Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вместо пролога 7 страница




– Ну, а вам, дядь Федь, какое до этого дело? – фыркнула Лида.

«Видимо, знакомый или родственник…»

– Никакого. Просто стыдно за вас, – спокойно произнёс незнакомец.

– Ага, – съязвила Лидия, – повоспитывайте нас. Это наши внутрисемейные вопросы. Не надо лезть к нам со своими советами.

– Эх, Лидка‑Лидка, хорошо, хоть батька ваш не дожил до такого позора. Небось и у него из глотки вырвали бы свои доли. Ладно, – дядя Федя махнул рукой, – решайте свои внутрисемейные вопросы. Я что зашёл? Деньги нужны. Мы с женой вот собрали немного, больше просто нету.

– А сколько нужно? – испуганно спросила Лидия.

– Да немало, – вздохнул мужчина. – Гроб, крест, венки, поминки…

– У меня денег нет, – сказал Борис.

Дядя Федя посмотрел ему в глаза, затем перевёл взгляд на Лидию. Та суетливо вынула из сумки кошелёк и достала две стодолларовые купюры.

– Вот, возьмите. Рублей у меня нет. Обменяете… и… будут вам рублики.

 

Мужчина, тяжело вздохнув, взял деньги и сказал:

– Этого мало. – Затем, обратившись к Борису, добавил: – Иди по друзьям, займи ещё тысяч десять.

– Хорошо, – покорно закивал Борис. – Я постараюсь.

– Не «постараюсь», а найди, – процедил дядя Федя. – Или вы хотите, чтобы я при живых детях по соседям пошёл деньги на похороны собирать? Хоть Бога побойтесь.

Мужчина резко развернулся и вышел из комнаты.

– Нашёлся тут командир! – недовольно воскликнула Лидия. – Вечно лезет не в свои дела.

– Да ладно тебе, – сказал Борис, – он прав. Ты это, не скупись, дай денег. Давай уже похороним старуху по‑нормальному. Надо будет кафе, наверное, арендовать. Соседи, родня, друзья. Как без поминок?

– Странные вы люди, – хмыкнула Лидия, – почему‑то вы все думаете, что у меня денег куры не клюют.

– Да что мне думать, – вскрикнул Борис, – ты же сама сказала, что сегодня чуть за границу не улетела. Ты что, туда с двумястами баксов собралась лететь? Ты меня вообще за идиота принимаешь?

– А чего ты разорался на меня? – возмутилась Лидия. – У меня деньги на карте.

– Ну, так пойди сними! У кого я сейчас займу эту десятку? Я два дня назад тыщу не смог ни у кого занять.

– Ну, ладно‑ладно, не ори. Сниму.

 

Глава 19

 

Помните, я в самом начале повествования говорил вам, что таких специалистов, как я, в сторожа не направляют? Что сказать? Наивная самонадеянная псина. Ошибся я.

О том, что моя подопечная умерла, в школу никто не сообщил. Обо мне вообще едва не забыли. Пока длилась вся эта суета с погребением, я чуть с голоду не сдох. Собутыльник Мироныч как‑то ещё в самый первый день после смерти Полины Фотеевны появился в квартире и исчез навсегда. Ирина Фотеевна заболела и слегла, даже на похоронах сестры не смогла присутствовать. Есть такая поговорка: пришла беда – открывай ворота. Иными словами, родственникам, знакомым было не до меня. Но, как я уже говорил, мир не без добрых людей.

После похорон Полины Фотеевны меня забрал к себе один старичок (из соседнего подъезда) с очень смешной фамилией – Подопригора. Он работает сторожем в детском саду. Соответственно, и я теперь вместе с ним сторожу. Первое время я места себе не находил. Всё думал, скоро разыщут меня мои «школьники», уберегут от такого позора.

День прошёл другой, неделя. Никого нет. И я стал привыкать – к новому месту, к новому человеку.

