Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объекты, субъекты и виды криминалистической идентификации. 1 страница




 

Идентифицируемыми объектами, т.е. объектами, отождествление которых составляет задачу процесса идентификации, являются:

• люди (обвиняемые, подозреваемые, потерпевшие и пр.);

• различные материальные предметы (обувь, одежда, орудия преступления, транспортные средства и др.);

• животные, растения;

• участки местности, помещения и т.п.

В качестве идентифицирующих объектов, т.е. объектов, с помощью которых решается задача идентификации, изучают:

• следы рук, ног, зубов и других частей тела человека, предметов его одежды, обуви, орудий взлома, частей оружия на пулях и гильзах;

• копии этих следов в виде слепков, отпечатков, фотоснимков;

• документы, где производится отождествление печатей и штампов по оттиску, лиц — по почерку, пишущих машинок — по печатному тексту и пр.;

• участки местности — по мысленному образу, путем их предъявления в натуре, по фотоснимкам или видеоматериалам;

• части каких-то предметов для установления их принадлежности единому целому.

 

Субъектами идентификации являются лица, решающие идентификационные задачи в ходе судебного исследования и предотвращения преступлений: эксперт, следователь, судья, специалист, любой иной участник процесса.

Следователь и судья осуществляют идентификацию как в процессуальной, так и в не процессуальной форме. Например, для того, чтобы убедиться то ли лицо вызвано на допрос, изъять при обыске вещь, описание которой имеется (вывод может и не иметь доказательственного значения, а использоваться просто для приобщения вещи к делу). Эксперт осуществляет идентификацию только в процессуальной форме при производстве экспертизы.

 

Виды идентификации:

В теории и практике криминалистической идентификации различают две формы отражения:

• материально-фиксированную, когда признаки запечатляются в материальных объектах (следах, фотоснимках, чертежах, описаниях и пр.);

• психофизиологическую — мысленный образ предмета запечатлен в памяти конкретного человека. Субъектом идентификации, т.е. лицом, которое может осуществить отождествление, может быть только этот конкретный человек — свидетель, потерпевший, обвиняемый (например, свидетель видел преступника, запомнил его внешний облик и может опознать по мысленному образу; в отличие от этого идентификацию по материально-фиксированному отображению может произвести и иное лицо, например, следователь, судья, эксперт).

Выделяют четыре вида идентификации:

1. Идентификация по материально-фиксированному отображению, например, отождествление человека по следам его рук, фотографиям, рентгеновским снимкам, почерку.

2. Идентификация по признакам общего происхождения (целое по части), например, фарный рассеиватель автомобиля по его осколку. Причем целое трактуется расширительно и под ним понимаются не только предметы и изделия монолитного строения, но и биологические объекты (растения, куски древесины), механизмы и агрегаты, комплекты вещей (костюм: брюки, жилет, пиджак; нож и ножны). Разделение целого на части может иметь место как до совершения преступления, так и во время него.

3. Идентификация по описанию признаков, например отождествление человека по розыскной ориентировке, отождествление вещи по описанию, данному в учетной карточке.

4.Идентификация по мысленному образу. Например, обвиняемый идентифицируется потерпевшим в ходе предъявления для опознания.

 

 

6. Понятие и классификация идентификационных признаков. Идентификационная

совокупность. Идентификационное поле.

 

Идентификационный признак — признак, присущий данному объекту, выражающий его свойства, характеризующий объект определенным образом и используемый в целях идентификации. Идентификационные признаки могут отражать форму, размеры, материал объекта; его внешнее и внутреннее строение, состав, структуру, функции; какие-то присущие объекту свойства.

Для успешного осуществления идентификации в качестве идентификационных должны выбираться признаки, отвечающие ряду условий:

• оригинальность, избирательность (чем оригинальнее признак, тем более неопровержимо он подтверждает тождество объекта, например, родимое пятно; заплата на рукаве);

• воспроизводимость признака, т.е. его способность к неоднократному отображению (например, рисунок папиллярных линий в отпечатке пальца);

• выраженность признака, отсутствие сомнений в его наличии (близко посаженые глаза, редкие зубы);

• простота обнаружения;

• относительная устойчивость, поскольку все объекты материального мира подвержены изменениям.

