Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика эпохи, ее основные черты. 3 страница




3) разрешение строить замки в частных владениях, признание права наследовать должности. В 860-х гг. строительство замков стало основной функцией графов. В 877 г. Карл Лысый пошел изгонять мавров из Италии, на время своего отсутствия разрешил, с случае смерти графа, его должность и собственность наследовать его сыну. Прицидент стал правилом, т.к. Карл Лысый умер в походе. Король стал сюзереном – главой феодальной иерархии, а не сувереном – источником всякой власти. Внук Карла Лысого Карл Простоватый сделал герцога Нормандии своим вассалом.

В 879 г. королем Франции стал Эд Парижский. Но через 14 лет он короновал Карла Простоватого, который правил до 929 г. после его смерти началось вырождение династии Каролингов. В 987 г. французы выбрали королем графа Парижского – гуго Капета – династия Капетингов, т.к. он был феодалом средней руки. Наследники Гуго Капета еще более растратили достояние. Филипп 1 был разбойником и нанимался на службу к городам.

Не смотря на ослабление, уязвимость династии, королевской власти и раздробленность королевства, оно не было слабым. Магнаты успешно выполняли военные, судебно-административные и иные функции. Не было сильной централизованной власти, но была сильная власть на местах. В принципе, в условиях изолированных аграрных мирков, уентрализация была не нужна, т.к. их защищали феодалы. Товарно-денежные отношения не были развиты, поэтому не было необходимости в особо развитой судебно-правовой системе. Зато раздробленная государственность их устраивала. Здесь возможно прослеживаются корни демократического, парламентского развития Франции, т.к. все феодалы учились защищать свои права. Государственность Франции имела частноправовой облик.

Особенность феодализации французского общества - частноправовое начало прослеживается и во взаимоотношениях на низовом уровне: между сеньором и вассалами, магнатом и крестьянами. Крепостное право во Франции не сложилось, серваж (личная зависимость) имел малый удельный вес, феодальные связи были мягкими, поскольку 1) устанавливались в ходе добровольных сделок; 2) индивидуальный характер; 3) слой зависимых формировался не из общинников, а из индивидуальных собственников – вилланов – лично свободных. Сама община во Франции не была таким жестким институтом, как в России. Вилланы имели полную личную свободу; политически зависимые от сеньора, они могли свободно передвигаться, жить, где хочется, и даже иногда менять сеньорию. Серв, напротив, был прикреплен к своему наделу, неправоспособен и обременен повинностями. Он платил налоги более тяжелые, нежели виллан; не мог свидетельствовать на суде против свободного человека, стать священником, монахом и в полной мере пользоваться общественными благами, носить оружие. Однако его положение не имело ничего общего с положением раба в античности: он пользовался некоторыми юридическими правами и мог владеть наследственным имуществом; сеньор, защищавший и покровительствующий ему, не имел права ни побить, ни убить, ни продать серва. Но сеньер мог продать его повинности. В некоторых областях (в Бретани, Нормандии, Анжу) крепостное право встречается редко, в других же, наоборот, почти все крестьянское население состояло из сервов (Шампань, Ниверне). Сервы платити «фор-марьяж» — специальный налог, выплачиваемый крестьянином за женитьбу на женщине из другой сеньории, или «менморт» (право «мертвой руки»), который следовало выплатить за право наследовать имущество и землю родственников. Виллан мог обжаловать судебное решение у короля.

Западная Европа в 10-11 вв. некомфортное общество, воюющее, часто голодающее. Короли не в состоянии обеспечить защиту от внешних врагов и внутренних раздоров. Узаконенные файды (частные войны) устраивались по различным поводам, они способ поддержания боевой формы, отстаивания чести, переделки чересполосных владений феодалов. Они способствовали, начавшемуся в 10 в. процессу «озамкования» Европы, т.е. строительства замков как средства укрыться от врагов. Замок имели почти все средние феодалы. Процесс шел в 11 в. в Европе. Тяжеловооруженный воин – рыцарь – не всегда мог сражаться с мобильным отрядом. Это был способ ограничить власть короля, возможность обеспечить судебное и политическое верховенство феодала над ближайшей округой.

