Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Их структура и процесс




Коммуникация и общение.

XIV. МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более индивидами (либо группами). Когда мы говорим о коммуникации, нас, прежде всего, интересует то, как информация передается.

Общение – социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей по поводу сообщенного. Люди, в отличие телефонного аппарата, не просто передают информацию. Они ее формируют, уточняют, развивают, искажают, переживают и реагируют на сообщенное.

Различать эти два понятия можно следующим образом: коммуникацию следует понимать как технико-информа-ционный аспект общения, а само общение можно трактовать как социально-психологический аспект коммуникации.

Следовательно, общение может происходить только между двумя людьми (субъектами), а коммуникация между живыми людьми (субъектами) и неживыми аппаратами (объектами). Эти понятия выражают разные стороны одного явления.

Простейшая модель коммуникации включает пять элементов. Ее предложил американский исследователь Г. Лассауэл:

Ø кто передает информацию (источник сообщения)?

Ø что сообщается?

Ø по каким каналам передается сообщение?

Ø кому предназначено сообщение?

Ø каков эффект трансляции?

Все источники информации в современном обществе можно подразделить на следующие категории:

Ø индивиды;

Ø властные структуры;

Ø институты СМИ;

Ø группы интересов (партии и общественные движения);

Ø институты культуры, образования, науки, религии.

Информацию передают агенты коммуникации (первый элемент в классификации Лассауэла). У каждого из них свои функции, задачи и полномочия. Властные структурыиздают нормативные документы, определяют содержание сообщаемой ими информации, финансируют СМИ. Институты СМИ теле- и радиокомпании, институты и газеты – осуществляют техническую сторону информационного обеспечения. Министерство связи следит за состоянием кабельных сетей, исправностью радиостанций, функционированием почты и телеграфа, телефонных сетей. Органы печати нанимают квалифицированный персонал, через корреспондентов собирают со всех концов света информацию, обрабатывают, иллюстрируют и выпускают в свет. Группы интересов представляют собой какие-либо влиятельные круги. Это могут быть оппозиционные партии, промышленные компании, многочисленные общественные движения, фонды, ассоциации, апеллирующие к общественности и стремящиеся заручиться ее поддержкой. В системе науки и образования существуют традиционно сильные учреждения, создающие и передающие информацию: школы и университеты, конференции и симпозиумы, отдельные ученые и научные школы, журналы и вестники.

Второй элемент в формуле Лассауэла – что сообщается – обозначает содержание посылаемой информации, под которым понимается совокупность передаваемых с помощью каналов массовой коммуникации знаний, оценок, верований.

Содержание информации может подаваться аудитории в различных формах: устных высказываниях, печатных текстах, рисунках, фотографиях, экранных изображениях. У содержания сообщения есть два главных параметра – форма и объем. Объем колеблется от единственного знака до миллиардов бит информации.

Третий элемент – кому предназначено сообщение – указывает на аудиторию. По структуре она не однородна. Существует великое множество аудиторий. Некоего усредненного читателя или слушателя не существует. Аудитория распадается на свое множество в зависимости от того:

Ø к какому классу, сословию обращено сообщение;

Ø какова степень внушаемости аудитории;

Ø в каком психологическом состоянии находятся люди;

Ø каков уровень образования аудитории;

Ø где проживают люди (село, город);

Ø каков уровень культуры в данной стране;

Ø каков политический режим страны;

Ø каковы религиозные убеждения людей;

Ø каков уровень доверия аудитории к СМИ.

Четвертый элемент формулы Лассауэла – каналы массовой коммуникации. К ним относятся издательства, редакции газет и журналов, теле- и радиотрансляционные сети, электронная почта, компьютерные системы. Они различаются техническими возможностями, а, следовательно, количеством и качеством передаваемой информации.

Пятый элемент формулы – эффект трансляции – представляет сумму двух факторов: организации передачи информации и восприятие информации. Эффект воздействия информации на аудиторию зависит от следующих факторов:

Ø квалифицированности организации потока информации;

Ø технической оснащенности средств передачи информации;

Ø широты охвата аудитории;

Ø образовательного и культурного уровня аудитории;

Ø содержания сообщения;

Ø формы подачи, доказательности информации, понятности сообщаемого материала, его занимательности;

Ø степени доверительности людей к СМИ;

Ø формы политических запретов;

Ø экономической ситуации в стране;

Ø привлекательности информации для аудитории.

Привлекательность складывается из доступности языка, сообщения, личностной значимости темы, эмоциональности информации.

Прогресс коммуникации заключается в возрастающей мощности и дальнодействия средств связи, увеличении информационных потоков, скорости передачи сообщений. Изменилась их общественная роль. Сегодня радио, телевидение и пресса, называемые «четвертой властью», выступают чуть ли не самым мощным каналом воздействия на умы и сердца людей, более мощным, чем семья, правительство, группы сверстников.

Практически человечество еще не успело как следует адаптироваться к новой ситуации, возникают всевозможные накладки и дисфункции. «Четвертая власть» научилась весьма скрыто и эффективно манипулировать общественным мнением. Средства связи сделали индивида беспомощным в случае технических неисправностей: поломка телевизора, телефона, радио на какое-то время изолируют его от привычного образа жизни. Дисфункция технических средств коммуникации проявляется еще и в том, что они снижают потребность в живом, непосредственном общении.

Коммуникацию можно классифицировать по разным основаниям.

В зависимости от языка сообщения различают вербальную(в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются неречевые знаковые системы, например, жесты) коммуникацию.

В вербальной коммуникации в качестве передатчика используют человеческую речь, то есть звуковой язык – систему фонетических знаков, включающую два элемента: лексический и синтаксический. Речьявляется универсальным средством общением в человеческом сообществе. Считается, что благодаря ей лучше всего передается смысл сообщения.

Существуют такие типы невербальной коммуникации, которые связаны с использованием не жестов и движений, а предметов и рисунков, например, дорожные знаки и светофоры, религиозные символы, национальные и государственные флаги.

Примерно 30% населения Земли старше 15 лет не умеют ни читать, ни писать. Для общения они используют не письменную, а устную речь, а также невербальные сигналы.

Человечество пользуется письменным языком около 5 тысяч лет. До сих пор существуют общества, знающие только разговорный и жестовый язык. Из трех тысяч языков мира меньше половины облечено в письменную форму. Культурное наследие передается следующим поколениям путем устной коммуникации.

Часто используемой является также ритуальная коммуникация,под которой понимается процесс реализации социально предписанного поведения. Когда в класс входит учитель, школьники дружно встают. Каждый из них отдельно участвует в ритуальном действии. Знакомые люди приветствуют друг друга рукопожатием, приподниманием шляпы. У нарушающих нормы ритуальной коммуникации возникают трудности при общении с окружающими людьми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.