Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VII 18 страница




14. Тебе рано ожидать обильного мира: твоя кровь еще очень жива и оттого сильно действует воображение, которым выво­дится душа из спокойного устроения. Надо претерпеть это вре­мя: оно прейдет.

15. Если чувствуешь пользу от слов моих, воздай славу Богу, влагающему в уста грешника слова спасения, по вере слушаю­щих, и перестань ублажать меня, потому что похвалы меня пор­тят и отнимают надежду на милость Божию. Он сказал, что не имеют надежды на будущее воздаяние принимающие здесь мзду свою — похвалу человеческую.

16. Говори о нуждах твоих просто, не напыщенно.


17. На борьбу ближнего твоего смотри с холодностию, как на дело, постороннее для тебя. Сохраняй благоговение к самой борь­бе его и предоставляй все Богу. Такие борения нужны для иску­са и укрепления.

18. Живущим в уединении приходит само собою живое вос­поминание о смерти: оно посылается милосердым Богом в по­мощь душам, очищающим себя покаянием. Впрочем, таковые ощущения и помышления преходчивы, хотя и истинны: на них новоначальным не надо обращать внимания, а должно неуклон­но идти путем покаяния, при котором — чудное видение: виде­ние грехов и страстей своих.

19. Христос с тобою. Будь мирен. Господь хранит тебя: неко­го и нечего тебе опасаться, а что за послушание твое и верность ты приял укоризну от людей плотских, то это для тебя приобре­тение и свидетельство истинного пути, наветуемого и хулимого врагом.

20. Что касается до совести ближнего нашего, то ей судия Бог и она сама, а отнюдь не я, долженствующий смотреть на грехи мои.

21. Бог да благословит тебя и да дарует силы, бренным и не­мощным телом, при содействии, паче же при действии веры, преодолевать внутренние и внешние возмущения. По одной кафисме читай, лежа и сидя, или же и стоя, но не понуждаясь сто­ять непременно, по причине твоей немощи. Читай просто, не спеша, не ищи таинственного смысла и не увлекайся им, если оный представится.

22. Покаяние есть делание общее, превысшее деланий част­ных; а если погонишься за частными деланиями, то легко может ускользнуть от у ма и из сердца покаяние.

23. По причине безмолвия и уединения тебя опахивает уте­шением, а не по причине чистоты.

24. Искушения, изменения и охлаждения, по учению святых Отцов, бывали со всеми подвижниками: удивляться им не надо, а надо стараться выходить из них покаянием и молитвою: молит­ва — огнь, и не может не согреться молящийся, а охлаждение — свидетельство об отсутствии или умалении огня, который удоб­но снова воспаляется от действия покаяния.

25. «Четьи-Минеи», при всем неоспоримом достоинстве тру­да этого, не пунктуально точны с подлинниками в самых жизне­описаниях, но очень сокращены, добавлены рассуждениями, которые часто не могут высказать того, что холодное и голое ис­торическое повествование.


26. Благодать Божия да наставит вас совершать путь спасе­ния, тесный и прискорбный, но имеющий свои отрады: зрение святой Истины и извещение спасения Ею.

27. Бог да поможет тебе претерпеть с благою надеждою те бо­лезни, которыми сопровождается переход из ветхости в новость Христову. Ныне еще трудишься во внешнем человеке, и пото­му, понимая свое состояние, будь благоразумен. При некотором обветшании ветхости, любовь к сродникам остывает, и они ста­новятся в разряд всех вообще человеков, в каковом всю силу имеет родство духовное. — Впрочем, что им прежде делал по чув­ству сердечному, то делай теперь ради Бога: — успокаивай свое­го родителя, и имей это выше всех других подвигов.

Примечание: Упоминаемый родитель, не принимая монаше­ства, жил неразлучно с сыном иноком в монастыре.

28. Ничто другое, как подробное изучение Вселенских Собо­ров, не показывает столь ясно тягости смертного греха ереси: изучение их очень утверждает в православии.

