Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юридические источники




4.

3.

2.

1.

В античной историографии была принята периодизация истории по великим монархиям: вавилонской, персидской, македонской и римской. В эпоху Возрождения Никола Макиавелли отказался от данного деления и назвал века, последовавшие за падением Рима, приблизительно 5-6 – 15 вв., «темными». За этим образом не было хронологической и качественной определенности, но присутствовала негативная оценка. Термин «средние века» в 1688 ввел в историческую науку протестантский ученый Х. Келлер (Целларий). Он написал книгу «История Средних веков» (Histori medi aevi). Он датирует средние века IV-XV в. Рубежи эпохи он связывает с утверждением и падением христианства в Римской (включая Византию) империи.

Хронология:

В отечественной и зарубежной исторической науке выработано несколько подходов к средневековой периодизации в зависимости от теоретико-методологических позиций и предмета исследований.

1) культурологический подход – 5 в. утверждение новой культуры – 15-16 вв. ее конец.

2) 5 в. – 1492 г. – открытие Америки, история из локальной превращается во всемирную.

3) Французские историки и К. Маркс положили в основу социально-экономические отношения или классовую борьбу. Начинается период в 5 в. – гибелью Рима, а заканчивается:

а) в 1566 г. – первая Нидерландская буржуазная революция;

б) 1640 г. – Английская буржуазная революция.

г) 1789 г. – Французская буржуазная революция.

Отечественная научная традиция считает исходным рубежам средневековья падение Рима в 476 г., а конечным - английскую буржуазную революцию 1640-1660 г. В практике преподавания курс средневековой истории завершается 30-летней войной 1618-1648 г.

На первый взгляд средневековье наделено лишь негативными характеристиками, особенно его начало – безвременье, упадок и т.д. На рубеже античности и средневековья в истории европейской цивилизации не было поступательности. Начало средневековья было катастрофичным и сопровождалось упадком во всех областях общественной жизни. Основанием для такой оценки является то, что:

1) Античность отличалась развитым аграрным производством, с урожайностью сам 10-15. в 5 в. она исчезает и появляется примитивная урожайность – сам 1,5-2. До 11 в. бытовало людоедство, даже до 14 в., в период голода. Причина – примитивное сельскохозяйственное производство, ограничивавшееся ячменем и просо.

2) Так же упадок в ремесле. Античность была яркой, знала 70 оттенков красок, Средневековье – 8 красителей. Из 100 керамических форм использовали только примитивный печной горшок.

3) Инфраструктура исчезла, варвары не умели строить дороги и мосты. Вода стала самым популярным способом передвижения. Торговля затухла. Ранее Европа торговала с Востоком.

4) Римское право – очень развитое – заменилось варварским правом, основанном во многом на праве сильного – «мордобое». Использовалась «ордалия» - божий суд, испытание водой и огнем (При испытании водой нужно было достать кольцо из кипятка, или пробыть долгое время в холодной воде связанным и т.п. Испытание огнём - держать руки на огне, проходить через горящий костёр, держать руками раскалённое железо. Выдержавший эти испытания признавался оправданным, не выдержавший — виновным.).

Однако к концу эпохи Западная Европа обогнала Восток в развитии и начала экспансию, сложилась система общего права, политическая система оформилась на парламентской основе, возникли национальные государства.

Из этого можно сделать вывод, что в истории Европы не было последовательности, эволюции, старый мир погиб и возник новый. Катастрофа – один из способов развития истории.

Ранее понятия Средневековье и феодализм употреблялись как синонимы. Это бесспорно только для Западной Европы. Применяя понятие феодализм для Востока или России следует отказаться от классического образца для той или иной национальной формы, признать гетерогенность (разнородность) общественных форм, нужно считать феодализм одним из укладов общества. Французский феодализм можно считать классическим, т.к. он исследовался раньше всех. Так же следует помнить, что все понятия приблизительны.

