Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тактические особенности допроса свидетелей. 22 страница




В плане допроса следует предусмотреть обстоятельства, подлежа­щие выяснению, и вопросы, которые необходимо поставить перед не­совершеннолетним, с учетом его позиции по отношению к предъяв­ленному обвинению.

После оглашения постановления о привлечении в качестве обви­няемого не следует сразу же выяснять у подростка, признает ли он се­бя виновным в предъявленном обвинении или нет, как это предусмот­рено ст. 150 У ПК РСФСР. Такой вопрос может негативно повлиять на весь ход следствия. Подросток может замкнуться, сразу признав себя виновным, или дать ложные показания, оговорив себя.

После предъявления обвинения предпочтителен свободный рассказ несовершеннолетнего, который не рекомендуется прерывать.

Тактика дальнейшего допроса зависит от позиции несовершенно­летнего по отношению к предъявленному обвинению. В бесконфликт­ной ситуации целесообразны следующие тактические приемы: а) мак­симальная детализация обстоятельств совершенного преступления и роли каждого соучастника; б) получение объяснений по поводу имею­щихся в деле доказательств с целью устранения противоречий, стиму­лирования дальнейшей детализации показаний; в) выявление обстоя­тельств, непосредственно предшествующих совершению преступления,


и поведения соучастников после совершения общественно опасных действий; г) постановка дополнительных вопросов для уточнения мо­тива и цели преступления; д) не рекомендуется требовать от раскаяв­шегося подростка, чтобы он сразу же во всех деталях рассказал о наи­более жестоких и циничных действиях.

При допросе в конфликтных ситуациях, когда несовершеннолетний отрицает причастность к совершенному преступлению, кроме тех так­тических -приемов, которые были рекомендованы при допросе несовер­шеннолетних подозреваемых, целесообразны следующие: а) предъяв­ление в определенной последовательности собранных в процессе рас­следования доказательств. Их лучше использовать в нарастающем по­рядке, но в логической последовательности и без разрыва во времени. Предъявленные доказательства не должны представлять сложную сис­тему улик, так как несовершеннолетний может в них не разобраться. Значение каждого из предъявленных доказательств несовершеннолет­нему нужно разъяснить; б) в процессе допроса несовершеннолетнему можно предъявить только факты, непосредственно уличающие его в совершении преступления. Не рекомендуется доводить до его сведе­ния фактические данные, которые непосредственно не уличают подро­стка, а раскрывают механизм преступления. В определенной ситуации этой информацией несовершеннолетний может воспользоваться, решив «признаться» в преступлении, которого он не совершал; в) допущение легенды. Такой тактический прием допустим, если следователь распо­лагает достаточньми доказательствами для опровержения ложных по­казаний обвиняемого. Эффективность этого тактического приема за­ключается в том, что он убедит несовершеннолетнего в недопустимо­сти ложных показаний и по другим вопросам; г) психологический эф­фект внезапности можно применять в зависимости от возраста допра­шиваемого и характера доказательств, которыми располагает следова­тель; д) разъяснить значение чистосердечного раскаяния и активного способствования раскрытию преступления как смягчающего вину об­стоятельства. Для участия в допросе может быть приглашен педагог или специалист в области детской и юношеской психологии.

Тактика очной ставки. Очная ставка — не единственный и не лучший способ устранения противоречий в показаниях несовершенно­летнего обвиняемого (подозреваемого) и других допрошенных по делу лиц, так как на очной ставке подросток может изменить ранее данные показания не только под влиянием правдивых показаний другого уча­стника очной ставки, но и из-за повышенный внушаемости и податли­вости, а также в результате сильного психологического воздействия со стороны другого допрошенного на очной ставке лица. Если есть возможность устранить противоречия путем проведения иных следст-


венных действий (следственного эксперимента, проверка показаний на месте и др.), следователь должен использовать прежде всего эти воз­можности.

Нецелесообразно проводить очную ставку при очевидности отрица­тельного воздействия на несовершеннолетнего обвиняемого со сторо­ны взрослого соучастника (угроза, запугивание, шантаж) или если не­совершеннолетний потерпевший болезненно реагирует на предстоя­щую встречу с обвиняемым. В подобных случаях показания несовер­шеннолетнего обвиняемого или потерпевшего можно зафиксировать с помощью видео- или звукозаписи и воспроизвести их при допросе. При возможности нейтрализовать отрицательное воздействие взросло­го путем твердого контроля за его поведением, очную ставку с участи­ем несовершеннолетнего надо проводить вне зависимости от того, как оцениваются ее перспективы.

