Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркиз Де Сад. Жюльетта: роман. Том 1 21 страница




Правящая Либерально-демократическая партия к середине 60-х годов находилась в трудном положении. Процесс быстрой инду­стриализации привел к резкому сокращению числа сельских жи­телей и населения в маленьких городах и поселках — традицион­ной опоры консервативной партии. Однако из-за особенностей японской избирательной системы, когда норма представительства выше в сельских и ниже в городских избирательных округах, снижение поддержки избирателей в меньшей степени отразилось на представительстве в парламенте ЛДП, чем СПЯ. Дело в том, что основной ареной деятельности центристских партий (как и СПЯ) были городские избирательные округа, а на электоральном поведении сельских избирателей, традиционно голосовавших за ЛДП, вступление в политическую борьбу Комэйто и ПДС отра­зилось лишь в незначительной степени. Так, на выборах 1969 г. ЛДП, за которую проголосовал наименьший процент избирателей со времени ее основания, увеличила свое представительство в нижней палате парламента с 277 до 288 мест, в то время как для СПЯ потеря голосов (в данном случае и в абсолютных цифрах) обернулась тяжелейшим поражением — 90 мест вместо 140 на предыдущих выборах. Появление на политической арене центристских партий в 60-х годах было объективно выгодно ЛДП. Перераспределение голосов избирателей происходило тогда главным образом внутри лагеря Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы оппозиции, и последствия этого были особенно болезненны для самой мощной оппозиционной партии. Вместе с тем сохранение либерал-демократами доминирующе­го положения в парламенте способствовало тактическому полеве­нию партии центра. Обладая абсолютным большинством мест в высшем законодательном органе страны, японские консерваторы на этом этапе практически не были заинтересованы в создании какой-либо коалиции. Поэтому партии центра рассматривали в качестве потенциального старшего партнера СПЯ. Политический спектр Японии выглядел тогда следующим об­разом. Справа находилась Либерально-демократическая партия. Чуть левее располагалась Партия демократического социализма, далее, ближе к центру, Кбмэйто. Слева от центра располагалась Социалистическая партия Японии, которая сама делилась на три группы: правых, центристов и левое крыло (Сякайсюги кёкай — Общество изучения социализма). Еще левее стояла компартия Японии, которая к тому времени уже выступала с критических по­зиций в отношении КПСС. Таким образом, на политической сцене действовали уже 4 пар­тии, которые находились в оппозиции правительству ЛДП. Харак­терно, что после бурных событий 1960 г. лозунги ликвидации «до­говора безопасности», нейтралитета, борьбы против американско­го империализма находили широкий отклик в массовом сознании и оказывали большое воздействие на общественное мнение. Со­гласие или несогласие с этими лозунгами было своего рода крите­рием принадлежности к «прогрессивному» или «консервативно­му» лагерю. Поскольку новые партии могли рассчитывать обрести поддержку в первую очередь среди той части населения, которая была по тем или иным причинам недовольна политикой либерал-демократов, они были вынуждены в какой-то степени поддержи­вать эти лозунги. Идейно-аолнтиче- В 60'е годы продолжилось идейное про-ская ситуация в тивостояние между оппозиционными Японии в 60-е годы социальными и политическими силами и правящей политической элитой во­круг основ политического устройства страны и государственной политики. В идеологическом плане правящая ЛДП включала в себя весьма неоднородные силы от либералов до националистов. Тем не менее, правительство стремилось ввести в практику некоторые идеологические элементы, связанные с укреплением авторитета государства, начать некое патриотическое воспитание масс. Было Глава Ж Период высоких темпов экономического роста введено празднование «дня основания государства» (кигэнсэцу) 11 февраля каждого года и пышно отмечено 100-летие Мэйдзи исин. В партии по-прежнему большим влиянием пользовались те, кто выступал за пересмотр «мирной» конституции. Однако об­щественное мнение страны продолжало болезненно относиться к этой идее. Поэтому политическая элита, приходившая к власти через прямые и демократические выборы, не только не могла иг­норировать такие настроения, но и должна была время от време­ни демонстрировать собственные мирные устремления. Характерна в этом смысле позиция японских консерваторов в отношении ядерной проблемы. 