У объекта может быть несколько различных признаков, выражающих одно и то же его качественное свойство (например, одни и те же признаки износа подошвенной части обуви могут отобразиться в следе по-разному — при стоянии, медленной ходьбе, беге). В этом случае говорят о вариационности признака.

Классификация идентификационных признаков:

1. -общие, отражающие наиболее существенные, постоянные свойства объектов или группы объектов — форму, размер, цвет, функциональную принадлежность (например, по составу бумаги установить фабрику - изготовитель),

-частные — специфические свойства объекта позволяют выделить конкретный объект из группы однородных объектов и идентифицировать его;

2. -качественные (атрибутивные) определяются качественными характеристиками (например, петлевой папиллярный узор)

-количественные определяются числом (например, число нарезов в канале ствола, размер следа);

3. -необходимые, в которых проявляется сущность объекта, без них он не был бы самим собой (например, признаки, характеризующие пистолет как огнестрельное оружие: калибр; детали, позволяющие вести автоматическую стрельбу и т.п.),

-случайные, которые не затрагивают сущности самого предмета, носят случайный характер, хотя и возникли под влиянием закономерных причин (например, неровности в канале ствола пистолета, оставляющие на пуле следы в виде трасс).

 

Идентификационная совокупность признаков — это совокупность общих и частных признаков. Идентификационное поле — это область расположения идентификационной совокупности.

 

Главная задача при исследовании идентификационного поля — достаточно полное выявление признаков и оценка их с позиции необходимости и достаточности для решения вопроса о тождестве.

Идентификационный период — временной интервал, позволяющий (с учетом устойчивости и изменяемости признаков отождествляемых объектов) осуществлять процесс идентификации. Определяется условиями хранения и эксплуатации объекта.

 

 

7. Общая методика идентификационной экспертизы.

 

Стадией именуют период, этап в развитии какого-либо процесса. При осуществлении идентификации по материально-фиксированным отображениям выделяют:

а) осмотр объектов;

б) раздельное исследование объектов;

в) эксперимент;

г) сравнительное исследование (сопоставление) объектов;

д) оценка признаков и формулирование вывода.

Эксперимент не является обязательной стадией и может не проводиться, если в нем нет необходимости.

В стадии осмотра эксперт изучает все представленные ему объекты: идентифицируемые, идентифицирующие, сравнительные образцы. При этом он определяет: передано ли ему все необходимое для идентификации; что собой представляют объекты идентификации; соответствуют ли они тем, которые указаны в постановлении (определении) о назначении экспертизы

В стадии раздельного исследования идентифицирующий и идентифицируемый объекты (в том числе сравнительные образцы) изучаются изолированно друг от друга. Цель — выявить как можно большее количество признаков (общих и частных), отразившихся в следах и характеризующих объект идентификации.

Изучая общие признаки объекта по его отображению, эксперт решает, что это за объект, каково его целевое назначение, какую он имеет форму, размеры и т. д. На основании этих данных объект относят к определенной группе.

Выявленные в. следе (отображении) общие признаки сопоставляют с общими признаками идентифицируемого (проверяемого) объекта. При несовпадении общих (групповых) признаков процесс идентификации прекращается и формулируется вывод об отсутствии тождества.

Установив совпадение объектов по групповой принадлежности, приступают к анализу и синтезу частных признаков.

Стадия раздельного исследования может сопровождаться проведением эксперимента. В ходе эксперимента получают сравнительные образцы

На последующих стадиях производят сопоставление частных признаков сравниваемых объектов (идентифицируемого и идентифицирующего) и их оценку. Эти этапы — самые ответственные и сложные. Трудность в оценке сопоставляемых идентифицируемых признаков и их комплексов заключается в том, что наряду с совпадениями всегда приходится иметь дело с некоторыми различиями, природа которых была рассмотрена ранее. К тому же сама оценка совпадающих и различающихся признаков носит во многом еще субъективный характер и в значительной мере зависит от опыта эксперта.

