Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бедность в Украине 3 страница




Вместе с тем фактором, который более всего «защищает» от бедности, выступает пенсионный и трудоспособный возраст, а уровень бедности среди домохозяйств, которые составляются только из лиц пенсионного или только из лиц трудоспособного возраста, есть наименьшим - по абсолютному критерию в 1,3 и 1,8 раз относительно среднеукраинского, соответственно, а за относительным - в 3 и 2,5 раза. Такую ситуацию можно объяснить как отсутствием в составе домохозяйства лиц, которые не имеют собственного дохода, так и повышением пенсий в 2004-2008 годах.

Напомним, что отдельным и определяющим фактором бедности для украинского общества есть размер населенного пункта. Поскольку уровень занятости и уровень благосостояния населения прямо пропорциональные размеру населенного пункта, то уровень бедности в сельской местности есть высшим за соответствующий показатель в малых городах, а этот последний, в свою очередь, превышает такой в больших городах с населением больше 100 тысяч лиц. Традиционно наиболее низким есть уровень бедности наблюдается в Киеве (см. таблицу 2.2).

Проблема сельской бедности для Украины есть чрезвычайно острой, поскольку на фоне стабилизации показателей относительной бедности всего украинского населения наблюдается рост уровня и глубины бедности крестьян. Так, сравнительно с 1999 годом удельный вес бедных среди сельского населения увеличилась в 1,3 раза и в 2006 году достигла пометки 38,4%, тогда как для города этот показатель равнял 23%, а для Украины в целом – 28,1% (см. рис. 2.2)

Таблица 2.2

Уровни бедности населения в зависимости от размера населенного пункта Украины

в 2006 году (в %) [48, с.80]

Тип населенного пункта Критерии бедности
Относительный Абсолютные Комбинированный Структурный
Суточные расходыменьше 4,3$ ПКС Месячные расходы условного взрослого ниже прожиточного минимума Месячные расходы условного взрослого ниже границы бедности, рассчитанной Мировым банком
Село 38,4 5,8 43,9 9,5 9,3 61,8
Малый город 31,4 3,9   6,6 6,2 55,1
Большой город 19,5 1,4 23,8 4,1 3,4 42,8
Киев 8,8   11,6 2,6 0,3 32,9
В среднем по Украине 28,1 3,4   6,4 5,9 51,6

 

За другими критериями бедности тенденции есть более благоприятными. В частности, в 2000-2006 годах в 1,7 раза снизился уровень абсолютной бедности. Однако за всеми без исключения критериями уровни бедности сельского населения существенным образом превышают показатели бедности в городских населенных пунктах. В 2006 году превышения составляло 1,6 раза за относительным и абсолютным 1,5 - по комбинированному критерию, 1,3 раза - за удельным весом расходов на питание.

Значительный разрыв в уровнях бедности между большим городом и селом по абсолютному критерию 4,3 долл. США на пор за ПКС (4,1 раза), а наименьшим – 1,9 раза по национальному критерию 75% медианного уровня совокупных расходов. Таким образом, с увеличением стоимостного значения границы бедности по абсолютному критерию уменьшается расслоение между большим городом и селом за уровнем бедности. За основными критериями бедности – прожиточным минимумом и национальной относительной границей – наблюдается постепенное, почти пропорциональный «ступенчатый» рост уровня бедности: от минимального значения в Киеве к максимальным значениям в сельской местности (см. рис. 2.8).

Рис. 2.8. Динамика уровней относительной и абсолютной бедности городского и

сельского населения Украины в 1999-2006 годах (в %) [48, с.81]

Итак, данные исследований 1999-2006 лет свидетельствуют о стойких положительных тенденциях относительно ситуации с бедностью в стране, а также об общем росте уровня жизни населения Украины.

Тем не менее, несмотря на указанные тенденции, группы риска (с наибольшей вероятностью попасть к категории бедных) остаются неизменными, а наиболее впечатлительными есть семьи с детьми и лицами преклонного возраста. Вдобавок, независимо от типа домохозяйства, наблюдается стабильно высокий уровень бедности в сельских домохозяйствах, которая не может не вызвать беспокойства со стороны государства.

