Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Китай в первой половине II тыс. 5 страница




Основой экономики оставалось земледелие и скотоводство. Города были разорены длительными войнами. Со второй половины ХV в. власти, заинтересованные в ремесленниках и торговцах для обслуживания двора, знати и армии, стали переселять их в столицу из других завоеванных городов. Начали оживать и некоторые другие крупные центры. Но, в целом, турецкое господство отрицательно сказалось на городской жизни как в Малой Азии, так и на Балканах. Горожане долго оставались в турецком обществе инородным телом и рассматривались как властями, так и землевладельцами как объект эксплуатации.

В 1475 г. вассалом турецкого султана стало Крымское ханство и примерно в это же время началось завоевание восточноанатолийских земель, в ходе которого в руки турок попали важнейшие международные торговые пути. Наконец, в 1514 г. туркам удалось одолеть сопротивление их мощного восточного соседа, сефевидского Ирана, результатом чего были присоединение к Турции юго-восточной части Анатолии и Курдистана и, главное, выход к Арабскому Востоку. В 1516 г. было разгромлено войско мамлюков, а Сирия и Хиджаз с Меккой и Мединой оказались под властью турецкого султана. В 1517 г. турецкой провинцией оказался и Египет, причем духовная власть последнего из проживавших в Каире потомков арабских халифов была окончательно упразднена, вследствие чего сложилось представление (подкрепленное возникшими позже легендами), что султан стал официальным преемником халифа в качестве религиозного вождя правоверных.

Тимарная система была оптимальной для Турции в первые века ее существования, когда земли было много, а незначительность налогов с крестьян с лихвой компенсировалась регулярной и обильной военной добычей. Золотым веком централизованной империи считается в этом смысле правление Сулеймана I Кануни (Законодателя), или Сулеймана Великолепного (1520–1566), как называли его в Европе. Именно в те годы был опубликован ряд законоположений, определивших окончательную структуру империи, и в частности всю систему тимаров, а также были достигнуты впечатляющие победы, в ходе которых к Турции были присоединены почти все земли халифата, кроме разве что Ирана с прилегающими к нему территориями. Впоследствии стало считаться даже, что во времена Сулеймана никто не страдал от какой-либо несправедливости и вообще дела империи шли идеально.

Османы сумели использовать разный опыт общественной и государственной жизни создали в ХIV-ХV вв. мощную империю и выработали структуру её управления. Но арабский мир, войдя в османское государство, усилил в нем исламский элемент. Сохранение ранних черт в османской государственной структуре выразилось в длительном использовании системы капыкулу [64] и в нарастающем отрыве государственного управления от общества и общественного развития. В дальнейшем это привело к застою[65].

В конце XVI – начале XVII в. империя вступила в полосу кризиса, связанного с борьбой двух феодальных укладов.

Наряду с тимарами султаны практиковали ещё два вида пожалований: хассы и арпалыки.

Они были больше тимаров, и отношения с крестьянами на их территории государство не контролировало, так как жаловались они высшему чиновничеству.

Хассы и арпалыки напоминают европейские иммунитетные пожалования. Эти пожалования создавали возможность частноправового пути развития.

Чиновники и воины-тимариоты стали теми силами, которые вступили в борьбу за перераспределение земельного фонда.

Борьба осложнялась тем, что чиновники не были турками, чаще всего их назначали из числа янычар.

В 1596 г. началось восстание тимариотов, в котором приняли участие даже некоторые паши (главы территориально-административных единиц эялетов).

Усмирить это восстание удалось только в 1602 г.

Однако государство было вынуждено фактически «не замечать», что тимариоты стали присваивать земли крестьян, требуя лишь уплаты налогов вместо райята.

Так появляется поместье – чифтлик.

В отличие от европейской сеньории чифтлик не передавался по наследству.

Их владельцы стремились добиться права наследования.

Борьба центрального правительства с этой тенденцией равнозначна борьбе с феодальной раздробленностью.

