Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическое обоснование создания и модернизации машин




Правильная оценка экономической эффективности новой техники служит основанием для принятия решения о ее создании и способствует установлению цен на новую продукцию. В более широком смысле она позволяет оценить технико-экономический уровень производства и составить правильное представление о тенденциях его технического развития.

Под новой техникой при проведении технико-экономических расчетов понимаются как совершенно новые оригинальные модели машин или оборудования, существенно отличающиеся от имеющихся, так и усовершенствованные (выпускаемые ранее). Основной критерий экономической оценки новой техники – годовой экономический эффект. Следует различать фактический и ожидаемый экономические эффекты. Ожидаемый экономический эффект показывает, какой фактический экономический результат будет получен после внедрения новой техники.

Общий получаемый экономический эффект соотносится со всеми организациями-соисполнителями. Каждый из соисполнителей имеет право на часть общего эффекта – долевой эффект. Если экономический эффект рассчитывается с учетом интересов народного хозяйства страны, он является народнохозяйственным, а рассчитанный с учетом работы отдельного предприятия – хозрасчетным.

В процессе проектирования рассматривается несколько вариантов технических решений для одной и той же машины. Требование рациональности обеспечивается комплексным сравнительным анализов рассматриваемых вариантов по группам факторов: производственным (материально-техническим и организационным), эксплуатационным, социальным; экологическим; экономическим.

Рассмотрим группы факторов, по которым выбирается вариант машины. Производственным фактором оцениваются материально-техническая и организационная целесообразности варианта.

Материально-техническая целесообразность предполагает сравнение конструктивных свойств, степени унификации и нормализации, структуры размерного ряда средств, сложности кинематической схемы, массы и габаритных размеров конструкции, структурной материалоемкости и т.п.

Организационная целесообразность заключается в установлении возможности изготовления машины.

Эксплуатационные факторы целесообразности связаны с назначением машины и характеризуются: соответствием современному уровню производительности и рабочих скоростей; удобством обслуживания; внешним видом; возможностью приспособления к различным условиям; возможностью осуществления модернизации и т.д.

Социальные и экологические факторы сводятся к сравнению: профессионального и квалификационного составов рабочих; условий труда.

Технические, организационные, эксплуатационные и социальныепоказатели служат исходной информацией для последующих, экономических расчетов. Для обобщающей оценки сопоставляемых вариантов их достоинства и недостатки сводят к единому показателю – затратам общественного труда.

Экономический эффект определяется в результате сравнения базового и нового вариантов.

Расчет экономической эффективности новой техники. Сравниваемые объекты техники должны быть тождественными и сопоставимыми. Требование тожественности предполагает, что базовый и новый варианты выполняют одинаковые производственные функции.

Требование сопоставимости достигается тем, что новый и базовый варианты рассчитываются на один и тот же объем продукции (производимый новой техникой).

Годовой экономический эффект от производства и использования новых средств труда с улучшенными качественными характеристиками (производительностью, дол­говечностью, эксплуатационными расходами и т.п.) определяется по фор­муле

,

где – приведенные затраты на производство машин соответственно базовой и новой, руб.

Приведенные затраты представляют собой сумму себестоимости и нормативной прибыли:

,

где себестоимость единицы продукции (работы), руб.; – нормативный коэффициент эффективности, (0,08...0,25); – удельные (на одну машину) капиталь­ные вложения в производственные фонды, руб.

Себестоимость единицы продукции в общем виде рассчитывается по формуле, руб.:

,

где – стоимость материалов, затраченных на изготовление изделия; – заработная плата рабочих; – накладные расходы, включающие в себя расходы на электроэнергию, амортизацию электрооборудования и инструментов, горюче-смазочные материалы и т.д.

Практика показала, что расходы на материалы, а также трудоемкость изготовления деталей можно полагать пропорциональными массе и поверхности машин. В этом случае укрупненная себестоимость машины

,

где – масса и поверхность машины; – коэффициенты пропорциональности.

Таким образом, расчет годового экономического эффекта – это сопоставление приведенных затрат на базовой и новой машинах, где величины обозначают следующее: – годовые объемы работы единицы соответственно базовой и новой машины в натуральных единицах; – доля амортизационных отчислений от балансовой стоимости на полное восстановление (реновацию) соответственно базовой и новой машины (определяются как величины, обратные срокам службы машин, с учетомихморального старения); – годовые эксплуатационные издержки потребителя при использовании соответственно базовой и новой машины в расчете на объем работы, производимой с помощью новой машины, руб.; –капитальные вложения потребителя при использовании им со­ответственно базовой и новой машины в расчете на единицу продукции, производимой с использованием новой машины в расчетном году в натуральных единицах; – годовой объем производства новой машины в расчетной году в натуральных единицах.

Тогда соотношения имеют следующий смысл:

,

есть коэффициент, учитывающий рост производительности новой машиныпосравнении сбазовой;

,

есть коэффициент, учитывающий изменение срока службы (долговечности) новой машины по сравнению с базовой;

показывает экономию потребителя на текущих издержках эксплуатация в отчислениях от сопутствующих капитальных вложений за весь срок службы новой машины по сравнению с базовой, руб.

где – экономия, полученная за счетболее рационального производства машины; – экономия, полученнаяза счет улучшения условий эксплуатации машины.

Повышение производительности машины приводит к повышению ее полезной отдачи. Машина, наряду с наибольшей производительностью, согласованной с реальными требованиями, должна иметь принципиальную возможность ее наращивания для интенсификации производства, в дальнейшем.

Существует несколько методов повышения производительности:

1) совмещение выполняемых машиной операций;

2) параллельная обработка нескольких изделий (или поверхностей),

З) сокращение продолжительности технологического цикла;

4 ) повышение уровня механизации и автоматизации процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.