Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерес к половым органам




- Штриховка в области гениталий.

- “Обрезание” тела (мальчик сидит на кресле, за столом и т.д.)

- Концентрация рук в области гениталий.

- Фаллические элементы рисунка. Пример.

- Качество линий. При анализе рисунков различают линии хорошего качества, линии с сильным нажимом, слабые прерывистые линии и штриховку.

- Линии хорошего качества свидетельствуют о психологическом, в том числе и эмоциональном, благополучии ребенка.

- Большое количество штриховки на рисунке (особенно при изображении члена семьи) свидетельствуют о состоянии тревоги, в котором находится ребенок при общении с данным членом семьи.

- Сильный нажим (когда линии буквально продавливают “дорожки” на листе бумаги, заметные с обратной стороны) скорее будут свидетельствовать о состоянии возбуждения у дошкольника, связанного либо с самой ситуацией диагностики, либо с особенностями темперамента ребенка, либо с другими причинами.Нажим при исполнении рисунка предполагает внешнее или внутреннее направление импульса, то есть депрессивная личность давит на бумагу легко, у агрессивного индивида нажим чрезмерен.

Усиленный нажим свидетельствует о повышенном психомоторном тонусе, эмоциональной напряженности. Это состояние возникает при необходимости приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации или в результате длительного пребывания в неблагоприятной ситуации, которую не удается изменить.

Усиленный нажим часто встречается при ригидности, то есть затрудненном переключении с одной деятельности на другую, склонности к застреванию на тех или иных переживаниях и действиях.

Сильный нажим может свидетельствовать о высокой конфликтности, агрессивности. Иногда он служит проявлением острой стрессовой реакции.

В любом из этих случаев в рисунке обязательно будут и другие признаки, свидетельствующие о наличии соответствующих психологических особенностей.

 

- Слабые прерывистые линии часто свидетельствуют либо об астеническом (ослабленном) состоянии ребенка, либо о наличии у него неуверенности, нерешительности как личностной характеристики, которая проявляется в большинстве жизненных ситуаций, а не только при общении в семье. В этом случае слабые линии будут обнаружены практически во всех рисунках данного ребенка.

- Особо четко подчеркнутый контур, а также избыток пуговиц свидетельствует о повышенном самоконтроле, стремлении скрывать от окружающих свои проблемы и переживания.

- Очень важное подпирание рисунка снизу с перекрестной штриховкой, крестами в нижней части характерны для детей с большой нестабильностью в семье, а линование низа страницы часто выражает стремление к стабильности.

- Сильно варьирующий нажим на карандаш служит показателем повышенной эмоциональной лабильности, то есть тенденции к частой смене настроений по незначительному поводу или вообще без видимого повода.

- Штриховая линия, которая выглдит как бы составленной из коротких кусочков. Проводя линию, ребенок многократно прерывает действие, чтобы проверить и скорректировать результат. В итоге, точность линий не повышается, а наоборот, понижается, так как такой тревожный гиперконтроль нарушает нормальное выполнение целостного действия. Такой вид линий свидетельствует о высокой тревожности ребенка, то есть неуверенности в себе, склонности к сомнениям, опасениям, страхам, к легкому возникновению состояния тревоги (то ьже можно сказать об эскизных линиях, о множественных линиях).

- Пример.

- Затушеванность или небрежность в рисунке предполагает озабоченность, фиксацию и тревожность.

- Перекрестное штрихование – этот знак указывает на “контролируемое” штрихование и связан с навязчивыми мыслями.

- Чрезмерная штриховка. Акцент на заштриховывании отдельных частей или фигуры целиком постоянно встречается в рисунках тревожных детей. Заштриховано может быть лицо, нижняя часть тела или, что более показательно генитальная зона.

- Плотная штриховка (зачернение) глаз – этот признак харктерен для людей страдающих навязчивыми страхами (фобиями), которые часто формируются при повышенном уровне тревоги. Таким же образом, как признак возможного наличия фобий, интерпретируется изображение глаз с особо большими густо зачерненными зрачками или скрытых черными очками, а иногда также и подчеркнутых больших пустых глаз.

- Если при раскрашивании рисунка, как правило, карандаш ребенка выходит за границу контура, линии получаются размашистыми – это значит, что ребенок стремится к свободе и независимости, что он чувствителен к подавляющему влиянию взрослых (учитывать нарушения мелкой моторики). Если он слишком аккуратен в раскрашивании, часто даже не доходит до границ контура, то не исключено, что он насторожен, замкнут из – за неуверенности в себе.

- Ребенку дома хорошо. Изображается общая деятельность всех членов семьи. Никто не забыт, не изображен изолированно. Линии рисункаравномерные, с нормальным нажимом, рисунок внутри контура не затушеван, не заштрихован. Сплоченность семьи, рисование всех членов с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия, включенности в семью.

- Ребенок ощущает обстановку дома как враждебную себе. Позы фигур – агрессивные. Фигуры деформированы или зачеркнуты. Руки изображенных людей раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчеркнутые. Отсутствие взаимодействия между членами семьи (каждый находится в отдельной комнате и занимается своими делами в социальной изоляции).

- Ребенка волнуют происходящие дома конфликты. Фигуры разделены линиями (барьерами). Отдельные фигуры стерты. У некоторых фигур отсутствуют основные части тела. Некоторые члены семьи изображены изолированно от других. Величина отдельных фигур несоразмерна, на рисунке преобладают изображения вещей. Некоторые члены семьи отсутствуют. Кто-то из членов семьи изображен стоящим спиной к зрителю.

- Ребенку уделяют мало времени. Автор рисунка изображен непропорционально маленьким, стоящим спиной к зрителю. Фигуры расположены в нижней части листа. Автор изолирован от других членов семьи или вообще отсутствует. Автор изображен неподвижным, в то время как другие члены семьи - в движении. Линия рисунка слабая, прерывистая.

- Состояние ребенка тревожное. Рисунок внутри контура заштрихован, затушеван, видны следы стирания. Сильный нажим, двойные или прерывистые линии. Рисунок ограничен линиями сверху (потолок) и снизу (пол). Преувеличенное внимание автора к деталям, преобладание вещей.

- Крайние варианты представляют собой рисунки в которых: вообще не изображены люди, изображены только не связанные с семьей люди. Такое защитное избегание задания встречается у детей довольно редко. За такими реакциями чаще всего кроются: травматические переживания, связанные с семьей, чувства отверженности, покинутости (поэтому, такие рисунки относительно часты у детей, недавно пришедших в интернат из семей), аутизм, высокий уровень тревожности, плохой контакт с исследуемым ребенком.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.