Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опросник Айзенка




Код опросника

Сила процессов возбуждения. Ответ «да»: 3, 4, 7, 13, 15, 16, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134. Ответ «нет»: 47, 51, 107, 123.

Сила процессов торможения. Ответ «да»: 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 36, 37, 38, 41, 48, 50, 52, 53, 62, 65, 65, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, ПО, 112, 118, 120, 125, 126, 129. Ответ «нет»: 18, 34, 36, 59, 67, 128.

Подвижность нервных процессов. Ответ «да»: 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 42, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 107, 111, 115, 116, 119, 127, 131. Ответ «нет»: 25, 57, 63.

Диагноз: сумма в 42 балла и выше по каждому свойству рассматривается как высокая степень его выраженности.

 

Личностный опросник Г. Айзенка позволяет оценить три показателя: экстраверсии, интроверсии, нейротизма – устойчивости и установочного поведения (шкала лжи).

На предложенные ответы испытуемый отвечает только «да» или «нет». Адаптированный вариант методики Айзеика, форма Б (ЛНИПНИ имени В. М. Бехтерева) включает следующие вопросы:

1. Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас?

2. Часто ли у вас бывает беспокойное чувство, что вам что-либо хочется, а вы не знаете что?

3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

4. Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины?

5. Держитесь ли вы обычно «в тени» на вечеринках или в компании?

6. Всегда ли в детстве вы делали немедленно и безропотно то, что вам приказывали?

7. Бывает ли у вас иногда дурное настроение?

8. Когда вас втягивают в ссору, предпочитаете ли вы отмолчаться, надеясь, что все обойдется?

9. Легко ли вы поддаетесь переменам настроения?

10.Нравится ли вам находиться среди людей?

11.Часто ли вы теряли сон из-за своих тревог?

12.Упрямитесь ли вы иногда?

13.Могли бы вы назвать себя бесчестным?

14.Часто ли вам приходят хорошие мысли слишком поздно?

15.Предпочитаете ли вы работать в одиночестве?

16.Часто ли вы чувствуете себя апатичным и усталым без серьезной причины?

17.Вы по натуре живой человек?

18.Смеетесь ли вы иногда неприличным шуткам?

19.Часто ли вам что-то так надоедает, что вы чувствуете себя «сытым по горло»?

20.Чувствуете ли вы себя неловко в какой-либо иной одежде, кроме повседневной?

21.Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь сосредоточить на чем-то свое внимание?

22.Можете ли вы быстро выразить ваши мысли словами?

23.Часто ли вы бываете погружены в свои мысли?

24.Полностью ли вы свободны от всяких предрассудков?

25.Нравятся ли вам первоапрельские шутки?

26.Часто ли вы думаете о своей работе?

27.Очень ли вы любите вкусно поесть?

28.Нуждаетесь ли вы в дружески расположенном человеке, чтобы выговориться, когда вы раздражены?

29.Очень ли вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда вы нуждаетесь в деньгах?

30.Хвастаетесь ли вы иногда?

31.Очень ли вы чувствительны к некоторым вещам?

32.Предпочли бы вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку?

33.Бываете ли вы иногда беспокойным, что не можете долго усидеть на месте?

34.Склонны ли вы планировать свои дела тщательно и раньше, чем следовало бы?

35.Бывают ли у вас головокружения?

36.Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

37.Справляетесь ли вы с делом лучше, обдумав его самостоятельно, а не обсуждая с другими?

38.Бывает ли у вас когда-либо одышка, даже если вы не делали никакой тяжелой работы?

39.Можно ли сказать, что вы человек, которого не волнует, чтобы все было именно так, как нужно?

40.Беспокоят ли вас ваши нервы?

41.Предпочитаете ли вы больше строить планы, чем действовать?

42.Откладываете ли вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня?

43.Нервничаете ли вы в местах, подобных лифту, метро, туннелю?

44.При знакомстве вы обычно первыми проявляете инициативу?

45.Бывают ли у вас сильные головные боли?

46.Считаете ли вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?

47.Трудно ли вам заснуть ночью?

48.Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?

49.Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову?

50.Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза?

51.Замкнуты ли вы обычно со всеми, кроме близких друзей?

52.Часто ли с вами случаются неприятности?

