Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мелочи жизни




«Толкование сновидений» (1900) было первой фунда-ментальной работой Фрейда, в которой содержались важные психоаналитические идеи, получившие в даль­нейшем свое развитие. «Психопатология обыденной жизни» (1901) — вторая из его наиболее крупных работ. В ней Фрейд обстоятельно рассмотрел те «мелочи жиз­ни», те «отбросы мира явлений», которые чаще всего от­вергались исследователями как недостойные внимания. Казалось бы, если следовать хронологическому порядку, то прежде всего надо было бы начать с разбора взглядов Фрейда на сновидения, а затем перейти к анализу оши­бочных действий. Я же поступаю наоборот, меняя после­довательность освещения психоаналитических идей, что, возможно, покажется нелогичным.

Однако в том, что последовательность, раскрытия психоаналитических идей выстраивается в ряд «ошибоч­ные действия — сновидения — невротические симпто­мы», есть своя логика, которая представляется оправдан­ной и соответствующей исследовательскому духу Фрей­да. Эта логика незамысловата, поскольку она следует принципу восхождения в процессе изучения от простого к сложному. Собственно говоря, данной логике придер­живался и сам Фрейд. Не случайно в своих лекциях по введению в психоанализ он именно так и выстраивал из­ложение материала — от ошибочных действий через сно­видения к общей теории неврозов.

Кроме того, логика перехода от рассмотрения ошибоч­ных действий к раскрытию представлений Фрейда о сно­видениях и их толковании хронологически совпадает с его публикациями. Дело в том, что до выхода в свет «Толкова­ния сновидений» в 1898 году он опубликовал небольшую


статью «О психическом механизме забывчивости», содер­жание которой стало исходным пунктом его дальнейших рассуждений об ошибочных действиях, нашедших отра­жение в работе «Психопатология обыденной жизни». Ста­ло быть, рассмотрение сперва ошибочных действий, а за­тем сновидений является оправданным и в хронологиче­ском отношении.

В статье «О психическом механизме забывчивости» со­держались, фактически, некоторые результаты самоана­лиза Фрейда. Речь шла о том, что на примере, взятом из его собственной жизни, он подверг психологическому анали­зу в общем-то довольно распространенное в жизни чело­века явление — забывание какого-то имени и неверное припоминание его. Осуществление подобного анализа привело Фрейда к двум следствиям. Во-первых, он пришел к выводу, что, не являющаяся серьезным расстройством одной из психических функций, способность забывания собственных имен и их неверного припоминания допус­кает такое объяснение, которое выходит за пределы при­вычных представлений, связанных с тривиальными ссыл­ками на невнимательность, рассеянность или усталость человека. Во-вторых, подобного рода «мелочи жизни» представляются важными и значительными с точки зре­ния понимания механизмов работы бессознательного, и, следовательно, они могут стать объектом психоаналитиче­ского исследования, способствующего раскрытию специ­фических характеристик и особенностей бессознательно­го психического. Отсюда — интерес Фрейда к психоанали­тическому осмыслению ошибочных действий, результаты которого нашли свое отражение в работе «Психопатоло­гия обыденной жизни».

Первое обращение Фрейда к серьезному, глубинному, выходящему за рамки поверхностных объяснений, анали­зу ошибочных действий было непосредственно связано с его самоанализом. Однажды он никак не мог вспомнить имя художника, автора известных фресок, расписанных в соборе небольшого итальянского города Орвието. Он знал имя этого художника, пытался его вспомнить, но вместо Синьорелли ему упорно приходили на ум два других име­ни — Боттичели и Больтраффио. Несмотря на все его ста­рания отбросить оба имени как неверные и вспомнить на­стоящее имя художника, Фрейду никак не удавалось изв­лечь из своей памяти то, что, казалось бы, должно было


 




всплыть само собой. И только после того, как ему назвали^ настоящее имя художника, он с некоторой досадой на са* мого себя, но без каких-либо сомнений признал, что речь"| идет о Синьорелли.