Понятие «феодализм» впервые появляется в трудах буржуазных юристов и публицистов XVII в. и является синонимом застоя и упадка во всех областях, поскольку они хотели представить концепцию того, что отрицается. Споры о содержании этого понятия и его универсальности продолжаются до сего дня. Выработано множество подходов и определений. Наиболее значимыми являются:

- формально-юридическая концепция (А. Буленвилье), рассматривающая феодализм как форму управления государством через систему вассальных связей. Этот метод управления сложился в Галиции после завоевания ее франками, которые понимали власть как частный порядок – кто силен, тот и власть. Их объединение произошло через вассельные отношения – главный признак феодализма;

- политико-типологическая школа (Отто Гинце), где феодализм – это метод создания государства в условиях господства натурального хозяйства, власть – отрибут земельной собственности. Феодализм отождествляется с государственной раздробленностью - главный признак;

- социально-историческая концепция – школа Анналов (М. Блок) - трактует феодализм, как строй общества, отвечающий определенным характеристикам: 1. господство военного класса, 2. вознаграждение службы держанием, 3. наличие зависимого крестьянства, 4. социальные связи на основе службы и покровительства (преобладание личных связей над вещными);

- марксистская – характеризует феодализм как способ производства, основанный на сочетании крупной земельной собственности и зависимого мелкокрестьянского хозяйства, эксплуатируемого методами внеэкономического принуждения с опорой на патримониальные формы государства (родовое государство, монархия).

Отказ от экономического монизма делает современную характеристику феодализма многофакторной. Выделяют следующие признаки феодализма:

1. Это аграрное общество с натуральным характером хозяйства. Ремесло работает на заказ или на себя, т.е. не носит товарного характера;

2. Энергитическая база – мускульная сила людей и животных, т.е. ручной труд;

3. Натуральный характер хозяйства, т.е. практически все, что нужно для жизни хозяйства производилось им самим.

4. Специфическое разделением труда, когда основной производитель сосредоточен на аграрном труде и отстранен от сферы управления обществом. Правовые, политические, военные и идеологические формы управления сконцентрированы в руках феодальной знати.

5. Связь крестьянина с землей носит добровольно-принудительный характер, что не везде связано с крепостным правом, но с хозяйственной традицией и жизненной обстановкой, исключающей иные варианты. Человек не вычленял себя из природы и считал землю продолжением своего существа. Крепостное право возникло лишь в 15-16 вв. в Германии и Чехии, а в Западной Европе в эпоху Средневековья его не было. Крестьянин владел землей и пользовался ею, при этом собственником являлся феодал, следовательно существовала поземельная зависимость. Феодал считался и судьей на своей земле - судебно-правовая зависимость крестьянства от феодала. Существавала и личная зависимость, когда человек был недееспособен. При отсутствии крепостного права крестьянин нуждался в различных формах зависимости. Они были своеобразной защитой от произвола других феодалов.

6. Внеэкономическое принуждение к труду было связано с тем, что крестьянин оставался собственником инвентаря, скота, урожая и т.д., чьи владельческие права признавались феодалом. Присвоить прибавочный продукт можно было, только применив насилие. Часть прибавочного продукта, удовлетворявшая потребности феодала приобретала форму ренты – отработочной, продуктовой или денежной. Рента – это доход, который получают без труда и предпринимательских усилий.

Ключевое понятие средневековой истории «сеньория» или вотчина, поместье, рыцарский замок и т.д. – собирательный характер. Им обозначают как форму собственности, так и форму государственности.

Как форма собственности (экономическая сторона феодализма) сеньория характеризуется:

1) условным характером, условие – служба (военная, судебная, духовная и т.д.), но с Х в. Появляется тенденция к наследованию, а с XI в. наследуется. При этом сеньер получал налог за наследство – рельеф, а вассал проходил процедуру оммажа – вочеловечевание – приносил клятву верности сеьеру.