В традициях западной историографии считать процесс озамкования проявлением феодальной революции и, следовательно, считать X- XI в. датой его рождения (Ж. Дюби, П. Тубера, Р. Фоссье). Суть феодальной революции заключается, по их мнению, в том, что появляется сеньория бана. Баны - это военные, судебные и фискальные права короля, которые были либо переданы им, либо узурпированы у него частными лицами. Устанавливалась, как теперь часто пишут историки-медиевисты - сеньория бана - феодальная власть, основанная не на владении землей, а на праве навязывать свою личную власть нижестоящим, не входящим в правящее сословие. Замки в этих условиях были призваны обеспечить эти права. В ходе этой революции военная знать перешла от господства над покоренными народами, к господству над собственным народом. Дюби скло­нен связывать предпосылки «феодальной революции» в Западной Европе преимущественно с «внешними» факторами — втор­жениями норманнов, венгров и арабов VIII—X веков.

Отечественная медиевистика не разделяет эту концепцию. Принято считать, что X- XI в. был временем глубокой перестройки общества, но перестраивалась структура, зародившаяся значительно раньше, в 8 в.; не дофеодальные, а феодальные институты. X- XI в. это рубеж, отделяющий раннее средневековье от средневековья высокого. Власть сосредоточил в своих руках не какой-либо новый, а давно возвышающийся класс. Ни какой новой собственности не появилось, а до конца утвердился бенефиций и феод. Признаком зрелости отечественные исследователи считают сочетание ранее разделенной между королями и графами с одной стороны, мелкими и средними сеньорами с другой стороны судебно-политической и поземельной эксплуатации. 11 в. – время перестройки раннего феодального общества в развитое.

В основе этих научных разногласий лежит различное толкование понятий «сеньория» и «феодализм». Отечественные исследователи трактуют сеньорию как форму собственности и форму государственности одновременно, а западные – лишь как форму государственности. Феодализм чаще всего трактовался не как целостная система, а как политический институт: раздробленное государство с управлением через систему вассально-ленных связей.

В отечественной историографии выделяют несколько видов синьерии:

1) Классическая вотчина - половина земли является доменом (собственным хозяйством феодала), а другая половина представлена крестьянскими держаниями. Доходы от барщины и чинжа – оброка.

2) Вотчина имеет небольшой домен и опираться на крестьянские держания, они составляли основную площадь. Основной доход приносит чинж.

3) Сеньерия – держания, которая не имеет домена.

В Западной Европе классическая синьерия не получила широкого распространения. К 11 в. феодалы часто отказывались от собственного хозяйства и барщины, что было связано не только с недостатком земельных площадей, но и с добровольностью процесса феодализации. Возможные потери феодалы компенсировали расширением баналитетов – исключительных сеньориальных прав, обязанность выполнять определенные работы только на господских приспособлениях[14] (строительства мельниц, продажа вина, владение племенными животными и т.д.), в особенности судебно-полицейских. Сеньория была необходима по условиям места и времени, обеспечивая защиту крестьянства. Она эксплуатировала крестьян, но обеспечивала минимум военно-политической и судебной защиты. Поскольку в ее основе лежало мелкое домохозяйство, она была застойным в производственном плане институтом. До определенного момента феодалы ограничивали ренту своими потребностями. В 11 в. начинаются крестовые походы, феодалы узнают о роскоши, появляется мотив накопления.

Господствующий класс к XI в. численно вырос в 1.5 -2 раза в сравнении с VII в. создается переизбыток феодалов, появляется безземельные феодалы – имели право собирать пошлину за проезд по мосту и т.д. В его составе появилась новая прослойка рыцарства. Оно оформилось не только социально, но и в этическом плане. Рыцарский этический идеал, включавший в себя личную неприкосновенность, честь как главную жизненную ценность, первенство войной службы перед всеми остальными, куртуазное отношение к даме и т.д. был принят всеми феодалами. Отношения внутри господствующего класса строились на принципах вассалитета – службы и покровительства. Личные и поземельные отношения имели иерархический вид. Вассал 40 дней в году нес военную службу и был обязан сеньору советом (consilium) и помощью (auxilium).

