Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕТРАДА 2 страница




Рассмотрим опять пример Ньютоновского закона. Твердость стола является статичным фактором диады; когда вес падает, она как будто не играет дальнейшей роли. Но это ошибка. Если бы стол не сохранял своей формы, характер движения был бы искажен. Лишь присутствие твердых тел позволяет нам обнаружить ускорение. Таким образом, в динамичной ситуации движения в силовом поле твердость является связующим звеном между движением и наблюдателем. (См. об этом в Первом томе и в Приложении III). Изменение характера движения, происшествие в этом примере, является весьма общим. Многие трудности в интерпретации природных явлений проистекают оттого, что свойства и качества феноменов трактуются так, будто они остаются теми же самыми при переходе из одной системы в другую.

Исключительность триады в том, что эта система показывает, как акты воли входят в структуру мира. В главе 27 Второго тома связь между триадой и волей была указана, но не объяснена адекватно. После того, как был написан Второй том, исследования четырех- и пятичленных систем показали, что мы должны различать три момента в реализации событий. Первым является Акт, посредством которого вводится динамизм, но ничего не происходит. Вторым моментом является действие (Action), которое начинает процесс; и третьим - сама деятельность (Activity). Акт триадичен, и действие (поступок) производится как (продуцируется) связанностью триады. Деятельность имеет форму тетрады.

Теперь мы можем зафиксировать номенклатуру, которую мы избрали для описания триад и их качеств.

 

Трехчленная система: ТРИАДА

Системный атрибут: ДИНАМИЗМ

Наименование членов: ИМПУЛЬСЫ

 

Характеристики членов:

Первый Импульс УТВЕРЖДЕНИЕ (1)

Второй Импульс ВОСПРИИМЧИВОСТЬ (2)

Третий Импульс СОГЛАСОВАНИЕ (3)

 

Первый порядок связей: АКТЫ

Утверждение-Восприимчивость: ПОРОЖДЕНИЕ

Восприимчивость-Согласование: СОГЛАСИЕ

Согласование-Утверждение: РЕШЕНИЕ

 

Второй порядок связей: ДЕЙСТВИЯ

 

Существует шесть связей второго порядка, символически представляемых порядком следования трех импульсов. Они соответствуют фундаментальным Законам Воли, описанным в 28 главе Второго тома:

1-2-3 Экспансия 2-1-3 Концентрация

1-3-2 Взаимодействие 2-3-1 Тождественность

3-2-1 Свобода 3-1-2 Порядок

 

Динамизм структуры обычно является комбинацией многих триад. Иногда возможно опознать доминирующую триаду. Это показывает, что данная структура тесно связана с одним из фундаментальных космических процессов. Например, доминирующая триада семьи: Отец - Мать - Дитя - соответствует динамизму экспансии, и для нас не составляет трудности узнать импульсы утверждения, восприимчивости и согласования. Существуют подчиненные триады семьи - такие, как Общество - Семья - Жилище, или Люди - Дом - Обстановка, - но они являются общими для других ситуаций, помимо собственно семьи.

В Томе Втором мы связывали триаду с Волей, но не смогли показать, как Воля - в качестве соотнесенности - может быть той же самой Волей в действии. С развитием Систематики проблема как будто проясняется.

Акт Воли производится сращением двух импульсов. Эти связи триады первого порядка нуждаются в дальнейшем объяснении,

Акт не является ни движением от одного импульса к другому, ни воздействием одного импульса на другой - но двусторонней связанностью между ними. Порождение (Generation) является актом, посредством которого утверждение и восприимчивость объединяются без потери собственной природы. Отчетливым примером этого является сексуальный акт. Мы должны, однако, отличать акт от его последствий, например, зачатия ребенка. Порождающий акт является взаимным, и он требует обоюдного влечения. В нашем человеческом опыте мужское и женское начало никогда не соединяются настолько полно, чтобы произвести единый акт воли. По французской пословице, "в любви всегда один целует, а другой притворяется"; и если это циничное искажение человеческой любви, то остается верным то, что акт воли у двух партнеров всегда до некоторой степени разделен. Другой пример порождения можно увидеть в "диффузии" культур. Для этого требуется сильное утверждение, выраженное в: новой культуре, а также восприимчивое окружение. В идеале, нет ни навязывания со стороны одной культуры, ни похищения со стороны другой. Взаимное узнавание двух членов является достаточным для распространения новых идей и методов. Этот идеал никогда не бывает полностью достигнут. Всегда существует тенденция доминирования высшей культуры и зависимости низшей культуры.