При невозможности устранения существенных противоречий дру­гими процессуальными средствами возникает вопрос о проведении оч­ной ставки. При ее проведении желательно присутствие педагога, ко­торый, используя свои специальные познания, не только сможет по­мочь в подготовке и проведении очной ставки, но и в какой-то мере снимет напряжение, окажет дисциплинирующее воздействие на друго­го участника очной ставки. При проведении очной ставки с несовер­шеннолетним обвиняемым может участвовать защитник.

Выбор момента для производства очной ставки с участием несовершеннолетнего обвиняемого определяется достаточностью соб­ранных доказательств, которые можно использовать для изобличения другого соучастника преступления. Разрабатывая план производства очной ставки, необходимо предусмотреть возможность последователь­ного использования совокупности вещественных доказательств, доку­ментов, заключений экспертиз и других источников.

С большой осмотрительностью следует проводить очную ставку между несовершеннолетним, вовлеченным в преступную деятельность, и взрослым подстрекателем из числа близких родственников. Несовер­шеннолетнему трудно разобраться в сложившейся ситуации, особенно, если взрослый подстрекатель и после очной ставки продолжает отри­цать какую-либо причастность к совершенному преступлению.

Первьм на очной ставке следует допрашивать того, кто дает наибо­лее правдивые показания. На очной ставке со взрослым первым нужно допрашивать подростка, какую позицию он бы не занимал, за исключе­нием следующих случаев: а) если подросток дает заведомо ложные по­казания; б) когда уровень антисоциальной направленности личности не­совершеннолетнего обвиняемого выше, чем у взрослого соучастника;

в) если разница в возрасте допрашиваемых незначительна.


Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей подростков, от их отно­шения к расследуемому событию и к несовершеннолетнему обвиняе­мому. Такой подход дает возможность выделить следующие группы несовершеннолетних свидетелей: а) очевидцы и иные свидетели; б) под­ростки из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого;

в) подростки из числа соучастников, дело в отношении которых пре­кращено,в порядке ст. 7—9 У ПК РСФСР или в связи с недостижением возраста уголовной ответственности. По возрастному признаку надо выделить и малолетних свидетелей.

В допросе несовершеннолетних свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет участие педагога или специалиста-психолога рекомендуется: а) при отсутствии данных о психическом развитии; б) при особой замкнуто­сти свидетеля; в) в случае допроса свидетеля с антисоциальной на­правленностью личности.

При подготовке к допросу необходимо выяснить отношение к свер­стникам, черты характера, наличие определенных интересов, взаимоот­ношения с участниками события. Для того чтобы исключить возмож­ность постороннего влияния со стороны заинтересованных лиц, надо сократить срок вызова и допроса несовершеннолетнего свидетеля.

При допросе данной категории свидетелей предпочтителен свобод­ный рассказ, но постановка дополнительных вопросов чаще всего не­избежна. При разработке тактики допроса надо обращать внимание на правильность формулировки и последовательность вопросов.

Данная категория свидетелей обычно испытывает доверие к следова­телю, поэтому необходима особая осторожность при формулировании вопросов, чтобы они не носили внушающего, наводящего характера.

При подготовке к допросу несовершеннолетних потерпевших надо учитывать, что: а) они заинтересованы в исходе дела; б) чувство стра­ха способствует тому, что пережитая опасность нередко преувеличива­ется; в) усилия потерпевшего в момент нападения были направлены не на восприятие происходящего, а на защиту от посягательства; г) факт преступного посягательства травмирует психику потерпевшего или унижает его достоинство, и это может привести к умалчиванию; д) на потерпевшего нередко оказывается психическое воздействие, чтобы он «простил» виновного; е) поведение потерпевшего может быть и провоцирующим.

При планировании допроса несовершеннолетних свидетелей из ближайшего окружения обвиняемого необходимо учитывать, что эти подростки нередко входят в те же криминогенные группы, что и несо­вершеннолетний обвиняемый. Чувство дружбы в таких группах пони­мается не всегда правильно, так как она возникает на почве нездоро-


вых интересов. По этим причинам такие подростки не всегда бывают откровенны, что надо учитывать при подготовке к их допросу.