2) Она иерархична и подразумевает не только вещные, но и личные отношения из-за способа получения. Складывалась система арьервассала – вассалы второй руки, которые обеспечивали внеэкономическое принуждение к труду.

3) Не только власть над вещами (землей), но и над людьми. Понятие земля и люди, живущие на ней неразрывны.

Как форма государственности сеньерия (политическая характеристика феодализма):

1. Политические отношения имели личный характер. Государство – личный союз сеньоров и их вассалов, подчинивших себе население. У него нет четких границ, они подвижны, и территориального суверенитета.

2. Иерархический вид, поскольку иерархичными были союзы сеньоров и вассалов. Рыцарь – барон – граф, герцог – король. Государственность повторяет судьбу сеньера.

3. Средневековое государство было патримониальным, т.е. наследственным. В период высокого средневековья государство превращается в совокупность учреждений.

Специфика средневекового сознания определяется тем, что:

1. человек слабо вычленял себя из природы и социума. Он был психически неустойчив в связи с колебаниями природных циклов. Человек мог принадлежать различным корпорациям, теряя связь с одной карпорацией, переходил в другую. Быть изгоем – страшное состояние, люди вне закона. Личные достоинства человека были связаны с принадлежностью к той или иной социальной группе, что было главным фактором формирования индивида. Средневековье не знало индивида и личности, человек – существо карпоративное.

2. Средневековое сознание было трансцендентным и в повседневной жизни насыщенным религиозными представлениями.

3. Оно было также авторитарным, почтенным к старшим по возрасту и социальному положению, традициям и ценило опыт предков выше собственного опыта.

4. человек мыслил образами – символами, не знал рационального мышления и абстрактных понятий. Символизм средневекового сознания нашел свое воплощение в ритуале.

5. Время воспринималось движущимся по кругу, т.е. циклически. Это диктовалось родом занятий – земледелием. В тоже время в христианстве время – стрела – вся священная история была вписана в круг: неделя – цикл сотворения мира Богом, цикл церковных праздников совместился с аграрным календарем.

6. Сознание было иерархическим, рассматривая службу кому-либо естественным состоянием. Король от бога. Понятие феод во всех странах: лен в Германии, фьев во Франции, фи – в Англии.

7. Дихотомическое мышление бинарными аппозициями: белое/черное, хорошо/ плохо, мужчина/женщина. Отмечается и господство идейно-этических оценок над рациональными: добро/зло.

С 1933 г. в советской науке укоренилось пятичленное деление истории: первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм, коммунизм. В 1950-е гг. дискусси о применении этой системы. Сейчас это воспринимается как устаревшая логическая конструкция.

В современной исторической науке существуют несколько точек зрения по вопросу о феодализме:

1) феодализм является закономерностью исторического развития, необходимой ступенькой прогрессивного развития общества;

2) феодализм – один из укладов гетерогенного традиционного общества, он не имеет привязки ко времени и может существовать в любую эпоху;

3) феодализм, как социальная форма, характерен только для европейской истории, за пределами Западной Европы он не получил распространения.

В последние пять лет интерес к проблеме феодализма вернулся в отечественной науке, особенно его подхлестнул опубликованный в Интернете доклад А.Я. Гуревича на эту тему. «Чем больше я думаю об этом термине, тем с большей неуверенностью его употребляю», – сказал А.Я. Гуревич. Понятие «феодализм» сложилось в исторической науке в XVIII – XIX вв., а в XX в. историками было добыто много новой информации, которая вошла в противоречие с устоявшимися представлениями о «феодализме». И это расхождение между теоретическим конструктом и исторической реальностью еще должным образом не осмыслено. А.Я. Гуревич призвал, во-первых, учитывать многозначность тех слов (в частности, слова «феод»), которыми современники «феодализма» описывали свой жизненный опыт, а во-вторых, осознать, что социально-экономическая жизнь средневековой Западной Европы не сводилась к отношениям между «феодальными сеньорами» и «зависимыми крестьянами», а была весьма многообразна, многоукладна. Основой «феодального порядка» была «крестьянская цивилизация», но большую роль уже играли города и свободное городское население.