Таким образом, мы рассмотрели порождение как совершенный акт Воли, который не может быть доведен до совершенства самим человеком, но который тем не менее может быть признан за идеал. В Христианстве этот идеальный акт усматривается в единстве Христа и Его Церкви - том союзе, который намечается в сексуальном единении, мужчины и женщины и представлен, хотя и несовершенен, в эволюционировании структур всех видов.

Второй связью - Второго и Третьего импульсов - является акт Воли, в результате которого делается возможным действие. Он может быть назван отказом, открывавшем, принятием, а также просветлением, животворением. Эти описательные наименования подразумевают движение от восприимчивости к согласованию, или движению от Второго импульса к Третьему импульсу. Истинный, сущностный акт Воли является полностью взаимным и разделяется обоими импульсами. Представляется, таким образом, что лучше назвать его Согласием. Это допущение трансформации, посредством которой объединяются восприимчивость и согласование.

В то время как в Порождении оба члена действуют исходя из своей природы, в Согласии оба члена отходят от собственной природы. Можно взять в качестве примера акт принятия подарка. В идеальном акте принимающий не является лишь воспринимающим, но и ответствующим - и все же свободным. Существует столь полное согласие, что действие подарка объединяет дающего и берущего. В человеческом опыте этот идеал реализуется даже приблизительно в редких случаях. Подарок может быть отклонен или принят настолько неправильным образом, что он скорее разъединяет, чем объединяет.

Различие коренится в связи воспринимающего и согласующего импульсов. Когда эта связь слаба, акт принятия становится саморазрушительным. Когда связь слаба, акт принятия, получающий является одновременно и примиряющим.

Третья связь относится к тому истинному акту Воли, который обычно понимается, но никогда не реализуется полностью в человеческом опыте. Это - Решение, или обязательство, которое абсолютно необусловлено и невынуждено. Лишь такое решение может быть названо чистым актом Воли.

Обычно решение является утверждением, слабо связанным со структурой, к которой оно относится. Его нельзя назвать ни истинным решением, ни истинным обязательством. Единство утверждения и согласования в одном и том же акте Воли является тем качеством, которого мы обычно стремимся достичь, но не преуспеваем в этом. Мы знаем об идеальном акте Воли в силу своей сущности природы, но в силу наших экзистенциальных ограничений он невозможен. Это не означает, что связи триады несовместимы с человеческими проблемами, но напоминают нам, что в любой актуальной структуре мы не обнаружим триад в их эссенциальной чистоте. В триадах, которые встречаются в нашем человеческом опыте, второй порядок связей, или действия, более очевиден, чем первый. Они порождают шесть типов таких процессов, которые удобней будет изучать при рассмотрении гексады.

Обычно мы имеем дело с ситуациями, члены которых столь сильно взаимодействуют друг с другом, что могут даже смешиваться. Наличествует пересечение или взаимоналожение характеристик трех членов, что делает трудным опознание их как утверждение, восприимчивость и согласование в каждом конкретном случае.

Чтобы проиллюстрировать взаимопересечение членов, вернемся к примеру с домом. Динамизм дома происходит от трех различных импульсов. Первым является импульс реализации в наиболее полной мере возможностей, таящихся в данном месте и в людях. Частично, это сам дом, ищущий себе место в мире. Частично, этот импульс может быть назван мужским элементом в действии - как побуждение к творчеству. Второй импульс исходит от дома как такового - его требование стать оплотом семьи. Сохранить целостность дома как такового не является единственной целью этого импульса, скорее он стремится поддержать взаимосвязь дома-семьи. Этот импульс может быть назван женской, или материнской силой в действии. Третий импульс исходит из взаимной любви, создающей семейные чувства, в которых участвуют даже неодушевленные предметы.

Все три импульса необходимы для динамической структуры дома. Инициатива постоянно переходит от одного к другому, и динамизм проявляется в каждом поочередно. Если один из них ослаблен или искажен, дом лишается одной из своих характеристик. Важно то, что хотя по своей природе и происхождению три члена любой триады совершенно различны и даже противоположны, но когда они объединены в актуальной структуре в форме ее динамизма, происходит ограниченное, неизбежное слияние характеристик. Без этого взаимного приспособления вообще не могут быть установлены отношения.

