Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13 Деньги и кредит




Налоги и их виды. Прямые и косвенные налоги. Пропорциональные, прогрессивные налоги. Налоговая система и ее особенности в современной России. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера

Налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня, осуществляемы г в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Налоги вы­полняют следующие функции:

- фискальную с целью обеспечения государства финансовыми средствами для выполнения им своих многочисленных функций;

- регулирующую с целью государственного регулирования развития экономики: осуществления антициклического регулирования, проведения структурных изменений, стимулирования НИОКР и т.д. Для этого вводятся новые и отменяются старые налоги, меняются и дифференцируются их ставки, предоставляются налоговые льготы и освобождения;

- социальную с целью частичного выравнивания доходов отдельных социальных групп путем перераспределения доходов в обществе (одним из способов является прогрессивное налогообложение) и через формирование специальных государственных внебюджетных фондов (Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения).

Виды налогов:

I. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги:

- прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорционально их платежеспособности, устанавливаются непосредственно на доход или имущество и считаются наиболее справедливыми. К ним относятся: налог с доходов физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на имущество, налог на землю, налог на операции с ценными бумагами и др.;

- косвенные налоги взимаются через надбавку к цене товара и ли тарифа. При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают, фактическим плательщиком налога становится покупатель. Косвенными налогами являются: НДС (налог на добавленную стоимость), налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог и др.

В развитых странах основные поступления в государственный бюджет приходятся на прямые налоги, в России - на косвенные налоги и поступления от внешнеэкономической деятельности.

II. По использованию различают общие и специальные налоги:

- общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий;

- специальные (целевые) налоги имеют строго определенное назначение (например, дорожный налог).

III. По уровню налогообложения, в зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов Федерации и местные налоги. Некоторые налоги, например налог на прибыль предприятий, НДС поступают во все бюджеты в определенных долях.

IV. По интенсивности обложения различают пропорциональные, прогрессивные, регрессивные и фиксированные налоги.

Налоговая система страны включает совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также принципы построения и взимания налогов, т.е. определяет конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

- субъект налога - лицо, которое по закону обязано платить налог;

- носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

- объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, недвижимое имущество и т.д.);

- ставка налога — величина налоговых исчислений на единицу объекта налога (твердые ставки или в процентах).

Величина налоговой суммы (так называемое налоговое бремя), которую платит налогоплательщик, зависит прежде всего от налогооблагаемой базы и налоговой ставки. Налоговая база - это та величина, с которой взимается налог, а налоговая ставка - это размер, в котором взимается налог.

Взаимосвязь между ставкой налога и поступлениями налогов в бюджет иллюстрируется в теории экономики кривой Лаффера. Американский экономист А. Лаффер был сторонником теории эффективного предложения и считал, что государство должно стимулировать не совокупный спрос, а совокупное предложение путем понижения налогов, прежде всего на прибыль предприятий.

Налоговая система России, основы которой закреплены в Налоговом кодексе РФ, имеет свои особенности:

1) трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Федерации, местные налоги;

2) основные налоговые поступления осуществляются не за счет прямых, а за счет косвенных налогов;

3) в 2000-х гг. осуществлялось значительное реформирование налоговой системы, в том числе отмена значительного числа старых и введение новых налогов, изменение ставок налогов.

Основные принципы налогообложения сформулировал еще А. Смит, и они нашли отражение в современных принципах налогообложения:

1) уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика:

2) каждое юридическое или физическое лицо должно уплачивать установленные законодательством налоги;

3) система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений, собирающих налоги;

4) налоговая система должна быть гибкой и легко адаптироваться к изменениям;

5) налоговая система должна обеспечивать перераспределение национального дохода и быть эффективным инструментом государственной экономической политики (регулирующая и стимулирующая функции налогов).

 

4 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства: цели, виды, инструменты. Политика встроенных стабилизаторов экономики (автоматическая). Дискреционная фискальная политика. Особенности фискальной политики в современной России.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства представляет собой совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей (антициклического регулирования экономики, обеспечения высокой заня­тости населения, сдерживания инфляции и др.). Она определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства и главные источники покрытия государственных расходов.

Различают два вида фискальной политики: автоматическую, т.е. политику встроенных стабилизаторов экономики, и дискреционную.

