Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VII 31 страница




№3

Поздно отвечаю на письмо Ваше. Может быть, молчанием моим искупилось терпение ваше... Мир Божий да почиет в Вас, в то время, когда снаружи свирепо дышат различные ветры. Кто не возмет Креста своего и не идет вслед Господа, тот не может быть учеником Его. Взятие Креста своего есть признание себя достой­ным посылаемых на нас скорбей. Мир Вам! Аминь.

№4

Господь да благословит Вас и сожительствующих Вам сестер в новой келлии; да осенит Вас благодатию Своею и да дарует Вам жительствовать, паче странствовать в куще Вашей; Ему, Господу благоугодно, Вам же душеспасительно, находящие скорби терпеть безропотно и без жалоб, в сознании своей греховности, достой­ной вечных наказаний, заменяемых милосердием Божиим вре­менными наказаниями. «Аще кто правильного или неправильно­го запрещения отвергся — своего спасения отвергся», — сказал святый Иоанн Лествичник. Притом надо веровать, что Бог не по­пускает искушения паче силы: почему пред посылаемым иску­шением надо смирять свою выю. Плотская и душевная ревность да изгонится из общества Вашего, да водворяется в нем чуждая пристрастий о Господе любовь, и молитвы Ваши да проливаются пред Господом о обижающих Вас, во исцеление душ Ваших. Ста­рец Василиск однажды, во время великого молитвенного утеше­ния, услышал глас: «Имей во всю жизнь — единым делом — но­шение в сердце Господа Иисуса, а между тем примешь бесчестия». Сам Господь, все Апостолы, все Святые провели жизнь свою в многоразличных скорбях. Без бесчестий — нам не спастись.

Скажите сестре Е.: «Ум не может быть бесстрастным, по Ве­ликому Максиму, аще не приемлют его многая и различная ви­дения». — Понимая цель, надо оставлять средства без особого внимания.

1855 г. Сентября 5

№5

Недоведомым Судьбам Божиим должно покоряться! Жалею бедную Д<осифею>. Больных такого рода необходимо держать вдали от родственников и от всех тех, к которым они близки во время обыкновенного своего состояния.

Когда был в подобном состоянии К., то ярость его возбужда­лась наиболее против жены и родственников, коих он особенно горячо любил в здравом состоянии.

Октября 5

№6

О случившемся искушении Вам не должно скорбеть, но отда­ваться на волю Божию, которая спасает всех спасаемых много­различными скорбями. Попущенное умопомешательство Д<осифеи> попущено ей на пользу, да дух ее спасется. Предоставь­те ее Богу.

Относительно всего, что она ни говорила и ни делала в своем припадке, Вам не должно обращать никакого внимания и не долж­но принимать к сердцу никаких ее слов и дел, потому что все про­износилось и делалось ею вне рассудка. Потому именно от таких больных отделяют всех их родственников и близких сердцу, что сумасшедший должен быть управляем холодным рассудком и хо­лодным сердцем, чего не в состоянии вынести лица, имеющие сер­дечное расположение к больному. Когда возле нас жил К<авелин> в состоянии помешательства и некоторое время еще позволено было родным приезжать к нему, то после каждого приезда ему делалось хуже, потому что они все хотели его урезонить и смягчить. Быв­ший тут доктор из сумасшедшего дома говорил мне о действиях родственников: «Странные люди! Хотят больного урезонить, меж­ду тем как болезнь его и состоит в том, что он лишен здравого смыс­ла». К. хватался за нож, намереваясь пронзить им жену и себя, выс­казывая против нее величайшие неудовольствия, между тем как в здравом состоянии он питал к ней величайшее расположение. Вот как надо рассуждать о больных такого рода. П. П. я советовал ни­как не видеться с сестрою, доколе она не выздоровеет. — Я имею письмо от Д<осифеи> от 24 сентября, из которого можно пони­мать причину случившейся с нею болезни.