В момент создания рыцарство служило королям и его силы направлялись вовне. С 11 в. вовнутрь, против короля и крестьянства – выполняет полицейские функции.

Оформление раннесредневековых европейских государств, расширение их функций, увеличение служилого слоя, превращавшегося в правящее сословие, оседание последнего на землю вели к постепенному подчинению полноправных свободных крестьян. Они оттеснялись не только от участия в управлении и военном деле, но и, как было показано выше, от безусловных ранее прав на свои земельные наделы. Теряя эти права, крестьяне оказывались и в различных формах личной зависимости от землевладельцев.

Основные категории зависимого крестьянства это сервы и вилланы. Нередко, особенно в юридических источниках, по римской традиции всех поземельно и лично зависимых называли старым термином серв. При этом основой зависимости на Западе была именно поземельная зависимость, а не собственность феодала на личность крестьянина (как, например, в позднефеодальной России). Сервы были лично зависимыми и передавали свою зависимость по наследству. Вероятно сервы были потомками римских рабов, посаженных на землю. Сервами в Европе не торговали, но продавались доходы от их эксплуатации. Самыми чувствительными ограничениями были судебные права сервов. Он не мог участвовать в судебном процессе, не мог свидетельствовать на суде, на него не распространялась королевская юрисдикция. Сервы были лишены свободы брака, но, уплатив формарьяж (выкуп за право вступать в брак с подвластными другого сеньера), получали соответствующее разрешение. Они не могли завещать и отчуждать свое имущество. Их единственным наследником был сеньор. Менморт ( право мертвой руки ) – специфически сервильная повинность. Ее несли дети и вдова серва для того, чтобы получить часть отцовского имущества. Большинство других повинностей такого серва носили произвольный характер. Поземельная зависимость - от принадлежности сеньору крестьянского надела (как части сеньории). За это - несение повинностей, объем которых закреплялся традицией, занесенной в кадастр вотчины. Судебная зависимость - исходила из иммунитетных прав сеньора, которые часто выходили за пределы вотчины. Часто эта зависимость выражалась в том, что крестьянин подлежал высшему суду (убийства, разбой) у короля, среднему (основная масса уголовных преступлений) - сеньора, низшему (мелкие преступления гражданского характера) - у вассала. Такая иерархия особенно была характерна для Франции. Сюда входили и всевозможные платежи за пользование рынками, переправами, которые контролировали феодалы, а также баналитеты. Собственно крепостничество - это сочетание всех трех видов зависимости и от одного феодала. Но в жизни чаще крестьянин имел отдельные обязанности, да еще от разных господ. Характерно, что повинности настолько закреплялись за наделом, что они сохранялись даже при попадании его дворянину. Но в этом случае сервильные повинности выполняли зависимые от благородного владельца люди.

Вилланы это лично свободные крестьяне, находящиеся в поземельной зависимости от сеньора. Эта зависимость фиксировалась в двух формах ренты: отработочной (барщины) и продуктовой. Помимо земледельческих и скотоводческих обязанностей, в барщину входили строительные, ремонтные и транспортные работы, заготовка леса и др. Интересны примеры стимулирования крайне непопулярного барщинного труда: закуска и вино или пиво (в зависимости от традиций местности) во время работ, что, кстати, сокращало и время обеденного перерыва; премирование в конце работ (охапкой сена для дома после сенокоса, сноп колосьев во время жатвы). Но все равно на барщине крестьяне работали хуже. По наблюдению немецкого медиевиста У. Бентцина, если у себя крестьянин, например, вспахивал 83 акра, то за аналогичное время на господском поле он пахал лишь 55 акров[15]. Это связано с тем, что барщиной первоначально обязывались рабы - дворовые и посаженные на землю. С закрепощением свободных она распространялась и на них, но воспринималась последними именно как унизительная повинность, демонстрировавшая их личную несвободу. Тогда как оброк означал как бы форму арендного платежа за пользование господской землей. Существовала тенденция к сокращению барщины. Она дополнялась взиманием чинша и введением баналитетов, которые в 2-3 раза превосходили поземельный чинш. Сеньор имел право и на экстраординарный сбор – талью.

