Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика экспертного исследования по установлению дистанции и направления близкого выстрела




При таком экспертном исследовании в зависимости от исходной информации возможны три ситуации:
— имеется объект с повреждением и оружие, при выстреле из которого оно было нанесено;
— имеется объект с повреждением и известна модель использованного оружия;
— имеется только объект с повреждением.

Первая ситуация. На стадии раздельного исследования на объекте ищутся повреждения, похожие на огнестрельные. Для них проводятся исследования морфологических признаков (форма, размер, характер краев, наличие или отсутствие «минус ткани»). Если эти признаки указывают на огнестрельный характер повреждения, то в дальнейшем оно служит ориентиром для обнаружения на прилегающих участках копоти, частиц пороха, смазки.

Участок объекта вокруг отверстия исследуется на предмет присутствия окопчения, опаления, частиц пороха и следов смазки. Следует учитывать, что различные загрязнения, кровь или темный цвет объекта маскируют следы дополнительных факторов выстрела.

Для выявления следов дополнительных факторов выстрела используют необходимые методы. После выявления следов дополнительных факторов выстрела проводятся все необходимые измерения зоны окопчения, зоны отложения частиц пороха, устанавливается их топография, интенсивность окопчения, плотность отложения зерен пороха.

На основании выявленного комплекса признаков устанавливается:
— огнестрельный характер повреждения;
— входная и выходная стороны огнестрельного повреждения;
— тип выстрела (в упор, близкий, дальний);
— ориентировочное направление выстрела;
— соответствие калибра использованного оружия и его групповой принадлежности с представленным.

Проводится масштабная фотосъемка объекта со стороны входного повреждения с указанием пулевого повреждения на объекте либо на фотографии.

На этапе предварительного сравнения проводится сопоставление выявленного комплекса признаков со справочными данными о характере отображения следов выстрела на различных дистанциях при выстреле из оружия данной модели. Результаты такого предварительного сравнения во многих случаях позволяют эксперту сузить интервал дистанций, с которых будет производиться экспериментальная стрельба.

Получение экспериментальных образцов. При экспериментальной стрельбе необходимо:
— использовать экспериментальные мишени с физико-химическими свойствами, максимально приближенными к исследуемому объекту;
— использовать патроны, аналогичные используемым на месте происшествия;
— учитывать метеорологические факторы в момент криминального выстрела.

При сравнительном анализе комплекса признаков, установленных при изучении исследуемого объекта и экспериментальных мишеней, решающее значение имеют такие показатели, как размер пятна окопчения, количество частиц пороха на единицу площади и др. На основании проведенного сравнения составляется вывод о дистанции и направлении выстрела, при этом значения дистанции и угла даются в наиболее узких интервалах.

Вторая ситуация отличается тем, что при получении образцов для сравнительного исследования используется оружие соответствующей модели (желательно несколько экземпляров) или сравнение проводят с табличными данными о следах близкого выстрела для этой модели оружия. В качестве границ интервала выбирают предельные дистанции обнаружения соответствующих следов близкого выстрела. Например, известно, что выстрел производился из ПМ и на преграде из следов близкого выстрела обнаружены только внедрившиеся зерна пороха. В этом случае за нижнюю границу интервала возможных дистанций принимается предельное расстояние, на котором возможно отложение копоти при стрельбе из ПМ, а за верхнюю - предельное расстояние, на котором возможно внедрение зерен пороха в преграду, аналогичную исследуемой.

В третьей ситуации определить дистанцию выстрела можно весьма приблизительно. Это связано с тем, что по следам выстрела, как правило, устанавливается достаточно широкий круг моделей оружия, из которых мог быть произведен выстрел. Для каждой из них, пользуясь справочными данными, находится нижняя и верхняя граница интервала возможных дистанций выстрела. В выводах указывается наиболее вероятный интервал, в качестве границ которого выбирается наименьшая нижняя граница и наибольшая верхняя.

Рассмотренная методика основана на сравнении следов выстрела с экспериментальными или справочными данными. Однако такой подход, в общем случае, не позволяет добиться желаемой точности в определении дистанции выстрела. Поэтому разработка новых методов в установлении обстоятельств выстрела является актуальной задачей теории и практики экспертных исследований.

34. Термин "баллистика" происходит от греческого слова "ballo" - бросаю, мечу. Исторически так сложилось, что баллистика возникла как воинская наука, определяющая теоретические основы и практическое применение закономерностей полета снаряда в воздухе и процессов, сообщающих снаряду необходимую кинетическую энергию. Ее возникновение связывают с великим ученым древности - Архимедом сконструировавшим метательные машины (баллисты) и рассчитавшим траекторию полета метаемых снарядов.

На конкретном историческом этапе развития человечества было создано такое техническое средство, как огнестрельное оружие. Оно стало со временем использоваться не только в военных целях или на охоте, но и в противозаконных целях - как орудие преступления. В результате его использования потребовалось вести борьбу с преступлениями, сопряженными с использованием огнестрельного оружия. Исторические периоды предусматривают правовые, технические меры, направленные на их предотвращение и раскрытие.

Судебная баллистика своим возникновением в качестве отрасли криминалистической техники обязана необходимостью исследовать прежде всего, огнестрельные повреждения, пули, дробь, картечь и оружие.

Судебно-баллистическая экспертиза - это один из видов традиционных криминалистических экспертиз. Научно-теоретической основой судебно-баллистической экспертизы служит наука, получившая название "Судебная баллистика", которая входит в систему криминалистики как элемент ее раздела - криминалистическая техника.