53.Любите ли вы рассказывать забавные истории друзьям?

54.Предпочитаете ли вы больше выигрывать, чем проигрывать?

55.Часто ли вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше вас по положению?

56.Когда обстоятельства против вас, обычно вы думаете, тем не менее, что стоит еще что-либо предпринять?

57.Часто ли у вас «сосет под ложечкой» перед важным делом?

 

Основная ценность личностного опросника Айзенка состоит в возможности выявления спортсменов с невротическими тенденциями.

Код опросника (№№ вопросов и ответов «да»)

Э к с т р а в е р с и я: 1, 3, 10, 14, 17, 22, 25, 28, 30, 33, 39, 44, 53, 56.

Интроверсия: 5, 8, 13, 15, 23, 26, 29, 31, 32, 34, 37, 41, 46, 51.

Нейротизм: 2, 4, 7, 9, 11, 16, 19, 20, 21, 38, 40, 45, 48, 49, 55.

Лживость: 6, 12, 18 – нет, 24, 27 – нет, 35, 36, 42 – нет, 43, 48 – нет, 50, 52, 54 – нет, 57.

Оцениваемое качество считается выраженным, если по шкале экстраверсии, интроверсии и нейротизма дано 8 положительных ответов, и крайне выраженным, если положительных ответов 11. О выраженной лживости можно судить при 7 соответствующих ответах и крайне выраженной – при 10.

Бланковый тест ЧХТ (черты характера и темперамента), разработанный в Военном институте физкультуры на основе многопрофильного опросника (MMPI) оценивает показатели моциональной реактивности, невротичности и уровня притязаний, типологические особенности и некоторые другие показатели.

В обследовании используется метод «жизненных показателей». Процедура сводится к коллективному заслушиванию вопросов и бинарным ответам «да» – «нет». На ответы по каждому вопросу дается по 7 – 10 с. Для работы с группой 20 – 30 человек необходимо около получаса. Ряд вопросов составлен по методу взаимного исключения.

Данные опроса являются вспомогательным материалом для составления характеристик обследуемых лиц и должны быть дополнены по результатам изучения их в деятельности, в быту и путем психологических испытаний бланковыми и аппаратурными методиками.

Опросник может также дополняться разделом для исследования степени мотивации к определенной профессиональной деятельности (с учетом ее особенностей).

При проведении обследования большинство вопросов ставится в утвердительной форме. Испытуемые инструктируются следующим образом: «Если вы, безусловно, согласны с тем, что я зачитаю, напишите «да», если не согласны, напишите «нет»; если сомневаетесь или не поняли вопроса, поставьте вопросительный знак». (Знаки вопроса при подсчете результатов рассматриваются как отрицательные ответы.)

Опросник имеет 10 разделов, содержащих ряд сведений:

1-й раздел – о силе нервных процессов со стороны возбуждения (преимущественно работоспособность, соответствие «закону силы», доминантность);

2-й раздел – характеристика нервной системы со стороны нижних порогов (чувствительность);

3-й раздел – о силе нервных процессов со стороны торможения;

4-й раздел – о подвижности нервных процессов;

5-й раздел – об эмоциональной лабильности, реактивности;

6-й раздел – о развитии 1-й сигнальной системы;

7-й раздел – о развитии 2-й сигнальной системы;

8-й раздел – о наличии повышенной нервозности и некоторых психопатических отклонениях со стороны характера;

9-й раздел – об искренности; 10-й раздел – об уровне притязаний.

Оценки результатов обследования по ЧХТ выведены на основании опроса 5000 человек и уточнялись по мере накопления данных.

Оценка проводится по сумме положительных ответов.

В тех случаях, если имеются дублирующие разделы (7а, 2а и др.) положительные ответы дублирующих разделов вычитаются из суммы положительных ответов основных разделов.

При наличии восьми-девяти положительных ответов в разделах 1 – 7 и 10, девяти и более положительных ответов в разделе 8, а также при отсутствии положительных ответов в разделе 9 признаки считаются, безусловно, доминирующими.

При наличии пяти – семи положительных ответов в разделах 1 – 7 и 10, шести – восьми положительных ответов в разделе 8 и наличии одного-двух положительных ответов в разделе 9 признаки считаются выраженными (преобладающими).