Наиболее динамично феодальные порядки формировались в северной Галлии, где расселились франки. Здесь произошел так называемый уравновешенный синтез античных и варварских порядков.

Генезис феодализма на Западе состоял в переходе от аллода к феоду с появлением зависимостей (и земледельцев, и мелких землевладельцев), потери аллодистами прежних свобод и вхождением их в феоды. При этом первобытные представления о свободе через права на землю (аллод) менялись на представления о свободе как совокупности политических прав на управление (через иммунитеты и сеньорию бана).

Отличительными чертами западноевропейского феодализма были:

ü господство частного землевладения (сеньорий) при отсутствии или слабости государственного землевладения (знать рано достигла экономической и политической самостоятельности, потому опередила королей в подчинении свободного населения); С рубежа V-VI вв. "люди короля" получили право селиться на общинных землях, начал формироваться служилый слой - будущие землевладельцы-феодалы. С VIII в., при Каролингах, феодализация расширилась и углубилась: все представители служилого слоя оседают на землю и образуют феодальное сословие, подчиняют мелких земельных собственников-аллодистов, этот процесс завершается в IХ-Х вв. В Х-ХI вв. сеньории стали повсеместным явлением. Происходило это в процессе расширения числа владельцев иммунитетных прав. Если в VIII-IХ вв. ими обладали только представители знати и королевской администрации (герцоги, графы), то с Х-ХI вв. иммунитеты получали практически все феодалы.

ü преобладание среди непосредственных производителей мелких крестьян - держателей земли на феодальном праве, которые были самостоятельными в хозяйственной деятельности на своих наделах, но находились в различной степени зависимости (личной, поземельной, судебной);

ü слабость общины-марки по сравнению с общинами Востока;

ü частновладельческий (не государственный) характер эксплуатации крестьян в форме получения феодальной ренты с помощью частновладельческих же средств принуждения;

ü связь крупной земельной собственности с политической властью, основанная на частной власти (от иммунитетов);

ü вассально-ленная иерархия правящего сословия.

ü В Х-ХI вв. во Франции произошло перерастание раннего феодализма в зрелый.


Тема 5. Особенности становления феодализма на юге Европы (2 часа)

1. Византия при Юстиниане. Попытка восстановления Римской империи.

2. Социально-политическая борьба в Византии в VIII–IX в. Реформаторская деятельность Льва III Исавра. Иконоборчество.

3. Византия в эпоху Македонской династии. Складывание основ феодального общества. Византийская модель феодализма.

4. Италия под властью варварских королей: Теодорих великий.

5. Испания в период раннего средневековья.

Литература:

1. Бородин О.Р. Византийская Италия. Барнаул: 1991.

2. Васильев А.А. История Византийской империи (до 1081 г.). - СПб.: 2000.

3. Гийц А. Византийская цивилизация. Екатеринбург: 2005.

4. Диль Ш. История Византийской империи. М.: 1948.

5. Диль Ш. Основные проблемы византийской истории. М.: 1947.

6. Культура Византии, IV-первая половина VII вв. М.: 1984.

7. Каждан А. П. Социальный состав господствующего класса Византии. - М.: 1974.

8. Курбатов Т.Л. Византия в VI в. Л.: 1959.

9. Скабалонович Н.А. Византийское государство и церковь в IX в. Т.1-2. СПб.: 2004.

10. Литаврин Г.Г. Как жили византийцы [Текст]: монография / Г.Г. Литаврин; - М.: 1974.

11. Успенский Ф.И. История Византийской империи. 6-9 век. М.: 1996.