Первыми специалистами, привлекаемыми судами в качестве "экспертов по стрельбе", были оружейники, которые вследствие своей работы знали и могли собрать, разобрать оружие, обладали более или менее точными знаниями о стрельбе, а заключения, которые от них требовались, касались по большей части вопросов о том, был ли произведен выстрел из оружия, с какого расстояния то или иное оружие поражает цель.

Судебная баллистика - отрасль кримтехники, изучающая методами естественно- технических наук с помощью специально разработанных методик и приемов огнестрельное оружие, явления и следы, сопутствующие его действию, боеприпасы и их компоненты в целях расследования преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия.

Современная судебная баллистика сформировалась в результате анализа накопленного эмпирического материала, активных теоретических исследований, обобщения фактов, связанных с огнестрельным оружием, боеприпасами к нему, закономерностями образования следов их действия. Некоторые положения собственно баллистики, то есть науки о движении снаряда, пули, также входят в судебную баллистику и используются при решении задач, связанных с установлением обстоятельств применения огнестрельного оружия.

Одной из форм практического применения судебной баллистики является производство судебно-баллистических экспертиз.

ОБЪЕКТЫ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ СУДЕБНО-БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Судебно-баллистическая экспертиза - это специальное исследование, проводимое в установленной законом процессуальной форме с составлением соответствующего заключения в целях получения научно обоснованных фактических данных об огнестрельном оружии, боеприпасах к нему и обстоятельствах их применения, имеющих значение для расследования и судебного разбирательства.

Объектом любого экспертного исследования являются материальные носители информации, которые могут быть использованы для решения соответствующих экспертных задач.

Объекты судебно-баллистической экспертизы в большинстве случаев связаны с выстрелом или его возможностью. Круг этих объектов весьма многообразен. К нему относятся:

- огнестрельное оружие, его части, принадлежности и заготовки;

- стреляющие устройства (строительно-монтажные, стартовые пистолеты), а также пневматическое и газовое оружие;

- боеприпасы и патроны к огнестрельному оружию и иным стреляющим устройствам, отдельные элементы патронов;

- образцы для сравнительного исследования, полученные в результате экспертного эксперимента;

- материалы, инструменты и механизмы, используемые для изготовления оружия, боеприпасов и их компонентов, а также снаряжения боеприпасов;

- выстрелянные пули и стреляные гильзы, следы применения огнестрельного оружия на различных объектах;

- процессуальные документы, содержащиеся в материалах уголовного дела (протоколы осмотра места происшествия, фотоснимки, чертежи и схемы);

- материальная обстановка места происшествия.

Надо подчеркнуть, что из огнестрельного оружия объектами судебно-баллистической экспертизы является, как правило, только стрелковое огнестрельное оружие. Хотя известны примеры проведения экспертиз и по гильзам от артиллерийского выстрела.

Несмотря на все разнообразие и разнохарактерность объектов судебно-баллистической экспертизы, задачи, стоящие перед ней, могут быть разделены на две большие группы: задачи идентификационного характера и задачи неидентификационного характера (рис. 1.1).

К идентификационным задачам относятся: групповая идентификация (установление групповой принадлежности объекта) и индивидуальная идентификация (установление тождества объекта).

Групповая идентификация включает в себя установление:

- принадлежности объектов к категории огнестрельного оружия и боеприпасов;

- вида, модели и типа представленных огнестрельного оружия и патронов;

- вида, модели оружия по следам на стреляных гильзах, выстрелянных снарядах и следах на преграде (при отсутствии огнестрельного оружия);

- огнестрельного характера повреждения и типа (калибра) снаряда, нанесшего его.

К индивидуальной идентификации относятся:

- идентификация применявшегося оружия по следам канала ствола на снарядах;

- идентификация применявшегося оружия по следам его частей на стреляных гильзах;

- идентификация оборудования и приборов, применявшихся для снаряжения боеприпасов, изготовления их компонентов или оружия;

- установление принадлежности пули и гильзы одному патрону.

Задачи неидентификационного характера можно разделить на три вида:

- диагностические, связанные с распознаванием свойств исследуемых объектов;

- ситуационные, направленные на установление обстоятельств производства выстрелов;

- реконструкционные, связанные с воссозданием первоначального вида объектов.

Диагностические задачи:

- установление технического состояния и пригодности для производства выстрелов огнестрельного оружия и патронов к нему;

- установление возможности выстрела из оружия без нажатия на спусковой крючок при определенных условиях;

- установление возможности производства выстрела из данного оружия определенными патронами;

- установление факта производства выстрела из оружия после последней чистки его канала ствола.

Ситуационные задачи:

- установление дистанции, направления и места производства выстрела;

- определение взаиморасположения стрелявшего и потерпевшего в момент выстрела;

- определение последовательности и количества выстрелов.

Реконструкционные задачи - это главным образом выявление уничтоженных номеров на огнестрельном оружии.

Обсудим теперь вопрос о предмете судебно-баллистической экспертизы.

Слово "предмет" имеет два основных значения: предмет как вещь и предмет как содержание изучаемого явления. Говоря о предмете судебно-баллистической экспертизы, имеется в виду второе значение этого слова.

Под предметом судебной экспертизы понимают обстоятельства, факты, устанавливаемые посредством экспертного исследования, которые важны для, решения суда и производства следственных действий.