При подготовке к допросу несовершеннолетних, дело о которых прекращено в соответствии со ст. 7—9 УПК РСФСР или в связи с не­достижением возраста уголовной ответственности, надо учитывать, что они также близки к несовершеннолетнему, привлекаемому к уго­ловной ответственности. По этой причине они менее охотно дают по­казания в отношении своих соучастников. При их допросе могут быть применены изложенные рекомендации о тактических приемах допроса несовершеннолетних обвиняемых, с учетом их личностных качеств и процессуального положения.

Малолетние свидетели бывают очень наблюдательны. Их допраши­вают в привычной для них обстановке с участием педагога (воспитате­ля детсада) и родителей.

Фиксация показаний. В процессе допроса не рекомендуется пока­зания несовершеннолетнего сразу же заносить в протокол, так как это отвлекает внимание допрашиваемого, да и следователю мешает сосре­доточиться на реализации тактического плана допроса. В протокол по­казания целесообразно заносить только по окончании допроса, сохра­няя свойственные несовершеннолетним обороты речи.

Видео- и звукозапись целесообразно применять: а) если есть осно­вания, что подросток может изменить показания под воздействием со­участников или родственников; б) при нецелесообразности проведения очной ставки и необходимости воспроизведения видео- или звукозапи­си показаний несовершеннолетнего обвиняемого или свидетеля взрос­лому или несовершеннолетнему соучастнику преступления; в) для фиксации обстановки допроса; г) при необходимости зафиксировать специфические для несовершеннолетнего обороты речи.

Тактика допроса в качестве свидетелей лиц, ответственных за вос­питание несовершеннолетних обвиняемых, специфична тем, что роди­тели, учителя, воспитатели глубоко заинтересованы в исходе дела, по­этому тактика и этика их допроса предполагает сочетание активности следователя в получении объективной информации с пониманием своеобразия их положения и эмоционального состояния.

Показания данной категории свидетелей необходимы: а) для выяв­ления условий жизни и воспитания, личностных качеств подростка-правонарушителя, его поведения; б) для выявления обстоятельств, спо­собствующих противоправному поведению несовершеннолетнего; в) для решения вопроса об ответственности родителей, педагогов и воспита­телей за ненадлежащее воспитание подростка и их роли в ресоциали-зации несовершеннолетнего.


Допросу подлежат оба родителя, классный руководитель, другой учитель, который может дать наиболее объективную информацию о своем ученике. При подготовке к допросу родителей надо учитывать, что только в каждой четвертой семье подростка-правонарушителя на­блюдались нормальные взаимоотношения. Поэтому лишь около одной трети родителей дают объективные показания.

Учителя, воспитатели школ и училищ располагают значительной информацией о личности несовершеннолетнего правонарушителя. Важно, чтобы эта информация была объективной, без излишней «эмо­циональной окраски».

Информация о работающем подростке может быть получена и при допросе бригадира, мастера, наставника, товарищей по работе. Эта ка­тегория свидетелей, к сожалению, на предварительном следствии доп­рашивается редко. У них чаще всего выясняются обстоятельства, свя­занные с совершенным преступлением, узнается о поведении несовер­шеннолетнего на работе и лишь иногда о его интересах, об источниках отрицательного влияния в ближайшем окружении несовершеннолетне­го,-о его связях. При разработке тактики допроса лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетнего обвиняемого, надо иметь в виду базовые вопросы, подлежащие выяснению: условия жизни и воспита­ния, психофизическое развитие подростка; его потребности, интересы, поведение; личностные качества и особенности характера; отношение к учебе (работе); взаимоотношения в коллективе, по месту жительства;

данные о ранее совершенных проступках и принимавшихся мерах; об­стоятельства совершенного преступления, предшествующие и после­дующие действия подростка; причины и условия противоправного по­ведения несовершеннолетнего; взаимоотношения родителей и их отно­шение к воспитанию детей; отношение детей к родителям.

Назначение экспертиз. Специфическими для данной категории уголовных дел являются судебные психолого-психиатрические и су-дебно-медицинские эксперты. Среди несовершеннолетних правонару­шителей значительна доля лиц с психиатрическими аномалиями. Де­фекты в психике подростка могут быть вследствие хронической ду­шевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, значительного отставания в психическом развитии, сенсорной недос­таточности (дефекты слуха, зрения), иного болезненного состояния.