Распри внутри правящего класса, дворцовые перевороты, борьба фаворитов повлекли за собою военные неудачи.

Турецкий флот был разгромлен в сражении при Лепанто, Иран отнял у империи Месопотамию и Закавказье, Туркам не удалось взять Вену, они потеряли Астрахань.

При этом хозяйственная жизнь империи была достаточно оживленной, морская торговля – успешной, не было конкурентов и на караванных торговых путях.

Ситуация ухудшится в XVII в. Трудности будут связаны с перемещением торговых путей в Атлантику и «революцией цен».

А. Тойнби считает Османскую империю уникальным явлением. С этим следует согласиться. Кочевники, захватившие огромные территории с оседлым населением сумели создать империю, просуществовавшую более 500 лет, что было связано с передачей управления завоеванными в руки самих завоеванных.

С конца XVI в. и особенно на протяжении двух последующих столетий дела начали идти все хуже и хуже. Империя все более очевидно вступала в состояние тяжелого кризиса.

В XVI в. площадь обрабатываемых земель империи практически перестала расти, тогда как рост населения, напротив, продолжался, к тому же весьма быстрыми темпами, С одной стороны, это вело к дроблению тимаров и, следовательно, к уменьшению их доходности. С другой – к ухудшению качества жизни райя, к появлению в их среде все большего количества безземельных. Оба процесса вели также к тому, что бедневшие тимариоты правдами и неправдами стремились сохранить свой доход, для чего они захватывали крестьянские земли и увеличивали собственные хозяйства-чифтлики, сдавая при этом землю в аренду безземельным и малоземельным. В итоге казна лишалась своей доли законных налогов, а тимариоты все равно беднели и, как следствие этого, теряли свою боеспособность.

Нерентабельность мелкого тимара на рубеже XVI–XVII вв. была усугублена докатившейся до Турции волной «революции цен», вызванной наплывом в Европу дешевого американского серебра. Цены, как и налоги с крестьян, стали быстро увеличиваться, что опять-таки, с одной стороны, способствовало еще большему разорению райя, а с другой – ухудшению положения мелких тимариотов, сумма ежегодного дохода которых была жестко фиксирована. Все это вызвало серию народных восстаний, в которых принимали участие и деклассированные элементы, и крестьянские низы, и даже тимариоты. Результатом было как сокращение доходов казны, так и упадок воинского могущества империи. Необходимы были срочные реформы.

Сначала власти пошли по наиболее легкому пути. Наглядно проявившийся упадок боеспособности воинов-сипахи было решено компенсировать увеличением корпуса живших за счет выдач из казны янычар: в 1595 г. их было примерно 25 тыс., а несколько десятилетий спустя – уже 50 тыс. Однако ставка на янычар дала обратный эффект. Расходы на армию резко увеличились, и казна не всегда была в состоянии вовремя выплачивать жалованье янычарам, которые в ответ начинали бунтовать и даже смещать неугодных им султанов. Кризис и нестабильность стали проявляться с еще большей силой.

В 1656 г. великим везиром стал знаменитый Махмед Кёпрюлю, который и провел в Турции первую серию столь необходимых для страны реформ. Смысл этих реформ сводился к укреплению структуры за счет восстановления боеспособности тимаров, оживления распадавшейся тимарной системы. Тимары были восстановлены путем ущемления некоторых других категорий землевладения, включая хассы и вакуфы. Это привело к укреплению дисциплины в войске воинов-сипахи, в результате чего повысился авторитет центральной власти и были даже одержаны некоторые победы. В частности, в 1681 г. была присоединена к империи Правобережная Украина. Но все эти успехи были недолгими. Явления, вызвавшие кризис, не были ликвидированы.

