Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информация – Знание 2 страница




Заимствование - это еще и показатель преемственности развития научного знания. Понятия, перенесенные в иную сферу, обогащаются новым содержанием. Расширяются объяснительные возможности науки. Старые понятия получают новую жизнь, их генеалогия удлиняется. Некоторые понятия имеют очень древнюю родословную.

Из философии в социологию пришли такие категории (наиболее общие понятия), как <общество>, <ценности>, <индивид>, <прогресс>, <развитие> и другие. Из сферы театральной жизни пришел термин<роль>, а из юриспруденции - <статус>; из экономической отрасли знания - понятия <капитал>, <деньги>, <прибыль>, <рента>, <товар> и др. Социологи разработали и собственные понятия - <социализация>, <девиантность>, <делинквентное поведение>, <интеракция> и т.д.

Социология видит общество в единстве всех его сторон. Она не углубляется в тонкости политических процессов или детали экономических отношений. Социология изучает психологические проблемы, рыночные отношения, государство или культуру, любой фрагмент реальности, любое явление или элемент только с позиций его связи с обществом, его влияние на развитие или построение общества, его общественных функций. Религия интересует социологию не как система верований и специальных обрядов, а как общественный институт, оказывающий воздействие на большие массы людей. Культуру социология рассматривает также под специфическим углом - как образ жизни больших масс людей.

Так появляется ключевое выражение - большие массы людей. Именно они представляют повседневную жизнь общества. Они ее творцы, и они ее жертвы. Стало быть, социологию интересуют не только структура и динамика общества в целом, устройство государства или политической системы.

Социология исследует повседневное поведение больших масс людей, их верования, состояние сознания, менталитет, ценности, мнения, взаимоотношения.

Поведение людей изучают все социальные науки. Их так и называют поведенческие дисциплины.

Если коротко охарактеризовать каждую науку, сравнить их, выделить общее, то обнаружится следующее. Все они отвечают по существу на три следующих вопроса: Что? Как? Кто? Экономика изучает:

1) что надо производить, т.е. какие товары и услуги должны быть предложены потребителям;

2) как надо производить, т.е. какой из способов изготовления следует применить;

3) кто будет потреблять созданные товары и услуги, кто должен владеть собственностью и т.д.

Экономика Швеции, как и экономика США, является капиталистической. В середине 80-х годов более чем 90% шведской промышленности находилось в собственности частных лиц, которые и управляли ею. Иначе говоря, в Швеции решение о производстве и распределении товаров принимал рынок. Именно он отвечал на вопросы: что, как и кто?

В середине 80-х годов экономика СССР являлась социалистической, т.е. практически все 100% советской экономики находились в собственности государства, которое и управляло ею. Это означало, что в СССР решение о производстве и распределении товаров принимал Госплан. Именно он отвечал на вопросы: что, как и кто?

Социология изучает:

1) что такое социальное неравенство, расслоение, социальная структура, мобильность и т.п.;

2) как надо на них воздействовать, чтобы сделать общество стабильным и процветающим;

3) кто входит в большие социальные группы (пенсионеры, малоимущие и т.д.), которых касаются вопросы социального расслоения или неравенства и кто вынесет основной груз общественных перемен.

Если речь пойдет о политологии, то и она строит предмет своего исследования, отвечая на те же вопросы:

1) что такое государство, политические партии и власть?

2) как группы людей борются за получение власти, как устраняют соперников и завоевывают симпатии населения, как удерживают власть?

3) кто составляет избирательную базу партии или движущую силу революции, кто является противником, а кто сторонником в борьбе?

Культурологию интересует прежде всего мир искусства - живопись, архитектура, скульптура, танцы, формы развлечения и массовые зрелища, институты образования и науки. Субъектами культурного творчества выступают: а) индивиды, б) малые группы, в) большие группы. В этом смысле культурология охватывает все типы объединения людей, но только в той степени, в какой это касается создания культурных ценностей. И вновь мы сталкиваемся с тремя вопросами:

1) что за культурные ценности создаются: картины, здания, одежда, идеи и теории, традиции и обряды, танцы, стихи, романы, песни и т.д.?

2) как создаются и распространяются культурные произведения?

3) кто выступает создателем произведений искусства, потребителем, критиком, ценителем, меценатом и т.п.?

