Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная организация как процесс и иерархическая целевая система социального взаимодействия 1 страница




Изучение основных проблем выделенной темы должно основываться, прежде всего, на уяснении сущности такого феномена, как социальная организация. В научной литературе понятие «социальная организация» используется, по меньшей мере, в 3-х содержательных аспектах: функциональном (как процесс упорядочения, организаций социального объекта); атрибутивном (как свойство определенного социального объекта, характеризующего его упорядоченность); предметном (как условное название некоторого социального объекта, имеющего институциональный характер).

Во всех этих содержательных аспектах подчеркивается динамичный характер социальных организаций, отличающий их от относительно статичных социальных структур. Будучи особой формой организации социального взаимодействия, социальные организации могут носить формальный (официальный) и неформальный (неофициальный) характер. Студентам, изучающим эту тему, следует обратить внимание на общую типологию организаций, а также механизмы институционализации социального взаимодействия в рамках социальной организации.

Характерные особенности социальных институтов

Социальный институт – это форма закрепления и способ осуществления специализированной деятельности, обеспечивающей стабильное функционирование общественных отношений. С помощью социальных норм и санкций социальный институт (политические партии, армия, церковь, школа, семья, здравоохранение, мораль, право, спорт и т.д.) выполняет организационные, регулятивные, управленческие и воспитательные функции в обществе.

Социальный институт возникает в процессе общественного разделения труда и общественных отношений как способ осуществления совокупной целенаправленной деятельности определенных групп людей. Сначала это стихийно создававшиеся элементы регламентации, контроля, упорядочения и другие процессы институционализации взаимоотношений между людьми (культовые, семейные, воспитательные и др.). Далее они приобретают формы социальности, опредмечиваясь в системе политических, правовых, идеологических, образовательных, здравоохранительных, досуговых и других учреждений, призванных обеспечить эффективное функционирование всей системы общественных отношений.

Каждый институт включает в себя определенную сферу деятельности; группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей; организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель-подчиненный, преподаватель-студент и т.д.); материальные средства (общественные здания, оборудование и т.п.), необходимые для решения поставленных задач. Но главное, каждый более или менее оформленный институт имеет свою цель, т.е. круг групповых или общественных потребностей, на которые направлена деятельность института. Рассмотрим для примера структуру высшей школы как социального института. Она включает работников Министерства образования, преподавательский состав, администрацию и общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, научно-исследовательские лаборатории, библиотеки и т.п.). Основная цель (функция) высшей школы - удовлетворение общественной потребности в подготовке специалистов высокой квалификации.

Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды: экономическую, политическую, культурную и др. С точки зрения содержания исполняемых функций социальные институты делятся на экономические (банки, биржи, корпорации, предприятия сферы потребления и услуг и др.), политические (государство с его центральными
и местными органами власти, партии, общественные организации, фонды и др.), институты воспитания и культуры (школа, семья, театр и др.) и социальные в узком смысле (институты социального обеспечения и опеки, различные самодеятельные организации).

По характеру организации различаются формальные и неформальные институты. Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Такими институтами являются государство, суд, армия, школа. Формальные институты осуществляют управленческие и контрольные функции на основе строго установленных санкций: поощрение в виде наград, официальных званий и т.п. или административное и уголовное наказание. Формальные институты чаще всего являются бюрократиями, в которых обязанности чиновников обезличены, т.е. выполняются как бы независимо от их личных качеств. Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современных обществах.

Не менее важную роль, особенно в сфере межличностного общения в малых группах, играют неформальные институты. Например, группа ровесников-подростков, организующая свой досуг, выбирающая лидера, и устанавливающая специфические «правила игры»,
т.е. нормы, позволяющие разрешать возникающие конфликты. Однако цели, методы, средства решения задач в такой группе не установлены строго и не зафиксированы в виде устава.

