КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Миф о герое 1 страница
I щественными в плане адекватного понимания мышления и поведения человека в обществе, массе, толпе. Прежде всего ему хотелось разобраться в том, что представляет из себя человеческая масса. Кроме того, он стремился понять, как и каким образом масса людей оказывает такое влияние на душевную жизнь отдельного человека, которое оказывается решающим для него. И, наконец, ему было важно уяснить, в чем состоит душевное изменение, происходящее в индивиде в результате воздействия на него со стороны массы. Ответы на эти три вопросы составляют, по мнению Фрейда, исследовательскую задачу массовой, социальной психологии. Размышляя надданными вопросами, Фрейд опирался на материалы исследований, авторы которых уделили особое внимание раскрытию мотивов поведения и движущих сил индивида, находящегося в массе. Одно из таких Исследований принадлежало перу французского психолога и социолога Густава Лебона, чья работа «Психология народов и масс» (1895) была опубликована в том же самом году, когда вьшша в свет написанная Фрейдом совместно с Брейером книга «Исследование истерии». В своей работе французский автор исходил из того, что внутренним двигателем и скрытой пружиной развития человечества является неразумное начало, бессознательное, детерминирующее мысли людей, хотя многие полагают, что идеи носят разумный характер. «В действительности, — писал он, — мысль людей преобразуется не влиянием разума. Идеи начинают оказывать свое действие, когда они, после очень медленной переработки, преобразовались в чувства и проникли, следовательно, в темную область бессознательного, где вырабатываются наши мысли» [2. С. 6]. Аналогичный характер, как считал Лебон, носят и поступки людей. На первый взгляд, кажется, что они вполне сознательны, освещены светом разума. Тем не менее именно бессознательное, а не сознание лежит в основе человеческих деяний. «Наши сознательные поступки, — заключал Лебон, — вытекают из субстрата бессознательного, создаваемого в особенности влиянием наследственности. В этом субстрате заключаются бесчисленные наследственные остатки, составляющие собственно душу расы» [3. С. 166].
В работе Лебона «Психология народов и масс» содержались различные соображения о наследственности бессознательного, о сновидениях и мифах, где скрытые бес- сознательные содержания выражены в символической форме, о толпе, всегда блуждающей «на границе бессознательного», об исчезновении сознательной личности в толпе и преобладании в ней «личности бессознательной», легко поддающейся внушению и превращающейся в послушный автомат, лишенный воли и разума. По мнению французского автора, находясь в массе, индивиды приобретают «коллективную душу», думают, поступают и чувствуют себя совсем иначе, по сравнению с тем, когда остаются изолированными, на передний план выступает «расовое бессознательное», у людей стираются их индивидуальные различия и исчезает чувство ответственности, проявляются такие явления, как заражаемость и внушаемость, которые можно отнести к феноменам гипнотического рода. В книге «Массовая психология и анализ человеческого «Я» Фрейд не просто ссылался на Лебона, а посвятил изложению его взглядов целый раздел, связанный с описанием «массовой души», как она понималась французским психологом и социологом. Стремясь подчеркнуть оригинальность собственных представлений о бессознательном и психологии масс, он критически отнесся к некоторым идеям Лебона. Так, отметив то обстоятельство, что французский автор уделил важное внимание данной проблематике, основатель психоанализа одновременно указал на несовпадение лебоновского понятия бессознательного с тем, которым оперирует психоанализ. «Бессознательное Лебона, — подчеркнул он, — содержит прежде всего глубочайшие признаки расовой души, которая, собственно говоря, не имеет значения для индивидуального психоанализа. Мы, правда, не отрицаем, что зерно «я» («оно» — как я позже его назвал), которому принадлежит «архаическое наследие» человеческой души, является бессознательным, но мы, кроме того, выделяем «вытесненное бессознательное», которое образовалось из части этого наследия. Это понимание вытесненного у Лебона отсутствует» [4. С. 260].
