Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие осмотра места происшествия. Его задачи, виды, участники, объекты. Подготовка и стадии осмотра. Способы фиксации результатов осмотра.




Биографический метод, заключающийся в собирании сведений о фактах из жизни человека, часто в хронологическом порядке или по отдельным жизненным этапам. Биографические данные позволяют судить о процессе формирования жизненных принципов и позиций, о системе отношений, ценностных ориентации, особенностях психического склада.

Метод обобщения независимых характеристик. Его сущность заключается в сборе, обобщении и анализе сведений о личности, исходящих от разных лиц, наблюдавших проявление психических и иных свойств личности в различной обстановке и в разное время. При этом под характеристикой понимается любая (официальная и неофициальная, устная и письменная) информация о человеке, по которой можно судить о его личностных качествах и поведении.

Во-вторых, методы и источники получения криминалистически значимой информации о личности могут быть в ряде случаев одни и те же вне зависимости от конечных целей использование этой информации

Во-первых, одни и те же данные о личности могут в определенной мере использоваться для решения задач разных классов

Выбор тактических приемов целенаправленного воздействия на конкретного участника следственного действия.

Прогнозирование поведения участников конкретного следственного действия;

Распределение обязанностей между участниками следственного действия с учетом возможности выполнения ими конкретных задач;

Прогнозирование линии поведения основных участников процесса (обвиняемого и потерпевшего) в процессе расследования в целом.

Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в процессе расследования;

Установление психологического контакта с участниками расследования как предпосылка последующего психологического воздействия;

Установление очередности проведения следственных действий

Выбор участников следственного действия

Определение места, условий и времени проведения следственного действия

К тактическим задачам локального уровня можно отнести:

Четвертый класс задач, при решении которых используется информация о личности, связан с осуществлением криминалистической профилактики.

Разделение процесса криминалистического изучения личности на несколько направлений в зависимости от характера решаемых задач является достаточно условным:

3. в-третьих, все выделенные направления в конечном счете являются сторонами единого процесса расследования и подчинены одной цели – раскрытию и расследованию преступления.

Объем криминалистического изучения личности, т.е. совокупность и глубина исследования подлежащих установлению сведений о личности, определяется в каждом конкретном случае исходя из задач, решаемых с использованием этих сведений и с учетом процессуальной роли объекта изучения. Создать универсальный и исчерпывающий пречень криминалистически значимых данных о личности сложно ввиду их многообразия. Более целесообразно выделить группы данных, которые несут наиболее существенную «криминалистическую нагрузку» применительно к задачам криминалистического изучения личности.

Для установления тождества лица (первый класс задач) чаще всего выявляются и исследуются его биологические свойства.

В процессе установления фактической картины преступления (второй класс задач), как указывалось, в основном изучаются психологические, социально-психологические свойства преступника и жертвы преступления.

Самую большую группу криминалистически значимых свойств человека составляют, пожалуй, те, которые относятся к психологическому складу личности. Без их учета невозможно ни установить фактическую картину преступления, ни реализовать тактическую линию расследования (третий класс задач).

Виды данных:

Персонографические: ФИО, соц. положение и тд.

Психологический склад личности:

1. Психические процессы: восприятие, память, мышление, речь.

2. Психическое состояние – целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отображаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

3. Темперамент человека – это биологически обусловленное свойство психики, отражающее динамические аспекты поведения (интенсивность, скорость, ритм психических процессов и состояний) в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.

4. Мировоззрение - как совокупность взглядов человека на окружающую действительность, межчеловеческие отношения проявляется в его жизненной позиции, убеждениях, ценностных ориентациях. Данные о характере человека как привычных для него устойчивых формах поведения в деятельности и общении помогают выявить мотивы его действий, спрогнозировать его поведение в конкретной ситуации, что необходимо и при установлении фактической картины преступления, и при выборе тактических приемов психологического воздействия.

Перечисленные криминалистически значимые психологические и социально-психологические данные о личности следователь устанавливает, используя комплекс методов, заимствованных криминалистикой из психологии:

1. Беседа представляет собой способ получения информации и познания психологических явлений путем речевого общения. В ходе беседы имеется возможность выяснить широкий круг сведений о личности собеседника, характеризующих уровень его интеллектуального развития, профессиональных знаний, систему отношений к определенным событиям, явлениям, личностям, мировоззрение, понимание правовых и нравственных норм, особенности самооценки и собрать данные для диагностирования личности. Основные требования, предъявляемые к беседе – целенаправленность, плановость, индивидуальность.

2. В рамках беседы следователь может активно использовать и другой метод психологического изучения личности – наблюдение. При этом объектом наблюдения как целенаправленного, непосредственного и планомерного восприятия является внешний облик человека, а также его внешние поведенческие акты. Наблюдение позволяет получить представление о темпераменте, волевых, эмоциональных свойствах личности.

5. Анализ результатов деятельности как метод изучения личности чаще всего используется при изучении личности обвиняемого. Основным объектом познания при этом становится его преступная деятельность во всем многообразии ее проявления. Однако нельзя ограничиваться только ею, особенно в тех случаях, когда преступная деятельность протекает параллельно с иной профессиональной и тем более, когда она тесно переплетается с последней. В любом виде человеческой деятельности находят отражение многие личностные качества субъекта, ее осуществляющего: способности, мотивация, черты характера и др.

Особенности объектов:

1. Подозреваемый – дефицит времени, информации.

2. Обвиняемый – центральное положение в процессе. Высокая вероятность конфликта.

3. Потерпевший – состояние жертвы, негативное отношение к обвиняемому, сокрытие своего поведения, изменение уровня вреда.

4. Свидетель – возможности органов чувств, сотрудничество, желание скрыть или преувеличить свое «участие» в событии.

5. Понятые – восприятие, физическая выносливость.

6. Переводчик – профессионализм и знание особенностей психики.

7. Педагог – опыт, пол, возраст.

Следственный осмотр – это следственное действие, заключающееся в непосредственном восприятии, исследовании следователем объектов материальной обстановки в целях обнаружения следов преступления, вещественных доказательств, выяснения обстановки происшествия и иных обстоятельств, имеющих отношение к происшедшему событию.

Виды осмотра:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.