Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса




 

С повышением цен на продукцию предприятия можно ожидать снижения спроса на нее. Активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на продукцию предприятия. В то же время с ростом доходов населения предприятие может рассчитывать на расширение покупательного спроса и, соответственно, увеличение сбыта предлагаемой продукции. Однако как изменится величина спроса при повышении или понижении цены продукции? Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и, соответственно, уменьшения сбыта. Поэтому для предприятия при планировании объема и структуры производства важно знать, какое воздействие на величину спроса могут оказать изменения цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.

Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, насколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1 %. Другими словами, эта величина измеряет чувствительность объема спроса к изменению цены товара при условии, что остальные факторы, влияющие на спрос, неизменны. Показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса (EP) определяется по формуле:

, (4.1)

где ΔQ – прирост величины спроса, %;

ΔP – прирост цены, %.

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается – величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается). Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, процентное изменение цены в данном случае приведет к большему процентному изменению величины спроса. Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае процентное изменение цены повлечет за собой меньшее процентное изменение величины спроса. При коэффициенте эластичности, равном 1, говорят о единичной эластичности. Процентное изменение цены в этом случае приводит к такому же процентному изменению величины спроса.

Рассмотрим два варианта графиков спроса (рис. 4.7, 4.8).

Рис. 4.7. Вариант 1

P 0 = 300 р.; P 1 = 200 р.; Q 0 = 10 шт.; Q 1 = 30 шт.

Рис. 4.8. Вариант 2

P 0 = 300 р.; P 1 = 200 р.; Q 0 = 10 шт., Q 1 = 12 шт.

 

Снижение цены с Р0 до Р1 на 100 р. (на 33 %) (рис. 4.7) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1 на 20 шт. (на 200 %). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. больше 1, и спрос эластичен. Выручка от реализации увеличится с 3000 р. (300*10) до 6000р. (200*30), т.е. вырастет в 2 раза. Заштрихованные прямоугольники А и В показывают выручку от реализации продукции до и после снижения цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника B больше площади прямоугольника А в 2 раза.

Снижение цены на 100р. с Р0 до Р1 (рис 4.8) увеличит величину спроса только на 2 шт. Выручка от реализации при этом упадет с 3000 р. (300*10) до 2400р. (200*12). Естественно, что при такой ситуации предприятие не будет снижать цену своей продукции, опасаясь снижения своих доходов.

Существуют два крайних случая. В первом случае возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повышается), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена будет снижена). Спрос при этом является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Такое возможно на совершенно конкурентном рынке или в условиях инфляции в ожидании повышения цен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. 4.9)..

 

Рис. 4.9. Спрос абсолютно эластичен

 

Другой крайний случай представляет собой пример абсолютно неэластичного спроса: изменение цены не отражается на величине спроса, например, цены на хлеб, на соль. График абсолютно неэластичного спроса выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси (рис. 4.10).

 

Рис.4.10. Спрос абсолютно неэластичен

 

Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может варьироваться от нуля до бесконечности:

– спрос эластичен;

– спрос неэластичен;

– спрос с единичной эластичностью.

Для измерения эластичности спроса по цене необходимо подсчитать процентное изменение величины спроса, процентное изменение цены и соотнести их:

, (4.2)

где Q 0 и Q 1 – спрос до и после изменения цены; Р 0 и Р 1 – цены до и после изменения.

Важным фактором, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможность для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар. Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос менее эластичен, чем в долгосрочном.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.