60-е годы — начало бурного анти­ядерного движения, массовых протестов против ядерных испыта­ний. Правительство Икэда вело явно двойственную политику. С одной стороны, верное союзническим отношениям, оно полностью поддерживало американскую позицию в этом вопросе, с другой, учитывая царившие в обществе настроения, пыталось играть роль миротворца и борца против ядерного оружия. Поэтому правитель­ство Икэда неоднократно выступало с призывами к Москве и Ва­шингтону прекратить ядерные испытания. Оппозиционный лагерь был идеологически расколот. Его пе­страя политическая палитра включала в себя два полюса — ПДС и КПЯ, находившиеся, соответственно, на правом и левом флангах. Совместить две эти партии в едином оппозиционном движении было невозможно. Их враждебность на идейно-политической ос­нове превосходила даже враждебность между КПЯ и ЛДП. Когда осенью 1967 г. состоялась встреча генеральных секретарей четы­рех оппозиционных партий (ПДС, СПЯ, Комэйто и КПЯ) по пово­ду проведения совместных действий за скорейшее возвращение Окинавы и о-вов Огасавара, то даже по этому «общенационально­му» вопросу ПДС и КПЯ не смогли прийти к компромиссу, в ре­зультате чего совместные действия, в конечном счете, не состоя­лись. Сложными были отношения и между СПЯ и ПДС. Что касает­ся Партии демократического социализма, то она все более откро­венно переходила на сторону консерваторов. Председатель СПЯ Сасаки Кбдзб даже публично заявил, что ПДС стала второй кон­сервативной партией. Это вызвало обиду у лидера ПДС Нисио Сузхиро. В прессе началась публичная полемика между предста­вителями двух течений японской социал-демократии. Несмотря на сходство идейных платформ отношения между Социалистической и Коммунистической партиями были далеко не Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы партнерскими. В определенной мере это было связано с полити­ческим соперничеством, поскольку обе они «разрабатывали» одну и ту же социальную нишу. В этот же период произошло сближение КПСС с японскими социалистами и охлаждение отношений с коммунистами. Ратифи­кация договора о частичном запрещении испытаний ядерного ору­жия в японском парламенте в мае 1964 г. вызвала кризисную си­туацию в единственной партии проголосовавшей против — в ком­партии Японии, занимавшей в ту пору прокитайские позиции. КПЯ поддержала позицию Китая по договору и единственная из политических партий Японии приветствовала первое испытание ядерного устройства, проведенное в Китае в середине октября 1964 г. Из рядов КПЯ были исключены Сига Ёсио и Судзуки Итидзб — депутаты-коммунисты, осмелившиеся пойти против линии пар­тии и проголосовать за ратификацию договора. В июле этого же года ими была создана альтернативная компартии политическая группа под названием «Голос Японии». Вначале она была поддер­жана КПСС, развернувшей кампанию критики КПЯ. Но впослед­ствии, когда стало ясно, что эта группа не имеет шансов на успех, советские коммунисты от нее отмежевались и вернулись к со­трудничеству с КПЯ. В 1968 г. произошло формальное примирение КПЯ с КПСС. В конце января Токио посетила делегация КПСС во главе с М.А. Сусловым. И уровень делегации, и переговоры сами по себе были беспрецедентными. Тем не менее, отношения между двумя ком­партиями оставались достаточно холодными, а после вступления советских войск в Прагу в августе того же года вновь испорти­лись. Во второй половине 60-х годов КПЯ разошлась во взглядах и с китайскими коммунистами, пытавшимися ее жестко опекать, на­вязывая активную антисоветскую линию. Разрыв произошел по­сле встречи в конце марта 1966 г. в Пекине Мао Цзэдуна с пред­седателем КПЯ Миямото Кэндзи. Впоследствии компартия Япо­нии заняла подчеркнуто независимую позицию, резко критикуя как Москву, так и Пекин. Несмотря на разногласия и соперничество СПЯ, КПЯ и Кб-мэйто эпизодически предпринимали солидарные акции. В январе 1968 г. они совместно обратились к правительству с протестом против захода американского авианосца в порт Сасэбо. Те же пар­тии выступили в парламенте с совместным проектом резолюции об объявлении Японии безъядерной страной, свободной от ядер-, Глава 2. Период высоких темпов экономического роста 595 ного оружия. Все левые и центристские партии Японии выступи­ли