Процесс дробления тимаров продолжался, причем все увеличивалось количество тимариотов, которые не были в состоянии выполнять свои воинские обязанности. Нуждаясь в деньгах, казна подчас продавала их владения, которые при этом нередко переходили в руки разбогатевших торговцев либо ростовщиков. Выходцы из этих слоев населения с конца XVII в. активно включились и в сферу откупа, которая в интересах казны была усовершенствована: земли категории хасс, как и некоторые иные ненаследственные пожалования, все чаще отдавались на откуп мультазимам пожизненно. Мультазим, уплатив определенный взнос и ежегодно отдавая государству либо владельцу хасса определенную сумму, получал почти полную свободу в своих отношениях с крестьянами, в результате чего государство порой вовсе утрачивало контроль за положением райя. Снова результатом было ухудшение положения крестьян и тимариотов, что не могло не сказаться на состоянии страны в целом, включая и ее военную мощь, ее отношения с соседними государствами.


Тема 9. Средневековая Инди я (2 часа)

1. Индия в IV-XII в. Проблема перехода Индии от древности к средневековью.

2. Арабские и тюркские завоевания, образование Делийского султаната.

3. Империя Великих Моголов: государственный и социальный строй, административная система.

Литература:

1.Ванина Е.Ю. Человек, время, религия (средневековая Индия) // ВИ. 1995. № 3.

2. Васильев Л. В. История Востока. В 2-х т. М., 1994. Т. 1.

3. История Востока: Т. II. Восток в средние века. М., 2000.

4. Сингха Н.К. История Индии. М., 1954.

5. Шарма Рам Шаран. Переход от древности к средним векам в Индии // ВДИ. 1993. № 3.

Проблема перехода Индии от древности к средневековью не имеет однозначного решения. Ее решение осложняется тем, что здесь рабовладение не было господствующим, а варварские вторжения не имели такого разрушительного характера как в Римской империи. В западной историографии одни историки связывают начало средневековья с изменением языка источников, с переходом от санскрита к арабскому и персидскому языкам, другие начинают средневековье с правления мусульманских династий. Сами индусы считают, что средневековье началось в III-IV в. и называют это время «Калиюгой», что близко к понятию апокалипсиса или конца определенного миропорядка. В отечественной историографии этот переход датируется IV-VI в. при этом историки стараются проследить социально-экономические изменения. Окончанием средневековья принято считать установление британского господства в стране.

В IV-VI в. Северная Индия была объединена универсалистским государством империей Гуптов, простиравшимся от Аравийского моря до Бенгальского залива. С Гуптами связывают расцвет науки и искусств и на этом основании говорят о «золотом веке Гуптов». Власть главы государства носила деспотический характер, местные правители считались его слугами, а их земли «кормлениями». Центральная власть сочеталась с сохранением общинного и кастового самоуправления. Отношения между земледельцами и ремесленниками в рамках общины складывались в систему несимметричного взаимного обслуживания (джаджмани). Получила развитие практика дарения земли на вечные времена, а также передача права администрации, суда и сбора налогов частным лицам, что создавало на местах новые центры власти. В 427 г. западная часть империи подверглась нашествию эфталитов (белых гуннов). Своего государства здесь они не создали, но их регулярные набеги привели к распаду империи на многочисленные мелкие княжества.

С 606 по 647 г. Северная Индия объединена под властью Харшавардхана - правителя Канауджа. Будучи поэтом и драматургом он сделал свою столицу культурным центром. Хронисты описывают введенную им традицию раздачи даров каждые пять лет и необременительное налогообложение. Однако империя не пережила своего основателя и распалась на раджпутские княжества. Согласно преданиям раджпуты являются потомками кшатриев (воинов), членами царских родов. Основным институтом государства в период с VII по XII в. стала пешая армия вассалов. Она перемещалась по стране, устанавливала лояльность той или иной территории и обеспечивала за их счет свое существование. В эпоху раджпутских княжеств завершилось становление кастовой системы. Деревенская община состояла из землевладельцев-налогоплательщиков и неполноправных арендаторов, а также безземельных работников и ремесленников. Корпорации купцов, имели собственные вооруженные отряды, так как им приходилось активно перемещаться по стране. В культурном отношении эпоха раджпутских княжеств отмечена вытеснением из страны буддизма и возвращением к индуизму, который более отвечал кастовому строю и кастовому мышлению. Оформляются классические системы индийской философии: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта, идет процесс становления национальных языков. Политическая раздробленность, таким образом, не мешала хозяйственному и культурному развитию.

