Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бы досадно израсходовать этот единственный шанс на повторение

Основные способы защиты прав на гос. тайну и их особенности.

Субъекты гос. тайны.

Относятся: органы гос. власти, предприятия, учреждения и организации располагающие сведениями составляющими гос. тайну.

Палата федерального собрания осуществляет законодательное регулирование отношений в области гос. тайны. Рассматривает статьи федерального бюджета в части средств направленных на реализацию гос. программ в области защиты гос. тайны.

Президент РФ: утверждает гос. программы в области защиты гос. тайны; заключает международные договоры РФ о совместном использовании защите сведений составляющих гос. тайну.

Правительство: организует исполнение закона о гос. тайне; устанавливает порядок разработки перечня сведений отнесённых гос. тайне.

Органы гос. власти и органы МСУ: обеспечивают защиту переданных им от других субъектов сведений составляющих гос. тайну. Обеспечивают защиту гос. тайны.

Органы судебной власти: рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушении законодательства о гос. тайне.

 

К органам относятся:

1. Межведомственная комиссия по защите гос. тайн это коллегиальный орган координирующий деятельность органов гос. власти по защите гос. тайны в интересах разработки и выполнения гос. программ обеспечивающих реализацию законодательства о гос. тайне.

2. Органы гос. власти предприятия учреждения и организации они обеспечивают защиту сведений в пределах своей компетенции. Ответственность несут руководители.

3. Органы федеральной исполнительной власти (ФСБ, мин. Обороны, службы внешней разведки)

Допуск к гос. тайне.

Осуществляется в добровольном порядке.

Допуск предусматривает: принятие обязательств на себя перед государством по не распространению доверенных сведений составляющих гос. тайну.

Письменное согласие на проведение в отношении его проверочных мероприятий.

Определение видов, размеров и порядка предоставления льгот.

Льготы:

1. Процентные надбавки к з/П.

2. Преимущественное право на оставление на работе при проведении штатных мероприятий.

Основания для отказа к допуску:

1. Признание лица судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом также наличие судимости.

2. Наличие у лица мед. Противопоказаний для работы со сведениями гос. тайны.

3. Постоянное проживание за границей.

4. Выявление в результате проверки действий создающих угрозу безопасности РФ.

5. Уклонение от проверки.

 

 

чужой внешности, чужого опыта, на тавтологию - тем более, что

глашатаи исторической необходимости, по чьему наущению человек

на тавтологию эту готов согласиться, в гроб с ним вместе не лягут и

спасибо не скажут.

 

Язык и, думается, литература - вещи более древние, неизбежные,

долговечные, чем любая форма общественной организации.

Негодование, ирония или безразличие, выражаемое литературой по

отношению к государству, есть, по существу реакция постоянного,

лучше сказать - бесконечного, по отнощению к временному,

ограниченному. По крайней мере до тех пор, пока государство

позволяет себе вмешиваться в дела литературы, литература имеет

право вмешиваться в дела государства. Политическая система, форма

{3}

общественного устройства, как всякая система вообще, есть, по

определению, форма прошедшего времени, пытающаяся навязать

себя настоящему (а зачастую и будущему) и человек, чья профессия

язык, последний, кто может позабыть об этом. Подлинной

опасностью для писателя является не только возможность (часто

реальность) преследований со стороны государства, сколько

возможность оказаться загипнотизированным его, государства,

монструозными или претерпевшими изменения к лучшему - но

всегда временными - очертаниями.

 

Философия государства, его этика, не говоря уже о его эстетике -

всегда "вчера"; язык, литература - всегда "сегодня" и часто - особенно

в случае ортодоксальности той или иной системы даже и "завтра".

Одна из заслуг литературы и состоит в том, что она помогает

человеку уточнить время его существования, отличить себя в толпе

как предшественников так и себе подобных, избежать тавтологии, то

есть участи известной под почетным названием "жертвы истории".