с протестом против введения войск Варшавского договора в Чехословакию. Однако такое сотрудничество не стало системати­ческим. Война во Вьетнаме вдохнула новую жизнь в пацифизм, одно из наиболее сильных идейно-политических течений послевоенной Японии. СПЯ выдвинула внешнеполитическую концепцию, пред­полагавшую аннулирование «договора безопасности» и провозгла­шение Японией постоянного невооруженного нейтралитета. Япон­ские социалисты утверждали, что эта идея вытекала из японской конституции, которая как раз и определяла невооруженный ней­тралитет в качестве основы внешней политики. Они считали, что безопасность страны должна обеспечиваться исключительно ди­пломатическими средствами. Соответствующие положения были включены в официальные программные документы СПЯ («Путь Японии к социализму», 1965 и др.). К этой концепции присоединилась и Комэйто. В апреле 1968 г. состоялся ее VI съезд, утвердивший внешнеполитический курс, главным звеном которого была идея о необходимости для Японии достижения полного нейтралитета. Не все оппозиционные партии придерживались того же мне­ния. Против идеи невооруженного нейтралитета выступила ком­партия Япония. В заявлении КПЯ по проблемам национальной безопасности, опубликованном 7 января 1968 г., подчеркивалось, что для защиты суверенитета и независимости Япония имеет пра­во на самооборону. Особой была и позиция Партии демократического социализма. ПДС с самого начала строила свой подход к анализу международ­ной обстановки и военной политики на основе необходимости поддержания баланса сил между Востоком и Западом и считала японские «силы самообороны» элементом такого баланса. Это оз­начало, что она придерживалась в отношении международных и военных проблем принципиально иных взглядов, чем другие оп­позиционные партии. Последние рассматривали их, в первую оче­редь, с точки зрения краеугольных вопросов внутриполитического характера (конституционность тех или иных шагов правительства в области обороны и т.п.). ПДС же, по возможности обходя эти принципиальные вопросы, вела полемику по конкретным вопро­сам осуществления оборонной политики. В этом смысле ПДС с самого начала говорила на одном языке с ЛДП. Во второй половине 60-х годов произошел новый взрыв актив­ности студенческого движения. Причем это было связано не 596 Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы только с движением протеста против войны во Вьетнаме. Духов­ный кризис того периода был связан с радикальными переменами в социальной структуре, формировании среднего класса, «обще­ства потребления», разрушением старых идеалов и рождением но­вой системы ценностей, обострением проблемы «отцов и детей». Все это неизбежно сказывалось на резких колебаниях в умона­строении интеллигенции и, особенно, молодежи. Часть ее примк­нула к формирующемуся «истеблишменту», приветствуя переме­ны, другая наоборот стала в оппозицию ему. Стычка между соперничающими студенческими группировками. Справа члены группы «какума-руха» (12 ноября 1968 г.) Это не было чисто японским явлением. Аналогичные процессы происходили и в Европе. Нигилизм, отрицание старых ценностей, поиск новой духовности стали типичными для молодежи на Запа­де. И там, и в Японии, студенчество в значительной мере оказа­лось под влиянием экстремистских групп. Это была своего рода социальная болезнь, которой следовало переболеть, чтобы впи­саться в новую цивилизацию, рождавшуюся на волне научно-тех­нического прогресса. В студенческом движении от Всеяпонского союза студентов (Дзэнгакурэн), отпочковались три группы: «какумаруха» («группа революционных марксистов»), «тіокакуха» («группа китайских ре­волюционеров») и «кайхоха» («группа борьбы за освобождение»). Все они, в конечном счете, подпали под влияние бывших членов КПЯ, некогда исключенных из партии, и поэтому в фокусе их крайне бурных и нередко экстремистских выступлений оказалась не только правящая политическая элита, но и японская компар­тия. Глава 2. Период высоких темпов экономического роста Вторая половина 60-х годов характеризуется повышенным ин­тересом в мире к маоизму. В отличие от других азиатских стран маоизм не только не прижился на японской почве, но и не имел сколько-нибудь ярких сторонников, за исключением ультралевых студенческих групп. Компартия Японии, поначалу испытывавшая определенный интерес к нему, в конечном счете от него отошла. Левая