Сказать, что мне здесь плохо, нельзя. Хорошие условия. Всегда в тепле. Еда нормальная. Правда, перешёл на домашнее питание. От детишек много всякой снеди остаётся. Скажу вам, очень даже вкусно, хотя по сухому корму скучаю. А ночью мне тут и вовсе раздолье – двор большой, есть где погулять, побегать. Помните, как мне раньше надоедала шлейка? А теперь вот скучаю по ней. Даже ночью иногда снится, как веду по городу слепого человека.

По ночам мой новый подопечный… Хотя, какой он мне подопечный? Нет, теперь это самый настоящий мой хозяин. Валерий Анатольевич. Так вот по ночам он мне читает книги. Жутко интересно.

Я всё время вспоминаю своего Сашку. Тот, хоть и слепым был, а тоже всегда мне читал книги. Положит на колени свой брайлевский дисплей и шуршит по нему пальцами. Пш‑пш‑пш… пш‑пш‑пш… Шуршит и всё произносит вслух.

Санька подробно рассказывал мне о своём приспособлении. С вашего позволения, и я расскажу вам вкратце о брайлевском дисплее. Очень полезная штука, но очень дорогая. К сожалению, купить такой прибор самому незрячему человеку не каждому под силу. Но в настоящее время в России этот вопрос находится на контроле у президента страны. Было бы неплохо, если бы такими приборами оснастили всех слепых детей.

С помощью такого дисплея слепой человек может даже на какое‑то время забыть о своём недуге. Это электромеханическое устройство для отображения символов шрифтом Брайля. На бумаге такой шрифт – это просто выпуклые точки. А здесь вместо точек маленькие штырьки (тоже называемые «точками»), они выдвигаются через отверстия в плоской поверхности. Эта штуковина соединена с компьютером и взаимодействует с ним при помощи специальной программы экранного доступа. Почему приспособление называют дисплеем? Да потому что зрячий человек смотрит на монитор, а слепой «видит» пальцами на своём дисплее всё, что появляется на простом мониторе. В общем, человеку, изобретшему такой прибор, нужно поставить памятник. Он ведь дал возможность слепым людям полноценно работать, причём самостоятельно, за компьютером. А это, согласитесь, в наш век – большое дело. Очень большое.

Всё‑таки интересно получается. Думал ли слепой изобретатель Брайль, что его детище через двести лет получит такое колоссальное развитие?

Да, добрые дела не умирают и не исчезают бесследно. Как говорил когда‑то мой Иван Савельевич, доброе дело – это навсегда, оно может и через сто, и через двести, и даже через тысячу лет прийти на помощь. И я верю, что и мои (вернее, наши, собачьи) добрые дела люди никогда не забудут.

 

Но вернёмся в детский сад. Вы знаете, здесь тоже не всё было так просто. Первые дни я жил в каморке у старика и даже носа на улицу не высовывал. Ну, ночью понятно, гулял, а днём – как в засаде. Валерий Анатольевич предупредил:

– Смотри, Триха (это ещё один вариант моего имени), не кажи морду на улицу, а то выгонят нас с тобой отсюда. Здесь же детишки. Понимаешь?

Ничего я не понимал. Детишки‑ребятишки! Ну и что? Да я этих существ люблю больше всего на свете, хотя они иногда мне и прибавляют забот. Я взрослого человека не могу обидеть, ну, а детей уж и подавно. «Выгонят!» За что меня можно выгнать? Да и куда? Отвезли бы в мою родною школу, и дело с концом. Зачем меня выгонять? Я же не какая‑то там бродячая собака.

Но, в конце концов, заведующая детским садом всё‑таки узнала о моём существовании. Слышу однажды разговор:

– Валерий Анатольевич, решили меня подвести?

– Упаси боже! – старик даже перекрестился. – Что вы, Людмила Алексеевна. Вы о чём?

Я подкрался к двери и стал наблюдать через щёлку.

– Ой, Анатолич, – подбоченилась заведующая, – неужели ты думал, что я ничего не узнаю?

– Вы собаку имеете в виду? – догадался сторож.