По мнению сторонников теории традиционных обществ, нет оснований делить историю на рабовладение и феодализм. Все добуржуазные общества одинаковы: имеют одинаковую энергетическую базу (силу человека и животных), один и тот же способ эксплуатации (внеэкономическое принуждение), один и тот же идеологический принцип (религию), границы государств регулируются войнами. Слабость этой теории в том, что она не может объяснить причины перехода от традиционного общества к индустриальному (капиталистическому).

Теория многоукладности (все добуржуазные общества гетерогенны) позволяет найти объяснение и построить периодизацию средневековой истории. С ее помощью всю историю средневековья можно выразить через смену укладов, их определенное сочетание и взаимодействие:

1) раннее средневековье ( V-XI в.) период взаимодействия античного (крупная частная собственность на землю, патронат, клиентелла, рабский труд) и варварского (родоплеменной и общинный способ существования) укладов, продуктом которого к концу периода и стал новый уклад - феодализм; В период раннего средневековья происходило становление феодальных отношений — образование крупной земельной собственности и подчинение свободных крестьян-общинников феодалами. Формировались сословия феодальных землевладельцев и зависимых крестьян. Государство было относительно единым, а в азиатских странах даже более или менее централизованным (с деспотической формой правления). В пределах этих государств, объединявших множество различных этнических общностей, происходил процесс этнической интеграции и закладывались основы для формирования средневековых народностей.

2) высокое средневековье ( XI-XV в.)период господства феодального уклада и зарождения на базе растущих городов товарно-денежного уклада; Крестьяне были поставлены в поземельную или личную зависимость, а члены феодального сословия находились в иерархическом соподчинении. Это привело к распаду раннефеодальной территориальной организации государственной власти и распространению феодальной раздробленности. В странах Восточной Азии продолжали существовать крупные государственные образования с централизованной системой управления. Ослабла личная зависимость крестьян, появилось свободное городское население. Были созданы предпосылки для централизации государственной власти. Этому в немалой степени способствовало также этническое сплочение населения. Зарождалась новая идеология — гуманизм, началось движение за реформу католической церкви.

3) позднее средневековье (XV-XII в.) товарно-денежный уклад трансформирует феодальный и доминирует. Завершение централизации феодальных государств и переход к абсолютизму. Буржуазия оттесняла феодализм (сперва в форме Реформации, позже в открытой политической борьбе) за установление своего господства.

Особенности источников в разные периоды:

1) Для изучения раннего средневековья важны археологические памятники, а также памятники архитектуры, искусства, монеты и пр., дающие ценные сведения по истории сельского хозяйства, ремесла, строительства, денежного обращения и т. п.. произведения устного народного творчества.

2) Сравнительно малое количество письменных источников, дошедших до нас с периода раннего средневековья.

На территории бывшей Западной Римской империи источники раннего средневековья писались по латыни, на провинциальных диалектах, усвоенные германскими народами. В Англии, Ирландии и Исландии законы и некоторые исторические труды писались на народном языке, так как латинский язык был чужд кельтам и англосаксам и оставался в этот период в значительной степени языком церкви. В империи Карла Великого язык произведений был ближе к литературному латинскому языку, понятному лишь духовенству и отчасти знати, но для народа он становился все менее понятным, так как народные языки все более отходили от латыни. Византийские источники, документальные и повествовательные, были написаны на греческом языке, которым пользовалось большинство населения. Близость языковых норм XVI— XVII вв. к современным существенно облегчает работу с ними. Латынь сохранила свои позиции в международных договорах, дипломатической переписке, корреспонденции монархов, госу­дарственных деятелей, ученых, в некоторых научных трактатах и произведениях исторического жанра, а также как официальный язык католической церкви.

