Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И общественных отношениях




Речь в межличностных

Межличностнуюкоммуникацию определяют как взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов, которые находятся в пространственной близости и в большой мере доступны друг другу, то есть имеют возможность видеть, слышать, легко осуществлять обратную связь.

Речь, как средство организации общения небольшого числа находящихся рядом и хорошо знакомых друг другу людей, обладает рядом отличительных особенностей. Это - разговорная речь, для которой характерно следующее:

Ø персональность адресации, то есть, индивидуальное обращение собеседников друг к другу, учет взаимных интересов и возможностей понимания темы сообщения;

Ø спонтанность и непринужденность: условия непосредственного общения не позволяют заранее спланировать разговор, собеседники вмешиваются в речь друг друга, уточняя или меняя тему разговора; говорящий может перебивать сам себя, что-то вспоминая, возвращаясь к уже сказанному;

Ø ситуативность речевого поведения: непосредственный контакт говорящих, тот факт, что предметы, о которых идет речь, чаще всего видны или известны собеседникам, позволяет им использовать мимику и жесты как способ восполнения неточности выражений, неизбежной в неформальной речи;

Ø эмоциональность: ситуативность, спонтанность и непринужденность речи в непосредственном общении неизбежно усиливают ее эмоциональную окраску, выдвигают на первый план эмоционально-индивидуальное восприятие говорящими как темы разговора, так и собеседника, что достигается с помощью слов, структурной организации предложений, интонаций; стремление быть понятыми побуждает собеседников к частному выражению личных оценок, эмоциональных предпочтений, мнений.

Речь в межличностном взаимодействии-это устная разговорная речь. Для нее характерны неподготовленность и непринужденность речевого акта. С этим связаны такие особенности речи, как меньшая лексическая точность, свобода словоупотребления, использование коротких и простых словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, наличие речевых ошибок, заполнителей пауз.

Непосредственное участие говорящих в речевом акте усиливает эмоциональную окраску речи, в ней проявляются личностные особенности собеседников, их отношение друг к другу и к предмету разговора. Персональность и непосредственность общения выдвигает на первый план функции речи, связанные с формированием между собеседниками определенного характера взаимоотношений (легкое, ни к чему не обязывающее общение, или серьезный разговор, проясняющий ценностные установки собеседников, или доверительное общение, предполагающее определенный уровень взаимного самораскрытия и оказания вербальной поддержки партнеру).

Анализ особенностей речевого общения в социальном взаимодействии связан с различением следующих уровней социальной коммуникации:

Ø общение людей как представителей тех или иных социальных групп (национальных, возрастных, профессиональных, статусных и так далее). При этом определяющим фактором речевого поведения двух или нескольких человек является их групповая принадлежность или ролевая позиция (например, руководитель - подчиненный, консультант - клиент, преподаватель - студент и так далее);

Ø передача информации множеству лиц: прямая в случае публичной речи или опосредованная в случае средств массовой информации.

Речевое поведение людей в социально ориентированном общении имеет ряд особенностей в сравнении с речью в межличностном общении.

Прежде всего, следует отметить, что в социальном взаимодействии отчетливо выражен обслуживающий характер речевой деятельности; здесь речь всегда подчинена внеречевой цели, направлена на организацию совместной деятельности людей. Эта особенность предопределяет значительно более строгую (в сравнении с межличностным взаимодействием) регламентацию речевого поведения. Хотя нормы речевого поведения относятся к сфере молчаливых соглашений между членами общества, именно в сфере социально ориентированного общения их соблюдение сопровождается значительно более строгим контролем.

Отличительная особенность речевой коммуникации в социальном взаимодействии связана с достаточно определенными ожиданиями со стороны получателей сообщения. Причем эти ожидания обусловлены более или менее устойчивыми ролевыми стереотипами, существующими в представлении адресатов, а именно: как должен говорить представитель той или иной социальной группы, какая речь вызывает или не вызывает доверие, владеет или не владеет выступающий темой и так далее. Чем более официальной является речевая ситуация, тем более формализованы ожидания слушателей.

Естественным следствием описанных особенностей становится своеобразная обезличенность речи в социальном взаимодействии, когда участники речевого общения говорят как бы не от себя, не от своего имени, а «от имени группы», то есть так, как принято говорить в группе, представителями которой в данной ситуации они себя ощущают.

В социальном взаимодействии особое значение приобретают применяемые собеседниками речевые стратегии итактики.

Под стратегией речевого общения понимают процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Целью стратегии может являться завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.

Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и линия поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора. Она включает конкретные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия на него, убеждение или переубеждение адресата, приведение его в определенное эмоциональное состояние и так далее.

В социально ориентированном общении социальные роли говорящих и слушающих выступают важнейшим фактором речевого поведения. Вместе с тем существует следующая функциональная зависимость: не только ролевая ситуация задает характер речевого поведения ее участников, но и выбранные языковые средства конструируют, подтверждают социальную ситуацию. Язык, безусловно, является одним из инструментов утверждения социального статуса участников общения.