А теперь более пристально присмотримся к объекту исследования поведенческих дисциплин. Что за людей они изучают, в каких ситуациях и условиях эти люди строят свои отношения? Для удобства построим простенькую схему.

Рассмотрим науки, изучающие поведение людей, - психологию, социальную психологию и социологию (см. схему). Психология изучает индивида и его внутренний мир; социальная психология - малую группу (семью, компанию друзей, спортивную команду), а социология - большие группы, т.е. миллионы пенсионеров, детей, малоимущих, врачей, православных и т.п., причем независимо от их социальной принадлежности, вероисповедания, рода занятий, национальности, пола, возраста.

Изучая внутренний мир человека, психология прибегает к эксперименту и наблюдению, используя специальные, часто очень сложные приборы.

Социальная психология - это пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя задачи, которые возникли, когда выяснилось, что общество не прямо воздействует на индивида, а через посредника - малые группы. Этот ближайший к человеку мир друзей, знакомых и родных играет исключительную роль в нашей жизни. Мы вообще живем в малых, а не в больших мирах - в конкретном доме, в конкретной семье, в конкретной фирме и т.п. Малый мир влияет на нас порой даже сильнее, чем большой. Вот почему появилась наука, которая вплотную и очень серьезно им занялась.

В ХIХ в. психологи полагали, будто все, что люди чувствуют, думают и делают в группе, может быть объяснено с точки зрения индивидуального поведения. Индивидуального, значит независимого ни от других людей, ни от более широкого окружения, в том числе общества, если индивида брать за объект исследования. Но в 30-40-е годы XX в. опытным путем был установлен феномен группового давления, оказываемого на отдельного человека. Речь идет о ставших теперь уже классическими экспериментах С. Аша, Р. Крачфилда, М. Шерифа, Л. Фестингера, М. Дойча, К. Левина, Э. Мэйо. С тех пор изучение малых групп, особенно в сфере промышленности, стало преобладающим направлением в зарубежной психологии.

Сегодня по числу экспериментов социальная психология опережает даже общую психологию. Проблематика исследований все больше смещается с индивида на группу, с индивидуально-психологического поведения на социально-психологическое. Социальная психология в качестве экспериментальной науки активно развивается с 30-х годов ХХ в., но ее теоретические положения сформировались в ХIХ в. Социологи восприняли социальную психологию как составную часть своей науки практически сразу. Родоначальники социологии Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Г. Тард и М. Вебер рассматривали группу как форму и процесс взаимодействия людей. Особенно широкое развитие социальная психология приобрела в США, где первый учебник Макдоугалла <Введение в социальную психологию> появился в 1908 г.

Социология не оперирует таким тонким инструментом, как эксперимент, не использует приборы. Она имеет дело с большими массами людей, мнение которых изучает с помощью анкет. Данные, которые она получает, называются статистическими и годятся только для всевозможных усреднений. Поэтому в отличие от психолога, социолог имеет дело не с конкретным, а с усредненным человеком - обобщенным схематичным типом, чьи особенности характеризуют всех сразу и никого в отдельности. Однако производители не могут пустить в продажу свои товары, политики - начать избирательную компанию, не выяснив хотя бы приближенно, что думает, чем живет, как ведет себя большинство населения. Социология способна выявить те же мысли, чувства, настроения, которыми вплотную интересуется психология, но в более грубом приближении.

Социолога интересуют следующие принципиальные вещи:

? в каком направлении и каким образом общество (его структура и институты) влияет на поведение людей;

? как на основании опроса отдельных людей получить социальный портрет типичного представителя той или иной группы.

Перед профессиональным социологом стоит множество разных задач, но именно эти две задачи определяют характер и социологии как самостоятельной дисциплины. Социолог имеет дело с респондентом - человеком как источником нужной информации. Получив от 100 или 1000 респондентов сведения об их поле, возрасте, образовании, электоральном поведении, ценностных ориентациях и доходах всю исчерпывающую информацию, социолог отвлекается от них. Они растворяются в статистических рядах, таблицах и графиках. В своей анкете социолог заранее предупреждает людей об анонимности опроса и о том, что данные будут усреднены и в таком виде предстанут в научном отчете. Вместо конкретных, живых людей перед социологом возникает обобщенный образ - <средний человек>. Это может быть типичный студент, типичный демократ, или типичный коммунист, типичный верующий или типичный <новый русский>. В понятии <среднего человека>, введенном в науку А. Кетле (конец ХIХ в.), снимаются индивидуальные личностные различия между людьми.

