Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самооценка эмоциональных состояний




Изучение тревожности

Изучение состояния тревожности, которое возникает в связи со значимыми соревновательными ситуациями, производится при помощи шкалы самооценки Ч. Спилбергера (табл. 63). Ситуативная (или реактивная) тревожность измеряется набором из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоции напряженности, беспокойства, озабоченности, а 10 – отсутствие тревожности).

Оценка состояния тревожности производится следующим образом: из суммы вопросов № 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 вычитается сумма вопросов № 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20. К полученной разнице прибавляется цифра 50. Итоговый показатель меньше 30 баллов указывает на наличие низкого уровня состояния тревожности, 30 – 45 баллов – среднего, свыше 45 баллов – высокого. Чтобы определить оптимальный уровень ситуативной тревожности в условиях соревнования, необходимо сопоставить данные измерения предсоревновательного уровня тревожности с успешностью деятельности. Оптимальный уровень предсоревновательной тревожности можно выявить и репродуктивным способом, предложив испытуемым спортсменам воспроизводить в количественных оценках то состояние, которое они испытывали перед своим самым удачным выступлением.

 

Для их измерения применяется сокращенный вариант методики, разработанной американскими психологами А. Уэссма-ном и Д. Риксом. Измерение проводится в десятибалльной системе.

 

Таблица 63. Шкала самооценки ситуативной тревожности

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

  Предложения Нет, это совсем не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
1. Я спокоен        
2. Мне ничто не угрожает        
3. Я нахожусь в напряжении        
4. Я испытываю сожаление        
5. Я чувствую себя свободно        
6. Я расстроен        
7. Меня волнуют возможные неудачи        
8. Я чувствую себя отдохнувшим        
9. Я встревожен        
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения        
11. Я уверен в себе        
12. Я нервничаю        
13. Я не нахожу себе места        
14. Я взвинчен        
15. Я не чувствую скованности, напряженности        
16. Я доволен        
17. Я озабочен        
18. Я слишком возбужден и мне не по себе        
19. Мне радостно        
20. Мне приятно        

 

Шкала «Спокойствие – тревожность»: 10) Совершенное и полное спокойствие. Непоколебимо уверен в себе. 9) Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь. 8) Ощущение полного благополучия. Уверен и чувствую себя непринужденно. 7) В целом уверен и свободен от беспокойства. 6) Ничто особенно не беспокоит меня. Чувствую себя более или менее непринужденно. 5) Несколько озабочен, чувствую себя скованно, немного встревожен. 4) Переживаю некоторую озабоченность, страх, беспокойство или неопределенность. Нервозен, волнуюсь, раздражен. 3) Значительная неуверенность. Весьма травмирован неопределенностью. Страшно. 2) Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом. 1) Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган неразрешимыми трудностями.

Шкала «Энергичность, бодрость – усталость»: 10) Порыв, не знающий преград. Жизненная сила выплескивается через край. 9) Бьющая через край жизнеспособность, огромная энергия, сильное стремление к деятельности. 8) Много энергии, сильная потребность в действии. 7) Чувствую себя очень свежим, в запасе значительная энергия. 6) Чувствую себя довольно свежим, в меру бодр. 5) Слегка устал. Леность. Энергии не хватает. 4) Довольно усталый. Апатичный (сонный). В запасе не очень много энергии. 3) Большая усталость. Вялый. Скудные ресурсы энергии. 2) Ужасно утомлен. Почти изнурен и практически не способен к действию. Почти не осталось запасов энергии. 1) Абсолютно выдохся. Не способен даже к самому незначительному усилию.

Шкала «Приподнятость – подавленность»: 10) Сильный подъем, восторженное веселье. 9) Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8) Возбужден, в хорошем расположении духа. 7) Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен. 6) Чувствую себя довольно хорошо, «в порядке». 5) Чувствую себя чуть-чуть подавленно, «так себе». 4) Настроение подавленное и несколько унылое. 3) Угнетен и чувствую себя очень подавленно. Настроение определенно унылое. 2) Очень угнетен. Чувствую себя просто ужасно. 1) Крайняя депрессия и уныние. Подавлен. Все черно и серо.