Так как судебно-баллистическая экспертиза есть один из видов судебной экспертизы, то данное определение относится и к ней, но ее предмет можно конкретизировать, исходя из содержания решаемых задач.

Предметом судебно-баллистической экспертизы как вида практической деятельности являются все факты, обстоятельства дела, которые могут быть установлены средствами этой экспертизы, на основе специальных познаний в области судебной баллистики, криминалистической и военной техники.

36. в

Автороведческое исследование документов проводится с целью установления автора текста, получения максимально возможной информации о навыках письменной речи исполнителя. Каждый автор обладает индивидуальными особенностями письменной речи, стилистическими, лексическими, грамматическими навыками. Это может выражаться в наличии повторяющихся слов, неправильном употреблении фразеологизмов, присутствии в тексте диалектизмов, профессионализмов, наличии однотипных орфографических и пунктуационных ошибок и т.д. В письменной речи выделяют общие и частные языковые навыки.

К общим языковым навыкам относят:

стилистические навыки;

синтаксические навыки;

лексико-фразеологические навыки;

орфографические навыки;

пунктуационные навыки.

К частным признакам письменной речи относят устойчивые нарушения речи, индивидуальные лексические, грамматические навыки, свойственные конкретному исполнителю.

Среди основных признаков, указывающих на автора текста, обычно выделяют следующие.

Семантические признаки — тема документа, лейтмотив (основная мысль), фактические данные в документе (профессиональные знания, знание людей, мест, событий), архитектоника (общее построение документа, наличие вступления, разделов, заключения, логической связи между отдельными элементами документа).

Стиль изложения — официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный, разговорный.

Фразеологические признаки — использование междометий, вопросительных и восклицательных предложений, крылатых слов и т.п.

Лексические признаки — использование автором общеупотребляемых слов и слов ограниченного употребления, свойственных определенной группе лиц. Лексические признаки — это использование:

архаизмов — устаревших или вышедших из употребления слов;

неологизмов — новых слов, появившихся в языке для обозначения новых понятий;

профессионализмов — профессиональных слов и выражений;

диалектизмов — слов и оборотов, свойственных для проживающих в определенной местности лиц;

варваризмов — слов, заимствованных из других языков, не свойственных для языка, на котором написан документ;

жаргонизмов — слов и выражений, характерных для определенной группы людей (преступный жаргон, молодежные кружки);

вульгаризмов — слов, оборотов речи, которые не употребляются в литературном языке;

слов-паразитов, привычных, сокращенных слов, использование уменьшительных слов и т.д.

Грамматические признаки — соблюдение правил русского языка, согласованность слов в падежах, написание сложных слов.

Топографические признаки — размещение текста на странице. Топографические признаки — это:

поля — размер, конфигурация (сужение, расширение);

абзацы — наличие, частота, способ выделения;

строки — наличие наклона, расположение относительно линовки бумаги, промежуток между строками;

переносы слов;

расположение (наличие) подписи, даты.

Для проведения автороведческой экспертизы необходимо наличие текста объемом не менее 500 слов. Это могут быть письма, служебные записки, статьи, доклады и т.д. Экспертизой решаются следующие задачи:

диагностические — установление факта намеренного искажения письменной речи, определение уровня образования исполнителя текста, его родного языка, регион формирования навыков и т.д.;

идентификационные — отождествление автора текста, отдельных его фрагментов (является ли автором одно лицо или несколько).

Процесс автороведческой экспертизы разделяют на четыре стадии.

Предварительное исследование — осмотр документа, материала письма, содержания текста, определение достаточности предоставленных документов для проведения экспертизы.

Раздельное исследование предоставленных образцов, выявление общих и частных признаковых письменной речи, особенностей письменных навыков — стилистика, синтаксис и т.д.).

Сравнительное исследование выявленных общих и частных признаков, навыков письменной речи.

Оценка полученных результатов.