Также не должно смущаться, что некоторые смутились сло­вами и действиями Д<осифеи> во время ее сумасшествия и на­ходили им причину по своему умозаключению, а не по опытам науки, совсем иначе смотрящей на эту болезнь и ее действия. Если Бог дарует Д<осифее> выздороветь, то она будет к Вам еще более в близких отношениях. То, что она Вас поносила в сумасшествии, есть верный признак ее преданности Вам.


Вам не должно скорбеть на тех, которые соблазнились положе­нием Д<осифеи> и произнесли о Вас какое невыгодное слово. Это от неведения и по попущению Промысла Божия, как видно, усмат­ривающего, что Вам нужно смирение и очищение при посредстве человеческого бесчестия. Любовь имейте и мир со всеми, и с оскор­бляющими Вас, без чего невозможно иметь духовного преуспея­ния. Воздайте славословие Богу за все случившееся и предайте себя воле Божией.

№7

Путь христиан, сказали святые Отцы, есть Крест повседнев­ный. — Сказали они это, руководясь словами Самого Господа Иисуса Христа, Который повелел желающему совершенства взять крест свой и последовать за Ним, Господом. Крест — го­товность к благодушному подъятию всякой скорби, попущаемой Промыслом Божиим. Потому познается, что человек нахо­дится под особенным Промыслом Божиим, когда этому челове­ку попущаются постоянно скорби, — сказал святый Исаак. Пей поругания на всяк час, яко воду живую, — говорит святый Иоанн Лествичник; а кто отвергся правильного или неправильного выговора, тот отвергся своего спасения. Господь помянул Вас, и послал Вам искушение, для Вашего очищения и умерщвления миру, а потому для Вашего преуспеяния. Я, окаяннейший греш­ник, благоволю о искушении, Вас постигшем. Благоволят о нем Ангелы хранители Ваши, видя в нем залог спасения Вашего. Помяните меня грешного в молитвах Ваших! Говорит святый Исаак Сирин, что человек до вступления в искушения молится Богу как чужой Ему, а подвергшись ради Его искушениям, мо­лится Ему как свой и как бы имея Его — Бога должником себе. Помолитесь о мне Богу, рабы Божий! Ибо мне в моей жизни не довелось потерпеть ни единого искушения, а что случалось про­тивное моему гордому сердцу, то — мелочь, мелочь, мелочь... не заслуживающая никакого внимания, и если б я вздумал гово­рить о моих искушениях, то впал бы в одно пустословие. — Вам не должно попускать страхованию овладевать Вами. Кто подда­ется этой страсти, над тем она возобладает, и таковой будет пу­гаться всяких пустяков. Прочитайте в святой Лествице статью о страховании. Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при Святом крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого че­ловеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собою. Оно ни от чего так не истребляется, как от глубоко­го сердечного сокрушения.

Молитвы Иисусовой не оставляйте: монашествующий, в чис­ле своих обетов при пострижении, дает обещание деннонощно заниматься этою молитвою. У нас Святейший Синод постоянно занимался развитием этого делания, издавал книги святых От­цов о сем предмете; а в 1837 году разослал по монастырям книгу преподобного Нила Сорского во множестве экземпляров, дав ее в руководство Российским монашествующим и предписав благо­чинным строго наблюдать, чтоб по монастырям это исполнялось.