Шкала «Уверенность в себе – чувство беспомощности»: 10) Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все, что захочу. 9) Чувствую большую уверенность в себе. Уверен в своих свершениях. 8) Очень уверен в своих способностях. 7) Чувствую, что моих способностей достаточно и мои перспективы хороши. 6) Чувствую себя довольно компетентным. 5) Чувствую, что мои умения и способности несколько ограничены. 4) Чувствую себя довольно неспособным. 3) Подавлен своей слабостью и недостатком способностей. 2) Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности. 1) Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не получается.

Испытуемому дается инструкция: «Опишите состояние. Прошу вас выбрать в каждом из предложенных наборов суждении то, которое лучше всего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите в соответствующей строке для ответов».

Измеряются следующие показатели: П (показатель) 1 – С (самооценка) «Тревожности – спокойствия» (индивидуальная самооценка равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из данной шкалы. Аналогично получаются индивидуальные значения по признакам П2, ПЗ, П4). П2 – С «Усталости – энергичности». ПЗ – С «Подавленности – приподнятости». П4 – С «Чувства беспомощности – уверенности в себе». П5 – суммарная (по четырем шкалам) С состояния И5=И1+И2+ИЗ+И4, где И1, И2, ИЗ, И4 – индивидуальные значения по соответствующим признакам.

Экспресс-оценка эмоциональных состояний спортсмена определяется с помощью «градусника» состояний, предложенного Ю. Я. Киселевым. «Градусник» представляет собой шкалу, состоящую из 10 делений (рис. 23) или из 100 делений (в этом случае можно сразу выявить процентные соотношения).

Спортсмену предъявляется данная шкала, на которой он должен сделать отметку того уровня состояния, который он испытывает в данный момент. Измеряются следующие показатели: 1) самочувствие; 2) настроение; 3) желание тренироваться; 4) удовлетворенность тренировочным процессом; 5) отношения с товарищами; 6) отношения с тренером; 7) спортивные перспективы; 8) готовность к соревнованиям.

Тест занимает минимум времени, и с его помощью можно измерить любой момент, а также любой компонент или комплекс компонентов предстартового, соревновательного и после-соревновательного состояния.

 

§ 2. СОСТОЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Эмоциональная напряженность характеризуется временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, что в свою очередь сопровождается различными достаточно выраженными вегетативными реакциями и внешними проявлениями эмоций.

Возникает и развивается она в связи с различными эмоциогенными, психогенными, стрессогенными и другими факторами, т. е. очень сильными воздействиями на эмоционально-волевую, психическую, соматическую сферу, сопровождаемыми различными эмоциональными реакциями, переживаниями. Быстрота и степень развития у человека напряженности во многом определяются индивидуальными психологическими особенностями, в частности уровнем эмоциональной устойчивости личностной тревожности как способности противостоять эмоциогенным воздействиям, индивидуальной личностной значимости этих воздействий (отношением человека к этим воздействиям) и его исходным состоянием (в том числе функциональным состоянием, состоянием здоровья и др.).

Эмоциональную напряженность следует отличать от эмоционального и психического напряжений, возникающих в связи с мобилизацией функциональных возможностей. На фоне специфических эмоций в связи с соответствующими волевыми актами или в условиях активного ожидания какой-либо деятельности, ощущения готовности к ее выполнению может перерасти в напряженность.

Напряженность следует также отличать от эмоционального возбуждения, характеризуемого относительно пассивными ответами на эмоциональные воздействия. Сильное эмоциональное возбуждение, так же как и напряжение, может перерасти в напряженность. Некоторые авторы такое напряжение называют операциональной напряженностью, в отличие от психической напряженности как негативного состояния, связанного с понижением устойчивости психических процессов.

Выявление состояния напряженности осуществляется преимущественно путем оценки трех сопровождающих его компонентов: внешних проявлений эмоций, вегетативных физиологических реакций и устойчивости психических, психомоторных процессов.

Внешние (телесные) проявления напряженности

1. Эмоциональные реакции в мимике.

2. Различные выразительные движения (пантомимика).

3. Проявление скованности как показатель развития непроизвольного напряжения мышц.

4. Проявление тремора (дрожание) рук, ног, на лице.