Искуство вообще и литература в частности тем и замечательно, тем и

отличаются от жизни, что всегда бежит повторения. В обыденной

жизни вы можете рассказать один и тот же анекдот трижды и

трижды, вызвав смех оказаться душою общества. В искусстве

подобная форма поведения именуется "клише". Искусство есть

орудие безоткатное и развитие его определяется не

индивидуальностью художника, но динамикой и логикой самого

материала, предыдущей историей средств, требующих найти (или

подсказывающих) всякий раз качественно новое эстетическое

решение. Обладающее собственной генеалогией, динамикой,

логикой и будущим, искусство не синонимично, но, в лучшем случае,

параллельно истории, и способом его существования является

создание всякий раз новой эстетической реальности. Вот почему оно

часто оказывается "впереди прогресса", впереди истории, основным

инструментом которой является - не уточнить ли нам Маркса -

именно клише.

 

На сегодняшний день чрезвычайно распространено утверждение,

будто писатель, поэт в особенности, должен пользоваться в своих

произведениях языком улицы, языком толпы. При всей своей

кажущейся демократичности и и осязаемых практических выгодах

для писателя, утверждение это вздорно и представляет собой

попытку подчинить искусство, в данном случае литературу, истории.

Только если мы решили, что "сапиенсу" пора остановиться в своем

развитии, литературе следует говорить на языке народа. В

противном случае народу следует говорить на языке литературы.

Всякая новая эстетическая реальность уточняет для человека

реальность этическую. Ибо эстетика - мать этики; понятие "хорошо"

и "плохо" - понятия прежде всего эстетические, предваряющие

понятия "добра" и "зла". В этике не "все позволено" потому, что в

эстетике не "все позволено", потому что количество цветов в спектре

ограничено. Несмышленый младенец, с плачем отвергающий

незнакомого или наоборот, тянущийся к нему, отвергает его или

тянется к нему, инстинктивно совершает выбор эстетический, а не

нравственный.

 

Эстетический выбор - индивидуален, и эстетическое переживание -

всегда переживание частное. Всякая новая эстетическая реальность

делает человека, ее переживаюшего лицом еще более частным, и

частность эта, обретающая порою форму литературного (или какого-

{4}

либо другого) вкуса, уже сама по себе может оказаться если не

гарантией, то хотя бы формой защиты от порабощения. Ибо человек

со вкусом, в частности литературным, менее восприимчив к

повторам и заклинаниям, свойственным любой форме политической

демагогии. Дело не столько в том, что добродетель не является

гарантией шедевра, сколько в том, что зло, особенно политическое,

всегда плохой стилист. Чем богаче эстетический опыт индивидуума,

чем тверже его вкус, тем четче его царственный выбор, тем он

свободнее - хотя, возможно, и не счастливее.

 

Именно в этом прикладном, а не платоническом смысле следует

понимать замечание Достоевского, что "красота спасет мир" или

высказывание Мэтью Арнольда, что "нас спасет поэзия". Мир,

вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека спасти

можно. Эстетическое чутье в человеке развивается весьма

стремительно, ибо даже полностью не отдавая себе отчет в том, чем

он является и что ему на самом деле необходимо, человек, как

правило, инстинктивно знает, что ему не нравится и что его не

устраивает. В антропологическом смысле, повторяю, человек

является существом эстетическим прежде, чем этическим. Искусство

поэтому, в частности литература - не побочный продукт видового

развития, а наоборот. Если тем, что отличает нас от прочих

представителей животного царства, является речь, то литература, и в

частности, поэзия, будучи высшей формой словестности,

представляет собою, грубо говоря, нашу видовую цель.

 

Я далек от идеи поголовного обучения стихосложению и

композиции, тем не менее, подразделение людей на интеллигенцию

и всех остальных представляется мне неприемлемым. В

нравственном отношении подразделение это подобно

подразделению общества на богатых и нищих; но, если для

существования социального неравенства еще мыслимы какие-то

чисто физические, материальные обоснования, для неравенства

интеллектуального они немыслимы. В чем, в чем, а в этом смысле

равенство нам гарантировано от природы. Речь идет не об

образовании, а об образовании речи, малейшая приближенность

которой чревата вторжением в жизнь человека ложного выбора.

Сушествование литературы подразумевает существование на уровне

литературы - и не только нравственно, но и лексически. Если

музыкальное произведение еще оставляет человеку возможность

выбора между пассивной ролью слушателя и активной исполнителя,

произведение литературы - искусства, по выражению Монтале,

безнадежно семантического - обрекает его на роль только

исполнителя.