Различие трех очень похожих наук, предметные области которых студенты часто смешивают, можно сформулировать следующим образом. Социология изучает социальные отношения, существующие независимо от нас. Социальная психология изучает социально-психологические отношения, которые зависят от человека, а именно от его восприятия и оценки этих отношений. Психология не изучает социальных отношений напрямую, но так или иначе учитывает их в ходе анализа внутреннего мира человека.

Очевидно, что социология, психология и социальная психология тесно переплетаются и дополняют друг друга. А как другие науки?

Экономика изучает поведение больших масс людей в рыночной ситуации. В малом и большом - в общественной и частной жизни - люди и шага ступить не могут, не вступая в экономические отношения. Договариваясь о работе, покупая товары на рынке, считая свои доходы и затраты, требуя выплаты зарплаты и даже собираясь в гости, мы - прямо или косвенно - учитываем принципы экономии.

Как и социология, экономика имеет дело с большими массами. Мировой рынок охватывает 6 млрд. людей. Кризис в России или Индонезии тут же отражается на биржах Японии, Америки и Европы. Когда производители готовят к продаже очередную партию новой продукции, их интересует мнение не отдельного Петрова или Васечкина, даже не малой группы, а больших масс людей. Это и понятно, ведь закон прибыли требует производить больше и по меньшей цене, получая максимальную выручку с оборота, а не с единицы продукции. Сложное понятие <сегментирование рынка> подразумевает простейшую вещь: каждая социальная группа - пенсионеры, пионеры или миллионеры - ориентирована на разный тип товаров, обитает в разных местах, ходит в разные магазины, имеет различную покупательную способность, по-разному реагирует на экономические кризисы и т.д. Без исследования поведения людей в рыночной ситуации экономика рискует остаться просто техникой счета - прибыли, капитала, процентов, связанных между собой абстрактными построениями теории.

Так же обстоит дело с политологией и культурологией. Политология, в отличие от социологии, которая описывает реальность, касающуюся 95% населения, затрагивает только вершину айсберга - тех, кто реально обладают властью, участвуют в борьбе за нее, манипулируют общественным мнением, участвуют в переделе общественной собственности, лоббируют в парламенте принятие выгодных решений, организуют политические партии и т.п. Массы для политиков - нечто вроде хвороста для костра: чем он суше, чем его больше, тем ярче костер.

У мира власти свои законы. Суть их в том, что политик обращается к массам, составляет программы, обещает всевозможные блага только на этапе борьбы за власть и только при таком политическом режиме, где мнение народа хоть как-то учитывается. Когда он достиг власти, его поведение начинает подчиняться совсем иным законам, факторам и расстановке сил, а обманутые массы продолжают требовать и надеяться. Ими воспользовались и забыли до очередных выборов. Но ведь и в экономике производят товар, употребляют его и выбрасывают. Политика и экономика ориентированы на выгоду, которую, правда, понимают по разному. И сцены действия у них похожи: согласитесь, что рынок и парламент или правительство имеют очень много общего: везде торгуются, галдят, принимают поспешные решения, друг друга не слушают, выгадывают, продают и т.д.

Таким образом, социология тесно связана со всем блоком социальных наук, основным предметом которых выступает поведение людей.

Однако, как мы выяснили ранее, социология входит также в систему наук, которые в строгом смысле называются гуманитарными. Если социальные науки - это науки о поведении людей, то гуманитарные - это науки о духовном. Можно сказать иначе, предметом социальных наук выступает общество, предметом гуманитарных дисциплин - культура. Хотя социология относится к тем и другим, обществом она интересуется несколько больше, чем культурой. Дело в том, что культура - это способ жизнедеятельности общества, и мимо нее социология никак не может пройти. Сегодня социологию именуют социокультурной дисциплиной.

У социологии много общего с антропологией. Нередко антропологию именуют социологией древних обществ. Антропология, по определению, изучает происхождение (и тогда она именуется физической антропологией), либо историческую эволюцию человека (антропогенез), строение его черепа, скелета, изменение функций руки, формирование мышления, именуя все это антропогенезом, либо историческую эволюцию малой группы - племени, изменение традиций и обычаев, норм поведения, образа жизни, хозяйственной жизни и типов власти, формы родства и семьи. Антропологов интересует историческое прошлое человечества, а социологов - его настоящее. С помощью анкеты опросить предков нельзя, но живущих можно.