Действительно, в своей книге Лебон имел дело скорее с «коллективным бессознательным», ставшим предметом специального изучения у К. Г. Юнга, нежели с «вытесненным бессознательным», на котором акцентировал внимание Фрейд. Однако основатель психоанализа вовсе не подвергал сомнению ценность некоторых идей Лебона о бессознательном и специфических свойствах, находящихся в массе индивидов. Напротив, он подчеркивал, что дан -
ная французским психологом и социологом характеристика бессознательной душевной жизни в значительной мере «совпадает со взглядами нашей собственной психологии», выявленные им специфические черты индивидов в массе подтверждают право «отождествить массовую душу с душой примитивного человека», а описанные им изменения индивида в массе «вполне согласуются с основными предпосылками нашей глубинной психологии» [5. С. 259, 265, 267]. Вместе с тем, Фрейд исходил из того, что при всей ценности выявления особенностей психического состояния индивида в массе Лебон не сумел исчерпывающим образом осветить эту сложную для понимания проблему. Так, обсуждая изменения индивида в массе, французский психолог и социолог не ответил на вопрос, благодаря чему индивиды в массе образуют единство. Кроме того, Лебон, как полагал основатель психоанализа, не провел четкого разграничения между внушаемостью и психическим заражении, не указал на центральную фигуру, которая заменяет в массе гипнотизера, в недостаточной степени выявил закономерности выдвижения вождей в массе. В отличие от него, Фрейд придавал меньшее значение появлению новых качеств у индивида в массе. Он считал, что, находясь в массе, индивид попадает в такие условия, которые позволяют ему устранять вытеснение бессознательных первичных влечений, и проявляемые им будто бы новые качества являются на самом деле ничем иным как присущим ему бессознательным, в котором таится зло человеческой души.
Аналогичную позицию занимал Фрейд и по отношению к другим оценкам коллективной душевной жизни, нашедшим отражение, в частности, в работе американского исследователя Мак Дуггала «Групповой разум» (1920). Он отметил идеи Мак Дуггала о возбудимости и импульсивности людей в массе, проявлении у них грубых страстей, отсутствии у них самоуважения и чувства ответственности, а также обратил внимание на соответствующие условия образования и организации массы. Однако, как и в случае изложения взглядов Лебона по вопросам социальной психологии, те или иные идеи воспроизводились Фрейдом главным образом для того, чтобы на их фоне нагляднее продемонстрировать собственное психоаналитическое понимание того, что происходит с включенными в массу индивидами, какие внутренние механизмы оказываются задействованными в массовой психологии, как и каким образом происходит объединение людей в массовые движения и к чему это может приводить. 3. Либидозная связь Многие исследователи пытались, дать психологическое объяснение тем душевным изменениям, которые происходят в отдельном человеке под влиянием массы. При этом большинство из них полагало, что соответствующие изменения, включая повышение эффективности и снижение интеллектуальных достижений, достигаются с помощью внушения. Считалось, что массы характеризуются значительной степенью внушаемости. Констатируя данное обстоятельство, Фрейд полагал, что, несмотря на апелляцию к феномену внушения, до сих пор исследователи не представили удовлетворительного объяснения сущности этого явления. Стремясь разобраться в специфике внушения как такового, он предпринял попытку применить ранее использованное им при изучении неврозов понятие либидо к пониманию массовой психологии. Речь шла не только о сексуальной энергии в собственном смысле этого слова, но и о тесной связи между собой всего того, что соотносится с понятием любви. Во всяком случае размышления основателя психоанализа о массовой психологии основывалось на предпосылке, в соответствии с которой сущностью массовой души являются именно любовные отношения, эмоциональные связи.
В качестве объектов рассмотрения Фрейд апеллировал к двум искусственно созданным массам — церкви и войску, ■в которых при всем различии между собой превалирует одно и то же представление о верховном властителе, Хрис-тосе или полководце, любящих равной любовью всех членов массы. И хотя это представление расценивалось им в качестве широко распространенной иллюзии, тем не менее он полагал, что именно на данной иллюзии держится все то, что объединяет между собой всех прихожан в церкви и всех воинов в войске. Так, верующие называют себя братьями во Христе, которые равны перед ним, они воспринимают его в качестве любящего и заботящегося о них отца, а связь каждого члена церкви с Христом одновременно служит и причинной связью между членами массы. В войске