В неформальных институтах отсутствуют четко определенные и закрепленные в специальных законодательных актах и нормативных документах предписания, касающиеся функций, средств и методов деятельности, но и эти институты выполняют также управленческие и контрольные функции в самом широком социальном смысле, т.к. являются результатом социального творчества и волеизъявления граждан (различные фонды культурного и социального назначения, любительские объединения творческой самодеятельности, объединения по интересам и т.д.). Социальный контроль в таких институтах осуществляется с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях, т.е. на основе неформальных санкций. Часто общественное мнение, обычаи, традиции - более эффективные средства контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции. Бывает так, что люди предпочитают наказание со стороны официального руководства или представителей власти негласному осуждению своих коллег и друзей.

Поскольку большинство институтов - бюрократические организации, они подвержены своего рода "болезням". Во времена революций или быстрых социальных изменений многие традиционные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются
к решению новых задач. С другой стороны, формирование новых общественных институтов требует времени. В итоге люди сталкиваются с серьезными трудностями неурегулированности возникающих новых социальных отношений и поддержания общественного порядка
в традиционных областях жизни. Такие переходные периоды, когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных институтов, Э.Дюркгейм назвал аномией. Поскольку жизнь каждого отдельного человека и деятельность социальных групп в решающей степени зависит от эффективной работы социальных институтов, социологи всегда придавали большое значение изучению этой проблемы. Ян Щепаньский указывает на следующие основные условия эффективного функционирования социальных институтов:

1. Четкое определение цели и круга выполняемых действий или же объема функций. Если функции института определены нечетко,
он не может без конфликтов включиться в глобальную систему институтов данного общества и наталкивается на различные противодействия.

2. Рациональное разделение труда и рациональная; его организация.

3.Деперсонализация действий. Предполагается, что официальные лица будут выполнять свои функции в строгом соответствии
с предписаниями, а не в зависимости от индивидуальных интересов и представлений своих прав и обязанностей. В противном случае институт утрачивает общественный характер, престиж и доверие со стороны общества, превращается в учреждение, зависимое от частных интересов. Конечно, ни один институт не может полностью избавиться от влияния личных интересов и вообще индивидуальных особенностей чиновников, но такое влияние должно контролироваться обществом и сводиться к минимуму. Использование ресурсов общественных институтов в эгоистических интересах работающих
в них людей - очень распространенное явление, которое социологи называют «бюрократизацией».

4. Признание и престиж, какими институт должен обладать в глазах всей группы или ее преобладающей части.

5. Бесконфликтное включение в общую систему институтов. Невозможен, например, механический перенос политических институтов западной демократии в общество с сохраняющимися сильными родовыми или клановыми социальными связями.

Институты любого общества представляют собой сложную интегрированную систему, обладающую собственной социальной инерцией. Именно поэтому глубокие институциональные реформы, как правило, сталкиваются с серьезными трудностями и часто терпят неудачу. История знает не так уж много примеров эффективного и безболезненного реформирования общественных институтов. Чаще такие реформы завершались бурными революционными событиями. Внутренняя согласованность в деятельности институтов является необходимым условием нормального функционирования всего общества. Так, неопределенность в распределении полномочий законодательной и исполнительной власти стала причиной острого политического кризиса в России в октябре 1993 года, закончившегося насильственным разгоном парламента.

Интеграция социальных институтов базируется на общей структуре потребностей личности, разделении и кооперации общественного труда, на доминирующей роли отдельных базовых институтов. В первобытном обществе особую роль играла семья, в феодальном обществе базовыми являлись религиозные институты, в советском обществе после 1917 года интеграция всей системы обеспечивалась с помощью политических институтов, прежде всего компартии, в капиталистическом обществе особую роль играют экономические институты.