5. Выражение покраснения кожи (особенно пятнами) на лице, побледнение (вазомоторные реакции).

6. Выраженные непроизвольные движения глазами («бегающие зрачки»), в том числе заметное расширение или сужение зрачков.

7. Пиломоторные реакции (появление «гусиной кожи» и др.).

8. Изменения в фонации и артикуляции речи. Некоторые из перечисленных внешних проявлений (тремор, покраснение-побледнение, изменение диаметра зрачков, пиломоторные реакции) определяются соответствующими физиологическими, вегетативными сдвигами.

Критерии условных оценок внешних проявлений эмоций, предложенные В. Л. Марищуком, в мимике, скованности, треморе, вазомоторных реакциях представлены на таблице 64.

Изменения в диаметре зрачка на фоне сильных эмоций могут оцениваться как специальным прибором (пуллометром), так и по упрощенной схеме, с помощью карточки, на которой нанесены кружки 1,5 мм, 2 мм, 2,5 мм, 3 мм, 3,5 мм, 4 мм. Карточка приставляется рядом с виском, и экспериментатор визуально сопоставляет величину зрачка с кружками на карточке. Сравниваются исходная величина зрачка и величина после эмоционального воздействия. Увеличение диаметра зрачка (на фоне постоянной освещенности) на 1 мм оценивается снижением оценки на 1 балл. Дополнительная информация заключается в том, что увеличение зрачка свидетельствует о реакции симпатической нервной системы и чаще сопровождается неблагоприятными изменениями в психологических показателях, напротив, сужение зрачка (ваготоническая реакция) чаще сопутствует росту решимости, готовности к деятельности.

Пиломоторные реакции на фоне эмоциогенных воздействий (при сохранении температурных условий), чаще сопровождают неблагоприятные изменения в устойчивости психических процессов. Это же можно сказать о выраженных непроизвольных изменениях в тембре, тоне и артикуляции речи (появление из-за эмоций визгливости, хрипоты, переходов на писк или бас, появление заикания, «заглатывания» слогов, удлинение пауз между словами и др.). Исключение составляет интонация решимости, твердости волевого решения («металл в голосе»). Существуют также точные инструментальные приемы анализа частотных и иных характеристик речи, по которым судят о динамике эмоционального состояния (например, у космонавтов).

Вегетативные и другие физиологические реакции при эмоциях

1. Изменение (прежде всего резкое повышение без физической нагрузки) частоты пульса, а также изменение в ритмичности пульсовых сокращений.

2. Изменение в кровяном давлении (особенно наличие реакций по гипертоническому или гипотоническому типу, хотя в обычных условиях при физических нагрузках ответы были нормотоническими).

3. Изменения в ритме дыхания (особенно резкое сокращение фазы выдоха и искажение обычной структуры дыхательного цикла).

4. Выраженные изменения в КХР, потоотделение без температурных и физических нагрузок (особенно обильный профузный пот), изменение температуры кожи без температурных воздействий.

5. Изменение в уровне основного обмена.

6. Повышение перистальтики кишечника, повышенный диурез (вплоть до конфузного исхода).

7. Различные физиологические сдвиги, оцениваемые как клинические симптомы:

· изменение в ЭКГ – удлинение интервалов РО, снижение вольтажа зубца Т, горизонтальное положение отрезка Т с последующим крутым переходом в зубец Т и др. (при обычной ЭКГ в спокойном состоянии и после небольшой дозированной физической нагрузки);

· различные изменения в картине ЭЭГ по сравнению с исходными данными (например, появление медленных волн);

· изменение дермографизма (заметное его увеличение по сравнению с исходными данными);

· различные изменения в элементах крови, мочи, слюны (уменьшение числа лимфоцитов и особенно эозинофилов в белой крови на фоне сильных эмоций, изменение щелочной реакции крови и др.).

8. Оживление на фоне сильных эмоций симптомов орального автоматизма, в частности хоботкового, сосательного и ладонно-подбородочного рефлексов, а также заметное повышение или понижение ряда других рефлексов.