Рассмотрим исключительный случай отсутствия приспособления в динамизме дома. Отец отождествляет себя исключительно с первым импульсом, он трактует дом как нечто, служащее лишь трамплином к мирскому успеху. Мать отождествляет себя с домом как неким местом, она рассматривает дом как структуру ценных материальных объектов и требует, чтобы любовь к дому понималась как любовь к материальным объектам, входящим в него. Дети, отождествляющие себя с третьим импульсом, требуют от родителей исключительной любви и внимания, вопреки всем их остальным обязанностям. Система отношений не установлена: дом представляет собой комплекс диад, то есть противоречащих и непримиримых сил. Лишь тогда, когда импульсам дозволено окрашивать друг друга, дом становится средоточием связующих отношений.

Взаимное соответствие членов триады и проистекающая отсюда интерпретация качеств представляют большую практическую трудность в приложении триадического анализа к жизненным ситуациям. Не существует двух триад, тождественных по содержанию и характеру. Лишь изучение триад может раскрыть тот тип динамизма, который представлен в данной сложной структуре.

Следует также заметить, что, несмотря на свое безграничное разнообразие, триада не обладает гибкостью. Каждая триада является тем, что она есть, и не может стать другой.

Существование - это постоянно изменяющийся поток, подверженный отношениям, но это гораздо больше, чем система отношений. Существование полностью относительно и приблизительно. В нем нет строго фиксированных ситуаций. Воля не контролирует мир, но она делает его возможным[8], Это одинаково применимо как к ситуации незначительного масштаба, так и к величайшим. Акт Воли начинает действие, которое делает возможным деятельность.

Деятельность - атрибут тетрады. Она относится к соотнесенности так же, как соотнесенновть относится к дополнительности. На каждой новой сцене контакт между актерами и драмой становится все более тесным и интимным.

 


 

Различие характеристик триады и тетрады лучше всего может быть усмотрено в понятии Порядка.

Триада связывает и, таким образом, делает действие возможным. Более того, она определяет тип возможного действия. Тетрада является формой любой деятельности, которая ведет к изменению порядка. Вследствие этого четырехчленная система обладает гибкостью.

Мы можем описать тетраду в деятельности хлебопечения, для которой требуется четыре элемента: мука, вода, дрожжи и огонь. Наличествует два грубых материала и два активных агента. Дрожжи ферментируют муку изнутри, огонь печет посредством действия извне. Для хорошего хлеба требуется совершенно точное взаимное приспособление четырех членов, и такое приспособление возможно по самой природе процесса. Каждый элемент доступен контролю в отдельности, и может быть выбрано время и место его вхождения в процесс, чтобы добиться требуемой последовательности трансформации. Мы можем описать четыре элемента как четыре Источника, с помощью которых поддерживается деятельность хлебопечения.

Различие между только что описанной системой и ситуацией с триадой или с набором триад заключается в том, что по самой своей природе тетрада должна быть деятельностью трансформации. Деятельность должна быть организованной, гибкой, интеллигентной, или разумной.

Мы можем выделить ряд процессов - таких, как смешение, активирование, трансформация, фиксация. Все они связаны с Порядком, являются проекциями космических процессов, посредством которых все Существование творится, поддерживается и трансформируется. Как мы уже видели в главах 32-34, характерные особенности Бытия лучше всего представлены тетрадой.

Мы можем надеяться понять мир и самих себя, поскольку структура воспроизводится всеми модальностями Бытия. Все Бытие представляет собой состояние трансформации, и все трансформации имеют одну и ту же базовую структуру. Они могут изучаться посредством наших ментальных операций и нашего поведения, а также на примерах любой связной структуры. Мы не можем однако, надеяться понять мир, если в принципе отвергаем присущую ему разумность. Разумность есть не только подчинение универсальным Законам, но также и то, что существует Причина всего происходящего в мире.

Исходя из гипотезы, что возможно понимание Вселенной и ее деятельности, мы предполагаем в природных процессах ту же самую разумность, которую мы ищем в ментальных процессах. Мы не можем понять работу ума иначе, чем упорядочивающая и ищущая цель деятельность, пользующаяся все разнообразием средств или инструментов. Приведенный выше пример хлебопечения иллюстрирует связь факторов мотивации и инструментализации, Целью должен быть хороший хлеб. Основа активности коренится в воде, муке и дрожжах. Для достижения желаемого результата необходимы технические знания о процессе печения, о подходящих окружающих условиях, а также о производственных условиях и инструментах, Различные подобные факторы подразделяются на четыре различные группы, которые могут быть обнаружены в любой организованной деятельности и отличают такую деятельность от случайного и лишенного смысла события. Эти четыре фактора - парные: одна пара связана с "откуда" и "куда" данной деятельности, другая - с "как", "когда и где".