Не сделайте новой глупости: не вздумайте приехать в Петер­бург. Надо брани побеждать на их месте, а не оставлением места, от чего брани только укрепляются. Взойдите в себя, постарай­тесь увидеть множество согрешений Ваших, причем умаляются в очах Ваших согрешения ближнего. Воспользуйтесь уединени­ем и удобствами ко внимательной жизни, дарованными Вам Божиим милосердием, для плача о Ваших грехах. Поминайте в молитвах Ваших оскорбивших Вас, да исцелеете от страшного недуга вражды к ближнему. Поминайте в молитвах Ваших бо­лящую Досифею, которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется. Она много содействовала к успокоению Ва­шему, а последним случаем — к смирению и преуспеянию. В ду­ховном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане под­вергались многие великие Угодники Божий. Преподобный Кассиан описывает о преподобном Моисее Скитском, с которым беседовал о рассуждении, что Моисей подвергся сумасшествию и беснованию, за некоторое противоречие своему старцу Макарию Великому Египетскому. В другом священном сочинении 4-го века описывается, что некоторый Египетский Старец, по причине своей святой и чистой жизни, необыкновенно обиловал даром чудотворений; слава о нем неслась далеко. Заметив в себе нача­ла гордости, Старец начал молить Бога, чтоб ему послано было беснование, что Господь и исполнил. Старец провел в ужасном положении целых 8 месяцев, употребляя даже в пищу свои соб­ственные извержения. Мирские почитатели его, видя его в та­ком положении, как быть следует, соблазнились, хорошую о нем славу изменили на худую, а Старец в свое время, избавившись от беса, в неизвестности и покое работал Господу и пришел в гораздо большее преуспеяние. Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу. Что Д<осифея> вам сердечно предана — не подлежит никакому сомнению. На слова ее и действия при сумасшествии — не должно обращать никакого внимания, и ни­как нельзя сравнивать таких больных с пьяными, у которых от­нимается только благоразумие, а не разум. Пьяный высказыва­ет свои тайные мысли и чувства, а сумасшедший или бесную­щийся несет дичь, чуждую ему. Если Д<осифея> выздоровеет, примите ее, ничтоже сумняшеся. Этим исполните заповедь Божию; да и лица монастыря Вашего, соблазнившиеся словами и действиями больной, поймут, что она поносила Вас вне разума, и исцелятся, и вразумятся. Я не находил нужным писать или говорить г-же Игумений о Вас, полагая, что она из сожительства гораздо может больше уразуметь, нежели из моих слов. Если же ей нужен письменный мой отзыв о Вас, то я постараюсь и это исполнить. Я не раз предостерегал сестру Е., чтоб она удержива­ла язык свой, часто ее предающий и навлекающий неприятнос­ти, что было причиною и неприятностей Аввакира (см. Лествицу). Эти неприятности должно принимать как драгоценные врачевства против нашего тщеславия и высокомудрия.

Лозу, творящую плод, Вертоградарь осыпает и навозом, да множайший плод принесет. Не будете побеждены злом, но доб­ром побеждайте зло.

Окт. 29-го

V

К монахине Досифее

№1

Благословение и милость Божия над тобою! Многими скорбьми и смертьми подобает нам, по примеру всех от века святых, на­следовать Царство Небесное! — так говорится в одной из молитв иноческого пострижения. Не дивись ничему случившемуся. «Не искушение ли человеку житие его на земле?» — давно сказал пра­ведный Иов. Блажен человек иже претерпит искушение и чрез искушения и терпение внидет в познание закона Божия, а чрез это познание — в живот вечный. Храни ум твой в тишине и пре­данности Воле Божией, удерживай его от порывов и дерзнове­ния. Радуйтеся Господеви, — говорит пророк, — с трепетом. Страх и благоговение, изливающиеся от Престола Божия, да пролиются в твою душу и да сохранят ее от козней вражеских.

Мир тебе от Бога и человеков! А где решительное примирение, там полное прощение.

1848 г. Февр<аля> 27

№2

Кто поставлен в страну духа, тот должен удвоить бдитель­ность над собою, должен быть особенно осторожным. Дверь в ту страну — мир Божий, — превосходяй всяк ум, потопляющий все помышления человека в несказанной сладости своей. Этот мир Христов уничтожает все смущения и страхи, так сильно действу­ющие на человека плотского: обновленный Духом начинает чув­ствовать в себе обновление живой веры. Бог престает быть для него мертвым, каковым Он представляется для умерщвленных плотским мудрованием, считающих свою смерть — жизнию, а истинную и существенную жизнь — признающих как бы не су­ществующею. За дарованием «мира» следует, как видно из Еван­гелия, другое дарование: отверзается ум ученика Христова для разумения Писаний. Крест Христов делается понятным и удобоносимым, страдания начинают источать из себя сладость. Но все совершающееся с тобою, есть действие только отчасти ду­ховное, а не вполне. — Возьми свои предосторожности.

