Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркиз Де Сад. Жюльетта: роман. Том 1 13 страница




Напряженные бои шли и в ходе Курильской десантной опера­ции, которая началась 18 августа десантом на о-в Шумшу и завер­шилась высадкой на о-в Кунашир 1 сентября. Всего на Курильских о-вах было взято в плен до 60 тыс. японских солдат и офицеров. В обращении к советскому народу по случаю подписания Япо­нией акта о безоговорочной капитуляции 2 сентября 1945 г. гово­рилось: «Поражение русских войск в 1904 г. в период русско-японской войны оставило в сознании народа тяжелые воспоминания... Сегодня Япония признала себя побежденной и подписала акт безоговорочной капитуля­ции. Это означает, что Южный Сахалин и Курильские острова отойдут к Советскому Союзу, и отныне они будут служить не средством отрыва Советского Союза от океана и базой японского нападения на наш Даль­ний Восток, а средством прямой связи Советского Союза с океаном и базой обороны нашей страны от японской агрессии». * * * После принятия Японией условий Потсдамской декларации вся подготовительная работа по организации официального под­писания акта о капитуляции проводилась штабом Макартура в Маниле. Там 20 августа японским представителям был вручен акт о капитуляции, согласованный союзными державами. Церемония его подписания была назначена на 2 сентября 1945 г. Этот день принято считать датой окончания второй мировой войны. РАЗДЕЛ III ЯПОНИЯ НА ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ПУТИ РАЗВИТИЯ   Часть 1 ЯПОНИЯ В ПЕРИОД ОККУПАЦИИ В девять часов утра 2 сентября 1945 г. на борту американско­го линкора «Миссури», вошедшего в Токийский залив, был под­писан акт о капитуляции Японии. От Японии это сделали ми­нистр иностранных дел Сигэмицу Мамору и генерал Умэдзу Ёси-дзирб, представлявшие, соответственно, правительство и им­ператорскую ставку. От имени всех держав-победительниц акт подписал главнокомандующий союзными оккупационными вой­сками генерал Д.Макартур, от США — адмирал Ч.Нимиц, от Ки­тая— генерал Су Юнчан, от Великобритании — адмирал Б.Фрей­зер, от Советского Союза — генерал К.Н.Деревянко. За ними по­следовали подписи представителей Австралии, Франции, Голлан­дии, Новой Зеландии и Канады. Генерал К.Н.Деревянко ставит подпись под актом о капитуляции Любивший театральные эффекты Макартур выставил на бор­ту «Миссури» взятый из музея американский флаг, под которым коммодор Перри приплыл в 1854 г. «открывать» Японию. Ему хо­телось подчеркнуть своеобразную преемственность американской политики диктата в отношении Японии. Однако смысл происхо­дивших событий был иным. Часть 1. Япония в период оккупации Глава 1 ПОСЛЕДСТВИЯ ПОРАЖЕНИЯ ЯПОНИИ Непосредственные итоги войны для Японии Международные Поражение Японии ознаменовало собой кар-последствия по- динальное изменение соотношения сил в раження Японии Азии и на Тихом океане. Со времени японо-китайской войны (1894-1895) Япония высту­пала там как региональная, а после Портсмутского мира (1905) и как великая держава. Ни одна международная проблема в этом регионе не могла решаться без ее участия или, во всяком случае, без тщательного учета японских интересов. Японская империя включила в сферу своего влияния территории, население которых значительно превосходило население собственно Японских о-вов. После капитуляции Японская империя как фактор междуна­родной политики перестала существовать. На огромных простран­ствах Восточной и Юго-Восточной Азии и Тихого океана образо­вался вакуум, который стремились заполнить новые силы. В новых условиях резко усилились позиции США. Во-первых, именно они сыграли главную роль в военном разгроме Японии, что автоматически обеспечило им мощное военное присутствие на территории и в сфере влияния бывшего противника. Во-вто­рых, метрополии других стран, традиционно имевших интересы и колониальные владения в этом районе мира (Великобритания, Франция, Голландия), были серьезно ослаблены в результате вой­ны в Европе и не могли составить полноценную конкуренцию аме­риканцам. В-третьих, Китай в то время не мог претендовать на роль новой региональной державы, поскольку также был разорен войной и находился в состоянии внутренней нестабильности, вы­лившейся в многолетнее вооруженное противоборство сил прави­тельства Чан Кайши и коммунистических повстанческих армий под руководством Мао Цзэдуна. На