Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гречкин 3 страница




Проходит вечность, когда они наконец отстраняются друг от друга, поняв, что нужно прервать поцелуй, чтобы начать всё заново.

– Я люблю тебя, – говорит Гречкин.

Это такие неудобные слова, Гречкин перекатывает их на языке, и они звучат неестественно, повисают в воздухе, и в этот момент раздаются аплодисменты.

Это пара туристов весело хлопает в ладоши. Они всё видели, всё понимают, они и сами когда‑то целовались под старым ясенем на свежескошенном поле в каком‑нибудь штате своей далёкой Америки.

Майя молчит.

Они идут прочь от Оскара Уайльда, а им вслед смотрит странная крылатая фигура, венчающая надгробие великого романтика.

Париж – это город любви.

 

 

Они сидят в кафе в районе бульвара Клиши, недалеко от Мулен Руж. Когда‑то здесь был квартал красных фонарей, сегодня – множество пешеходных улиц, по которым любят гулять дородные матроны с детьми и воспитанниками.

– Мы говорили о тебе.

– Кто? – хмурится Гречкин.

– Мы. Я, Марк, Ник.

– И что вы решили?

– Что ты подходишь.

– Для чего?

– Для одного проекта. В принципе, Марк и раньше на тебя посматривал. А тут судьба сама тебя подбросила к нам.

– Что за проект?

– Тебе Марк расскажет. Исследовательский. Нам как раз нужен хороший технарь‑универсал.

Она засовывает в рот половину огромного круассана, и у неё всё равно получается кушать изящно.

– У нас так не выходит, – говорит Майя. У неё получается не очень хорошо, мешает круассан.

– Что не выходит?

– Выпечка. Если привезти утром багет из Парижа, он вкусный. Если тот же багет заказать в соседней булочной, он будет совершенно обычный, пищевая масса. Если бы я умела, я бы сама пекла хлеб.

– На то есть техника…

– Техника тут не годится. Руки человека делают лучше любой техники.

– Ты же не любишь готовить.

– И не умею. Но это не мешает мне мечтать.

Они просто пьют кофе. На столе – полный набор французских лакомств, от пэн‑о‑шоколя до гастрономического флана. Майя ест много. Он видел это и раньше: на неё не действуют все эти жиры и углеводы, она остаётся стройной независимо от системы питания.

– Представляешь, – говорит он, чтобы поддержать разговор, – раньше были бумажные книги.

– Они и сейчас есть.

– В архивах.

– Да. Это странно, но приятно.

– Ты их читала?

– Да.

– Ходила в архив?

– Ты не представляешь себе, что такое книжная пыль. Страницы, которые пахнут временем. Что там написано – неважно. Важно то, как это выглядит. Чем пахнет.

Гречкин ощущает себя необразованным чурбаном. О том, что книги некогда были бумажными, он узнал совсем недавно. Кажется, от Кирилла.

– А пластиковые были? – спрашивает он.

– Нет. С бумажных сразу перешли на электронные. Пластик использовали только для архивных материалов – он служит намного дольше, чем бумага.

– Это и так понятно, – смеётся Гречкин.

– Нужно же показать, насколько я тебя умнее.

– Ты меня умнее?

– Женщины опережают мужчин в развитии.

– На сколько лет?

– Ты меня старше на пять лет, значит, я тебя умнее на два года.

– То есть семь лет умственной разницы?

– Ага, именно.

За пэн‑о‑шоколя следует витая булочка с изюмом.

– Тут изюм натуральный, – говорит Майя.

– Неизвестно. Может, очень качественный искусственный.

– Ты портишь мне всё впечатление от поездки.

– Я реалист.

– Фи, сейчас встану и уйду.

Эти милые заигрывания, эти разговоры не всерьёз маскируют то, для чего не нужны слова. Об этом говорят взгляды. Он смотрит на неё как смотрели на мир Морис Эрцог и Луи Лашеналь с вершины Аннапурны Первой. Она смотрит на него так, как могла бы смотреть на альпинистов Аннапурна будь у неё глаза и разум.

У гор есть глаза, не правда ли? Вокруг этих глаз – чёрные круги ущелий.

– Расскажи, о чём ты думаешь сейчас, – просит она.

– О тебе.

– Нет, ты не можешь думать обо мне. Я – здесь, я – возле тебя. Значит, думать ты должен не просто обо мне, а о чём‑то, чего ты не можешь легко увидеть.