Есть действие от крови, кажущееся для неопытных действи­ем благим, духовным, а оно не благое и не духовное — оно из падшего естества нашего, и познается потому, что порывисто, горячо, нарушает мир в себе и ближних. Действие духовное рож­дается из мира и рождает мир. Рассмотри себя внимательно: дей­ствия в тебе — еще смешанные; действие духовное смешано с действием кровяным. Ты их не различила и не разделила. Смот­ри за твоими водами (сердечными чувствами), чтоб они текли тихо, — как сказал Пророк о водах Силоамских: Воды Силоамли текущия тисе [264]. Всякое разгоряченное чувство — кровяное! Не сочти его усердием, ревностию по благочестию, любовию к Богу и ближним. Нет — это движение души, произведенное в ней нер­вами, кровию. А кровь приводится в движение душевными стра­стями, которые — орудия и цепи миродержца, его скипетр — дер­жава. Храни себя в глубоком мире, и отвергай все, нарушающее мир, как неправильное, хотя бы оно имело наружность правиль­ную и праведную. Относительно ближних руководствуйся сле­дующим наставлением преподобного Исаака Сирского: -«Пусть лучше признают тебе невежею по причине неспособности ума твоего к прекословию, а не премудрым за бесстыдство твое и дерзость. Обнищай для смирения, — не будь богат для дерзости. Силою добродетелей твоих, а не словопрением твоим, обличи противоучащих тебя. Кротостию и тихостию уст твоих, загради уста и принудь умолкнуть бесстыдство непокорных. Обличи невоздержных благородством жития твоего и разрешенных чув­ствами —стыдливостью очей твоих». — Учит Божественное Сло­во, учит и Божественное молчание.

Относительно гласов и явлений нужна еще большая осторож­ность: здесь ближе и зловреднее прелесть бесовская. Многие из святых и искусных Отцов были обмануты бесами, хитро скрыва­ющими и обличающими свою ложь и тьму признаками истины и света: тем удобнее могут быть обмануты юные и неопытные. Нуж­но долгим временем и опытом приучать ум и сердце к отличению добра от зла, под какою бы личиною не маскировалось зло. По­этому святые Отцы заповедали, чтоб новоначальные не вверялись никаким гласам и явлениям, — но отвергали их, и не принимали их, предоставляя дело суду и воле Божией, а для себя, призна­вая смирение более нужным всякого гласа и явления. Глас Хрис­тов — Евангелие; будем вслушиваться в него и ему повиноваться.

Истинные духовные видения и ощущения принадлежат тому веку, вполне невещественны, не могут быть объяснены в стране чувств, словом вещественным: таков верный признак истинно Духовного. — Глас Духа — невещественен; он вполне явствен и вполне невеществен: он — умственный глас. Также все Духовные ощущения — невещественны, безвидны, не могут быть истолко­ваны, ясно переданы человеческим вещественным словом, и вме­сте с тем, они ощутительны, сильны, одолевают все другие ощу­щения, соделывают их бездейственными, как бы не существую­щими. Для плотского человека Духовное действие непостижимо, вовсе непонятно, а кто имеет Духовное чувство, тому это чувство объясняет то, что необъяснимо словом вещественным.

Низшую степень видений составляют те видения, которых зрителем делается человек от неядения, бдения и других измож­дений плоти; до этих видений достигают не только люди под­вижнической жизни, но и многие порочные, пришедшие каким-нибудь образом в измождение плоти. Телесные чувства их дос­тигают какой-то особенной тонкости, — и они начинают видеть духов, слышать гласы, обонявать благоухания и зловония. Это состояние опасно, и многие, пришедши в него, впали в прелесть.