4. Особенности государственной политики по преодолению бедности в Украине

Как известно, в Украине низкая эффективность экономического реформирования и недейственность законодательного механизма социальной направленности вызвали расслоение населения за уровнем материального обеспечения, привели к распространению бедности, маргинализации граждан, состоялось обострение кризиса занятости, сужение воспроизведения человеческого потенциала, ухудшение состояния здоровья и жизнедеятельности населения, которое стало угрозой для развития человеческого, трудового и интеллектуального потенциалов украинского общества. В стране с относительно однородным составом населения за короткий срок образовалась узкая прослойка богатых и очень богатых людей одновременно с массовым обнищанием граждан. Большинство людей не имеет даже того ровня доходов и социальных гарантий, которые были раньше, что продуцирует физическую деградацию и моральную дезориентацию народа.

При распределении социальных благ и реальном доступе к ним имеет место нарушения принципов равенства прав. Общей есть тенденция невыполнения конституционных гарантий относительно безвозмедности социальных услуг в государственных заведениях здравоохранения, образования, предоставление социального жилья и т.п.. Как свидетельствуют результаты социологических исследований [67], свыше двум третям населения Украины не хватает стабильности в обществе и социальных гарантий, которые обеспечивают ощущение уверенности в завтрашнем дне.

Существующая система социальной защиты, в частности, социальная помощь и социальные компенсации не защищают малообеспеченные слои населения от бедности. Неэффективное перераспределение доходов и несправедливое распределение государственных трансфертов, направленных на социальную поддержку граждан, провоцируют завышенные ожидания от государства. Государственная политика относительно преодоления бедности через механическое выравнивание доходов социально впечатлительных групп населения не имеет комплексного характера и дает лишь временный эффект, который, в конечном счете, приводит к большим социальным расходам из государственного бюджета, но не решает проблему масштабной бедности. Таким образом, в Украине есть актуальным создание такой системы социальной защиты населения, которая способная адекватно реагировать на социально-экономические риски и будет оказывать содействие уменьшению бедности во всех группах населения.

Фундаментальными причинами бедности в украинском обществе выступают государственно-управленческие и социально-экономические факторы, а также противоречие между требованиями рыночной системы хозяйствования и социальными ценностями, жизненными установками и ориентациями, присущими постсоветскому массовому сознанию.

Политика государства относительно преодоления бедности обусловленная разногласиями общественного развития, вызванными формированием и следствиями рыночной экономики. Состоялось превалирование характерных особенностей и механизмов либеральной модели общественного отношения, которой присущая субсидиарная государственная политика, которая помогает исключительно тем, кто не получает минимум жизненных средств собственными силами. Вместе с тем отечественная система социальной поддержки, социальной защиты тяготела к социал-демократической модели с высокими социальными гарантиями не только для малообеспеченных граждан, а и для всего населения. Подтверждением последнего является украинская система социальных и профессиональных льгот, которая ныне охватывает почти половину населения. Если рассчитать все количество льгот, которые содержатся в нынешнем законодательстве, то для их обслуживания необходимая сумма, соразмерна приблизительно половине государственного бюджета Украины [59, с.143].

Хаотичное объединение разных моделей общественного отношения, несистемное, фрагментарное применение их компонентов в стратегических направлениях привели к несогласованию между собой цели, средств и механизмов ее достижения. Диагностика патологических явлений в общественной и политической жизни Украины удостоверяет, что готовые рецепты разных моделей общественного развития противоречили между собой, старание их ввести на отечественных территориях происходило без учета заметной разности в экономических ресурсах, традициях, социальном опыте, ментальности и т.п..

Соответственно, невозможным оказалось применять механизмы социальной защиты населения, присущие промышленно развитым странам с высоким уровнем жизни и социальных гарантий. В таких государствах эффективную борьбу с бедностью ведут в условиях стимулирования национального производства и использование источников самообеспечения: труда и предпринимательства. Все экономические, финансовые и другие инструменты макроэкономической и региональной политики должны быть направлены на это оживление.

Вместе с тем Украина вынужденная была применить подход, характерный для стран, которые развиваются. Поскольку доходы значительной части людей весьма низкие, распределение социальной помощи, в том числе продовольственной, медицинской, коммунально-бытовой, просвещенской и т.п., становится по сути основным методом поддержки миллионов тех, кто бедствует. Такой подход является тупиковым, дестабилизирующим и, на наш взгляд, по ошибке положенный в основу нынешней государственной политики в сфере социальной защиты населения Украины.

Итак, государство оказалось неспособной проводить полноценную социальную политику и адекватно решать проблемы.