– Это звучит как намёк, – смеётся он.

Она тоже смеётся.

– Нет, – говорит он. – Я думаю о том, как бы я нарисовал тебя, если бы умел рисовать.

– И как?

– Вот такой и нарисовал бы. У окна, чтобы свет падал на тебя справа.

– Ты не умеешь рисовать, конечно.

– Конечно.

– Значит, тебе придётся терпеть, что меня рисуют другие.

– А тебя рисуют другие?

– Конечно.

– И ню?

Она хитро улыбается.

– А вот это останется моей тайной.

– Ха! Значит, ты просто это придумала.

– Ты хочешь вызвать меня на доказательство. Но у тебя не получится.

Отрицать бесполезно.

Взгляд Майи неожиданно становится серьёзным.

– К слову, Вася, завтра у тебя экзамен. У Марка.

– По поводу приёма в штат?

– Неважно. Но я хочу, чтобы ты этот экзамен сдал.

Она внимательно смотрит на него исподлобья, её голубые глаза блестят. Гречкина пробирает приятная дрожь: она хочет, чтобы он сдал. Она хочет этого.

Кому он нужнеё – Майе или лаборатории?

– Ты хочешь мне что‑то подсказать?

– Нет. Но помни, что я хочу, чтобы ты прошёл.

И в этот момент в её глазах он видит то, чего не видел ранее, – любовь.

 

 

Нет, этим вечером они не вместе. И ночью – тоже. Потому что впереди экзамен. Нет, он не может на них повлиять. Будет Гречкин работать с анабиозниками или нет – неважно. Майя его любит, и на пути у этой любви нет никаких препон. Но экзамен – как невидимое стекло, о которое бьётся птица. Как грань, через которую нужно перебраться.

Он провожает Майю до самого дома. До уютной квартиры около бывшей станции метро «Алексеевская». Наземные павильоны станций оставили как памятники архитектуры. Под землёй теперь – дома, магазины, стоянки. В принципе, мало кто задумывается о том, что такое метро.

Он не целует её на прощанье, просто проводит рукой по её талии, приобнимает и исчезает за углом. Она не оглядывается, не смотрит ему вслед.

От того, что Майя рассказала о таинственном экзамене, стало только хуже. Она не приоткрыла завесу тайны, но сообщила ему, что тайна существует.

Гречкин не спит всю ночь напролёт, и это плохо. Может, она того и хотела?

Он засыпает лишь под утро. Встроенный будильник мягко пробуждает его, и в половине десятого Гречкин уже едет на орбитальном лифте в Верхнюю Москву. Он берёт такси и быстро добирается до Новой Пречистенки.

Но войти в лабораторию у Гречкина не хватает мужества. Нужно подумать. О чём – сложно сказать. Просто подумать.

Там, за дверью, Игорь, который уже получил сигнал о присутствии Гречкина. Вполне вероятно, больше в лаборатории никого нет. Но если Марк на месте, нехорошо опаздывать. Научно‑исследовательские заведения обычно работают с десяти часов.

В Японии испокон веков существует негласный закон: подчинённый должен приходить на работу раньше начальника и уходить позже начальника. Поэтому в заведениях, где начальник чрезмерно трудолюбив, сотрудники страдают более всего. «Мы не в Японии», – говорит себе Гречкин и входит.

– А‑а, – приветствует его Игорь. – Марк тебя уже ждёт.

Гречкин ругается про себя. Нужно было приехать раньше.

– Спасибо.

Он проходит в лабораторию. Тишина. Вчера в такой же тишине прятался Джонни, но сегодня стул у дальней стены пустует. Гречкин минует одно помещение, второе, и подходит к двери, надпись на которой гласит «Др. Певзнер, начальник лаборатории». Дверь отъезжает, пропуская Гречкина. Это знак, что его ждут. Если бы дверь не открылась автоматически, пришлось бы звонить.

– Привет, – Марк поднимает голову от пластикового чертежа.

Уже не первый раз Гречкин удивляется: зачем в действующей лаборатории архивные материалы?

– Привет.

– Садись, чего стоишь. Не экзамен, не бойся.

Гречкин садится.