 

В этой роли человеку выступать, мне кажется, следовало бы чаще,

чем в какой-либо иной. Более того, мне кажется, что роль эта в

результате популяционного взрыва и связанной с ним все

возрастающей атомизацией общества, т. е. со все возрастающей

изоляцией индивидуума, становится все более неизбежной. Я не

думаю, что знаю о жизни больше, чем любой человек моего возраста,

но, мне кажется, что в качестве собеседника книга более надежна,

чем приятель или возлюбленная. Роман или стихотворение - не

монолог, но разговор писателя с читателем - разговор, повторяю,

крайне частный, исключающий всех остальных, если угодно -

обоюдно мизантропический. И в момент этого разговора писатель

равен читателю, как, впрочем, и наоборот, независимо от того,

{5}

великий он писатель или нет. Равенство это - равенство сознания, и

оно остается с человеком на всю жизнь в виде памяти, смутной или

отчетливой, и рано или поздно, кстати или некстати, определяет

поведение индивидуума. Именно это я имею в виду, говоря о роли

исполнителя, тем более естественной, что роман или стихотворение

есть продукт взаимного одиночества писателя и читателя.

 

В истории нашего вида, в истории "сапиенса", книга - феномен

антропологический, аналогичный по сути изобретению колеса.

Возникшая для того, чтоб дать нам представление не столько о

наших истоках, сколько о том, на что "сапиенс" этот способен, книга

является средством перемещения в пространстве опыта со

скоростью переворачиваемой страницы. Перемещение это, в свою

очередь, как всякое перемещение, оборачивается бегством от общего

знаменателя, от попытки навязать знаменателя этого черту, не

поднимавшуюся ранее выше пояса, нашему сердцу, нашему

сознанию, нашему воображению. Бегство это - бегство в сторону

необщего выражения лица, в сторону числителя, в сторону

личности, в сторону частности. По чьему бы образу и подобию мы

не были созданы, нас уже пять миллиардов, и другого будущего,

кроме очерченного искусством, у человека нет. В противоположном

случае нас ожидает прошлое - прежде всего политическое, со всеми

его массовыми полицейскими прелестями.

 

Во всяком случае положение, при котором искусство вообще и

литература в частности является достоянием (прерогативой)

меньшинства, представляется мне нездоровым и угрожающим. Я не

призываю к замене государства библиотекой - хотя мысль эта

неоднократно меня посещала, - но я не сомневаюсь, что, выбирай

мы наших властителей на основании их читательского опыта, а не

основании их политических программ, на земле было бы меньше

горя. Мне думается, что потенциального властителя наших судеб

следовало бы спрашивать прежде всего не о том, как он

представляет себе курс иностранной политики, а о том, как он

относится к Стендалю, Диккенсу, Достоевскому. Хотя бы уже по

одному тому, что насущным хлебом литературы является именно

человеческое разнообразие и безобразие, она, литература,

оказывается надежным противоядием от каких бы то ни было -

известных и будущих - попыток тотального, массового подхода к

решению проблем человеческого существования. Как система

нравственного, по крайней мере, страхования, она куда более

эффективна, нежели та или иная система верований или

философская доктрина.

 

Потому что не может быть законов, защищающих нас от самих себя,

ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за

преступления против литературы. И среди преступлений этих

наиболее тяжким является не цензурные ограничения и т. п., не

предание книг костру. Существует преступление более тяжкое -

пренебрежение книгами, их не - чтение. За преступление это

человек расплачивается всей своей жизнью: если же преступление

это совершает нация, она платит за это своей историей. Живя в той

стране, в которой я живу, я первый готов был бы поверить, что

существует некая пропорция между материальным благополучием

человека и его литературным невежеством; удерживает от этого

меня, однако, история страны, в которой я родился и вырос. Ибо

сведенная к причинно - следственному минимуму, к грубой формуле,

{6}

русская трагедия - это именно трагедия общества, литература в

котором оказалась прерогативой меньшинства: знаменитой русской

интеллигенции.