Важной характеристикой деятельности социальных институтов является их взаимодействие с социальной средой. В случае, если институт обеспечивает эффективное решение поставленных перед ним целей, взаимодействие не вызывает существенных осложнений. Однако под влиянием социальных перемен и в результате формирования новых общественных потребностей социальные институты часто перестают отвечать требованиям времени. В результате такого несоответствия в деятельности того или иного института могут возникнуть явления дисфункций. Эти явления могут сказываться как в сфере внешней, формальной (организационной), так и в характере, в содержании их деятельности. С точки зрения формальной организации, например, система Советов не соответствовала современным демократическим методам политической организации общества, основанным на разделении законодательной, исполнительной и судебной властей.

В содержательном отношении институты образования в постсоветском обществе нуждаются в изменении самой концепции образования, ином выборе предметов и т.д., т.е. должны быть переориентированы на потребности формирующихся рыночных отношений и предстоящие изменения на рынке труда. Тем не менее, явления дисфункций в той или иной степени присущи деятельности любых общественных институтов. Институты рынка (корпорации, банки, биржи и др.) являются мощными механизмами эффективного перераспределения капиталов и стимулирования труда. Однако государство вынуждено постоянно контролировать экономические социальные последствия деятельности этих институтов, принимая целые системы правовых актов, ограничивающих монопольный захват рынков, возможности спекулятивных операций на фондовых биржах и т.п.

Гармоничная и сбалансированная система институтов, обеспечивающих удовлетворение основных потребностей общества и эффективно регулирующих поведение людей, является важнейшим условием сохранения и развития общества как целого. Как объект социального познания социальные институты могут изучаться с позиций различных общественных наук. Социологию интересует, прежде всего, роль социальных институтов в общественной жизни, в воспроизводстве и развитии социальных отношений и социальных общностей.

Конкретно-исторические типы социальных институтов обусловливаются господствующими общественными отношениями, среди которых определяющими являются материальные. Институционализация общественных отношений предполагает их закрепление в определенных формах и создание условий для их воспроизводства. Причем воспроизводство общественных отношений, которые основываются на частной собственности на средства производства, приводит к консервации тех социальных институтов, с помощью которых они функционируют и регулируются. Формирование новых общественных отношений предполагает слом старых социальных институтов и учреждений, которые являются основными носителями прежних общественных отношений. [8]

 

Социальные институты как субъекты социального
изменения и развития. Идеологические функции
социальных институтов

Для поддержания общественного порядка и обеспечения стабильности взаимодействия социальных групп и общества в целом существует система социального контроля, важнейшей частью которой являются социальные институты. Социальные институты можно определить как совокупность различных форм организации и регулирования общественных отношений, специальных учреждений, системы норм, социальных ролей, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для существования и развития как социальных общностей, так и всего общества в целом. Социальными институтами являются государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и др. Возникновение социальных институтов обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности. Социальные институты являются системами учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения определенных общественных и безличных функций ради удовлетворения существующих индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп. Во всех группах, в которых появляются хотя бы зачатки организации, вырабатываются определенные способы действия от имени группы как целого; например, кто-то представляет группу вовне, определяет соответствующий образ поведения для членов группы, принимает решения от имени целого и т.п. Эти способы действий определены как безличные, т.е. они должны выполняться независимо от личных черт и интересов человека, который их выполняет всегда одним и тем же образом.

Конституируясь в заведениях и учреждениях, социальный институт предстает как определенным образом организованная группа людей (субъектов деятельности и общественных отношений) с исключительно широким спектром форм проявления: от семьи до государства и межгосударственных организаций. Как способ осуществления специализированной групповой деятельности и общественных отношений социальный институт характеризуется совокупностью выполняемых при этом функций, которые и определяют его видовую специфику и качественную определенность. Структуру социального института обусловливает, прежде всего, социальный статус людей – субъектов определенной сферы деятельности – и совокупность выполняемых ими ролей. Чем эффективнее исполнение людьми своих специализированных ролей, тем действеннее социальный институт, тем стабильнее определенные общественные отношения.