38. Идентификационные признаки почерка. Идентификационные признаки почерка как специально выделенные для целейидентификации свойства получили детальную разработку в судебномпочерковедении. Появление того или иного признака в почерке обусловлено,как правило, совокупностью разных причин, поэтому однозначное определениепроисхождения того или иного признака составляет большую проблему и чаще неудается. Это даёт основание считать происхождение признаков почеркаслучайным. Каждый взятый в отдельности идентификационный признак можетвстретиться у другого лица, поэтому индивидуальны не отдельные признаки, атолько их совокупность. Всё многообразие идентификационных признаков предложено классифицироватьпо разным основаниям. Наиболее распространенным является их деление на двегруппы в зависимости от того, в целом или в отдельных деталях (частях)характеризуется почерк. Признаки, характеризующие почерк в целом называютсяобщими. Признаки, связанные с характеристикой отдельных знаков и ихэлементов, называются частными. К общим относятся следующие признаки:Выработанность - это приспособленность навыка к современной технике письма(скорописи), различают несколько степеней выработанности:-низкую;-среднюю;-высокую; Высокая степень выработанности почерка обусловлена как правило, длительнымпроцессом тренировки, необходимостью выполнения большого количестварукописных документов в процессе практической деятельности и т. д., но известны случаи, когда лица и при небольшой письменной практикеимеют высокую выработанность почерка. Это зависит опять же от своеобразиявнешних и внутренних факторов, определенного их сочетания и взаимодействияв процесса формирования индивидуального почерка. При предварительномисследовании почерка необходимо учитывать, что не всех общих признаковпочерка выработанность является наиболее устойчивым признаком, неподдающимся развитию в течение очень короткого времени. Степеньвыработанности определяется по наличию и количеству скорописных сокращений(скорописными сокращениями в почерке называется: выполнение трех-,двухштриховых букв как одноштриховых; выполнение надстрочных и подстрочныхштрихов слитно с основным штрихом буквы путем одного непрерывного движения;выполнение одним общим штрихом элементов двух рядом расположенных букв, идр.), по степени слаженности, скоординированности движений, т.е. ихпространственной точности, по темпу (скорости) выполнения письменных знакови их сочетаний: чем выше выработанность, тем выше темп; если при низкой,средней выработанности пытаются писать быстро, то этим снижаетсякоординированное движений. Темп письма - это скорость выполнения письменных знаков. Данный признаккоррелирует с выработанностью, поэтому он не всегда выделяется каксамостоятельный. Различают три степени темпа:-быстрый;-средний;-медленный;Общий тип (строение) почерка. Этим признаком выражается степень сложностипочерка. Различают:-простой;-упрощенный;-усложненный почерки.Простой почерк - близок к прописям; усложненный почерк характеризуетсяналичием дополнительных к прописным элементов; упрощенный, наоборот-отсутствием набора элементов, предписываемых прописным письмом.Усложненному почерку присущи элементы вычурности, украшательства отдельныхбукв и их частей (например, закручивающиеся детали при выполнениинадстрочных, подстрочных штрихов, способов начала и окончания букв и т.д.).Преобладающая форма движения, может быть:-прямолинейно-угловой:-петлевой;-угловатой и т. д.Это определяется по способу соединения элементов букв. Преобладающее направление движения. Различают левоокружное и правоокружноедвижения (против часовой и по часовой стрелке). Эти два направления присущидугообразным, округленным почеркам, при этом для русских почерков болеехарактерно левоокружное направление. Наклон почерка: различают:-правый;-левый наклоны;-вертикальную постановку букв.Чаще встречается правонаклонный почерк. Его наклон очень легко может бытьизменен в зависимости от тех или иных условий письма и целевой установки. Связность: по количеству непрерывно выполненных букв (без отрыва от бумагипишущего прибора) различают три степени связности:-малую (связано не более двух-трех букв);-среднюю (не менее четырех-пяти букв);-большую (шесть и более букв).Степень связности всегда коррелирует с темпом (скоростью). Наблюдается вряде случаев быстрый темп письма и при отрывистом выполнении письменныхзнаков. Это встречается в высоко выработанных почерках, что обусловленовысокой степенью скоординированности, слаженности движений при выполненииписьменных знаков.Размер почерка: в зависимости от высоты букв различают:-крупные почерки (4 мм и больше);-средние (2-4 мм);-мелкие (до 2 мм). Разгон почерка - соотношение высоты букв и их ширина интервалов междуними. Различают:-размашистый (превышение ширины над высотой):-средний (примерно, равны);-сжатый (превышение высоты над шириной).Нажим: по степени общей выраженности выделяют: -сильный; -средний; -слабый. Определяется по силе надавливание пишущим прибором на бумагу. Крометого, нажим дифференцируется по степени различия между нажимными иненажимными движениями. При использовании шариковых ручек визуальноеопределение этого признака вызывает затруднение.Топографические признаки почерка - это привычные способы размещенияпишущим текста и его частей на бумаге. Привычный способ размещения текста вырабатывается и закрепляется учеловека в результате длительной практики письма. Пишущий, как правило, незадумывается над тем, как располагать текст на бумаге, а механическииспользует укоренившиеся навыки. В котором и выражается егоиндивидуальность. Топографические признаки особенно важны при исследованииискаженных рукописных текстов, в которых индивидуальные особенности почеркавыражены слабо. К топографическим признакам относятся: поля - отступы от обреза листа бумаги справа, слева, сверху, снизу.Оцениваются с точки зрения наличия (или отсутствия) по признакам:- размера - большие, средние, малые (к средним относятся поля размером от25 до 35 мм);конфигурации (формы) - равномерные (ровные), неравномерные (когда текстразмещается без соблюдения одинаковых по размеру отступов от левого иправого краев листа бумаги), сужающиеся, расширяющиеся книзу; абзацы - части текста с законченной мыслью. Текст может быть исполнен:- без деления на абзацы;- с делением на абзацы, но без отступов в начале абзаца;- с делением на абзацы и с отступами в начале и в конце абзацев. Расположение строк по отношению к горизонтали на нелинованной бумаге (горизонтальные, поднимающиеся, опускающиеся):- по форме (прямые, выпуклые кверху, вогнутые вниз);- по отношению к линиям типографского графления на линованной бумаге (над линиями, на линиях, без соблюдения линий графления). Перенос слов делают не все пишущие. В тексте может наблюдаться и частоеупотребление и их полное отсутствие. В последнем случае исполнителидокумента либо заранее бросают строку и переходят на следующую, либоуплотняют буквы или загибают строку кверху или книзу. При наличии переносовзнаки переноса могут быть в одну или две черточки, размер их может бытьбольшим, средним или малым, К средним относится перенос (черточка) размеромв двухштриховую строчную букву. Форма - прямая, выпуклая, вогнутая.Расположение по отношению к строке - посредине или со смещением вверх иливниз вплоть до расположения ниже линии строки. По отношению к горизонтали -горизонтальные, поднимающиеся или опускающиеся. Промежутки между словами могут быть большими, средними н малыми (средние- если между словами вмещается одна трехштриховая буква), а такжеравномерными и неравномерными. Выделение слов - акцент на отдельные слова или группу слов. Способы акцента - подчеркивание одной или двухштриховой. прямой,волнистой, сплошной, пунктирной линиями: увеличение размера букв', письмовразрядку, прописными буквами и др. Вставки пропущенных слов и букв, способы вставок могут быть самыеразнообразные: - пометка в виде римской цифры пять (галочка), над которой имеется текст; - обводка текста и стрелка, указывающая место, где ондолжен быть расположен: - условная пометка в тексте и соответственный вынос на поля данногознака, рядом с которым помещается вставленный текст. Положение обращения (адресата), подписи, даты. Указанные признаки могутрасполагаться по-разному по отношению к листу бумаги и основному тексту,строке, горизонтали. Разным может быть и способ выполнения: интервал междуобращением и следующей за ним строкой бывает большим, средним и малым(средний - если между обращением и следующей за ним строкой вмещается 3-4строки). Положение нумерации страниц текста. Порядковый номер страницы может бытьразмещен слева, справа или посредине верхнего или нижнего поля текста. Топографические признаки письма используются для идентификации автора иисполнителя в сочетании как с признаками письменной речи, так и спризнаками почерка в рукописном документе. Ценность топографическихпризнаков заключается в том, что выполнение их чаще всего происходитавтоматически, без контроля сознания, поэтому они могут сохраниться дажепри искусственной маскировке (искажении) письма. Место топографических признаков в общей классификации признаков письмаопределенно в криминалистической литературе неоднозначно. Одни авторыотносятся к почерку, другие - рассматривают как самостоятельную группунаряду с признаками почерка и письменной речи. При идентификации исполнителя общие признаки используются в сочетании счастными, т. е. с особенностями выполнения отдельных элементов букв. Всудебном почерковедении выделено большое количество частных признаков. Дляболее компактного их описания они объединены в отдельные группы. Наиболеераспространенными группами частных признаков являются следующие: • особенности формы движения при выполнении письменны6х знаков и ихэлементов. Различают особенности движения при выполнении самихэлементов знаков и связей (соединений) между этими элементами. Наиболеераспространенными формами движения являются следующие: овальные, дуговые,петлевые, усложненные, упрощенные и т. д. В одном и том же знаке нередкосочетается несколько форм движения; • особенности направления движений при выполнении письменных знаков и их элементов: левоокружные, правоокружные, вертикальные, горизонтальные. С помощью левоокружного и иравоокружного направлений выполняются овальные, дуговые, петлевые элементы знаков, с помощью вертикального и горизонтального - прямолинейные. В одном письменном знаке может сочетаться несколько направлений движения; • наличие и степень связности элементов в письменных знаках. Может быть непрерывное (слитное) выполнение, присоединение, интервальное расположение элементов письменных знаков; • особенности расположения точек начала и окончания движения при выполнении элементов письменных знаков относительно линии строки и других частей букв; • последовательность движения при выполнении письменных знаков и их элементов. Наиболее частая - сверху вниз, слева направо, но может быть обратная. Особенно значимо, когда элементы одного и того же знака устойчиво выполняются с разной последовательностью; • особенности соотношения элементов письменных знаков по размеру между ними (нисходящее, восходящее, ломанное строение линии вершин и оснований) и др.