интеллигенция, симпатизировавшая идеям Мао, отшатну­лась от них, напуганная эксцессами «культурной революции*. Лишь горстка японских ученых в Институте развивающихся эко­номик выступила в защиту ее «достижений». Тем не менее, на страницах крупнейших изданий страны развернулась горячая по­лемика вокруг идей Мао, был издан японский перевод цитат «ве­ликого кормчего». Приход к руко- Осенью 1964 г. стало известно, что пре водству страной мьер-министр Икэда неизлечимо болен. В СатО Эйсакѵ октябре из больницы он объявил о своем намерении досрочно уйти в отставку, а в ноябре 1964 г. премьером стал Сатб Эйсаку. Возглавляя японское правительство с ноября 1964 г. по июль 1972 г., в течение более чем семи с половиной лет, он оставил заметный след в послевоен­ной японской истории. Карьера нового премьера начиналась в одном из престижных и влиятельных бюрократических учреждениях — министерстве транспорта. Его крестным отцом в политике был Ёсида Сигэру, сделавший в 1948 г. 47-летнего Сатб генеральным секретарем сво­его кабинета. Первоначально Ёсида собирался назначить Сатб министром транспорта в своем, кабинете, но этому воспротиви­лись американцы. Сатб был родным братом Киси Нобусукэ, про­ходившего по спискам военных преступников и находившегося в ту пору в заключении. Под началом Ёсида Сатб прошел прекрасную политическую школу, войдя в его «мозговой центр». Как личность он сочетал ос­торожность с настойчивостью в достижении поставленных целей и умел ладить не только со своими друзьями, но и с противника­ми. Пытаясь перехватить у левых инициативу, Либерально-демо­кратическая партия при Сато провозгласила лозунг «социального развития» на основе экономических успехов, достигнутых стра­ной за этот период. В 1965 г. при ЛДП был создан Совет по про­блемам социального развития. Тем самым правительство пыта­лось выправить перекосы политики предыдущего пятилетия, ког­да главная задача была в обеспечении быстрых темпов индуст­ Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы риализации и ликвидации отставания от передовых западных дер­жав. Сатб выступает в теле­программе компании «Эн-Эйч-Кэй» «Раз­говор с премьер-ми­нистром» Начало формирования многополярного мира и Япония Новая фаза «хо- В 60"е годы иентРальное место в политиче-лодной войны» ск°й жизни Японии заняли международные проблемы. Это было вызвано значительной эскалацией международной напряженности как в Европе, так и на Ближнем Востоке и в азиатско-тихоокеанском регионе. В начале десятилетия заметно обострились отношения между Москвой и Вашингтоном из-за инцидента с американским самоле­том-шпионом U-2, сбитым 1 мая 1960 г. советскими ПВО в районе Свердловска (совр. Екатеринбург). После того, как в США рес­публиканца Д.Эйзенхауэра сменил на посту президента демократ Дж.Кеннеди, последний декларировал стремление к налажива­нию сотрудничества с Советским Союзом. Но целый ряд кризисов привел к дальнейшему усилению советско-американской кон­фронтации. Была воздвигнута Берлинская стена (1961 г.), что бы­ло крайне болезненно воспринято во всем западном мире. На Ку­бе власть захватил Ф.Кастро, провозгласивший курс на жесткое противодействие Соединенным Штатам и распространение социа­листических революций на весь южноамериканский континент. В 1963 г. на Кубу были завезены советские ракеты средней дально­ Глава 2. Период высоких темпов экономического роста сти. Разразился «карибский кризис», поставивший мир на грань ядерной войны. Одновременно контекст международной политики значитель­но усложнился из-за ухудшения советско-китайских отношений. В начале 60-х годов возникли первые трещины в отношениях ки­тайской компартии и КПСС, которые постепенно перешли в фазу конфронтации. На XXII съезде советских коммунистов в октябре 1961 г., принявшем программу строительства коммунизма в СССР, случился первый открытый конфликт. Чжоу Эньлай, не до­ждавшись окончания съезда, улетел в Пекин. Параллельно усилилось противостояние Китая и Индии, в 1962 г. переросшее в военный приграничный конфликт. Разгора­лись и военные действия в Индокитае. Великим державам удалось договориться в Женеве по Лаосу, но во Вьетнаме война продол­жалась, и американская вовлеченность в нее постепенно росла. Французский президент Де Голль стремился проводить под­черкнуто независимую политику как в Европе, так и за ее преде­лами. В январе 1964 г. Париж установил