Развитие здесь было эволюционным, без резких скачков, наблюдавшихся в Европе и на Ближнем Востоке. Преемственность исторического развития не означала непосредственного сохранения древних государств, их континуитета. Сохранялись общие традиции в хозяйстве, культуре и общественных порядках, что позволяет видеть в истории Индостана с древности черты единой цивилизации.

Отсюда - сложность определения времени перехода от древности к средневековью. Европейские мерки: древность - рабовладение, средние века - феодализм - для Индии не подходят.

Поэтому среди многих исследователей в последнее время распространено мнение о необходимости объединения древней и средневековой Индии в единое докапиталистическое общество (Л.Б.Алаев, Л.С.Васильев, Е.Н.Медведев, В.Рубен, Р.Ш.Шарма), по сути - феодальное. С точки зрения современного цивилизационного подхода можно вести речь о наличии особой индийской докапиталистической цивилизации.

Не все, однако, такой взгляд разделяют, оставаясь на формационных позициях, хотя и признают, что древние и средневековые эпохи в Индии имели много общегоо (К.З.Ашрафян, отчасти, Г.Ф.Ильин). В учебной литературе прошлых лет издания больше отражена именно эта точка зрения.

Но если не прикладывать европейскую формационную схему, а исходить из реальных фактов, считать государственное землевладение феодальным по сути, надо признать, что средневековье от древности в Индии отличалось не качественно, а количественно: труд рабов постепенно вытеснялся трудом свободных. Рабы превращались в посаженных на землю крестьян. Впрочем, и в древности рабы не играли в хозяйстве Индии решающей роли.

Процесс формирования в Индии феодальных отношений растянулся во времени. Он начал складываться еще с середины I тыс. до н.э., когда уже большинство рабов сидели на земле и вели свое хозяйство, то есть напоминали спартанских илотов или средневековых крепостных. Касту шудров - коллективно эксплуатировали общины. Общины же эксплуатировались государством выплатой ренты или ему непосредственно, или по его поручению частному лицу. И так было до ХVIII в.

Формирование замкнутых общин с эксплуатацией сидевших на земле шудров относится уже к эпохе Ашоки (III в. до н.э.). И это - еще один элемент в формировании феодальных порядков. С начала новой эры генезис феодализма стал более явственным - начался рост земельных пожалований за заслуги брахманам. Но наибольшее распространение дарение земель навечно приходится на III-V вв., причем уже и светским владельцам. Государственная эксплуатация сменяется частной. Этот процесс окончательно завершился в VI-VII вв. созданием новых государств (Харши, Паллавов - о них - далее) с новой землевладельческой бюрократией. Это было время распространения феодализма “сверху” через дарения от имени властей[66].

В условиях усиления прав крестьян на земли в общинах начался процесс расслоения. С IХ-Х вв. в них начинает выделяться богатая верхушка. Это уже была феодализация “снизу”. С VIII в. на земле оседают и иноэтничные воины-землевладельцы (раджпуты - царские дети - типа европейских бенефициариев).

Так к концу I-началу II тыс. феодальные отношения победили.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. В IV-V вв. в речных долинах Индии существовало много мелких государств. В 320 г. правитель одного из них, расположенного у слияния рек Джамны и Ганга, Чандрагупта, овладел Паталипутрой - столицей древней Магадхи и сделал ее центром своих владений. Он был обявлен "царем царей" и объединил под своей властью обширную территорию в долине Ганга вплоть до Бенгальского залива. Его сын и внук во второй половине IV-начале V в. еще более расширили государство, доведя его границы на западе до побережья аравийского моря. Начало V в. было периодом максимальной политической и военной мощи державы Гуптов. Для управления ею был создан большой бюрократический аппарат. При царе существовал совет из высших представителей брахманской (жрецы) и кшатрийской (воины) аристократии. Государство было разделено на области и округа во главе с наместниками, назначенными царем и получавшими от него жалование. Низшей административно-налоговой единицей стала грама (село), возглавлявшееся грамикой (сельским старостой).