Почерк содержит в себе достаточное количество информации как идентификационного, так и неідентифікаційного характера. С одной стороны, он является носителем идентификационной информации об исполнителе, которая используется почеркознавцями для решения идентификационных задач для установления исполнителя почеркового объекта. С другой - в нем также отражаются психофизиологические свойства личности вы-конавця и условия процесса письма. Итак почерк содержит в себе своеобразную закодированную информацию о личности, обстоятельства и условия выполнения рукописи.

Среди задач неідентифікаційного характера различают диагностические (определение условий выполнения рукописного текста или подписи) и классификационные (установление возраста и пола исполнителя почеркового объекта).

При проведении судебно-почерковедческих экспертиз преобладают диагностические. К ним относят исследования, направленные на установление внешней обстановки и условий письма (факт исполнения текста в непривычной позе, искаженным почерком, с подражанием почерка или подписи другого лица), а также внутреннего состояния исполнителя (утомление, возбуждение или заторможенность, психическое заболевание и т.п.).

Решения диагностических задач, имеет многоступенчатую структуру, что предполагает последовательный переход в познании от общего к частному.

Конечной целью в решении таких задач является распознавание конкретных "дезориентирующих" факторов, или определенной их группы. Эксперт прежде всего устанавливает наличие факта необычности письма в объекте, что исследуется, затем определяет является ли эта необычность для исполнителя привычной или временной и определяет разновидность "дезориентирующего" фактора.

Необычность процесса письма предусматривает прежде всего несоответствие тех или иных свойств (признаков) письма заранее известным (общепринятым) нормам этих свойств для определенной группы почерков, а также несоответствие нормы свойств письма конкретного лица. Поэтому прежде всего необходимо установить наличие необычности письменного процесса в документе, что исследуется. Это задание требует дополнительного анализа этого документа, направленного на выявление признаков почерка, не соответствуют общепринятым нормам письменно-двигательных навыков и высокой степени выработанности.