В твоем состоянии признаю посещение милости Божией: сви­детель этой милости — мир Божий, на тебя излившийся и открывший тебе тайну Креста Христова. Но в то же время надо признать, что в этом состоянии было много кровяной примеси. Сама это заметишь, если будешь храниться в молчании и обуз­дывать каждое горячее, порывистое чувство, — вводить вместо него чувство тихое и мирное. Мне бы желалось, чтоб ты вышла из этого состояния: оно тебе не под силу. Хранись и хранись! Да дарует тебе милосердый Господь перейти в другое состоя­ние, менее опасное, более духовное и более полезное: это состо­яние — сокрушение духа от зрения падения человеческого и Ис­купления нас Спасителем. Многие святые Отцы, обиловавшие смиренномудрием и духовным рассуждением, когда в них — не­чаянно — какое особенное духовное дарование, молили Бога, чтоб Он отнял от них это дарование, бывшее им не под силу. -«Если дела твои, — сказал преподобный Исаак Сирский, — благоугодны Богу и Он даст тебе дарование, то умоли Его, чтоб дал тебе разум, как тебе смириться, или чтоб поставил стража при даровании, или чтоб взял от тебя дарование, чтоб оно не было для тебя причиною погибели, потому что не все могут безвредно обладать этим богатством». При состоянии, в котором изменен­ными или утонченными телесными чувствами подвижник слы­шит гласы, обонявает благоухание, видит явления, диавол очень легко может подменить Истину чем-либо своим, придав этому своему личину Истины, — и неисцельно повредит душу неопыт­ного и юного подвижника. Гораздо возвышеннее и безопаснее, утонченным покаянием и измененными Духом мыслию и сер­дечным ощущением, зреть глубину падения и высокое таинство Искупления, погружаться при посредстве духовного, невеще­ственного действия в бездну смирения, в море благоговения и удивления Богу.

Опять привожу слова преподобного Исаака: «Ощутивший гре­хи свои лучше воскрешающего мертвых молитвою своею и оби­тающего вместе со многими. Воздыхающий о душе своей лучше пользующего весь мир видением своим. Сподобившийся увидеть себя лучше сподобившегося увидеть Ангелов: потому что у вто­рого отверзлись чувственные очи, а у первого — душевные».

Давай телу умеренное количество пищи и сна, храни себя молчанием, вниманием себе, смирением. Из твоего настоящего состояния постарайся соблюсти действия мира Христова и по­знание Креста Христова. А из состояния утонченных чувств телесных, как из состояния очень опасного, превышающего твои силы, да изведет тебя Милосердый Господь. — В монастырской библиотеке вашей есть письменная книга преподобного Исаака Сирского. Прочитай в ней 55-е слово, к преподобному Симеону Чудотворцу. Всего тут не поймешь; но и то, что поймешь, при­несет тебе значительную пользу. Христос с тобою.

1848 Марта 15

 

№3

Всемогущее покаяние — пристань Божественная, Боже­ственная врачебница. — Всякое согрешение исправляется по­каянием, всякая язва, всякий недуг исцеляется покаянием. Объятия Отца Небесного отверсты для прибегающих в эти объятия блудных сынов. Христос, снисшедший на землю для грешников, а не для праведников, доселе пребывает невидимо, но вполне существенно между человеками, совершая великие знамения и исцеления, — будет по неложному обещанию Свое­му, пребывать между нами до скончания века. Доселе раздается Его голос, доселе слышатся Его действительные слова, сказан­ные некогда — всеми осужденной — грешнице, осудившей себя глубоким молчанием: Аз тебя не осуждаю: иди и отселе ктому не согрешай [265]. С таким предостережением дается отпущение в тяжких согрешениях.