востоке Азии остались только две силы, способные проти­водействовать американской политике. Это был, во-первых, Со­ветский Союз, позиции которого на Дальнем Востоке в 1945 г. чрезвычайно укрепились после размещения там мощной военной группировки и прямого военного участия в разгроме Японии. Другой такой силой было национально-освободительное дви­жение народов колониальных стран Азии. В нем также имелась Глава 1, Последствия поражения Японии коммунистическая составляющая, что делало его потенциальным резервом роста советского влияния. Со своей стороны, и Соеди­ненные Штаты стремились использовать его для укрепления соб­ственных позиций и вытеснения из Азии своих европейских кон­курентов. Американская пропаганда подчеркивала, что, в отличие от Великобритании, Франции и Голландии, США не имели коло­ний и выступали за политическое освобождение азиатских наро­дов. Таким образом, все новые районы мира втягивались в гло­бальную конфронтацию США и СССР. На Восточную и Юго-Вос­точную Азию распространилось то же советско-американское противостояние, которое наметилось в Европе после разгрома гитлеровской Германии. Правда, возможности США были здесь в тот момент более предпочтительными. Что же касается Японии, то она не играла больше никакой активной роли ни в мировых, ни даже в региональных делах. Внѵтриполитиче- С военным поражением и капитуляцией ские последствия императорской Японии начался относите-иораженияввойне *™% короткий (сентябрь 1945 г.-апрель г 1952 г.), но насыщенный очень важными событиями период японской истории. Главным политическим инструментом японского монархиче­ского строя была фактически неподконтрольная общественности бюрократическая машина, добивавшаяся от граждан подчинения всеми, в том числе и репрессивными, методами. В свое время ут­верждение такого типа политической организации помогло Япо­нии мобилизовать внутренние ресурсы, чтобы отстоять свою не­зависимость, провести модернизацию и даже выйти в разряд ми­ровых держав. Вместе с тем такой режим был несовместим с тенденцией к расширению гражданских прав и политических свобод, которая отражала реальные изменения в социально-экономической струк­туре японского общества. Появившиеся было в 20-е годы надежды на постепенную демократизацию в рамках политического строя, определенного конституцией 1889 г., оказались иллюзорными. Напротив, произошел рост экспансионистских устремлений, уси­лилась милитаризация всех областей жизни, и Япония вступила в долгую полосу военных авантюр. Поэтому поражение Японии во второй мировой войне означа­ло одновременно окончательный крах веры японцев в незыбле­мость прежних государственных устоев, полное банкротство ее прежней политической системы. Часть 1. Япония в период оккупации Экономические и "омимо проведения демократических ре- форм перед Японией стояли неотложные за-социальные по- Y r г, дачи восстановления деформированного и следствия воины „ r г разрушенного войной народного хозяйства, перевода милитаризованной экономики на мирные рельсы, раз­решения многочисленных социальных проблем. Поражение в войне лишило Японию всего, что принесли ей военные успехи прежних лет, начиная с победы в японо-китай­ской войне 1894-1895 гг. Она потеряла все свои колонии и сферы влияния в Азии, со всем находящимся в них имуществом (про­мышленными предприятиями, рудниками, земельными участками и т.д.). В ходе войны прекратились зарубежные поставки в Япо­нию сырьевых и топливных ресурсов, была потеряна большая часть грузовых судов. В результате в стране ощущалась острая нехватка сырья, топлива и продуктов питания. Самый драматический характер приобрела продовольственная проблема. Япония, из-за отсталости ее сельского хозяйства, и до войны не могла обеспечить себя полностью собственными про­дуктами питания. Зависимость от импорта главного вида продо­вольствия - риса - приближалась к 20%. К концу войны собст­венное производство риса резко сократилось (в 1945 г. —до 5,8 млн. т, т.е. до 57% от уровня 1939 г.). При этом ввоз риса из Ко­реи и с оккупированных территорий был затруднен, а в августе 1945 г.