Как это странно: не так давно он шутил вместе с этим человеком, общался с ним на равных в компании, разговаривал о разных вещах. А теперь Марк внезапно превратился в строгого шефа. И даже более того – в руку судьбы.

– Это правда не экзамен, Вася. Свой экзамен ты прошёл ещё когда болтался тут без дела и при этом иногда оказывался очень полезным человеком. И поверь – никого другого мы бы не приняли. Твой перевод в лабораторию анабиоза санкционирован Баклановым по моей личной просьбе.

– Стоп, – Гречкин удивлён. – А если бы не было никакой жены Санникова? Если бы не возникло необходимости уйти из лифтовой службы?

Гречкин полагает, что Марк в курсе всех приключений со скандалом в лифте.

– Возникла бы. С женой Санникова просто удачно получилось. Что‑нибудь ещё бы подстроили.

– А почему нельзя было прямо предложить перейти к вам?

– Потому что даже в этой лаборатории есть всего одно место, где можно говорить о том, о чём у нас с тобой пойдёт речь. Это мой кабинет. Именно в этом кабинете ты подпишешь целый ряд документов о неразглашении под угрозой очень неприятных последствий.

Гречкин хмурится.

– А какое отношение имеет к этому Майя?

– Эти исследования санкционирует её отец. Кроме него, ни один чиновник не станет нас даже слушать. Косность в мозгах, неспособность взглянуть с другой стороны. Варшавский – очень смелый человек.

– Это я и по телевизору вижу.

– Я не могу судить с этической точки зрения его проекты, связанные с эвтаназией и экспериментами над людьми. Но я могу оценить то, что он делает для нас.

Гречкин молчит. В воздухе висит вопрос: чем же всё‑таки на самом деле занимается команда Певзнера.

– Ладно, – говорит Марк. – Это всё частности. А сейчас немного о главном. В далёком две тысячи первом году профессор кафедры теоретической физики Роберт Маллетт попытался получить грант под один весьма занятный проект. Он построил некий кольцеобразный канал и запустил по нему два пучка лазерного излучения в двух разных направлениях. То есть, конечно, построить он ничего не мог, потому что ему не выделили на это средств, да и технологии того времени не позволяли осуществить проект Маллетта.

Гречкин молча слушает. Марк умолкает, затем продолжает:

– Вычисления Маллетта показали, что в центре подобного кольца – спиралевидное закручивание метрики пространства‑времени. Если интенсивность световых потоков достаточно высока, то по этой спирали можно путешествовать вспять по времени. И не только вспять.

Марк опять замолкает. Он ждёт от Гречкина какой‑то реакции.

Гречкин усмехается:

– Вы строите машину времени?

– Да. Совершенно серьёзно. Более того, мы её уже построили.

– Но ещё Хокинг говорил о том, что путешествия во времени в обратном направлении невозможны.

– Хокинг ошибался. Он был великим учёным, но при этом сыном своего времени со всеми его заблуждениями и ошибками. Как великий врач Гален, который сделал в своих исследованиях несколько сотен ошибок, но всё равно продвинул медицину далеко вперёд. Самое смешное, что попытки построить машину Маллетта предпринимались ещё в двадцать первом веке. И одну из главных задач в то время сумели решить.

– Какую?

– Замедление света. Работоспособность машины Маллетта тем выше, чем медленнее в ней движется свет. Ещё в 2000 году группа учёных из Массачусетского технологического института снизила скорость света до одного метра в секунду, заставив его распространяться в сверххолодном бозе‑эйнштейновском конденсате. Мы достигли большего, гораздо большего.

Помолчав, Марк продолжает:

– Мы научились останавливать свет. Почти останавливать. Мы снизили его скорость до одной тысячной метра в секунду. То есть до миллиметра в секунду. Знаешь, это даже интересно, наблюдать, как ползёт свет, как он медленно захватывает всё новые и новые территории. Это гипнотизирует. Ладно, сам увидишь.

– Вы занимаетесь этим проектом на Верхней Волжской?

– Откуда ты знаешь?

Гречкин понимает, что сглупил. В его голове за секунду проносится тысяча мыслей. Во‑первых, он ставит под удар Майю: Марк может подумать, что это она рассказала Гречкину о лаборатории на Верхней Волжской. Во‑вторых, оправдав Майю, он ставит под удар себя, потому что следить за девушкой нехорошо. И вот еще что: когда он смотрел через потолочное окно в комнату, где учёные рассматривали пластиковые чертежи, никто его не заметил. В то же время лаборатория должна хорошо охраняться. Значит, кто‑то намеренно позволил ему наблюдать. Марк? Майя? Кто‑то третий?