29. Стяжавай душу твою, не устрашаясь многих, восстающих на нее скорбей. отдайся в волю Божию. Если этой святой воле благоугодно будет послать тебе кончину, прими ее: Господь зна­ет, что творит. Он приемлет произволение, как бы самое испол­нение. Если же Ему угодно продлить жизнь твою посреди скор­бей, то прими и это продолжение жизни — это повседневное умерщвление.

30. Много Бог послал тебе благодеяний духовных, в нынеш­ний век столько скудный в дарах духовных, по неспособности к ним мира, предавшегося суете: приноси за это Богу благодаре­ние, как приносил его святый Давид, и покажутся тебе цепи стра­стей и остны скорбей более легкими. Благодать Божия да руко­водит тебя на невидимом пути к Богу, на котором бывают свои ниспадения, на котором надо понесть много тяготы и горя, в осо­бенности от собственных страстей и ветхости, на котором быва­ют времена утешения и ослабы; полное же воздаяние ожидает подвижника Христова по разлучении его тела.

31. Бог тебя да благословит и дарует силу к перенесению ис­кушений, в которых переплавливается человек. В которых сожигается наша ветхость или, иначе, наша плоть и кровь. Укреп­ляйся надеждою. — От зрения своих немощей не унывай, пото­му что единое прикосновение Божественной благодати может исцелить в единое мгновение все наши немощи. Твое состояние переходное: вытерпи его.


32. Мир тебе! Нисколько не смущайся! Враг тебя смущает безнадежием, видя к тебе милость Божию. Твое состояние — переходное. — Надобно, чтоб с болезнию отъялся разум мира: тогда сделается ум способный к разуму духовному.

33. Склонность к пристрастиям очищается завещанием по Богу, то есть, когда человек, чувствующий в себе невольно дей­ствующее пристрастие, указывает на него в молитвах своих Богу, обнажает его пред Богом, как бы рану пред врачом, и просит ис­целения.

34. От ближнего, от которого чувствуешь пользу, не надо уда­ляться по причине ощущаемой примеси тщеславного и кровяно­го пристрастия; но надо очищать эту примесь сознанием ее пред Богом и молитвою. И самому надо отвлекать сердце от пристрас­тия по падшему чувству, и возводить его в чувство во Христе.

35. Совершенной чистоты нельзя от себя требовать, хотя и должно к ней стремиться молитвою и плачем и понуждением сердца к исполнению заповедей Христовых; совершенная же чистота — дар Божий, ниспосылаемый видящему нечистоту свою и оплакивающему ее. Христос с тобою! — Терпя потерпех Госпо­да и внят ми.

36. Во всем положись на волю и милость Божию. — Ныне мир жестоко взволнован лжеименным разумом. Все обычаи мира, прежде основывавшиеся на законе Христовом, ныне основыва­ются на нарушении этого закона. Прежде, при праотцах наших, целомудрие было общею принадлежностию и девиц и юнош. Но­вейшая образованность лишила юнош, почти совсем лишила це­ломудрия, а девицам еще оставляет целомудрие тела, довольству­ясь развратом их ума и сердца. При таком страшном нравствен­ном колебании мира блаженны те, которым удалось не потонуть, и хотя на дощечке, и не без ран и ушибов, выплыть к берегу.

37. Бог да простит тебе грех твой, и да убелит червленное как волну. Громом и молниею Он показал, что не хочет смерти греш­ника, но долготерпеливо ожидает его покаяния и принимает это покаяние. — Гораздо душеспасительнее выдержать монашеские брани на одном месте. Ты сам замечаешь, что переходное состоя­ние еще не кончилось, и что звери еще бродят и ищут пищу себе. Выдержи себя на одном месте, и как мой совет ни кажется жесто­ким, но на самом деле увидишь его пользу. Я так и подозревал действия К., что он, увлекаемый и руководимый кровяными дви­жениями доброты, намеревается сделать добро одному нищему, ввергнув в бедствие других нищих. — Решительно откажи ему.