12. Успенский Ф.И. История Византийской империи. Период Македонской династии (867-1057). М.: 1997.

13. Джонс А. Гибель античного мира. М. 97

14. Корсунский А.Р. История Испании 9-13 вв. М.: 1976.

15. Мильская Т.В. Очерки из истории деревни в Каталонии 10-12 вв. М.: 1962.

16. Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании. В 2-х т. М.: 1951.

 

В более южных (средиземноморских) римских провинциях в синтезе преобладал античный уклад. Наиболее яркий пример - Византия.

Итак, для генезиса феодализма в Юго-Восточной Европе было характерно:

ü сильное государство с развитой бюрократией, контролировавшей всю экономику страны;

ü слабость, подчиненность землевладельцев, отсутствие у них политической и экономической самостоятельности, при сохранении римских правовых норм и частных земельных владений; Положение в общественной иерархии здесь определялось не владением землей, а должностью.

ü наличие различных категорий крестьянства, среди которых в раннем средневековье преобладали государственные;

ü сильная крестьянская община, сдерживавшая разорение крестьян, но одновременно замедлявшая формирование поместного землевладения;

ü разветвленная налоговая система, включавшая и финансовый контроль за частным землевладением;

ü медленные темпы феодализации.

Но в ХI в., по мере укрепления землевладельцев в своих поместьях и параллельного ослабления центральной власти, в Византии начинается рост развития частновладельческого феодализма. Но позднее на целую эпоху.

История Византии насчитывает более тысячи лет, начинается в 324 г. и заканчивается в 1453 г. Вспомним, что последним единым римским императором был Феодосий, который, учитывая сложившиеся реалии, завещал разделить государство между двумя своими сыновьями. И после его смерти в 395 г. у восточной части Римской империи появился свой суверенный император - Аркадий. Под его властью оказались Балканы, Малая Азия, Сирия и Египет. Спустя столетие после падения Западной Римской империи западноевропейские эрудиты ее сохранившуюся восточную часть, чтобы отличать от римской, назвали Византийской [16]. Сами же жители этого государства назвали его Ромейским, а себя - ромеями [17].

В традициях западной историографии отрицать византийский феодализм. Большинство историков полагает, что Византия гнила заживо. Шарль Диль утверждает, что Византия развивалась. Средневековая эволюция Византии это трансформация античного рабовладения, не завершившаяся новым качеством из-за падения Константинополя. Подобный ход рассуждения строился на политических признаках феодализма. Напротив, некоторые отечественные византинисты считают византийскую модель средневековья классической, так как здесь не было обвала цивилизации как на Западе – становление феодализма здесь было органичным процессом.

Наша задача показать иной путь исторического развития.

Византия устояла в эпоху «великого переселения народов», несмотря на то, что первой приняла удары варваров, в силу ряда факторов: 1) здесь лежал основной массив фискальных земель, доходы с которых позволяли содержать мощную наемную армию; 2) развитая торговля и промышленность отдавали в казну 10% доходов, в то время как западная часть империи паразитировала на имперских провинциях; 3) наряду с частной собственностью на востоке существовала митрокомия – соседская община с широкими правами крестьян на наделы и доли в общих угодьях. Семейные наделы были неотчуждаемы и переходили по наследству. Но, в отличие от общины-марки у германцев, свободы выхода с земельным наделом из митрокомии не было, что и скрепляло общину, делало ее устойчивой к посягательствам крупных землевладельцев и нажиму государства (что, кстати, замедлило социальные процессы в деревне). Община всегда стояла на стороне императора и считала его своим защитником. 4) торгово-промышленные круги и столичная бюрократия неизменно поддерживали императорскую власть как защитника их интересов.

Экономика восточной части Римского государства, включавшего на Востоке многие очаги древних цивилизаций, была, в отличие от Запада, многоукладной. Она не была завязана исключительно на труде рабов. Там и до римского завоевания, и в составе империи продолжало существовать крестьянское земледелие и свободное ремесло. Поэтому кризис античного рабства был здесь не столь разрушительным. Ставший ущербным рабовладельческий уклад в сельском хозяйстве вытеснялся крестьянским. Сохранила жизнеспособность и городская экономика, следовательно, продолжался товарообмен между городом и деревней, что позволило сохранить налоговую систему.