Накопленный социологией фактический материал касается небольшого исторического отрезка - последних 100-150 лет. Антропологи изучают эволюцию экономической, социальной, политической и духовной сферы человеческого общества с древнейших времен.

Замечена любопытная особенность: в США общую социологию в университетах преподают с сильным креном в область социальной психологии, а в Англии социологию традиционно увязывали родственными связями с антропологией. Причины кроются в самой истории. В Америке первой половины ХХ в. преобладал символический интеракционизм и интерес к социальному взаимодействию, в Великобритании, начиная со Спенсера, доминировала тенденция к кросс-культурному и сравнительному анализу.

Коротко познакомимся с антропологическими науками.

Общая антропология - наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука она сформировалась в середине ХIХ в. Наибольшее развитие она получила в Великобритании и США. Британская антропология развивалась на этнографическом материале, почерпнутом за пределами страны - в многочисленных колониях. Английские ученые часто уезжали в поисках затерянных в разных уголках мира примитивных племен. Антропология в других странах Европы складывалась на базе местного фольклора и крестьянской культуры. Вот почему она была нацелена на изучение отношений внутри одного общества и называлась этнологией. В США антропология формировалась на весьма специфичном культурном ареале - изучении американских индейцев, т.е. исконных жителей континента.

Если внимание экономистов и политологов сосредоточено на элите общества, то антропологи традиционно изучают бедные, лишенные доступа к власти слои населения. Хотя сегодня горизонт их научного поиска резко расширился.

Антропология предполагает широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на сравнительных, так называемых кросс-культурных исследованиях, иначе говоря, на сопоставлении разных культур и разных народов, хотя большинство людей по сей день убеждено, будто антропологи ограничивают себя изучением ископаемых и доиндустриальных культур. Но антропология - это не только изучение примитивных обществ. Она пытается описать буквально все общества - и древние, и современные, сравнивая и сопоставляя их друг с другом.

В то же время любая другая социальная наука не выходит за рамки одного типа общества, как правило, индустриального, описываемого на примере США или Канады. Только антропология предоставляет человеку уникальную возможность побывать сразу во всех обществах, рассмотреть их в кросс-культурной перспективе, т.е. сравнивая традиции и обычаи разных стран.

(Kottak C.P. Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N.Y: McGraw-Hill, Inc., 1994. Р. 2).

В американской антропологии выделяют четыре дисциплины: физическую, археологическую, культурную и лингвистическую антропологию. В Британии выделяют только три: физическую антропологию, археологию и социальную антропологию1. В отечественной литературе основными разделами антропологии считают морфологию человека, учение об антропогенезе, расоведение. С середины ХХ в. усиленно развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием <биология человека> (изучение физиологических, биохимических и генетических факторов, влияющих на вариации строения и развития человеческого организма).

Антропология как область научного исследования окончательно сложилась в последней четверти Х1Х в. и связывалась с задачей полного понимания человека. Здесь объединялись: собственно антропология, или естественная история человека, включая его эмбриологию, биологию, анатомию, психофизиологию; палеоэтнология, или предыстория - происхождение, первобытное состояние человека; этнология - распространение человека на Земле, изучение его поведения и обычаев; социология - отношение людей между собой; лингвистика - образование и существование языков, фольклор; мифология - возникновение, история и взаимодействие религий; социальная география - воздействие на человека климата и природных ландшафтов; демография - статистические данные о составе и распределении человеческой популяции.

(См.: Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МГИК, 1994. С. 8-13).

Культурная антропология.Культуру как совокупность обычаев, традиций, символов, норм и правил поведения, а также как образ жизни (стиль жизни), присущие разным народам, изучают главным образом в рамках социальной и культурной антропологии, которая в последнее время разделилась на множество поддисциплин, направлений и школ.

Культурная антропология - часть общей антропологии, изучающая культуру во всех ее проявлениях, применяющая методы, понятия и данные археологии, этнологии, этнографии, фольклора и лингвистики, а также социологии и психологии. Термин <культурная антропология> употребляется главным образом в США, ученые других стран чаще используют термин <этнология>.