При изменении пульса внимание обращается не только на рост его частоты, но и на ритмичность. Весьма значительным увеличением частоты пульса в ответ на эмоциогенное воздействие (без физической нагрузки) можно считать его удваивание (условная оценка 1, характеризующая также и силу воздействия), увеличение частоты сердечных сокращений (на 30 – 32 удара – оценка 2; на 24 удара – оценка 3; на 12 – 18 ударов – оценка 4; до 12 ударов явление нормальное – условная оценка 5).

Один из методов оценки ритмичности пульса заключается в следующем. Измеряется время 11 ударов (40 интервалов), через 3 мин измерение повторяется, и так 4 раза. Если нет различий (до ±0,2 с), во всех четырех случаях пульс регулярный – условная оценка 4; если в одном случае время больше или меньше, почти регулярный – оценка 3; если в двух случаях время различается, а в двух равное – оценка 2 и если во всех случаях разные показатели – оценка 1.

При изменении кровяного давления небольшая нормотоническая реакция (рост АД макс, и понижение АД мин. – 1 – 5 мм) в ответ на эмоциогенное воздействие (без физических нагрузок) – явление нормальное – оценка 5; изменения 10 – 15 мм по нормотоническому типу могут оцениваться условной оценкой 4; нормотонические изменения 20 – 15 мм – условная оценка 3; более 30 – 20 мм – условная оценка 2 и более 30 мм – условная оценка 1. Условными оценками 2 и 1 отмечаются также изменения типа реакции (при различной физической нагрузке – нормотоническая, а при эмоциогенном воздействии – реакции по гипертоническому или гипотоническому типу).

При изменении дыхания особое внимание обращается на выраженное сокращение фазы выдоха относительно вдоха. Нормальным соотношением по времени следует считать 1/3 = вдоху, 2/3 = выдоху и паузе (условная оценка 5); явно неблагоприятный показатель – когда выдох и пауза составляют менее 1/3 продолжительности вдоха (условная оценка 1). Распространенным методом записи дыхания является применение резиновой трубки с угольным порошком, которая надевается на грудь. При дыхательных движениях меняется сопротивление угольного порошка в трубке. Эти изменения преобразуются в соответствующую запись на осциллографе с фотолентой или чернильной записью.

Кожно-гальваническая реакция оценивается специальными приборами, построенными или на принципе Фере, суть которого в измерении сопротивления кожи к постоянному току, или на методе Тарханова, заключающемся в измерении электрических потенциалов между двумя участками кожи. Резкое понижение кожной проводимости свидетельствует обычно о росте эмоционального напряжения и возбуждения.

Изменения в кожной температуре при эмоциях оцениваются экспресс-методами, специальными термометрами. Небольшие колебания (до +0,5) можно рассматривать как нормальные явления. Рост кожной температуры (без физических нагрузок, только за счет эмоциогенных факторов) более чем на 1,5 (измерение с сухой кожи лба) говорит обычно о высокой эмоциональной реакции. Неблагоприятным показателем является также понижение температуры, свидетельствующее о негативных эмоциях.

Важную информацию можно получить также, измеряя температуру с нескольких противостоящих симметричных точек тела (с левого и правого виска, с левой и правой руки). Установлено, что в обычном состоянии парная работа больших полушарий проходит при доминировании левой части, что находит свое выражение в несколько большей температуре левого полушария. Рост эмоционального напряжения сопровождается часто некоторым ростом различий в температуре симметричных противостоящих точек на левом и правом висках, а иногда и на руках.

Изменения в устойчивости психических и психомоторных процессов

Особо важную роль при выявлении и оценке уровня напряженности имеет определение эмоционально-сенсорных, эмоционально-моторных и эмоционально-ассоциативных нарушений.

Эмоционально-сенсорные нарушения оцениваются выполнением тестовых заданий на ощущения, восприятия, внимание до и после эмоциогенного стимулирования. Примеры таких заданий приведены в главе, посвященной исследованию психических процессов.