Кто может быть судиею действий Божиих? — Довольно для ума человеческого, если он соделается зрителем действий Бо­жиих, будет погружаться в благоговейное созерцание дел Божи­их, в удивление им, в славословие их. Одно из таких чудных дей­ствий Божиих — Его призвание к иноческой жизни. Одни по­званы к этой жизни святой из предварявшей ее святой жизни среди мира, — другие призваны к ней с распутья, с халуги — из мрака и пропасти беззаконий. Откуда бы кто ни был призван, будь послушен Призывающему, иди на призывный голос! Бла­гословен всякий, грядый во имя Господне, призванный Госпо­дом! — И если ему на пути к Господу надо сразиться с возбраня­ющим блаженное шествие, грехом, — да сразится мужественно, да станет до крови, да восхитит победу, и да сопричислится к Патриархам, Пророкам, Апостолам, Мученикам, Исповедникам и прочим Святым, которые многими скорбьми и смертьми на­следовали Небо. Кто нарушил верность Богу впадением в грех, восстанови эту верность, докажи ее борьбою с грехом, сверже­нием с себя чрез победу цепей, тех цепей, которыми оковывает грех своих пленников, которые удерживают пленников греха в насильственной работе ему. Подвиг телесный слаб против гре­ха, подвиг размышления ничтожен — силен подвиг веры! Он наперсник победы! Когда ощутишь нашествие силы греховной, не входи в переговоры с супостатами — открывай немедленно на них огонь, рази их громами, попаляй молнией небесной. Этот огнь, эти громы, эта молния — молитва. Беги в келлию твою, падай ниц пред иконами, проси помощи против греха, проси по­беды над ним. То и другое подастся тебе Свыше. Этот образ борь­бы со грехом подала подвижникам Христовым великая подвиж­ница Мария Египетская. Почитай житие ее.

Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов [266], — сказал Апостол. Пред теми же, которые позволили себе осуж­дать, Сам Богочеловек показался несовершенным! Святые Отцы заповедают инокам помнить добродетели своих Настоятелей, ча­сто размышлять о их похвальных поступках, а на недостатки не обращать внимания, как на сучцы, в сравнении с которыми наши немощи — бревна. Истинным покаянием и истинным смирени­ем — они невидимы для людей — примири душу свою с Богом и ближними.

№4

Един Бог — Вина бытия человеков. Он Един — Вина, по по­гибели человеков, пакибытия их, т. е. спасения. Если Бог, упот­ребивший для твоей душевной пользы, какое-либо орудие в свое время, — в другое время отложил это орудие к стороне, то ты этим не смущайся. Бог спасает ими же весть судьбами, а не все одним и тем же способом. Прилепляйся к Богу верою, прилеп­ляйся к Нему непрестанным покаянием: сердце сокрушенно и смиренно не уничижает и не отвергает Бог, — уничижающий и отвергающий разум разумных о себе и премудрость премудрых пред собою и пред Боговраждебным миром. Будучи отдален от тебя телом, я столько же близок к тебе, как и прежде, моею лю­бовью и желанием тебе спасения. — Молись о мне. Благослове­ние Божие да почиет над тобою.

23 дек. 1851 года



№5

Господь Иисус Христос, питающий святым миром Своим, исходящим от учения его, избранных Своих и возносящий их этим миром превыше всех скорбей земного странствования, — да дарует мир святой Свой, мир и просвещающий, и укрепляю­щий, рабе Своей Д<осифее> — Сего желаю тебе! — И ты этого достигнешь скоро, если отдашь себя всецело в волю Божию. Что же касается до телесной пищи твоей, то не должно пещись о ней от всего сердца твоего: ибо такое попечение может отвлечь от Бога. Но вместе с тем надо обратить на эту немощь должное вни­мание. Преподобный Кассиан Римлянин в слове «О рассужде­нии» говорит: «Крайности обою страну равно вредят: и избыток поста, и насыщение чрева, и безмерие бдения и сытость сна, и прочая избыточествования. Ибо увидехом неких чревобесием убо не побежденных, безмерным же постом низверженных» и проч. По такому рассуждению святых Отцов, я советую тебе по­заботиться о некотором поправлении твоего желудка употреб­лением ухи из ершей, парного молока и тому подобных посо­бий, вменяя употребление их в лекарство, а не в лакомство. «Научихомся быти страстоубийцы, а не телоубийцы», — сказал Великий Пимен некоторому брату, который увидал, что этот Угодник Божий поливает воду на свои ноги. — Благословение Божие да почиет над тобою.