Мы можем назвать первую пару членов мотивационным, а вторую - инструментальными членами. Согласно требованию взаимной уместности, мы должны быть готовы к определенной степени пресечения и взаимопроникновения членов, что может сделать на практике невозможной точную идентификацию. Но несмотря на это мы обнаружим, что каждая деятельность может быть ясно понята, если рассматривать ее как действие мотивов, или причин, и орудий, или условий.

Теперь мы можем приступить к установлению подходящей номенклатуры.

 

Четырехчленная система: ТЕТРАДА

Системный атрибут: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Наименование члена: ИСТОЧНИК

 

Характеристика членов:

Мотивационные: ОСНОВАНИЕ

ЦЕЛЬ

Инструментальные: НАПРАВЛЕНИЕ

ИНСТРУМЕНТ

 

Первый порядок связей: ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Существует шесть взаимодействий.

 

Инструментальный член включает технику и навыки - там, где они уместны, так как связи взаимодействия изменяются сообразно содержанию деятельности. Мы отложим изучение и дальнейшее развитие терминологии до появления подходящего иллюстративного материала (глава 39, "Антропология"). Здесь мы считаем уместным представить Тетраду и ее связи средствами давно известных и широко используемых символов.

Простейшими фигурами с четырьмя точками являются: квадрат, крест, тетраэдрон.

 

           
     
 

 


Рис.37.1. Символы с четырьмя точками.

Квадрат подразумевает организованную деятельность как перемещение с одного уровня на другой и, следовательно, как трансформацию. Он служит для различения деятельности от простого изменения. Крест подчеркивает различие между вертикальными и горизонтальными компонентами. Вертикальная линия, в которой различаются верхняя и нижняя точки (верх и низ), указывает на мотивацию. Горизонтальная линия - с ее различением левого и правого - подразумевает оперирование и направление и, следовательно, идею сотрудничества (кооперации). Тетраэдр подчеркивает связь между единством цели и множественностью путей, характерную для деятельности. Вершина представляет момент завершения или окончания. Треугольники представляют компоненты деятельности в движении.

Мы можем лишь указать на четыре члена тетрады, но не описать их точно. В любой ситуации происходит взаимодействие членов, ослабляющее их идентичность и одновременно обогащающее их содержание. Несколько замечаний помогут нам понять это.

Основание. Относительная бесформенность сырого материала. действия - как почва является основанием для роста растений. Это также исходная ситуация во временном смысле: момент с которого начинается деятельность. Он включает сепаратные побуждения всех составляющих элементов, посредством которых они совмещаются в согласованной деятельности.

Цель. Идеальный паттерн, который может объединить все компоненты деятельности в структурированное целое. Это также конечный момент, завершение (исполнение) деятельности. Центральная тема, или мотив, поддерживающий деятельность.

Направление. Сознательный элемент, посредством которого деятельность упорядочивается и соотносится с другими деятельностями, связанными с нею. "Правая рука", лидер согласованного действия. Управляющий разум. Это также способ, посредством которого деятельность фокусируется и может быть узнана как целое.

Инструмент. Это строго операционный термин. Он объединяет всю внутреннюю работу и согласует ее с необходимыми внешними факторами, необходимыми для исполнения деятельности. "Левая рука", поле действия, носитель или проводник, внутри которого разворачивается действие. В применении к человеку этот член имеет более качество чувства, чем мысли.

 

 

Цель

 
 

 

 


Инструмент Направление

 

Основание

 

Рис.37.2. Крест как символ Порядка.

 

Вертикальная линия символизирует восхождение и нисхождение, но она не может передать всю сложность деятельности. Горизонтальная линия указывает на взаимодействие внутренних и внешних - или положительных и отрицательных - сил, но и она не может выразить сознательные, рациональные элементы деятельности. Крест представляет собой символ, который не только связывает. вертикальные и горизонтальные компоненты действия, но выражает также его многостороннюю сложность.

Когда крест дополнен символами внешних связей, он может указывать, как каждый член тетрады совмещен с тремя остальными, и дает нам шесть связей системы. Мы воспользуемся этим символом из шести точек и шести линий, чтобы представить Деятельность как целое.

 

Цель

 
 

 

 


Инструмент Направление

 

 

Основание

 

Рис.37.3. Шесть связей тетрады.

 

Цель Направление

 
 

 


Инструмент Основание

 

Рис.37.4. Тетрада как символ трансформации.