Культурная антропология занимает центральное место в системе антропологических дисциплин. Она изучает общество и культуру, описывает и объясняет социальные и культурные сходства и различия. Американские ученые считают, что культурная антропология включает: этнографию (она основана на полевых исследованиях) и этнологию (основана на кросс-культурных сравнениях). По мнению европейских ученых, этнография и этнология являются самостоятельными науками.

Этнография (от греч. ethnos - племя, народ и grafo - писать, описывать) (этнология), наука об этносах (народах мира), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру. Современная этнография изучает малые народы и сельское население, сохранившее традиционный уклад жизни, во всех цивилизованных и индустриальных странах Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Южной Америки и т.п. Описание народов, их традиций, культуры, образа жизни ведется на сравнительном материале. Географический принцип при этом часто выступает ведущим в систематизации этнографических знаний. Она опирается на эмпирические данные, собранные, обработанные, классифицированные и интерпретированные после проведения полевой работы. Этнографы изучают местные нравы и обычаи, язык и ритуалы, экономику и политику, социальную организацию и институты, занимаются сбором эмпирических данных о разных народах мира и их <географическом> распределении по планете.

Этнология изучает и сравнивает результаты работы этнографов - эмпирические данные о жизни, быте, характерных чертах народов. Этнологи научно обобщают и выявляют общие тенденции, устанавливают универсальные и специфические черты разных обществ.

В последнее время активно развиваются такие подотрасли культурной антропологии, как культурная экология и палеоэкология. Обе они изучают влияние производственной деятельности человека на окружающую среду, первая - в современную эпоху, а вторая - в древние времена. Базовым в обеих дисциплинах является понятие <экосистема>, которое раскрывает единство <искусственной> и естественной среды. Специалисты в этих областях исследуют влияние перенаселенности планеты в целом, либо ее отдельных регионов на урожайность, развитие транспорта и средств коммуникации, каким образом увязаны между собой технология разведки и технология добычи полезных ископаемых: процесс урбанизации - роста городского населения, его концентрации в районах с <искусственной> средой, его влияние на культуру и многое другое. По плотности населения древних поселений ученые узнают, принадлежали они к столичному, городскому или провинциальному типам территориальных общностей.

Археологическая антропология, или археология, реконструирует, описывает и интерпретирует человеческое поведение и культурные образцы на основании добытых в раскопках материальных предметов. Главным образом археологи занимаются предысторией (периодом, предшествующим открытию письменности). Для них первичными данными выступают остатки материальной культуры. По ним, в частности, можно узнать о происхождении ремесленных изделий: где они были произведены, какое сырье использовалось, где именно и по какой технологии перерабатывалось. Благодаря находкам археологов мы можем судить о способе производства, товарообмена и распределения доходов. Данные археологии помогают антропологам формулировать законы развития человеческой культуры и общества.

Психологическая антропология возникла во второй половине ХIХ в. на стыке психологии и этнографии. В первой половине ХХ в. ее развитию во многом способствовали идеи психоанализа, гештальтпсихологии, бихевиоризма, когнитивной психологии, позднее - теории информации и коммуникации, социолингвистики. В 20-50-е годы в ней доминировало направление <культура и личность>, разрабатываемое М. Мидом, А. Кардинером, Э. Сепиром, Р. Бенедиктом и др. Их внимание было сосредоточено в основном на процессах социализации и инкультурации, т.е. на приобретении человеком социально значимого культурного опыта. В 30-40-е годы в моду вошли кросс-культурные исследования <национального характера> и <модальной личности>. 50-60-е годы были посвящены главным образом методологическим уточнениям предмета дисциплины, методов и принципов познания. В 70-е годы направление окончательно оформилось как самостоятельная дисциплина - психологическая антропология. В наши дни весьма усложнился теоретический аппарат и расширилась область эмпирических исследований механизма воздействия на психику человека внешнего культурного контекста.

Таким образом, психологическая антропология отличается от смежных дисциплин - общей и социальной антропологии - скорее предметом, нежели методами исследования. Если для общей психологии главными являются закономерности психических процессов, механизм их обусловленности врожденными свойствами, а для социальной психологии - психические и социопсихические процессы, обусловленные непосредственным социальным окружением, прежде всего малой группой, то психологическая антропология исследует личностные качества, обусловленные принадлежностью к конкретной культуре.

