Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Библиотечные системы и сети РБ




Более подробно о методах исследования – в пособии Крейденко В.С. Библиотечные исследования: учебно-методическое пособие. – М., 2007).

Метод индивидуальной работы с читателями.

Специальные методы библиотечных исследований

Частнонаучные методы.

Опрос – это сбор первичной информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых. Это незаменимый источник сведений об объективных процессах библиотечного дела и их отражении в общественном сознании. Существуют два вида опроса: 1) интервью или устный опрос (есть формализованное, то есть по заранее разработанным вопросам и свободное или спонтанное); 2) анкетирование (заочный опрос с помощью отпечатанных вопросников. Бывает групповое, индивидуальное, почтовое).

Метод экспертных оценок – исследователь получает от экспертов (это могут быть библиотекари, обладающие глубокими теоретическими знаниями и большим практическим опытом) информацию, основанную на их опыте, практике и анализирует её.

Виды: индивидуальный и коллективный.

Контент-анализ – его сущность сводится к выделению в сообщении необходимых с точки зрения исследования смысловых единиц, которые называются единицами наблюдения. Затем определяют частоту их употребления, соотношение различных элементов сообщения друг с другом в рамках одного документа или их совокупности. На основе такого анализа делаются выводы, подтверждающие или опровергающие гипотезу.

В библиотечном деле контент-анализ употребляется для изучения документов, которые отражают прошлое, настоящее или будущее библиотек, проблемы чтения, особенности обслуживания читателей и т. д.

Метод изучения библиотечного фонда – 1) статистический метод – когда из статистических отчётов берутся основные и производные данные (книговыдача, читаемость, книгообеспеченность) и делается анализ этих показателей; 2) библиографический метод – смысл в том, что содержание нового библиографического показателя сравнивается с разделом каталога, который отражает фонд, для того, чтобы выявить все ли новые документы по определённой теме присутствуют в фонде; 3) аналитический метод – по книжному формуляру делается подсчёт количества записей о выдаче документа на протяжении года. Выявляется читаемость, обращаемость каждой книги.

Метод анализа карточек обратной связи – позволяет определить уровень эффективности научно-информационной работы в библиотеке.

 


Вопросы.

1. Понятия «система библиотек» и «сеть библиотек». Закономерности и принципы формирования библиотечных сетей.

2.Сети публичных библиотек. ЦБС. НББ. ОУНБ.

3. Сеть б-к НАН РБ.

4. Сеть научно-технических библиотек республики

5. Сеть медицинских б-к

6. Сеть б-к агропромышленного комплекса.

7. Сети библиотек учебных заведений.

8. Б-ки органов власти.

В основе организации и функционирования библиотечного дела лежит принцип системности или системный подход. Данный подход предполагает, что библиотеки образуют разнообразные (централизованные и кооперированные) объединения на локальном, региональном или национальном уровнях, которые обозначаются термином «библиотечные системы». Согласно определению, данному в терминологическом словаре «Библиотечное дело» (1995 г.), библиотечная система – это совокупность библиотек разных типов и видов, разной ведомственной принадлежности, объединённых общностью основных задач и принципов деятельности в целях оптимизации обслуживания населения, функционирующих как единое многоступенчатое целое в масштабах страны или определённого региона. Например, библиотеки РБ, независимо от подчинённости, составляют единую систему.

Кроме библиотечных систем существует такое понятие как библиотечная сеть. Библиотечная сеть, в свою очередь, определяется как «совокупность библиотек, организованных по признаку принадлежности к министерству, ведомству, общественной организации, управляемая единым центром и объединенная общностью выполняемых задач». Различают: общегосударственную, ведомственную (отраслевую) библиотечные сети, а также библиотечную сеть общественных организаций. Например, выделяют общегосударственную сеть библиотек, сеть технических библиотек, сеть профсоюзных библиотек.