Наличие трех-четырех положительных ответов в разделах 1 – 8 и 10, четырех-пяти положительных ответов в разделе 8 и трех-четырех положительных ответов в разделе 9 характеризует средние показатели выраженности признака.

Наличие одного-двух положительных ответов в разделах 1 – 7 и 10, одного – трех положительных ответов в разделе 8 и пяти положительных ответов в разделе 9 характеризует слабую выраженность признака.

Для удобства статистической обработки материалов ЧХТ может быть применена и 9-балльная оценка:

9 баллов – при девяти и более положительных ответах по разделам 1 – 7 и 10 и отсутствии положительных ответов по разделам 8 и 9;

8 – 7 баллов – при восьми и семи положительных ответах по разделам 1 – 7 и 10, одном-двух положительных ответах по разделам 8 и 9;

6 баллов – при пяти-шести положительных ответах по разделам 1 – 7 и 10, четырех положительных ответах по разделу 8, по разделу 9 такой оценки нет;

5 баллов – при трех-четырех положительных ответах по разделам 1- – 7 и 10 пяти-шести положительных ответах по разделу 8 и трех положительных ответах по разделу 9;

4 балла – при одном-двух положительных ответах по разделам 1 – 7 и 10, семи-восьми положительных ответах по разделу 8, четырех положительных ответах по разделу 9;

3 балла – отсутствие положительных ответов по разделам 1 – 7 и 10, девяти положительных ответов по разделу 8, пяти положительных ответов по разделу 9;

2 балла – преобладание дублирующих ответов на одну единицу (сумма равна минус 1) в разделах 1 – 7 и 10, десяти положительных ответов по разделу 8, пяти – семи положительных ответов по разделу 9;

1 балл – преобладание дублирующих ответов (сумма равна минус 2 и менее) в разделах 1 – 7 и 10, двенадцати и более положительных ответов по разделу 8, восьми и более положительных ответов по разделу 9.

Во время оценки результатов ЧХТ при анализе раздела 9 при наличии пяти положительных ответов результаты опросника подвергаются сомнению, при наличии шести положительных ответов результаты опроса не принимаются во внимание.

Раздел 1

1. Вы человек очень выносливый и можете очень длительное время выполнять неинтересную работу, не снижая ее интенсивности?

2. Вы любите преодолевать трудности в работе?

3. Вы никогда не волнуетесь, выступая на больших собраниях?

4. Решения вы принимаете, как правило, самостоятельно, без советов других?

5. Вы очень настойчивы в достижении цели?

6. На экзаменах вы любите отвечать первым?

7. Неудачи в работе и в жизни только усиливают ваше желание достичь поставленной цели?

8. На спортивных и других состязаниях вы показываете обычно лучшие результаты, чем во время тренировки?

9. Вы не боитесь рисковать?

10. У вас твердый характер и вы можете успешно руководить людьми?

Раздел 1а

11.Часто бывает так, что в мыслях вы готовы расправиться с вашим противником, а практически не решаетесь сделать то, что задумали?

12.Когда выполняете трудную умственную работу, то непроизвольно переключаетесь мыслями на какую-нибудь другую тему, иногда непроизвольно начинаете мечтать о чем-либо другом?

13.Часто бывало так, что вы хорошо подготовились к уроку, но во время ответа терялись и получали низкие оценки?

14.Бывало так, что в течение короткого времени вы приняли какое-то решение, но затем случайный довод заставлял вас это решение переменить, затем вновь вы возвращались к старому решению, и так несколько раз в течение короткого времени?

15.Вы обычно не ввязываетесь в резкие объяснения, которые могут привести к ссоре, несмотря на то, что внутренне убеждены в своей правоте?

Раздел 2

1. Если приключилась любая беда, вы обычно долго переживаете?

2. Вас легко обидеть? Вы человек тонких чувств?

3. Если с вами поступили несправедливо, у вас все из рук валится, работа не идет?

4. В кино и во время тяжелых пьес вы иногда плачете или близки к этому?

5. Если приключилась беда, вам хочется с кем-то поделиться переживаниями, хочется сочувствия?

6. Траурная музыка иногда вызывает у вас слезы?

7. Боль душевная гораздо мучительнее, чем боль физическая?