 

Квадрат показывает деятельность одновременно как упорядочивание основания и достижение цели. Это т двойственный характер отличает деятельность от движения, или передачи, которое, начавшись в определенном пункте, проходит через несколько стадий и заканчивается в другом пункте. Деятельность остается в пределах своего основания, подобно тому, как растение остается укорененным в ту почву, из которой оно взошло. Цель не есть terminus ad quem но руководящий паттерн /Идеал/, к которому деятельность должна приспособиться еще до своего начала.

Квадрат передает два различных понятия, которые следует сочетать, но не смешивать: деятельность как бытие и деятельность как становление. Бытие какой-либо ситуации есть ее внутренняя объединенность, которая зависит от ее вечного паттерна (см. Первый том). Становление есть трансформация, которая должна включать разрушение и обновление внутренней объединенности. Становление ситуации, таким образом, есть ее способность быть и обусловлена ее гипархической силой. Символ квадрата прекрасно репрезентирует этот двойственный характер любой упорядоченной деятельности. Две горизонтальные линии представляют упорядочение основания и реализацию цели (намерения). Две вертикальные линии представляют трансформацию самого основания упорядочивающегося извне в саморегулирующееся целое.


Третья иллюстрация показывает различие "действительной" и "идеальной" сторон деятельности.

 

Цель

 
 

 

 


Инструмент Направление

 

Основание

 

 

Рис.37.5. Тетрада как процесс.

 

В этой иллюстрации треугольник основания показывает то, что происходит актуально, а вершина, изменяющая характер трех остальных членов, является элементом, общим для всех них. Основание, или исходное, состояние - то есть действительная ситуация - изменяется целью, которой она следует. Направление выходит за пределы простой адаптации, с тем, чтобы реализовать цель в пределах существующих обстоятельств. Инструмент подчинен требованию, выходящему за пределы непосредственной необходимости. Каждый из трех членов модифицируют всю структуру, придавая ей единство и связность, а затем - умопостигаемую форму, которая может быть понята и оценена.

Шестиступенчатое взаимодействие, Наличествует шесть связей между любыми двумя из четырех членов. Каждый член представлен взаимодействием двух источников, изображенных крестообразной диаграммой, расчленяющей обе пары терминов.

Буквы А, В, С, D используются в диаграмме 37.6. для того, чтобы символизировать четыре источника, линии символизируют шесть связей первого порядка.

 

Цель

A

 

Инструмент D Направление C

 

Основание B

 

 

Рис.37.6. Шесть взаимодействий.

 

А и В - Цель и Основание - могут быть названы мотивирующими источниками. Основание мотивировано необходимостью, а цель - стремлением. Линия АВ представляет меняющиеся степени смешивания двух мотиваций. Чистая необходимость существует только в определенный момент и может быть удовлетворена как условие поддержания деятельности - подобно тому, как живое существо должно дышать. Чистое стремление вечно и не ограничено условиями. Большая часть активности рациональной (разумной) структуры мотивирована рядом опосредованных влияний. Это может быть или намерение (с некоторым элементом) стремления) ослабить напряжение или желание достичь осязаемой цели, включающей в себя некоторые элементы необходимости. Взаимодействие АВ, таким образом, в большей мере представляет собой спектр мотивирующих влияний, чем два противоположных паттерна непосредственных нужд и конечной идеальной цели.

Горизонтальная линия СD тоже есть репрезентация смещения качеств направления и инструментальности. Направление может быть эффективным лишь через инструмент, а каждый инструмент имеет определенную степень саморегуляции, тяготеющей к направлению. Кроме того, в каждой структуре присутствует некоторая оптимальная степень взаимодействия влияний, приходящих из окружения, и таких влияний, которые возникают внутри структуры. Таким образом, и здесь у нас спектр инструментальных агентов во взаимодействии С и D.

Взаимодействие цели и направления прямолинейно. АС представляет баланс между выполнением работы ради нее самой (направление) и совершением ее для более высокого назначения (цель).

Между целью и инструментом существует связь, которая может быть интерпретирована как целостность. Структура не должна разделяться внутри себя, но быть целиком посвящена тому намерению, ради которого предпринимается деятельность. Это репрезентировано линией АD.

Нижнее взаимодействие СВ представляет направление или управление в обычном смысле - как то, что управляет активностью и "держит ее в определенной колее". С другой стороны, существует взаимодействие между инструментом и работой, которую он должен совершить. Когда ВD имеет отношение к человеку, то это может быть выражено как мастерство или профессиональные способности. В более общем смысле взаимодействие ВD олицетворяет прочные конструкции и экономичное использование пригодных материалов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.