Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третье» бессознательное




ПСИХИКИ

ПОНИМАНИЕ СТРУКТУРЫ

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ

Ранее говорилось о том, что основной предпосылкой психоанализа является деление психики на сознательное и бессознательное. Отмечалось и то обстоятельство, что представление о бессознательном вытекало из учения Фрейда о вытеснении. Собственно говоря, вытеснение можно рассматривать в качестве типичного примера бес­сознательного. Причем основоположник психоанализа не просто описал бессознательные процессы, но и попытался раскрыть их динамику. Описательный и динамический подход к осмыслению бессознательного позволил ему вы­членить те процессы и системы, которые составляют, на его взгляд, остов психики человека. Так, он пришел к вы­делению сознания, предсознательного и вытесненного бессознательного.

Раскрытие природы, содержания, принципов функци­онирования этих процессов и систем составляли важную часть исследовательской деятельности Фрейда. Они име­ли и практическое значение, поскольку аналитическая те­рапия предполагала устранение невротических симпто­мов и перевод бессознательного в сознание. Осуществляе­мая в э^том направлении исследовательская и терапевтиче­ская деятельность Фрейда нашла свое отражение на ран­них этапах становления и развития классического психоа­нализа.

Однако по мере развития теории и практики психоана­лиза обнаружилось, что проведенные различия между со­знанием, предсознательным и бессознательным оказались не настолько удовлетворительными, чтобы не вызывать



потребность в дальнейшем уточнении концептуального | аппарата, используемого при психоаналитическом подхо­де к изучению психических процессов. Введенные для из­бежания двусмысленности терминологические обозначе­ния типа bw (сознание), vbw (предсознательное) и ubw (бессознательное) способствовали прояснению некото­рых моментов, связанных с психоаналитическим понима­нием бессознательного. В частности, Фрейду удалось по­казать, что в описательном смысле имеется два вида бес­сознательного, в то время как в динамическом — один вид бессознательного. Тем не менее аналитическая работа тре-бовйла дальнейшего углубления в понимание душевной жизни человека. Поэтому в 20-е годы в дополнение к опи­сательному и динамическому взгляду на психические про­цессы Фрейд предложил теорию структурных отношений.

Структурный подход к рассмотрению человеческой психики нашел свое отражение в его небольшой по объе­му, но имеющей важное значение по содержанию работе «Я и Оно» (1923)! В ней Фрейд не только внес уточнение в § категориальный аппарат, с помощью которого описыва­лись психические процессы, но и выдвинул несколько иное, по сравнению с предшествующим рассмотрением, понимание взаимосвязей между сознанием и бессознате­льным. Точнее было бы сказать, что основатель психоана­лиза уделил особое внимание анализу тех представлений о связной организации душевной жизни, которые касались проблемы Я.

Для Фрейда Я — та душевная инстанция, которая руко­водит цензурой сновидений и способствует вытеснению неприемлемых для сознания побуждений и влечений. Когда в процессе аналитической работы предпринимается попытка приблизиться к вытесненному материалу, то, как это, может быть, не странно на первый взгляд, Я начинает оказывать сопротивление. Как только ассоциации паци­ента приближаются к вытесненному материалу, он начи­нает испытывать различного рода затруднения вплрть до того, что у него прекращаются сами ассоциации. Не осоз­навая того, пациент оказывается во власти сопротивле­ния, исходящего из его Я. Аналитику не остается ничего другого, как выдвинуть предположение, что в самом Я действуют какие-то бессознательные силы, которые сходны с вытесненным бессознательным, но все же не яв­ляются таковыми. Отсюда вытекает два следствия. Во-пер-


вых, если придерживаться ранее выдвинутой психоанали­тической точки зрения, согласно которой невроз сводится к конфликту между сознанием и вытесненным бессозна­тельным, то возникают неясности, связанные с наличием в душевной жизни человека чего-то такого, что выходит за рамки вытесненного бессознательного. Во-вторых, наблю­даемое в анализе сопротивление показывает, что некоторая часть Я, возможно, весьма важная и значительная, является бессознательной. Причем эта часть Я не вписывается в пред­ставления ни о предсознательном, ни о вытесненном бессоз­нательном. Так Фрейд пришел к выводу, что в душевной жизни человека наличествует еще одно бессознательное, ко­торое он назвал «третьим бессознательным».

В разделе работы, посвященном рассмотрению учения Фрейда о бессознательном, уже отмечалось это обстояте­льство, то есть выделение основателем психоанализа так называемого «третьего бессознательного». Тогда речь шла о том, что с признанием «третьего бессознательного» свойство бессознательности как бы утрачивало свое зна­чение, поскольку оно становилось многозначным. В том же разделе подчеркивалось, что, несмотря на многознач­ность понятия бессознательного, Фрейд тем не менее был уверен в необходимости придерживаться точки зрения, согласно которой рассмотрение психики человека через призму наличия в ней сознательного и бессознательного является не только правомерным, но и необходимым, по­скольку способствует пониманию того, что происходит в глубинах психики. Теперь же в свете структурного подхода основателя психоанализа к пониманию душевной жизни имеет смысл более подробно раскрыть его взгляды на со­отношение между сознанием и бессознательным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.