С другой стороны, амбивалентность массового сознания, отсутствие новой парадигмы социальных ценностей украинского общества привело к тому, что бедные слои населения пользуются бывшими нормами и ценностями, которые оправдывают их пребывания в таком состоянии. Государственный патернализм, обусловленный авторитарным административно-командным стилем управления и советской действительностью, породил установки на социальное иждивенчество, ограниченность нужд, слабую экономическую активность, отсутствие мотивации достижения и т.п..

Следствием традиционного патернализма являются перекладывания решения имеющихся проблем на государство и пассивное ожидание положительных изменений и реформ, отсутствие воли, инициативности и желание изменить ситуацию, отказ человека от собственной активности относительно своей жизни, инертность, стереотипность мышления и поведения. Т.е. в сознании этой части граждан крепко закрепилось убеждение, которое благосостояние - это предмет ответственности государства. Итак, часть населения перекладывает решение собственных проблем исключительно на органы государственной власти, которая ведет к социальной пассивности, формированию безответственности за себя и за свое будущее.

Как следствие, мероприятия, которые осуществляло государство для снижения масштабов бедности, не давали нужного социально-экономического эффекта. По нашему мнению, Стратегия преодоления бедности от 15 августа 2001 года содержала рецепты преодоления следствий бедности, а не преодоление причин ее углубления и распространение в украинском обществе. Были предложены основные принципы государственной политики относительно преодоления бедности, а не ее механизмы. Правильно обозначенные объекты помощи от государства, а субъекты, где ключевым есть человек работы, не приобрели надлежащую роль и места в соответствующих процессах. Комплекс мероприятий по преодолению бедности в Украине, на наш взгляд, ограничивался лишь пассивными методами социальной политики, которые несостоятельные кардинально изменить ситуацию. Те мероприятия, которые механически повышают размеры социальной помощи на небольшие проценты к мизерной сумме государственной помощи, которая выплачивается малообеспеченным слоям населения, не просто не обеспечивают ожидаемый эффект, а и препятствуют возможностям действительно повысить уровень жизни этим категориям граждан.

Соответственно, гуманистическая цель и предложенные средства не согласовывали между собой. Поэтому Стратегия преодоления бедности в Украине и не достигла поставленной цели, ее нереально было реализовать в полной мере задекларированными мероприятиями. За оценкой ученых НАН Украины [60, с.270], реализация указанной Стратегии и государственная политика относительно преодоления бедности не дали ожидаемых результатов, ведь за весь период не было решено двух основных проблем: уменьшение рисков бедности среди домохозяйств с детьми и среди сельского населения. Такое состояние обусловило принятие Указа Президента Украины «О неотложных мероприятиях по преодолению бедности» [1]. Новый Указ Президента Украины делает акцент на необходимости создания общегосударственной программы преодоления и предотвращение бедности в Украине на 2010-2015 года. Если снова ограничиться планом мероприятий без конкретных механизмов их реализации, то, по нашему мнению, разработка очередной программы борьбы по бедностью будет лишено принципиально новых подходов к решению этой проблемы, будет свидетельствовать о фрагментарности государственной политики, сужение ее к возможности преодоления следствий, а не ликвидации причин. Мероприятия не должны выходить с упрощенного понимания рисков бедности для отдельных категорий населения, ведь это приводит, с одной стороны, к неэффективному расходованию бюджетных ресурсов на социальную защиту, а со второго - к нарушению структурных соотношений в экономике и разбалансировка экономической системы.

Для решения конкретных практических задач из преодоления бедности в Украине необходимо осуществить анализ основных рисков бедности и состава бедного населения, исследовать причины настоящего состояния и предусмотреть следствия и перспективы на будущее. Украинскому обществу присущий высокий уровень бедности среди экономически активного населения, которое связано как с высоким уровнем безработицы, так и с низкой заработной платой или долгодействующей задержкой ее выплаты. Сегодня 79% бедных составляют домохозяйства, в которых проживает хотя бы одно работающее лицо [6, с.35]. Широкомасштабная бедность сформировалась в работающих в бюджетной сфере и в стагнирующих областях промышленности. Бедность остается распространенным явлением среди семей с детьми с обеими работающими родителями - почти треть семей с детьми являются бедными, что в 1,7-2 раза превышает бедность в домохозяйствах без детей [6, с.36].

