Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Буддизм




Он возник в Древней Индии в VI–V вв. до н.э. Основателем буддизма принято считать индийского принца Сиддхартху Гаутаму, получившего впоследствии имя Будды.

Слово «Будда» в переводе на русский язык означает просветленный, пробужденный. В буддистской мифологии имя Будда трактуется двояко: либо как человек, достигший предельного совершенствования в духовном развитии, либо антропоморфный, то есть человекоподобный, символ, воплощающий в себе идеал предельного совершенства в духовном развитии. Другими словами Будда – это идеал духовно совершенного человека, Бог, идея совершенства, имеющая конкретно чувственное воплощение. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, нет Бога как творца и безусловно высшего существа – Абсолютной личности, нет и человеческой личности, души в европейском смысле слова (см. разделы XIII и XV).

В отличие от других мировых религий, основанных на единобожии, Будда только на ранних стадиях был один, а затем их число возросло до 24 и может быть бесконечным.

Буддой становятся люди, достигающие состояния нирваны. Слово нирвана в переводе означает угасание, успокоение. В этом смысле буддизм – отказ от земных забот и наслаждений, освобождение от светских желаний. Нирвана – это состояние свободы, покоя, блаженства, полного растворения в природе. Состояние нирваны можно достичь при жизни, но полное его воплощение возможно только после смерти.

Став Буддой, существо должно возложить на себя обязанности проповедника дхармы. Дхарма – одно из понятий буддистской мифологии. Оно имеет несколько толкований. Дхарма – это закон, моральный порядок, совокупность добродетелей. В древней мифологии – это бог справедливости, олицетворяющий высший моральный закон. Слово «дхарма» переводится как «держать», «поддерживать». Дхарма призвана поддерживать веру человека, что достигается с помощью учения Будды, текста «Трипитака», в котором изложено это учение.

Особенность буддизма заключается в его этико-практи-ческой направленности. В буддизме не придается значения внешним формам религиозной жизни, в частности, ритуалу. Центральная проблема буддизма – проблема бытия человека. Для буддизма важен человек и его внутренний мир, его нравственная позиция. И здесь особую роль играет учение Будды о «четырех благородных истинах»: существует страдание; у страдания есть причина; необходимо освободиться от страдания; найти путь, ведущий к освобождению от него.

Страдание в буддизме – это не только переживание или ожидание утрат и потерь, это, прежде всего, невозможность удовлетворить собственные желания. Поэтому путь освобождения от страданий – в снижении потребностей, усмирении страстности желаний, их количественное уменьшение и качественное изменение.

Буддизм призывает избегать крайностей и проповедует «срединный путь». Поскольку в буддизме отсутствует понятие Бога-судьи, постольку в нем нет и понятий ответственности, вины. Но, тем не менее, и в буддизме сформирован нравственный идеал – абсолютное непричинение вреда окружающему миру. Человек – часть мира, он растворен в нем и должен проявлять терпимость ко всему окружающему. По этой причине некоторые исследователи подчеркивают асоциальность буддизма, отсутствие в нем мотивов преобразования и улучшения мира. Более глубокий анализ позволяет выявить несостоятельность такой точки зрения. От деятельности человека зависит не только его собственная судьба, карма (санскр. – дело, действие, влияющее на характер настоящего и последующего существования), но и судьба мира в целом. Энергетика негативных действий разрушает мир, позитивных – улучшает его.

Понятие кармы связано с понятием сансары (беспрерывного перерождения). Смерть в буддизме интерпретируется как ряд беспрерывных перерождений. Смерть не несет в себе чего-то противостоящего жизни. Она есть форма или ступень перехода в новое бытие, перерождение и не имеет конца.

Со временем буддизм модифицировался и возникло множество его разновидностей. Главными считаются хинаяна и махаяна. В хинаяне утверждается, что нирваны способны достичь только монахи. Согласно махаяне, достичь нирваны и стать буддой может любой человек, ведущий праведную жизнь. В Индии на протяжении I тысячелетия н.э. постепенно происходило сближение брахманизма – религиозно-мифоло-гического учения индийских племен (ариев) и буддизма, в результате чего возникла индуистская религия. Ее главные боги: Брахма – создатель мира, Вишну – хранитель мира и Шива – разрушитель мира.

В настоящее время индуизм доминирует в Индии. Буддизм стал ведущей религией во многих соседних с Индией странах в виде течения хинаяны. С VIII века существует в Тибете и Монголии, из которых распространился на территорию России среди бурятского, калмыцкого, тувинского населения. В XX веке стал приобретать популярность на Западе. Причиной этого является разочарование в ценностях западной цивилизации, ощущение духовной пустоты, что приводит часть людей к отказу от погони за материальными благами, от потребительской установки, к духовному самоуглублению, пересмотру смысложизненных ценностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.