– Ну, а вы как думаете? – хмыкнула Людмила Алексеевна. – Конечно, собаку. Вы же понимаете, Валерий Анатольевич, что здесь дети. Да не дай бог какая комиссия, меня же сразу уволят. Не хватало нам ещё тут бродячих собак…

Ой‑ой‑ой! Что я слышу. Аж скулы свело от обиды. Да, в который раз вспоминаю дурацкое выражение, придуманное человеком, вот она, жизнь собачья. Опять меня в бродяги записали. В очередной раз судьба преподносит мне сюрпризы и выбивает из моих собачьих мозгов спесь и надменность. Дохвастался? Порода, благородство, образование, должность, имя у него царское! Тоже мне, царь нашёлся. Собака ты бродячая – вот ты кто! И докажи теперь, что это не так. По сути, ведь женщина права. У меня ни документов, ни шлейки с красным крестом, ни дома, ни подопечного, ни инструктора. И кто я, по‑вашему? Да, чует моё сердце, нужно готовиться к худшему. Но старик мой оказался не из робких. Я вообще заметил, что пожилые люди часто бывают очень отважными. Слушаем дальше.

– Вот тут, Алексеевна, не соглашусь. Это не бродяжка. Это специально обученный пёс для защиты и охраны людей.

Во заливает! А впрочем, отчасти он прав. В задачи поводыря и эти обязанности тоже входят.

– Это вы сейчас, на ходу придумали? – съязвила заведующая.

– Вот вам крест, – старик снова перекрестился. – Честное слово.

– А откуда она у вас появилась? – насторожённо спросила женщина.

– Она… он, это пёс, – уточнил Валерий Анатольевич, – раньше присматривал, ухаживал за инвалидом. Инвалид умер. У родственников свои животные, в общем… ну, не захотели себе забирать. Вот я и подумал… дескать, пусть мне помогает. К детишкам он не лезет. Я его только ночью выпускаю погулять…

– Но на территории детского сада нельзя его выгуливать, – нахмурилась Людмила Алексеевна.

– Да что ж я, маленький, что ли, не понимаю? – рассмеялся старик. – Мы тут ни‑ни. Только за оградой.

Признаюсь: соврал старик. Пару раз было. Первые дни он, видимо, боялся, что я убегу, и за ограду меня не выпускал. Но я в такую глушь забирался, что меня попрекнуть нечем – за котельную, в самый дальний угол территории. Иными словами, туда, куда дети и не доберутся. Сейчас, правда, старик отпускает меня за изгородь. Отпустит, а сам станет у калитки и как попугай твердит: «Триха, ты ж меня не обмани! Ты же никуда не убеги. Триха‑Триха, я здесь! Ко мне, Триха! Триха, Триха, Триха…» Смешной старичок. Куда мне бежать? Я в своей жизни уже набегался. Как говорится, от добра добра не ищут.

– А документы на него есть? – продолжала допрос Людмила Алексеевна.

– Есть, конечно, – закивал старик, – но они у родственников остались.

– Это не разговор, – нахмурилась женщина, – я хотела бы на них посмотреть. Собака должна быть привитой. Должен быть специальный паспорт и так далее. Если ничего этого нет, пса придётся с территории сада убирать. Извините, Валерий Анатольевич, но я не могу с этим шутить.

– Хорошо‑хорошо, Алексеевна, я всё принесу. Не волнуйтесь, – заверил мужчина.

– Вот и договорились, – согласилась женщина и вдруг добавила: – Анатолич, ну ты хоть покажи своего помощника.

Я вскочил, встряхнулся, лизнул нос (чтобы поярче смотрелся) и приготовился к смотринам.

– Трисон! – громко и нарочито бодро позвал меня Валерий Анатольевич и толкнул дверь. – Ко мне! Выходи, друг, хватит прятаться. Посмотреть на тебя хотят.

Я вышел, взглянул на заведующую и присел на порожек каморки.

– Ну, здравствуй, дорогой! – улыбнулась Людмила Алексеевна.