Против власти Гуптов неоднократно поднимались восстания. Однако политическое положение государства ухудшилось во второй половине V в., когда на северные его границы стали нападать гунны- эфталиты [67]. Постепенно Гупты потеряли ряд северных земель. В начале VI в. вождь эфталитов Михиракула нанес Гуптам страшное поражение и захватил значительную часть Северной Индии. Но власть гуннов оказалась в индии непродолжительной.

В конце VI в. в Северной Индии особенно усилились 2 государства: царство Гауда (совр. Западная Бенгалия) и государство Тханесвар (на севере долины р.Джамны, главного притока Ганга). Правителем Гауды был Шашанка, о котором известно лишь, что он был гонителем буддийских монахов.

В Тханесваре с середины VI в. правил род Вардханов. В конце VI в. правитель этого государства значительно расширил свои владения и присвоил себе императорский титул (" Махараджа-Адхираджа "). Особенно усилилось это государство при царе Харша Вардхана (606-647). Он создал государство, простиравшееся от востока Пенджаба (в долине Ганга) до Бенгальского залива. Но в покоренных землях сохранилась власть прежних князей, которые лишь платили дань, а также в определенное время должны были являться ко двору и участвовать в походах. Но постоянно при дворе Харши должен был находиться кто-либо из членов семей каждого князя в качестве заложников. Харша присвоил себе также право верховного собственника во всех захваченных землях и раздавал наделы чиновникам за службу. В его многочисленной армии были пехотинцы, кавалерия, боевые колесницы и боевые слоны. Часть войска постоянно находилась в столице и состояла из профессиональных воинов. Империя Харши просуществовала 30 лет и распалась с его смертью. В Северной Индии вновь наступила раздробленность, просуществовавшая до середины ХI в.

На юге Индостана, в Декане, в середине VII в. также царила раздробленность. Там насчитывалось несколько десятков государств, а часть внутренних районов вообще была населена первобытными охотничьими племенами. К концу VII в. в крупную политическую силу превратилось возникшее еще в III в. государство Паллавов. Но уже в VIII в. оно пришло в упадок из-за усиления соседних государств, среди которых выделилось государство Чолов, объединивших все земли живших на юге тамилов. В начале ХI в. Чолы, имея мощный флот, совершали походы в Бирму, на Мальдивские острова и Цейлон. При этом Чолы вели непрерывную борьбу с другими южноиндийскими династиями на юге.

В таких условиях, при отсутствии крупных централизованных государств, в Индии не складывалась типичная для Востока деспотия. Правитель оценивался за заслуги перед подданными, за соответствие детально разработанным нормам поведения и морали, предписанным для государя. Считалось, что именно нарушение этих норм ведет к насилию[68].

В общественных порядках докапиталистических обществ ведущую роль играли аграрные отношения. Формально еще в древнеиндийских государствах взимался поземельный налог. В первые века новой эры он стал постепенно переходить в руки крупных землевладельцев, которые таким образом, приобретали власть над крестьянами и начинали облагать их поборами в свою пользу. Возникшие в рассматриваемое время державы Харши, Паллавов, Чолов и другие были раннефеодальными монархиями. Покоренные князья были, по европейской терминологии, вассалами монархов, платили дань монарху, оказывали ему военную помощь, при сохранении власти над своими подданными.

В государствах сложилась иерархическая структура феодального сословия: верховный правитель - правители из членов царской семьи - князья-вассалы - служилая знать и крупные землевладельцы - чиновники и мелкие землевладельцы.

