Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительные материалы для подготовки к занятию. Исследование соматосенсорного гнозиса




. Исследование соматосенсорного гнозиса

(Хомская Е. Д., 2005)

Жалобы (на снижение или патологическое повышение соматической чувствительности, неприятные ощущения, нарушения схемы тела и др.)


 

Симптомы Нет Слабо Сильно
Проба на локализацию прикосновения Одного Двух На одной руке, На двух руках, На лице      
Проба на дискриминацию - определить число прикосновений: одно два      
Кожно-кинестетическое чувство- ч увство Ферстера определение фигур, написанных на правой руке определение фигур, написанных на левой руке определение цифр, написанных на правой руке определение цифр, написанных на левой руке      
Перенос позы с одной руки на другую с закрытыми глазами      
Определение правой и левой стороны у себя Определение правой и левой стороны у напротив сидящего человека      
Называние пальцев рук      
Узнавание объектов на ощупь (ключ, расческа и т. п.) Правой рукой Левой рукой отмечается характер ощупывания: инактивный, активный, с отсутствием синтеза и др.      

 

Исследование движений

(Хомская Е. Д., 2005)

Жалобы на движения (слабость в руке, ноге, изменения почерка и др.)

 

 

Симптомы Нет Слабо Сильно
Выполнение простых инструкций Сжимание руки правой рукой Сжимание руки левой рукой Перебор пальцев правой рукой Перебор пальцев левой рукой      
Праксис позы кисти правой рукой, левой рукой В горизонтальной плоскости В вертикальной плоскости (в случаях гемианопсии) Перенос позы с одной руки на другую      
Пространственный праксис Одноручные пробы (рука - подбородок) Двуручные (рука – рука)      

 

Пробы Хеда: односторонние; перекрестные      
Динамический праксис К улак- ребро - ладонь, ребро - ладонь - кулак 1—2—1—5—1—2—5      
Реципрокная координация      
Асимметричное постукивание 2—1; 1—2      
Выполнение серийных программ Рисование серий геометрических фигур Графические пробы      
Конструктивный праксис Копирование Перевертывание      
Рисунок (дом, стол, куб, человек, лицо) Самостоятельный Срисовывание Обведение Рисование: правой рукой, левой рукой Перенос рисунка: справа - налево, слева – направо      
Предметные действия Застегивание пуговиц Завязывание узла, Зажигание спички      
Символический праксис Погрозить Поманить Размешать чай и т. д.      

 

Двигательные функции (Семенович А.В., 2002) Кинестетический праксис

Праксис поз по зрительному образцу.

И .: « Делай, как я ». Ребенку последовательно предлагается каждая из изображенных ниже поз пальцев, которую он должен воспроизвести.

Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.


 

Рис. 1

 

 

Праксис поз по кинестетическому образцу.

И .: « Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? » Затем рука ребенка « разглаживается » и его просят воспроизвести заданную позу. Образцы поз и условия те же, что и в пункте А.

 

Перенос поз по кинестетическому образцу.

И .: « Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке ». Образцы поз и условия те же.

Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей с правой на левую), а затем - наоборот (с левой на правую).

 

Оральный праксис.

И .: « Делай, как я ».

Эксп. выполняет следующие действия: улыбка, вытягивание губ в трубочку; язык высунут прямо, поднят к носу, эксп. проводит им по губам; надувает щеки; хмурится, поднимает брови и т. п.

Каждое движение воспроизводится ребенком.


 

Вариантом может быть выполнение этого теста по инструкции, например:

« Нахмурься » или « Дотянись языком до носа ». Но в этом случае следует дифференцировать вторичные ошибки, которые возникают у ребенка вследствие недостаточности понимания и т. п.

 

Кинетический (динамический) праксис

«Кулак — ребро — ладонь».

И .: « Делай, как я ». Далее выполняется последовательный ряд движений, меняются лишь позы, сама рука не меняет месторасположения (рис. 2)

 

 

Рис. 2

Два раза вы делаете задание вместе с ребенком медленно и молча, потом предлагаете ему сделать самому и в более быстром темпе. Затем то же с зафиксированным языком и с закрытыми глазами. Поочередно обследуются обе руки. При необходимости можно предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например, « ребро – ладонь - кулак ».

 

Графическая проба «Заборчик».

Вы рисуете ребенку образец:

И .: « Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги ». У словия те же, что и в предыдущем задании.

И .: « Напиши: Мишина машина; у Миши шишка; слушайте тишину ».

 

Реципрокная координация рук.

 

Рис. 3


 

И .: « Положи руки так же на стол (рис. 3). Делай, как я ». Несколько раз вы делаете задание вместе с ребенком, потом предлагается ему сделать самому.

 

Оральный кинетический праксис.

И .: « Делай, как я ».

Эксп., например: 1) несколько раз щелкает языком, 2) дважды свистит и щелкает языком; хмурится и улыбается; 3) дотрагивается языком до левого, затем - до правого угла рта, затем надувает щеки.

Вариантом этого теста является выполнение аналогичных действий по речевой инструкции.

 

Пространственный праксис




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.