Так, выработанные навыки письма предусматривают быстрый темп, дифференцированный натиск в штрихах, точность направления при выполнении мелких элементов, соблюдение размера и ориентационных параметров (признаки координации движений 1-й и 2-й групп). Несоответствие соответствие этим нормам прослеживается равномерно по всему тексту или фрагментарно, что свидетельствует о необычности письма для почерков определенной группы.

Установив факт необычности письма в документе, что исследуется, возникает необходимость в решении следующего подзадачи - распознавание характера этой необычности письма в почерка конкретного лица. Для решения этого подзадачи эксперт должен иметь в своем распоряжении сведения о свойствах письма исполнителя, сравнить обнаруженные несоответствия признаков письма в почерке, что исследуется, с признаками письма конкретного лица. Для этого целесообразно сначала изучить признаки почерка конкретного лица, а затем - в документе, который исследуется. Нарушения свойств написание лишь в документе, что исследуется, свидетельствует о временный характер "дезориентирующего" фактора. Наличие указанных признаков и в образцах свидетельствует о том, что они имеют постоянный характер. Однако, констатируя факт временной или постоянной необычности, необходимо провести идентификационное исследование для выяснения вопроса о выполнении документа, который исследуется, и предоставленных образцов одним лицом. Таким образом, диагностический процесс как промежуточный, включает задания идентификационного характера.

После решения идентификационных подзадач и распознавания временной или постоянной необычности письма, эксперт переходит к решению других диагностических подзадач.

При этом установление факта постоянной необычности письма в почерка лица, в отношении которого является предположение о выполнении им документа, исследуется, как правило, указывает на то, что причины не-обычности относятся к естественным и не связанные с умышленным искажением признаков письма.

Временная же необычность может быть вызвана как естественными "дезорієнтуючими" факторами, так и искусственными, связанными с намеренным изменением признаков собственного почерка.

Распознавание вида "дезориентирующих" факторов (природные или искусственные), определенной группы их естественных причин, зависит от анализа обнаруженного комплекса диагностических признаков, сравнением их с комп-лексами - "эталонами", присущими виду или группе "дезориентирующих" факторов.

Оценка выявленного комплекса диагностических признаков вместе со вспомогательными данными, полученными о-цесуальним путем (сведения об исполнителе, условия выполнения объекта), способствует распознаванию конкретной "дезорієнтуючої" причины.

Итак, полное диагностическое исследование включает обязательное решение следующих подзадач:

 

распознавание необычности письма в документе, что исследуется;

установление факта тождественности написания исполнителем рукописи, что исследуется, с образцами;

определение временного или постоянного характера необычности письма;

распознавание вида "дезориентирующих" факторов (природных, искусственных);

распознавание определенной группы "дезориентирующих" факторов или конкретной "дезорієнтуючої" причины.

Нерешенность или неправильное выполнение од-ного из этих подзадач может привести к экспертной ошибки или недостоверного экспертного заключения.

Структура диагностического процесса и использования важнейших средств зависит от компонентного состава задач.

Согласно разработанной классификации диагно-логистические задачи разделяют на две основные категории:

 

решения при наличии как исследуемого объекта, так и сравнительного материала (сейчас-ков почерка конкретного лица);

решения в условиях наличия лишь документа, что исследуется.

Вторая категория задач характеризуется ско-роченою структурой диагностического процесса, поскольку исключает возможность такого важного компонента, как сравнительное исследование.

Окончательный вывод в этом случае может носить только предположительный характер. Эксперт может категорически установить факт необычности письма, а впоследствии с большей или меньшей степенью вероятности указать на характер этой необычности. На основании выдвинутых версий планируется по-дальнейшее исследование.

В процессе предварительного исследования часто возникают ситуации, когда в рукописи, что исследуется, отсутствуют четкие диагностические признаки. Как влияет эта ситуация на решение идентификационного задачи? Если установлено лишь совпадение признаков, а расхождение отсутствует, вопрос о тождестве решается без проблем.

Если рядом с совпадением признаков установлены определенные разногласия, может предопределяться как естественной сходство почерков, так и искусственными причинами (компетентной имитацией или искажением, имитацией при сходстве почерков и т.д.), необходимо дальнейшее тщательное исследование признаков, а в случае необходимости запрос дополнительных материалов (соответствующих по различным параметрам документа, исследуется).

Если же в документе, что исследуется, нечетко выраженное снижение координации движений 2-й группы (размер, параметры ориентационные и т.п.) лишь в документе, что исследуется (предсмертное письмо), при возможном положительном выводу о тождестве, позволяет предположить временную необычность письма в почерка исполнителя, что могла быть вызвана естественными внут-внутренними "дезорієнтуючими" факторами.

Для окончательного решения вопроса о тождественности необходимо продолжение идентификационного исследования, а также следует запросить данные об исполнителе.

Возможна ситуация, когда предварительно выявлен комплекс диагностических признаков (снижение координации движений 1-й и 2-й группы) указывает на то, что эту необычность могли вызвать внешние "дезориентирующего" факторы, как например, необычное содержания прибора, которым пишут (левой рукой). Для проверки этой версии стоит отобрать соответствующий сравнительный материал (например, текст написан левой рукой).

Наличие совокупности "заметных" диагностических признаков только в рукописи, что исследуется, позволяет предполагать временную необычность письменного процесса, которую могли вызвать естественные внутренние "где-зорієнтуючі" факторы. Для выяснения этого необходимо запросить сведения о состоянии здоровья предполагаемого исполнителя на момент составления документа и условия йо-го написания.