полководец является отцом для всех солдат, он их любит равной любовью, а они между собой устанавливают такие отношения, которые свидетельствуют о некой общности, основанной на их любви к полководцу. В понимании Фрейда, и церковь, и войско имеют либи-дозную структуру. Как в том, так и в другом случае каждый отдельный человек оказывается либидозно связан, с одной стороны, с Христом или полководцем, а с другой стороны, со всеми участниками этих масс. Обращая внимание на подобную двойственную связь, основатель психоанализа считал, что эта связь, как и значение вождя для психологии масс, недостаточно изучена и психоанализ' может внести посильный вклад в осмысление данной проблемы. Одновременно он исходил из того, что главным явлением в массой психологии следует признать несвободу в массе отдельного индивида. Фрейд понимал, что обсуждение взаимосвязей между индивидом и массой ставит перед исследователем ряд вопросов, ответ на которые предполагает углубленное изучение данной проблематики. В самом деле, каковы причины возникновения и распада человеческих масс? Можно ли считать человеческую толпу массой с присущими ей психическими особенностями? Есть ли в психологическом отношении разница между массами, имеющими вождя, и массами, где вождь отсутствует? Какая из этих человеческих масс является первоначальной и более совершенной? Не может ли вождь быть заменен абстрактной идеей, вокруг которой возможно сплочение человеческой массы? Каковы могут быть взаимоотношения между вождем и идеей? Как и при каких условиях вождь или ведущая идея могут стать негативными? Может ли ненависть к какому-либо лицу или учреждению оказаться столь же объединяющей и порождающей тесные эмоциональные связи между людьми, как и позитивная привязанность к ним? Фрейд не претендовал на ответы на эти и многие другие вопросы. Полагая, что все они могут быть предметом специального исследования в рамках массовой психологии, он ограничился лишь высказыванием о связи между толпой и массой. По его мнению, в любой толпе легко могут возникнуть такие тенденции, которые способны привести к образованию массы, однако до тех пор, пока в ней не установлены либидозные, эмоциональные связи, она будет оставаться простой человеческой толпой. Внимание Фрейда привлекли, собственно, психологические проблемы, непосредственно относящиеся к структуре человеческой массы. В этом плане его интерес сосредоточился на рассмотрении того, какова в действительности либидозная связь в массе и каково в ней аффективное отношение людей друг к другу- При рассмотрении этих вопросов Фрейд отталкивался от теоретических предпосылок и эмпирических данных психоанализа. В частности, он отмечал, что каждая продолжительная интимная эмоциональная связь между двумя людьми, будь то отношения между родителями и детьми, дружба или брачные отношения, содержит осадок враждебных чувств, которые оказываются вытесненными из сознания. Нечто аналогичное имеет место и в том случае, когда речь идет об объединении людей в большие сообщества. Так, породнившиеся между собой через брак две семьи косо поглядывают друг на друга, и каждая из них считает себя лучшей. Родственные и близкие между собой народы не могут подчас найти общий язык между собой, нередко выражая презрение и недоверие друг к другу. Направленная против любимых людей вражда связана с амбивалентными чувствами человека. В проявляющейся антипатии к близким людям находят свое выражение себялюбие, нарциссизм индивида. Однако при образовании массы все эти враждебные чувства исчезают. В период продолжающегося соединения в массу индивиды терпят друг друга, примиряются между собой. С точки зрения Фрейда, «такое ограничение нарциссизма может быть порождено только одним моментом, а именно либидозной связью с другими людьми» [6. С. 286]. Дело в том, что себялюбие наталкивается на преграду лишь в том случае, когда имеет место любовь к другому. И если в массе проявляются ограничения нарциссического себялюбия, то это может служить убедительным доказательством установления новых либидозных связей членов массы друг с другом, что и составляет сущность массообразования. В этом отношении, согласно Фрейду, можно сказать, что «как у отдельного человека, так и в развитии всего человечества только любовь как культурный фактор действовала в смысле поворота от эгоизма к альтруизму» [7. С. 286]. Но каковы же эмоциональные связи в массе? Обусловлены ли они прямыми сексуальными целями, как это име-
ет место при психических заболеваниях, или речь идет о чем-то другом? Благодаря психоанализу было обнаружено, что установление эмоциональной связи между людьми основывается не только на преследовании цели, напрямую связанной с сексуальной направленностью на объект. Раннее проявление эмоциональной связи с другим лицом возможно также на путях идентификации с ним. В частности, у мальчика могут наблюдаться две психологически различные связи со своими родителями: сексуальная захва-ченность матерью как объектом желания и идентификация с отцом по типу уподобления ему. Обе связи некоторое время сосуществуют друг с другом, затем встречаются между собой, тем самым образуя нормальный Эдипов комплекс. Идентификация с отцом принимает у мальчика враждебный характер. Будучи