Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Топика и динамика психических процессов




Прежде всего, основатель психоанализа исходил из того, что всякий душевный процесс существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания. Причем переход в сознание — это отнюдь не обязательный процесс, поскольку, с точки зрения Фрейда, далеко не все психические акты непременно становятся сознательными. Некоторые, а, быть может, и многие из них так и остаются в бессознательном, не находят возмож­ных путей доступа к сознанию.

Прибегая к образному мышлению, Фрейд сравнивал сферу бессознательного с большой передней, в которой находятся все душевные движения, а сознание — с при­мыкающей к ней узкой комнатой, салоном. На пороге между передней и салоном стоит на посту страж, который не только пристально разглядывает каждое душевное движение, но и решает вопрос о том, пропускать его из одной комнаты в другую или нет. Если какое-либо ду­шевное движение допускается стражем в салон, то это еще не означает, что оно тем самым становится непре­менно сознательным. Оно превращается в сознательное только тогда, когда привлекает к себе внимание созна­ния, находящегося в конце салона. Поэтому, если перед­няя комната — это обитель бессознательного, то салон, по сути дела, вместилище того, что можно было бы на­звать предсознательным. И только за ним расположена келья собственно сознательного, где, находясь на задвор­ках салона, сознание выступает в роли наблюдателя. Та­ково одно из пространственных, или, как Фрейд называл, топических, представлений о бессознательном и созна­нии в психоанализе.

Деление психики на сознательное и бессознательное не являлось собственной заслугой Фрейда. Описание со­отношений между сознанием и бессознательным тоже не было чем-то необычным, по крайней мере, выходящим за рамки представлений тех, включая Липпса, кто считал, что психическое может существовать в виде бессознатель­ного. Однако, по сравнению с предшественниками, уде­лявшими внимание бессознательному как таковому, Фрейд особо подчеркнул активность и действенность бессоз­нательного. Это привело к далеко идущим последствиям, когда бессознательные процессы стали рассматриваться не столько в статике, сколько в динамике. Психоанализ как раз и нацелен на раскрытие динамики развертывания бессознательных процессов в психике человека.

Но это еще не все. Отличие психоаналитического по­нимания бессознательного от тех трактовок его, содер­жавшихся в предшествующей философии и психологии, состояло в том, что Фрейд не ограничился рассмотрени­ем соотношений между сознанием и бессознательным, а обратился к анализу бессознательного психического с целью выявления его возможных составляющих. При этом он открыл то новое, что не являлось объектом изу­чения в предшествующей психологии. Это новое состо­яло в том, что бессознательное стало рассматриваться с точки зрения наличия в нем не сводящихся друг к другу, составных частей, а главное — под углом зрения функ­ционирования различных систем, в своей совокупности составляющих бессознательное психическое. Как писал Фрейд в «Толковании сновидений», «бессознательное — иначе говоря, психическое — обнаруживается в качестве функции двух раздельных систем» [8. С. 485].

В понимании Фрейда бессознательное характеризу­ется некой двойственностью, выявляемой не столько
при описании бессознательных процессов как таковых, сколько при раскрытии динамики их функционирова­ния в человеческой психике. Если в предшествующей психологии даже не ставился вопрос о двоякого рода,
бессознательном, то для основателя психоанализа признание наличия двух систем в бессознательном стало от­правной точкой его дальнейшей исследовательской и тера­певтической деятельности.

Отличие психоаналитического понимания бессозна­тельного от предшествующих его трактовок, включая со­ответствующие представления Липпса, заключалось в том, что в самом бессознательном были выявлены как бы два потока мыслей, два вида бессознательных процессов. «Мы привыкли думать, — писал Фрейд, — что всякая скрытая мысль такова вследствие своей слабости и что она становится сознательной, как только приобретает силу. ^ Но мы теперь убедились, что существуют скрытые мысли, которые не проникают в сознание, как бы сильны они ни были. Поэтому мы предлагаем скрытые мысли первой группы называть предсознательными, тогда как выражение бессознательные (в узком смысле) сохранить для второй группы, которую мы наблюдаем при неврозах. Выражение бессознательное, которое мы до сих пор употребляли толь­ко в описательном смысле, получает теперь более широ­кое значение. Оно обозначает не только скрытые мысли вообще, но преимущественно носящие определенный ди­намический характер, а именно те, которые держатся вда­ли от сознания, несмотря на их интенсивность и актив­ность» [9. С. 31].

Осмысление клинического материала, анализ снови­дений и переосмысление содержащихся в философских и психологических трудах представлений о бессознатель­ном привели Фрейда к необходимости проведения разли­чий между предсознательным и бессознательным. Но он не ограничился только этим и попытался более обстоятельно разобраться в природе выделенных им видов бессознате­льного. Ориентация на углубленное исследование способ­ствовала появлению и развитию новых идей, ставших со­ставной частью психоанализа.

