное знакомство с ним значительно облегчают установле­ние психологического контакта и создают благоприятные условия для свидетельствования.

В соответствии с законом дача показаний является обязанностью свидетеля (потерпевшего), и за отказ или уклонение от дачи показа­ний, а также за дачу заведомо ложных показаний он несет ответствен­ность. Перед допросом его следует предупредить об этом, что он дол­жен удостоверить своей подписью. Сделать это необходимо спокойно и корректно. Но если допрашиваемый упорно не желает давать показа­ния или предпринимает попытки дать заведомо ложные показания, то его следует в более строгой форме повторно предупредить об ответст­венности, разъяснив серьезные последствия его негативного поведе­ния.

Следователь обязан разъяснить, что свидетель или потерпевший вправе отказаться от дачи показаний, уличающих в совершении пре­ступлений их самих или близких родственников. Свидетель или потер­певший, не воспользовавшиеся этим правом, предупреждаются об уго­ловной ответственности за дачу ложных показаний, о чем делается от­метка в протоколе (в данном случае они несут ответственность за лю­бые ложные сообщения).

Переходя к стадии допроса «свободный рассказ», необходимо пра­вильно сформулировать первый вопрос. Свидетелю нужно в тактичной форме предложить свободно и подробно рассказать все, что ему изве­стно об обстоятельствах, которые он лично наблюдал или слышал о них и от кого именно. Следователь должен внимательно выслушать, по возможности не перебивая допрашиваемого. Вместе с тем нельзя признать правильным распространенное мнение, что во время свобод­ного рассказа не следует задавать вопросы, так как некоторые свидете­ли тогда ничего или почти ничего не расскажут. Вопросы на этой ста­дии могут быть заданы свидетелю, но лишь с целью более подробно и последовательно изложить известные ему обстоятельства. Если он яв­но отвлекается от раскрытия содержания предмета допроса, то необхо­димо в тактичной форме предложить вернуться к изложению извест­ных ему фактов.

Во время свободного рассказа свидетели и потерпевшие нередко только в общих чертах излагают то, что им известно, а отдельные де­тали упускают, считая, что они не имеют значения для дела или допу­скают ошибки и неточности. Эти погрешности устраняются на следу-


ющей стадии допроса, когда следователь задает допрашиваемому воп­росы и получает на них ответы. Действия следователя на этой стадии рассмотрены в общих положениях тактики допроса. Отметим лишь не­которые, особенности. Прежде всего следует придерживаться опреде­ленного порядка и последовательности постановки вопросов. Вначале, как правило, ставятся основные вопросы, если в этом возникает необ­ходимость, то следователь задает дополнительные вопросы, стремясь полностью раскрыть содержание предмета допроса. Уточняющие воп­росы ставятся допрашиваемому в том случае, когда он дал нечеткие, неясные показания по каким-то обстоятельствам, допускал противоре­чивые суждения. Напоминающие вопросы следователь задает с целью помочь свидетелю (потерпевшему) вспомнить какие-то факты, детали, оживить его ассоциативные связи, память. Контрольные вопросы мо­гут быть заданы в любое время, но чаще всего их задают в конце до­проса, так как они ставятся с целью проверить достоверность свиде­тельских показаний, насколько они соответствуют обстоятельствам расследуемого события и материалам дела.

Тактические приемы общего характера, обеспечивающие эффектив­ность допроса в различных ситуациях и с учетом особенностей лично­сти допрашиваемого, всецело применимы и в процессе допроса свиде­телей и потерпевших, но к ним могут, естественно, применяться и спе­цифические приемы. Показания свидетелей и потерпевших нередко яв­ляются основными доказательствами по делу. Это обязывает следова­теля особенно тщательно подходить к их допросу, принимать все не­обходимые меры, чтобы получить от них показания, которые действи­тельно соответствовали бы истинным обстоятельствам дела.

Свидетели и потерпевшие в большинстве случаев являются добро­совестными участниками уголовного процесса, желают оказать содей­ствие в раскрытии преступления и дают правдивые показания. В таких случаях на допросе складываются бесконфликтные ситуации и благо­приятные условия для получения объективной информации о проис­шедшем событии. Наиболее распространенные из них следующие:

свидетель (потерпевший) добросовестно дает правдивые показания;

свидетель (потерпевший) заблуждается и в связи с этим ненамеренно сообщает ложные сведения в полном объеме или частично. Тактиче­ские приемы при таких ситуациях применяются в целях выяснения и уточнения обстоятельств, составляющих предмет допроса. Необходимо постоянно поддерживать с допрашиваемым надлежащий психологиче­ский контакт и благоприятную обстановку для свидетельствован™, применять тактические приемы, позволяющие максимально подробно и детально выяснить все, что ему известно. Эффективными могут быть, например, следующие: стимулирование положительных качеств