 

Мне не хочется распространяться на эту тему, не хочется омрачать

этот вечер мыслями о десятках миллионов человеческих жизней,

загубленных миллионами же - ибо то, что происходило в России в

первой половине XX века, происходило до внедрения

автоматического стрелкового оружия - во имя торжества

политической доктрины, несостоятельность которой уже в том и

состоит, что она требует человеческих жертв для своего

осуществления. Скажу только, что - не по опыту, увы, а только

теоретически - я полагаю, что для человека, начитавшегося

Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя какой бы то ни было

идеи затруднительнее, чем для человека, Диккенса не читавшего. И я

говорю именно о чтении Диккенса, Стендаля, Достоевского,

Флобера, Бальзака, Мелвилла и т.д., т.е. литературы, а не о

грамотности, не об образовании. Грамотный-то, образованный-то

человек вполне может, тот или иной политический трактат прочтя,

убить себе подобного и даже испытать при этом восторг убеждения.

Ленин был грамотен, Сталин был грамотен, Гитлер тоже; Мао

Цзедун, так тот даже стихи писал. Список их жертв, тем не менее,

далеко превышает список ими прочитанного.

 

Однако, перед тем как перейти к поэзии, я хотел бы добавить, что

русский опыт было бы разумно рассматривать как предостережение

хотя бы по тому, что социальная структура Запада в общем до сих

пор аналогична тому, что существовало в России до 1917 года.

(Именно этим, между прочим, объясняется популярность русского

психологического романа XIX века на Западе и сравнительный

неуспех современной русской прозы. Общественные отношения,

сложившиеся в России в XX веке, представляются, видимо,

читателю не менее диковинными, чем имена персонажей, мешая ему

отождествить себя с ними.) Одних только политических партий,

например, накануне октябрьского переворота 1917 года в России

существовало уж никак не меньше, чем существует сегодня в США

или Великобритании. Иными словами, Человек бесстрастный мог

бы заметить, что в определенном смысле XIX век на Западе еще

продолжается. В России он кончился; и если я говорю, что он

кончился трагедией, то это прежде всего из-за количества

человеческих жертв, которые повлекла за собой наступившая

социальная и хронологическая перемена. В Настоящей трагедии

гибнет не герой - гибнет хор.

 

III

 

Хотя для человека, чей родной язык - русский, разговоры о

политическом зле столь же естественны, как пищеварение, я хотел

бы теперь переменить тему. Недостаток разговоров об очевидном в

том, что они развращают сознание своей легкостью, своим легко

обретаемым ощущением правоты. В этом их соблазн, сходный по

своей природе с соблазном социального реформатора, зло это

порождающего. Осознание этого соблазна и отталкивание от него в

определенной степени ответственны за судьбы многих моих

современников, не говоря уже о собратьях по перу, ответственны за

литературу, из-под их перьев возникшую. Она, эта литература, не

была бегством от истории, ни заглушением памяти, как это может

{7}

показаться со стороны. "Как можно сочинять музыку после

Аушвица?" - вопрошает Адорно, и человек, знакомый с русской

историей, может повторить тот же вопрос, заменив в нем название

лагеря, - повторить его, пожалуй, с большим даже правом, ибо

количество людей, сгинувших в сталинских лагерях, далеко

превосходит количество сгинувших в немецких. "А как после

Аушвица можно есть ланч?" - заметил на это как-то американский

поэт Марк Стрэнд. Поколение, к которому я принадлежу, во всяком

случае оказалось способным сочинить эту музыку.

 

Это поколение - поколение, родившееся именно тогда, когда

крематории Аушвица работали на полную мощность, когда Сталин

пребывал в зените богоподобной, абсолютной, самой природой,

казалось, санкционированной власти, явилось в мир, судя по всему,

чтобы продолжить то, что теоретически должно было прерваться в

этих крематориях и в безымянных общих могилах сталинского

архипелага. Тот факт, что не все прервалось, по крайней мере в

России, - есть в немалой мере заслуга моего поколения, и я горд

своей к нему принадлежностью не в меньшей мере, чем тем, что я

стою здесь сегодня. И тот факт, что я стою здесь сегодня, есть

признание заслуг этого поколения перед культурой; вспоминая

Мандельштама, я бы добавил перед мировой культурой.