— полностью прекращен. Введенная в 1939 г. государст­венная система распределения риса и «замещающих продуктов» предусматривала нормы, не удовлетворявшие физиологические потребности человека. На этом фоне после войны расцвел про­довольственный «черный рынок», цены которого были недоступ­ны для большинства населения. Огромные потери Япония понесла от американских «ковро­вых» бомбардировок. Было разрушено 98 из 206 городов. Страна лишилась четверти всего жилого фонда. Пострадала и японская промышленность — четверть производственных мощностей в станкостроении, автомобилестроении, паровозо- и вагонострое­нии, производстве меди и алюминия перестали существовать. Правда, в большинстве ключевых отраслей все же сохрани­лось до 70-80% производственного оборудования. Однако оно бы­ло сильно изношено из-за сверхнормативной загрузки в военные годы. Кроме того, промышленность была ориентирована на воен­ное производство, и чтобы эффективно использовать ее в мирное время, требовалась широкомасштабная конверсия. В полный упа­док пришли отрасли, производившие потребительские товары, на­ Глава 1. Последствия поражения Японии пример, текстильная промышленность. В конце войны дело дохо­дило до скрапирования машин и оборудования на сырье для про­изводства оружия. Экономическое положение осложнялось миграционными про­цессами. После войны в Японию вернулось 5,38 млн. демобили­зованных и репатриантов из колоний. Их нужно было накормить, обеспечить жильем, работой. К тому же к прежним местам жи­тельства возвращались и многие насильно призванные на работу в военную промышленность (их было более 6 млн. чел.). На де- Солдаты бывшей японской императорской армии прибывают в порт Хаката из Кореи кабрь 1945 г. насчитывалось 13,2 млн. чел., искавших новое ме­сто работы. В апреле 1946 г. число фактически безработных пре­вышало 10% трудоспособного населения, а вместе с занятыми лишь частично — 20%. Преодолению нищеты и восстановлению народного хозяйства мешала прогрессирующая инфляция. В военное время финанси­рование военных расходов нельзя было обеспечить только за счет налогов, и правительство широко прибегало к государственным займам. К концу 1944 г. накопленный государственный долг в 2 Часть I. Япония в период оккупации раза превышал размер годового валового национального продукта (ВНП). Наконец, Япония была поставлена перед необходимостью вы­платы колоссальных репараций странам, пострадавшим в резуль­тате оккупации или в ходе военных действий. Тяжелое поло­жение экономики углублялось и неопределенностью политиче­ского будущего страны. Особенности оккупации Японии Механизм осущест- В середине августа 1945 г., непосредствен-вления оккупации но после заявления Японии о капитуля­ции, между И.В.Сталиным и президентом США Г.Трумэном состоялся обмен письмами по поводу определе­ния районов сдачи японских войск, соответственно, советским и американским вооруженным силам, а также по вопросам, связан­ным с последующей оккупацией японской территории. В своем письме от 16 августа Сталин заметил, что поскольку «японцы в 1919-1921 гг. держали под оккупацией своих войск весь Совет­ский Дальний Восток», то «русское общественное мнение было бы серьезно обижено, если бы русские войска не имели бы рай­она оккупации в какой-либо части собственно японской террито­рии». Однако в условиях уже явно наметившегося противоборства между СССР и западными союзниками в вопросе о послевоенном мировом устройстве правительство США стремилось осущест­вить оккупацию Японии только своими силами. В своем ответе Сталину от 18 августа Трумэн отклонил предложение Советского Союза об участии его войск в оккупации северной части Хок­кайдо, заметив, что генерал Д.Макартур (в тот момент — коман­дующий вооруженными силами США на Тихом океане) будет ис­пользовать «символические союзные вооруженные силы, кото­рые, конечно, будут включать и советские вооруженные силы» для «временной оккупации» «части собственно Японии». Такой вариант не устроил Сталина, и вопрос об участии советских войск в оккупации Японии был закрыт. Накануне подписания акта о капитуляции главнокомандую­щим союзными оккупационными войсками (в них, помимо аме­риканцев, реально входил лишь небольшой британский контин­гент) был назначен генерал Макартур. Штаб главнокомандующе­го, учрежденный 28 августа 1945 г. в Иокогаме, 15 сентября пере­местился в Токио. Глава 1. Последствия поражения Японии 6 сентября 1945 г. Тру­мэн одобрил разработан­ные совместно госдепар­таментом, военным и морским министерства­ми «Основные принци­пы политики США в от­ношении Японии в на­чальный период