38. Да погибнет такая милостыня, — сказал святой Исаак Сирский, — которая безмолвствующих лишает удобств и возможно­сти безмолвствовать.

39. Нам с тобою — не спасать, а только спасаться. А и это — великое дело. — Видение твое, хотя и показалось тебе внутри тебя, но было прелестное, от крови и воображения.

40. Многими скорбями подобает нам внити в царствие Божие, а какими именно кому — то распределяет Бог. Что тебе делать с твоим Родителем? Одно только: потерпеть его. Надо помнить, что претерпевый до конца, той спасется, и претерпеть все встречаю­щееся, причиною ли мы того, или причина не от нас. Христос с тобою. Побеждай терпением и упованием на Бога все скорби и брани. Аминь.

41. Святые Отцы в своих Боговдохновенных писаниях изобра­жают наказание Господне или предваряющим болезно врачеством, или последующим за болезнию, для исцеления ее; но они никогда не признавали этого наказания отмщением или воздаянием. Разве только в упорных врагах Божиих, уже не по немощи погрешающих против заповеданного непрестанного покаяния, но отвергших оное по произволению и лжеименному разуму. Святый Марк Подвиж­ник сказал: «Когда придет искушение, то не ищи, отчего и для чего оно пришло, но ищи того, чтоб перенести его с терпением и благо­дарением». Советую тебе держаться этой спасительной простоты, не вдаваясь в мнения и соединенные с ними смущения.

42. Всякому новоначальному сперва надо преподать делание заповедей Христовых, совершаемое телом; а когда по значитель­ном времени, он окажется верным в этом делании, то преподать ему и блюдение ума, но только очень просто и умеренно. Что греховных помыслов не должно принимать — это надо сказать с самого начала. — Все в вертограде Христовом совершается с ве­ликими терпением и пожданием: семена иных растений всходят во второй и третий год. И свою душу и души ближних своих заповедано нам стяжавать в терпении.

 

43. Очень сожалею о постигшей болезни М. А.: видно Богу угодно, чтоб наше бренное тело переплавлялось и дало более простору духу.

44. Надо терпеть, терпеть и терпеть, и снова терпеть, и паки терпеть: потому что только претерпевый до конца спасен будет. От нетерпения искушения усугубляются. — Останавливай кровь и ведай, что Промысл Божий всем управляет. Вера, — говорил великий Пимен, — состоит в том, чтоб пребывать во смирении.


45. Что делать! Ныне время такое, что не в одной вашей обите­ли беспорядок от утраты истинного понятия о смирении и благо­честии Богу. Если же Бог терпит таковым непорядкам; то мы тем более должны терпеть. А скорби, нам пребывающие от этих бес­порядков, послужат нам вместо истинного делания: потому что инокам последних времен повелено спасаться скорбями.

46. Инокам последнего времени суждено спасаться скорбя­ми. Искусных старцев нет. Боговдохновенные уставы иночес­кие и жизнь потрясены установлениями плотского разума чело­веческого; духовное преуспеяние исключительного какого-либо лица опасно; потому что непременно влечет имеющего его к пре­возношению и уничижению ближнего. По сим причинам оста­лось израбатывать спасение одним крестом. Таков удел ныне спасающихся, а между ними и — твой.

47. От падения мы сделались так сложны, что непременно должны наблюдать за своею волею во всем — не лукавнует ли она? И не присоединяется ли втайне к врагам своим, предавая в их власть голос душевный? Недаром святые Отцы сказали, что без великого внимания невозможно спастись.

 

48. Не давай по возможности воли нервам, но старайся их удерживать.

49. Все желающие благочестно жить будут гонимы, — сказал Апостол, и повелел претерпевать до конца. Сим утешься и укре­пись о Воскресшем Господе Иисусе Христе, Который воскрешает верных учеников. Своих излиянием на них Святаго Своего Духа еще во время их земного странствования, а в свое время воскре­сит для вечной славы и блаженства, куда не будет допущен никто противляющийся ныне Христу и благословенному пути Его.