дипломатические отно­шения с Китаем и порвал с Тайванем, начав тем самым последо­вавшую через некоторое время цепную реакцию дипломатических признаний КНР. В июле 1963 г. в Москве был подписан советско-американско-британский договор о запрещении ядерных испытаний в трех сре­дах. Китай и Франция отказались присоединиться к нему. Наме­тилось новое размежевание сил на мировой арене. В новых условиях правительство Икэда стремилось к некото­рой диверсификации своих внешнеполитических контактов и сфер сотрудничества. Усилились акценты на партнерство со стра­нами Юго-Восточной Азии. Япония выступила с посреднической миссией по урегулированию конфликта между Индонезией и Ма­лайзией. В мае 1963 г. в Токио произошла встреча президента Ин­донезии Сукарно и премьер-министра Малайзии Рахмана. Конец 1964 г., когда к власти пришел кабинет Сатб, был по­воротным во многих отношениях. В октябре 1964 г. в Советском Союзе был смещен с высших государственных постов Н.С.Хру­щев. Однако смена власти в Кремле не привела к смягчению меж­дународной ситуации. Всесторонняя глобальная конфронтация США и СССР сохранилась. В обеих странах продолжилось нара­щивание военного потенциала, и в Советском Союзе была постав­лена цель достичь стратегического паритета с США. В том же октябре 1964 г. в Китае успешно прошли испытания ядерного оружия. Тем самым Пекин вошел в клуб ядерных дер­ Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы жав. Геополитическая ситуация в регионе и в мире резко измени­лась. Одновременно обострились противоречия Китая с Совет­ским Союзом, произошло усиление напряженности на советско-китайской границе, где возникла реальная возможность крупного военного конфликта. Пекин пытался расширить свое влияние за счет сближения с Индонезией и организации там социалистической революции на китайский манер. Но в 1965 г. все закончилось кровавой распра­вой над индонезийскими коммунистами и отстранением от власти президента Оукарно. Неудача коммунистического переворота в Индонезии создала предпосылки к образованию в Юго-Восточной Азии через не­сколько лет нового альянса — Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), ставшей впоследствии мощной экономической и политической силой в Восточной Азии. Это было принципиально новое объединение. Оно отличалось от аморфных объединений стран наподобие «движения неприсоединения», выступавшего с «антиимпериалистических» позиций. Целью АСЕАН было реше­ние в первую очередь экономических задач на основе рыночных преобразований. Объединение пяти стран Юго-Восточной Азии сразу же привлекло внимание японской дипломатии. Позднее со­трудничество с АСЕАН станет одним из самых важных направле­ний японской внешней политики. После бурных антиамериканских выступле-Японо-американ- ний лет(Ш 196Q р сшд стремились укре. ские отношения пить отношения с Японией. В апреле 1961 года в Токио в качестве посла был направлен крупный ученый-японовед Э.Рейшауэр, женатый на японке. В ходе визита Икэда в Соединенные Штаты в июне 1961 г. были подписаны соглашения о создании совместных комитетов по экономике, науке и образо­ванию, а в начале 1964 г. было принято решение о создании сов­местного комитета по научно-техническому сотрудничеству. Осе­нью 1962 г. в Дартмуте состоялась первая встреча японской и американской интеллектуальной элиты. Начались японо-американские контакты по проблеме Окина­вы. Было еще далеко до принятия Вашингтоном решения о воз­вращении о-вов СЯдкЯд Японии, но уже в 1961 г. администрация Кеннеди дала понять, что при определенных обстоятельствах это вполне возможно. Формирование двустороннего тесного союза создало почву для изменения позиции американской стороны, ко­торая при Даллесе и Эйзенхауэре была достаточно твердо настро­ Глава 2. Период высоких темпов экономического роста ена сохранить за собой контроль над этим архипелагом если не навечно, то на весьма длительную перспективу. На базе союза эффективно действовал механизм политиче­ских консультаций. Регулярно проводились заседания двусторон­них консультативных комитетов по вопросам безопасности. На них американцы, в частности, информировали японских пред­ставителей о ситуации в связи с кубинским кризисом (1962 г.) и подписанием договора о частичном прекращении ядерных испы­таний (1963 г.). „ „ „ После победы демократа Л.