Значит, нужно идти ва‑банк.

– Я знаю больше, чем тебе кажется, Марк. Майя тут, кстати, ни при чём, если ты сразу подумал о ней. Она нема как рыба.

– Так откуда же?

– Я заметил, что вы не всегда в лаборатории в урочные часы. Причём синхронно. И я проследил, где находится вторая лаборатория.

– Зачем?

– Потому что мне это было интересно. Информация в любом случае осталась в моей голове. Никому ни слова.

Марк кусает губы.

– Если ты проследил, значит, и другой может.

Это не Марк. Не Марк намеренно позволил ему наблюдать. Майя?

– Придётся прошерстить систему безопасности, не так ли?

Марк хмурится.

– Я думал, беседа будет проще.

– Я тоже. Но я, кажется, открыл тебе глаза на некоторые недочёты в работе лаборатории времени.

– Да. Кстати, именно так, она называется лабораторией времени. В любом случае, я хотел тебе рассказать ещё некоторые вещи. С остальным ты познакомишься самостоятельно.

– У меня вопрос.

– Да?

– Почему вы пользуетесь пластиковыми чертежами?

Марк смеётся:

– Ту коробку намеренно оставили открытой, чтобы ты мог заглянуть.

Гречкин не говорит о том, что видел чертежи ещё и через окно на Верхней Волжской.

– …потому что они более безопасны. Информацию на электронных носителях легче потерять. В архивы мы пока пластиковые чертежи не сдаём, кроме основного архива в Нижней Москве, но копии делаем. А сами ими пользуемся иногда – когда это удобнее, чем рассматривать трёхмерную схему.

Гречкин кивает.

Марк поднимается.

– Ну что, Вася. Ты принят. Почти. Осталось подписать ряд документов и рассказать мне, зачем ты полез на крышу лаборатории времени и разглядывал нас в окно.

Значит, это всё‑таки Марк. Хитрая бестия.

 

 

Майя встречает Гречкина у дверей лаборатории.

– Всё?

– Всё. Зачем вчера пугала насчёт экзамена?

– Чтобы не расслаблялся.

Говорить о лаборатории здесь нельзя. Можно в кабинете Певзнера, можно в самой лаборатории времени. На улице – ни слова.

Они вызывают такси и направляются на Верхнюю Волжскую.

– Ты давно в этом участвуешь?

– С тех пор как отец начал финансировать проект.

– Сколько это времени?

– Два года – с первого дня работы в лаборатории анабиоза.

– Ты же не инженер?

– Я историк. Историк тоже нужен, очень даже.

– Историк‑японовед?

– Ты правда думаешь, что японоведов учат только истории Японии? У меня довольно широкая специализация. И японский – не единственный язык, который я знаю.

Она улыбается.

В дороге Гречкин пытается сориентироваться. Через некоторое время он с трудом узнаёт Верхнюю Волжскую: он бывал тут всего один раз – когда следил за Майей. Такси высаживает их у знакомых дверей. Майя прикладывает палец к дактилоскопическому идентификатору. Дверь открывается, они попадают в предбанник. На табло перед внутренней дверью возникает надпись:

«Объект 1. Майя Варшавская. Доступ разрешён».

Тут установлен полноценный человеческий сканер. Вторая строка:

«Объект 2. Василий Гречкин. Доступ запрещён».

Все без исключения жители планеты Земля есть в общей базе данных. Сканер просто сравнивает полученный при сканировании результат с образцом из базы.

Майя достаёт из кармана нечто вроде металлического прямоугольника и отдаёт Гречкину.

– Приложи к стене.

– Просто к стене?

– Да.

Он прикладывает. Строка над дверью гаснет, дверь мягко отъезжает в сторону.

– Это временный пропуск. Им сможешь воспользоваться только ты – пока мы не внесём твои данные в базу сканера. Для другого человека это просто полоска металла.

Они входят. Перед Гречкиным – обычная комната, пустой квадрат без мебели. В каждой стене – по двери.

Майя оборачивается к нему. Она необыкновенно прекрасна.

– Добро пожаловать в лабораторию времени, – говорит она.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.