Оглядываясь назад, я могу сказать, что мы начинали на пустом -

точнее на пугающем своей опустошенностью месте. И что скорее

интуитивно, чем сознательно, мы стремились именно к воссозданию

эффекта непрерывности культуры, к восстановлению ее форм и

тропов, к наполнению ее не многих уцелевших и часто совершенно

скомпрометированных форм нашим собственным новым, или

казавшимся нам таковым, современным содержанием. Существовал,

вероятно, другой путь - путь дальнейшей деформации, поэтики

осколков и развалин, минимализма, пресекшегося дыхания. Если мы

от него отказались, то вовсе не потому, что он казался нам путем

самодраматизации, или потому, что мы были чрезвычайно

одушевлены идеей сохранения наследственного благородства

известных нам форм культуры, равнозначных в нашем сознании

формам человеческого достоинства. Мы отказались от него, потому

что выбор на самом деле был не наш, а выбор культуры - и выбор

этот был опять-таки эстетический, а не нравственный. Конечно же,

человеку естественнее рассуждать о себе не как об орудии культуры,

но, наоборот, как об ее творце и хранителе. Но если я сегодня

утверждаю противоположное, то это не потому, что есть

определенное очарование в перефразировании на исходе XX

столетия Плотина, лорда Шефтсбери, Шеллинга или Новалиса, но

потому, что кто-кто, а поэт всегда знает, что то, что в просторечии

именуется голосом Музы, есть на самом деле диктат языка; что не

язык является его инструментом, а он - средством языка к

продолжению своего существования. Язык же - даже если

представить его как некое одушевленное существо (что было бы

только справедливым) - к этическому выбору не способен.

 

Человек принимается за сочинение стихотворения по разным

соображениям: чтоб завоевать сердце возлюбленной, чтоб выразить

свое отношение к окружающей его реальности, будь то пейзаж или

государство, чтоб запечатлеть душевное состояние, в котором он в

данный момент находится, чтоб оставить - как он думает в эту

минуту - след на земле. Он прибегает к этой форме - к

стихотворению - по соображениям, скорее всего, бессознательно-

{8}

миметическим: черный вертикальный сгусток слов посреди белого

листа бумаги, видимо, напоминает человеку о его собственном

положении в мире, о пропорции пространства к его телу. Но

независимо от соображений, по которым он берется за перо, и

независимо от эффекта, производимого тем, что выходит из под его

пера, на его аудиторию, сколь бы велика или мала она ни была,

немедленное последствие этого предприятия - ощущение

вступления в прямой контакт с языком, точнее ощущение

немедленного впадения в зависимость от оного, от всего, что на нем

уже высказано, написано, осуществлено.

 

Зависимость эта - абсолютная, деспотическая, но она же и

раскрепощает. Ибо, будучи всегда старше, чем писатель, язык

обладает еще колоссальной центробежной энергией, сообщаемой

ему его временным потенциалом - то есть всем лежащим впереди

временем. И потенциал этот определяется не столько

количественным составом нации, на нем говорящей, хотя и этим

тоже, сколько качеством стихотворения, на нем сочиняемого.

Достаточно вспомнить авторов греческой или римской античности,

достаточно вспомнить Данте. Создаваемое сегодня по-русски или

по-английски, например, гарантирует существование этих языков в

течение следующего тысячелетия. Поэт, повторяю, есть средство

существования языка. Или, как сказал великий Оден, он - тот, кем

язык жив. Не станет меня, эти строки пишущего, не станет вас, их

читающих, но язык, на котором они написаны и на котором вы их

читаете, останется не только потому, что язык долговечнее человека,

но и потому, что он лучше приспособлен к мутации.

 

Пишущий стихотворение, однако, пишет его не потому, что он

рассчитывает на посмертную славу, хотя он часто и надеется, что

стихотворение его переживет, пусть не надолго. Пишущий

стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или

просто диктует следующую строчку. Начиная стихотворения, поэт,

как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень

удивлен тем, что получилось, ибо часто получается лучше, чем он

предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он рассчитывал.

Это и есть тот момент, когда будущее языка вмешивается в его

настоящее. Существуют, как мы знаем, три метода познания:

аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались

библейские пророки - посредством откровения. Отличие поэзии от

прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу всеми

тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три

даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы

пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него никто не

бывал, - и дальше, может быть, чем он сам бы желал. Пишущий

стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихотворение -

колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения.

Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии

отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от

этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или

алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я

полагаю, и называется поэтом.

 

© The Nobel Foundation. 1987.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Объекты и субъекты информационных правоотношений в области гос. тайны. | Падение абсолютной монархии, раскол страны
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.185 сек.