Джонсона на Воина во Вьетна- ттта * президентских выборах в США в ноябре ме и японо-амери-,},СЛ Г» г г 1964 г. в американской политике укрепи-канскии союз., лась идея «демократической миссии» во Вьетнаме и «спасения» Индокитая от «коммунистической угро­зы». В результате США ввязались в крупную военную авантюру, в дальнейшем приведшую к кризису все американское общество. США пытались привлечь к реализации новой азиатской стра­тегии своих союзников, и в первую очередь Японию. В рамках «договора безопасности» шло усиление его военно-стратегиче­ских функций. Из-за роста военной напряженности вновь стали актуальными вопросы тылового обеспечения военных операций США. Первым на повестку дня стал вопрос о разрешении заходов в японские порты американских авианосцев, которым суждено было играть главную роль в войне во Вьетнаме, а затем и атомных подводных лодок и авиации, способной нести ядерное оружие. Активизация японо-американского военного союза привела к новому росту антиамериканских настроений, вылившихся в дви­жение протеста против заходов авианосцев и атомных подводных лодок. В портах дислокации американского военно-морского фло­та— в Екосука и Сасэбо — регулярно проходили демонстрации. Война США во Вьетнаме была крайне непопулярной в Япо­нии. Практически все оппозиционные партии и не только левого, но и центристского толка резко осудили Вашингтон. Престиж американцев был сильно подорван, и все усилия американского посла Рейшауэра не приносили плодов. Правительство Сато оказалось меж двух огней — собственного общественного мнения, резко осуждавшего американскую аван­тюру, и официальным Вашингтоном, требовавшим проявления большей солидарности. Испытывая сильное давление внутри страны со стороны оппозиционных сил, оно вынуждено было строить свою политику в отношении американской войны в Индо­китае с учетом внутреннего фактора. Поэтому эта политика не Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы носила формы безусловной и полной поддержки, как это было со стороны, в частности, правительства Южной Кореи, которое в ию­ле 1965 г. приняло решение направить свои боевые части во Вьет­нам. Для Сатр такое решение было бы немыслимым. Заявивший было в парламенте, что Япония должна будет участвовать в обо­роне Окинавы, Сатб под давлением не столько оппозиционных партий, сколько негативной реакции общественного мнения, вы­нужден был признать, что это невозможно в силу конституцион­ных ограничений. В тот период правящая элита по-настоящему осознала, что навязанная в свое время Макартуром «мирная» ста­тья конституции сослужила ей добрую службу. Именно ее ограни­чения не дали возможность США требовать от Токио более дей­ственного участия в войне во Вьетнаме. Тем временем протесты не ослабевали. Особенно активно вы­ступали левые и левацкие студенческие организации. Борьба про­тив американской войны во Вьетнаме стала «звездным часом» для крупнейшей студенческой организации Дзэнгакурэн. 22 апреля 1965 г. в токийском аэропорту Ханэда состоялась многотысячная демонстрация протеста против приезда в Японию представителя государственного департамента США Ростоу. Было отменено его посещение Токийского университета, а также его лекции в Кио-тосском университете и университете Васэда. Тогда же имело место довольно редкое явление — координа­ция действий японских коммунистов и социалистов. 9 июня 1965 года они организовали совместное выступление против амери­канской агрессии во Вьетнаме. В митинге протеста участвовало 37 тыс. чел. В июле 1965 г. правительству пришлось сдерживать шквал протестов со стороны всех оппозиционных партий по поводу на­летов на Северный Вьетнам американских стратегических бом­бардировщиков Б-52, поднимавшихся с авиабазы Кадэна на Оки­наве. В этом случае антивоенные настроения соединились с дви­жением за возвращение архипелага СЯдкЯд в состав Японии. В Японии была создана общественная организация «Мир Вьетнаму» (Бэхэйрэн), выступившая не только с акциями проте­ста, но и наладившая тайную сеть по переправке американских дезертиров через Советский Союз в Европу. В нее входили вид­ные японские общественные деятели и писатели. В мае 1967 г. многие частные университеты заявили об отказе от субсидий военного министерства США японским научным цен­трам, составившим к тому времени почти 400 млн. иен. О том же Глава 2. Период высоких темпов экономического роста заявило срочно собранное общее собрание Японского физическо­го