Давайте рассмотрим процесс формирования библиотечных систем и попытаемся выявить принципы, на которых он осуществляется.

Формирование библиотечных систем – процесс объективный, который порождается общими закономерностями развития науки, производства, образования, научно-технической информации, информационных потребностей. Существующие на современном этапе глобальные процессы интеграции, взаимопроникновения и взаимодействия наук вызывают комплексные проблемы, требующие для своего разрешения синтеза многих наук, что приводит к качественным изменениям в содержании информационных потребностей. Они приобретают общенаучный и межотраслевой характер, возникают на пересечении, казалось бы, очень далёких друг от друга наук, а именно естествознания и техники с гуманитарными отраслями знания: математики с социологией и лингвистикой, техники с психологией и эстетикой, и т. д. Поэтому в практической работе библиотек на современной этапе очень трудно провести грань между различными отраслями знания и выделить определённые отраслевые, специализированные библиотеки. В данный момент происходит процесс появления специальных библиотек возникающих на стыках наук, удовлетворяющих информационные потребности специалистов пограничных и синтетических наук. Идёт процесс интегрирующей специализации, которая уже не разделяет библиотеки, как прежде, а объединяет их. В связи с тем, что и традиционные классические науки подвержены воздействию этого процесса, классическая специализация библиотек в наше время становится в значительной мере условной.

Кроме того, одной из причин, обусловливающей создание библиотечных систем, является и динамизм современного научно-технического развития, изменения структуры науки и производства. Эти процессы усиливают профессиональную мобильность специалистов, которая периодически требует их переквалификации. Отсюда можно сделать вывод о динамичности, постоянном процессе развития и расширения существующих, появлении и приумножении новых информационных потребностей. Постоянное изменение их содержания создаёт большие трудности для автономных библиотек в стремлении предвидеть заранее, какая литература потребуется для их удовлетворения.

Таким образом, из анализа общих закономерностей развития науки, производства, информационных потоков и потребностей, можно сделать общий вывод, что в современных условиях комплектовать, организовать, хранить сложный поток публикаций, а также обеспечить поиск и предоставление читателям нужной информации отдельные, изолированные библиотеки и ведомственные библиотечные сети уже не способны. Им нужно объединяться.

Важным регулятором и стимулом формирования библиотечных систем является и развитие экономических отношений. В современной ситуации, отдельные самостоятельные библиотеки при слабом государственном финансировании и недостаточной самоокупаемости, не могут приобрести всю нужную им литературу по всем отраслям знания, а также испытывают нехватку в помещения для её хранения. Один из наиболее эффективных способов выхода из сложившейся ситуации – взаимоиспользование библиотечных ресурсов с помощью кооперации и координации. Это обеспечит условия для маневрирования всеми видами ресурсов, включая трудовые, материальные и финансовые, что не может быть реализовано в отдельно взятой библиотеке.

Также процесс интеграции библиотек становится объективно неизбежным при внедрении новых информационных технологий, ведь высокие экономические затраты по их внедрению требуют осуществления их на межведомственной основе.

В условиях библиотечной системы может быть преодолён, с одной стороны, рост фондов отдельных крупнейших библиотек, и с другой – увеличение числа небольших и карликовых библиотек. Достигается рациональное сочетание небольших, средних и крупных библиотек. Их развитие может идти не только путём роста фондов, но, главное, через функциональную специализацию, то есть через придание каждой библиотеке соответствующих функций в рамках библиотечной системы. В результате объединения целого ряда ранее автономных библиотек в крупную библиотечную систему небольшие библиотеки превращаются в подразделения (филиалы, отделения) объединения. Вовлечение их в библиотечную систему на основе специализации и технологической привязки к крупной центральной библиотеке ведёт к повышению эффективности библиотечного дела, когда достигается наиболее полное удовлетворение потребностей в литературе и информации, рациональное использование фондов, технических средств, финансов, кадров, высокое качество справочно-библиографического обслуживания, техническое взаимодействие.

