Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс лекций по дисциплине «Лесные культуры»




На пути к постнеклассической науке XXI в.

 

 

На порогеXXI в. естествознание, по-видимому, вступает в новую историческую фазу своего развития — на уровень постнеклассической науки.

Для постнеклассической науки характерно выдвижение на пер­вый план междисциплинарных, комплексных и проблемою ориентирован­ных форм, исследований. В определении познавательных целей науки все чаще начинают играть решающую роль не внутринаучные цели, а внешние для науки цели — цели экономического, социального, по­литического, культурного характера. Объектами современных меж­дисциплинарных исследований становятся уникальные системы, ха­рактеризующиеся открытостью и саморазвитием. Исторически раз­вивающиеся системы представляют собой более сложный тип объек­та даже по сравнению с саморегулирующимися системами, так как с течением времени они формируют новые уровни своей организации, изменяют свою структуру, характеризуются принципиальной необ­ратимостью процессов и т.п. Среди таких систем особое место зани­мают природные комплексы, в которые включен человек (объекту экологии, медико-биологические объекты, объекты биотехнологии, системы человек — машина и др.)

Становление постнеклассической науки связано с изменением методологических установок естественнонаучного познания:

· формируются особые способы описания и предсказания воз­можных состояний развивающегося объекта — построение сценариев возможных линий развития системы (в том числе и в точках бифуркации);

· идеал построения теории как аксиоматическо-дедуктивной системы все чаще сочетается с созданием конкурирующих тео­ретических описаний, основанных на методах аппроксима­ции, компьютерных программах и т.д.,

· все чаще применяются методы исторической реконструкции объекта, сложившиеся в гуманитарном знании;

· исследование развивающихся объектов требует изменения стратегии эксперимента: результаты экспериментов с объектом, находящимся на разных этапах развития, могут быть со­гласованы только с учетом вероятностных линий эволюции системы; в первую очередь это относится к системам, сущест­вующим лишь в одном экземпляре, - они требуют особой стра­тегии экспериментального исследования, поскольку нет воз­можности воспроизводить первоначальные состояния такого объекта;

· нет свободы выбора эксперимента с системами, в которые непосредственно включен человек;

· изменяются представления классического и неклассического естествознания о ценностно нейтральном характере научного исследования - современные способы описания объектов (особенно таких, в которые непосредственно включен чело­век) не только допускают, но даже предполагают введение аксиологических факторов в содержание и структуру способа описания (этика науки, социальная экспертиза программ и др.)

Есть основания считать, что по мере развития науки все эти совре­менные особенности естественнонаучного познания будут прояв­лять себя в еще более контрастных и очевидных формах.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте характеристику основных тенденций естествознания в начале XXI века.

2. Какова сущность глобального эволюционизма?

3. Каковы основные характеристики постнеклассической науки?

4. Покажите основные методологические установки современного естествознания.

Литература

Основная

1. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. Курс лекций. - М.: Гардарики, 2006. Гл. 1, 18.

2. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. Гл. 2.

3. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М.: Гардарики, 2005. Гл. 15 – 17.

Дополнительная

1. Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

2. Девис П. Суперсила: Поиски единой теории природы. – М.: Мир, 1989.

3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. 5-е изд., испр. и доп. – М.: ИЦ Академия, 2003.

4. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания: Уч. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2002. Гл. 2, 7.

5. Латыпов Н.Н., Бейлин В.А., Верешков Г.М. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная: в поисках физических и философских концепций XXI века. – М.: Изд-во МГУ, 2002.

6. Энциклопедия для детей. Том 16. Физика. Ч.2. Электричество и магнетизм. Термодинамика и квантовая механика. Физика ядра и элементарных частиц / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2000.

СОДЕРЖАНИЕ

КУРС ЛЕКЦИЙ... 1

ТЕМА 1. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ 1

1. Два типа культуры.. 2

2. Единство и взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур. 8

ТЕМА 2. НАУЧНЫЙ МЕТОД.. 13

1. Наука в духовной культуре общества. 13

2. Объект и субъект науки. Система научных методов. 15

ТЕМА 3. НАТУРФИЛОСОФИЯ И ЕЕ МЕСТО В ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ... 19

1. Возникновение античной науки.. 19

2. Естествознание эпохи средневековья. 28

ТЕМА 4. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 31

1. Концепции естествознания и научная картина природы.. 31

2. Научные революции как смена естественнонаучных картин мира. 40

ТЕМА 5. МАКРОМИР: КОНЦЕПЦИИ КЛАССИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ... 47

1. Развитие представлений о природе в истории естествознания. 48

2. Механическая картина мира. 48

3. Электромагнитная картина мира. 52

ТЕМА 6. МИКРОМИР: КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ... 55

1. Квантово-механическая концепция описания микромира. 55

2. Атомистическая концепция строения материи.. 59

3. Элементарные частицы и кварковая модель атома. 62

ТЕМА 7. МЕГАМИР: СОВРЕМЕННАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ И АСТРОФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА... 69

1. Современные космологические модели Вселенной. 69

2. Структура Вселенной.. 77

ТЕМА 8. ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ, ЭНЕРГИЯ В НЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА... 87