Как специальный тест может применяться задание на равновесие (сопоставляя результаты до и после эмоциональных воздействий). Порядок выполнения этого задания следующий. Обследуемый принимает устойчивое равновесие в позе – правая нога за левой ногой (ступни на одной линии), руки вперед, пальцы разведены. По команде «Готов» включается секундомер. Если удалось простоять 15 с, не меняя позы, – оценка 2; еще 15 с – оценка 3; затем на глаза надевается повязка, и если удалось простоять еще 15с с повязкой – оценка 4. Затем по команде голова запрокидывается назад (на глазах повязка). Если простоял еще 15с – оценка 5. Кроме того, особо регистрируется абсолютное время, в течение которого удерживалась заданная поза (до 60 с). Кроме чувства равновесия, оценивается (путем наблюдения) также тремор.

Эмоционально-моторные нарушения оцениваются с помощью тестов на психомоторные процессы, выполняемые до и после эмоциегенных воздействий. Примеры таких тестов приведены в главе, посвященной исследованию психомоторики. Могут быть применены задания для исследований двигательных реакций или специальные физические упражнения на координацию или быстроту действий.

Эмоционально-ассоциативные нарушения оцениваются с помощью тестов для исследования памяти и мыслительной деятельности до и после эмоциогенных воздействий. Примеры таких тестов приведены в главе V. В период до и после психогенных воздействий целесообразно обращать внимание также и на поведенческие реакции обследуемых. Сильное эмоциональное возбуждение, напряженность могут характеризоваться повышением суетливости, неадекватной активности, резкости и грубости в обращениях и ответах или же, напротив, выраженной подавленности, понижении интереса к выполняемой деятельности.

Изменения в устойчивости психических и психомоторных процессов, возникающие при очень сильных эмоциях, при напряженности являются наиболее информативными показателями для оценки эмоциональных состояний. Изменения устойчивости психических процессов достаточно ярко могут проявляться также в содержательной стороне речи, в грамматическом ее построении, в логичности, системности и др.

 

Стимулирование эмоций в эксперименте

В качестве эмоциональных стимулов применяются самые различные воздействия. Важно, чтобы они были достаточно значимыми для испытуемых. Рассмотрим ряд хорошо апробированных приемов стимулирования эмоций.

1. Повышение чувства ответственности за выполнение задания или стимулирование наградой. Примером того может быть эмоциогенное стимулирование. После того как испытуемые начали стабильно выполнять какой-либо психологический тест (например, задание на оперативную память), ставится задача выполнить этот же тест повторно, но обязательно лучше, чем в исходном задании. Например, объясняется: «Если у вас хорошие волевые качества, высокая эмоциональная устойчивость, вы сумеете улучшить результат. В противном случае, чем больше будете стараться, тем хуже получится».

2.Организация соревновательной обстановки, спортивные состязания, стимулирование заинтересованности в первенстве, угроза оказаться хуже всех.

3. Неожиданные, различные по силе и направленности воздействия (сильные звуки, яркие вспышки, холодные прикосновения, падения и др.).

4. Неприятные воздействия (например, звуки при движении бритвой по стеклу, длительное завывание сирены и т. п.; неприятные зрелища: психотравмирующие картинки, показ змеи и т. п.; тактильные воздействия: прикосновение лягушки и т. п.; рассказ, вызывающий неприятные переживания и др.).

5. Выполнение действий, связанных с переживанием опасности от физического воздействия (например, парашютные прыжки, обкатка танками или машиной, стрельба над головой, угроза удара током, «окуривание» в противогазе), некоторые спортивные тесты (например, передвижение по высокому буму) и др.

6. Установка на неотвратимость болевого воздействия (например, сильное электрокожное раздражение, автоматически включаемое в случае допускания ошибки в каком-либо сенсомоторном действии болевого воздействия).

7. Искусственные затруднения (например, помехи, близкие по содержанию к выполняемой деятельности, препятствия в выполнении задания, которое испытуемый заинтересован выполнить, или вообще невыполнимого задания в условиях состязания).

8. Создание трудностей в виде дефицита времени, координационной сложности задания, очень широкого распределения внимания и т. п. в условиях заинтересованности испытуемого выполнить это задание.

9. Дефицит информации для выполнения какого-либо действия при заинтересованности испытуемого в его выполнении.

10.Монотония.

11.Гипокинезия, статические нагрузки.

12.Физические воздействия в виде вибрации, перегрузок, укачивания, гипоксии и др., мешающие выполнению задания, физические нагрузки, жара.