– Ав! – тихо ответил я, стараясь не напугать женщину.

– Ты смотри, – сплеснула она руками, – он отвечает!

Женщина подошла ко мне и, погладив по голове, предложила:

– А ну дай лапу!

«Видимо, проверяет мою выучку», – подумал я. Ну, держи, раз так хочешь – это для меня, как для вас сказать «привет». Лишь бы танцевать польку‑бабочку не заставила. Хотя с вами, вернее с вашими правилами, и танго научишься выдавать. Я протянул Людмиле Алексеевне лапу, чем вызвал у неё щенячий восторг.

– Ух ты! – воскликнула она. – И точно умён! Ах ты, моя умница!

– А я что говорю, – гордо произнёс мой начальник, – умнейший пёс! И очень воспитанный.

– Да я, Валерий Анатольевич, и сама собак обожаю, – стала оправдываться Людмила Алексеевна, почему‑то глядя мне в глаза, – ты не подумай, Трифон, что я такая бессердечная…

Никогда не думал, что из Трисона можно столько других имён вывести, да ещё и с ударением на первый слог.

– Не Трифон он, – поправил старик, – Триша.

– Триша! – повторила заведующая. – Ладно, дорогой, оставайся, но принесите мне все справки и документы! Договорились?

– Ав! – ответил я и кивнул.

– Молодчинка! – женщина снова погладила меня и почесала за ухом.

Точно, собачница. Сразу видно, любит собак. Ну что ж, это уже неплохо. Есть шанс не стать изгнанником.

Удивительно, но Валерий Анатольевич и впрямь каким‑то образом раздобыл мои документы. Уж и не знаю, как ему это удалось, но через несколько дней мне даже позволил выйти из своего изолятора.

Первым из детей меня заметил мальчуган Борька. Увидев меня, он, ни секунды не раздумывая, бросился ко мне с распростёртыми объятиями. Так поступают обычно дети, в семьях которых живут домашние животные, и в первую очередь собаки.

– Собаська! Собаська! – радостно закричал Борька и, подбежав ко мне, почему‑то решил сразу оседлать меня.

Вот так номер! Тут сто раз подумаешь, кто у него в семье живёт – собака или пони. Борькина попытка превратиться в лихого всадника не удалась, но он нисколько этим не огорчился. Мальчишка обошёл вокруг меня и обнял мою голову.

– Боря, осторожно! – предупредил Валерий Анатольевич. – Не сделай ему больно.

– Дедушка Валела, а как её зовут? – спросил Борька.

– Триша, – ответил старик.

– Тлиша? Плавда? – переспросил мальчик.

– Плавда‑плавда, – рассмеялся старик.

Через минуту меня окружила ватага ребятишек, и каждый норовил ко мне прикоснуться. Одна девочка стояла в стороне и наблюдала за происходящим.

– Ну а ты что, Кристинка, не знакомишься с Тришкой? – обратился к ней Валерий Анатольевич.

– Я боюсь, – нахмурила брови девочка. – Она меня укусит.

– Нет‑нет, Кристина, – замахал руками Валерий Анатольевич, – не бойся, деточка, это специальная детская собака. Она учёная и любит детей.

– Мне мама сказала, что все собаки злые и кусачие, – стояла на своём девочка, – и что подходить к собакам нельзя.

Старик оторопел. Видимо, не сразу нашёлся, что ответить девочке. Он откашлялся в кулак и подошёл к ней.

– Всё верно говорит твоя мама. Нельзя подходить к чужим собакам. А это наша, своя. Знаешь, как его зовут?

– Как? – спросила девочка.

– Тришка. Видишь, у него даже имя специальное. Не бойся, дорогая.

Никакие заверения и обещания девочку так и не убедили. Впервые она меня погладила только спустя несколько дней.

Вечером старик инструктировал меня:

– Ты знаешь, Трисон, хоть теперь ты и легализовался, всё равно веди себя очень аккуратно. К детям сам не лезь, не подходи. Сиди тут на порожке спокойно. Понял? Пойми правильно, ты же всё‑таки зверь.