50. Мнение о оставлении тебя человеком еще может иметь место: ибо всяк человек ложь; но мнение о оставлении Богом не только неправильно, но и сопряжено с хулою. Если мы не ви­дим, то этим обличается не несуществование Промысла Божия, но тупость нашего зрения. От этой тупости зрения, то спаси­тельное обучение скорбями, которое попускается нам Боже­ственным Промыслом, называем мы — оставлением. Кажется, по попускаемым тебе скорбям и различным затруднениям, надо бы тебе радоваться и утешаться: ибо попускаемые тебе скорби суть свидетельства не только призвания, но и избрания Божия. Прочитай слова святаго Исаака Сирина 46-е и 47-е.

51. Верный свидетель истинной молитвы — внимание (т. е. ког­да ум вполне заключается в слова молитвы, не принимая не только никакого мечтания, но ниже мнения, т.е. мысли, принадлежащей к ветхому разуму), примирение ко всем, любовь и вкупе мергвость ко всем. Вкусив жизни, хранись, чтоб снова не умереть. По при­ятии дара ожидай искушения; а когда оно придет — не смутись.

52. По нашему времени брани не столько жестоки, сколько тон­ки. Борец сделался необыкновенно опытен, как бы какой гомео­пат, и видя, что булавки и иголки смертоносны при ловком дей­ствии ими, а шуму не делают по неприметности их, оставил мечи и копья, произведшие мучеников, в покое. Но хотя для большей части людей и неприметна тягость нынешних браней, однако она явна всепремудрому Богу, который и нынешним победителям, по великой благости Своей, уготовал венцы. Аминь. 24 мая 1852 г.

53. Прекрасно сказал Георгий Затворник: «Не ищу, любят ли меня, ищу — люблю ли я других?» И святые Отцы не велят искать от ближнего исполнения заповеди: потому что это только наруша­ет мир. Да дарует нам Бог переносить постигающие нас искушения с терпением и предан ностию воле Божией. Все мы странники и пришельцы на земле, и всем нам предлежит, по окончании курса в земной школе, отшествие на суд Христов, в обители вечности.

54. Возвращаю письмо Римлянина и советую написать ему, что так как он верует сердцем в правду, то должен исповедывать ее устами во спасение, отрекшись от заблуждений и присоеди­нившись к Истине.

55. Новоначальным, несколько вкусившим молитву, свойствен­но более чувствовать брани и более подвергаться телесным немо­щам, потому что тело не выдерживает прикосновения к духовному и, так сказать, сотрясается и тает от него, а и душа, вкусив Божией сладости, делается чувствительнее к горечи страстей. Все же это попускается премудрым Промыслом, чтоб в нас вкоренилось сми­рение, столько не соответствующее духу века и чуждое нынешним людям. Только на основании смирения может человек безбедствен­но воздвизать здание духовного делания. Без смирения делание ве­дет к одному только высокомудрию.

56. Надо различать действия в теле от болезни и действия в теле от иноческого подвига. Материальному доктору сказыва­ются только первые. — Покаянием, в полном его смысле, сокру­шается сердце, а потому и тело.

57. При бурях мореходцы кидают якорь, и держатся на нем от напора волн: святые Отцы называют якорем — самоукорение; самоукорением удерживай душу твою от потопления в смущении. Надо сказать самому себе: я не достоин лучшего положения в сравнении с тем, в котором нахожусь; а в то положение, в котором нахожусь, поставил меня Бог по великой Своей премудрости и милости, соответственно моим недугам. Если ж врачевства мне ощутительны, и я от боли, производимой ими, вопию, то значит, что они выбраны верно. — Человек, удостоивший себя того поло­жения, даже тяжкого и горького, в котором он поставлен, обрета­ет мир; а мир — свидетель Истины. Хотя не исполняющаяся воля наша и представляется нам оберсвятою; но если б она была точ­но таковою, то неужели всеблагий Бог не исполнил бы ее? Волю боящихся Его творит. И отчего не сотворит ее, когда Ему все, и большое и малое, одинаково возможно! — В отсечении нашей воли, оком веры усматриваем, что наша воля, по причине ее несовер­шенства, недостойна быть исполненною. Почему отречемся от нее пред Богом и покоримся Ему, чтоб не стать в ряды тех, которые покушаются противу рожна прати.

