Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первая Тетрада Творения




ТВОРЕНИЕ КАК РАЗДЕЛЕНИЕ

 

Творение постигалось в различных аспектах. Первый - религиозное учение о Творении / ex nihilo / которое помещает Бога как Волю целиком за пределами Творения, отрицая возможность, чтобы Существование появлялось одновременна с Божественностью. Это соответствует тому заключению, к которому мы пришли в предыдущей главе о Тетраде Божественного, где Все Существование подчинено Бытию. Второе - это представление об эманации, едва ли отличимое от пантеизма. Третье - это представление о спонтанном творении материи, где законы природы рассматриваются, по - видимому, как первичные по отношению к самой Природе. Все эти точки зрения по-своему оправданы. Однако мы остановимся на представлении о Творении как Разделении /partition /. Это представление не противоречит религиозному учению о Творении из Ничего, поскольку пустота или ничто, в котором совершается Акт Творения, может быть понимаема как Полнота /Plenum / Бытия, в котором нет Существования.

Авторы первой главы Книги Бытия считали, что после первичного акта творения /ex nihilo/ дальнейшее Творений состоит в последовательном разделении противоположностей. Они рассматривали процесс творения как приготовление земли к тому, чтобы стать обителью человечества, В этом архаическом воображении не следует недооценивать мощную интуицию, способную усмотреть что существующий мир не является ни созданным из ничего, ни построенным из индифферентной материи.

В этой главе мы рассмотрим следствия, вытекающие из рассмотрения Творения как Разделения, принимая во внимание следующее:

 

1. картину естественного порядка, полученную в Книге II;

2. метод, использованный при разработке шкалы качеств Энергии в 32 главе;

3. понятия, введенные в 33 главе;

4. тетраду как выражение Субсистенции и, следовательно, естественный символ Бытия

 

Чтобы построить полную схему, мы должны начать с того, что находится за пределами всякого разделения. Это ведет нас за пределы опыта, посколькy он отделен от не-опыта; за пределы бесконечного, поскольку оно отделено от конечного; даже за пределы Единого, поскольку Единое отделено от Множественности. Мы вновь используем термин Непостижимое для представления Тoго, чему абсолютно ничто не может быть предицировано. Второй термин, Трансфинитная Реальность, мы оставим для обозначения суммы Бытия и Не-Бытия, которая уже отделена от Непостижимого Источника, поскольку мы предицируем ей ее содержание.

В развитии этой схемы мы, по-видимому, будем делать утверждения о невыразимых /ineffable/ районах за пределами Существования. Такие утверждения могут показаться догматическими положениями, что вызывает вопрос, на чьем авторитете они основываются. Но здесь не предполагается и не используется никакой авторитет. Мы следуем методу, использующему инструменты, которые доступны. Может показаться, что источники нового лежат в свойствах систем, более сложных, чем диада "да или нет", Но в выходе за пределы диады нет ничего нового, и это не предполагает обращения к какому-либо авторитету, кроме "усмотрения для самого себя".

Гегель предпринял подобную работу, используя в качестве инструмента триаду диалектики. Как показал Кроче, для постижения истинной сути гегелевской системы необходимо устранить все локальное и имеющее преходящую значимость. Гегелю мешали идеалистические формы мысли, которые заставили его игнорировать современные ему открытия в математике, астрономии, физике и истории. Возможно также, что Марксу и Энгельсу мешали их материалистические предпосылки, заставившие их игнорировать интуиции сверхчувственного мира, которые нашли свое выражение в то самое время, когда Маркс писал предисловие к "Капиталу", Принцип разделения и смешивания это своего рода инвертированная диалектика, хотя это не есть ни материализм, ни идеализм, включающие молчаливые предположения об источниках, ведущие к противоречиям или двусмысленностям.