3) Появление городов, складывание национальных государств и культур способствовали количественному росту источников, их многообразию и появлению новых видов в период развитого средневековья. В период развитого и позднего средневе­ковья возникали новые виды источников.

4) Количество дошедших до нас письменных памятников XVI— XVII вв. неизмеримо возросло по сравнению с предшествующим периодом. Это было связано так же с книгопечатанием, распространением грамотности и развитием архивного дела, совершенствованием государственных и частных собраний и библиотек.

5) В развитое средневековье увеличивается количество светских наративных источников, написанных на национальных языках.

6) Значение нарративных источников для изучения проблем со­циально-экономической и отчасти политической истории в эту эпо­ху позднего средневековья несколько снижается из-за обилия и полноты документального материала.

Средневековые письменные источники распадаются на несколько видов:

В V в. у германских народов, поселившихся на территории бывшей империи, возникли писаные законы – «Варварские правды». У германских и кельтских народов Северной и Центральной Европы записаны законы были - в VIII-IX вв., а у скандинавских народов - в XII-XIII вв. Будучи по своему назначению судебниками, т. е. перечнем штрафов и других наказаний за противоправные действия, эти записи обычного права дают материал для исследования форм собственности, социальной дифференциации, форм судебного процесса и т. д. Их большая часть написана на латыни, название — lex (т. е. закон) saxsonum, lex frisionum, «Leges barbarorum» (закон варваров). Они представляют собой запись норм обычного права с некоторым изменениям под воздействием королевской власти. С течением времени «правды» изменялись и дополнялись. Текст «правд» обычно очень сложен по своему составу вследствие позднейших наслоений, вставок, многочисленных редакций (т. е. вариантов). До нас дошли Вестготская, Бургундская, Салическая, Рипуарская, Алеманнская, Баварская, Саксонская, Фризская, Тюрингская и англосаксонские «правды». Запись обычного права лангобардов называется «Эдикт Ротари».

Важнейшим источником для изучения аграрного строя Византии VIII в. является «Земледельческий закон», представляющий собой свод византийско-славянского обычного права, по ряду своих черт напоминающий «Варварские правды».

Постановления королевского суда (местные суды в раннее средневековье еще не фиксировали свои решения), акты дарений, купли-продажи и обмена земли, завещания и т.д., — основные типы грамот. Наряду с ними существовали еще сборники формул, т. е. образцов типичных грамот, по которым писались реальные документы различного содержания.

VIII—IX вв. в монастырях возникают полиптики, т. е. описи поместий (например, составленный в начале IX в. полиптик Ирминона, аббата Сен-Жерменского монастыря под Парижем), и картулярии, т. е. сборники грамот и других документов. В это же время появляются инструкции по управлению крупными поместьями. К последним относится, например, «Капитулярий о поместьях» («Capitulare do villis») Карла Великого, составленный около 800 г. Эти документы дают представление об организации крупного феодального землевладения.

В империи Карла Великого появляется обширное и разнообразное королевское законодательство — капитулярии (названные так потому, что текст разделяется на капитулы, т. е. главы). В Византии издание императорских указов не прерывалось со времени поздней Римской империи. К X в. относится «Книга Эпарха» — собрание правительственных распоряжений, регулировавших организацию ремесла и торговли в Константино­поле.

В XIII—XV вв. появились новые виды документов: акты, оформлявшие различные земельные сделки (куплю-продажу, залог и аренду земли, залог и продажу земельной ренты и т. п.), установление фиксированных крестьянских повинностей, выкуп крестьян и т. п. Большая часть этих документов также сохранилась в копиях — в форме нотариальных минут (т. е. кратких записей о содержании сделки) или же в составе городских и сеньориальных регистров.

