Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюционизм, диффузионизм и функционализм




С середины XIX века идея эволюции как плавного накопления изменений, ведущих к усложнению организации, утверждается в биологии, этнографии, антропологии и истории культуры. Позднее эта идея становится руководящей в исследовании всех социальных и природных систем. Эволюционизм явился первым теоретическим направлением, исследовавшим жизнь народов в неевропейских культурах. Представителями эволюционистского подхода в культурологии являются: А. Бастиан (1826–1905), Т. Вайтц (1821–1864) в Германии; Л.Г. Морган (1818–1881) в США; Э. Тайлор (1832–1917), Дж. Фрезер (1854–1941) в Англии; Ш. Летурно (1831–1902) во Франции. Идеи эволюционизма в России разделяли М.М. Ковалевский (1851–1916), Н.Н. Миклухо-Маклай (1846–1888) и другие.

Содержание эволюционизма раскрывается в следующих положениях:

Ø единство человеческого рода – основа единства его культуры: наряду со специфическими чертами культуры и образа жизни народов существуют общие элементы и черты;

Ø все культуры изменяются и находятся на разных стадиях своего развития; между стадиями сохраняются связи, то есть имеет место преемственность в развитии культуры;

Ø развитие культур однолинейно и идет от простого к сложному;

Ø равноценность культур, уникальность каждой из них;

Ø психологическое обоснование явлений культуры;

Ø основными объектами исследования являются стадии развития культур, исторические формы брака и семьи, ранние формы религии, нормы и запреты, регулирующие поведение людей.

Тщательный анализ эволюционизма и других культурологических концепций дается в книге А.А. Белика и Ю.М. Резника «Социокультурная антропология» (1998).

Основатель эволюционизма в американской культурной антропологии – Л.Г. Морган, исследовавший историю первобытного общества. Он разработал периодизацию общественного развития в зависимости от типов родства и представленных в жизни народов элементов материальной культуры (число изобретений и открытий). На этом основании Морган выделил три стадии в истории человечества – дикость, варварство и цивилизация.

Классиком эволюционизма также является Э. Тайлор. Основные идеи наиболее полно изложены им в работе «Первобытная культура» (1871). Главное внимание автор уделяет исследованию духовной культуры, особенно религии, магии и обрядов, связанных с ними. Тайлор является автором анимистической теории религии. Основу религиозных верований и обрядов составляет «вера в духовные существа» – анимизм. Причину появления анимизма он видел в необходимости древних людей ответить на вопросы о том, чем различаются живые и мертвые тела, чем являются образы сновидений и разных видений. Ответом на эти вопросы, по мнению автора, явилось представление об индивидуальной душе.

Теория анимизма вызвала в свое время бурную дискуссию. Часть исследователей древних культур обратила внимание на очень древний пласт верований и обычаев, не выводимых из анимизма и даже предшествовавших ему. Эти взгляды были названы преанимизмом. Термин ввел английский ученый Р. Маррет в статье «Преанимистические религии» (1899). По его мнению, более важными являются религиозные действия, а не мифы и верования. «Дикарская религия не столько выдумывается, сколько выплясывается», – писал он. Существенную роль играет, с точки зрения автора, объективация эмоциональных состояний. Сначала возникает представление о безликой мистической силе, оживляющей всю природу («аниматизм», по Маррету), а потом оно персонифицируется и возникают анимистические образы и образы личных духов.

 

Последователем и учеником Тайлора является шотландский исследователь Дж. Фрезер (1854–1941). Он – автор оригинальных работ, посвященных изучению верований, мифов, обрядов, ритуалов разных народов. Наиболее известны из них «Золотая ветвь» (1890) и «Фольклор в Ветхом Завете» (1918). Фрезер создал учение о трех эволюционных стадиях в умственном развитии человечества:

1) магия, когда человек верил в свои способности и свою колдовскую силу приманивать зверя, вызывать дождь, наносить вред врагу на расстоянии и так далее;

2) религия, когда человек по неизвестным причинам разуверился в своих силах и стал приписывать сверхъестественные способности богам и духам, начал обращаться к ним с просьбами, молитвами;

3) человек пришел к выводу о том, что ни он, ни боги, а объективные законы управляют миром.

Некоторые исследователи полагают, что в современной культуре действуют все три пласта умственного развития, впервые выявленных Фрезером.

Диффузионизм как методология исследования культур появляется в конце XIX века. Диффузионизм акцентирует роль пространственно-временных перемещений культурных элементов и их комплексов в существовании и развитии культур.

Обобщенная характеристика диффузионизма как способа исследования культур дана его основателем немецким географом и этнологом Ф. Ратцелем (1844–1904). К главным чертам этого способа исследования он относит:

Ø акцент на взаимовлиянии культур;

Ø их изменение путем заимствования культурных элементов;

Ø идея о наличии центра (центров) культурного развития человечества;

Ø основные объекты исследования – предметы культуры народа («этнографические предметы»), образующие некую

 

целостность в пространстве и времени («культурный круг»).

Диффузионизм не рассматривает общественный механизм развития культуры и роль человека в творчестве культурных ценностей, зачастую произвольно трактуя «культурный круг». Однако в противовес абстрактному рассмотрению культур, существовавшему в эволюционизме, диффузионисты поставили вопрос о конкретно исторических связях и взаимовлиянии пространственно-временных характеристик культур.

Основателем функционализма является известный британский антрополог Бронислав Малиновский (1884–1942). Он был лично знаком с Дж. Фрезером. Изучение его трудов решительно повлияло на его научную деятельность. В очерке «Научная теория культуры» Б. Малиновский систематизировал свои взгляды на сущность культуры и методы ее познания.

Функционализм исследует культуру как целостное образование, каждый элемент которого выполняет свою роль в составе целого и взаимосвязан с другими элементами. «Культура, – пишет Малиновский, – это главным образом инструментальная система, посредством которой человек ставит себя в наилучшую позицию для того, чтобы решать конкретные и специфические задачи, возникающие перед ним в окружающей среде в процессе удовлетворения им своих потребностей». Потребности подразделяются им на первичные, биологически обусловленные, и вторичные, сформированные культурой: потребности в обмене продуктами деятельности, социальном регулировании, образовании и другие. Удовлетворяя свои первичные потребности, человек преобразует окружающую среду и создает новую – мир культуры. Культура является, таким образом, «организованной системой целенаправленной деятельности».

Во всех культурах вырабатывается система устойчивого равновесия, где каждый элемент целого выполняет свои функции. Если уничтожить какой-либо элемент культуры, то вся этнокультурная система может разрушиться и погибнуть. Поэтому Малиновский резко осуждал грубое вмешательство в жизнь коренного населения. Это вмешательство может нарушить функциональное равновесие этнокультурной системы, что неизбежно ведет к вымиранию ее носителей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.