окку­пации». Этот документ был направлен Макарту-ру в виде директивы (в Гарри Трумэн и Дуглас Макартур ЯПОНИИ ОПублИКОВЭН 22 сентября). В нем были указаны конечные цели оккупации: во-первых, «обеспечить, что­бы Япония не стала вновь угрозой для Соединенных Штатов или для мира и безопасности во всем мире»; во-вторых, «создать ми­ролюбивое и ответственное правительство, которое уважало бы права других государств и поддерживало бы американские цели, (У отраженные в идеалах и принципах хартии Объединенных на­ций». Главнокомандующего оккупационными войсками ориентиро­вали действовать «через японское правительство, включая импе­ратора и другие органы». За японским народом признавалась «свобода перемены формы правления в Японии, если подобная пе­ремена не будет противоречить безопасности американской ар­мии и осуществлению целей оккупации». Стремление Вашинг­тона обеспечить приоритет национальных интересов США нашло отражение в указании главнокомандующему «следовать аме­риканской политике» в тех случаях, когда «между главными со­юзными державами возникнут разногласия». В результате, для оккупационного режима в Японии были ха­рактерны два момента. Во-первых, оккупация осуществлялась американскими войсками, выступавшими от имени союзных дер-,.__у жав. Во-вторых, назначенный правительством США главноко­мандующий оккупационными войсками, определяя направление преобразований в Японии, издавал обязательные для исполнения рекомендации (меморандумы и директивы главнокомандующего) и передавал их правительству Японии, которое проводило их в жизнь от своего имени, под свою ответственность и во многих случаях при необходимом законодательном оформлении. С большим трудом, главным образом из-за советско-американ­ Часть 1. Япония в период оккупации ских разногласии, продвигалось учреждение странами-союзни­цами по второй мировой войне совместного механизма контроля над осуществлением условий капитуляции Японии. По компро­миссному решению, достигнутому в декабре 1945 г. на Москов­ском совещании министров иностранных дел СССР, США и Ве­ликобритании, были созданы два таких органа: Дальневосточная комиссия и Союзный совет для Японии. Дальневосточная комиссия учреждалась в Вашингтоне из представителей СССР, США, Англии, Китая, Франции, Голлан­дии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и Филиппин (позже также Бирмы и Пакистана). Она должна была «формули­ровать политическую линию, принципы и общие основания, в со­ответствии с которыми может осуществляться выполнение Япо­нией ее обязательств по условиям капитуляции». Решения комис­сии принимались большинством при совпадении голосов предста­вителей СССР, США, Англии и Китая (принцип единогласия ве­ликих держав). Было определено, что директивы правительства США главнокомандующему оккупационными войсками в Японии должны соответствовать политической линии, установленной Дальневосточной комиссией, а по особо важным вопросам, вклю­чая изменение конституции, даваться с согласия комиссии. Союзный совет для Японии учреждался в Токио как совеща­тельный орган из представителей США, СССР, Китая и еще одно­го члена Совета, представляющего Великобританию, Австралию, Новую Зеландию и Индию. Главнокомандующий должен был кон­сультироваться с Советом «до дачи приказов по вопросам, имею­щим существенное значение». Предусматривалось право каждого члена Совета приостановить действия главнокомандующего и пе­редать спорную проблему на обсуждение Дальневосточной ко­миссии. Этапы оккупаци- Весь период оккупации Японии можно раз-онной политики делить на два этапа — 1945-1948 и 1949-1951 гг. Главным содержанием первого из них стали охватившие все стороны жизни страны реформы, кото­рые открыли возможность для ее развития по новому, демокра­тическому пути. Второй период характеризовался, прежде всего, стремлением стабилизировать общественно-политическую жизнь Японии при одновременном фактическом отказе от некоторых наиболее радикальных преобразований в сфере экономики и по­литики, за что он получил в публицистической и научной литера­туре название «обратного курса». Глава 1. Последствия поражения Японии Чтобы понять причины изменений в оккупационной политике, нужно обратиться к анализу сил, определявших ее направлен­ность, и обстоятельств, в которых она осуществлялась. Главным фактором, определявшим направление развития