Городские хартии и статуты регулировали внутригородскую организацию и отношения городов с сеньорами. В XIII в. впервые стали записываться уставы, определявшие внутреннее устройство цехов. Например, составленная в Париже около 1268 г. «Книга ремесел» — свод 100 цеховых статутов. Позже появляются королевские грамоты масте­рам, договоры паевых товариществ, патенты на изобретения и новые производства. Начиная с XIV в. в городах появляется большое число актов, оформлявших дарения, куплю-продажу, завещания, брачные контракты, закладные и долговые обязательства, кредитные документы и т. п.

Для периода XIII—XV вв. характерны записи обычного права («Зерцала» в Германии, «Кутюмы» во Франции, «Фуэрос» в Испании, «Иерусалимские ассизы» в государстве крестоносцев и т. д.). Эти документы регулировали отношения собственности на землю, судопроизводство, взаимоотношения отдельных сословий, вассальные связи и имущественные отношения, а также оброчные денежные отношения между крестьянами и земельными собственниками. Для Германии характерно появление в XIII в. «Марковых уставов», т. е. записей обычного права, в которых фиксировались общинные распорядки, иногда повинности крестьян. Протоколы – регистры - судебных учреждений начиная с XIII в. В Византии сборники представляли собой руководства для юристов в форме изложения отдельных судебных случаев (сборник «Пира» XI в. и др.).

В XIII—XV вв. в городах оформилось свое собственное городское право, построенное в значительной степени на нормах римского права.

Королевское законодательство - ордонансы — во Франции, статуты и ордонансы — в Англии. Для Византии характерно непрерывное развитие императорского законодательства. Особо следует отметить появление в середине XIV в. в Англии, Франции, Испании, Италии, Нидерландах так называемого рабочего законодательства, устанавливавшего рабочий день и фиксировавшего заработную плату наемных рабочих.

Значительное место в за­конодательстве XVI—XVII вв. занимало экономическое регулирова­ние — регламентация производства и торговли, объема и характера экспорта и импорта, таможенных пошлин, финансы (законы о, сборе налогов, государственных займах, военных, строительных и корабельных сборах) и социальные проблемы ("кровавое законодательство" про­тив экспроприированных крестьян, законы о заработной плате, о помощи бедным и т.д.).

Отдельная статья церковное законодательство - Папские грамоты («апостолические грамоты», с XIV в. обычно называвшиеся буллами (буллой называлась свинцовая печать, подвешенная на шнурке к папской грамоте; это название затем было перенесено и на саму грамоту), и малые грамоты — бреве, издававшиеся по поводу различных конкретных событий, акты церковных соборов. Церковное (каноническое) право в начале XIII в. было сведено в единый кодекс. Протоколы инквизиционных судов.

В эпоху Реформации появились акты, закреплявшие новые отношения между ко­ролевской властью и церковью (подобные "Акту о супрематии" в Англии), устанавливающие приоритет той или иной религии в стране (например, "Нантский эдикт" Генриха IV во Франции), указы, преследующие инакомыслящих (так называемые плакаты против еретиков в Испании, Нидерландах). В протестантских государствах даже утверждение офи­циального Символа веры оформлялось законодательным актом.

Документальные источники. Грамоты, описи поместий, списки крестьянских повинностей являются основными документами для аграрной истории XI—XII вв. Основная их масса дошла до нас в копиях или в виде резюме, вписанных в картулярии.В XIII в. появились описи поместий (экстенты в. Англии, урбарии в Германии и других странах), сеньориальные описи земель — рентали, отчеты управляющих, счета, инструкции и т. д.

Важный материал по аграрной и социальной истории Англии XI—XIII вв. дают земельные переписи - кадастры. «Книга Страшного суда», составленная в Англии в 1086 г., являлась переписью почти всех землевладений, населенных пунктов, включая города, и населения страны. «Сотенные свитки» 1279 г. — сплошная опись земельных владений некоторых графств Центральной Англии.