Для другого человека забывание имени художника и | неверное его припоминание скорее всего обернулось бы в худшем случае легкой досадой, незначительным пережи­ванием по поводу своей плохой памяти, а в лучшем — при- | знанием недоразумения, на которое не стоит вообще обра­щать внимание. Но Фрейд, имевший опыт эпизодическо- | го и систематического самоанализа, отнесся к подобному инциденту со всей серьезностью, усмотрев за неприятным для него забыванием имени художника нечто такое, что заставило его задуматься над теми бессознательными про­цессами, которые совершались в глубинах его психики.

В самом деле, в своих воспоминаниях Фрейд говорил о том, что с детства обладал феноменальной памятью и мог с легкостью сдавать экзамены по тем учебным дисципли­нам, которые не вызывали у него особого интереса. Его знакомство с такими учебными дисциплинами ограничи­валось беглым прочтением соответствующих учебников перед экзаменами, что оказывалось для него вполне доста­точным, поскольку он был в состоянии воспроизводить перед экзаменаторами целые куски и даже отдельные страницы из прочитанного накануне. Лишь впоследствии, когда речь заходила об истоках возникновения психоана­лиза, он мог изредка ссылаться на случаи возможной крИптомнезии, так как из за обилия прочитанной в раз­личные годы жизни литературы не мог вспомнить, что яв­лялось его собственными оригинальными идеями^ а что было почерпнуто из философских, естественнонаучных и художественных книг.

Надо полагать, что именно сочетание феноменальной памяти с имевшими место в его жизни случаями забывчи­вости заставило Фрейда обратить особое внимание на его собственные ошибочные действия. И действительно, по­святив свою исследовательскую и терапевтическую деяте­льность служению истине, он вряд ли мог обойти сторо­ной те незначительные, но вместе с тем удивительные для него провалы памяти, которые требовали объяснения как с точки зрения самоанализа, так и в плане психоаналити­ческого понимания бессознательного психического. Поэ­тому нет ничего удивительного в том, что, начав со случая


собственного забывания имени итальянского художника, он перешел к психоаналитическому объяснению различ­ного рода промахов в своей жизни и ошибочных действий, совершаемых другими людьми.

Не исключено, что само по себе забывание имени ху­дожника могло не вызывать у Фрейда повышенного инте­реса к провалам памяти. Разумеется, обнаружение у само­го себя подобного рода промахов дело неприятное, тем бо­лее, что если всегда полагался на свою феноменальную па­мять. Но в случае с Фрейдом значительную роль сыграло то обстоятельство, что он не просто забыл имя художника, но, обратившись к своей памяти, неожиданно обнаружил тщетность своих попыток, так как ему в голову приходили другие, замещающие имена, а не подлинное имя, которое он в принципе знал, но никак не мог вспомнить. Подобное неверное припоминание не вписывалось в привычные объяснительные конструкции, апеллирующие к рассеян­ности, усталости, несосредоточенности. Напротив, Фрейд прилагал все усилия к тому, чтобы вспомнить имя худож­ника, но его феноменальная память выбрасывала на по­верхность сознания совсем другие имена. Вот это как раз и требовало психологического анализа, выходящего за пре­делы расхожих физиологических объяснений.

В процессе собственного анализа забывания имени ху­дожника и неверного его припоминания Фрейд восстано­вил в своей памяти события, темы разговора и сюжеты, предшествующие данному казусу. Он ехал с незнакомым, случайным попутчиком в Герцоговину. Во время ни к чему не обязывающего разговора с ним ре"чь зашла о путешест­виях по Италии, и Фрейд спросил своего попутчика о том, не был ли он в Орвието и не видел ли знаменитые фрески художника... Фрейд хотел назвать имя этого художника, но не смог вспомнить его.

Почему он не помнил это имя? Почему вместо Синьо­релли в голове всплывали имена Боттичелли и Больтраф-фио?

Фрейд восстановил в памяти тему, предшествующую разговору о путешествиях по Италии. Перед этим он бесе­довал со своим попутчиком о нравах и обычаях турок, жи­вущих в Боснии и Герцоговине. Фрейд хотел рассказать о том, что боснийские турки высоко ценят сексуальное на­слаждение и, если в случае заболевания оказываются не­состоятельными в этом отношении, то впадают в отчаяние


 




и жизнь теряет для них всякую ценность, несмотря на привычное равнодушие к смерти. Но, не желая касаться разговоре с незнакомым человеком щекотливой темы oil сексуальности и смерти, он воздержался от подобного рас*Ц сказа. Одновременно Фрейд отклонил свое внимание от| мыслей, которые могли возникнуть у него в связи с этой:; темой, поскольку несколькими неделями раньше, во вре-v; мя пребывания в Трафуа узнал о том, что один из его паци­ентов, страдавший неизлечимой половой болезнью, по­кончил жизнь самоубийством.

Восстановление в памяти всего того, что предшество­вало забыванию имени художника, позволило Фрейду; придти к заключению, что это забывание не было случай­ностью. Имелись вполне определенные мотивы, побудив­шие его воздержаться от рассказа о нравах боснийских ту­рок и исключить из сознания мысли, связанные с ассоциа­циями о полученном им известии в Трафуа о самоубийстве одного из его пациентов. Фрейд хотел забыть о прискорб­ном случае и вытеснить из сознания полученное им изве­стие о самоубийстве пациента. Однако вместо забывания одного, он забыл совершенно другое — имя художника. Нежелание вспомнить одно обернулось неспособностью вспомнить другое. Пришедшие на память Фрейду замеща­ющие имена Боттичелли и Больтраффио оказались своего рода компромиссом между тем, что он хотел вспомнить, и тем, что забыл. Попытка вытеснения из сознания темы, связанной с сексуальностью и смертью, оказалась тако­вой, что дала о себе знать в разложении имени Синьорелли на две составные части, включении последней из них (елли) в имя Боттичелли, утратой первой (синьор) и заме­щением ее путем смещения названий «Герцоговина» и «Босния», а также ассоциацией «Трафуа», в результате чего вместо подлинного имени художника в голове Фрей­да возникли имена Боттичелли и Больтраффио.

2. В психике нет ничего случайного

Осуществленный Фрейдом психологический анализ забывания и неверного припоминания имени художника позволил ему придти к таким выводам, которые легли в основу психоаналитического исследования разнообраз­ных ошибочных действий, являющихся наглядным при-


мером проявления вытесненного бессознательного в жиз­ни человека. Один из этих выводов имел непосредствен­ное отношение к его самоанализу. Так, по поводу собст­венных случаев забывания и ошибочного воспроизведе-. ния имен Фрейд писал: «Почти каждый раз, как мне случа­лось наблюдать это явление на самом себе, я имел возмож­ность объяснить его именно указанным образом: как акт, мотивированный вытеснением» [1. С. 207]. Другой вывод касался общего положения, связанного с забыванием имен. Фрейд сформулировал его в достаточно осторожной фор­ме, говоря о том, что «наряду с обыкновенным забыванием собственных имен встречаются и случаи забывания, кото­рые мотивируются вытеснением» [2. С. 207]. И наконец, им был сделан еще один, пожалуй, наиболее важный для пси­хоанализа, в целом, вывод, согласно которому исчезнове­ние из памяти одного имени и замена его другим или други­ми не может восприниматься в качестве простой случайно­сти. В обобщенной форме этот вывод сводился к одному из основополагающих психоаналитических утверждений Фрейда, а именно — в психике нет ничего случайного.

В «Психопатологии обыденной жизни» Фрейд по­дробно рассмотрел те ошибочные действия, которые мо­гут иметь место, проявляться и наблюдаться у каждого че­ловека. Он выделил три группы подобных действий. Пер­вую группу ошибочных действий составляют оговорки, обмолвки, описки, очитки, ослышки. Вторую — не дли­тельное, а временное забывание имен, иностранных слов, словосочетаний, впечатлений и выполнение наме­рений. Третью — запрятывание предметов, затеривание вещей, совершение определенных ошибок-заблуждений, когда на какое-то время веришь чему-то, хотя знаешь на­верняка, что это не соответствует действительности, а также целый ряд других явлений, включая симптомати­ческие и, на первый взгляд, случайные действия.

Особенность подхода Фрейда к рассмотрению оши­бочных действий состояла в том, что его не удовлетворяли ранее предпринимаемые попытки объяснения этих явле­ний с физиологической или психофизиологической точки зрения. Он не отрицал того, что нарушение нормальной деятельности человека может быть вызвано физиологиче­скими причинами, включая, например,- недомогание или нарушение кровообращения. Не отвергал он и того, что соответствующие нарушения могут быть связаны с психо-


 



10. Лейбин В. М.



физиологическими причинами, типа усталости, рассеян-! ности или волнения. Вместе с тем, Фрейд исходил из того,! что существуют такие ошибочные действия, которые не-| возможно объяснить только физиологическими и психо~| физиологическими причинами. Так, нередко человек мо-| жет совершать ошибочные действия даже тогда, когда он| не испытывает никакого недомогания, не чувствует уста-| лости, не является ни рассеянным, ни взволнованным, i Напротив, человек может быть искл ючител ьно бодрым, пре- j дельно внимательным и сосредоточенным на чем-то конк-' ретном и в то же время совершать ошибочные действия.

Если этим действиям давать физиологические и психо- ■ физиологические объяснения, тов этом случае действитель- \ но можно найти ряд подтверждений, но сами ошибочные^ действия будут восприниматься в качестве простой случай-;: ности или досадного недоразумения. Но на них можно по­смотреть с психологической (психоаналитической) точки >; зрения, то есть попытаться разобраться в том, что происхо-' дит при совершении человеком ошибочного действия, поче­му он совершил именно его, а не другое и почему он совер­шил его именно таким образом, а не каким-то другим. Фрейд считал, что подобное видение ошибочных действий способствует пониманию того, что они не являются простой случайностью, и что кажущиеся, на первый взгляд, законо-мерзости на самом деле являются такими закономерностя­ми, которые, будучи не понятыми с позиций психологии со­знания, могут быть выявлены, исходя из признания бессоз­нательного психического и наличия подавленного, вытес­ненного из сознания материала, остающегося тем не менее действенным и обусловливающим возникновение тех или иных промахов в жизни человека.

Таким образом, психоаналитический подход к рас­смотрению ошибочных действий не только ограничил фи­зиологическое объяснение причин их возникновения, но и расширил границы возможного вторжения психологии в то, что Фрейд назвал психопатологией обыденной жизни. Тем самым, с одной стороны, был переброшен, мост между клиническим материалом, почерпнутым из тера­певтической практики, и наблюдениями над нормаль­ными людьми, совершающими ошибочные действия в повседневной жизни, а с другой — появилась возмож­ность не только для объяснения причин возникновения разнообразных промахов, с точки зрения психологиче-


ского знания мотивов поведения человека, но и для по­нимания того, что они являются полноценными психиче­скими актами. По словам Фрейда, «психоанализу удалось доказать, что все эти вещи могут стать легко понятными, посредством чисто психологического объяснения, и су­ществовать в уже известных взаимосвязях психологиче­ских явлений» [3. С. 6—7].

Психоаналитический подход к ошибочным действиям привел к довольно парадоксальной ситуации. В самом деле, с точки зрения физиологического и психофизиоло­гического объяснения, разнообразные промахи человека оказываются действительно ошибочными действиями. Более того, даже с точки зрения психологии, правда, пси­хологии сознания, промахи человека — это именно оши­бочные действия. С позиций психоанализа все выглядит с точностью до наоборот. То, что обычно считается ошибоч­ным действием, может быть рассмотрено в качестве удивите­льно правильного действия. Для психологии бессознатель­ного промахи человека — правильные, правомерные дей­ствия с той лишь незначительной поправкой, что они воз­никли вместо чего-то другого, ожидаемого или предпола­гаемого. Поэтому в глазах психоаналитика ошибочные действия выглядят не только полноценными психически­ми актами, но и имеющими определенную цель, свою соб­ственную форму выражения. И не только это. Для психоа­налитика ошибочные, сточки зрения логики сознания, но правильные, с точки зрения логики бессознательного, действия человека имеют смысл и значение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.