Характерной особенностью средневековой Индии было сохранение возникшего в древности деления всего населения на множество каст, каждая из которых занимала определенное место в иерархической структуре феодального общества.

На самом верху кастовой иерархии были жреческие касты (брахманов) и военно-землевладельческого слоя (кшатрии и раджпуты [69]). Ниже находились представители многочисленных купеческих и ростовщических каст, считавшие себя единственными преемниками древних вайшьев. Ниже следовали касты шудров. В них из вайшьев опустились крестьяне, которые считались среди шудров наиболее привилегированными. А самыми низшими и обездоленными у шудров были общинные слуги и те, чьи профессии считались нечистыми, вроде кожевников, уборщиков нечистот, стиральщиков одежды.

В средние века несколько изменилось значение терминов, обозначавших разные касты. Среди брахманов уже были не только жрецы, но землевладельцы, чиновники, военачальники. Древние кшатрии, по существу, совершенно исчезли, уступив в Северной Индии место племенам, образовавшим различные раджпутские касты, среди которых были показаны только воины, но и землевладельцы. Вайшьями считались лишь торговцы и богатые ремесленники. Термин "шудра" стали применять к лично свободным землевладельцам и части ремесленников. Значительно расширилось число "неприкасаемых" каст, куда попадала беднейшая закабаленная часть сельского населения, а также покоренные отсталые племена.

Следует заметить, что при всей замкнутости каст бывали и исключения. Удачливый вайшья или шудра, ставший крупным землевладельцем или военачальником, а то и государем, мог рассчитывать на то, что его или его потомков брахманы объявят кшатриями. Целые группы преуспевающих шудр-торговцев в конце концов становились вайшьями. Даже неприкасаемые могли претендовать на положение шудр. Возможно было и движение вниз по социальной лестнице.

Земля считалась принадлежавшей государству и находилась в распоряжении правителей. Они взимали с крестьян, живших на этой земле, налог-ренту, раздавали участки в служебные держания государственным служащим, дарили ее в собственность храмам, монастырям, брахманам. В первые века новой эры жаловались только земли, свободные от обработки. Но с IV-VI вв. вместе с землей стали передавать обычно и крестьян, ее обрабатывавших. Все дарения были вечными, исходя из формулы: "пока существует солнце, луна, земля, море". Владелец освобождался от уплаты земельного налога и других поборов со стороны государства, а часто получал административный и, частично, судебный иммунитет. Кроме того, в большинстве грамот дарения указывалось, что жившие на земле крестьяне обязывались выполнять работы по требованию владельца в порядке трудовой повинности. В результате таких дарений крестьяне, бывшие до того государственными, оказывались в подчинении владельцев дарений. Часть земель принадлежала старой родо-племенной знати - раджам.

Крестьяне жили большими соседскими общинами, состоявшими из главного села и многих выселок, образованных выделившимися новыми семьями. Несмотря на раздачи, большая часть общин располагалась на государственных землях и общинники эксплуатировались государством как верховным собственником. Они были обязаны налогом в виде доли урожая и различными трудовыми повинностями. Но юридически крестьяне были свободными. Однако эта свобода была относительной. Часто государи запрещали принимать в общины крестьян, уходивших с их земель. Кроме того, покидая общину, крестьянин лишался ее защиты и на новом месте превращался в бесправного держателя участка, которого владелец земли всегда мог прогнать.

В общине каждая семья имела свою долю пахотной земли, причем в одних общинах были приняты переделы участков, в других этого не было. Общины имели своих ремесленников, а также сторожей и других, обслуживавших общину людей. За свой труд они получали от общины натуральное содержание, а некоторые ремесленники и небольшие участки земли в наследственное пользование. В общинах были старосты также писари, жрецы, астрологи, составлявшие гороскопы и определявшие "счастливые дни" для начала тех или иных работ, учителя, обучавшие детей брахманов и других наиболее почтенных людей общины. Они также получали материальное содержание, причем большее, чем ремесленники и слуги. Кроме того, староста и писарь имели в наследственном владении крупные земельные наделы.