изначально амбивалентной, идентификация как таковая может служить выражением нежности и враждебности ребенка, но, в конечном счете, она стремится сформировать Я человека по подобию другого, взятого в качестве идеала и образца. При невротическом образовании симптомов, то есть когда действенным становится вытеснение и господство механизмов бессознательного, идентификация имеет бот лее сложный характер. Она может быть аналогичной той, которая проистекает из Эдипова комплекса, и тогда в сим-птомообразовании прослеживается подражание любимому или, напротив, нелюбимому лицу. Или идентификация может быть лишенной объектного отношения к копируемому лицу. Для наглядности работы механизма идентификации Фрейд использовал примеры, почерпнутые из его представлений об Эдиповом комплексе и образовании невротических симптомов. Это не только способствовало пониманию существа идентификации применительно к отдельному индивиду, но и дало возможность перейти к рассмотрению массовой психологии с учетом действия механизмов идентификации в человеческой массе. При этом дальнейшие размышления основателя психоанализа базировались на следующих обобщающих положениях: «во-первых, что идентификация представляет собой самую первоначальную форму эмоциональной связи с объектом; во-вторых, что регрессивным путем, как бы интроекцией объекта в «я», она становится заменой либидозной объектной связи; и, в-третьих, что она может возникнуть при каждой вновь замеченной общности с лицом, не являющимся объектом сексуальных первичных позывов» [8. С. 290]. Последнее обстоятельство Фрейд связал непосредственно с возможностью массообразования, так как, по его мнению, по самой природе идентификации взаимная связь отдельных индивидов между собой усиливает их общность посредством соотнесенности с вождем. В целях лучшего понимания эмоциональной связи между людьми при массообразовании Фрейд рассмотрел, наряду с механизмами идентификации, такие явления, как влюбленность и гипноз. По его мнению, в случае идентификации объект становится на место Я, в то время как в случае влюбленности происходит идеализация объекта, когда объект служит заменой никогда не достигнутого «идеала Я». Гипноз сообразен с массообразованием, он задает ориентиры поведения массового индивида по отношению к вождю и отличается от влюбленности отсутствием прямых сексуальных намерений. Он занимает как бы среднее положение между влюбленностью и массообразованием. Человеческая масса сходна с гипнозом, поскольку, как в том, так и в другом случае, имеется аналогичная природа их первичных влечений и происходит замена идеала Я объектом. Но при массообразовании наблюдается еще идентификация с другими индивидами, основанная на одинаковом отношении к объекту. Гипноз и массообразование представляют собой наследственные остатки филогенеза либидо. Первый феномен может быть рассмотрен в качестве предрасположения либидо, второй — помимо этого как непосредственный пережиток. Принимая во внимание подобные соотношения между влюбленностью, гипнозом и массообразованием, Фрейд предложил своего рода «формулу либидозной конституции массы». Имеющая вождя первичная масса представляет, на его взгляд, «какое-то число индивидов, сделавших своим «идеалом я» один и тот же объект и вследствие этого в своем «я» между собой идентифицировавшихся» [9. С. 298]. 4. Человек — животное орды Акцентируя внимание на аффективных связях в массе, Фрейд выделил такие характерные черты, как отсутствие у
находящегося в массе индивида самостоятельности и инициативы, однотипность его реакций с реакцией других людей, ослабление интеллектуальной деятельности, безудержность аффектов, неспособность к умеренности и отсрочке в выражении чувств и деяний. Тем самым он выразил свое мнение о регрессе психической деятельности в массе к более ранней ступени развития, свойственной дикарям или детям. В этом отношении его взгляды на находящегося во власти установок массовой души индивида оказались близкими взглядам В. Троттера, выраженным в книге «Инстинкты стада во время мира и войны» (1916). Однако, если Троттер исходил из того, что стадный инстинкт первичен для человека, то основатель психоанализа не соглашался с подобной точкой зрения. В понимании Фрейда, в отличие от первичных инстинкта самосохранения и сексуального инстинкта, стадный инстинкт не является таковым. Так, у ребенка долгое время не наблюдается никакого стадного инстинкта. Напротив, при виде любого другого незнакомого ему человека из «стада» у ребенка возникает страх. Только позднее, находясь среди детей и строя свои отношения с родителями, ребенок начинает отождествлять себя с другими и обретает чувство-общности. Причем, как полагал Фрейд, чувство общности является ничем иным, как реакцией на первоначальную зависть, испытываемую ребенком по отношению к другим детям. И именно на этой основе позднее возникает требование равенства, которое становится корнем социальной совести и чувства долга. Исходя из подобного понимания, основатель психоанализа пришел к выводу, что социальное чувство базируется на изменении первоначально враждебных чувств в положительную связь с другими.