Социальный статус людей и выполнение ими определенных ролей обусловливается наличием социальных норм во внутренней структуре института. Социальные нормы (законы, уставы, директивы, правила, инструкции и т.д.) определяют стандарт поведения людей, входящих в состав социального института. С их помощью оценивается качество и направленность деятельности людей, определяются санкции в отношении тех, кому присуще отклоняющееся поведение. Политические, правовые, моральные, эстетические и другие нормы одновременно обусловливают ролевое поведение, организовывают, упорядочивают деятельность и взаимоотношения в рамках определенного социального института и тем самым придают ему устойчивость как сложной системе.

 

Контрольные вопросы к теме №7

(вопросы для самоконтроля и индивидуального собеседования)

1. Сущность и функции социальной организации.

2. Структура социальной организации.

3. Типы социальных организаций.

4. Механизмы институционализации социального взаимодействия.

5. Характерные особенности социальных институтов.

6. Социальные институты как субъекты социального взаимодействия и социального развития.

Литература

Основная:

1. Бабосов Е.М. Социология. Мн., 1998.

2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

3. История социологии. Мн., 1998.

4. Кравченко А.И. Основы социологии. М., 1997.

5. Лапина С.В. Социологическое познание. Мн., 1998.

6. Смелзер Н. Социология. М., 1984.

7. Социологический энциклопедический словарь /Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

8. Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн., 1998, 2000.

9. Социология: Курс лекций / Под ред. А.В. Миронова. М., 1996.

10. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М., 1997.

11. Фролов С.С. Основы социологии. М., 1997.

 


Дополнительная:

1. Американская социология: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

2. Антов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

3. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

4. Данилов А.Н. Власть и общество. Мн., 1998.

5. Данилов А.Н. Переходное общество: проблема системного анализа. Мн., 1998.

6. Гараджа Б.И. Социология религии. М., 1996.

7. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. М., 1995.

8. Современная западная социология: Словарь. М., 1990

9. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

10. Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учебник М.-Мн., 2000.

11. Социологический словарь. Мн., 1991.

12. Удальцова М.В. Социология управления. М., 1998.

13. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М., 1997.

14. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1987. (Саратов, 1995).


ТЕМА 8. ОБРАЗОВАНИЕ И СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ
СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Лекция 8. Образование и семья в системе социальных
институтов

Основные понятия:

образование; концепция реформы образования в Республике Беларусь; семья; типы семьи; брак; формы брачных отношений.

Социальный институт образования в информационном
обществе. Реформирование системы образования
в Республике Беларусь

Изучение основных проблем темы должно основываться на знании положений концепции развития системы образования в Республике Беларусь, основных направлений деятельности органов государственного управления по осуществлению реформы средней и высшей школы. Студентам следует знать, что социокультурные предпосылки реформирования образования в целом и школьного, в частности, возникли с началом научно-технической революции, которая затронула всю экономику и инфраструктуру, привела к качественным переменам в характере, содержании и организации труда, в отношениях между людьми в производственном процессе и социально-культурной сфере. Это потребовало обновления учебных программ, форм и способов образования и профессиональной подготовки.

По оценке ЮНЕСКО, в 60-е годы ХХ в. развитые страны начали активно проводить так называемые реформы первого порядка, связанные с техническим обустройством учебно-материальной базы и совершенствованием кадрового потенциала научных учреждений.
В СССР в практической деятельности школ больших изменений не было, хотя законы о реформе образования принимались в 1958 и
1977 гг. Школа работала, как и раньше, направляя основные силы на естественно-математическое образование. Основные перемены коснулись только трудового воспитания и создания образовательных учреждений нового типа – средних профтехучилищ.

В 70-80-е годы в мире начались реформы второго порядка, связанные с трансформацией целей и подходов к образованию, уяснением его роли в качестве стратегического капитала в постиндустриальном информационном пространстве. Наша школа выпала из этого процесса, стала частью механизма застоя, нравственной деградации, что вызвало острую тревогу у родителей и общественности. Тогда и началась реформа (1984г.) советской общеобразовательной и профессионально-технической школы, а позднее – и перестройка среднего специального и высшего образования, системы повышения квалификации. С того времени советская, а после распада СССР – российская и белорусская школы находятся в стадии постоянных реформ. Российские исследователи выделяют в этот период (1984-1996 гг.) три этапа.