Чтобы проиллюстрировать, что имеется в виду под "разделением и смешиванием", обратимся к свойствам двух несмешивающихся жидкостей, нефти и воды. Мы можем получить из них четыре различных рода жидкостей:

 

чистая нефть - свободная от воды,

лиозол - вода, суспендированная в нефти,

гидрозол - нефть, суспендированная в воде,

чистая вода - свободная от нефти.

 

Мы можем применить такой же анализ, к любой паре противоположностей. Например, мы можем мыслить Творение как разделение Конечного и Бесконечного. Это дает четыре состояния или четыре стадии Творения. Используя терминологию предыдущих глав, мы можем записать следующую Тетраду:

 

Непостижимое Бесконечное Бесконечное
Трансфинитное Конечное, рассеянное в Бесконечном
Бытие Бесконечное, рассеянное в Конечном
Существование Конечное Конечное

 

Мы можем выразить ту же тетраду в терминах разделения возможного и невозможного:

 

Непостижимое За Невозможным и Возможным
Трансфинитное Невозможное, содержащее Возможное
Бытие Возможное, содержащее Невозможное
Существование Возможное, лишенное Невозможного

 

Сравнивая эти тетрады, мы можем видеть, что они лишь формальны в своем значении, поскольку значения всех терминов зависят от понимания Бесконечности или Невозможного. Но все же термины несут с собой некоторое значение, и кажется, что при применении принципа разделения и смешения значение увеличивается. Наибольшее, на что мы можем надеяться, - это увидеть больше значения в том, что в любом случае лежит за пределами нашего ментального постижения.

Прежде, чем продолжать анализ, посмотрим, содержит ли принцип что-либо большее, чем спекуляции об ультимативном. Поистине этот принцип содержится во всякой попытке объяснения происхождения. Всякое "происхождение" /origin/- это разделение без полного разъединения, поскольку утверждение, что А происходит от В, но не имеет с ним связи, было бы лишено значения. Например, материалистическая теория спонтанного возникновения материи из незнаемого основного состояния /ground state /может рассматриваться, как разделение "массы недетерминированной" и "массы детерминированной"'. "Масса повсюду и всегда" - это энергия на нулевом потенциале, уравнение Шредингера с функцией нуль-волны. Мы можем описать состояния или стадии "процесса возникновения" следующим образом:

 

Частицы (протоны) Полное существование Масса и Энергия
Курпускулы (электроны) Существование внутри Несуществования Масса, образуемая из Энергии
Силовые поля Несуществование внутри Существования Энергия без Массы
Основное Состояние Не-существование Ни Массы, ни Энергии

 


Схема, кажется странной, поскольку мы не привыкли мыслить промежуточные состояния, в которых, противоположности смешиваются. Более того, необходимо признать, что полная схема, состоящая из трех тетрад, которая будет далее развернута, указывает интерпретацию Интуиции, которая, по-видимому, показывает значение различных модусов Бытия и Существования. Интуиции недостоверны, если большая их часть взяты из вторых 'рук из традиционных учений; интерпретации неясны, если принцип "разделения и смешивания" не может быть выражен в точных терминах исключенного третьего.

 

Мы можем различить Ультимативное, о котором ничто не может быть утверждаемо, и Ультимативное, о котором может быть утверждаемо все. Первое абсолютно недостижимо, второе бесконечно недостижимо. Мы можем постичь шаг творения, состоящий в разделении этих двух "Ультимативностей". Это дает если не общую точку отсчета, то по крайней мере связь с нашим рассмотрением Воли. Мы вновь воспользуемся; терминами "Непостижимый Источник" и "Трансфинитная Реальность" для обозначения этих двух "моментов" - недоступных постижению", и примем, что-то Ультимативное, о котором ничего нельзя утверждать, "содержит" то, о котором можно утверждать все. Это может быть взято как пустая, формула иди рассматриваться как точное применение принципа "разделения", которым мы интуитивно отождествляем с "Творением".