Оценивая соответствие или несоответствие признаков, эксперт должен определить, являются ли несходство, несовпадение, различия признаков существенными или нет, можно ли ими пренебречь как несущественными, предварительно объяснив причины различия.

На заключительной стадии идентификации, завершая оценку совпадающих и различающихся признаков, эксперт формулирует вывод о наличии или отсутствии тождества.

По характеру отношений между объектом исследования и тем, что утверждается (или отрицается) на основании процесса отождествления, выводы делят на ассерторические, проблематические, разделительные и условно-определенные. Ассерторический вывод констатирует факт, имевший место в действительности. Например: "пуля выстрелена в стволе пистолета системы Макарова №... "; "рукописный документ выполнен гр. Н." и т. п.

Проблематические выводы устанавливают возможность существования какого-либо факта в прошлом. Например: возможность выстрела из охотничьего ружья без нажатия на спусковой крючок; возможность отпирания замка отмычкой.

Разделительные выводы допускают равную возможность оставления отображения одним из двух объектов, но исключают все остальные однородные с ними объекты. Естественно, что к такому выводу эксперту приходится прибегать, когда налицо два чрезвычайно сходных объекта: два человека с очень сходными почерками; фотографии близнецов и т. п.

Условно-определенные выводы формулируются в тех случаях, когда суждение эксперта выносится при отсутствии сведений об условиях, влияющих на конечный результат (исследуемый факт). Так, решая вопрос о дистанции выстрела, произведенного из охотничьего ружья, эксперт рассматривает разные варианты в зависимости от того, как был снаряжен патрон (ввод и навеска пороха, количество и размер дроби, примененные пыжи, способ снаряжения и т. д.).

 

8. Криминалистическая диагностика.

 

Криминалистическая диагностика (лекция)

Под диагностикой понимается важная криминалистическая теория, разрабатывающая вопросы установления свойств, состояний, изменений изучаемых объектов, изучение механизма преступного события и установление причинной связи между определенными фактами событий, а атк же сами исследования, направленные на указанных задач.

Объектами исследований являются объекты окружающего мира. Они подразделяются на диагностирующие и диагностируемые.

Диагностируемые - это те свойства и состояния, явления, которые надо установить.

Диагностирующие - это материальные объекты или обобщенные сведения о них, которые несут на себе или в себе устанавливаемые черты, особенности, состояния и т.д. Признаки используемые при данных исследованиях называются диагностическими. Сам процесс диагностического исследования, который состоит из 4 стадий:

-подготовительная

-раздельное исследование свойств, признаков и состояний, отобразившихся в следах.

-сравнение выявленных признаков, свойств и состояний с типовой моделью или типичными ситуациями

-подведение итого, формулировка выводов, подготовка заключения.

Диагностика делится:

-следственную

-экспертную

-судебную

 

Научные основы криминалистической диагностики составляют:

• возможность познания события по его отображению;

•закономерность возникновения криминалистически значимой информации;

• данные науки криминалистики о типичных моделях отражения механизма преступления (свойства личности, свойства предметов, взаимодействие объектов);

• методы и методики криминалистического диагностирования.

Цели криминалистических диагностических исследований:

• определение свойств и состояния объекта, его соответствия (несоответствия) заданным характеристикам (например, из какого металла изготовлено кольцо; исправен ли замок);

• установление факта и причин изменения первоначального состояния объекта или его несоответствия заданным характеристикам (для исследования обстоятельств действия), например, с какой стороны произведен взлом преграды; подвергались ли документы частичным изменениям;

• анализ криминальной ситуации: обстоятельств места, времени, механизма взаимодействия субъектов.

 

Методологическую основу криминалистической диагностики определяют:

• принципиальная возможность познания объекта, события по его отображению;

• сведения об общих закономерностях возникновения доказательств, включая вещественные, как средства отражения криминалистически значимой информации;

• сведения, накопленные криминалистикой о закономерностях возникновения исследуемых ею объектов, свойствах и признаках;

• сведения о типичных моделях отражения действия (события) с учетом объективных свойств взаимодействовавших предметов, условий взаимодействия и, при необходимости, свойств личности (физических, психофизиологических и др.);

 

Задачи.