8. Вы никогда не ударите человека первым, если даже он перед вами виноват?

9. Часто вы долго и горько переживаете по какому-либо поводу, потом разберетесь и думаете, что переживали из-за пустяка?

10. Вы все принимаете слишком близко к сердцу?

Раздел 2а

11.Вы обычно не обижаетесь, когда над вами остро подшучивают?

12.Если о вас другие говорят плохо или хорошо, вас это не беспокоит (пусть себе говорят)?

13.Вы никогда не теряетесь перед большой аудиторией?

14.О своих неприятностях вы обычно забываете довольно быстро?

15.Мучения животных вас не трогают?

Раздел 3

1. Вы любите делать все не спеша, обдумывая каждый поступок?

2. Вы – сдержанный человек?

3. Обычно вы крепко спите даже перед серьезными жизненными испытаниями (экзаменами, спортивными состязаниями и др.)?

4. Тише едешь – дальше будешь! Согласны?

5. Вы весьма осторожны в своих словах, лишнего не скажете?

6. В очереди вы обычно стоите совершенно спокойно, не испытывая раздражения?

7. Своими мыслями вы не любите делиться с другими?

8. Вы легко храните в секрете интересную новость?

9. Вы обычно не очень спешите принимать решения, любите подождать, посмотреть, как поступят другие?

10. Люди, которые все делают быстро, слишком часто ошибаются?

Раздел За

11.Вы нередко совершаете необдуманные поступки, о которых потом жалеете?

12.Товарищи часто обвиняют вас в опрометчивых поступках?

13.Вы очень не любите ожидать трамвая или автобуса?

14.Если обсуждается интересный вопрос в спорте, вам хочется первым выразить свое мнение?

15.Когда вы очень рассердитесь, то часто не можете себя сдержать?

Раздел 4

1. Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям?

2. Вам нравится работа, которая требует быстрого и частого переключения с одной производственной операции на другую?

3. Вы можете быстро перейти от покоя (отдыха) к интенсивной деятельности?

4. Вы быстро сходитесь с новыми людьми?

5. Вы быстро засыпаете и пробуждаетесь?

6. Вы быстро осваиваетесь в новой обстановке, включаетесь в новое для вас дело?

7. Вам нравится, когда на работе появляются новые люди?

8. Вы любите бывать в новом для вас обществе?

9. Вам приходится слышать от окружающих и друзей, что вы – человек очень деятельный и подвижный?

10.Новый для вас учебный материал вы обычно запоминаете и усваиваете очень быстро, хотя иногда способны также быстро его забывать?

Раздел 4а

11.Вы не любите заводить новых знакомых?

12.Вам очень трудно расставаться с какой-либо мыслью, в которую вы когда-то поверили, хотя есть много убедительных доводов против этой мысли?

13.Новые навыки в какой-либо деятельности, новые привычки формируются у вас медленно, но зато очень прочно, как говорят намертво?

14.Вас иногда называют флегматиком (или упрекают в медлительности)?

Раздел 5

1.У вас иногда бывает такое чувство, будто пересохло во

рту?

2. Когда вы сердитесь или находитесь на экзаменах, васиногда бросает в пот?

3.Когда вы сердитесь или волнуетесь, то нередко ощущаете сильное сердцебиение?

4.Бывает ли так, что, когда вы сердитесь или волнуетесь, у вас захватывает дыхание?

5.Когда вы сердитесь или находитесь на экзаменах, у вас иногда заметно меняется тембр голоса и появляются несвойственные вам низкие или высокие тона.

6. Когда вы очень волнуетесь или сердитесь, вас иногда бросает в дрожь?

7. Бывает ли так, что при сильном волнении или злости вы бледнеете?

8. Верно ли, что вы «заводитесь с пол-оборота» (вас можно быстро рассердить)?

9. Когда волнуетесь, вы сильно краснеете?

10. Когда очень волнуетесь, то ходите в туалет чаще, чем обычно?

Раздел 5а

11.Обычно у вас преобладает ровное настроение, вас трудно рассердить?

12.Когда сердитесь, вы не повышаете голос?

13.По выражению вашего лица нельзя определить, рассержены ли вы или спокойны?

14.При волнении у вас не сбивается ритм дыхания, он обычно ровный?