58. Господь да охранит и меня и тебя от безрассудных дей­ствий, происходящих отразгорячения. Разгорячение знаменует ту жизнь, умерщвление которой требует от нас Бог.

59. Слава Всесильному Врачу, открывшему в нас, сечением воли нашей, наш недуг! Примем и мазь успокоительную после резания: она — смирение. — Живая вера рождает смирение, а смирение примиряет приявшую его душу с небом и землею. Мир тебе. 25 окт.1852 г.

60. Ответ на вопрос о душевной брани:

У тебя нет видения бесовской брани, а только мнение этого видения. Такое мнение опаснее самой брани. Лучше не видеть брани от внимания к ней и от внимания к молитве, чем оставляя внимание к молитве и молитву, вдаваться в рассматривание бра­ни, превышающее наши силы, и от этого мнимого рассматрива­ния приходить в высокоумие, которое неразлучно с мнением. Достаточно тебе быть убежденным, что падший человек есть со­кровищница всех грехов; иные из грехов обнаруживаются сво­им действием, а другие живут, как бы не действуя, и таким обра­зом вводят подвижника в заблуждение о несуществовании их. Будь пред Богом яко единая цельная язва и моли о исцелении и спасении, не обращая большого внимания на брани и не удивля­ясь пришествию их, как бы совершающемуся вне порядка.

61. Мнение об оскудении помощи человеческой есть вид ис­
кушения, который попускается Богом другам Его, чтоб они умер­
ли от упования на человеков и ожили упованием на Бога. Про­
читай конец 78-го Слова святаго Исаака Сирского — и утешься. Не убоимся искушений «Яко с нами Бог», попускающий нам их, и ими нас обучающий. 13 нояб. 1852 г.

62. Какая польза созидать храмину ближнего, и вместе разру­шать свою? Не следует новоначальным увлекаться в назидание ближнего, по горячности темперамента, по новоначалию, по кро­вяному действию. Кровь, то очень волнующаяся, то от самого волнения утомляющаяся и утомляющая, передает душу попе­ременно в два противоположные состояния: в разгорячение и уныние. Хранитесь от сетей расставленных вне и внутри чело­века. И всячески прикрытых подобием правды, но познаваемых по отъемлемому ими от души миру.

63. Преподобный Нил Сорский, ссылаясь на Преподобного Нила Синайского, говорит, что «умная молитва есть рай, кото­рый не только должно возделывать, но и хранить. Помолившись якоже подобает, ожидай яже не подобает. В особенности враг после молитвы борет двумя страстями: гневом, который прямо противоположен молитве, и блудом, яко плотским и сатанинс­ким ее подобием по действию, следовательно уничтожающим ее действие. Сказал Апостол: «прилепляйся Господеви бывает один дух с Господом, а прилепляйся блуднице, хотя бы одними по­мышлениями, бывает едина плоть с блудницею». Бог да дарует тебе с терпением побеждать брани, и молитву проходить по воз­можности без всяких вещественных пособий. Аминь.

64. Вверженные в Вавилонскую печь три Отрока, несмотря на то, что оросил их Ангел и печь разженная не производила на них никакого влияния, воспевали: «Согрешихом, беззаконовахом, прегрешихом во всех... Вся, елика сотворил еси нам и вся, елика навел еси на нас, истинным судом сотворил еси». Надо заметить, что в этой песне, в которой святые Отроки признают себя достойными всего наведенного на них, они признают мучи­теля — Навуходоносора — «лукавнейшим паче всея земли»... Итак, хотя Навуходоносор был лукавнейшим паче всея земли, но это его душевное состояние не препятствовало Отрокам иметь святое смирение. Истина и смирение не разногласят между со­бою: ибо и то и другое исходит от Христа.