Ещё один зоолог. Вспомнил я Елизавету Максимовну, Сашкину бабушку. Но тут я согласился с хозяином.

– Ав! – Отвечаю.

Старик прав на все сто. Если сам подходишь к ребёнку, можешь напугать его. Потом докажи, что ты с добрыми намерениями решил подойти. Малышу может показаться, что собака на него хочет напасть. Да что там малыш. Иногда и взрослые пугаются. Представьте себе, к вам приближается чужая собака. Что у неё на уме? Конечно, у нас есть особые знаки, жесты, можно, подходя к человеку, вилять хвостом, делать глупую морду, прижать уши. Но вы же знаете, у страха глаза велики. Человек, испугавшись, не на хвост смотрит, не на уши, а на собачью пасть. А если сильно перепугался, то ему покажется, что пёс и зубы оскалил. Поэтому первое время я никогда сам в этих вопросах инициативы не проявлял.

А через месяц меня знали уже все ребята. Таскали мне конфеты, печенюшки, а Борька даже умудрялся из столовой в кармане приволочь котлетку. Я первый раз даже растерялся. Подходит ко мне и прячет руку в штанах.

– Пойдём, Тлиса, – загадочно так говорит, – я тебе сто‑то показу.

Мы зашли с ним за угол сторожки, он вынул из кармана угощение и сунул мне в рот. Гостинец, конечно, славный, ничего не скажешь. Одно мне не понравилось: этот карапуз вытер об меня руки. Ну что ты с ним поделаешь. Ладно, я и не обиделся. Но пришлось потрудиться, чтобы привести свои одежды в порядок.

 

Мне очень понравилось наблюдать, как дети готовятся к какому‑то утреннику. Взялись за руки и принялись водить хоровод. И песня у них весёлая. Но навеяла на меня кое‑какие мысли. Сами послушайте.

– Цып‑цып‑цып, мои цыплятки, – поют дети, – цып‑цып‑цып, мои касатки…

Обычная детская песенка. Весёлая, задорная. Но почему‑то мне вспомнился ларёк с нанизанными на шампуры цыплятами. Согласитесь, странно всё это. Вроде одно и то же. И там цыплята, и здесь. Но там их обжаренных и хрустящих вот‑вот съедят, а здесь их касатиками называют. Да чего там ларёк с цыплятами‑гриль! Я ведь и сам едва в мангал не попал. Как интересно устроена жизнь. Сегодня ты ходишь, зёрнышки поклёвываешь, а завтра тебя самого склюют и глазом не моргнут.

Признаюсь честно, мне здесь очень понравилось. Хотя совесть мучила – ведь где‑то живёт слепой человек и мечтает о поводыре. А я здесь хоть и работаю, но если честно сказать, больше развлекаюсь.

 

Глава 20

 

Хотите, пока есть время, я расскажу вам о нашей школе? Да и не только о ней. О людях, которые там работают, о своих коллегах‑собаках и, конечно, о тех, кому мы призваны служить. Уверен, вам это будет интересно.

Находится школа в деревне Чёрное, что в Московской области. Часто люди путают и говорят, что школа по подготовке собак‑поводырей находится в Купавне. Хотя это трудно назвать заблуждением. Дело в том, что когда едешь к нам из Москвы по Носовихинскому шоссе, прежде чем повернуть с трассы, человек видит дорожный знак‑указатель «Купавна». Отсюда и разночтения. Наверное, более правильно говорить, что школа наша находится на границе двух населённых пунктов: Чёрное и Купавна.

Школа открылась в далёком 1960 году. Официальное название звучит так – «Республиканская школа подготовки собак‑проводников». Обратите внимание на последнее слово – «проводник». Да, сейчас нас называют именно так. Но, по правде говоря, мне почему‑то больше по душе слово «поводырь». Так всегда называли тех, кто помогал передвигаться слепому человеку.