Среди домохозяйств без детей наиболее плохая ситуация традиционно наблюдается в домохозяйствах, где все лица старше 75 лет, ведь лица старших вековых групп не могут заработать дополнительный к пенсии доход.

На дифференциацию населения за доходами влияют также регион проживания и размер населенного пункта. Высочайший уровень бедности наблюдается в сельской местности, в столице уровень бедности традиционно наиболее низкий. Проблема бедности имеет еще и инфраструктурное измерение - жители сел и малых городов значительно ограниченные в доступе к качественным медицинским, культурно-образовательных и бытовых услуг.

На фоне стабилизации показателей относительной бедности всего украинского населения возрастают уровень и глубина бедности крестьян. Если в 1999 году уровень бедности, глубина бедности и уровень убожества между городом и селом существенным образом не отличались, то в 2008 году уровень бедности в сельской местности составлял 38,2%, что почти в два раза превышает уровень бедности в городе; уровень убожества в сельской местности 22,2% против 9,5% в городе; глубина бедности в сельской местности 26,3%, в городе - 20,9% [66, с.272].

Кроме проблемы монетарной бедности для Украины характерные значительные масштабы депривации, т.е. бедности по условиям жизни. Наиболее актуальными аспектами депривации разных категорий населения специалисты [6, с.38] определяют ненадлежащие жилые условия, высокую стоимость услуг по здравоохранению, невозможность полноценного отдыха, отсутствие социальной инфраструктуры.

Определяя дальнейшие пути преодоления бедности в Украине, нужно исходить из того, что трудоспособная часть населения должны быть обеспечена работой и достойной заработной платой, которая даст возможность искоренить бедность среди работающих граждан и значительно снизить уровень бедности среди малообеспеченных, социально впечатлительных слоев населения, а также станет подпочвам для формирования среднего класса - основы стабильности общества.

Необходимая принципиальная коррекция политики доходов через перенесение акцентов из поддержки социально впечатлительных слоев населения на стимулирование эффективной экономической деятельности трудоспособных граждан. При этом актуальными мероприятиями являются уменьшения безработицы, сокращение низкооплачиваемой и «теневой» занятости, а также устранение хронической диспропорции между результативностью работы и заработной платой, обеспечение роста реальной заработной платы как основного источника денежных поступлений населения и важного стимула к трудовой активности согласно росту ВВП. Важным остается комплекс мероприятий по содействию укреплению позиций среднего класса через развитие малого и среднего бизнеса.

Спешному вопросом уменьшения бедности нынешних и будущих пенсионеров есть проводки пенсионной реформы, а именно постепенный переход от выплаты пенсий, которые назначаются на льготных условиях или за выслугу лет из солидарной системы к негосударственным пенсионным фондам, а также внедрение обязательной накопительной пенсионной системы.

Для недопущения распространения бедности среди социально впечатлительных слоев населения целесообразно расширить спектр возможностей для трудоустройства людей с особыми нуждами и занятости людей преклонного возраста. В этой связи следует заимствовать проверенный временем опыт экономически развитых стран.

С целью преодоления бедности в украинском обществе должны быть пересмотрены подходы к платным медицинским и образовательным услугам для малообеспеченных категорий населения, особенно для детей, которое нуждается в разработке механизма реализации конституционных прав граждан на безвозмездные образование и здравоохранение. Вместе с тем необходимо обеспечить доступ экономически активного населения к предоставлению качественных медицинских услуг через формирование полномасштабной системы медицинского страхования.

Решение проблемы бедности в Украине невозможное без модернизации системы государственной социальной помощи и создание современной системы социальных услуг. Нуждается в кардинальном реформировании система предоставления льгот [30], должны быть пересмотрены подходы относительно жилой политики, в том числе строительства и предоставление социального, льготного жилья. Для предотвращения распространения хронической бедности необходимо обеспечить такое распределение имеющихся социальных средств, за который их получат именно те, кто имеет острую потребность. Важно усилить предоставление адресной социальной помощи, прежде всего, в социально неблагополучных, депрессивных регионах, где наблюдаются большие масштабы бедности и уровень жизни населения значительно ниже средний, а также предоставить больше полномочий местным органам власти относительно предоставления целевой адресной помощи.