Стремясь далее построить тетраду "разделения и смешивания", мы обнаруживаем, что основа нашего, разделения примечательным образом пригодна для этого. Мы можем сформулировать четыре стадии следующим образом:

 

Непостижмый Источник Полностью непредицируемое. Ничего предицируемого
Трансфинитная Реальнось Предицируемое, содержащеесяв непредицируемом.
Безграничное Бытие Непредицируемое, содержащееся в предицируемом.
Все Существование Полностью предицируемое. Ничего непредицируемого.

 

Теперь мы можем искать "шаги творения". Мы можем понимать предикацию с субстанцией или без субстанции, если мы будем считать всю субстанцию Бытием, а отсутствие субстанции - He- Бытием. Трансфинитное тогда может быть определено как все Бытие и все Не-Бытие до их "разделения".

Схема, будет выглядеть следующим образом:

 

 


Рис.34.1. Сотворение Бытия.

 

Переходя к третьему члену тетрады, мы имеем понятие Бытия как не предопределенной субстанции, которому предицируемы все предикаты. Мы отличили его от Не-Бытия, как "не-субстанции", хотя, разумеется, обозначению "не-субстанция" не может быть приписываемо значение. Вторая стадия Творения может рассматриваться как отделение всего, имеющего значение, от того, что вне значения.

 

Третья стадия - это разделение Возможного и Невозможного, что, как указывалось ранее, отмечает разделение Существования и Бытия. Это может быть схематизировано так:

 


Рис.34.2. Творение Существования.

 

Эти три "стадии" Творения порождают первую Тетраду. По-видимому, некоторая интуиция или прозрение этих стадий возможны даже для человека. Когда Яков Беме писал: "Я видел Бытие всех Существ, Основу, Первозданную Бездну", - он, может быть, хотел передать видение отделения Бытия от Не-Бытия в Трансфинитном. Беме пишет далее: "Я видел также рождение Святой Троицы, происхождение первого состояния мира", - возможно, он описывает видение вышеописанных трех стадий Творения.

В мистической литературе обычно приравнивают "Абсолютное" к "Единому". Ограниченность языка признается всеми - мистиками, в особенности автором "Небесной Иерархии" Дионисием, который видел опасности неоплатонической риторики. Мы можем быть удовлетворены, если видим, что мистические озарения не содержат ничего противоречащего нашей схеме "разделения и смешивания".

Отделение возможного от невозможного означает то же, что установление Законов. Слово "возможное" должно означать "допустимое", а это требует критерия того, что допустимо и что недопустимо. Критериями являются законы. Третья стадия Творения, таким образом, это; предопределение /commitment / и ограничение. При изучении Воли мы рассматривали это как "самоограничение". В царстве Бытия отделение Существования похоже на конденсацию пара или коагуляцию жидкости. Одна степень свободы теряется, но с этой потерей появляется все возрастающая "познаваемость". Мы можем идентифицировать; кусок льда, но не можем. идентифицировать данное количество воды в луже, тем менее - ту же воду как пар в атмосфере. Таким образом, можно сказать, что детерминация - это конденсация, а конденсация - это познаваемость. В подобном смысле мы можем говорить о Бытии как непознаваемом, а о Существовании - как о познаваемом.

Чтобы увидеть, каким образом переходы от непредицируемого к непозаваемому и от непознаваемого к познаваемому могут рассматриваться как стадии творения, можно взять аналогию из повседневной жизни. Предположим, что человек, владеющий участком земли, поручает архитектору спроектировать дом и понаблюдать за его постройкой. Проект архитектора должен согласовать пожелание владельца с ограничениями материалов и местоположения дома. Что бы стать актуальным, дом не может реализовывать каждую фантазию, возможную или невозможную, которая придет в голову владельцу. Таким образом архитектор, разрабатывая свой проект, отделяет то, что возможно, от того, что невозможно. Но он сам не приводит дом в существование. Когда работа проектирования и планирования окончена, он находит строителей, которые должны заняться актуализацией. Здесь должен быть предпринят решающий шаг от чертежной доски к строительной площадке. Должны, быть заготовлены материалы и заложен фундамент. Эссенциальное различение возможного и невозможного теперь уступает место экзистенциальному различию потенциального и актуального. Необходим еще ряд стадий, прежде чем дом будет завершен, но эта стадия является решающей; до нее нет существования дома, есть только его проект.