В соответствии со ст. 392 УПК РСФСР при наличии данных об ум­ственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, должно быть выяснено, мог ли он полностью сознавать значение своих действий. Важность проверки таких фактов обусловле­на тем, что согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний дос­тиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но


вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психи­ческим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и об­щественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. В подобных случаях назначается судебно-психологическая экспертиза.

Если в процессе расследования добыты данные о душевном заболе­вании несовершеннолетнего, назначается судебно-психиатрическая экспертиза, на разрешение которой ставятся традиционные вопросы.

В порядке подготовки и назначению указанных экспертиз следова­телю необходимо: а) запросить из лечебного учреждения, диспансера сведения о психофизическом развитии несовершеннолетнего, перене­сенных заболеваниях и состоянии его здоровья; б) у родителей и вос­питателей дошкольных учреждений выяснить вопросы, связанные с развитием подростка; начиная с младенческого возраста; в) у родите­лей и учителей получить сведения о школьном периоде жизни подро­стка (учебе, поведении, отношении с учащимися); г) выяснить условия жизни и воспитания подростка, его потребности и интересы, об отно­шении родителей к воспитанию детей.

В отношении несовершеннолетних правонарушителей на разреше­ние судебно-психологической экспертизы ставятся следующие вопро­сы: а) имеются ли у несовершеннолетнего признаки умственной отста­лости, не связаны ли они с психическим заболеванием, и, если имеют­ся, в чем конкретно они выражаются? б) с учетом состояния психиче­ского развития мог ли он в полной мере осознавать фактический ха­рактер и общественную опасность своих действий? в) в какой мере он мог руководить своими действиями?

В случае возникновения сомнения в способности несовершеннолет­него (малолетнего) свидетеля (потерпевшего) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правиль­ные показания на, разрешение судебно-психологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: а) каковы особенности его психического развития? б) мог ли он с учетом его психического развития правильно воспринимать определенные обстоятельства (ука­зать какие) и давать о них правильные показания? в) имеются ли у несовершеннолетнего (малолетнего) признаки повышенной внушаемо­сти или повышенной склонности к фантазированию? г) мог ли несо­вершеннолетний (малолетний), учитывая состояние его психического развития, понимать сущность происходящих на его глазах событий?

При необходимости установления факта беспомощного состояния потерпевшей при изнасиловании на разрешение судебно-психологиче­ской экспертизы ставятся следующие вопросы: могла ли потерпевшая,


учитывая присущие ей особенности психического развития, ее эмоцио­нальное состояние и объективно сложившуюся ситуацию, а) понимать характер и значение действий обвиняемого? б) оказывать сопротивле­ние преступнику?

4. Воспитательно-профилактическая работа

Значительное внимание в процессе расследования уделяется.воспитательному воздействию на несовершеннолетних пра­вонарушителей, других подростков, находящихся на грани совершения преступления, а также на родителей, отрицательно влияющих на своих детей.

Воспитательно-профилактическая работа в процессе предваритель­ного следствия проводится на базе выявленных следователем причин и условий, способствующих совершению преступлений. Их выявление не менее сложный и трудоемкий процесс, чем доказывание других об­стоятельств, предусмотренных ст. 68 УПК РСФСР.

Искоренить у несовершеннолетнего правонарушителя отрицатель­ные нравственные качества и сформировать положительные вряд ли удастся в процессе расследования. Однако побудить его к осознанию противоправности и пагубности антиобщественного поведения, к глу­бокому раскаянию, показать перспективы исправления — задача, кото­рую следователь обязан выполнить не только в силу служебных пол­номочий, но и во исполнение морального долга. Воспитательную рабо­ту с несовершеннолетним обвиняемым, другими лицами надо вести в пределах достоверно установленных фактов противоправного и иного аморального поведения (пьянство, нарушение правил совместного про­живания и т д.). О совершенном подростком общественно опасном действии надо говорить как о факте, установленном следствием. Это, однако, не исключает необходимости вести в процессе расследования активную правовоспитательную работу с несовершеннолетним право­нарушителем.

Беседы с подростком должны подкрепляться активной практиче­ской деятельностью по вовлечению несовершеннолетнего в общест­венно полезные и интересные занятия, а если он арестован, то глубо­ким анализом и активным обсуждением с ним противоправного харак­тера совершенного им деяния. Речь идет о нейтрализации отрицатель­ных влияний на подростка, приобщении его к труду, вовлечении в об­щественную жизнь того или иного коллектива. При выявлении фактов угрожаемого положения или интенсивного отрицательного воздейст­вия на подростка (злоупотребление алкоголем, участие в азартных иг­рах и т. д.) следователь принимает неотложные профилактические ме­ры, направленные на возврат подростка в семью и определение его на


учебу (работу), на пресечение посещения неконтролируемых мест и среды, на усиление контроля за поведением подростка. При прекраще­нии дела в отношении несовершеннолетнего по нереабилитирующим обстоятельствам воспитательно-профилактическая работа осуществ­ляется в полном объеме.