Снижению уровня бедности также будет оказывать содействие усовершенствование системы государственных социальных стандартов и гарантий. В частности актуальным есть пересмотр методики расчета прожиточного минимума, учитывая региональные особенности уровня и глубины бедности. С целью предотвращения распространения бедности на селе необходимо улучшать социальную инфраструктуру в сельской местности. Особого внимания на современном этапе преодоления бедности нуждаются в вопросе поляризации доходов, т.е. увеличение разрыва между бедными и богатыми прослойками населения. В этой связи соглашаемся с отечественными научный работниками [6, с.41] в том, что избежание чрезмерной дифференциации доходов и достижение их более справедливого распределения нуждается в кардинальном реформировании системы первичного перераспределения доходов, в частности, не облагать налогами доходы в пределах прожиточного минимума, а ввести ряд налогов на богатство, чрезмерную недвижимость и наследство и т.п.. Следует применить опыт европейских стран, где больше налогов на потребление, меньше - на заработную плату.

Преодоление бедности невозможно без учета особенностей общественного развития Украины, которая обуславливает современные подходы к разработке и осуществлению соответствующей государственной политики. Анализ причин нынешнего состояния бедности в украинском обществе удостоверяет, что ее преодоление должны происходить через повышение уровня и качества жизни трудоспособных лиц, а не только беднейших прослоек населения. Указанное требует комплексной системы мероприятий и соответствующих изменений в социальной защите.

Решение проблемы бедности и низкого уровня социальной защиты населения в Украине нужно связывать не только с экономическим развитием, а и с существующей системой социальных ценностей, эффективностью деятельности государственных институтов, действенностью механизмов государственного управления социальным развитием, результативностью сотрудничества органов государственного управления, местного самоуправления и общества, граждан.

Отсутствие системного подхода к реализации политики государства нивелирует усилие органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления, тормозит общественный прогресс, приводит к разочарованиям и снижению доверия населения к власти, формирует в массовом сознании социальный пессимизм. Государственное мышление предусматривает аналитичность, прагматичность и стратегичность. Без системного, стратегического мышления невозможно осуществлять комплексные реформы, тяжело координировать взаимообуславливающую составляющую государственной политики, формировать перспективы общественного развития. Итак, преодоление бедности нуждается в концептуальной стратегии системы социальной защиты населения. Соответственно, целостность, концепционность и прогнозируемость государственной политики в сфере социальной защиты населения приведет к значительному снижению уровня бедности в Украине.

5. Зарубежный опыт борьбы с бедностью (на примере Канады)

В Канаде существует комплекс финансируемых и управляемых государством социальных служб и программ, которые составляют систему социального обеспечения: social security system, social safety net, welfare state. Корни этой системы уходят в индустриальное развитие страны середины XIX века. Но подлинное «госу­дарство благосостояния» было создано в Канаде лишь после социальных потрясений, вызванных двумя мировыми войнами и депрессией 1930-х годов. В период с конца 1920-х до 1960-х годов были введены в действие государственные программы службы помощи гражданам и их семьям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях: в случае болезни, увечья, инвалидности, старости, беднос­ти и безработицы. В 1960-х и 1970-х годах они продолжали развиваться в отдельных областях, но затем в 1980-х и 1990-х последовал период сокра­щения государственных расходов. В связи с ростом государственного долга и бюджетного дефицита система социального обеспечения была реорганизована.

До создания государственной системы социального обеспечения граждане и их семьи получали поддержку от родственников, соседей, церкви, благотворительных организаций и местных общин. Конституционный акт 1867 года определил сферы компетенции федерального правительства и правительств провинций. В то время проблемам социального обеспечения в центре уделялось мало внимания и считалось, что они должны быть в компетенции провинций. Рост социальных расходов опустошал бюджеты провинций, и постепенно федеральное правительство было вовлечено в финансирование помощи безработным, а затем и здравоохранения. Были внесены соответствующие поправки в конституцию, разрешающие федеральному правительству действовать в сферах юрисдикции провинций, относящихся к этим важным компонентам системы социального обеспечения. Распределение обязанностей между федеральным правительством и про­винциями в области социального обеспечения никогда не было окончательно установлено, и канадская система социального обеспечения сохраняет следы постоянной борьбы вокруг этого.