Под автоматическими (встроенными) стабилизаторами понима­ется экономический механизм, который автоматически (без вмешательства государства) реагирует на изменение экономической ситуа­ции (экономической конъюнктуры). Такими встроенными стабилиза­торами экономики являются налоги и социальные трансферты (пособия по безработице, социальные выплаты населению). В период подъемов в экономике налоговые поступления увеличиваются в силу роста доходов, и. соответственно, уменьшаются размеры социальных трансфертов. В периоды кризисов, наоборот, налоговые поступления снижаются, а социальные трансферты растут. Таким образом, их соотношение в периоды подъема сдерживает рост совокупного спроса, а в периоды спада увеличивает, что стабилизирует экономическую ситуацию. Фактором осуществления автоматической политики является изменение экономической конъюнктуры.

Под дискреционной политикой понимается сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. Она осуществляется:

1) прямыми методами, т.е. методами бюджетного регулирования на основе изменения величины государственных расходов (государственных инвестиций, субсидий и дотаций отдельным предприятиям, государственных закупок товаров и услуг, государственных социальных выплат - трансфертов);

2) косвенными методами:

а) методами налоговой политики (изменение видов и ставок налогов, предоставление налоговых льгот и освобождений, изменения необлагаемой суммы доходов);

б) на основе политики ускоренной амортизации (снижение или освобождение от уплаты налогов части прибыли, перераспределяемой в амортизационный фонд для проведения ускоренной амортизации и замены основного капитала на более совершенную технику).

Различают два вида дискреционной фискальной политики:

- фискальную экспансию, которая проводится с целью стимулирования хозяйственной активности и выводу экономики из экономического кризиса или из депрессии. Она осуществляется путем увеличения государственных расходов и уменьшения налогов, проведения политики ускоренной амортизации;

- финансовую рестрикцию, которая проводится в периоды подъемов с целью снижения уровня и темпов инфляции, для чего государство увеличивает налоги и сокращает государственные расходы, что ведет к сдерживанию совокупного спроса.

Фискальная политика государства является важной составной частью общей экономической политики государства и имеет особенности в каждой стране в каждый период времени.

Особенности фискальной политики в современной России:

1. Как часть общей экономической политики, она нацелена на обеспечение устойчивого и. ускоренного социально-экономического развития страны, преодоление, сокращение существенного разрыва между Россией и развитыми странами мира, снижения ее значительной зависимости от внешних факторов. Ближайшие цели - выход из экономического кризиса и недопущение массовой бедности населения.

2. В 2000-х гг. достигнута финансовая стабилизация на основе сбалансированности государственного бюджета. С 2000 по 2008 гг. российский бюджет планировался и исполнялся с профицитом. В 2002 г. был создан Стабилизационный фонд (планировался в 500 млрд руб.) для недопущения дефицита бюджета.

3. В 2000-х гг. осуществлена значительная налоговая реформа. Были отменены, изменены и уменьшены многие особо значимые налоги:

- отменен налог с продаж;

- стал пропорциональным и был значительно уменьшен налог на доходы физических лиц (до 13 %):

- был уменьшен налог на прибыль предприятий (с 36,5 до 24, затем до 20 %) и НДС (с 20 до 18 %).

Все это привело к значительному уменьшению налогового бре­мени как с предпринимательского сектора, так и с населения.

4. В последние пять лет значительно были увеличены социальные расходы государства, которые ранее были резко сокращены с Целью преодоления дефицита бюджета

5. С 2008 г. осуществлен переход на среднесрочное (трехлетнее) планирование государственных финансов.

Все эти меры привели к значительному повышению эффективности фискальной политики в России.

Однако, мировой экономический кризис, который во второй половине 2008 г. захватил Россию, вызвал необходимость значительной корректировки фискальной политики государства.

 

1. Деньги: виды (товарные, бумажные, кредитные) и функции.

2. Современные формы денег, их структура и функции. Современные денежные системы и их основные составляющие. Денежные агрегаты.

3. Сущность, функции, формы и роль кредита в современной экономике. Принципы кредитования. Организационная структура современной кредитной и банковской системы. Функции ЦБ и коммерческих банков. Роль ЦБ и коммерческих банков в увеличении денежной массы.

4. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства: цели, виды, инструменты.

1 Деньги: виды (товарные, бумажные, кредитные) и функции

Деньги явились закономерным результатом развития товарного обмена. Вначале обмен осуществлялся на бартерной (натуральной) основе, когда один товар непосредственно обменивался на другой товар по формуле Т-Т. Но для осуществления бартерного обмена необходимо было выполнение определенною условия: чтобы совпадали желания у владельцев одного и другого товара иметь именно тот товар, который желает продать его партнер. Это существенно усложняло обмен и одновременно способствовало выделению из всех товаров одного или нескольких наиболее удобных товаров для выполнения роли посредника при обмене.