Начиная с XIV в. во всех странах быстро увеличивается число документов, связанных с государственным управлением, дипломатией и т. д., — регистры, счета, отчеты, инструкции, ранее немногочисленные. Появляются протоколы заседаний центральных и местных органов управления, деловая переписка, письма и инструкций руководящих лиц, крупных общественных деятелей и т. д.

В тех странах, где еще в XIV—XV вв. появились зачатки буржуазных отношений, например в Италии, в крупных компаниях уже ведутся торговые книги. В целом они распространяются в 16-17 вв., как и счетные книги, коммерческая пере­писка частных лиц, купеческих и банковских компаний, их член­ские списки и хартии, лицензии, отчеты торговых палат и бирж, по­смертные инвентарные описи имущества, налоговые списки.

Во второй половине XVI в. зародилась система записи актов гражданского состояния (рожде­ний, браков, смертей) в регистрационных книгах церковных прихо­дов, а позднее — и светских властей.

Появляются протоколы заседаний ассамблей, парламентские списки и журналы, официальная переписка и личные архивы по­литических деятелей, обширная документация местной администра­ции и судебных органов.

История международных отношений отра­жена в текстах договоров, дипломатической переписке, личной кор­респонденции монархов, в правительственных инструкциях посоль­ствам и донесениях послов при иностранных дворах.

История церкви отражена в перепи­ске пап, донесениях в Рим легатов и нунциев, миссионе­ров, протоколы заседаний синодов и соборов, собраний кальвинист­ских общин, индексы запрещенных книг, послания и программные документы идеологов Реформации и других видных деятелей церкви.

Наративные источники.

Анналами (лат. — annales от annus — год) назывались в Западной Европе летописи. Они появились в монастырях с VI в. и имели форму кратких заметок на пасхальных таблицах. К VIII—IX вв. относятся анналы более широкого территориального охвата, составлявшиеся при королевских дворах: «Королевские анналы» при дворе Карла Великого, «Англосаксонская хроника» при дворе короля Альфреда в Англии. В феодально раздробленной Европе X—XII вв. анналы велись в отдельных, довольно многочисленных центрах летописания — монастырях и других церковных учреждениях.

В Х в. появляются хроники, в которых дается связное и порой очень подробное изложение событий в хронологической последовательности, но с отступлениями, вставками, сопоставлениями и т. п. В хрониках проявляются личность автора, литературный стиль; это уже авторские произведения. Крестовые походы, рост городов и их политической роли, расширение экономических, политических и культурных связей — все эти явления нашли отражение в хрониках.

В Англии, Франции, Испании и в других странах появились своды «королевских хроник» (например, «Большие французские хроники», «Сент-Олбанские хроники» в Англии), в которых создавалась история страны, освещенная с точки зрения интересов центральной власти. Эти хроники привели к созданию в XV в. во многих странах исторических произведений национального масштаба.

В XIII в. (а во Франции и в Италии с XII в.) появляются городские анналы, которые имели светский характер и антифеодальные тенденции. Очень быстро городские анналы превратились в связные и подробные городские хроники, составлявшиеся преимущественно городскими должностными лицами. Эти хроники, особенно многочисленные в Италии и Германии.

С VI в. появились «истории» отдельных германских племен, расселившихся в провинциях бывшей Римской империи. В них содержатся предания о предках, о переселениях, о первых герцогах и королях, народные песни, саги, известия о первых веках истории отдельных германских народов: «О происхождении и деяниях готов» Иордана, «История готов» Исидора Севильского, «История франков» Григория Турского, «История лангобардов» Павла Дьякона, «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного и т. д.

С IX в. - биографии государей, епископов и других крупных личностей, среди которых широкую известность получила «Жизнь Карла Великого» Эйнгарда.