События двух мировых войн и депрессии 1930-х годов стали тяжелым испытанием для канадцев. Однако они привели к постепен­ному развитию системы социального обеспечения, гарантировавшей канадцам минимальный уровень жизни. К середине 1960-х годов в Канаде были созданы основные элементы системы социального обеспечения, оформленные законодательно. Были приняты следующие законы: Акт о страховании занятости (1935 г.), Акт о страховании по безработице (1940 г.), Акт о семейных пособиях (1944 г.), Акт об обес­печении старости (1951 г.), Акт о страховании больничной помощи и диагностическихуслуг (1957 г.), Канадский и Квебекский пенсионные планы (1965 г.), Канадский план помощи (1966 г.) и Акт о медицин­ской помощи (1966 г.).

Однако внимание к социальным проблемам не сводилось к при­нятию этих законодательных актов. В 1960-х гг. «вторая волна феми­низма» привела к созданию Королевской комиссии по положению женщин. Женские проблемы продолжали привлекать внимание об­щественности и в последующие годы. Были установлены отпуска по беременности и родам, приняты решения для обеспечения справед­ливости в сфере занятости и оплаты труда, в области страхования занятости, пенсионной системы.

Принятая в 1982 г. Хартия прав и свобод провозглашала равен­ство женщин с мужчинами как фундаментальную основу канадского общества. В 1995 г. правительство Канады обязалось разработать и внедрить инструменты и методологию для проведения гендерного анализа. Чтобы обеспечить гендерное равенство, все действия пра­вительства должны были по возможности рассматриваться с точки зрения потенциальных гендерных различий.

Взаимоотношения между федеральным и провинциальными пра­вительствами играли важную роль в формировании системы социальной защиты в Канаде. Федеральные трансферты были эффективным средством вовлечения федерального правительства в сферы, подле­жащие юрисдикции провинций (такие, как здравоохранение, про­фессиональное образование, социальное обеспечение). Однако увеличение стоимости этих программ привело в итоге к сокращению транс­фертов и соответствующих национальных стандартов. В начале 1990-х годов федеральное правительство Канады, озабоченное долговым и кредитным кризисами, начало сокращать социальные расходы. Про­винции последовали этому примеру. Наметилась тенденция переме­щения социальных расходов с федерального уровня на провинциаль­ный, а с провинциального на муниципальный.

В дополнение к передаче ответственности на более низкие уров­ни власти появилась также тенденция передачи некоторых социальных услуг в ведение благотворительных организаций и частных фирм (на­пример, уход на дому, частные клиники, частные детские сады). Канада, как и большинство западных стран, адаптируется к условиям глобальной экономики путем уменьшения общих налогов, ограниче­ния вмешательства правительства в рыночные механизмы, привати­зации социальных услуг и предприятий коммунального хозяйства, снижения экологических стандартов. Эти обстоятельства помогают понять современное состояние системы социальной защиты в Канаде.

Значение всесторонней государственной стратегии социальной защиты невозможно переоценить. Тяжелые экономические условия и скудость социального обеспечения сказываются на взаимоотноше­ниях людей. Высокий уровень безработицы, бедность и социальная эксклюзия оказывают пагубное воздействие на социальную солидар­ность. Экономическое неравенство также негативно влияет на здоро­вье людей. Недавно проведенное в Канаде исследование показало, что экономические и социальные условия жизни канадцев имеют боль­шее влияние на сердечные заболевания, чем диета, физическая ак­тивность или курение. Было установлено, что низкие доходы и свя­занное с этим исключение людей из полноценного участия в жизни общества вызывают сердечно-сосудистые заболевания. Чувство не­уверенности и потеря контроля над принятием жизненно важных ре­шений порождают высокий уровень стресса. «Считается, что хрони­ческий стресс прямо увеличивает уровень преждевременной смертно­сти через заболевания иммунной и нейроэндокринной систем и кос­венно через негативную поведенческую реакцию — курение, злоупот­ребление алкоголем и насилие». Экономическое развитие и здоровье населения зависят от доступности производительного труда, равен­ства, экономической и социальной справедливости. Перераспреде­ление ресурсов в пользу бедных совершенствует экономику в целом и способствует социальной сплоченности, а также умственному и пси­хическому здоровью населения.

 

Организация социальной помощи. Социальная помощь в Канаде включает рад программ и служб, организация которых различается по провинциям и терри­ториям. Социальная помощь обедневшим канадцам является важ­ной стратегией помощи людям в преодолении трудностей. Типы про­грамм и услуг изменялись с течением времени. Приведем краткий исторический обзор того, как канадское государство оказалось вовле­ченным в оказание социальной помощи и как теперь оно отказывает­ся от этой роли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.