65. Ругательства, которыми меня осыпают со всевозможною наглостию, отзываются и на учениках моих. Но неужели тщетен голос: Блаженны есте егда поносят вам и рекут всяк зол глагол на вылжуще, Мене ради [171]. Неужели мы не бессмертны? Неужели краток живот вечный, чтоб не заслуживал какого-нибудь мало­го терпения в здешней жизни?


66. Недостаточно одно самоукорение, говорит Варсонофий Великий, нужны и уничижения человеческие для доставления человеку смирения. Против смирения и терпения враг прино­сит хулу на Самого Бога, якобы оставляющего служащих Ему: но хула его да снидет на главу его [врага] чрез посредство сла­вословия, благодарения и исповедания, приносимых Богу раба­ми Его, по примеру святых трех Отроков. 1853 г. Нояб. 10.

67. Со врагами надо быть очень осторожным: человек очень глупый может наделать больше зла, нежели сколько его сдела­ет человек злой, но умный. Мирствуй в уповании и вере. — Горь­кая чаша настоящего времени преподается не без особенного на то попущения Божия, да сосуды Его яко в огни искусятся. 1854г.21янв.

68. Пришедшее тебе смущение, очевидно, пришло от того, что ты от всея души и от всего помышления, всею крепостию твоею занялся избранием Игумена, в противность моему предостере­жению. Уврачуй свою язву покаянием, да и впредь знай, что воз­можно для старца твоего, для тебя вовсе неприступно.

69. Для брани собственно незачем выезжать из монастыря, а надо победить ее, по завещанию Отцев, в монастыре (см. Добротол. 4-я ч. Кассиана: О унынии). Напротив: потачкою себе в бранях можно себя испортить.

70. К встрече нового настоятеля приуготовься вниманием и смирением. Может Бог устроит так, что он к тебе расположится.

71. Если вы имеете много ненавидящих вас, то знайте, что к Вам милость Господа, Которого ненавидели слепотствующие человецы во время пребывания Его плотию на земле. Страха же не­навидящих вас и грозящих вам не убойтесь: Господа Бога освяти­те в сердцах ваших. — Благословение Божие да почиет над вами! Неудобопонятным недугам твоим не удивляйся. Такова участь всех переплавляющихся в умном делании. Их недуги и их исце­ления идут совсем иным порядком, нежели у прочих людей.

72. Бог да укрепит болящего раба Своего на подвиг благода­рения и терпения. О том, о чем желаешь молиться, молись со всевозможною умеренностию, предоставляя все воле Божией. По моей крайней греховности опасаюсь, чтоб человек, вступив в единение со мною по духу, не лишился своих добродетелей и не приобщился моих немощей.

73. Сохрани бездерзновенность и пред благонамеренным на­чальством: ибо бездерзновение к начальству, хотя и самому доб­рому, есть единственное условие прочного мира с ним.


 


74. Бог да дарует болящему рабу Своему перенести постигший его недуг с благодушием и благодарением. Полагаю, что при тяж­кой болезни принять елеосвящение совсем не лишнее. Апостол прямо советует прибегать к этому средству во время болезни.

75. Тебе — еже жити — Христос, а еже умрети — приобрете­ние есть. Апостол говорил это о себе по причине своего совер­шенства, а к тебе применяю его слова, по причине открытости и прямоты твоего характера, с которым неудобно жить посреди мира сего, требующего для жительства в нем особенной премуд­рости, которой ни ты, ни я не имеем. И потому, если угодно Богу, чтоб ты окончил течение земное, прими Его определение с покорностию; если же Богу угодно, чтоб ты пожил, поживи, умо­ляя Его дать тебе премудрость для сохранения твоей души. А сохранишь ее тем, что умрешь для человеков, кто бы они ни были, и для обстоятельств, умерщвлением к ним кровяного движения верою и покорностию Богу.