Таким образом, возникает многобиблиотечная, или комплексная концентрация фондов, обладающая преимуществами, связанными как с крупными размерами фондов, так и с их глубокой специализацией и координацией. В рамках библиотечной системы каждая библиотека не только сохраняет, но и воспроизводит свои ресурсы на более высоком уровне. Овладевая принципами и методами формирования и использования библиотечных ресурсов, удовлетворения читательских запросов в масштабах всей библиотечной системы, каждая из библиотек избавляется от необходимости приспосабливать свои ресурсы к случайно складывающейся конъюнктуре читательского спроса, приобретает устойчивые условия для выполнения своих задач.

Таким образом, процесс формирования библиотечных систем – это процесс объективно необходимый, причинно обусловленный, имеющий конкретную направленность и осуществляющийся в соответствии с основными библиотечными целями. Он выступает как специфическая закономерность библиотечного дела.

Формирование библиотечных систем осуществляется не стихийно, а на основе определённых принципов.

1. В основе формирования, функционирования и развития библиотечных систем лежит главный системообразующий признак – взаимодействие, то есть совокупность определённых связей, отношений сотрудничества библиотек, которые направлены на наиболее полное удовлетворение информационных потребностей, рациональное формирование и эффективное использование библиотечных ресурсов и предопределяют приобретение библиотечной системой новых свойств, обеспечивающих взаимодополнение и взаимопомощь библиотек, их мобильность и эффективность.

По направлениям или содержанию деятельности библиотечные связи подразделяются на связи в областях: формирования и использования фондов, обслуживания читателей, справочной, библиографической, научно-методической работы и др. Они могут быть частичные, неполные и полные, простые и сложные.

Превращение определённой совокупности библиотек в систему происходит лишь при наличии систематических связей, имеющих планомерный и долговременный характер.

На первый план выдвигается взаимодействие в области формирования фондов.

По масштабам библиотечные связи бывают внутриведомственные и межведомственные (отраслевые и межотраслевые).

Процесс взаимодействия библиотек – процесс исторический: от элементарных, нерегулярных, неупорядоченных связей и отношений между отдельными библиотеками – к внутриведомственным, отраслевым и межведомственным, от взаимодействия по отдельным направлениям – к комплексному взаимодействию, приводящему к интеграции библиотек разных ведомств на основе специализации, централизации, координации и кооперирования их деятельности. Более подробно о принципе взаимодействия мы поговорим в лекции «Единая библиотечная система РБ».

2. Следующий существенный принцип формирования библиотечной системы – её целостность. В целостной библиотечной системе её элементы взаимно соответствуют друг другу, их воздействия соразмерны, согласуются с интересами друг друга. Отсюда – соответствие, согласованность, пропорциональность в сочетаниях различных библиотечных процессов, их дополнительность друг другу. Дополнительность проявляется в невозможности целого без какого-либо необходимого компонента, а соответствие – в исключении субъективизма в подборе компонентов. Для целостной системы характерно длительное, совместное, взаимосогласованное существование её компонентов, которое можно назвать функциональным соответствием.

Целостная библиотечная система характеризуется и противоречивостью, ибо образуется из разнородных, отличающихся друг от друга библиотек и библиотечных сетей. Каждая из них является сложным образованием, имеет свои особенности. Вследствие неодинаковых условий развития библиотек происходит их дифференциация. Именно благодаря разнообразию и различиям элементов библиотечной системы осуществляется взаимообмен библиотечными ресурсами, в процессе которого каждая библиотека в рамках системы находит тот ресурс, который необходим ей для нормального функционирования. Таким образом, целостность библиотечной системы – это не унификация, не единообразие, не стирание отличий между библиотеками, а единство многообразия.