Эта аналогия может помочь нам увидеть, что третья стадия творения касается только установления условий,детерминирующих что окажется возможным. Проходя эту стадию, становящийся мир наделяется порядком, а также планом, который он призван актуализировать. Мы не должны заходить слишком далеко в этой аналогии, потому что было бы ошибочным предполагать, что Бытие менее конкретно, менее "объективно", чем Существование, поскольку последнее возникает посредством обеднения Бытия, через принесение в жертву невозможного. Это следует за Творением ex nihilo, посредством которого возникает Все Бытие. Наша аналогия относится к темпоральной последовательности, в то время как в Творении Существование уже присутствует в Бытии и не отделяется от него "во времени". На этой стадии время, вечность, пространство и гипарксис - одно, все полностью потенциально и вместе с тем полностью актуально. Все чувствительно в высшей, возможной степени, то есть полностью и интегрально сознательно. Здесь нет внутреннего и внешнего, и потому нет индвидуального бытия. Все, что существует, едино во чреве Бытия. Все возможное объединено со воем невозможным. С появлением Законов появляется Существование, но Бытие не теряет ничего, кроме своего единства; его полнота остается незатронутой, поскольку невозможное продолжает быть реальным. Поскольку мы, люди, принадлежим к возможной части, мы должны существовать по законам возможного, поисками которых мы занимаемся. Эти законы должны, следовательно, быть применимыми, к преимущественно познаваемой части Всего Бытия. Таким образом мы вынуждены основываться на изучении Факта для формулировании Законов Существования. Далее, все функциональные регулярности могут возникнуть только когда вселенная уже существует, следовательно, законами, первичными по отношению к самому Существованию, могут быть лишь те, которые детерминируют возможные формы опыта. Эти законы выражены в категориях, которые применимы ко всем возможным ситуациям, но не к ситуациям, которые невозможны. Например, двучленное самодостаточное отношение невозможно в существующей вселенной. Из этого, однако, не следует, что такое отношение исключено из Всего Бытия, где нет ограничений Законов.

Последний член тетрады - это "Существование". Существующее творение подчинено Законам. Оно конечно и детерминировано, хотя сами Законы включают Триаду Свободы, 3-2-1, действующую как одно из условий существования. Можно предположить, последующие стадии творения происходят в соответствии с универсальными законами возможности. Разделение Бытия на возможную и невозможную части - это необратимый шаг творения, содержащийся в первичном разделении предицируемой и непредицируемой Ультимативности.

Мы видели, что невозможное бесконечно более многочисленно, чем возможное. Это кажется; бесспорным, поскольку любое продолжение относительно возможного может быть превращено в предложение относительно невозможного введением всех неподходящих предикатов.

Существование, как мы его определили, должно, быть бесконечно беднее по содержанию, чем Бытие. Если, однако, мы предположим, что Существование сотворено для достижения определенной цели, находящейся "в границах возможного", должно быть бесконечно невероятным, чтобы эта цель была реализована, потому что на каждом шагу - которых бесчисленные миллионы - должно встречаться невозможное.

Из формального подхода к идее Творения мы пришли к важному заключению, что если в Существовании есть цель, эта цель не может быть достигнута ресурсами одного Существования. Это заключение соответствует представлению, что Бог как Космический Согласующий Импульс, действует в Существовании, делая возможным то, чего само Существование без сторонней помощи не могло бы достигнуть, то есть возвращение к своему Источнику, где конечное соединяется с бесконечным, Факт становится Ценностью, а возможное и невозможное согласуются за пределами всех детерминаций и всех ограничений. Это - Область Гармонии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.