Таким образом, для речевого поведения в социальном взаимодействии основное значение имеют:

Ø речевое оформление социально-ролевого статуса участников коммуникации,

Ø достаточно жесткий контроль за содержанием и формой посылаемых речевых сообщений,

Ø снижение личностного начала в речевом поведении.

В социально ориентированном общении в силу тех или иных условий дистанция между партнерами увеличивается.

Основные требования к качеству речи

Основными требованиями к качеству речи являются: точность, логичность, ясность и доступность, выразительность, разнообразие, эстетичность, уместность.

В понятии точность высказывания выделяются два аспекта: точность в отражении действительности и точность выражения мысли в слове.

Логичность мысли (или содержания высказывания) означает верность отражения фактов действительности и их связей (причина-следствие, сходство-различие и так далее), обоснованность выдвигаемой гипотезы, наличие аргументов «за» и «против», сведение аргументов к выводу, доказывающему или отвергающему гипотезу.

Ясность изложения предполагает понятность речи ее адресату. Она достигается путем точного и однозначного употребления слов, терминов, словосочетаний, грамматических конструкций.

Доступность (или доходчивость) изложения - это способность данной формы речи быть понятной адресату, заинтересовать его. Доходчивость предполагает ясность, но не все изложенное ясно бывает доступно для понимания каждого человека. Например, прочитанная ясным языком лекция по ядерной физике, может быть доступной в основном для специалистов.

Чистой называется речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов (слов и словосочетаний) или элементов, отвергаемых нормами нравственности. К таким элементам относятся слова-паразиты, варваризмы (иностранные слова, имеющие русские эквиваленты), вульгаризмы (бранные слова).

Под выразительностью понимают такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей и читателей. Выразительность бывает информационная (когда слушателей заинтересовывает сообщаемая информация) и эмоциональная (когда слушателей заинтересовывают способ изложения, манера исполнения и так далее).

Требование разнообразия средств выражения выполняется, когда говорящий или пишущий активно использует большой объем лексического запаса, большое количество синонимов.

Эстетичность речи проявляется в неприятии литературным языком оскорбительных для чести и достоинства человека средств выражения. Для достижения эстетичности используются эвфемизмы - эмоционально нейтральные слова, употребляемые вместо слов или выражений, представляющихся говорящему неприличными, грубыми, нетактичными.

Уместность подразумевает такой подбор и организацию средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместность тех или иных языковых средств зависит от контекста, ситуации, психологических характеристик личности собеседника.

Устная и письменная разновидности речи

Речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в социально-речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. И в сфере производства, и в сферах управления, образования, юриспруденции, искусства, в средствах массовой информации имеют место и устная, и письменная формы речи. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, то есть прочитан вслух, а устный – записан при помощи технических средств. Существуют такие жанры письменной речи, как, например, драматургия, ораторские произведения, которые предназначены специально для последующего озвучивания. И, наоборот, в литературных произведениях широко используются приемы стилизации под «устность»: диалогическая речь, в которой автор стремится сохранить особенности, присущие устной спонтанной речи, монологические рассуждения персонажей от первого лица и так далее. Практика радио и телевидения привела к созданию своеобразной формы устной речи, в которой устная и озвученная письменная речи постоянно сосуществуют и взаимодействуют (телеинтервью).

Основой и письменной, и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка.

Литературная речь - это речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определенные нормированные образцы. Она является таким средством общения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, то есть они фиксируются в грамматиках, словарях, учебниках. Распространению этих норм способствуют школа, культурные учреждения, средства массовой коммуникации. Литературная речь отличается универсальностью в сфере функционирования. На ее основе создаются научные сочинения, публицистические произведения, деловая письменность и так далее.

Устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои характеристики и особенности.

Устная речь - это звучащая речь, функционирующая в сфере непосредственного общения, а в более широком понимании - это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма.

Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако преобладает в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально-делового общения, художественную речь и разговорную речь. Следует сказать,чторазговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Это выражается в проявлении авторского «я», личностного начала в речи с целью усиления воздействия на слушающих. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечия.

Устная речь может быть подготовленной(доклад, лекция и так далее) и неподготовленной (разговор, беседа).

Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом, все-таки, говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не «заученной», походила на непосредственное общение. Подготовленная устная речь чаще всего бывает монологической и обычно используется в различного рода публичных выступлениях на общественно и научно значимые темы.

В подготовленной устной речи используются книжно-письменные средства соответствующих ей по тематике стилей письменного литературного языка, однако, в пределах, допускаемой устной формой. В ней используются и разговорно-экспрессивные средства, но лишь в той мере, которая отвечает ее назначению освещать общественно значимые или научные темы. В целом нормы подготовленной публичной речи ближе к нормам кодифицированного письменного языка, чем нормы разговорной речи.

Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание (основная единица устной речи, аналогичная предложению в письменной речи) формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Поэтому в устной неподготовленной речи много пауз, а использование заполнителей пауз (слов типа «э-э», «гм» или подобных) дает возможность говорящему подумать о дальнейшем.