Созданию ситуации и поводов к совершению преступлений неред­ко способствует аморальное поведение несовершеннолетних потерпев­ших. С такими подростками необходимо проводить не меньшую вос­питательную работу, чем с несовершеннолетними обвиняемыми.

При расследовании в поле зрения следователя попадают подростки, не причастные к расследуемому событию, но образ жизни и поведение которых вызывает тревогу, о них направляется информация в ОПППН и комиссию по делам несовершеннолетних.

Судопроизводство по делам несовершеннолетних должно обеспе­чить максимальное воспитательно-предупредительное воздействие на граждан, соприкасающихся с процессом предварительного следствия (родителей, представителей учебно-воспитательных учреждений и др.). Их внимание должно быть обращено на недостатки в воспитательной работе с подростками, на меры, направленные на их устранение, на разъяснение действующего законодательства.

По делам несовершеннолетних направляется несколько представле­ний, в том числе о недостатках: а) воспитания подростков в семье, по месту жительства, в учебном заведении или в производственном кол­лективе; б) ранней профилактики; в) деятельности ОПППН, работы патрульно-постовой и других служб милиции; г) работы средств мас­совой информации.


КРАТКИЙ СЛОВАРЬ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Автороведческая экспертиза —разновидность криминалистического исследования документов, цель которого — установление конкретного автора текста и выяснение ряда фактов неидентификационного характера (принадлежность текста к определенному функциональному стилю речи, намеренное искажение письменной речи, социальная, профессиональная, этническая среда автора и др.).

Автотехническая экспертиза —экспертиза, разрешающая вопросы, касающиеся механизма дорожно-транспортного происшествия, отдельных его обстоятельств, а также технического состояния транспортных средств, их деталей, узлов и агрегатов.

Алиби — факт нахождения обвиняемого или подозреваемого вне места совершения преступления в момент, зафиксированный как время преступления.

Белые линии — мелкие складки кожи (морщинки), расположенные на ладонной по­верхности руки и фалангах пальцев.

Взаимодействие в процессе раскрытия и расследования преступлении —взаи­мосвязь в деятельности органов и должностных лиц, обеспечивающая правильное соче­тание полномочий, методов и средств, присущих каждому из участников взаимодейст­вия.

Взрывное устройство — специально изготовленное устройство, состоящее из заря­да взрывчатого вещества, конструктивно объединенного со средством его инициирова­ния, и предназначенное для взрыва с целью поражения людей или повреждения объек­тов.

Взрывотехническая экспертиза — производимые в установленном законом поряд­ке исследования для установления обстоятельств подготавливаемого или произведенного взрыва по данным о его последствиях и разрушающему действию, примененных или планируемых для использования взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Групповой обыск —одновременный обыск у нескольких лиц, проходящих по од­ному делу, или у одного лица, но в разных местах (квартира, дача, рабочее место и т.д.).

Дактилоскопическая формула —кодированная общая характеристика папилляр-ных узоров пальцев рук определенного лица, выраженная в виде двух простых дробей.

Дактилоскопическая экспертиза —разновидность трасологической экспертизы, состоящая в исследовании следов папиллярных узоров с целью решения задач иденти­фикационного характера, а также вопросов, связанных с образованием этих следов.

Дактилоскопический учет—разновидность оперативно-справочных учетов. Осу­ществляется в отношении всех арестованных и осужденных к лишению свободы на ос­нове отпечатков пальцев рук.

Дактилоскопия — отрасль криминалистики, исследующая строение кожных узоров человека на ладонях рук с целью использования их отображений для отождествления личности, регистрации и розыска преступников.

Дельта —часть папиллярного узора, где соприкасаются три потока папиллярных линий (базисный, периферийный и центральный).

Детальная фотосъемка — вид съемки, применяемый с целью фиксации отдельных следов и иных важных особенностей места происшествия.

Динамические следы — образуются при перемещении (иногда взаимном) следооб-раэующего и следовоспринимающего объектов, когда каждая точка поверхности остав­ляет след в виде линии (трассы).