15.Даже в самых сложных ситуациях ваше сердце бьется ровно?

Раздел 6

1. Практическая деятельность нравится вам больше, чем ее осмысливание?

2. Вам очень нравятся красивые пейзажи?

3. Вы пишите стихи или пытались когда-либо их писать?

4. Геометрия в школе давалась вам гораздо легче, нежели алгебра?

5. Художественные произведения в живописи доставляют вам наслаждение?

6. Вы любите (или любили раньше) участвовать в художественной самодеятельности?

7. Литература нравится вам больше, чем математика?

8. География нравится больше, чем физика?

9. Вы любите фотографироваться?

10. У вас хорошая зрительная память? Можете мысленно представить те районы (дома, улицы, деревни), где вы недавно находились?

Раздел 6а

11.Нельзя сказать, что вы любите природу?

12.Вы не любите смотреть приключенческие кинофильмы?

13.Вы никогда не любили читать стихи и не любите слушать, когда читают другие?

Раздел 7

1. Все свои поступки вы обычно тщательно планируете?

2. Вы, как правило, тщательно анализируете свои поступки и делаете соответствующие выводы на будущее?

3.Вам гораздо легче запомнить смысл события, нежели подробности о том, где и когда оно происходило?

4.Игру в шахматы вы всегда предпочитаете игре в домино?

5.Любите ли вы (или любили раньше) доказывать теоремы?

6.В школе алгебра нравилась вам больше, чем химия?

7.Физика нравится вам больше, чем география?

8.Вы любите делать обобщения?

9. Вам легче составить план какой-либо работы, подготовить какую-либо схему прибора, чем собственноручно выполнять такую работу?

10. Вы любите умственный труд, связанный с математическими вычислениями?

Раздел 7а

11.Во время учебы в школе самое неприятное для вас было выполнять задания по математике?

12.В книгах вы любите описания природы и нередко в мыслях представляете себе те пейзажи, о которых читаете?

13.В книгах Л. Толстого вам больше нравится следить за ходом событий и судьбой героев, чем разбираться в многочисленных философских отступлениях?

Раздел 8

1. Вам очень трудно приспособиться к новым условиям жизни и работы? Переход к любым новым условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимо трудным?

2. Вы часто вступаете в конфликт (ссоритесь) с окружающими?

3. Верно ли, что по отношению именно к вам особенно часто поступают несправедливо?

4. Вы заслуживаете гораздо лучшей участи, чем та, которая выпала на вашу долю?

5. Когда за вами кто-нибудь внимательно наблюдает, у вас к такому человеку просыпается неприязнь?

6. Иногда вам кажется, что вы самый несчастный человек на земле?

7. Вы часто чувствуете себя несправедливо обиженным?

8. Ваше мнение обычно не совпадает с мнением других.

9. Случается ли так, что вас пугают собственные мысли?

10.Бывает ли, что вы просыпаетесь среди ночи в холодном поту?

11.Считаете ли вы себя человеком, которого преследуют разные болезни?

12.Вы часто испытываете чувство усталости?

13.Бывает ли так, что у вас пропадает аппетит из-за переживаний?

14.Вы человек особенный, непонятный для других, не такой как все?

15.На вас обращают внимание чаще, чем на других?

16.Не кажется ли вам, что у вас слишком много врагов?

17.Бывают ли у вас головные боли, головокружение из-за переживаний?

18.Иногда вам хочется избавиться от какой-либо мысли, а она вас упорно преследует?

19.Часто бывает так, что вы не понимаете жизнь и людей?

20.Часто у вас бывают такие периоды, когда никого не хочется видеть?

Раздел 9

1. В жизни не было такого случая, чтобы вы нетактично поступили по отношению к учителю или пытались его обмануть?

2. В жизни не было ни одного случая, чтобы вы нарушили обещание?

3. За всю свою жизнь у вас не было ни одной такой мысли, за которую вам потом было стыдно?

4. За всю жизнь вы не сделали ни одного дурного поступка?

5. За всю свою жизнь вы не сделали ни одного нехорошего поступка по отношению к родителям?

6. Вы никогда не опаздывали на работу или учебу?

7. Вы всегда и во всем согласны с решением руководителей?