Поводырём может быть не только собака. Давным‑давно, к примеру, эту работу выполняли подростки или нищие. Если вы любите читать, без труда найдёте во многих литературных произведениях пацанов, помогающих старикам‑слепцам. В библиотеке бывшей моей подопечной Анны Игоревны можно было обнаружить такие книги. Это и «Антигона» Софокла, и «Кобзарь» Тараса Шевченко, и «Мадгофские записки» Чарльза Диккенса, и «Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля, и «В тупике» Викентия Вересаева – впрочем, всех и не перечислишь.

Из бесед в писательском доме я узнал, что подростки‑поводыри присутствуют и на картинах знаменитых художников. Я, правда, никогда их не видел, но взглянуть очень хочется. Может, вам повезёт, побываете в музеях. Вы там внимательно рассмотрите их – и за себя, и за меня. И не забудьте, кто вам о них рассказал. Вот из того, что я запомнил. Картина Лукаса ван Лейдена «Исцеление иерихонского слепца», написанная, между прочим, ещё в XVI веке. Хосе де Рибера в XVII веке написал картину «Нищий слепец». Русские художники тоже отличились. Василий Перов, например, создал полотно «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», а Николай Сверчков написал картину «Дорожные» – оба произведения появились на свет в XIX веке.

Вообще художники во все времена любили рисовать собак. Нет, имею в виду не только поводырей. Если читатель до сих пор не отложил книгу (и не бросайте – дальше произойдут события, о которых вы ни за что не догадаетесь), значит, точно – собачник. Потому, с вашего позволения, расскажу немного и о других собаках, попавших на полотна великих художников. Конечно, на эту тему можно говорить долго, даже можно написать отдельную книгу, но я постараюсь быть кратким – всего несколько картин. Если у вас будет возможность, непременно взгляните на эти полотна.

Прежде всего, это картина великого британского живописца Уильяма Хогарта «Автопортрет», созданная в 1745 году. Казалось бы, если это автопортрет, при чём здесь любимец художника мопс Трамп? Но на этот вопрос должен ответить сам зритель. Уверен, что ответы будут разные и необычные.

Очень интересную картину написал в 1565 году Питер Брейгель Старший – называется «Охотники на снегу». Здесь сразу более десяти собак. Удивительно динамичное полотно. Мне прямо захотелось к ним.

Голландский художник Сэмюел Диркс ван Хогстратен создал в XVII веке замечательное произведение «Вид в коридор». Здесь, правда, сразу трое животных – кроме собаки присутствуют и кошка, и попугай. Но внимание зрителя, конечно, приковано к миловидной собачке, которая внимательно смотрит за порог и вот‑вот готова залаять на непрошеного гостя.

В XIX веке очень популярным и любимым художником королевы Виктории был Сэр Эдвин Ландсир. В те времена в обществе было модно обсуждать тему наличия разума у животных, а потому живописец изображал собак, наделённых человеческими эмоциями. Если вы увидите его картину «Спасённая», вы обязательно вспомните меня и мою книгу «Радуга для друга». Присмотритесь: здесь собака и впрямь похожа на человека. И что примечательно, в честь этого художника назвали породу собак, разновидность ньюфаундленда. Слышали о ландсирах? Между прочим, наши далёкие родственники.

Этот список можно продолжать бесконечно. Но желаю вам для начала увидеть хотя бы перечисленные картины. А мы вернёмся к поводырям. Здесь тоже много ещё любопытного.

В последнее время поводырями стали называть даже специальные приспособления, механизмы и устройства. Есть такие, например, мобильные телефоны, в памяти которых заложены расписания движения трамваев, троллейбусов, автобусов, поездов и даже карты. Слепой человек заранее активирует определённый маршрут или даёт голосовую команду, и телефончик начинает выдавать инструкции по ориентированию на местности. Также для слепых созданы спутниковые навигаторы с синтезатором речи. Интересная и полезная штука – она отслеживает каждое движение человека и передаёт ему через наушник голосовые сообщения: «направо», «налево», «вперёд» и так далее. Конечно, такие приборы помогают людям находить дорогу и ориентироваться на местности, но (только не примите за хвастовство) всё же никакие железяки не заменят живого поводыря, будь то человек или животное.