Задачи, разрешаемые криминалистической диагностикой, подразделяют на простые и сложные, прямые и обратные.

Простые диагностические задачи.

1) Диагностирование свойств и состояния объекта непосредственно включают:

• исследование свойств объекта, его соответствие определенным (заданным, установленным стандартом) характеристикам;

• определение фактического состояния объекта, наличия или отсутствия каких-либо отклонений от его нормального состояния;

• установление первоначального состояния объекта;

• определение причин и условий изменения свойств (состояния) объекта.

2) Диагностирование свойств и состояния объекта по его отображению включает:

• определение степени информативности следа;

• установление свойств и состояния объекта в момент возникновения отображения;

• определение причины изменения свойств или состояния объекта.

 

Сложные (составные) диагностические задачи — исследование механизмов, событий, процессов и действий по результатам (объектам, отображениям):

• определение механизма события, процесса, действия: возможность судить о механизме и обстоятельствах события по его результатам (последствиям, отображениям), отдельным этапам (стадиям, фрагментам) события; установление механизма события в его динамике; установление возможности (невозможности) совершения определенных действий при определенных условиях; установление соответствия (несоответствия) действий специальным правилам;

• определение условий (обстановки): времени (периода) или хронологической последовательности действия (события);

определение места действия (его локализация, границы), позиции участников; определение иных условий;

• определение причинно-следственных связей между действиями

и наступившими последствиями.

 

Прямые диагностические задачи — движение от причины к следствию. Это, как правило, простые диагностические задачи типа: каков состав этого объекта или его структура; при какой температуре происходит самовозгорание данного вещества и пр. Прямые сложные диагностические задачи типа, каков будет механизм данного процесса при заданных условиях, решаются при создании методик для диагностических исследований.

 

Обратные диагностические задачи. Большинство сложных задач, разрешаемых криминалистической диагностикой, являются обратными — от следствия к причине. Основным методом, используемым в этом случае, является моделирование: мысленное, физическое, математическое.

Сравните: прямая задача — установить состав и марку металла, из которого изготовлен обломок ножа, а обратная — реконструирование по обломку «биографии изделия», установление технологии его изготовления или причин излома и т.д.

 

Этапы диагностического исследования.

1. Формулирование задачи диагностического исследования.

2. Решение простой диагностической задачи.

3. На основании результатов решения простых задач и полученных в результате признаков производится построение типовой модели (реконструкция) процесса, способа действия, события, явления. Например, на основании состава взрывчатого вещества и анализа повреждений производится моделирование условий взрыва.

4. Выведение следствий из полученной модели и сравнение гипотетических следствий с отображениями на элементах вещной обстановки, выявление специфических особенностей.

5. При положительных результатах сравнения — установление механизма данного события, процесса, действия (например установление механизма взрыва), при отрицательных — возврат к первому или второму этапу.

 

 

9. Понятие, формы и виды специальных знаний.

 

Действующий уголовно-процессуальный закон не содержит определения понятия специальных знаний. И, как следствие, в уголовно–процессуальной науке высказываются самые разные, противоречивые точки зрения.

Некоторые авторы утверждают, что термин

1.“специальные знания” применяется для обозначения любого возможного сочетания знаний (практического опыта, навыков).

2.Специальные знания как общность представляют собой именно систему (совокупность) знаний, единое целое, используемое в определенной части в зависимости от потребности. Это не могут быть разрозненные, разовые знания.

Практически единодушны ученые в определении цели использования специальных знаний, поскольку считают, что это знания, применяемые для разрешения вопросов, возникающих при осуществлении правосудия, либо необходимые для решения вопросов, возникающих при расследовании и рассмотрении в суде конкретных дел, либо используемых для решения вопросов, возникающих в процессе уголовного судопроизводства.

Также, в последнее время, практически не вызывает споров позиция, что специальные знания должны быть основаны на теории и закреплены практикой, получены в результате специальной подготовки или профессионального опыта, поскольку наличие достаточного опыта у специалиста прямо предусмотрено в УПК.

Многие ученые при формулировании понятия специальные знания, характеризуют их через навыки и умения.

