Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии культурности




Чтобы лучше понять парадоксальность культуры, Фрей­ду пришлось бросить ретроспективный взгляд на историю развития человечества. И если в работе «Тотем и табу» он в большей степени рассматривал историю возникновения примитивных форм религии и возникновения нравствен­ных запретов, то в книге «Недовольство культурой» осно­ватель психоанализа попытался в краткой форме изло­жить свои взгляды на становление культуры как таковой.

Прежде всего Фрейд отметил, что к культуре относятся все формы деятельности и все ценности, приносящие челове­ку пользу и защищающие его от сил природы. Рождающийся на свет беспомощным младенцем, человек постепенно овладевает миром и посредством науки и техники создает необходимые для себя блага. Он создает себе также идеа­льное представление о всемогуществе и всезнании, вопло­щением чего становятся боги. Со временем он так близко приблизился к своим культурным идеалам (богам), что сам стал, по выражению Фрейда, чуть ли не «богом на про­тезах». Однако при всем своем богоподобии «современ­ный человек не чувствует себя счастливым».

Что можно считать критерием культурности? На пер­вый взгляд представляется, что таким критерием служит все то, что является полезным для человека. Однако кри­терии культурности включают в себя и такие составляю­щие, которые выглядят порой бесполезными, как, напри­мер, почитание красоты, встречающейся в природе или созданной самим человеком. К критериям культурности можно отнести также признаки чистоты и порядка. О вы­соком уровне культуры свидетельствуют и высшие формы психической деятельности, научные и художественные достижения, религиозные и философские идеи. И нако­нец, важной характеристикой культуры является тот спо­соб, каким регулируются взаимоотношения людей. Речь идет о социальных отношениях, в которых человек высту­пает в качестве сексуального объекта, рабочей силы, члена семьи, общества, государства.

Говоря об этих критериях и характеристиках культуры, Фрейд исходил из того, что в историческом плане уже в пер­вой попытке урегулировать социальные отношения присут­ствовал элемент культуры. Благодаря такой попытке стала


возможной совместная жизнь людей, и в противополож­ность власти индивида, основанной на его грубой силе, установилась власть общества, покоящаяся на праве. За­мена власти индивида властью общества, в котором его члены стали ограничивать себя в возможностях удовлетво­рения влечений, оказалась, по мнению Фрейда, решаю­щим по своему значению шагом культуры.

Еще одним шагом на пути культурного развития яви­лось требование справедливости, необходимость соблю­дения гарантии того, что установленный правопорядок в обществе не будет нарушаться в пользу отдельных индиви­дов. В процессе дальнейшего культурного развития этиче­ская ценность права предполагала недопущение произвола со стороны не только индивида, но и членов сообщества, объединившихся в касты или сословия. И в идеале культур­ное развитие должно было ориентироваться на право, рас­пространяющееся на всех дееспособных людей, принося­щих в жертву общественности и социальности свои инстин­ктивные склонности и желания. Однако, как замечал осно­ватель психоанализа, чаще всего даже в рамках одного сооб­щества не удается избежать силового разрешения вступаю­щих в конфликт интересов людей. Культурное развитие спо­собствовало лишь частичным объединениям на больших пространствах, в то время как конфликты между ними ста­новились порой неизбежными. Поэтому, говоря о культур­ном развитии и этической ценности права, не следует забы­вать, что «право у истоков своих было голой силой» и что «еще и сегодня оно не может обойтись без поддержки силы» [8. С. 331].

Фрейд не разделял точку зрения, согласно которой сво­бода человека рассматривалась в качестве высшего дости­жения, свидетельствующего о культурном развитии. На­против, он считал, что индивидуальная свобода ни в коей мере не является культурным благом. Такая свдбода была максимальной до возникновения культуры, но она не име­ла какой-либо позитивной ценности, поскольку, по сути дела, человек не был в состоянии защитить ее. По мере раз­вития культуры происходит ограничение свободы. И это вполне очевидно, так как справедливость требует, чтобы человек соблюдал все ограничения, налагаемые на него требованиями культурного сообщества. Стремление к сво­боде в человеческом обществе может быть сопротивлени­ем, бунтом против имеющей место несправедливости.


 




В этом случае оно способствует дальнейшему развитию ку­льтуры. Однако то же самое стремление к свободе может иметь своим источником все то, что сохранилось в человеке от его первоначальных, неукрощенных культурой влече­ний. Выраженное таким образом, оно как раз и становится основанием вражды, испытываемой человеком по отно­шению к культуре. Это означает, что стремление к свободе оказывается направленным или против определенных форм, притязаний и требований культуры, или против культуры во­обще, поскольку человеку свойственно отстаивать свое право на индивидуальную свободу, противостоящую воле масс.

Впоследствии размышления Фрейда о соотношении между свободой индивида и развитием культуры найдут свое отражение и продолжение у Эриха Фромма, который десять лет спустя опубликует книгу «Бегство от свободы», в которой будет подробно исследована история завоевания человеком свободы, а также ее позитивные и негативные последствия, сказывающиеся на жизни людей [9]. Основа­тель же психоанализа на основе своих размышлений придет к следующему заключению: «Немалая часть борьбы челове­чества сосредоточивается вокруг одной задачи — найти це­лесообразное, то есть счастливое равновесие между инди­видуальными притязаниями и культурными требованиями масс. Достижимо ли это равновесие посредством опреде­ленных форм культуры, либо конфликт останется непри­миримым — такова одна из роковых проблем человечества:» [10. С. 94].

Фрейд рассматривал культурное развитие не само по себе, а через призму тех процессов, которые связаны с вле­чениями человека. Ему было важно раскрыть изменения в структуре человеческой психики, обусловленные, с одной стороны, стремлением к удовлетворению влечений, а с другой — ограничениями, налагаемыми на человека куль­турой. Он исходил из того, что под влиянием культурных требований некоторые влечения человека ослабевали и на их место становилось нечто иное, проявляющееся в свой­ствах характера. Наглядным примером такого процесса может служить, в частности, анальная эротика. Если пер­воначально ребенок проявляет повышенный интерес к своим экскрементам, не видя в них ничего такого, чего следовало бы стыдиться, то в последующем процессе свое­го психосексуального развития он приобретает характеро-


логические черты, будь то скупость, стремление к порядку и чистоте. Эти черты, могут приобрести такое господству­ющее положение в психике человека, что превращаются в анальный характер. Чистота и порядок оказываются прева­лирующими. Тем самым можно говорить о некой анало­гии между историческим культурным процессом и разви­тием либидо у отдельного человека. В обоих случаях имеет место переключение влечений на иные пути их удовлетво­рения, то есть сублимация влечений. Эта сублимация вле­чений является, по мысли основателя психоанализа, вы­дающейся чертой культурного развития, играет важную роль в культурном развитии и делает возможным высшие формы психической деятельности, включая художествен­ную, идеологическую или научную.

В понимании Фрейда, наиболее важный момент пси­хосексуального развития человека состоит в том, что на­сколько культура строится на основе отказа от человеческих влечений, настолько предпосылкой ее дальнейшего развития становится подавление и вытеснение этих влечений. Учет этого обстоятельства позволяет осуществлять сопоставле­ние между культурным развитием и процессом созревания индивида. Однако подобное сопоставление предполагает прежде всего выяснение того, как и каким* образом осуще­ствляется культурное развитие, каковы истоки его проис­хождения и в чем состоит его направленность,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.