Вследствие этого внутренней основой целостности библиотечной системы выступает не сходство её компонентов, а их совместимость, их подвижное дополнительное соответствие, взаимозависимость. И только совокупно взаимодействуя, они образуют общесистемное качество, не присущее отдельным библиотекам и ведомственно-отраслевым сетям. Это новое качество можно определить как эффект целостности или интегративности библиотечной системы. Результатом реализации этого качества является значительно большая эффективность библиотечной системы, нежели отдельно взятых библиотек и сетей.

3. Существенным принципом формирования библиотечной системы является присущая ей организационная структура, которая зависит от типа отношений между компонентами библиотечной системы. На организационном уровне выделяются различные библиотечные объединения, которые охватывают организационно и технологически взаимосвязанные библиотеки одного и разных ведомств.

По масштабам территории, количеству библиотек, объёму и характеру библиотечных ресурсов, уровню организации взаимодействия библиотечных ресурсов, можно выделить первичные (специализированные), локальные (местные), областные и региональные (межобластные) библиотечные объединения. Первичный уровень библиотечных объединений – ЦБС, включающие библиотеки одного типа и одного ведомства на определённой территории. Это прежде всего ЦБС государственных публичных библиотек, представляющие собой структурно-целостные учреждения, которые функционируют на основе единого книжного фонда и штата, организационного и технологического единства.

Специальные библиотеки крупных организаций также образуют первичное специализированное объединение библиотек. Их назначение состоит в том, чтобы используя преимущества специализации, концентрации и централизации библиотечных ресурсов, обеспечить переход от внутрибиблиотечной интеграции к межбиблиотечной. Это наименее сложное библиотечное объединение.

Совокупность однородных и тесно взаимосвязанных первичных (специализированных) объединений или самостоятельных специальных библиотек, расположенных на компактной территории, образует ведомственно-отраслевую библиотечную систему.

Отраслевые системы являются более сложными по структуре и обладают более широкими и крупными ресурсами. В то же время для них характерна меньшая по сравнению с первичными (специализированными) объединениями степень централизации библиотечных процессов, финансирования, штатов.

4. Существенным принципом и общей закономерностью формирования библиотечных систем является их динамичность. Каждая из них имеет свою историю, своё начало, переживает процесс зарождения и становления, развития и совершенствования, функционирует во времени. Поэтому для научного познания системы необходимо знать историю её возникновения, этапы развития, её настоящее и исторические перспективы.

Итак, что процесс объединения библиотек в системы является объективным, необходимым и в настоящее время развитие библиотечного дела в РБ, как и в других странах, происходит именно по пути объединение библиотек в различные системы и сети. Наиболее существенным и важным, является процесс формирования единой совокупной библиотечной системы государства. Этот процесс присущ и библиотечному делу РБ. В данный момент все библиотеки нашей страны объединены в единую совокупную систему.

Централизованная библиотечная система сети государственных публичных библиотек (ЦБС) Республики Беларусь. Виды ЦБС, цели, задачи, структура.

Изменения социально-экономической ситуации в обществе оказывают непосредственное влияние на деятельность библиотек, особенно публичных, и требуют от них изменения в их деятельности в соответствии с новыми условиями. Так, стремительно происходящее в 70 –е годы развитие науки, экономики, культуры, стремительный НТП, усиление интеграции наук, возникновение комплексных проблем, вызвали к жизни изменение и значительное усложнение информационных потребностей пользователей библиотек. Поскольку в данной сложившейся ситуации отдельные разрозненные библиотеки уже не могли самостоятельно, только силами своих фондов удовлетворять новые запросы потребителей, возникла объективная необходимость изменений в деятельности библиотек, в частности объединения их в различные системы и сети. Первичным уровнем объединения библиотек стали ЦБС.

До объединения каждая массовая библиотека работала обособленно, была юридически самостоятельным учреждением, имела свою печать, текущий счёт в банке, на который переводились государственные средства. Библиотека сама занималась административно-хозяйственной деятельностью, заключала договоры на приобретение библиотечного оборудования, мебели, на ремонт своего помещения и т. д.