1852 г. Апр. 22 дня

№6

Просвещаемые Словом Божиим, мы исповедуем, что времен­ные скорби суть великий дар Божий, который дается избран­ным рабам Божиим, предуготовленным к вечному блаженству, почему сами себя и возлюбленных наших о Господе при случа­ющихся скорбях приветствуем словами Апостола: Всяку радость имейте, братия моя, егда во искушения впадаете различна [267]. Пре­подобный Марк Подвижник советует при случающихся скор­бях искать не того, откуда и чрез кого пришла скорбь, но чтоб перенести ее с благодарением. Святый Иоанн Лествичник ска­зал: «Кто отвергся какого-либо запрещения, правильно ли оно, или неправильно, тот своего спасения отвергся». Также рассуж­дают святые Отцы, что верующий Божию управлению судьба­ми человека примет всякое искушение как свое: ибо управление Божие не может быть ни ошибочным, ни неправосудным. Вникни хорошенько в себя и увидишь, что тебя смущает. Смущают тебя оправдания человеческие, паче бесовские, стремящиеся к тому, чтоб ты отреклась от креста. Скажи оправданию: «Иди за мною сатана, не мыслиши бо яже суть Божеская, но яже суть человеческая». Иду за Христом на крест и клеветы, насмешки, словом — все неприятное и тяжкое, приемлю как свое, как дар Божий, посылаемый мне Его милостию. Аминь.

8 марта 1853 года

№7

В мире скорбны будете, — предвозвестил Спаситель учени­кам Своим, — но дерзайте яко Аз победих мир [268]. И вот! — это предсказание Спасителя совершается над последователями Его в течение тысячи восьмисот пятидесяти двух с половиной лет. Но скорби, постигавшие малое Христово стадо на этом простран­стве времени, очень различны. Сперва было явное гонение на христиан: все 12 главных Апостолов Христовых, за исключени­ем Иоанна Богослова, окончили земное странствование насиль­ственною смертию. Впоследствии времени, это явное гонение преобразилось в более тонкое, неприметное для каждого, но вполне ясное для умов очищенных: начали требовать гонители от христиан не отречения от Христа, а принятия ереси, столько же душепагубной, как и отречение, т. е. требовать не прямо не­честия, но злочестия. — Далее гонение сделалось еще тоньше: ос­тавлено на произвол верование во Христа, а отвергнуто житель­ство по заповедям Христовым — принято жительство противопо­ложное им, отчего вера никак не может перейти из вводной в деятельную, тем менее в живую, т. е. духовную. Вера без дел веры, т. е. без исполнения заповедей Христовых, мертва. Самые ввод­ные познания ее остаются для человека крайне темными и сбив­чивыми, как не объясненные в нем и ему — деянием, паче — Ду­хом Святым. В этом состоянии сбивчивости и темноты мы видим в настоящее время многих, считающих себя христианами, и даже учителями Христовой Церкви, — из них иной не верит чудесам Христовым, исчисленным в Евангелии, — другой верит одной части учения Христова, а другую отвергает, иной не верит суще­ствованию демонов; опять иной думает, не умея различить дел веры от дел естества, что все спасутся за свои добрые дела, и проч. и проч. По этой причине весьма редко можно слышать истинное Слово Божие из уст человеческих, хотя и часто можно слышать поддельное. Глад слышания Слова Божия — вот бедствие, несрав­ненно тягчайшее бедствие всех бедствий, которые когда-либо были попущены на христиан. Но и это — попущение Божие, кото­рое должно переносить с преданностию воле Божией. Гнев Божий понесу, — говорит Пророк. По тягости скорбей, попущенных на настоящее поколение, Господь с особенною благостью прощает согрешения его. Благословение Божие да почиет над тобою.

18 июля 1853 года

№8

Тебе известно, что иноки последних времен должны спасать­ся скорбями, а потому не считай чуждыми твоему положению и спасению скорби, которыми ты окружена. Не советую тебе ис­кать перемены монастыря, доколе сам промысл Божий не ука­жет тебе на такую перемену, сделав ее возможною и удобною. Напрасно думаешь, что я на тебя сержусь: отнюдь нет. Если б я на тебя сердился, то не стал бы поддерживать тебя Словом Божиим. Претерпи тяготу времени, попущенную Промыслом Божиим и не лишенную награды своей в вечности. Теперь не вре­мя начинать что-либо.