Дописка — способ подделки письменного документа путем внесения от руки в пер­воначальный текст новых слов, букв или их элементов с целью изменения смыслового содержания документов.

Допрос — следственное действие, сущность которого состоит в получении следова­телем непосредственно от допрашиваемого в установленной уголовно-пропессуальной форме показаний об известных ему обстоятельствах и иных данных, имеющих значение для расследуемого дела.

• ' Дорожка следов —совокупность следов ног одного человека, образованная после­довательно правой и левой ногой в процессе ходьбы или бега.

Идентификационный признак —индивидуальный, специфический признак (свой­ство) объекта, выделяющий его из числа однородных объектов и используемый в про­цессе идентификации.

Идентификация человека по признакам внешности —установление тождества или различия конкретного лица путем описания примет внешности по определенной системе и с применением специальной терминологии.

Идентификация по материально-фиксированным отображениям— вид крими­налистической идентификации, представляющий собой процесс отождествления по сле­дам, почерку и другим материальным носителям признаков и свойств идентифицируемо­го объекта.

Идентификация по мысленному образу —вид криминалистической идентифика­ции, представляющий собой процесс отождествления по признакам и свойствам иденти­фицируемого объекта, сохранившимся в памяти опознающего.

Идентификация по признакам общего происхождения —вид криминалистиче­ской идентификации, состоящий в установлении тождества отдельных объектов, кото­рые ранее составляли единое целое, но не имеют общей линии разделения.

Идентификация целого по частям — вид криминалистической идентификации, со­стоящий в установлении тождества объекта, разделенного на части в связи с событием преступления.

Идентифицируемый объект — материальный объект, установление тождества которого составляет задачу идентификации.

Идентифицирующий объект — объект, с помощью которого решается задача идентификации.

Искомый объект — объект, тождество которого установлено. Исследовательская версия — разновидность криминалистической версии, главная цель которой заключается в исследовании уже выявленной информации.

Калибр огнестрельного оружия — внутренний диаметр канала ствола (у гладкост­вольного оружия) или расстояние между противоположными полями нарезов (у нарезно­го оружия).

Комбинированная следственная ситуация —разновидность сложной следствен­ной ситуации, которой одновременно или в различных сочетаниях присущи черты про-блемности, конфликтное™, тактического риска и организационной неупорядоченности.

Комплексная версия — разновидность криминалистической версии, выдвигаемая в отношении нескольких обстоятельств.

Контрверсия —разновидность криминалистической версии, выдвигаемая с помо­щью логической операции отрицания основной версии и выполняющая важную функ­цию предупреждения односторонности и необъективности расследования.

Конфликтная следственная ситуация — разновидность сложной следственной си­туации, характеризуемая особым состоянием системы межличностных отношений двух или более участников уголовного процесса, имеющих несовпадающие интересы и стре­мящихся к достижению различных целей в условиях информационной неопределенно­сти, возникающей в связи с планами и намерениями соперничающей стороны.


Криминалистика —наука о характеристиках преступлении, способствующих их раскрытию и расследованию, следах преступлений, закономерностях их возникновения,. собирания, использования, технике, тактике и методике расследования, основными структурными разделами которой являются криминалистическая техника, следственная тактика и методика расследования преступлений.

Криминалистическая версия —обоснованное предположение субъектов познава­тельной деятельности, дающее одно из возможных и допустимых объяснений уже выяв­ленных исходных данных и позволяющее на их основе вероятностно установить еще не известные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Криминалистическая диагностика — разновидность экспертных исследований, направленных на распознавание природы или состояния материального объекта, собы­тия, явления или процесса.

Криминалистическая идентификация —отождествление объектов, попавших в сферу уголовно-правовой деятельности, средствами криминалистической техники.

Криминалистическая исследовательская фотография —система научных поло­жений, средств и методов съемки, используемых для фиксации и исследования объектов в ходе криминалистической экспертизы.

Криминалистическая оперативная фотография —система научных положений, средств и методов фотосъемки, применяемых при следственных действиях и розыскных мероприятиях.

Криминалистическая тактика — система положений и рекомендаций, разработан­ных криминалистической наукой, по организации и планированию расследования, опре­делению линии поведения лиц, его осуществляющих, разработке наиболее эффективных тактических приемов выполнения отдельных следственных действий с учетом конкрет­ной следственной ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.