людьми, характеризующуюся идентификацией с ними. Следует иметь в виду лишь только то, что требование равенства относится к участникам массы, а не к вождю. Жизнеспособная масса основана на равенстве ее участников, идентифицированных друг с другом, и одном вожде, обладающем властью над ними. Таким образом, заключал Фрейд, «высказывание Троттера, что человек есть животное стадное, мы осмеливаемся исправить в том смысле, что он скорее животное орды, особь предводительствуемой главарем орды» [10. С. 303]. Подобное заключение не было новым для Фрейда. Фактически, оно вытекало из тех идей, которые были изложены им в 1912 году в журнале «Имаго», а год спустя — в работе «Тотем и табу». Именно в данной работе основатель психоанализа обратился к осмыслению явлений массовой психологии и предпринял первую попытку применить точку зрения и результаты психоанализа к некоторым проблемам психологии народов. Именно в ней он высказал мысль о том, что в душевной жизни народов не только должны быть открыты схожие с индивидом процессы и связи, но и должна быть сделана смелая попытка выявить с помощью психоанализа те особенности, которые характерны для массообразования. И именно тогда он сформулировал гипотезу об отцеубийстве в первобытной орде, превращении орды в братскую общину, становлении тотемизма, заключающего в себе зачатки религии, нравственности, социальности. В одном из предшествующих разделов работы освещались взгляды Фрейда, изложенные им в книге «Тотем и табу», поэтому нет необходимости вновь возвращаться к рассмотренным выше сюжетам. В контексте раскрытия. психоаналитического подхода к массообразованию достаточно иметь в виду то обстоятельство, что Фрейд провел параллели между первобытной ордой и человеческой массой. Он исходил из того, что психология массы, характеризующаяся исчезновением сознательной личности, ориентацией мыслей и чувств в одинаковом с другими людьми направлении, преобладание эффективности и действенность бессознательной душевной сферы, стремление к немедленной реализации импульсивных намерений, — свидетельствует о.состоянии регресса к примитивной душевной деятельности, столь свойственной для первобытной орды. На основе подобного сравнения Фрейд рассмотрел человеческую массу через призму ее регресса к примитивному состоянию, воспроизводящему особенности первобытной орды. «Масса, — писал он, — кажется нам вновь ожившей первобытной ордой. Так же, как и в каждом отдельном индивиде первобытный человек фактически сохранился, так и из любой человеческой- толпы может снова возникнуть первобытная орда; поскольку массообразова-ние обычно владеет умами людей, мы в нем узнаем продолжение первобытной орды. Мы должны сделать вывод, что психология массы является древнейшей психологией человечества» [11. С. 304]. Размышляя об истории становления индивидуальной и массовой психологии, Фрейд считал, что с самого начала су-
шествовало две психологии. Одна — это психология отца, вождя, стоявшего над остальными членами сообщества. Другая — психология массовых индивидов, связанных между собой и подчиняющихся воле отца, вождя. Как в древние времена, так и сегодня, массовые индивиды питают иллюзию, относительно того, что все они равны и одинаково любимы вождем. Сам же вождь, как и отец первобытной орды, нарциссичен, обладает силой и властью, является самостоятельным и независимым. По этому поводу основатель психоанализа замечал, что на заре -истории человечества первобытный отец был, по сути дела, не кем иным, как сверхчеловеком, о появлении которого в будущем рассуждал в свое время Ницше. Реконструируя возможный ход исторических событий, в работе «Тотем и табу» Фрейд полагал, что в случае смерти отца первобытной орды на его место становился один из его сыновей, который до того времени был, наряду с другими, массовым индивидом. Лишь со временем произошло великое событие (отцеубийство), положившее начало становлению религии, общества, культуры. В работе «Массовая психология и анализ человеческого «Я» основатель психоанализа не столько воспроизвел ранее высказанные им предположения, сколько попытался показать, как и каким образом в историческом плане могло происходить превращение психологии массы в индивидуальную психологию, и наоборот. Согласно его взглядам, до тех пор пока первобытный отец обладал силой, он всячески препятствовал удовлетворению прямых сексуальных потребностей своих сыновей. Праотец принуждал своих сыновей к воздержанию и тем самым способствовал установлению эмоциональных связей как с ним, так и друг с другом. Эти эмоциональные связи вырастали на почве реализации стремлений с заторможенной сексуальной целью. Таким образом, праотец как бы вынуждал своих сыновей к массовой психологии. На этих размышлениях как раз и основывались предположения Фрейда, в соответствии с которыми, во-первых, сексуальная зависть и нетерпимость отца