Авторы византийских исторических сочинений — высшие сановники или монахи - дают в своих трудах историю не только Византии, но и соседних с ней народов. Наибольшую известность получили труды историка VI в. Прокопия Кесарийского, посвященные событиям правления императора Юстиниана. В X в. написан трактат «Геопоника», где собрано много данных по сельскому хозяйству. Гибель почти всего византийского документального материала делает повествовательные памятники основными источниками по политической истории Византии XI—XV вв.

В XVI — первой половине XVII в. приходят исторические сочинения, в которых уже присут­ствуют элементы научного исследования. В XVI — первой половине XVII в. гуманисти­ческая историография явно преобладала в Италии, где она уходила корнями еще в XIV в., получила распространение во Франции, Англии, в меньшей степени ее влияние ощущалось в Испании и Германии: Н. Макиавелли ("История Флоренции"), Ф. Гвиччардини ("История Италии"), Ф. Бэкон ("История царствования Генриха VII"), Ж.-О. де Ту ("История моего времени") и других.

Жанр мемуаров достигает подлинного расцвета в XVI — перной половине XVII в. (например, герцога Сюлли, министра короля Генриха IV, или кардинала Ришелье).

Близки к мемуарам дневники, получившие широкое распространение у представителей разных социальных слоев. Характерная примета эпохи позднего средневековья - появление многочисленных дневников путешественников и мореплавателей, в которых зафиксирована история Великих гео­графических открытий.

В житиях святых содержат обилие легендарного материала, черты народной жизни, сведения по истории церкви, ее землевладении, идеологии и верованиях народа.

Памятники поэзии и литературы: ирландские, исландские, скандинавские саги и англосаксонский эпос. Древний эпос других германских народов дошел до нас, как правило, в позднейших переработках, но и они содержат много интересных данных. В XI—XV вв. народные песни, баллады, сказки, и городской театр и богатая рыцарская литература: рыцарские поэтические и прозаические романы, любовная лирика, обработка древних эпических сказаний.

В позднее средневековье развилась публицистика. Европу наводнили печатные брошюры, памфлеты, так называемые паскви­ли, листовки, зачастую нелегальные (памфлеты "Франко-Галлия" Ф. Отмана и "Иск к тиранам", приписываемый Ф. Дюплесси-Морне).

Первыми периодическими изданиями в Западной Европе, освещавшими события общественно-политической жизни, ста­ли нидерландский "Франко-бельгийский Меркурий", издававшийся в Германии в 80-х годах XVI в., "Французский Меркурий" и "Газета", появившиеся во Франции в первой половине XVII в.

Трактаты. В XIII в. в Западной Европе был составлен ряд сельскохозяйственных трактатов; от XIV—XV вв. до нас дошли трактаты по торговому делу, по сукноделию. По истории ересей основными источниками являются богословские трактаты. Источниками по истории научных знаний в средние века могут служить появившиеся в XII в. философские, медицинские, филологические и другие трактаты.

Переворот в естествознании XVI—XVII вв. породил множество трудов, систематизировавших накопленные к этому времени знания в самых разных областях: агрикультуре, которые были практическим руководством по повыше­нию доходности хозяйства, - труды А. Фицгерберта, Т. Тэссера, О. де Серра, А. Галло, торговле - труды Ж. Бодена, Т. Меркадо, А. Серра, А. Монкретьена, Т. Мена, Г. Гроция, П. де Ла Курта, в которых разрабатывалась теория денег, торгового баланса, политической мысли - "Государь" Макиавелли, "Шесть книг о государстве" Ж. Бодена, работы Г. Гроция в области международного права, историко-философские эссе М. Монтеня и Ф. Бэкона. Распространился жанр социальной утопии, выдающимися представителями которого были Т. Мор ("Утопия"), Т. Кампанелла ("Город Солнца"), Ф. Бэкон ("Новая Атлантида").

Большой материал по истории средневековой культуры дают архитектурные памятники, а также памятники изобразительного искусства, представленные главным образом миниатюрами в многочисленных рукописях, витражами и скульптурой в соборах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.