8. Вы никогда не сказали грубого слова женщине?

9. За всю свою жизнь вы ни разу не солгали?

10. У вас нет и никогда не было плохих привычек?

Раздел 10

1. Вы настойчивы и без колебаний осуществляете принятые решения, не останавливаясь перед трудностями?

2. Командовать, руководить лучше, чем подчиняться?

3. По сравнению с большинством людей вы достаточно способны и сообразительны?

4. Когда вам поручают какое-нибудь дело, вы всегда настаиваете на том, чтобы делать его по-своему?

5. Вы всегда и везде стремитесь быть первым?

6. Если бы вы всерьез занялись наукой, то рано или поздно стали бы профессором?

7. Вам очень трудно сказать себе «нет», даже если ваше желание неосуществимо?

8. Вы считаете, что достигнете в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники?

9. В своей жизни вы еще успеете сделать очень многое, больше, чем другие?

10. Если бы вам пришлось заново начать жизнь, вы бы достигли большего?

Раздел 10а

11.Обычно вы планируете свою работу так, что все успеваете сделать?

12.В любом деле лучше быть где-то в серединке – меньше спросу?

13.При равном материальном вознаграждении вы скорее изберете роль подчиненного, нежели начальника?

 

Методика наблюдения за поведенческими реакциями в процессе общения со спортсменами состоит из двух разделов: изучение некоторых индивидуальных психологических особенностей и изучение некоторых личностных качеств на социальном уровне. Оценка производится по 9-балльной шкале.

Оценка путем наблюдения некоторых индивидуальных психологических особенностей.

При изучении типологических особенностей можно делать заключение о силе, подвижности и уравновешенности нервных процессов на основании поведенческих реакций, наиболее часто повторяющихся в процессе профессиональной деятельности в быту.

О силе возбудительного процесса в центральной нервной системе можно судить по общей работоспособности и адекватности ответов на воздействующие стимулы (у «сильных» – соответствие закону силы: сильнее стимул – сильнее ответ; у «слабых» при повышении силы: сила выше некоторой средней величины – наблюдается снижение силы ответа).

В большинстве случаев для относительно слабого типа нервной системы характерны также более тонкие пороги чувствительности, длительные переживания при небольших психотравмирующих воздействиях.

Основанием для отнесения к преимущественно сильному типу нервной системы со стороны возбуждения являются следующие показатели:

1) способность длительное время выполнять неинтересную работу, не снижая интенсивности и продуктивности (в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемости от заданной деятельности);

2) умение преодолевать трудности и неудачи в работе, стремление к трудностям, настойчивость, упорство в достижении цели;

3) повышение упорства и работоспособности в трудных условиях, в опасности;

4) стремление к самостоятельности в поступках, особенно в новых, незнакомых ситуациях;

5) способность быстро оправиться и мобилизовать себя в случае неудачи и др.

Основанием для отнесения к «слабому» типу являются противоположные показатели.

О силе тормозного процесса можно судить по способности к волевой задержке, по быстроте формирования тонких дифференцировок по поведенческим реакциям, характеризуемым преобладанием тормозного компонента.

Основанием для отнесения к преимущественно «сильному» типу нервной системы со стороны торможения являются следующие показатели:

1) высокая работоспособность, особенно внеинтересном деле;

2) сдержанность в поступках, в разговоре (даже несмотря на психотравмирующую ситуацию);

3) сдержанность в общении, умении хранить интересные новости;

4) неторопливность в принятии решений;

5) быстрое и прочное формирование различных навыков, связанных с тонкими дифференцировками и волевой задержкой;

6) неторопливость в движениях, в речи, скупая пантомимика; медленное и тщательное прожевывание пищи во время еды, хороший сон, обеспечивающий наиболее полный отдых, и др.

Основанием для отнесения к «слабому» типу являются противоположные показатели.

О подвижности нервных процессов (имея ввиду прежде всего переход от возбуждения к торможению и обратно) можно судить по следующим показателям:

1) преимущественно быстрый темп деятельности, даже при освоении новой работы (или вида спорта);

2) быстрое освоение нового материала (а иногда и быстрое его забывание при отсутствии соответствующих повторений);

3) легкость или активность в новых знакомствах, стремление к новым впечатлениям;

4) быстрое освоение, быстрая адаптация в новой обстановке;

5) быстрое засыпание и пробуждение;

6) живая речь, мимика, общая подвижность.

