Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительные материалы для подготовки к занятию. Нарисуйте психологическую структуру психической деятельности человека с указанием основных функциональных блоков мозга




Нарисуйте психологическую структуру психической деятельности человека с указанием основных функциональных блоков мозга

Нарисуйте схему взаимосвязи поражений различных участков мозолистого тела и характера модально- специфического нарушения межполушарного взаимодействия

Укажите основные комиссуры межполушарного взаимодействия

Закрасьте разными цветами лобную, теменную, височную и затылочную области конвекситальной и медиальной коры головного мозга

 


 

 

 

 

 


 

 

 

Пробы на моторные асимметрии (А.В.Семенович, 2002 г)

Функциональная асимметрия рук

1. Переплетение пальцев рук.

2. Поза Наполеона.

3. Аплодирование.

Инструкция (И.): « Сделай, пожалуйста, так ».

Экспериментатор (Эксп.) в течение одной секунды демонстрирует нужную позу. Ведущая рука оказывается сверху; в пробе « переплетение пальцев » сверху большой палец ведущей руки.

4. Измерение силы кисти каждой руки с помощью динамометра. Ведущая рука сильнее.

5. Измерение скорости выполнения любых мануальных заданий (теппинг, рисунок, письмо и т. д.) каждой рукой, затем обеими вместе. Ведущая рука действует быстрее.

6. Проба Чернашека. Может проводиться с ребенком не младше 7 лет. Перед ребенком кладется чистый лист бумаги; в правую и левую руку дается по карандашу


 

И .: « Закрой глаза. Нарисуй, пожалуйста, одновременно: правой рукой (прикосновение к правой руке) квадрат, а левой (прикосновение) круг. Еще раз: квадрат (прикосновение), круг (прикосновение). Запомнил? »

Затем под первой парой рисунков предлагается нарисовать по аналогичной инструкции следующую, например; « треугольник квадрат »,

« крут квадрат » и т. д. до восьми раз. При этом психолог достаточно громко приговаривает: « Быстрей, быстрей » (постукивает по столу) и внимательно следит за тем, чтобы ребенок не открывал глаза, рисовал одновременно обеими руками и, желательно, с зафиксированным языком. Субдоминантная рука в этой пробе или повторяет движение ведущей, или демонстрирует запаздывающее выполнение задания.

Функциональная асимметрия ног и тела

1. И .: « Попрыгай на одной ноге ». Используется ведущая нога.

2. И .: « Какой ногой ты забиваешь гол в футболе? » Активная (в том числе толчковая) нога ведущая.

3. И .: « Закинь ногу на ногу ». Ведущая нога сверху.

4. И .: « Повертись, покрутись несколько раз ». При вращении вокруг собственной оси предпочитается направление в сторону доминантной половины тела.

 

 

Пробы на сенсорные асимметрии

Функциональная слухоречевая асимметрия

1. И .: « Послушай, идут ли мои часы? » Ребенку прямо, по средней линии, даются часы или аналогичные тихо звучащие приборы. Предлагается поговорить по телефону. Для прислушивания ребенок пользуется ведущим ухом.

2. И .: « Повтори, что я скажу ». Эксп. шепотом произносит слово или фразу. Ребенок нагибается ближе ведущим ухом.

3. Дихотическое прослушивание.

Процедура состоит в том, что ребенок слушает через стереонаушники (с правого и левого уха одновременно) две разные серии слов; после каждой серии он воспроизводит слова, которые услышал.

Этот метод разработан D. Kimura и адаптирован на русский язык Е. П. Кок, многократно описан (Э. Г. Симерницкая, Б. С. Котик, 1978; Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова, 1988; Б. С. Котик, 1992).

Ниже представлен протокол и оценка получаемых результатов. Цифрами в протоколе отмечается порядок слов, в котором ребенок воспроизводит прослушанную серию слов; в центре слова, которые отсутствуют среди эталонных.


 

Эталонные слова Привнесенные слова (левое ухо) Эталонные слова (правое ухо)
зев сыр мяч сон 2 3 зер дом том пень лев пять
3 1 комлак дед печь гром мяч дуб роль путь мир
    суп день мед тип 1 3 дом сир 4 2 кит шеф тон пыль

 

И так далее 10 серий слов. Затем на ушники меняются местами; повторяется та же

процедура.

 

Эталонные слова (левое ухо) Привнесенные слова Эталонные слова (правое ухо)
Жук лев сук гол 2 3 4 сок зуб мяч дочь сон медь лоб
боль чад суп мель 2 4 5 час мей зуб рог вес кот цепь
1 2 3 бред грязь флаг снег   трюк скот март крест

 

 

Помимо общепринятых критериев предлагается:

а) наряду с традиционными Кпу {коэффициент правого уха), отражающим доминантность левого (правого) полушария или амбилатеральность полушарий по речи, и Кэфф {коэффициент эффективности) ввести коэффициент продуктивности Кпр.

где å ВС сумма верно воспроизведенных слов, а ОКС общее количество тестовых слов;

б) подсчет ошибок (с каждого уха), количество:

ü литеральных и вербальных парафазии, контаминации, персевераций, реминисценций, привнесений (конфабуляций) новых слов;

ü нарушений порядка воспроизведения слов-эталонов (в протоколе помечается цифрами);

ü в) анализ динамических (процессуальных) характеристик дихотического прослушивания:


 

Функциональная зрительная асимметрия

1. И .: « Прищурься одним глазом ». Первым прищуривается неведущий глаз.

2. И .: « Посмотри в калейдоскоп (в подзорную трубу) ». Ребенку прямо, по средней линии, дается один из этих предметов. Для рассматривания используется ведущий глаз.

3. И .: « Загороди линейкой лампу ». Ребенку дается линейка (или что-то аналогичное), которой он должен загородить источник света. Тень при этом падает на ведущий глаз.

 

 

Оценка латеральной организации функций

( Хомская Е. Д. 2005 г.)

Субъективная оценка ведущей руки

Мануальная асимметрия К кому Вы себя относите: к правшам или левшам? Есть ли у Вас среди родственников левши? Луриевские пробы Переплетение пальцев «Поза Наполеона» Руки за спиной Аплодирование Кулак на кулак Hoгa на ногу
Опросник М. Аннетт Какой рукой Вы предпочитаете бросать предметы? Какой рукой Вы пишете? Какой рукой рисуете? Какой рукой играете в теннис, пинг-понг? В какой руке держите ножницы? Какой рукой бреетесь (красите губы)? Какой рукой причесываетесь? В какой руке держите зубную щетку? В какой руке держите нож во время еды или при затачивании карандаша? В какой руке держите ложку во время еды? В какой руке держите молоток при забивании гвоздей? В какой руке держите отвертку?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.