Иногда возникает ситуация, когда диагностические признаки обнаружено в документе, который исследуется, и образцах, но они разные по своему составу. В документе, что исследуется, например, снижение координации движений 2-й группы (нарушение топографии и смысловой стороны писания), а в образцах снижение координации 1-й группы (отдельные признаки) и темпа. В такой ситуации эксперт предполагает временную необычны-чайність письма, обусловленную необычным психическим состоянием исполнителя. Следовательно необходимо отобрать образцы, выполненные в быстром темпе, а также выяснить состояние здоровья исполнителя, употребления им алкоголя на момент выполнения рукописи. Эти данные необходимы для выяснения причины снижения координации движений 1-й группы, а также для конкретизации временной "дезорієнтуючої" причины.

Когда в анонимном письме при одинаковой імовір-ности положительного и отрицательного заключения по тото-жності обнаружена фрагментарная локализация диагностических признаков (снижение координации движений 1-й и 2-й групп), эксперт прогнозирует умышленное искажение почерка и требует образцы почерка предполагаемого исполнителя с изменением параметров письма.

Если же в анонимном письме установлены нечетко выражены диагностические признаки (снижение координации движений 1-й и 2-й групп), "заметна" многовариантность письменных знаков в тексте, что исследуется, можно утверждать о наличии преднамеренной изменения почерка. Следовательно, необходимо запросить образцы почерка предполагаемого исполнителя, в том числе выполненные с изменением привычных для него отдельных признаков почерка.

После определения версии эксперт выполняет задания, состоящие из двух этапов. На первом этапе он осуществляет:

анализ каждой признаки письма в документе, что исследуется, отдельно;
отдельный анализ каждой признаки письма исполнителя сравнительного материала;
сравнительное исследование;
дает заключительную оценку результатов и делает экс-пертні выводы о тождестве исполнителя и характер необычности письма (временный или постоянный).
На втором этапе исследования эксперт определяет группы "дезориентирующих" факторов или конкретных "дезориентирующих" причин:
анализирует обнаружен комплекс диагностических признаков, сравнивая этот комплекс с известным "эталоном", характерным для определенного вида "дезориентирующих" факторов;
оценивает диагностический комплекс в совокупности со всеми вспомогательными фактами и формирует вывод о "дезориентирующего" факторы.
Обобщение и анализ практики проведения диагностических исследований показывает, что эксперты-почерковеды не всегда в полном объеме выполняют требования описанной методики решения диагностических задач. Так, иногда в выводах экспертов не учитывается факт влияния на процесс писания определенных "дезориентирующих" факторов, и они носят категоричный характер; в некоторых случаях такие выводы не учи-щие данные о состоянии здоровья исполнителя и т.д.
Оценивая современное состояние проведения диагностических исследований, подчеркнем, что эта проблема требует дальнейшей разработки. Необходимо проведение исследований с участием не только криминалистов, но и специалистов других научных отраслей (медиков, психологов, психиатров и др.) для разработки такой системы признаков. Это позволило бы решать диагностические задачи не только на уровне определения группы "дезориентирующих" факторов, но и устанавливать конкретную "дезорієнтуючу" причину.

40. Термин «письмо» используется для обозначения нескольких понятий: средствазапечатления мысли (например, наряду со звуковыми, электронными); видаписьменности (иероглифическое, алфавитное; последнее в свою очередь можетбыть подразделено на прописное и скорописное); процесса выполнениярукописных документов, и т. д. В криминалистике этот термин употребляетсяглавным образом в первом, наиболее широком его значении, при этомписьменный документ изучается с двух сторон - смысловой и графической.Смысловая информация выражается с помощью письменной речи, специфичной длякаждого автора документа, графическая - с помощью присущей каждому пишущемусистемы движений при выполнении письменных знаков, называемой почерком. Всоответствии с этими объектами изучения в криминалистике выделяютпочерковедение и автороведение. В последние годы письменный способ составления документов все чащезаменяется электронным. В таких документах смысловое содержание может бытьвыражено с помощью математических символов, кодов, шифров, компьютерныхпрограмм и т. д. Проблемы установления авторства таких документов ещетребуют своей разработки. Что же касается звуковых документов, т. е.составленных в помощью звукозаписывающей техники, то в них фиксируется неписьменная, а устная речь, которая имеет свои особенности по сравнению списьменной: специфику в речевую информацию вносит и процесс звукозаписи.Поэтому фонодокументы изучаются в другом разделе криминалистики -видеофоноскопии. Иногда, в теории криминалистики автороведение и почерковедениеобъединяются вместе в силу определенной взаимосвязи между письменной речьюи почерком. В практической и юридической деятельности более значиморазграничение данных областей знания, поскольку это позволяет более чёткопредставлять объекты и задачи автороведческой и почерковедческой экспертиз,их возможности и, следовательно, правильно назначать эти экспертизы,необходимость в которых связана с тем, что нередко при изготовленииподдельных документов, например анонимных писем, автор и исполнительявляются разными лицами. В некоторых случаях требуется установить отдельныехарактеристики личности: пол, возраст, национальность и т. д. Данныевопросы решаются той и другой экспертизой, но каждая из них используетинформацию только своей области знания. Криминалистическая значимость такойинформации различна, и это должны уметь оценивать юристы. Смешение объектови задач данных экспертиз, допускаемое в литературных источниках, приводитна практике к тому, что практические работники не всегда правильноориентируются в возможностях данных экспертиз, что затрудняет их правильныйвыбор при назначении. Таким образом, «криминалистическим исследованием почерка называетсяотрасль криминалистической техники, изучающая закономерности возникновения,развития и становления специфических особенностей почерка, определяющихиндивидуальность последнего и разрабатывающая на этой основе средства,приёмы и методики обнаружения, изъятия и исследования указанныхпризнаков.»(

41. Новым направлением развития криминалистической техники является судебное автороведения, основанное на научных основах по установлению автора текста с помощью данных лингвистики (фразеологии, грамматики и др.).. Такие исследования проводятся на основании назначения автороведческой экспертизы.