свидетеля, оживление его ассоциативных связей, создание обстановки доверия к следователю, постановка вопросов, побуждающих к подроб­ному изложению обстоятельств, известных ему, и позволяющих избе­жать неточностей и пробелов, и др. В частности с целью восстановле­ния в памяти фактических обстоятельств, целесообразны предъявление рисунков, фотографий, схожих предметов, которые могли бы стимули­ровать воспоминание об обстановке и действительной картине проис­шедшего события; постановка уточняющих и напоминающих вопро­сов: посещение вместе с потерпевшим (свидетелем) места происшест­вия и т.д. Чтобы установить действительные причины добросовестного заблуждения свидетеля (потерпевшего), необходимо тщательно и де­тально изучить его личность, психофизические свойства, выяснить объективные и субъективные факторы, которые могли повлиять на восприятие и запоминание и проанализировать их на допросе.

Но иногда первый допрос лишь дает толчок, стимул к припомина­нию фактов, в таком случае свидетелю нужно дать время подумать, а затем провести повторный допрос.

Однако нередки конфликтные ситуации возникают в процессе до­просов свидетелей и потерпевших. Основные варианты конфликтных ситуаций следующие. Свидетель (потерпевший) отказывается дать по­казания, либо скрывает известные ему обстоятельства, либо дает умышленно частично или полностью ложные показания. Для преодо­ления таких конфликтных ситуаций необходимо сначала нейтрализо­вать негативную установку лжесвидетеля и противодействие с его сто­роны. Действия следователя должны быть прежде всего направлены на то, чтобы убедиться, что показания действительно являются ложными, а затем установить мотивы лжесвидетельства. Следует иметь в виду, что ложь легче предупредить, чем ее устранить. Поэтому на допросе нужно ориентироваться не на последующее разоблачение во лжи, а на ее предупреждение и превентивное изобличение лжесвидетеля непос­редственно во время допроса. В отдельных случаях эффективный ре­зультат может быть достигнут при обращении к положительным каче­ствам личности свидетеля, призыв к чувству совести, честности, доб­росовестному исполнению своих обязанностей. Иногда положитель­ный результат может быть достигнут тогда, когда в процессе допроса анализируются внутренние противоречия в показаниях, а также проти­воречия в показаниях допрашиваемого с показаниями иных лиц или с другими доказательствами дела. Убеждаясь в наличии противоречий, свидетель затрудняется правдоподобно их объяснить и часто приходит к выводу, что ложь не удается скрыть и лгать бессмысленно. Если эти действия, в том числе и предъявление доказательств, не дают резуль­татов, то следует еще раз напомнить свидетелю об уголовной ответст­венности за дачу ложных показаний и провести серию очных ставок.


Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей. Особенности тактики допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших обус­ловлены своеобразием их возрастной психики и характером восприя­тия ими происходящих событий, особенностями формирования показа­ний в целом. Для несовершеннолетних характерны недостаточный уровень знаний, развития, ограниченный круг даже общепринятых по­нятий, отсутствие надлежащего опыта, профессиональных знаний, по­вышенное эмоциональное состояние во время восприятия и некритиче­ское отношение к воспринимаемому, неспособность правильно оце­нить поступки, как свои, так и других людей, повышенная склонность к внушению, фантазированию. Начиная допрос, следователь должен сразу же расположить к себе несовершеннолетнего свидетеля (потер­певшего), вызвать его на откровенный разговор. Для установления надлежащего психологического контакта полезно вести с ним беседу на отвлеченную тему, представляющую для него интерес, выяснить его отношения со сверстниками, дружеские связи, поведение в школе и семье. Малолетних желательно допрашивать дома, в детском саду или создать подобную обстановку в другом месте.

Свидетели и потерпевшие в возрасте до шестнадцати лет не пре­дупреждаются об уголовной ответственности об отказе или уклонении от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, но при этом им указывается на необходимость говорить только правду. Несовер­шеннолетним свидетелю и потерпевшему также разъясняется право от­каза от дачи показаний, уличающих в совершении преступления их са­мих или близких родственников, о чем делается отметка в протоколе.

Свободный рассказ несовершеннолетнего об известных ему обстоя­тельствах, как правило, бывает неполным, отрывочным и непоследова­тельным. Задача следователя в данном случае состоит в том, чтобы по­мочь несовершеннолетнему восстановить в памяти известные ему об­стоятельства, последовательно и подробно изложить показания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.