13.Жажда.

14.Ситуации, вызывающие конфликт менаду чувствами и побуждениями личности (например, проведение ассоциативного эксперимента с критическими словами, имеющими отношение к остро переживаемой ситуации).

15.Прослушивание веселой или траурной музыки, вокальной речи.

16.Показ кинофильмов с содержанием, вызывающим положительные или отрицательные эмоции.

17.Зачитывание или прослушивание отрывков из художественных произведений, вызывающих положительные или отрицательные эмоции.

18.Радиопередачи на эмоциональные сюжеты (звук падающих бомб, взрывы, стоны, плач и т. п.).

19.Самовнушение радости или печали.

20.Внушение различных эмоций в гипнозе.

21.Различные аппаратурные тесты, связанные с трудностью выполнения предъявляемых заданий.

22.Выявление и оценка реальных переживаний в различных сложных видах деятельности.

Применение перечисленных приемов как в одиночных, так и в различных комплексах может обеспечить стимулирование самых разнообразных эмоциональных реакций и состояний, а также суждение о качественной и количественной их характеристике с учетом содержательной стороны оцениваемых передвижений.

Заключение о том, имеет ли место напряженность как эмоциональное состояние, характеризуемое временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, можно сделать по таблице 67. Сопоставление внешних и вегетативных проявлений эмоции при сильном эмоциональном стимулировании показывает обычно на их высокую вероятность взаимозависимости с тенденцией к более выраженным изменениям вегетативных функций. Согласованные (в сторону ухудшения) изменения внешних вегетативных показателей вероятностно сопровождаются также понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, развитием напряженности.

В тех лее случаях, когда при эмоциогенных воздействиях обычно постоянно имеют место выраженные внешние проявления эмоций и расточительные вегетативные реакции, но волевыми усилиями сохраняются высокие показатели выполняемых психологических тестов, вероятно развитие неблагоприятных функциональных состояний, заболеваний психогенного генеза. Иначе говоря, оцениваемые эмоциогенные нагрузки обходятся организму слишком дорого. В таких случаях, несмотря на поддержание высокой продуктивности в эксперименте, рано или поздно вероятно развитие напряженности в последующем.

 

Эмоциональная устойчивость

Предлагаемыми методами эмоциональная устойчивость оценивается как способность выполнять заданную деятельность при эмоциогенных воздействиях (эмоциональном напряжении). Необходимо сопоставить ряд заданий, выполняемых в обычных условиях и после эмоциогенного инструктирования. Кроме того, внимание обращается на внешние проявления эмоций в процессе обследования, в частности на мимику и наличие скованности. Всего сопоставляется 6 тестовых заданий и дается оценка за высокие проявления эмоций. Могут быть выбраны 6 заданий из числа следующих тестов: запоминание слов и чисел (средний показатель), запоминание рассказа, зрительная память, зрительная оперативная память, тест по красно-черным таблицам, корректурная проба с кольцами, тест простых поручений по прямоугольникам, слуховая оперативная память (сопоставление до и после инструктирования), другие тесты, в которых может быть применено эмоциогенное инструктирование.

Если после эмоциогенного инструктирования результаты в любом из тестов улучшились, ставится +1; если не изменились – 0; если ухудшились – ставится – 1. Если результаты ухудшились более чем на 50% от исходных показателей, ставится 2 (исключая те случаи, когда обследуемый изменил результаты по случайным причинам, например не понял задание, сломал карандаш и т. п.). Если повторная оценка в тесте лучше исходной, но не превышает 5 баллов, ставится не +1, а 0. При оценке внешних проявлений эмоций в 5 баллов к общей сумме очков добавляется +1, при 3 – 4 баллах – 0, при 1 – 2 баллах из общей суммы вычитается 1. Если обследуемый не оставил о себе никакого впечатления, ему выставляется 0. Окончательный итог в условных баллах выводится путем алгебраического сложения всех полученных результатов по таблице 66.

Таблица 66

Оценка в баллах                  
Алгебраиче­ская сумма очков +6 +5 +4 +3 0+2 - 1 -2 -3 -4-5 -6

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.