Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ затрат на 1 рубль объема продукции




Анализ общей суммы затрат на производство и реализацию продукции

Анализ себестоимости продукции обычно начинается с изучения полной себестоимости продукции в целом и по элементам затрат.

80-90% полной себестоимости продукции составляет производственная себестоимость. Поэтому первичное внимание аналитика должно быть сосредоточено на ней.

Себестоимость – это расчетная и абстрактная величина, значение которой зависит от выбранной предприятием учетной политики. Выбор методики её определения и полученные значения зависят от многих обстоятельств, которые подробно рассматриваются в курсе «Бухгалтерского учета».

В целях анализа себестоимость в основном рассматривается в разрезе поэлементной классификации.

Анализ затрат на производство и реализацию продукции (полной себестоимости) проводится способом сравнения фактической себестоимости с плановой и с себестоимостью предыдущих периодов, как в целом, так и по элементам затрат.

Пример. Проанализировать производственную себестоимость продукции на предприятии «Реал-В» за отчетный период, результаты расчетов свести в таблицу, сделать выводы.

 

Таблица 18

Анализ затрат предприятия на производство продукции

 

  Элементы затрат Сумма, тыс. руб. Структура затрат, %
план факт откл. план факт откл.
1. Материальные затраты     +10600 53,8 55,9 + 2,1
В т.ч. – сырьё и материалы     + 6300 38,8 38,6 - 0,2
- топливо     + 1924 8,6 9,2 + 0,6
- электроэнергия и др.     + 2376 6,4 8,1 + 1,7
2.Оплата труда     + 2070 15,1 14,6 - 0,5
3.Отчисления в социальные фонды       + 725   5,3   5,1   - 0,2
4.Амортизация     + 1900 8,6 9,2 + 0,6
5.Прочие затраты     + 1125 17,2 15,2 - 2,0
Производственная себестоимость продукции       +16510       -
В т.ч.: - переменные затраты     + 9828 70,0 68,0 - 2,0
- постоянные затраты     +6682 30,0 32,0  

 

Выводы:

· за отчетный период затраты предприятия были выше плановых на 16 510 тыс. руб. или на 25,4%;

· перерасход произошел по всем видам затрат и особенно по матери- альным ресурсам более чем на 30%;

· увеличились величины как переменных, так и постоянных расходов;

· изменилась и структура затрат: увеличилась доля материальных затрат и амортизационных отчислений, а доля заработной платы упала.

Факторная модель для анализа производственной себестоимости имеет вид:

 

С/Б общ = å (VВП общ х Удi х Vi) + Н;

 

где: VВП общ – изменение объема выпуска продукции;

Удi - изменение структуры выпуска продукции;

V I- переменные затраты на единицу продукции;

Н - сумма постоянных затрат на весь выпуск продукции.

Опираясь на эту модель проводят факторный анализ изменения производственной себестоимости одним из способов детерминированного факторного анализа.

 

 

Затраты на 1 рубль объема продукции (удельная себестоимость продукции) – универсальный, обобщающий показатель оценки себестоимости продукции. Он может быть рассчитан для любого предприятия, что очень важно при сравнительном анализе уровня себестоимости различных предприятий.

Этот показатель наглядно показывает взаимосвязь между себестоимостью и объемом выпуска продукции.

Затраты на 1 рубль объема продукции показывает себестоимость 1 рубля обезличенной продукции.

 

УЗ = (С/Бполн: ТП) х 100 (коп.);

При уровне УЗ < 1 производство продукции рентабельно, при УЗ > 1 – убыточно.

Анализ затрат на 1 рубль объема продукции проводится способом сравнения, Изучается его динамика, отклонения от показателей конкурентов, среднего его значения в отрасли, выполнение плана по уровню динамики показателя. Проводится факторный анализ, выявляются резервы снижения затрат на производство продукции.

Пример. На основании следующих данных проанализировать затраты на 1 рубль объёма продукции. Сделать выводы.

 

Таблица 19

Анализ динамики затрат на 1 рубль объема продукции

 

Показатели Предыдущий год Отчетный год   Изменения (+,-)
тыс. руб. в %
Полная себестоимость проданной продукции, тыс. руб.     +732 + 17,72
Стоимость реализации продукции в действующих ценах, тыс. руб.     + 996 + 22,36
Затраты на 1 рубль объёма продукции, коп. 92,77 89,25 - 3,52 - 3,79

 

Выводы (вариант):

· за отчетный год произошел прирост как объема реализованной продукции, так и ее полной себестоимости, но темпы прироста объема продукции на 4,64% (22,36-17,72) опережали темпы прироста себестоимости;

· в связи с этим затраты на 1 рубль продукции снизились по сравнению с пришлым годом на 3,52 коп. или на 3,79%;

· В результате снижения затрат на 1 рубль продукции предприятие получило экономию по себестоимости в сравнении с предыдущим годом в размере (3,52 х 5450): 100 = 191,8 (тыс. руб.).

 

Факторный анализ затрат на 1 рубль объема продукции проводится по следующим смешанным моделям:

 

УЗ = (С/Б полн: ТП) = [å(VТП общ х Удi х Vi) + Н]: (å VТП общ х Удi х Цi);

 

где: VTП - объем производства товарной продукции

Уdi – удельный вес продукции I–го вида;

Vi – уровень переменных расходов на единицу продукции;

Ц I – цена продукции I–го вида;

Н – абсолютная сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции.

n n

2/УЗ = (å С/Бi х VТП I): (å Цi х VТПi);

 

где: С/Бi – себестоимость продукции I–го вида;

VТПi – количество изделий каждого вида;

Цi - цена единицы продукции;

n - число наименований изделий.

Факторный анализ проводится одним из способов детерминированного факторного анализа, чаще всего способом цепных подстановок, так как модель смешанная.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.