Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект и предмет библиотековедения




Важным теоретическим вопросом библиотечной теории, как и любой иной теории, является вопрос о её объекте и предмете. Это один из проблемных вопросов библиотечной науки.

Объект библиотековедения — это то, что противостоит субъекту (библиотековеду) в его познавательной деятельности, то, на что направлено изучение.

Предмет – это аспект объекта, изучаемого данной наукой.

Проблема объекта и предмета библиотековедения является дискуссионной. С XIX в. началась разработка этих определений. До 70-х годов XX в. объект и предмет библиотековедения не различались: Объект библиотековедения — библиотечное дело. Лишь в 1976 году было предложено (А.Я. Черняком) развести понятия объекта и предмета библиотековедения, что стало следующим шагом в самопознании библиотековедения. В 70-80-е гг. высказывались разные точки зрения на предмет библиотековедения: выявление и исследование закономерностей, принципов формирования и развития библиотечных систем, взаимодействие библиотек и т.д. Они определяют не предмет, а задачи библиотековедения.

В последние годы в связи с широким распространением в науке системного подхода к библиотеке стали говорить о системном объекте библиотековедения, состоящем из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

В большинстве случаев объектом библиотековедения признавалось библиотечное дело. Существуют 6 концепций библиотечного дела, исходя из которых, выделяют и объект библиотековедения:

1. Эпистемологическая («знаниевая»): сущность библиотечного дела - в оперировании знаниями.

2. Функционально-технологическая: библиотечное дело - совокупность процедур комплектования фондов, их организации и обслуживания читателей.

3. Социально-функциональная: библиотечное дело выступает как область информации, культурно-просветительной и образовательной деятельности.

4. Институциональная: библиотечное дело—совокупность библиотек, имеющихся на некоторой территории.

5. Информационная: библиотечное дело - одна из областей информационной деятельности.

6. Документалистская: библиотечное дело – подсистема документных коммуникаций.

Все вышеперечисленные концепции отчасти верны, но они являются неполными и односторонними. Полное представление об объекте библиотековедения дает системно-деятельностный подход, согласно которому библиотечное дело представляет собой одну из областей человеческой деятельности, а библиотека – систему, состоящую из нескольких элементов. Базируясь на этой точке зрения, Н.Карташов и В.Скворцов предложили в качестве объекта библиотековедения рассматривать триаду или систему, состоящую из трёх элементов: 1) информация в виде публикаций; 2) читатель; 3) библиотекарь. Предметом библиотековедения ими было названо обеспечиваемое библиотекарем массовое по масштабам явление, индивидуальное по формам реализации взаимодействие читателей с информацией в виде публикаций.

Н. Столяров существенно доработал данную концепцию и предложил в качестве объекта библиотековедения считать библиотеку как систему, состоящую из четырёх элементов, а предметом – отношения и взаимосвязи элементов системного объекта библиотека, как между собой, так и с внешним окружением.

Данная концепция на сегодняшний день является наиболее разработанной, доказательной и признаётся большинством отечественных библиотековедов.

Таким образом, Объект библиотековедения это библиотека как система, состоящая из четырёх элементов: библиотечного фонда, контингента пользователей, библиотечного персонала, материально-технической базы.

Однако предмет библиотековедения следует обозначить несколько иначе, нежели было предложено Столяровым. Исходя из положения о том, что предмет – это те стороны или аспекты объекта, которые исследуются наукой, логично определить предмет библиотековедения следующим образом:

Предмет библиотековедения – это теория, история, организация, технология и методика библиотечной деятельности (Библиотеки)?

Однако, в последнее время выдвигаются точки зрения о необходимости переосмысления объекта библиотековедения в соответствии с современными реалиями.

Например, Ю.Мелентьтева считает, что современное библиотековедение не должно больше удовлетворяться концепцией Столярова, которая, не выдерживает проверки изменениями, произошедшими с библиотекой на данном этапе. Сегодня, когда библиотека – это не только «книга, читатель, библиотекарь и материально-техническая база», но и информационные технологии, и технологии управления, и социальные связи библиотеки, и профессиональные коммуникации и многое другое, когда библиотека представляет собой сложный, самоорганизующийся, нелинейно развивающийся организм, относительно самостоятельная часть которого является также частью более сложного целого, и поэтому, чтобы библиотековедение считалось вполне «равноправной» наукой, надо вывести ее на уровень современных научных требований, нужно исследовать и показать, как изменился объект библиотековедения, его предмет, как изменились законы этой науки, методы, сама методология.

Надо отметить, что такие исследования уже появляются. Все чаще возникают работы, в которых библиотека рассматривается как сложный, живой организм18, меняющий статус и смысл своего существования19 на наших глазах. Значительный интерес представляют собой концепции В.П. Леонова, М.С. Слободяника, A.M. Стахевича, А.С. Чачко и др.20

Так, В.П.Леонов предложил рассматривать в качестве объекта библиотековедения не библиотеку, не библиотечное дело, а библиотечный процесс 21, близко к этому понимание других петербургских ученых, предлагающих вернуться к пониманию в качестве объекта библиотековедения библиотечной деятельности. Эти подходы представляются весьма продуктивными для развития теории библиотековедения, хотя справедливо замечено, что ни библиотечный процесс, ни библиотечная деятельность не могут быть объектом библиотековедения, поскольку они протекают в рамках другого объекта – библиотеки22.

Ю.Мелентьева предлагает считать объектом познания в библиотековедении эволюцию библиотеки в пространстве и времени», а предметом познания – часть (временной отрезок, направление деятельности, процесс и т. п.) этой реальности.

Определение объекта науки как «эволюции библиотеки во времени и пространстве» позволяет ввести в процесс изучения и увидеть в динамике все новые, возникающие в реальности явления, технологии, тенденции и т. п., а также временные и пространственные трансформации библиотеки как социального института, как части русской и мировой культуры и т.п.

Библиотека при этом понимается как сложный многофункциональный социальный институт, нелинейно развивающийся как интенсивно (под влиянием широкой социальной среды, результатов сопредельных наук и областей знания), так и экстенсивно (под влиянием внутренних сил).

 

Самостоятельно для семинара: Мелентьева Ю.П. Объект современного библиотековедения // Библиотековедение. – 2004. – № 6. – С.26-31.

Различные точки зрения на объект, предмет библиотековедения и его статус вызывают к жизни и различные концепции или парадигмы структуры, или внутренней организации библиотековедения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.