1. Становление субстанциональной концепции пространства и времени 87

2. Пространство и время в свете теории относительности Л. Эйнштейна 91

ТЕМА 9. ЭВОЛЮЦИОННО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА: СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА... 101

1. Становление и сущность системного метода исследования. 101

2. Формирование синергетики как нового направления в науке. 106

ТЕМА 10. ХИМИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА... 120

1. Предмет познания химической науки и ее проблемы.. 120

2. Учение о составе вещества. 122

3. Уровень структурной химии. 129

4. Учение о химических процессах. 130

5. Эволюционная химия. 132

ТЕМА 11. ЗЕМЛЯ КАК СРЕДА ЖИЗНЕОБИТАНИЯ: ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРЕЛА ВРЕМЕНИ... 136

1. Земля – планета Солнечной системы.. 137

2. Геологическая история Земли.. 139

3. Строение Земли.. 140

4. Концепции формирования современного облика Земли.. 146

ТЕМА 12. КОНЦЕПЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ... 151

1. Клеточный уровень исследования живых систем.. 153

2. Молекулярно-генетический уровень живых структур.. 155

3. Уровни организации живых систем.. 160

4. Предшественники эволюционного учения в биологии.. 164

5. Чарльз Дарвин – основоположник теории эволюции.. 166

6. Синтетическая теория эволюции.. 169

ТЕМА 13. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. ПРОБЛЕМА АНТРОПОГЕНЕЗА... 181

1. Биологические предпосылки возникновения человечества. 181

2. Трудовая теория антропогенеза. 184

ТЕМА 14. БИОСФЕРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ... 197

1. Эволюция представлений о биосфере. 197

2. Современная концепция экологии.. 206

ТЕМА 15. БИОЭТИКА И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ЗДОРОВЬЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ.. 217

1. Эмоции и творчество.. 217

2. Экология человека и здоровье. 221

ТЕМА 16. ПАНОРАМА СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ... 225

1. От моделирования простых систем к моделированию сложных.. 226

2. Глобальный эволюционизм.. 227

3. На пути к постнеклассической науке XXI в. 230


[1] Цит. по: Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания. СПб., 2002. С. 16.

[2] Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М., 1967. Т. 2. С. 136.

[3] Планк М. Единство физической картины мира. М., 1966. С. 44

[4] Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. — М. Прогресс, 1975. С. 11.

[5] Цит. по: Кузнецов Б.Т. От Галилея до Эйнштейна. М.: Наука, 1966. С.38.

[6] Цит. по: Гернек Ф. Пионеры атомного века. – М.: Прогресс, 1974. С. 267.

[7] См., напр., в целом весьма неплохой учебник «Концепции современного естествознания» под ред. В.Н. Лавриненко и В.П. Ратникова. Между прочим, идея креационизма появилась лишь во втором издании этого учебника, а первое издание прекрасно обходилось без этой идеи.

[8] См.: Ньютон И.С. Математические начала натуральной философии // Собрание трудов академика А.Н. Крылова. Т. VII. — М.-Л.: АН СССР, 1936. С. 32.

[9] Лейбниц Г.В. Соч. в 4-х тт. Т. 1. – М.: Мысль, 1982. С. 441.

[10] См.: Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 153 – 158.

[11] Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. Введение. – М.: Мир, 1990. С. 7

[12] Хакен Г. Синергетика. М., 1980.

[13] Там же. С. 37

[14] Изотопами называются разновидности атомов, которые имеют одинаковый заряд ядра, но отличаются по своей массе.

[15] Цит. по: Колтун Марк. Мир химии. – М.: Дет. лит., 1988. С.48.

[16] Цит. по: Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М., 2003. С. 180.

[17] Волькенштейн М.В.Современная физика и биология // Вопр. философии. 1989. № 8. С.9.

[18] Цит. по: Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2002. С. 259.

[19] Цит. по: там же. С. 260.

[20] Тейяр де Шарден Я. Феномен человека. - М.: Наука, 1987. С. 221.

 

[21] Кликс Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. – М.: Прогресс, 1983. С. 47.

[22] Фрейд З. Будущее одной иллюзии / Сумерки богов. М., 1989. С. 95.

[23] Юнг К. Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. М., 1995. С. 73.

[24] Там же. С. 77-78.

[25] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. С. 201.

[26] Юнг К. Архетип и символ. М., 1991. С. 90.

[27] Подробнее о гипотезе Геи-Земли см.: Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: ВЛАДОС, 2002. С.161 – 162.

[28] Римский клуб - международная общественная организация, основанная в 1968 с целью исследования развития человечества в эпоху научно-технической революции. Объединяет ок. 100 ученых, общественных деятелей, бизнесменов из многих стран, в т. ч. России. Поощряет исследовательские проекты и публикует т. н. доклады Римскому клубу, которые привлекли внимание к глобальным проблемам и вызвали острую полемику.

[29] Цит. по: Концепции современного естествознания для студентов вузов / Под ред. С.И. Самыгина. Ростов н/Д., 1997. С. 325.

[30] Там же. С. 354.

[31] См.: Концепции современного естествознания для студентов вузов / Под ред. С.И. Самыгина. Ростов н/Д., 1997. С. 355 - 357.

[32] Цит. по: Концепции современного естествознания для студентов вузов / Под ред. С.И. Самыгина. Ростов н/Д., 1997. С. 371.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.