общества. В 1967-1968 гг. студенческие протесты резко усилились. Во время визита Сатб в страны ЮВА, включая Южный Вьетнам, в октябре 1967 г. в аэропорту Ханэда состоялась бурная демонстра­ция Дзэнгакурэн. В стычке с японской полицией погиб один из студентов. В январе 1968 г. произошли крупные студенческие беспорядки в связи с предстоявшим заходом в порт Сасэбо атом­ного авианосца «Энтерпрайз». Более 130 студентов были задержа­ны полицией. Много шума наделали яростные стычки студентов с полицией на железнодорожном вокзале в Хаката (о-в Кібсю), про­рыв студентов в здание японского МИД и последовавшая сидячая забастовка, протесты против развертывания полевого госпиталя для американских солдат, раненных во Вьетнаме, на американ­ской базе в Одзи. Во всех столкновениях принимали участие ты­сячи полицейских и студентом, десятки, а нередко и сотни людей подвергались арестам. В отличие от корейской войны, война во Вьетнаме, хотя и приносила определенные выгоды (прямые военные заказы армии США японским фирмам только в 1967 г. составили почти 600 млн. долл.), все же решающего значения для экономической конъюнктуры в Японии не имели. Сохранение тесных военно-политиче-Успех переговоров ских связеи с США в условиях углубле-о возвращении ния американского вмешательства во Японии Окинавы Вьетнаме и предотвращение роста анти­американских выступлений стало для кабинета Сатб серьезной проблемой. Большое значение в этом плане имели переговоры по возвра­щению Окинавы под японскую юрисдикцию. Переговоры по Оки­наве в известной мере отвлекали общественное мнение страны от вьетнамской трагедии, а готовность американцев вести перегово­ры по возвращению островов помогала снизить накал страстей. После признания того, что о-ва Ріокю являются частью Япо­нии, сделанным еще во времена президента Кеннеди, американ­ская сторона в течение длительного времени не соглашалась практически решать вопрос о передаче островов под японскую юрисдикцию, ссылаясь на то, что условия для этого не созрели. Сато понимал, что война во Вьетнаме не лучшее время для возвращения островов, поскольку Окинава, наряду с Гуамом, бы­ла важнейшей стратегической базой Пентагона в его военных операциях в Индокитае. Поэтому он действовал осторожно, мето­ Часть 2. Япония на пути к статусу мировой державы дом достижения цели «шаг за шагом». В августе 1965 г. Сато по­сетил Окинаву. Это был первый за все послевоенное время визит главы японского правительства на острова. Из-за мощной демон­страции жителей, требовавших скорейшего воссоединения с ро­диной, ему пришлось ночевать на американской военной базе, од­нако прецедент был создан — продемонстрирован особый статус островов. Наиболее сложной политической задачей для японского пра­вительства было достижение взаимоприемлемого компромисса по проблеме американского военного присутствия. Соединенные Штаты настаивали на том, что после возвращения Японии су­веренитета над архипелагом Ріокю все функциональные возмож­ности американских военных баз на островах должны быть сохра­нены. Между тем, Окинава была тогда важнейшей ядерной базой США на Тихом океане. Необходимо было увязать это с японской конституцией, ее 9-й статьей, а также с «договором безопасности» 1960 г. В разрешении спора относительно ядерного статуса Окинавы помогло то обстоятельство, что в этот период в международных отношениях с особой остротой встал вопрос о нераспространении ядерного оружия. Никто не сомневался в способности Японии сделаться ядерной державой в считанные годы, если не месяцы. Поэтому выпадение Японии из зарождавшейся системы нераспро­странения грозило последней полным распадом. Токио демонстрировал колебания в этом вопросе. Договор о нераспространение ядерного оружия был подписан одновременно в Москве, Вашингтоне и Лондоне 1 июля 1967 г. К нему сразу же присоединились 62 страны, но среди них не было ни Японии, ни ФРГ. Главное возражение японского правительства заключалось в том, что договор «ущемлял» права неядерных индустриально развитых стран в развитии атомной энергетики, а также закреп­лял ядерную монополию за пятью государствами, не определяя их обязательств по сокращению и ликвидации ядерного оружия. Американцами пришлось приложить немало усилий, чтобы, в ко­нечном счете, заставить присоединиться своих союзников к этому договору.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.