30 дек. 1853 г.

№9

Мы не должны засуждать себя за наше преткновение: не по­тому, чтоб какой бы то ни было грех был маловажен — нет! вся­кий грех есть язва, — а потому, что мы искуплены необъятною ценою — кровию Богочеловека. Засуждающий себя впадает в отчаяние, а надеющийся на Христа приносит покаяние и исце­ляет себя им. Покайся в твоем поползновении и приступи ко Христу, к Его Святым Тайнам, яко кровоточивая.

3 марта 1854 г.

№10

Благословение Божие да почиет над рабою Божиею Д<осифеею». — Поздравляю тебя с прибытием в тихое пристанище, в котором да дарует тебе Милосердый Господь пребывать с твердостию духа и постоянством, в терпении переносить невидимую брань со страстьми и похотьми и научиться от Самого Господа победе над грехом. Распнись на кресте послушания, творя един­ственно повелеваемое тебе, а отнюдь не увлекаясь твоими соб­ственными ощущениями и рассуждением, хотя бы они по-види­мому и казались бы добрыми и хорошими. Начни же с следую­щего: просишь благословения моего на участие в пожертвовании на обновление церкви? — Не благословляю. Вот тебе ответ от святаго Отца: «Не даждь без отца твоего, иже по Бозе, милосты­ню от пенязей, яже принесл еси, и ни чрез ходатая от онаго прияти некая от тех да восхощеши: лучше бо тебе нишу и странну быти и нарицатися, нежели расточати пенязи, и даяти убогим новоначальну сушу» (Доброт<олюбие>. Ч. 1. Сим<еон> Нов<ый> Богослов, гл. 16). — Прочитай и 15 главу. Не думаю, что в этом начинании действует в тебе доброе побуждение. Нет! Тут сует­ное кичливое горячение крови, возбуждаемой тщеславием и человекоугодием. Аминь.

Радуюсь твоей радости, а радость должно умерять рассужде­нием, что в жизни земной все переменчиво.

№ 11

Господь не хотяй смерти грешника, но обращения его посред­ством покаяния, да примет тебя раскаивающуюся в поползнове­ниях твоих. Если хочешь стяжать крепость в невидимой брани, особливо против блудного духа, который, как и все духи, ловит в тайне, исповедуй, не стыдясь, твои поползновения старице тво­ей—и исцелеешь. — Мнениям своим не верь: сказано о истин­ной любви, что она не мыслит зла.

№12

Грех человека уничтожается исповеданием греха, а самые кор­ни греха истребляются борьбою с греховными помыслами и по­вторением исповедания, когда помыслы начнут одолевать. Бог да простит тебе прошедшее и да укрепит на будущее время. Твое искушение — ничего не значащее, — только оно было крепко от того, что ты его скрывала. Перескажи его с раскаянием матери А., и когда помыслы начнут действовать, то повторяй исповедание с раскаянием. Великое счастье, когда при этой борьбе есть человек, которому можно исповедаться. Противьтесь диаволу, и бежит от вас [269], — сказал святый Апостол Иаков, — противьтесь, не соглаша­ясь со влагаемыми им помышлениями, и исповедуйте их. Всякое лицо, чье бы оно ни было, когда является воображению, возбуж­дая нечистые мысли и помышления, есть лицо диавольское, т. е. лицо самого диавола, который во время греховного искушения предстоит душе и обманывает ее принятою личиною, способною возбудить страсть, по настроению души. Сочетавающийся с гре­ховными помышлениями и мечтаниями сочетавается с самим са­таною и подчиняется ему в сей век и в будущий, почему необхо­димо бороться с помыслами. И самое побуждение к ревности есть также диавольский обман, потому что тот, кто научает других мертвости ко всем, а потому — и любовью во Христе ко всем равной, не предпочитает одного другому, так как Христос, во всяком Сво­ем образе, есть Един. — Господь да возвратит тебе мир, чрез ис­тинное твое покаяние. Отпутается тебе грех твой, впредь не со­грешай.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.