Основанием для включения в группы относительно инертных являются противоположные признаки.

Распределение и переключение внимания, координация и точность движений, некоторые другие психические и психомоторные свойства и качества, достаточно объективно оцениваются с помощью специальных тестовых методик. Важная информация может быть получена также с помощью методов наблюдения в процессе различных видов учебной и практической деятельности, на занятиях по физической подготовке (особенно при проведении спортивных игр). Человек, способный широко распределять и быстро переключать внимание, быстро и четко реагировать на указания преподавателя, тренера во время спортивных игр, хорошо «видит поле», легко распределяет внимание между «своими» игроками и «противниками», дает пасы по назначению и т. п. Существенную роль при этом играет наличие соответствующих навыков в технике игры или выполнении тех или иных физических упражнений. Это не противоречит возможной высокой оценке за распределение внимания или за координацию движений, достигнутых в данном случае путем тренировки или в естественном отборе при совершенствовании в спортивных играх.

 

Оценка особенностей интеллектуальной сферы

Подчеркнем, что объектом оценки в данном разделе является не отсутствие знаний по тому или иному вопросу, а умение оперировать наличной информацией, логично излагать мысли системно, последовательно.

Так, может быть обращено внимание на следующие алогизмы:

1) явное отсутствие системности в изложении какого-либо материала;

2) явно поверхностный анализ факторов;

3) явно необоснованные заключения;

4) примитивность заключений, выводов;

5) противоречие собственным посылкам;

6) категорические утверждения, ни на чем не основанные;

7) абсурдные заключения, выводы, заявления;

8) неспособность понять переносный смысл шуток, пословиц;

9) чрезмерная обидчивость из-за явно незначительных поводов. -

Основанием для занесения в группу «лучших» являются противоположные признаки.

В процессе общения, накапливания психодиагностической информации опытный педагог, психолог может собрать определенные сведения о наличии у некоторых спортсменов повышенной нервозности, психопатических черт. Судить о таких чертах можно по ряду признаков. При этом педагог не правомочен сделать окончательное заключение, но может обратиться за консультацией к психиатру.

Признаки психопатических черт характера

1-й признак:

1) некорригируемое (необъяснимое, неосознаваемое) бессмысленное упрямство, полное отсутствие эффекта от бесед и взысканий;

2) чрезмерно быстрая смена настроений, увлечений, неустойчивое поведение, постоянные явно легкомысленные поступки.

2-й признак:

1) частые ссоры, конфликты с товарищами, немотивируемая грубость, злобность, постоянные пререкания;

2) чрезмерная угодливость, слащавость, податливость, приторность.

3-й признак:

1) позерство, стремление обратить на себя внимание любым путем, выраженный эгоизм, эгоцентризм, бравирование угрозами самоубийства;

2) самоуничижение, униженность, постоянная подавленность, неадекватная пугливость, настойчивые мысли о самоубийстве.

4-й признак:

1) явная неадекватность поведения, даже во вред себе, необъяснимые поступки, выраженная неупорядоченность, неорганизованность в поведении;

2) извращенный, гипертрофированный педантизм.

5-й признак:

1) сексуальные извращения, цинизм, подчеркнутая гнусность, бравирование своей развращенностью;

2) гипертрофированная застенчивость по отношению к противоположному полу, неадекватный страх перед ним.

О повышенной эмоциональной возбудимости могут свидетельствовать некоторые признаки внешних проявлений эмоций, вегетативные сдвиги и поведенческие реакции. Такие признаки можно наблюдать при усложнении ситуаций в ходе, например, спортивной подготовки, при повышении требовательности, строгости начальниками, на различных экзаменах, на спортивных состязаниях и т. д.:

1) яркие мимические реакции, особенно оживление дистанторальных рефлексов, в частности хоботкового рефлекса (губы вытянуты вперед трубкой);

2) выраженная пантомимика (жестикуляция);

3) выраженные позные реакции, особенно скованность;

4) сильный тремор (дрожание рук, ног, щек, век);

5) заметные изменения в фонации и артикуляции речи, неадекватная интонация;

6) значительные эмоционально-вегетативные сдвиги;

7) частые позывы на диурез и повышение перистальтики кишечника при эмоциях;

8) суетливость, несдержанность, вопросы и ответы с чрезмерной эмоциональной окраской;

9) неадекватно эмоциональные реакции радости или огорчения, частые избыточные эмоции.