Автороведческая экспертиза - это разновидность криминалистической экспертизы, при которой исследуется текст документов (рукописных, печатных, полиграфических и др..) для установки его автора. При этом решаются вопросы идентификационного и диагностического характера. Основной задачей автороведческой экспертизы является идентификация автора текста. Данной экспертизой могут также устанавливаться (чаще всего в вероятной форме) некоторые социально-биографические данные автора текста (его родной язык, уровень образования, владение научным, деловым или иным функциональным стилем речи).

Типичными вопросами, решает автороведческая экспертиза, являются: есть определенное лицо автором данного текста; ли определенное лицо автором нескольких различных текстов; ли в тексте социально-биографические данные автора и какие именно. Решение вопросов, поставленных перед автороведческой экспертизы, возможно, как правило, лишь при наличии относительно большого текста (не менее 500 слов).

Методами автороведческой исследования являются: 1) лингвистические 2) психолингвистические 3) социолингвистические 4) логико-психологические 5) математические и др.. Объектами исследования являются письменная речь и языковые навыки (общие - лексикофразеологични, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные, а также отдельные - использование определенных языковых средств, речевые ошибки и т.д.).

При подготовке материалов для проведения автороведческой экспертизы следователь (судья) должен собрать свободные, условно-свободные и экспериментальные образцы. Свободные образцы должны соответствовать изучаемому тексту по языку, а также, по возможности, по времени выполнения, характером документа, другими существенными обстоятельствами, которые могли повлиять на формирование признаков письменной речи. Свободные образцы должны предоставляться не менее чем на 25 листах. Условно-свободные образцы предоставляются как дополнение к свободным, особенно если последние не удалось собрать в достаточном объеме. Экспериментальные образцы должны быть выполнены на языке документа, исследуется. Сначала лицу, идентифицируется, предлагают написать текст на свободно выбранную им тему, но аналогичную исследуемом по своему функциональному назначению (жалоба, личный или служебный письмо и т.п.). После этого отбираются образцы, аналогичные исследуемом не только по своему функциональному назначению, но и по теме. Минимальный объем каждого образца - 500 слов.Если текст образца оказался меньше, чем минимальный, следует отобрать образцы на другие свободные темы. Желаемый общий объем экспериментальных образцов 25-30 страниц текста. К постановления (определения) о назначении экспертизы желательно добавлять социально-биографическую характеристику предполагаемого автора.

Методика экспертного автороведческой исследование состоит из четырех стадий: предварительное исследование; раздельное исследование; сравнительное исследование, оценка результатов и составление выводов.

43. Способы изменений в первоначальном содержании документов и методы их установления. Наиболее распространенным способом подделки документов является внесение изменений в содержание подлинного документа путем подчистки, дописки, травления, замены отдельных листов документа или фотографии (так называемая «частичная подделка»).

Подчистка – это механическое удаление текста путем стирания резинкой или соскабливания острыми предметами: лезвием бритвы, ножа, скальпеля и т.д.

В результате подчистки нарушается целостность поверхностного слоя бумаги, проявляющаяся в приподнятости, взъерошенности волокон бумаги, особенно отчетливо наблюдаемых при косопадающем освещении. Утончается слой бумаги за счет снятия верхнего слоя со штрихами текста. Этот признак может быть обнаружен при осмотре документа в проходящем свете (на просвет).

Вместе с верхним слоем бумаги удаляются либо существенно повреждаются линии защитной фоновой сетки, типографской линовки, штрихи первоначально выполненного текста. Эти признаки легко обнаруживаются при осмотре документа с помощью лупы или микроскопа. При этом наблюдаются также и такие признаки, как подрисовка с целью маскировки поврежденных линий защитной сетки и ассюре*, иная микроструктура штрихов вновь выполненных на участке подчистки записей, остатки штрихов первоначального текста, особенно на бумагах низкого качества при выполнении записей жидкими красителями.

*Ассюре – защитные линии на бланке документа на участках, предназначенных для заполнения наиболее важными записями (сумма прописью и т.п.).

Для обнаружения подчистки на бумаге высокого качества в отдельных случаях может быть рекомендовано окуривание поверхности документа парами йода или опыление порошками.

Для выявления подчищенных записей применяется комплекс физико-химических методов, позволяющих усилить контраст между фоном (поверхность бумаги и документа) и слабо видимыми

остатками штрихов, вызвать люминесценцию первоначальных записей как видимую, так и в инфракрасной области спектра, использовать различие физико-химических свойств красителей первоначального и вновь выполненного текста.

В тех случаях, когда подчистка производилась по штрихам, первоначальные записи могут быть установлены осмотром и фотосъемкой в проходящем свете.

Иногда удается установить первоначальные записи по следам давления на оборотной стороне документа или на листе бумаги, служившей подложкой при выполнении первоначального текста. Следы давления обнаруживаются осмотром в косопадающем свете.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.134 сек.