В ходе раскрытия динамики психических процессов, не являющихся сознательными, обнаружилось то, что Фрейд назвал скрытым, латентным бессознательным. Это бессозна­тельное обладало характерными признаками, свидетельст­вующими о его специфике. Основным признаком данного вида бессознательного было то, что представление, будучи сознательным в какой-то момент, переставало быть тако­вым в следующее мгновение, но могло вновь стать сознате­льным при наличии определенных условий, способствую­щих переходу бессознательного в сознание.

Кроме того, динамика развертывания психических процессов оказалась таковой, что позволяла говорить о наличии в психике человека какой-то противодейству­ющей силы, препятствующей проникновению бессоз-• нательных представлений в сознание. Состояние, в кото­ром данные представления находились до их осознания, Фрейд назвал «вытеснением», а силу, способствующую вытеснению этих представлений, — «сопротивлением». Осмысление того и другого привело его к выводу, сог­ласно которому устранение «сопротивления» в принци­пе возможно, но оно осуществимо лишь на основе спе­циальных процедур, с помощью которых соответствую­щие бессознательные представления могут быть доведе­ны до сознания человека.

Все это способствовало тому, что в понимании Фрейда бессознательное предстало в качестве двух самостоятель­ных и не сводящихся друг к другу психических процессов. «Мы видим, однако, — подчеркнул он, — что есть два вида бессознательного: латентное, но способное стать сознате­льным, и вытесненное, которое само по себе и без даль­нейшего не может стать сознательным» [10. С. 843].

Первый вид скрытого, латентного бессознательного — это то, что Фрейд назвал «предсознательным», второй — «вытес­ненным бессознательным». Понятийная тонкость заключа­лась в том, что и то, и другое являлось бессознательным. Но в случае использования понятия «предсознательное» речь шла об описательном значении бессознательного психиче­ского, в то время как «вытесненное бессознательное» под­разумевало динамический аспект психики. В конечном счете, традиционное для психологии деление на сознание и бессознательное дополнялось психоаналитическим пони­манием бессознательного психического, при котором фи­гурировало не два, а три термина, а именно «сознательное», «предсознательное» и «бессознательное».

Топическое, то есть пространственное представление психики человека через призму сознательного, предсознательного и бессознательного способствовало лучшему пониманию динамики развития психических процессов. Однако в терминологическом отношении не все было так просто и ясно, как того хотелось Фрейду. И действитель­но, в описательном смысле существовали как бы два вида бессознательного — предсознательное и вытесненное бес­сознательное, с точки зрения динамики развертывания пси­хических процессов — только один вид бессознательного, а именно вытесненное бессознательное.

Введенная Фрейдом двойственность бессознательного создает подчас путаницу и неопределенность при раскры­тии специфики психоаналитического понимания приро­ды бессознательных процессов. Такая путаницам неопре­деленность имеют место не только в дилетантском вос­приятии психоанализа, но и в психоаналитической лите­ратуре, где далеко не всегда уточняется смысл понятия «бессознательное», используемого различными авторами. Сам Фрейд проводил различие между бессознательным и предсознательным, между вытесненными и латентными бессознательными представлениями.

Трудности понятийного порядка при рассмотрении бессознательного давали знать о себе еще при жизни Фрейда. Он сам говорил о том, что в одних случаях можно было пренебречь различием между предсознательным и бессознательным, в то время как в других случаях такое различие представлялось важным и необходимым. Более того, испытывая потребность в прояснении понятий, он стремился также показать различия между бессознатель­ным вообще и вытесненным бессознательным в частно­сти. По этому поводу Фрейд писал: «Бессознательное» — чисто описательный, в некоторых отношениях неопреде­ленный, так сказать, статичный термин; «вытесненное» — динамическое слово, которое принимает в расчет игру психических сил и свидетельствует, что есть стремление проявить все психические воздействия, среди них и стрем­ление стать осознанным, но есть и противоположная сила, сопротивление, способное одержать часть подобных пси­хических действий, среди них и действие по осознанию» [И. С. 156].

Казалось бы, Фрейду удалось внести ясность в разли­чие понятий, относящихся к рассмотрению бессознатель­ного психического. Тем не менее некая двойственность и неоднозначность сохранялись, и требовались определен­ные усилия для того, чтобы избежать возможной путани­цы. И если в теории психоанализа все же можно было ра­зобраться в понятийных тонкостях, связанных с употреб­лением терминов «подсознательное», «вытесненное» и «бессознательное», то в его практике, действительно, воз­никали такие трудности, которые не только не поддава­лись разрешению, но и не осознавались самими психоана­литиками.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.