Итак, специальные знания - это система (совокупность) знаний, полученных на основе проведенной научной и практической деятельности специалиста, используемых им в установленном законом порядке для разрешения вопросов, возникающих в ходе уголовного судопроизводства,

а специальные познания – это способ получения знания соответствующими лицами в результате теоретического и практического обучения определенному виду деятельности, во время которого они получили необходимый опыт для ее осуществления.

 

Признаки специальных знаний:

1. Такие знания не являются общеизвестными, общедоступными и единичными.

2. Такие знания приобретаются в процессе теоретической и практической подготовки к конкретной деятельности. Знания должны быть получены, переданы лицам, обладающим специальными знаниями. Без их овладения невозможно надлежащее осуществление профессиональной деятельности.

3. Неоднократно применяются. Применение специальных знаний возможно при расследовании любого преступления, если это необходимо для установления интересующих следствие обстоятельств. Специальные знания могут применяться столько, сколько будет необходимо для формирования достаточной доказательственной базы, и по тем уголовным делам, которые потребуют их применения.

4. Представляются не в прямой, а в опосредованной форме. Непосредственная передача своих знаний следователю или суду экспертом, специалистом может не дать совершенно ничего полезного для уголовного судопроизводства.

5. Вовлекаются в процесс в установленном законом порядке при наличии у участников процесса потребности в такого рода знаниях. Этот признак определяет цель участия эксперта и специалиста в производстве по делу, поскольку их знания должны быть необходимы для решения конкретных процессуальных задач.

6. Используются в предусмотренных процессуальным законодательством формах. Это признак служит гарантией того, что доказательства собранные с использованием специальных знаний, будут являться допустимыми, т.е. полученными с соблюдением норм УПК.

7. Их использование связано с определенным уровнем образования и/или подготовки, а также профессиональным или иным опытом. Лицо, обладающее специальными знаниями должно иметь соответствующий опыт, полученный в результате теоретического изучения и практического применения этого изучения. Ряд положений, указывающих на необходимость установления уровня опыта лица, привлекаемого к участию в процессе в качестве эксперта или специалиста, прямо предусмотрены в уголовно-процессуальном законодательстве. 8. Такие знания способствуют обеспечению вынесения законного и обоснованного акта органов предварительного расследования и суда как органа судебной власти.

Специальные познания могут использоваться и в процессуальной, и в непроцессуальной формах. Субъектами их использования являются:

следователь;

лица, производящие дознание;

начальник следственного отдела;

прокурор-криминалист;

прокурор в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования;

специалисты;

эксперты;

лица, обладающие познаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не наделенные процессуальными правами эксперта или специалиста;

оперативные работники.

Непроцессуальные формы использования специальных познаний:

консультативная и справочная деятельность сведущих лиц;

производство ревизионных и аудиторских действий;

участие сведущих лиц в оперативно-розыскных мероприятиях, в том числе производство ими так называемых предварительных исследований материальных объектов, оказание технической помощи следователю или оперативному сотруднику и т. п.

 

К процессуальным формам использования специальных познаний относятся:

привлечение следователем собственных специальных познаний;

участие специалиста в следственных действиях;

производство экспертизы.

Собственные познания следователя. Целями их применения являются: непосредственное обнаружение, фиксация, предварительное изучение, оценка и использование доказательств, решение вопроса об их относимости и допустимости, правильная квалификация содеянного, определение предмета и пределов доказывания, качественное проведение процессуальных действий, организация взаимодействия со сведущими лицами (специалистами, экспертами) в процессе раскрытия и расследования преступлений.

К источникам получения специальных знаний относятся криминалистика, судебная экспертиза, судебная медицина, судебная психиатрия.

Важнейшей процессуальной формой использования специальных познаний в судопроизводстве служит судебная экспертиза.

 

 

10. Понятие предварительных исследований, проводимых при выявлении и расследовании преступлений и их соотношение с заключениями эксперта и специалиста.

 

 

Важнейшей процессуальной формой использования специальных познаний в судопроизводстве служит судебная эксдертиза. Закон определяет, когда назначается судебная экспертиза (ст. 78 УПК РСФСР) и когда ее назначение является обязательным (ст. 79 УПК).,

Назначение судебной экспертизы. Экспертиза представляет собой процессуальное действие, заключающееся в производстве исследований различных объектов по поручению органа дознания, следователя, суда соответствующими специалистами и даче заключения о результатах этих исследований.