Индийская община в раннем средневековье объединяла зачастую от нескольких десятков до сотни деревень (особенно на юге). Крестьянин-общинник - не обязательно был трудящимся. Обычно это - хозяин, владелец земли, хотя и без права ее отчуждения. Такой крестьянин был эксплуататором, имел зависимых людей, арендаторов. Сочетание населения с разным имущественным и правовым статусом делало индийскую общину сложным социальным организмом. Ее верхи, особенно в VIII-Х вв. превратились в особый, привилегированный слой и были обычно брахманами, кшатриями-воинами и на земле, естественно, сами не работали. Арендаторы и мелкие крестьяне относились к вайшьям и сами часто имели зависимых работников - неполноправных (шудров). То есть свободные общинники тяготели к нетрудовым слоям. В принципе, они могли отчуждать свои наделы. Но реально это было очень сложно, ибо требовалось согласие всей большой семьи. А над семьей был и контроль общины. Существовало право первоочередной покупки отчуждаемого участка соседями, членами общины, сохранялось право обратного выкупа, запрещалось продавать землю постороннему человеку, при продаже налагался большой налог в пользу общины.

Общинные старосты могли оставлять в свою пользу часть собираемых для государства налогов, что напоминает европейский налоговый иммунитет.

В литературе можно встретить утверждение, что до мусульманского завоевания Северной Индии в ХIII в. настоящей государственной собственности там не было. Но и ее антипода - частной собственности в строгом юридическом понимании тоже не было. Существовали своеобразный симбиоз, с переплетением собственнических прав между различными субъектами, что и характерно для феодализма.

ГОРОДА, РЕМЕСЛА И ТОРГОВЛЯ. Падение державы Гуптов означало и упадок процветавших ранее городов, что особенно проявилось в VI-II вв. От некогда цветущей Паталипутры осталась только одна улица. Это означало, естественно, угасание ремесел и торговли, возрождение которых отмечается лишь в Х-ХI вв., когда появились и новые города. Они возникали на местах административных центров новых государств, вокруг резиденций крупных землевладельцев, особо чтимых храмов, в портовых и перевалочных пунктах. В таких городах сосредотачивалась основная масса ремесленников, среди которых выделялись обслуживающие спрос знати производители дорогого оружия, сосудов, ювелирных изделий, тонких нарядных тканей, ковров, благовоний и т.п.

И в городах, и в селах ремесленники были объединены в многочисленные профессиональные касты: ткачей, ювелиров и т.д. По мере дифференциации ремесла росло и число каст. Во главе каждой ремесленной касты, как и в деревенской общине, стоял староста и кастовый совет (панчаят). Спецификой индийских городских ремесленников была их зависимость от местных землевладельцев, решавших споры между кастами, наделявших их различными правами и привилегиями.

По мере развития обмена увеличивалась имущественная дифференциация среди ремесленников. Внутри каст появлялись зажиточные прослойки, которые стали заниматься сбытом продукции и впоследствии выделились в самостоятельные касты купцов. Кроме каст были и шрени (корпорации, гильдии), в которые объединялись представители одной или близких профессий из разных каст. Шрени имели право судить своих членов. По мере развития торговли и роста роли купцов особое значение приобретали купеческие шрени. Их главы приобретали существенную власть в городах.

К ХII в. наряду с уже существовавшими городами появляются новые административные и торгово-ремесленные центры, обслуживавшие, в основном ближайшие сельские округа и, прежде всего, проживавших в них крупных землевладельцев - крестьяне обычно пользовались более дешевой продукцией общинных ремесленников.

В рассматриваемое время унаследованный от древности буддизм постепенно приходил в упадок. Он был преимущественно религией горожан. В сельской местности буддизм стал сливаться с местными религиями. В результате на Юге в VIII в., а на Севере к ХII в. буддизм сменился индуизмом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.