Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постмодернизм: плюрализм и релятивизм




В 70-е годы на Западе возникла культура постмодернизма, понимаемая ее создателями и сторонниками как культура постиндустриального и информационного общества. Границы постмодернизма шире определенного направления в искусстве. Он представляет собой движение, охватившее различные сферы жизни и культуры.

Постмодернизм, как полагают его последователи, порожден усталостью современного общества, его разочарованием в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения, легших в основу европейской культуры, с их верой в торжество разума, в безграничные возможности человека, в победу принципов гуманизма и социальной справедливости.

В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления, где нет четко выраженной социально-классовой структуры, где уровень потребления, главным образом материального, выступает основным критерием деления на социальные слои, между которыми нет какого-либо существенного противостояния. Это общество всеобщего конформизма и компромисса.

Мировоззрение постсовременного человека лишено достаточно прочной опоры, поскольку все формы идеологии выглядят размытыми и неопределенными. В ней мирно уживается то, что раньше считалось несовместимым. Подобное положение во многом объясняется фактическим отсутствием в современной идеологии устойчивого внутреннего ядра, каким в Античности выступала мифология, в Средневековье – религия, в Новое и Новейшее время – сначала философия, потом – наука. Постсовременность развенчала престиж и авторитет науки, но не предложила ничего взамен (разве что, мода заняла это место), усложнив человеку проблему ориентирования в мире.

В обращении к культуре постмодернизмом выдвинута своя методология, основные принципы которой – плюрализм и релятивизм. Для культуры постмодернизма характерно стремление к размыванию границ между наукой, философией и искусством, к отказу от всякого радикализма, от иерархии ценностей и противопоставления фундаментальных понятий: добро – зло, истина – заблуждение и так далее. Постмодернистское сознание компилятивно, неопределенно, неустойчиво. Этим объясняется сближение в постмодернизме элитарной и массовой культуры.

В искусстве авангардистским установкам на новизну постмодернизм противопоставил стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее иронического цитирования. Постмодернизм – это эстетика эклектизма и полистилизма. Полистилизм предполагает активное взаимодействие различных художественных систем. В одном и том же произведении могут соединяться, казалось бы, вообще не соединимые вещи: бытовая достоверность и гротеск, типизация и идеализация, высокоинтеллектуальные и низменные коммерческие жанры.

Характерные для постмодернизма художественные приемы – это цитатничество, пародирование более ранних явлений искусства, коллаж, иронизм, произвольный набор изобразительных средств, сочетание классических канонов с экспериментом, смешение различных стилевых черт в одном произведении.

В целом, как отмечают многие исследователи, постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Он неплохо справился с разрушением многих отживших сторон и элементов предшествующей современности эпохи. Что касается положительного вклада, то его пока сложно однозначно оценить. Но главное в этом смысле то, что постмодернизм реализовал, хотя бы отчасти, потребность в диалоге как способе существования современной культуры – диалоге прошлого и настоящего, диалоге философских, научных и художественных систем, диалоге Запада и Востока.

 

Задания. Вопросы. Ответы.  
1. Дайте характеристику эстетического освоения мира. 2. Что такое искусство, и каково его происхождение? 3. Какие функции выполняло и выполняет искусство в жизни человека и общества? 4. В чем состоит специфика художественного образа? 5. Какие классификации видов искусства Вам известны? 6. Какие последствия для искусства имела научно-техническая революция? 7. Как можно охарактеризовать в целом взаимоотношение искусства и науки? 8. Как взаимодействует искусство с религией и моралью? 9. Каковы особенности и формы развития художественного сознания? 10. Что такое направление и стиль в искусстве? Назовите общепризнанные направления и стили в мировом искусстве. 11. Как соотносятся между собой реализм и символизм как художественные методы? 12. Каковы, с Вашей точки зрения, основные причины и симптомы резких изменений в искусстве в XX веке? 13. Что принято обозначать понятием «постмодернизм»?    
Задания. Тесты. Ответы.
1. Что служит формой отражения действительности в искусстве: а) понятие; б) норма; в) образ; г) догма. 2. Какие виды человеческой деятельности возникли первыми: а) земледелие; б) обработка металлов; в) религия; г) искусство. 3. Что лежит в основе художественного образа: а) строго объективное изображение окружающего мира; б) субъективное восприятие и изображение действительности; в) фотографически точная фиксация реально существующих объектов. 4. Определяющей функцией искусства является: а) познавательная; б) информативная; в) воспитательная; г) эстетическая. 5. Какие виды искусства относятся к пространственным: а) живопись; б) музыка; в) театр; г) кино. 6. Какие виды искусства относятся к «техническим»: а) скульптура; б) балет; в) фотоискусство; г) цирк; д) киноискусство. 7. Для какого направления в искусстве характерны рационализм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения: а) романтизм; б) классицизм; в) реализм; г) сентиментализм. 8. Какое направление в искусстве ориентирует эстетическую активность с «творчества» на компиляцию и цитирование, с создания оригинальных произведений на коллаж: а) классицизм; б) символизм; в) реализм; г) постмодернизм. 9. В традициях какого художественного направления работали великие русские деятели культуры: Пушкин, Гоголь, Толстой, Репин, Суриков, Щепкин: а) романтизм; б) символизм; в) реализм; г) модернизм.  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.