76. Предавай себя воле Божией, стараясь быть благоугодным Богу: ибо как бы ни было продолжительно наше земное стран­ствование, но и переход близок. Сделай зависящее от тебя по силам, а Бог сделает Свое.

77. Благодарю Бога, даровавшего вам единомыслие в келлии! Этого единомыслия не ищи вне ее. Вспомни, что Спаситель ве­лел Петру идти за Собою, а когда Петр вопросил и позаботился о другом, то услышал: до другого что тебе за дело, ты по Мне иди. Заботясь преждевременно и неправильно о других, мы час­то забываем или ослабляем заботу о себе.

78. Так как согрешения твои ты исповедал пред духовником твоим, и получил от него прощение: то я отнюдь не осмелился простереть дерзко руки моей и прикоснуться для прибавления чего-либо к великому таинству Исповеди, при котором проща­ющий Сам Господь Иисус Христос чрез Его служителя. Что раз­решено Богом, то разрешено и не требует осквернения разреше­нием человеческим. — Оставайся в вере и уповании на Бога.

79. Видения посылаются нередко болящим тяжело для изме­нения их сердечного чувства, из душевного в духовное и для поддержания в них духовного чувства покаяния и молитвы, а не должно утруждать себя объяснением видения, которое часто остается весьма мало объяснимым.

80. Великая милость Божия постоянно совершается над то­ бою чрез сожительствующего тебе раба Божия, боримого общим врагом. При помощи его брони ты можешь совершить переход от кровяной любви, к которой ты весьма способен, к любви о Господе, носящей немощи ближнего, и состраждущей его бра­ни. Святый Исаак Сирин сказал, что инок должен погружать свое сердце в милость дотоле, доколе не ощутит той милости, которую имеет Бог к миру. Без этого невозможно ощутить ис­тинного и обильного действия молитвы. — Отрекайся крови и последуй Христу. Знай, что враг, вооружаясь на брата бранию, косвенно мещет стрелы и на тебя, дабы ты преступил заповедь любви о Христе, ради твоей крови. Говори с ним всегда очень мягко и любовно, дабы приобрести его, а от выслушивания его браней постоянно отказывайся. Это еще не твоей меры. Пусть передает свои брани старцу.

81. Спасение и духовный успех — в заповедях Христовых.

82. Господь, хотящий перевести кого от кровяного или душев­ного ощущения к ощущению духовному, посылает ему от време­ни до времени — как говорит святый Максим Исповедник — опыт­но вкусить этого ощущения. Такое вкушение — яко соглядатай земли обетованной.

83. Смирение из среды скорбей находит причину благодаре­ния Богу, а гордость и кровь, окруженные очевидными благоде­яниями Божиими, находят достаточную причину для ропота и неудовольствия. В последнем случае нужно самоукорение. По­крывай ближних благостию твоею, не только равных себе, но и высших: ибо все с своими немощами.

84. «Если сам себя не помилуешь, то ниже Бог тебя помилу­ет», — говорил Великий Антоний. Ты очень ошибся, назвав со­стояние твоего старца «омрачением», это омрачение светлее тво­его света. Что тебе кажется важнее: сохранить мир и любовь или принять антидор минутой раньше, минутой позже? — Не ищи от старца удовлетворения твоим прихотям, ни телесным, ни, наипаче, душевным. С тобою брань творит своеугодие и свой разум, отвергни их самоукорением — и успокоишься.

85. Прочитай в 1-й ч. Добротолюбия, в главах деятельных и Бо­гословских Симеона Нового Богослова, главы 66-ю и 67-ю и ведая ведай, что сказано святыми Отцами: «даждь кровь и приими Дух».