Социология и антропология исследуют разные типы общества. Изначально социологи исследовали западное индустриальное общество, а антропологи - доиндустриальное. Но сегодня социология расширяет сферу своей компетенции и активно вторгается в страны третьего мира - туда, где до сих пор нераздельно царствовали антропологи. Антропологи же изучают не только традиционные общества, но и, если речь идет о прикладной антропологии, процессы индустриализации и урбанизации, которыми сегодня охвачены отставшие в своем развитии страны. Таким образом, социологи и антропологи сегодня сблизились и в методах, и в объектах исследования.

На стыке антропологии и социологии возникла самостоятельная дисциплина - социология культуры. Она изучает весь спектр культурных явлений прежде всего благодаря опросам общественного мнения. Социология культуры - отрасль социологического знания, изучающая закономерности развития культуры, формы их проявления, при этом человек рассматривается как субъект (творец) и как объект.

Во второй половине ХХ в. начала активно развиваться прикладная антропология. Прикладная антропология - совокупность знаний, полученных при изучении различных культур, ориентированных на решение практических задач.

Система взаимоотношений социологии с рассмотренными выше социальными науками может быть представлена в матричной форме. Матрица - это прямоугольная таблица каких-либо элементов, состоящая из m строк и n столбцов. Образовавшаяся на пересечении строк и столбцов, имеющая двойное подчинение, она заполняется цифрами или символами. Понятие <матричная организация> пришло в социологию из математики через экономику. Матричный анализ использовался также в экономике, выявляя экономические взаимосвязи между объектами (матричное моделирование). В социологии с помощью матрицы описывается новейшая форма корпораций, основанная на временных рабочих группах. Матрица строится на пересечении столбцов (линейные подразделения, цехи) и строк (функциональные службы).

Предлагаемая матрица должна быть заполнена студентами в ходе самостоятельной работы. С помощью справочной литературы им предстоит внести в соответствующие ячейки таблицы описание научной картины, общей теории и т.д. по каждой социальной науке.

Первый столбец таблицы, как нетрудно заметить, заполнен теми же методологическими единицами, что и первый столбец внутридисциплинарной матрицы социологии (см. табл. 3.1). Это объясняется тем, что картина мира, общая и частные теории, эмпирические и прикладные исследования, методология и методика как обязательные компоненты присутствуют во всех социальных науках. Скажем, картина мира в социальной психологии, экономике, политологии, антропологии и социологии построена вокруг поведения групп людей в социальной среде, но в одном случае под этой средой понимается рынок, в другом - сообщество знакомых людей (<значимых "других">), в третьем - примитивная община. Картина мира как совокупность философских воззрений на устройство, сущность и природу изучаемого данной наукой фрагмента общества (или социальной реальности) похожа в разных науках, поскольку во многом похож объект изучения - люди. Кроме того, в экономике, политологии, антропологии, социальной психологии, социологии применяются близкие методы эмпирического исследования. Разумеется, много общего у них и в плане методологии.

В табл. 2.1 представлены не только социальные науки, но и гуманитарные дисциплины. Между ними, несмотря на видимое сходство, множество различий, особенно касающихся методов и способов познания социальной реальности. Социальные науки ориентированы преимущественно на количественные показатели, а гуманитарные - на качественные.

Глава 3. Внутридисциплинарная матрица социологии

Не только междисциплинарное, но и внутридисциплинарное знание представляет собой сложноразветвленную и функционально взаимосвязанную систему. Ее элементами выступают уже не отдельные науки, а отрасли знания внутри одной науки.

Под внутридисциплинарной матрицей социологии понимается совокупность отраслевых ее направлений, тематических областей и сфер, которые выделились в процессе дифференциации социологического знания и сегодня представляют собой сложную систему. К примеру, в рамках социологии в ХХ в. выделились такие отрасли, как социология труда и социология города, социология культуры и социология религии и т.д. Постепенно некоторые из отраслей, в свою очередь, разделились на ряд субдисциплин. Скажем, в рамках современной социологии культуры в качестве самостоятельных существуют такие направления, как социология кино, социология театра, социология массовой культуры (попкультуры), социология чтения и т.д. Экономическая социология включает социологию труда, социологию трудовой занятости и безработицы, социологию рынка, социологию банков, социологию менеджмента, социологию организаций и т.д. Сегодня в социологии некоторые специалисты насчитывают более 100 отраслей. Хотя есть и другие данные, согласно которым их не более 50-60.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.