Другим своеобразием средневековой Византии, сложившимся в середине I тыс., была организация государственного управления. Богатая казна позволила не только сохранить государственный аппарат, но создать разветвленную чиновничье-бюрократическую систему и выработать основанную на ней особую форму государственного управления - самодержавную власть - уникальный опыт тоталитарного государства в Европе (А.П.Каждан). Во главе империи стоял самодержец-василевс (басилевс). Но восточной деспотии здесь не сложилось. На Востоке правитель был верховным собственником всего, и государство тоже было его собственностью (это вырастало из патриархальных отношений). В Византии, как и в Риме, правитель получал власть от государственных органов. Священна была не личность монарха, а место, которое он занимал. Поэтому формально император избирался государством (сенатом, армией, народом). В результате императорская власть не являлась привилегией одного аристократического рода и не была наследственной. Это возникло в ходе рождения империи из цивилизованной Римской республики, как стихийный выход из внутреннего кризиса. В Византии не сложилось верховной императорской собственности на землю (были только личные, хотя и огромные владения императоров). Но император был выше законов, он имел право их вводить и отменять, что допускало произвол, хотя и ограниченный позднеантичными традициями[18].

Завершение формирования византийского общества с характерными для него социально-политическими институтами относится к середине V в. Это было время последнего позднеантичного подъема, продлившегося до начала VI в. Последовавшая затем эпоха наиболее известного ранневизантийского императора Юстиниана (527-565 гг.) была переломной, когда уже начинали сказываться явления кризиса позднеантичного общества.

В конце V в. к власти пришли крупные землевладельцы - сенаторы и на престол взошел их представитель Анастасий. Против землевладельческой аристократии начались восстания и в результате переворота гвардия возвела на престол своего начальника - Юстина, из крестьян, вероятно, иллиро-фракийского происхождения, неграмотного, над чем знать изрядно потешалась[19]. Однако Юстин правил тяжелой рукой, но справедливо, обеспечив стабильность в стране. Своим соправителем он вскоре сделал своего племянника Флавия Петра Савватия Юстиниана.

Юстиниан ("император, который никогда не спит") вступил на престол в 45-летнем возрасте, спустя 9 лет правления дяди. Не имея возможности опереться на традиционный правящий слой страны - сенаторскую аристократию, Юстиниан вслед за Юстином, маневрировал, стараясь учитывать интересы армии, богатых горожан Константинополя, церкви, средних и мелких земельных собственников, даже крестьян. Но для такой политики нужна была опора если не на некие сплоченные силы, то хотя бы на собственный авторитет. У Юстиниана этого не было. Не доверяя посторонним, он привел к управлению своих приближенных и слуг, которые своей некомпетентностью в делах такого огромного государства, а, порой, и злоупотреблениями, дискредитировали его деятельность.

В январе 532 г. недовольство столичных жителей выплеснулось в открытое вооруженное выступление, вошедшее в историю под названием " восстание "Ника" [20]. После вытеснения христианством такого популярного римского зрелища, как гладиаторские бои, самым массовым зрелищем стали конные бега, проводимые в цирке, превратившимся в ипподром. Сложились группы, поддерживавшие ту или иную команду возниц. В условиях обострения политической ситуации эти группы тоже политизируются. Всего было 4 команды, называвшиеся по своим цветам: зеленые, синие (голубые), белые и красные. Так же назывались и группы болельщиков. Наиболее крупными и активными стали зеленые и синие. Сторонники зеленых оказались связанными с крупными светскими землевладельцами – провинциальная знать – динаты, сенаторами – монофизиты (Христос – только бог). Синие активно поддерживались церковной знатью – ортодоксальных православных – константинопольская торгово-ремесленная и бюрокротическая знать.