По поведенческим реакциям можно судить и об эмоциональной устойчивости, т. е. способности сохранять устойчивость психических и психомоторных процессов при сильных эмоциях.

О недостатках эмоциональной устойчивости свидетельствуют следующие признаки:

1) постоянное ухудшение результатов деятельности в условиях эмоциональных воздействий, при сильных эмоциях;

2) понижение спортивных результатов на состязаниях по сравнению с тренировками;

3) ответы на экзаменах и зачетах всегда хуже, чем при обычных беседах;

4) неадекватные поступки, частые ошибки в действиях при работе в условиях контроля со стороны руководителей;

5) постоянное стремление избегать эмоционально насыщенных ситуаций в профессиональной или иной деятельности (а если присутствовать, то только в роли зрителя).

О высокой мотивации к спорту и дисциплинированности могут свидетельствовать такие показатели, как строгое соблюдение установленного порядка, стремление быстро и точно выполнить данные поручения, высокая требовательность к себе и другим, общественная активность, старание при выполнении команд в строю, уважение к спортивной форме одежды, интерес к спортивной мемуарной литературе, кинофильмам и телепередачам на спортивную тематику.

О недисциплинированности и низкой спортивной мотивации свидетельствуют противоположные признаки, в частности стремление увильнуть от работы, не выполнить поручение, необязательность (пообещал, но не сделал), нечестность, ленивость, предпочтение личного перед служебным, стремление осуществить личные интересы за счет товарищей, демагогия во вред делу, провокационные вопросы, направленные на дискредитацию преподавателя, тренера, капитана, постоянные нарушения дисциплины, элементы постоянного шутовства, дурашливость.

С целью более глубокого изучения человека к нему могут быть предъявлены требования с повышенной строгостью и оценены ответные реакции.

При изучении организаторских способностей внимание обращается на умение планировать работу, контролировать выполнение намеченного плана, умение расставить людей, распорядительность, требовательность, умение контактировать как со старшими, так и с подчиненными (например, при выполнении различных заданий и хозяйственных работ при назначении старшим), умение прислушаться к другим мнениям и извлечь из них полезное для дела, умение добиться того, чтобы работа проходила в соответствии с принятым решением, наличие соответствующей гибкости при уточнении таких решений, если этого требует ситуация, умение предвидеть исход работы, умение увлечь людей (если надо – собственным примером).

 

Таблица 10

Критерии оценки показателей успешности соревновательных действий

 

  Наблюдаемые показатели у спортсмена Условная оценка
  Действует с учетом вероятных ситуаций по оптимальной тактической схеме, легко и своевременно концентрирует, переключает или распределяет внимание; движения точные по форме и усилиям, хорошо координированные    
  Недостаточно точно усваивает вероятные противодействия, делает небольшие, относительно быстро исправляемые ошибки в технических и тактических действиях. Выполнение двигательных актов с заметным концентрированием на них внимания, что несколько затрудняет его распределение и переключение    
  Делает грубые ошибки в прогнозе ответов соперников, в собственных действиях. Двигательные акты выполняются с выраженным концентрированием и отвлечением внимания. Усилия не всегда соразмерны, излишняя резкость или некоторая замедленность, заметная скованность или излишняя расслабленность мышц  
  В технических и тактических действиях преобладают ошибки; распределение и переключение внимания явно затруднено, объем внимания резко сужен. Движения с нарушением координированности, усилия несоразмерные, выраженная напряженность  
  Преобладают ошибки, ведущие к невыполнению действий. Движения, неадекватные заданным, хаотичные или же ступор  

 

Об отношении к коллективу (о коллективизме) можно получить некоторую информацию по таким признакам, как активность и принципиальность в борьбе за интересы коллектива, отзывчивость по отношению к товарищам, забота о них, внимание к их нуждам, готовность прийти на помощь, готовность принять требования коллектива.

 

Глава III.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.192 сек.