Специалист — физическое лицо, имеющее соответствующие познания и навыки, обладающее процессуальным статусом.

Специалист привлекается с целью оказания содействия органу дознания, следователю, суду в работе с доказательствами.

до сих пор не сформирована единая позиция по вопросу соотношения заключения специалиста и заключения эксперта в науке уголовно-процессуального права. Как следствие, использование заключения специалиста тождестве источника доказательств на практике - чрезвычайно редкое явление.

По мнению некоторых авторов, сам термин "заключение специалиста"," является неудачным, поскольку, во-первых, в отношении специалиста он никогда не применялся. А во-вторых, возможна опасность смешения фигур эксперта и специалиста. Ведь если и эксперт, и специалист дают заключения, используя при этом как представляется равнозначные специальные знания, то чем отличаются эти заключения?

Общее у заключения специалиста и эксперта то, что оба они - формы-использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве. С другой стороны, заключение специалта по ряду признаков отличается от заключения эксперта.

1. Экспертиза должна назначаться в случаях, когда факт, устанавливаемый с использованием специальных знаний, является доказательственным и особенно когда признакам, на основе которых этот факт устанавливается, может быть дано различное объяснение. В пользу экспертизы свидетельствует также необходимость специального лобараторного исследования. Экспертиза назначается при необходимости проведения специальных исследований; суждения специалиста будет достаточно тогда, когда ответить на вопросы, требующие специальных знаний, можно без производства специальных исследований. Специалист же специальные знания использует лишь для формирования суждения о признаках объектов. Не следует противопоставлять понятия "осмотр" и "исследование", так как осмотр - это частный случай (один из способов) исследования.

Таким образом, специалист выступает в российском уголовном процессе в двух,разных качествах.

В первом случае - в роли своеобразного технического помощника, оказывая содействие" в обнаружении, закреплении и изъятии следов, предметов и документов, в применении различного рода технических средств.

Во втором случае специалист выступает в качестве консультанта по специальным знаниям, при изучении материалов уголовного дела для постановки вопросов эксперту, а также разъяснения вопросов, входящих^ его профессиональную компетенцию. При этом правом на какие-либо действия с объектами или предметами, имеющимися в распоряжении следователя или суда, он не наделен. Формирует свое суждение специалист на основании специальных знаний, а не получает новые данные в результате проведения даже самых простых исследований.

 

 

11. Понятие криминалистической техники, ее отрасли и задачи. Правовые основы

применения криминалистической техники.

 

 

Криминалистическая техника —это один из разделов криминалистики, где дается система научных положений и основанных на них технических (в широком смысле) средств, приемов и методик, предназначенных для собирания и исследования доказательств в процессе судопроизводства по уголовным и гражданским делам, осуществления иных мер раскрытия и предупреждения преступлений.

Средства, приемы и методики криминалистической техники представляют собой естественные и технические знания. Естественно-научный характер многих средств и приемов придает термину «техника» условное значение.

Криминалистическая техника, как раздел криминалистики, состоит из элементов, образующих собственную систему:

• общие положения, включающие систему и задачи криминалистической техники, элементы частных криминалистических теорий и учений (например, учения о навыках, о механизме следообразования), общую характеристику технико-криминалистических средств, правовые основания их применения;

• криминалистическая фотография, видеозапись;

• габитоскопия (криминалистическое исследование внешних признаков человека);

• трасология (криминалистическое исследование следов);

• криминалистическое исследование оружия, боеприпасов, взрывных устройств и следов их применения;

• криминалистическое исследование документов, в которое входят:

• судебное почерковедение,

• судебное автороведение,

• технико-криминалистическое исследование документов;

• криминалистическая фоноскопия (установление человека по голосу);

• криминалистическая одорология (исследование запаховых следов человека); криминалистическое исследование веществ и материалов;

• криминалистическая регистрация.

Задачи, разрешаемые с применением технико-криминалистических средств и методов:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.158 сек.