Устной речи свойственны меньшая лексическая точность, даже наличие речевых ошибок, небольшая длина предложений, ограничение сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, деление единого предложения на несколько коммуникативно-самостоятельных.

Основная функция письменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает пишущему возможность продумывать речь, возвратиться к уже написанному, перестроить предложения и части текста, заменить слова, уточнить, осуществить длительный поиск формы выражения мысли, обратиться к словарям и справочникам. В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности.

Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закрепленный, инверсия(изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например, в текстах официально-дело-вого стиля речи, недопустима.

Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса, поэтому, как правило, письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и так далее.

Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения (например, художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете). Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста, отражающего типические особенности определенного функционального стиля. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях. Две формы речевого общения - устная и письменная имеют сходства и различия.

Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу - литературный язык - и в практике занимают примерно равное место.

Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и мелодикой, в ней используется определенное количество и «своих» языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю. Письменная речь использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями, нормированностью и формальной организацией.

Основанием классификации разновидностей речи могут быть различные факторы, которые дают возможность выделять устную и письменную формы существования речи, диалогическую и монологическую речь, функциональные стили речи и функционально-смысловые (коммуникативные) типы речи.

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Что такое речь? 2. В чем состоят основные различия между языком и речью? 3. Что такое речевая деятельность? 4. В чем суть речевого общения? 5. Что такое речевое поведение? 6. Дайте определение межличностной коммуникации. 7. Какими признаками характеризуется устная разговорная речь? 8. В чем состоят особенности речевого общения в социальном взаимодействии? 9. Что такое ролевой стереотип? 10. Что понимается под стратегией речевого общения? 11. Что понимается под тактикой речевого общения? 12. Перечислите основные требования к качеству речи. 13. Что означает понятие «точность высказывания»? 14. В чем проявляется ясность и доступность речи? 15. Почему важно следить за чистотой речи? 16. Должна ли речь быть эстетичной и почему? 17. Какие средства языка используются для достижения эстетичности речи? 18. Что такое эвфемизм? 19. В каких случаях уместно употреблять эвфемизмы? 20. Что подразумевает уместность речи? 21. В каких формах происходит речевое общение? 22. Назовите отличия социального и межличностного общения. 23. Какая речь называется монологической? 24. Какая речь называется диалогической? 25. Что такое литературная речь? 26. Назовите функциональные разновидности устной речи. 27. Дайте определение устной речи. 28. В чем различия между подготовленной и неподготовленной устной речью? 29. Какова основная функция письменной речи? 30. Какая форма языка используется в письменной речи? 31. Что является основной единицей письменной речи? 32. Что такое инверсия? 33. В каких письменных текстах инверсия недопустима? 34. Для каких функциональных стилей характерна письменная форма существования? 35. В чем сходство письменной и устной речи? 36. В чем различия письменной и устной речи?  
Задания. Тесты. Ответы.
1. Речь - это: а) частный случай деятельности людей в процессе общения; б) система знаков и символов; в) использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в конкретных жизненных ситуациях; г) конкретное говорение, протекающее во времени и обличенное в звуковую форму. 2. К основным свойствам речи относятся: а) продолжительность; б) лексическая точность; в) темп; г) степень грамотности; д) конкретность; е) артикуляция. 3. Речь в межличностном взаимодействии - это: а) письменная речь; б) устная разговорная речь; в) общение в сети Интернет; г) ораторская речь. 4. Речь в социальном взаимодействии - это: а) опосредованная передача информации с помощью средств массовой информации; б) публичная речь; в) общение людей как представителей определенных социальных групп; г) общение людей в соответствии с устойчивыми ролевыми стереотипами. 5. Эвфемизмы - это: а) иностранные слова, имеющие эквиваленты в русском языке; б) эмоционально нейтральные слова, употребляемые вместо грубых и нетактичных слов и выражений; в) слова, употребляемые в их неверном значении; г) элементы ненормативной лексики; д) жаргонные и сленговые слова. 6. К жанрам устной речи относятся: а) газетная статья; б) лекция; в) радио- и телеинтервью; г) реферат; д) беседа. 7. К жанрам письменной речи относятся: а) должностная инструкция; б) деловой спор; в) монография; г) монолог; д) диалог. 8. Характерными чертами устной речи являются: а) лексическая точность; б) спонтанность; в) строгая нормированность и регламентированность; г) использование сложных словосочетаний и предложений; д) эмоциональность. 9. Характерными чертами письменной речи являются: а) закрепленный порядок слов в предложении; б) продуманность; в) инверсия; г) отсутствие причастных и деепричастных оборотов; д) логическая последовательность. 10. Речевое поведение – это: а) специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми; б) использование людьми языковых средств общения в предлагаемых обстоятельствах; в) процесс установления и поддержания прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи речи. 11. Чистота речи – это: а) четкая артикуляция; б) отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов; в) отсутствие речевых дефектов у говорящего; г) понятность речи ее адресату. 12. Доступность речи – это: а) использование в речи элементов просторечия; б) способность данной формы речи быть понятной тому, кому она адресована; в) использование в речи жаргонов и сленгов; г) доходчивость и простота изложения.  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.