Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы криминалистики. Задачи криминалистики




Задачи криминалистики

 

Криминалистика призвана решать общую, специальные (основные) и конкретные задачи.

Общая задача состоит в содействии правоохранительным органам в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений, в устранении причин и условий, способствовавших их совершению.

Специальные (основные) задачи криминалистики состоят в: исследовании объективных закономерностей, составляющих предмет криминалистики, формировании ее общих методологических основ; разработке и совершенствовании криминалистических средств, методов, тактических приемов и методических рекомендаций раскрытия, расследования и предотвращения преступлений; привлечении данных естественных, технических, правовых, гуманитарных наук в целях разработки и совершенствования технического обеспечения расследования преступлений; разработке и совершенствовании организационных основ расследования преступлений; разработке организационных и методических основ криминалистической экспертизы и регистрации; разработке и совершенствовании криминалистических средств, приемов и методов предотвращения преступлений; изучении истории отечественной криминалистики; изучении достижений зарубежной криминалистики и их использовании в борьбе с преступностью и др.

Общая и специальные задачи криминалистики (как более глобальные и статичные категории) разрешаются посредством реализации конкретных задач.

Конкретные задачи носят временный характер, они решаются криминалистикой на данном этапе ее развития. Например, разработка универсальных средств поиска и идентификации наркотических средств, разработка методик расследования новых видов преступлений и т.п.

Общие, специальные и конкретные задачи отражают содержание науки криминалистики, влияют на формирование ее методологии и системы, прогнозирование путей ее дальнейшего развития. Они показывают связь между криминалистической теорией и потребностями практики, подчеркивают специальный юридический характер науки криминалистики.

Криминалистика использует как систему научных методов (приемов) теоретического познания, так и систему практических, входящих в предмет исследования действительности, содействующих раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. Систему методов криминалистики составляют: всеобщий метод, общие (универсальные), частные и специальные.

Всеобщим методом криминалистической науки является материалистическая диалектика, закономерности которой свойственны любой форме движения материи. Диалектический метод познания является универсальным, позволяющий объективно воспринимать факты, явления в рамках раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. На его основе разрабатываются остальные методы криминалистики.

Общие (универсальные) методы используются в различных отраслях знаний, указывая общий путь к истине. В их число входят:

- сравнение и сравнительно-исторический метод (сравнение есть установление различия или сходства предметов, явлений, событий, способствуя уяснению различных обстоятельств. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить закономерности развития);

- анализ и синтез (анализ – это мысленное расчленение предмета, явления на составляющие его части или стороны. Синтез – мысленное объединение в единое целое расчлененных анализом элементов);

- абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение (абстрагирование – это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов. Идеализация – мысленное образование абстрактных объектов (категорий) в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически. Обобщение – процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему. Ограничение – мысленный переход от более общего к менее общему);

- аналогия (правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов, явлений в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках);

- системно-структурный подход (изучение объектов, предметов, явлений в виде систем, состоящих из комплекса взаимосвязанных элементов);

- моделирование (практическое или теоретическое оперирование объектом, при котором изучаемый предмет замещается каким-либо естественным или искусственным аналогом, через исследование которого осуществляется получение нового знания);

- формализация (обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания);

- историческое и логическое познание (историческое отражает историю возникновения и развития объекта познания. Логическое является обобщенным отражением исторического, отражает действительность в ее закономерном развитии, объясняет, в соответствии с законами логики и ее постулатами, необходимость этого развития);

- индукция и дедукция (индукция - процесс выведения общего положения из единичных фактов, из ряда частных (менее общих) утверждений, т.е. движение от частного к общему. Дедукция, наоборот, - процесс рассуждения, идущий от общего к частному или менее общему и т.п.;

- наблюдение (восприятие какого-либо объекта, явления, процесса, осуществляемое преднамеренно и целенаправленно);

- измерение (установление количественного соотношения известной и неизвестной величин);

- описание (указание всех установленных признаков (существенных и несущественных) или только тех, которые имеют значение для данного исследования;

- сравнение (сопоставление свойств или признаков двух или нескольких объектов);

- эксперимент (воспроизведение явления или события с целью установления природы наблюдаемого явления, его сущности и происхождения, путей и методов управления им).

Частные методы используются в конкретных отраслях знаний. К их числу относятся: физические, химические, физико-химические методы (микроскопия, спектроскопия, исследования в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах и др.); кибернетические методы (сбор и обработка информации); антропологические и антропометрические методы (описание по системе словесного портрета, анализ признаков внешности человека); социологические методы (анкетирование и интервьюирование) и др.

Специальные методы: собственно криминалистические (технико-криминалистические, структурно-криминалистические) и заимствованные из других.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.