Первый этапромантический. В это время появилось увлечение новыми словами: «демократизация», «гуманизация», «гуманитаризация», «децентрализация», «регионализация» образования, интеграция его в европейское мировое образовательное пространство.
Тогда изменились и вывески: детский сад стал Центром развития детей, школа – лицеем и гимназией, ПТУ – высшим ПТУ, техникум – колледжем, институт – университетом и академией. В сущности, основных изменений в материальной базе и квалификации персонала, повышении качества и фундаментальности содержания образования не произошло.

Второй этаптехнологический, связанный с разработкой стандартов образования, технологией дифференцированного и интеграционного образования, обеспечивающего образование по выбору при достижении государственных стандартов.

Третий этапвыход образования за границы своей отрасли, поиск спонсоров, новых источников финансирования, коммерциализация образования, иначе – включение всех значимых структур и субъектов общественности в педагогическую деятельность, а образование – в развитие всех экономических, политических и социокультурных систем.

В этих целях предстоит решить задачи перевода педагогических идей, которые заложены в концепции реформирования школы, в практическую плоскость. Для этого понадобится многолетняя напряженная работа преподавателей, методистов, ученых, работников органов государственного управления.

После принятия решения по реализации последовательного перехода общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения, начиная с 1998 – 1999 учебного года, управлением и отделом образования проведено много организационно-практических мер по реализации намеченного. Повсюду разработаны и реализуются планы-мероприятия по реформированию школы. Проведены собрания с управлением и педагогическими работниками школ, дошкольных учреждений, родителями будущих учеников. После досконального учета выделен контингент детей шести- и семилетнего возраста, которые будут охвачены образованием в 1998/99 учебном году; выявлены дети, которые не посещали дошкольные учреждения, организована их подготовка к школе.

Соответственно с этим определено, что по первой модели в подготовительных классах в нашей республике в 1998 – 1999 учебном году обучались 16311 шестилеток, по второй (по действующим программам) – 6997 детей семилетнего возраста и 955 – этого же возраста, по желанию родителей и результатам тестов, пройдут трехлетнюю учебу по программам 12-летней школы.

Выделены места для размещения подготовительных и первых классов, с помощью исполкомов принимаются меры по созданию условий для образования детей шестилетнего возраста; в надлежащий вид приводятся помещения; классы обеспечиваются соответствующей мебелью, твердым и мягким инвентарем, раздаточным и дидактическим материалом.

Определены преподаватели, которые будут работать в подготовительных и первых классах, согласованы сроки их подготовки; в каждом городе, районных центрах созданы по одной старшей группе дошкольного учреждения и одному подготовительному классу для работы по новой технологии «Первый шаг». Понимая важность и необходимость освоения развитых технологий, следует отметить, что не нужно в них видеть основной подход в реформировании образования. Методические рекомендации и технологии «работают» только у умного и творческого педагога.

Учитель был и остается главным стратегическим и технологическим ресурсом. Именно от культуры педагога, от его профессионализма, личностных качеств, интеллекта, творческого потенциала в целом зависит качество отечественного образования и успех в реформировании школы в направлении ее гуманизации и гуманитаризации.

Реформирование общеобразовательной школы теснейшим образом связано с гуманизацией и гуманитаризацией образования в вузах. Гуманизация и гуманитаризация воплощают в себе не только важные, но и чрезвычайно актуальные проблемы как для отечественной, так и для мировой высшей школы, о чем свидетельствуют материалы международных и республиканских конференций и семинаров, прошедших в 1995 – 1998 гг. в Республиканском институте высшей школы (РИВШ). Гуманизация и гуманитаризация направлены на преодоление излишнего технократизма образования, на формирование творчески активной, профессионально-компетентной, социально-ответственной личности.