86. Относительно сновидений[172], прилично вспомнить слова Спасителя: Мните ли яко Галилеане сии грешнейши паче всех Галилеан бяху, яко тако пострадавгиа? Ни, глаголю вам: но аще не покаетеся, ecu такожде погибнете. Или они осмьнадесете и проч. Ни глаголю вам, но аще не покаетеся, ecu такожде погибнете [173]. Я полагаю, что это сновидение послано было тебе, чтоб возбудить сердце твое от нечувствия, и даровать тебе вкушение страха веч­ных мук и памяти смертной. Прилагай эти цельбы к стражду­щей страстолюбием душе твоей.

87. Советую тебе по возможности приобучаться к молчанию и отверзать уста твои к глаголан и ю только при самых нужных случаях.

88. Ум не может быть бесстрастным. По Великому Максиму, «аще не приемлет его многая и различная видения». Понимая цель (подвига покаянного), надо оставлять средства без особого внимания.

89. Надо воздерживать свои приражения. Ты кого полюбишь, так полюбишь, а кого не полюбишь, так не полюбишь. Между тем заповедь Христова именно любовию повелевает отличаться от язычников. Что будет из нашего монашества, когда мы не можем понести ни одного слова против нас? Нужна же когда-нибудь узда против нашей крови! Неужели нам одним не вос­пользоваться словами разбойника, произнесенными с креста: Достойная по делам паю восприемлева и проч. Ими воспользо­вались все Святые.

90. О случившемся искушении ты не должен скорбеть, но от­даться на волю Божию, которая всех спасаемых спасает много­различными скорбями.

91. Тебе не должно скорбеть на тех, которые произнесли о тебе невыгодное какое слово. Это от неведения и по попущению промысла Божия, как видно усматривающего, что тебе нужно смирение и очищение при посредстве человеческого бесчестия. Любовь имейте и мир со всеми, и с оскорбляющими тебя, без чего невозможно иметь духовного преуспеяния. Воздай же сла­вословие Богу за все случившееся и предай себя воле Божией.

92. Путь Христиан, сказали святые Отцы, есть крест повсе­дневный. Сказали они это, руководствуясь словами Самого Гос­пода Иисуса Христа, Который повелел желающему совершенства взять крест свой и последовать за ним — Господом. — Крест — готовность к благодушному подъятию всякой скорби, попускае­мой Промыслом Божиим. Потому познается, что человек нахо­дится под особенным Промыслом Божиим, когда этому челове­ку попускаются постоянно скорби, сказал святый Исаак. «Пей поругания на всяк час яко воду живую», — говорит святый Иоанн Лествичник; а кто отвергся правильного или неправильного выговора, тот отвергся своего спасения. Господь помянул тебя и послал тебе искушение для твоего очищения и умерщвления миру, а потому и для твоего преуспеяния. Я, окаянный грешник, благоволю о искушении тебя постигшем. Благоволит о нем Ан­гел Христов Хранитель твой, видя в нем залог спасения твоего. Помяни меня грешного в молитвах твоих! Говорит святый Исаак Сирин, что «человек до вступления в искушения молится Богу, как чужой Ему, а подвергшись ради Его искушениям, молится Ему как Свой, и как бы имея Его — Бога — должником себе». Помолись о мне Богу, раб Божий! Ибо мне в моей жизни не до­велось потерпеть ни единого искушения, а что случалось про­тивное моему гордому сердцу, то мелочь, мелочь, мелочь... не заслуживающая никакого внимания, и если 6 я вздумал гово­рить о моих искушениях, то впал бы в одно пустословие...

93. Не должно страхованию попускать овладевать тобою. Кто поддается этой страсти, над тем она возобладает, и таковый бу­дет пугаться всяких пустяков. Прочитай в святой Лествице ста­тью «о страховании». Никаких заклинательных молитв не нуж­но: они прочитаны над каждым из нас при Святом крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным вся­кого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собою. Оно ни отчего так не истребляется, как от глубокого сердечного сокрушения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.