Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие взаимодействия и его значение




 

Эффективность раскрытия, расследования и предупреждения преступлений в значительной степени зависит от взаимодействия лиц, осуществляющих эту деятельность и, прежде всего, от взаимодействия следователя, дознавателя с оперативными сотрудниками, специалистами, экспертами и иными сотрудниками подразделений правоохранительных органов и т.д.

В криминалистике под взаимодействием понимают деятельность следователя с другими правоохранительными органами, осуществляемую под его единым руководством, согласованную по целям и задачам, а также силам, месту и времени, направленную на достижение общих целей раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Взаимодействие предполагает деятельность различных элементов системы, не подчиненных друг другу. В процессе взаимодействия его участники, обладая необходимой информацией, действуют на основе общего плана и каждый в пределах своей компетенции.

В зависимости от оснований различают следующие виды взаимодействия:

а) внешнее, внутреннее (по отношению к системе);

б) постоянное, временное, единовременное (по времени);

в) органов, подразделений, лиц (по субъектам);

г) предварительное, первоначальное, последующее, заключительное (по этапам расследования);

д) процессуальное, не процессуальное (по формам деятельности);

е) внутриведомственное, межведомственное, с правоохранительными и иными подразделениями зарубежных стран (по уровню).

Общими условиями эффективности взаимодействия являются: наличие единого субъекта управления (организатора взаимодействия); общность цели; согласованность действий; дифференциация функций участников; автономность в пределах компетенции каждого; оперативный контроль выполнения функций каждым участником; обмен информацией.

Правовую основу взаимодействия в деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений составляют нормы уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, иные законы, а также подзаконные нормативные акты.

В уголовно-процессуальном кодексе РФ имеются нормы, регламентирующие вопросы взаимодействия следователя с иными участниками раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. В частности, ст. 38 УПК РФ предоставляет следователю право давать органу дознания в случаях и порядке, установленных уголовно-процессуальным законодательством, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, получать содействие при их проведении.

Ст. 157 УПК РФ предписывает органу дознания при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбудить уголовное дело в порядке установленном ст. 146 УК РФ, провести неотложные следственные действия и после их производства в срок не позднее 10 суток со дня возбуждения направить его прокурору в соответствии с п. 3 ст. 149 УПК РФ. После этого орган дознания вправе производить по уголовному делу следственные действия, только по поручению следователя. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее деяние, орган дознания принимает розыскные, поисковые и оперативно-розыскные меры, для его установления, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УК РФ).

Статьей 210 УПК РФ предписывается следователю право поручать розыск подозреваемого, обвиняемого органом дознания, а статьей 168 УПК привлекать к участию в следственных действиях специалистов. Статья 57 УПК РФ регламентирует право эксперта участвовать с разрешения следователя в процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы.

К иным нормам, регламентирующим вопросы взаимодействия следователя с другими субъектами по раскрытию и расследованию преступлений следует отнести ст.ст. 58, 144, 164, 178, 179, 184-186, 197, 202 и др. УПК РФ.

К законодательным актам регламентирующим вопросы взаимодействия следователя, дознавателя с иными субъектами раскрытия и расследования преступлений относятся законы РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», «Об оперативно-розыскной деятельности» и др.

Подзаконные нормативные правовые акты (указы, постановления, приказы, инструкции, положения) более детально регламентируют условия, формы и порядок взаимодействия органов предварительного расследования с иными субъектами раскрытия и расследования преступлений.

В пределах того или иного ведомства принимаются нормативные акты в соответствующей сфере.

Взаимодействие следователя с другими службами и подразделениями правоохранительных органов должно осуществляться при соблюдении комплекса принципов.

1. Строгое соблюдение законности всеми участниками взаимодействия. Это один из основных принципов, суть которого заключается в том, что в процессе взаимодействия должно быть достигнуто такое сочетание деятельности, которое, с одной стороны, обеспечило бы максимальный эффект в борьбе с преступностью, с другой – исключило бы нарушение прав граждан. Соблюдение законности предполагает не только соблюдение правовых норм, непосредственно регулирующих взаимоотношения следователя, дознавателя и других служб, но и использование ими определенных сил, средств и методов.

2. Разграничение компетенции субъектов взаимодействия. Залогом успеха работы в любой сфере человеческой деятельности является строгое определение компетенции каждого работника и установление деловых контактов между членами коллектива. Это положение в полной мере применимо и к такому виду коллективной деятельности, как раскрытие и расследование преступлений, где важная роль отведена, в частности, следователю, дознавателю и оперативному работнику. Закон достаточно полно определил пределы полномочий следователя (ст. 38 УПК) и органа дознания (ст. 40 УПК), наделив при этом каждого соответствующими правами и обязанностями. Разделение компетенции между различными органами (ст. 150–151 УПК) исходит из необходимости наиболее квалифицированного расследования преступлений. Закон обязывает следователя и орган дознания в пределах своих полномочий возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления. Разграничение компетенции между органами дознания и предварительного следствия по возбуждению уголовного дела и раскрытию преступлений предопределяет необходимость постоянного взаимодействия этих органов в борьбе с преступностью. Орган дознания и следователь обязаны принимать сообщения и заявления о любом совершенном или готовящемся преступлении, но возбуждать дела каждый из них обязан только в пределах своей компетенции.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством применение оперативно-розыскных мер является исключительной компетенцией органа дознания.

3. Организующая роль следователя при взаимодействии с другими субъектами правоохранительных органов. Для слаженной деятельности следователя с другими службами при раскрытии и расследовании преступлений очень важно определить роль каждого из них в случае совместного участия в производстве одного и того же действия. Законодательство не определяет в деталях поведение всех субъектов взаимодействия в каждом конкретном случае и на различных этапах производства по уголовному делу. Поэтому большинство вопросов, связанных с организационным распределением обязанностей между участниками взаимодействия, решает следователь. Организующая роль следователя заключается в том, что он направляет действия других участников взаимодействия и сам выступает как организатор. Данное положение вытекает из ст. 38 УПК РФ, в соответствии с которой за исход подследственных следователю дел отвечает он и именно на него возлагается обязанность организовать взаимодействие таким образом, чтобы оно было наиболее результативным.

4. Комплексное использование сил, средств и методов, которыми располагает следователь, дознаватель и работники других подразделений. На протяжении всего процесса расследования преступлений участники взаимодействия (каждый по своей линии) реализуют собственные силы, средства и методы для получения доказательств и иных сведений, которые применяются в процессе расследования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.