Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Основные виды издательских оригиналов




ПОДГОТОВКА КАРТ К ИЗДАНИЮ

Основные виды издательских оригиналов

Подготовка карты к изданию — это процесс изготовления из­дательского оригинала или издательских оригиналов карты и при­ложений к ним соответственно требованиям издания.

Издательский оригинал карты — оригинал карты, отвечающий требованиям издания, предназначен для получения с него необходимых для работы копий и печатных форм для печа­тания тиража карты.

Одна из общих схем подготовки карт к изданию представлена на рис. 59.

Издательские оригиналы отличаются от составительских высо­ким качеством оформления штриховых элементов карты.

Основные требования, предъявляемые к издательским оригина­лам:

строгое соответствие содержанию составительского ориги­нала;

соответствие графического и цветового оформления принятым условным знакам и требованиям редакционных документов;

высокое качество графического оформления, изящность и чет­кость всех штриховых элементов с необходимой для дальнейших фотокопировальных процессов плотностью;

для оригинальных диапозитивов - от­сутствие наклеек, а также исправлений, выполненных смываемой тушыо;

соответствие размеров сторон рамок и диагоналей оригиналов теоретическим с расхождениями не более допустимых.

Для передачи всего многообразия содержания карты исполь­зуются следующие изобразительные средства:

штриховые (точки, линии, внемасштабные условные знаки, надписи — см. образцы фигурных сеток в справочных сведениях); фоновые (заливка и сетки);

полутоновые (отмывка рельефа, значки специального содер­жания).

В соответствии с этим издательские оригиналы подразделя­ются на штриховые, фоновые и полутоновые.

 

Штриховые издательские оригиналы карты со­держат ее штриховые элементы и подразделяются на расчленен­ные, совмещенные и частично расчлененные.

Расчлененные оригиналы готовят отдельно для каждого штри­хового элемента, печатаемого при издании своим цветом. В зави­симости от содержания их принято называть оригиналами кон­тура, гидрографии, рельефа и т. д. На совмещенном оригинале вос­производится изображение всех штриховых элементов, имеющихся на составительском оригинале.

При частичном расчленении на одном оригинале возможно совмещение двух штриховых элементов и более. Например, кон­тур и гидрография — на одном оригинале, рельеф — на другом.

Штриховые оригиналы создаются раньше других, поскольку их содержание служит основой (абрисом) для отработки фоновых оригиналов.

Оригиналы фоновых окрасок содержат изображение тех площадей, в которые при издании должны впечатать заливки или сетки. Например, заливка леса, заливка (сетка) водной по­верхности, ареалы распространения каких-либо явлений на тема­тических картах. Для каждого из таких элементов готовят отдель­ный оригинал, при этом элементы, печатаемые, одной краской с применением заливок и различных сеток, помещают на одном оригинале.

Полутоновой издательский оригинал карты со­держит изображение, в котором имеются плавные переходы од­ного и того же цветового фона. Полутоновые оригиналы изготав­ливаются для пластического (объемного) отображения отмывкой рельефа, отдельных значков (отмывки стрел на исторических кар­тах) и площадей рисунков на специальных картах.

Число подготавливаемых к изданию оригиналов зависит от кра­сочности издаваемой карты и определяется в руководящих доку­ментах (в редакционных указаниях, руководствах, программах карт и т. д.).

Способы создания штриховых издательских оригиналов

Существует большое разнообразие способов создания штрихо­вых издательских оригиналов. В основу их положены два метода воспроизведения штриховых элементов: метод гравирования и ме­тол черчения.

Гравирование заключается в удалении непрозрачного гравиро­вального слоя с поверхности прозрачной основы для создания раз­ности оптических плотностей, обеспечивающих* репродуцирование оригинала.

В зависимости от характера воздействия на гравировальное по­крытие различают механический, химический и термоэлектриче­ский способы гравирования. Разрабатываются способы гравирова­ния, основанные на использовании различных видов лучистой энергии.

При механическом гравировании гравировальный слой удаля­ется с помощью механических гравировальных инструментов. При химическом гравировании слой разрушается химическими реак­тивами в определенных границах на поверхности основы с после­дующим удалением продуктов реакции гравировального слоя и разрушителя. Если химическое разрушение слоя происходит в гра­ницах штрихового рисунка, полученного фотокопировкой, способ называется фотохимическим гравированием. Термоэлектрическое гравирование осуществляется путем расплавления накаленной иг­лой гравировального слоя, который при этом частично испаряется, а частично вытесняется.

В результате гравирования, выполненного одним из рассмот­ренных способов, получается негативное изображение.

В отдельных случаях возможно гравирование по светлому не- актиничному гравировальному слою, нанесенному на черный не­прозрачный пластик. В результате гравирования по такому слою получают позитивное изображение: темный рисунок па.светлом фоне. Копии с таких гравюр получают фоторепродуцированием.

При черчении издательских оригиналов картографическое изо­бражение воспроизводится какой-либо актиничной краской, чаще всего черной тушью. Оно может выполняться как на прозрачной, так и на непрозрачной основах. Обычно в качестве прозрачной ос­новы для черчения используют пластик с гидрофильным покры­тием (матированный или покрытый лаком), а в качестве непро­зрачной— чертежную бумагу (ватман), наклеенную на жесткий недеформирующийся материал (лист алюминия). В результате вы­черчивания получают прямое диапозитивное или позитивное изо­бражение штриховых элементов содержания карты.

На прозрачной основе штриховые элементы вычерчиваются, как правило, расчленённо. Совмещение элементов, вычерчиваемых на различных оригиналах, контролируется на просвет. При вычер­чивании на непрозрачной основе возможности такого контроля нет, поэтому расчлененное вычерчивание приводит иногда к несовмещению элементов. Во избежание этого все элементы содержания вычерчивают на одной непрозрачной основе или с выделением на отдельный оригинал лишь одного элемента (например, рельефа).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.