Каждая массовая библиотека в своей структуре имела отдел комплектования и обработки фонда, сотрудники которого по тематическим планам издательств заказывали и приобретали в фонд необходимую литературу, проводили её техническую и научную обработку, занимались ёё библиографическим описанием на карточках для каталогов и картотек библиотеки.

Каждая библиотека формировала свой фонд обособленно, не учитывая содержание фондов других библиотек -- СБ, МБ данной местности и стремилась своими силами удовлетворить всё разнообразие ИП. Это приводило к дублированию БФ в пределах города, района, области и нерациональному использованию бюджетных средств на формирование фондов.

Кроме того, обработка документов каждой библиотекой не позволяла унифицировать этот процесс на определённой территории, приводила к большим трудовым затратам, что приводило к тому, что некоторые низовые массовые библиотеки не имели каталогов на свои фонды, соответственно не могли осуществлять справочно-библиографическую работу и полноценно удовлетворять читательские запросы.

Таким образом, обособленные МБ уже не могли эффективно вести библиотечное, информационно-библиографическое обслуживание населения и встал вопрос о разработке программы по реорганизации МБ, по объединению их в единую сеть и созданию централизованных библиотечных систем.

Централизация МБ проходила в три этапа:

- эксперементальная стадия (1966 – 1972 гг.);

- переходная стадия, когда результаты проведённого эксперимента реализовывались в практику (1973 – 1975 гг.);

- массовое или фронтальное объединение МБ в ЦБС (1976 – 1988 гг.).

В РБ централизация МБ была проведена в первой половине 1980-ого года.

Централизация осуществлялась на основании ряда документов: Постановления ЦК КПСС «О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и нучно-техническом пргрессе» (1974 г.), в котором поручалось провести централизацию МБ. Далее, в 1975 году Министерство культуры совместно с министерством финансов утвердили «Положение о централизации государственных массовых библиотек», где были обозначены основные организационные принципы реорганизации сети библиотек в городе и сельской местности.

Централизация предусматривает объединение ранее самостоятельных библиотек в единую систему с единым книжным фондом, централизованным комплектованием и обработкой документов, единым штатом сотрудников и единым руководством.

ЦБС – э то единое библиотечное учреждение, объединяющее государственные массовые библиотеки района, города, функционирующие на основе единого административного и методического руководства, общего штата и фонда, централизации процессов его формирования и использования.

ЦБС является юридическим лицом и имеет печать.

При организации ЦБС в зоне деятельности группы библиотек, наиболее крупная из них становится центральной библиотекой, а остальные – ёё филиалами.

Задача централизации – не в формальном административном подчинении библиотек-филиалов центральной библиотеке, не в жёсткой их привязке к ЦБ, а в определении и реализации рационального соотношения централизации и децентрализации всех звеньев библиотечной системы и четкого распределения функций между ними. При сохранении ведущей роли ЦБ в управлении филиалами, необходим максимум инициативы и самостоятельности библиотек.

Централизация библиотечной сети заменяет кустарные и малоэффективные децентрализованные методы комплектования и обработки литературы, СБО, требует слаженной работы квалифицированных специалистов, с широким использованием БФ, СБА и других ресурсов ЦБ. В конечном счёте, централизация библиотек обеспечивает единство как в определении путей развития всех библиотек библиотечной системы, так и в решении принципиальных вопросов её функционирования.

Отрицательным фактором централизации является опасность чрезмерной регламентации, которая приводит иногда к тому, что не учитываются конкретные условия и особенности низовых библиотек. Забегая вперёд, необходимо отметить, что в подавляющем большинстве случаев, централизация, при всех её положительных качествах, не привела на практике к самостоятельности и индивидуальности низовых библиотек. В основном, все библиотеки-филиалы утратили свою индивидуальность, стали на одно лицо.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.