Я нарочно не произнёс слово «собака», и вот почему. Однажды по телевизору я видел потрясающую историю. Сначала даже не поверил. Но видел всё это своими глазами. В США живёт слепая девушка Мона Рамуни. Знаете, кто у неё работает поводырём? Пони! Дело в том, что Мона по религиозным соображениям не пожелала заводить собаку. Ей посоветовали приобрести миниатюрную лошадку Кали, которая выступала в одном из шоу. Профессиональный тренер научил лошадь стучать копытом при виде препятствий, входить и выходить из машин и автобусов, а также подбирать зубами упавшие предметы.

Мона Рамуни учится в университете, где работает центр помощи студентам и работникам с ограниченными возможностями. Центр помогает инвалидам интегрироваться в обществе и реализовывать свой потенциал. Рамуни готовится получить степень магистра в области реабилитации инвалидов и в будущем работать с детьми.

Сначала сотрудники вуза опасались, что Кали начнёт устраивать беспорядки в аудитории, будет отвлекать внимание студентов. Но пони ведет себя спокойно и даже подружилась с собакой‑поводырём одного из одноклассников Рамуни. А чего им делить – всё‑таки коллеги.

Ну, я и заболтался! Вот что значит слово «поводырь». Согласитесь, «проводник» всё же звучит как‑то более технологично, что ли. Будь моя воля, я бы его к нашей профессии не применял. Ну вот сами посудите. Я приведу вам несколько примеров, а вы сами подумайте.

Проводник – это и железнодорожный служащий, сопровождающий пассажирские вагоны и обслуживающий пассажиров. Хорошая профессия, не спорю, но всё же назвать коллегой такого человека язык не повернётся. А однажды у меня с железнодорожным проводником вообще конфуз вышел. Помните, я в самом начале рассказывал о поездке в Санкт‑Петербург? Так вот представьте себе, люди, как и полагается, купили себе билеты, приходим на посадку. И тут нам проводница объявляет:

– С собакой нельзя!

Инструктор предъявляет ей мои документы и объясняет, что это, мол, собака‑поводырь, что ей (то есть мне) можно ехать в поезде. Хорошо, хоть не ляпнула, что я проводник, а то неизвестно, чем бы всё это закончилось. Люди ведь разные бывают – подумала бы, что мы на неё намекаем.

– А билет вы на неё купили? – спрашивает проводница.

– Поводырю не нужен билет, – терпеливо поясняет инструктор.

– Как это не нужен? – изумилась женщина. – Кто это вам такое сказал?

– Ваш министр, – улыбается Лена.

– Вам лично? – проводница занервничала.

– Почему лично? – продолжает инструктор. – Приказ министра путей сообщения № 30 от 26 июля 2002 года. Читали? «Собак‑проводников слепые пассажиры провозят с собой бесплатно…»

– Надо же, – хмыкнула женщина. – Сейчас я узнаю у начальника поезда. Но учтите, в наш вагон вам всё равно нельзя.

– Это ещё почему? – удивилась инструктор Лена.

– А потому! – выпучила глаза женщина. – У нас вагон повышенной комфортности.

– Но, извините, – Лена говорит очень спокойно и сдержанно, хотя чувствую, уже закипает, – в том же приказе есть ещё и продолжение: «…бесплатно в вагонах всех категорий».

– Да что вы мне тут приказами в морду тычете? – возмутилась проводница. – Умники нашлись. Ничего не знаю! Идите к начальнику поезда и разбирайтесь.

Как там всё уладилось, я не могу сказать, но через некоторое время к нам вместе с Леной подошёл мужчина и приказал беспокойной проводнице впустить нас. Вы бы видели её лицо, точнее морду (извините за фамильярность, но вы же слышали, она только что сама так называла своё лицо).