Но к началу 532 г. положение в Константинополе обострилось из-за активной внешней политики, начатой Юстинианом и больших строительных работ, предпринятых для возвеличения его власти. Это увеличило налоги и озлобило горожан. Наиболее активными оказались зажиточные горожане, церковники - сторонники синих. Но недовольство решили в своих интересах использовать и отстраненные от власти сенаторы. В итоге синих поддержали и зеленые. На бега обычно собирались все слои общества, в том числе и император - в своей ложе. Ипподром, в итоге, оказывался чуть ли не единственным местом, где любой болельщик через предводителя своей группы - демарха - мог обратиться с просьбой к императору и дождаться его ответа (через глашатая). В тот январский день демарх зеленых подошел к императорской ложе и стал довольно резко упрекать Юстиниана в притеснениях его администрации. Тот вспылил и пригрозил расправой за неучтивость. Тогда зеленые покинули цирк и стали бесчинствовать в городе. К ним присоединились синие. В правительственных кварталах начались пожары. Одного опытного полководца - Велизария - отправили за верными войсками, другому - Нарсесу - дали деньги для подкупа вождей синих. И пока восставшие митинговали в цирке, туда ворвались войска Велизария и перебили от 30 до 40 тыс. восставших. Мятеж был подавлен, Гипатий - казнен. Причина восстания заключалась в полиэтничности империи и развившихся еретических течениях.

Если раньше император действовал по личным соображениям, то теперь, руководствуясь законом, единой верой и интересами государства. По его приказу лучшие умы занялись систематизацией римского права, был оформлен кодекс Юстиниана. Были подавлены ереси (монофизитство в Армении, несторианство в Сирии), которые в эту эпоху были основой сепаратизма провинций. Нужен был послушный клир, которому раздавал земли. Укрепляя ортодоксальную церковь и преследуя еретиков Юстиниан сам вмешивался в дела церкви. Это была борьба за целостность империи. Юстиниан хотел восстановить Римскую империю, он содержал армию и флот, которые отвоевывали ему провинции. Он разделял варваров и натравливал их друг на друга. К 555 г. военными методами была частично восстановлена Римская империя, возвращены Северная Африка и Аппенинский полуостров. Оставались у варваров Испания, Галлия, Британия. Войны потребовали затрат, финансы истощились, налоговое бремя усилилось, византийцы увидели, что Римская Империя – это обременительно в финансовом смысле. Началось всеобщее недовольство, вылившееся после кончины императора во внутренние смуты, продолжавшиеся почти два столетия. Новые варвары - лангобарды отняли почти всю Италию, арабы завоевали Сирию и Египет, частью Балкан овладели болгары. Эти провинции снабжали зерном и масло в обмен на продукты ремесла. Византия утратила статус самой могущественной державы Средиземноморья. В отсутствие внешних рынков ремесло и торговля пришли в упадок, страна аграризировалась – одна из предпосылок феодализации.

На фоне экономического и политического упадка усиливается власть императора. Работала формула: «что угодно императору - закон». Вся жизнь императора превращается в церемониал, он обрежается в восточные одежды, ему и его статуям воздаются почести. Для посторонних (варваров) устраивали целые спертакли. Было 109 императоров, только 34 умерли соей смертью. Изнутри империю подрывали постоянные смуты.

Но византии часто везло на императоров. Военно-административную реформу, укрепившую обороноспособность государства проводит император Лев III Исавр (717-741 г.) Исаврийская династия. Землевладельческая знать покинула Сирию и переселилась в Малую Азию. Лев 3 операясь на опыт греков, делит страну на фемы – округа во главе со стратигами, сочетавшими военную и гражданскую власть. Самостоятельные крестьяне стали стратиотами, т.е. воинами, освобожденными от уплаты некоторых налогов. По существу император возродил народное ополчение. В то же самое время современник Льва Исавра Карл Мартелл у франков от него отказывается в пользу профессионального войска. Обе реформы были направлены против арабской угрозы и обе оказались эффективными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.