Япо­нии, была, конечно, оккупационная администрация, в которой, как уже говорилось, полностью доминировали американцы. Та­ким образом, несмотря на формальное представительство в ней других стран-победительниц, можно считать, что ее деятельность была отражением внешней политики США. Соответственно, на развитие событий в Японии исключительно сильное воздействие оказывали глобальные цели, которые преследовала эта формиро­вавшаяся сверхдержава, уже выдвинувшая свои претензии на ми­ровое лидерство. Непосредственно после войны правящие круги США стре­мились упрочить американские позиции в Азии, как бы наследуя бывшую сферу влияния Японской империи. Об этом свидетельст­вует их высокая военно-политическая и дипломатическая актив­ность в Китае, Корее, на Филиппинах и на островах Тихого океа­на (а позднее и в Юго-Восточной Азии, где США стали постепен­но брать на себя роль ослабленных в результате войны Франции, Голландии и Великобритании). В Китае и на Корейском п-ове геополитические устремления американцев столкнулись с плана­ми Советского Союза, также старавшегося включить в сферу сво­его влияния долю японского наследства, оказывая поддержку бы­стро укреплявшимся там коммунистическим силам. Это сделало неизбежным возникновение важнейшей в то время зоны совет­ско-американского противостояния вне Европы и предопределило усиление антикоммунистической направленности американской политики. В дальнейшем борьбу вокруг определения целей и задач окку­пационной политики определяли три взаимосвязанных фактора. Во-первых, нарастание глобального противоборства между США и СССР и развитие «холодной войны». Этот процесс сопро-иождался поляризацией сил на мировой арене, постепенным во--пленением большинства стран мира в противостояние в качестве «клиентов» одной из двух сверхдержав. Это касалось и Японии, где США старались всячески упрочить свое влияние, а Советский Союз — по мере возможности их влияние подорвать. Во-вторых, заметная радикализация политических сил в самой послевоенной Японии. На фоне всеобъемлющего социально-эко­номического кризиса, на волне отрицания милитаризма и преж­ней имперской политики выросло влияние наиболее оаликальныѵ Часть 1. Япония в период оккупации критиков «проклятого прошлого» — левых социалистов и комму­нистов. Их роль была тем более значительной, что они сумели за­нять прочные позиции в профсоюзном движении. Хотя эти силы поначалу в целом лояльно сотрудничали с оккупационными вла­стями, в дальнейшем их антиамериканский потенциал стал про­являться все более отчетливо. Любопытно, что в своем неприятии «американского империализма» японские левые стали, возможно, самыми громкими защитниками японских «национальных ценно­стей» в обстановке, когда даже мелкие проявления национализма решительно осуждались. В-третьих, в результате успеха коммунистов в гражданской войне в Китае существенно изменилась международная ситуация. Это привело к пересмотру важнейших стратегических установок американской политики в Азии. Если в первые послевоенные го­ды США ориентировались на правительство Чан Кайши в качест­ве своего главного военно-политического союзника в этом районе мира, делая ставку на его победу над силами Мао Цзэдуна, то позже эта роль стала переходить к Японии. Соответственно, при­мерно в середине 1948 г. подвергся корректировке и курс оккупа­ционных властей. Японский «государственный пацифизм» стал невыгоден Соединенным Штатам, так же как и полное подавле­ние японского военно-промышленного потенциала. Это прояви­лось особенно отчетливо, когда «холодная война» перешла в «го­рячую» фазу на Корейском п-ове. Глава 2 ПЕРВЫЙ ЭТАП ОККУПАЦИИ (1945-1948) Задачи первого этапа оккупации Пока главным партнером Соединенных Штатов в первые пос­левоенные годы оставался гоминдановский Китай, в отношении Японии нее проводилась, скорее, политика нейтрализации воз­можного конкурента. Преобладающее внимание уделялось тому, как исключить на будущее военную угрозу со стороны Японии и не допустить возрождения ее военного потенциала. В экономиче­ской сфере предполагалось обеспечить развитие японской эконо­мики до уровня самоудовлетворения социальных потребностей, исключая возможность превращения ее в конкурента США на внешних рынках. В области общественно-политической ставилась задача создать в стране демократический режим, подобный суще­ствующим на