В этих целях РИВШ совместно с Главным управлением высшего образования разработали проект нормативных требований по циклу социально-гуманитарных дисциплин в системе высшего образования Республики Беларусь. В нем предусмотрено обновление действующей модели социально-гуманитарного образования с учетом опыта европейских стран, Российской Федерации и Республики Беларусь по следующим параметрам: а) существующим нормативным положениям относительно структуры, последовательности, объема, обязательных (базовых) дисциплин гуманитарного цикла; б) стандартам, структуре и предметному содержанию социально-гуманитарных дисциплин; в) примерным учебным программам; г) сопряжению блоков естественно-научных, социально-гуманитарных и специальных знаний (объем часов по блокам, предметное интегрирование, профилирование).

В перечень социально-гуманитарных дисциплин, обязательных для изучения студентами вузов разного профиля, вошли: история Беларуси (в контексте мировой цивилизации), философия, теория и история культуры, экономическая теория, социология, политология, основы права, основы педагогики и психологии, этика, иностранный язык, белорусский язык (профессиональная лексика), физическое воспитание, курсы совета вуза (логика, эстетика, религиоведение, права человека, Конституция Республики Беларусь, междисциплинарные учебные курсы).

Белорусская академия образования во взаимодействии с Министерством образования создала исследовательские междисциплинарные группы по разработке концептуальных основ, моделей и дидактических обоснований сопряжения блоков естественнонаучных, социально-гуманитарных и специальных знаний применительно к реформируемой системе образования республики; разработала комплексные проекты исследований актуальных проблем гуманитаризации и гуманизации образования.

Министерство образования определило перечень научно-исследовательских проектов и тем по проблемам гуманитаризации высшего и среднего специального образования, подлежащих приоритетному финансированию.

Управление повышения квалификации и переподготовки специалистов и руководящих работников Министерства образования с РИВШ разработало предложения по совершенствованию системы, форм и методов организации повышения квалификации преподавателей социально-гуманитарных наук, предусмотрев дифференцированный подход и аттестацию по результатам повышения квалификации.

Одним из магистральных направлений реформирования образования в Беларуси выступает процесс гуманизации и гуманитаризации. Гуманизация образования предполагает приоритетность личности учащегося, студента в учебном процессе, всестороннее приобщение его к ценностям национальной и мировой культуры.

Средством достижения этих благородных целей и требований является гуманитаризация образования, которая выражается в углубленном изучении дисциплин социально-гуманиатрного цикла по новым, отвечающим современным требованиям программам и обучающим технологиям.

Проблемы и перспективы развития семьи и форм брачных отношений в современном обществе (на примере Беларуси)

Наряду с системой образования семья является одним из важнейших социальных институтов современного общества. Важность проблематики, связанной с семейными отношениями в обществе, позволяет выделить эту проблему в качестве самостоятельной. В ней рассматриваются понятия брака и семьи, связь семьи с другими социальными общностями и сферами общественной жизни, исследуются исторические типы и формы семейно-брачных отношений, тенденции и перспективы их развития, анализируются проблемы развития институтов семьи и брака сквозь призму социально-экономических, политических, правовых и духовных структур общества.

Студентам, изучающим проблемы социологии семьи, следует обратить внимание на то, что в социологии семья рассматривается, прежде всего, как один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих преемственность культурных и социальных форм общественной жизни. Эта роль семьи в обществе раскрывается в совокупности ее социальных функций, основными среди которых являются воспроизводство населения, хозяйственно-экономическая функция и функция социализации. Анализ конкретно-исторических форм реализации этих функций позволяет проследить динамику исторических форм семьи и брака.

Интерес социологов к проблемам семейных отношений не ограничивается анализом ее роли в обществе как макросистеме. Семья – это не только социальный институт, но и малая социальная группа, организованное объединение людей, члены которого соединены браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Такой подход позволяет социологам перейти к анализу внутрисемейных отношений, которые представляют особый интерес при изучении современной семьи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.