В поезде, когда все спали, я всё думал. А вот человеку не стыдно себя так вести? Ну, во‑первых, как выяснилось, проводница не знает содержания служебных документов. Во‑вторых, разве она не понимает, что наносит серьёзную моральную травму стоящему рядом слепому человеку? Почему люди иногда бывают так жестоки к себе подобным? Ну, а случись завтра такая беда с тобой, и кто‑то, воспользовавшись твоей беспомощностью, оттолкнёт тебя в сторону и пойдёт дальше. Об этом даже страшно подумать. Пугает, что такой случай не единственный.

Инструктор Лена обучает сразу нескольких собак‑поводырей. Зарплата у кинологов небольшая. На эту работу идут в основном энтузиасты, те, кто по‑настоящему любит собак. И вот что она рассказывает. Чтобы приучить собаку к общественному транспорту, инструкторы часто ездят в автобусах, а не в маршрутках. Некоторые кондукторы относятся с пониманием. А есть такие, которые требуют покупать на собаку билет, объясняя это тем, что собака, дескать, едет не со слепым человеком. Лена пытается объяснить кондуктору, что денег на билет собаке‑поводырю не выделяют, что, если она будет каждый раз покупать билеты и на собаку, то её и без того низкая зарплата существенно пострадает. Бесполезно объяснять! Плати – и всё! Хоть тресни. Иначе выгонят на улицу. А если инструктор подаёт деньги за проезд не под расчёт, кондуктор возвращает сдачу с учётом платы за два билета. Да, хорошенькое дельце – за наш счёт пополнять прибыль транспортной компании.

Что делают некоторые водители маршруток? Если на остановке вместе с инструктором и собакой стоит несколько человек, водитель притормаживает, забирает всех. А если стоят двое (инструктор и поводырь), маршрутка пролетает мимо. Вот такие, к сожалению, случаются недоразумения.

Но идём дальше. Что ещё можно назвать проводником? Это, например, и вещество, способное пропускать через себя тепло, электричество, звук и тому подобное. Проводник – это и оболочка операционной системы Windows. А в Латвии даже есть завод, который так и называется «Проводник». Убедились? Вот вам и собака‑проводник. Так что лучшего слова, чем «поводырь», не найти. Хорошее слово и более подходящее, потому что даже устаревшее сейчас значение раньше означало «провожатый для указания пути в незнакомой местности» – всё равно это гораздо ближе к нашей профессии.

Итак, на чём мы остановились? У истоков нашей школы стояли бывшие военные Н.Е. Орехов, Н.А. Латушкин, А.Л. Куприянов. Специалисты по дрессировке, конечно, многому научили молодых, неопытных сотрудников открывшейся школы. Но вы понимаете, в чём проблема! Одно дело – обучать собаку для работы на войне, а другое – сделать из неё поводыря. Раньше, когда всё начиналось, был очень высокий процент возврата. Слепые люди часто возвращали собак в школу. Теперь же специалисты добились колоссального результата. Процент возврата стал настолько низким, что о нём уже можно и не упоминать. Иными словами, путь к совершенной собаке‑поводырю был сложен и долог. И тем не менее за пятьдесят с лишним лет школа подготовила уже около пяти тысяч собак‑поводырей. До сих пор наша школа остаётся единственной в России.

Условия и для работы персонала, и для инвалидов, приезжающих за собаками, созданы там неплохие. На территории учебного заведения имеется трёхэтажная гостиница на тридцать номеров, столовая, библиотека с читальным залом, просторные учебные классы. Собаки содержатся в тёплых просторных вольерах с выгульными площадками. Имеется даже специальная собачья кухня. В школе отличная ветеринарная клиника. Несмотря на то что территория школы специально оборудована для дрессировки собак, всё же большая часть работы проходит на учебных маршрутах за пределами школы. Собаке ведь предстоит потом работать в городе.

В школе одновременно проходят обучение около пятидесяти собак. Часть собак приобретается взрослыми в возрасте одного‑двух лет, часть выращивается в школе или в семьях заинтересованных лиц из щенков, полученных в питомнике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.