Западе, который возглавляли бы лояльные Соеди­ненным Штатам политики. С одной стороны, это отвечало идеоло­гическим установкам американских правящих кругов, с другой — считалось, что такой режим служил бы гарантией против реани­мации милитаризма и позывов к внешней экспансии. Вопрос о «коммунистической угрозе» в начальный период ок­купации в практическом плане еще не стоял — отчасти потому, что советско-американские отношения не успели обостриться до крайности; отчасти, поскольку коммунистического движения в Японии в начале осени 1945 г. попросту не существовало, оно бы­ло полностью разгромлено еще в предвоенные годы. Поэтому ок­купационные власти считали возможным стимулировать в Япо­нии любую «позитивную», т.е. антимилитаристскую и демократи­ческую политическую активность — в частности, развитие проф­союзного движения. Впрочем, оккупационный режим в Японии обеспечивал вну­триполитическую стабильность на время формирования и упро­чения новой системы государственной власти и преодоления наи­более острой фазы послевоенного экономического кризиса. Это предоставило возможность последовательно проводить реформы, не слишком опасаясь того, что радикальным политическим эле­ментам какого-либо толка удастся дестабилизировать положение в стране. Часть 1. Япония в период оккупации Кроме того, тот факт, что большая часть демократических ре­форм проводилась в то время, когда политическая жизнь в Япо­нии еще не столь ощутимо, как в последующие годы, испытывала влияние логики глобальной конфронтации двух систем, благопри­ятно сказался на качестве и темпах преобразований. В результате политика оккупационной администрации Макартура в значитель­ной степени совпала с чаяниями другой мощной силы, стимулиро­вавшей процесс реформ — широкого демократического движения японского народа. Требование Потсдамской декларации отстранить от власти и ликвидировать влияние сил, толкнувших Японию на путь безот­ветственного милитаризма, нашло живой отклик в стране. Хотя реформы проводились под руководством и при активном участии оккупационной администрации, японское общество не было лишь пассивным объектом реформаторской деятельности, и это сказа­лось на характере и темпах перемен. Надо отдать должное авто­рам Потсдамской декларации, потребовавшим снять все препят­ствия «к возрождению демократических тенденций среди япон­ского народа». Слово «возрождение», включенное в текст, как ут­верждается, по предложению британского правительства, свиде­тельствует о понимании того, что успехи будущих реформ во мно­гом зависели от опоры на демократические тенденции, вызревшие в ходе исторического развития самого японского общества. В результате, в начальный период оккупации были предпри­няты шаги, чтобы включить в процесс демократических преобра­зований самые разнообразные общественные силы, чья политиче­ская деятельность прежде искусственно ограничивалась и подав­лялась. Одновременно были удалены с политической сцены воен­ные круги, наиболее одиозные реакционные политики, а также распущены суррогатные структуры, подменявшие партии и проф­союзы. Было бы также неверно недооценивать роль государственных деятелей Японии периода оккупации в осуществлении реформ. Избранная победителями косвенная (в отличие от Германии) сис­тема управления для оккупированной Японии оставляла им нема­лые возможности проявить свое политическое лицо и не быть простыми марионетками в руках оккупационных властей. В соответствии с актом о капитуляции японское правитель­ство обязалось «честно выполнять условия Потсдамской деклара­ции, отдавать те распоряжения, предпринимать те действия, ко­торые в целях осуществления этой декларации потребует верхов­ный командующий союзных держав». В целом японские кабинеты Глава 2. Первый этап оккупации (1945-1948) периода оккупации следовали этому обязательству. Японские по­литики, большинство из которых проявило себя еще в предвоен­ные годы, сумели осознать, что провозглашенные Потсдамской де­кларацией цели демократизации и демилитаризации Японии неза­висимо от того, чем руководствовались государства-победители, были приемлемы для Японии, объективно отвечая ее долгосроч­ным национальным интересам. Демократизация общественно-политической жизни Подготовка условий Среди первых шагов оккупационных вла-для демократизации CTe** наибольшее значение имели приня­тые ими решительные