по отношению к своим сыновьям стали причиной массовой психологии, и, во-вторых, изгнанные сильным отцом из первобытной орды, сыновья путем идентификации друг с другом перешли к гомосексуальной объектной любви и на этом пути обрели свободу, использованную ими в целях отцеубийства. Появившаяся таким образом возможность сексуального удовлетворения создавала почву для выхода из массовой психологии, поскольку фиксация на любви к женщине и непосредственное удовлетворение ранее заторможенных по цели влечений способствовали нарастанию нарциссизма. Сведение массы к первобытной орде дало возможность Фрейду по-своему объяснить становление массовой и индивидуальной психологии. Одновременно оно позволяло по-новому осмыслить то таинственное и непонятное, что скрывалось заявлениями гипноза и внушения. Так, за таинственной силой в гипнозе основателем психоанализа усматривалась та же самая сила, которая считалась источником табу у примитивных народов. Гипнотизер требует смотреть в глаза и гипнотизирует индивида своим взглядом, первобытный человек не переносит взгляда вождя, считающегося для него опасным. Гипнотизер будит у человека часть его архаического наследия, проявляющегося по отношению к родителям, в частности, к отцу, в результате чего оживает представление о.могущественной личности, которой следует подчиняться, что напоминает собой отношение человека первобытной орды к праотцу. Внушение же представляет собой частичное явление гипнотического состояния, "уходящее своими корнями в бессознательно сохраненное из праистории человеческой семьи предрасположение. Таким образом, по мнению Фрейда, проявляющийся в феноменах внушения жуткий характер массообразования можно объяснить его происхождением от первобытной орды. «Вождь массы — все еще праотец, по отношению к которому все преисполнены страха, масса все еще хочет, чтобы ею управляла неограниченная власть, страстно ищет авторитета» [ 12. С. 309]. В своих размышлениях о массообразовании основатель психоанализа показал внутренние механизмы работы психики, позволяющие человеку отказываться от своего «идеала Я» и заменять его массовым идеалом, находящим свое воплощение в вожде. Он продемонстрировал и то, что, благодаря совпадению Я и «идеала Я», способствующего сохранению нарциссического самодовольства индивида, облегчается выбор вождя в массе. Нередко человеку достаточно обладать типичными качествами индивидов массы, производить впечатление исходящей от него силы и либидозной свободы, как это сразу же находит отклик у других людей и порождает потребность в сильном лидере. Применительно к нашей отечественной реальности типичным примером в этом отношении может служить В. Жири-
новский, выступающий в роли самоуверенного человека и изображающего из себя сексапильного мужчину, что находит отклик в глубинах бессознательного ряда представителей сильного и слабого пола. 5. Идеал Я Психоаналитическое видение природы массообразо-вания привело Фрейда к необходимости рассмотрения некоторых проблем, тесным образом связанных, с одной стороны, с психологией человеческих масс, а с другой стороны, с дифференциаций психики на составляющие ее части, с углубленным пониманием психических расстройств, с возможностями перехода от массовой к индивидуальной психологии. В той или иной степени все эти проблемы были затронуты им в работе «Массовая психология и анализ человеческого «я». Так, в контексте рассмотрения истории и специфики массообразования Фрейд почувствовал необходимость в выделении в психике человека особой инстанции — идеала Я. Два года спустя, когда в работе «Я и Оно» он изложит свою структурную точку зрения на человеческую психику, его внимание будет акцентировано на такой инстанции, как Сверх-Я. В работе же «Массовая психология и анализ человеческого «я» при объяснении либидозной структуры массы Фрейд провел различие между Я и идеалом Я и высказал соображение о том, что на этой основе возможно возникновение двойного вида эмоциональной связи между людьми, включающего в себя идентификацию и замещение идеала Я объектом. Иллюстрацией различия-между идентификацией Я и заменой идеала Я служили у Фрейда примеры, почерпнутые из предшествующего рассмотрения двух видов человеческих масс, то есть войска и христианской церкви. В войске солдат делает своим идеалом полководца и идентифицируется с другими солдатами. И хотя, как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, полководцем, тем не менее идентификация с ним ставит его в смешное положение. В церкви дело обстоит несколько иначе, Каждый верующий видит в Христе идеал, идентифицируется с другими верующими, но помимо этого церковь претендует на то, чтобы во имявсеобщей любви веру- ющий идентифицировался с Христом. Отмечая последнее обстоятельство, Фрейд критически отнесся к подобному требованию церкви, считая, что можно быть хорошим христианином, любить людей, но не ставить себя на место Христа и не требовать от себя силы его любви.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |