Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормальная и извращенная сексуальность




При рассмотрении проблемы сексуальности Фрейд.; отталкивался прежде всего от того выдвинутого им ис­ходного положения, согласно которому невозможно по­нять нормальную сексуальную жизнь человека без соот­несения ее с болезненными формами сексуальности, принятыми называть перверсиями, извращениями. Поэ­тому его исследовательская задача состояла не в том, что­бы, в противоположность широко распространенному моралистическому и правовому осуждению извращений, оправдать их ссылками на психические заболевания. Не оправдывая болезненные формы сексуальности, он в то же время поставил перед собой вполне определенную и кон­кретную задачу — понять эти формы сексуальности и дать теоретическое объяснение тому, как и каким образом воз­никают извращениям какова их связь с тем, что обычно на­зывают нормальной сексуальностью.

Вполне очевидно, что при таком понимании основной задачи психоаналитического исследования сексуальности обвинения психоанализа в пансексуализме оказываются не более чем эмоционально окрашенным неприятием ис­следовательского интереса, предполагающего вторжение


в святая святых — скрытую от посторонних глаз сексуаль­ную жизнь человека. По поводу скрытности большинства из нас в этой сфере человеческой деятельности Фрейд пи­сал: «Люди вообще неискренни в половых вопросах. Они не обнаруживают свободно своих сексуальных пережива­ний, но закрывают их толстым одеянием, сотканным из лжи, как будто в мире сексуального всегда дурная погода. Это, действительно, так: солнце и ветер не благоприятст­вуют сексуальным переживаниям в нашем культурном мире. Собственно, никто из нас не может свободно от­крыть свою эротику другим» [3. С. 346—347].

В понимании сексуальности Фрейд прежде всего исхо­дил из того, что традиционные представления о ней явля­ются узкими, не отражающими существа сексуальной дея­тельности человека. В том случае, когда сутью и основной целью сексуальности считается продолжение человече­ского рода, за пределами рассмотрения остаются иные формы сексуальной деятельности, которые, хотя и не слу­жат деторождению, тем не менее не только могут иметь место в жизни человека, но и играют порой важную роль в его жизнедеятельности. Именно это и происходит при традиционном понимании сексуальности, в результате чего все, что служит цели деторождения, считается норма­льным, в то время как иные виды сексуальной деятельно­сти воспринимаются в лучшем случае в качестве социаль­но неприемлемой и нравственно осуждаемой похоти, а в худшем — как физиологическое отклонение от нормаль­ного развития, психическое заболевание или преступное деяние, подлежащее не только осуждению, но и наказа­нию.

История развития человечества свидетельствует о том, что некоторые, не связанные с деторождением формы сек­суальной деятельности человека не во все времена и не во всех культурах рассматривались в качестве патологии. Так, издавна гомосексуализм воспринимался в ряде древ­них культур как вполне нормальное явление. Более того, подчас он считался даже уделом избранных, стоящих на более высокой ступени развития, чем простые смертные. Гомосексуализм был распространен среди греков и рим­лян, причем практиковался среди высших слоев общества без какого-либо стеснения, смущения или стыда. Любовь зрелых мужчин к юношам считалась делом обычным и возвышенным. У греков считалось позорным для юноши,


 




если он не имел более взрослого любовника. Гомосексуа­лизм пользовался общественным признанием и почетом у кельтов. Он находился под покровительством законов у критян. Он практиковался и среди восточных народов, включая китайцев, индусов и представителей ислама. Го­мосексуализм часто Наблюдался также среди индейцев Южной Америки, в частности, у гуахибо, аймари. По дан­ным исследователей, у индейцев лахе «между гомосексуа­листами существовали даже браки, а мать, имеющая пять сыновей, могла одного из них готовить к выполнению женской роли в семье» [4. С. 36].

Со временем отношение к гомосексуализму претерпе­ло заметное изменение, в результате чего он стал ассоции­роваться с чем-то греховным, недопустимым, преступ­ным. Христианство повело открытую борьбу с сексуально­стью, не связанной с деторождением. В средние века гомо- сексуализм не только преследовался, но и считался тяг­чайшим преступлением, за которое назначалась смертная казнь. Церковь и законодательные институты активно вы­ступали против подобной сексуальной деятельности чело­века. На протяжении многих столетий виновники в этом греховном преступлении сжигались на кострах, подверга­лись пыткам и смертной казни, предавались пожизненно­му тюремному заключению. Уголовное наказание за гомо­сексуальную деятельность существовало во многих стра­нах мира вплоть до XX столетия. Кое-где оно сохранилось и поныне.

Однако, несмотря на все запреты, гомосексуализм в качестве одной из форм сексуальной деятельности не исчез из жизни людей. Он по-прежнему практикуется в различных странах мира. Но коль скоро он оказывается таким живучим и распространенным, то возникает воп­рос: не имеет ли он отношение не просто к физиологиче­скому отклонению или психическому заболеванию, а к природе человека? Не связан ли он с таким психосексуаль­ным развитием, через которое проходят все люди, хотя, разумеется, далеко не все из них становятся инвертиро­ванными, то есть ориентированными на идентичный с ними пол?

Кроме того, помимо гомосексуализма в жизни людей имеют место и другие формы сексуальной деятельности, не связанные с деторождением. Некоторые люди не толь­ко изменяют сексуальную ориентацию по отношению к


объекту, как это характерно для гомосексуалистов, но и преследуют необычные, не вписывающиеся в представле­ния о норме, сексуальные цели. Среди последних находят­ся такие, которые при сексуальном акте с партнером испо­льзуют не его половые органы, а другие части тела. Неко­торые из них (фетишисты) вообще отказываются от тела партнера, заменяя его предметами одежды. Другие (эксги­биционисты) получают сексуальное удовлетворение от вы­ставления напоказ своих гениталий. Встречаются садисты, сексуальная деятельность которых связана с причинением боли и мучений своему партнеру, а также мазохисты, полу­чающие сексуальное удовлетворение от причиняющих им страданий. И наконец, есть такие, которым вообще не ну­жен никакой партнер, поскольку они способны достичь сексуального удовлетворения благодаря своему богатому воображению и фантазированию.

Одним словом, сексуальная деятельность человека на­столько разнообразна, что деторождение, считающееся ее нормой, является лишь незначительной частью его сексуаль­ной жизни. Поэтому, независимо от того, насколько осуж­даются другие формы сексуальной деятельности и какое бы возмущение или отвращение они не вызывали с точки зрения нормального поведения, тем не менее приходится считаться с ними. Более того, их наличие свидетельствует о чем-то таком, что необходимо не просто отвергать или осуждать, а исследовать и познавать, чтобы тем самым по; нять, насколько ненормальными или нормальными явля­ются странные, на первый взгляд, разнообразные формы сексуальной деятельности человека, как и каким образом они возникают, почему сохраняют свою устойчивость и где та грань, которая отделяет норму от патологии, здоро­вье от болезни, нормальную сексуальную деятельность от извращенной.

Собственно говоря, исследовательская и терапевтиче­ская деятельность Фрейда была направлена на выявление истоков нормальной и извращенной сексуальной деятельно­сти человека. Это предполагало обращение к онтогенети­ческому и филогенетическому развитию, к истории разви­тия человека и человечества. Таким образом, психоанали­тический подход к изучению сексуальной жизни человека с необходимостью подводил Фрейда к раскрытию психосексу­ального развития ребенка. По этому поводу он писал: «Пси­хоаналитическое исследование было вынуждено заняться


 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.