меры, направлен­ные на устранение многочисленных преград на пути демократиза­ции японского общества. Необходимо было преодолеть сопротив­ление и консерватизм японских правящих кругов. Образованное 17 августа 1945 г., на второй день после капи­туляции Японии, правительство во главе с принцем Хигасикуни Нарухико, в целом, не было нацелено на крупные реформы. Ста­раясь по мере возможности сохранить прежние основы государст­венного строя, кабинет Хигасикуни (его называли «правитель­ством императорской семьи») не имел намерения активно сотруд­ничать с победителями в осуществлении требований Потсдамской декларации. Его обещания демократических свобод сопровожда­лись разного рода условиями и оговорками при отсутствии кон­кретных дел. Поэтому инициатива в деле демократизации обще­ственно-политической жизни Японии на этом этапе целиком ока­залась в руках оккупационных властей. В сентябре 1945 г. главнокомандующий оккупационными вой­сками направил правительству серию меморандумов, касавшихся свободы слова, правил работы газет и радио. В них содержались требования обеспечить независимость суждений средств массо­вой информации (но в части информации и оценок, касавшихся оккупационных властей, вводились ограничения). 4 октября штаб главнокомандующего вручил правительству «Меморандум об отмене политической полиции», включавший следующие требования: - гарантировать свободу мысли (в том числе свободу дискуссии об им­ператоре и императорском дворе), свободу совести, собраний, слова; - отменить Закон об охране общественного порядка и другие законы, указы, министерские приказы и правила, подавляющие свободы; не­медленно приостановить их действие; Часть 1. Япония в период оккупации - освободить политических заключенных; - упразднить политическую полицию (токко) и органы надзора за обще­ственным мнением; - отстранить от службы министра внутренних дел и чиновников, прича­стных к деятельности политической полиции и преследованиям за по­литические убеждения. Политика кабинета Хигасикуни была основана на использо­вании авторитета императора для того, чтобы предотвратить экс­цессы, связанные со сдачей войск, и возможные общественные беспорядки (голодные бунты и т.п.). Полная отмена ограничений на политические, гражданские и религиозные свободы была несо­вместима с такой линией. 5 октября Хигасикуни объявил об от­ставке кабинета министров под предлогом, что он выполнил свою задачу. При неофициальном одобрении штаба главнокомандующего оккупационными войсками император назначил премьер-мини­стром Сидэхара Кидзюрб. Это был более приемлемый для аме­риканцев политик. Занимая во второй половине 20-х годов в ряде довоенных правительств посты министра иностранных дел, Сидэ­хара считал желательным достижение согласия с США и Вели­кобританией (выражение «дипломатия Сидэхара» в смысле «при­мирительная, прозападная дипломатия» было нарицательным на рубеже 20-30-х годов). После того, как в 1931 г. Япония оккупи­ровала Маньчжурию, он отошел от активной политической дея­тельности. В сформированном им 9 октября правительстве оста­лось несколько человек из предыдущего, в том числе министр иностранных дел Ёсида Сигэру — видный дипломат, пользовав­шийся доверием американцев. 11 октября Макартур при личной встрече с новым премьер-ми­нистром указал на необходимость либерализации конституции и проведения реформ с целью гарантировать права человека. Глав­ными направлениями таких реформ были названы обеспечение участия женщин в политике, поощрение деятельности профсою­зов, свободное школьное образование, исключение проявлений абсолютизма и политических притеснений, ограничение монопо­лии в промышленности и внешней торговле, а также демократиза­ция экономического механизма. Правительство Сидэхара начало осуществление этой програм­мы. 10 октября началось освобождение политических заключен­ных: из тюрем вышло около 3 тыс. чел. Затем последовала отмена Глава 2. Первый этап оккупации (1945-1948) ряда реакционных законов, в том числе Закона об охране об­щественного порядка. Лидеры япон­ских коммуни­стов выходят из тюрьмы Ц утю (октябрь 1945 года). Крайний слева — Токуда Кюнтн, на пе­реднем плане — Сига Есио. Оба провели в за­ключении по 18 лет. Арестован­ный вместе с ними Итикава Сёити не дожил до освобожде­ния полгода




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.