В истории известно немало образцов таких посредников. У некоторых народов товарами-эквивалентами выступали скот, ракушки, соль, табак, кожа, вино, рыба. В древности на части территории России имели хождение «меховые» деньги, они назывались «кунами» (от меха куницы). А деньги в виде ножи обращались в отдельных районах страны чуть ли не до петровских времен.

Постепенно роль денег как посредников в обмене перешла к металлам (медь, бронза, железо), сначала в форме слитков разной формы, а с VII в. до н. э. и в форме чеканных монет. Эти металлы рас­ширяли сферу действия и стабилизировались, превращаясь тем самым все более в подлинные деньги в их современном понимании. Обмен осуществлялся уже по формуле Т-Д-Т, т.е. наряду с товарами стали обращаться и деньги. Таким образом, товарный (натуральный) обмен превратился в товарное обращение.

По мере увеличения общественного богатства роль всеобщего эквивалента закрепляется за благородными металлами (серебром, золотом), которые в силу своей редкости, высокой ценности при малом объеме, однородности, делимости и других полезных свойств были обречены играть роль денежного материала и стали основой денежного обращения в течение длительного периода человеческой история.

Деньги, таким образом, первоначально представляли собой товар, который выделился из всей товарной массы для выполнения особой общественной роли - служить всеобщим эквивалентом стоимости (ценности) всех других товаров. Поэтому такие деньги называли товарными (полноценными) деньгами, которые не только измеряли стоимость других товаров, но имели и свою ценность (стоимость).

Товарные деньги выполняли пять основных функций:

1) являлись мерой стоимости всех других товаров;

2) служили средством обращения;

3) использовались как средство платежа для оплаты налогов, получения и возврата кредита, выплаты зарплаты и пр. При этом передвижение денег не сопровождалось одновременным передвижением товаров;

4) служили средством накопления, сбережения стоимости, богатства, образования сокровищ;

5) выполняли функцию мировых денег, выступая как всеобщее покупательное или платежное средство в мировых расчетах и являясь воплощением всеобщего богатства.

Наряду с золотом (полноценными деньгами) стали использоваться и бумажные деньги. Впервые они появились в Китае в XIII в., а в XVII -XVIII вв. получили широкое распространение в Западной Европе. В России бумажные деньги впервые были выпущены при Екатерине II в 1769 г. под наименованием ассигнаций на сумму 1 млн. рублей.

В отличие от золотых денег, которые имели собственную ценность (стоимость), бумажные деньги представляли собой символические деньги, их стоимость или покупательная способность превосходит издержки их производства или ценность при альтернативном использовании.

Сначала бумажные деньги выступали «заменителями» золотых, имели определенный курс и разменивались на золотые. Постепенно размен бумажных денег на золото ограничивался, а затем был окон­чательно прекращен (в России в 1914 г.), а в обращении остались только бумажные деньги и разменные монеты.

Бумажные деньги выпускались в виде банкнот (банковских билетов) и казначейских билетов. Первоначально банкноты выпускались всеми банками, впоследствии они приобрели силу законного и единственного платежного средства с принудительно устанавливаемым государством курсом, т.е. стали национальными, декретными деньгами. Их выпуск (эмиссию) осуществляет в настоящее время только Центральный банк.

Казначейские билеты выпускались непосредственно казначейством - Министерством финансов или специальным органом, ведающим кассовым исполнением государственного бюджета. В России казначейские билеты сейчас не выпускаются.

Во всех странах в обороте имеются и разменные монеты, которые изготавливаются из различных сплавов металлов.

Банкноты, казначейские билеты и разменные монеты называются наличными деньгами, а их движение - наличным оборотом.

Сейчас все большее распространение получают безналичные, или кредитные, деньги, которые представляют собой средства на счетах в банках, депозитные сертификаты, различные депозиты (вклады) в банках, ценные государственные бумаги. Банковские вклады еще называются банковскими деньгами.

Использование электронных устройств и систем со второй половины 1970-х гг. привело к появлению так называемых электронных денег. Прежде всего получили распространение платежные пластиковые карточки, используемые для осуществления оплаты товаров и услуг, получения наличности с помощью банковских автоматов-кассиров (банкоматов) и банковских терминалов в торговых точках, на улицах, в банках.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.