Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VIII 44 страница




Предпослав в обители горния иеросхимонаха Клеопу еще во время пребывания своего в Валааме, Феодор переселился с Лео­нидом в Александро-Свирский монастырь, дабы в оном окончить поприще жизни своей. Цепь дней его была цепью искушений. На закате сего светила скопились облака жесточайших злоключений, как бы для того, чтобы доставить ему и последнее блаженство свя­тых, обещанное Спасителем в сих евангельских словах: Блажен­на есте, егда поносят вас и ижденут ирекут всяк зол глагол на вы лжуще мене ради. Уже был он блажен, ибо сознанием своих немо­щей стяжал нищету душевную. Был блажен, ибо истинным со­крушением сердца вкусил сладость радостотворного плача. Был блажен, ибо понуждением себя к исполнению животворящих за­поведей лобызал кротость — начало подражания Христу, сию дверь в чертог высочайшего смиренномудрия. Был блажен, ибо возжаждал правды и насыщался от царския ея трапезы. Был бла­жен, ибо милостивый к ближним за седмьнадесять лет удостоил­ся слышать божественный глас: «Ты помилован». Был блажен, ибо умиротворением всех помыслов и сладкозвучною гармониею сердечных чувств соделался сыном Божиим по благодати.

За полтора года до преставления постигла его для вящих вен­цев тяжкая болезнь. Минуты сильных припадков обнаружива­лись краткими, но исполненными любомудрия словами: «Слава Богу!» Наступила Светлая седмица 1822-го года. На Страстной неделе видение луны, склонившейся на запад и истощившей по­чти весь свет свой, за девять дней предвозвестило Феодору близ­кое его успение. За день до оного новое видение снова блиста­тельным образом возвещает ему счастливейшую кончину: он ви­дит себя в некоей великолепной церкви, исполненной белоризцев, и из среды оных с правого клироса слышит торжественный глас покойного друга своего иеросхимонаха Николая, вещающий тако: «Феодор! Настало время твоего отдохновения. Прииди к нам!»

Настало время сие в пятницу в девятом часе вечера; заиграла радостная улыбка на устах Феодора, просветилось лице его, черты оного изменились божественным странным изменением. Учени­ки, окружавшие одр старца, забыли слезы и сетования — погрузи­лись в созерцание величественной, необыкновенной кончины. Бла­гоговейный страх, печаль, радость, удивление вдруг овладели их чувствами: они ясно прочитали на челе отца своего, что душа его с восторгом изскочила из тела в объятия светоносных ангелов.

Смерть праведника есть рождение для новой радостнейшей жизни, смерть праведника есть сладостная жатва тучных кла-сов, прозябших из семени искушений и подвигов; смерть пра­ведника есть величественное исшествие души, сбросившей дея­нием и видением страстные оковы из темницы тела: на пути сво­ем к небу душа сия не боится встречи лукавых демонов. Смерть праведника есть полет его стремительный, неудержимый на любовных крылах к источнику любви — Господу Иисусу.

Отец святый! Ты обитаешь днесь в райских чертогах и нена­сытно насыщаешься хлебом небесным. Пролей о нас молитву пред Царем царей, не предай чад твоих челюстям вражиим, будь нам помощником в страшные смертные минуты и представь нас лицу Всевышнего, да и мы соединим с ликующим твоим гласом наши слабые г ласы и удостоимся с трепетом прославлять в веч­ные веки триипостасного Бога, славимого всею вселенною!

Подготовка текста и публикация В. В. Кашириной.

 


[1] Святитель Игнатий в письмах к С. Д. Нечаеву обращался «Стефан Дмит­риевич».

 

[2] Хотя из переписки можно заключить, что это «Житие> было опубликова­но, обнаружить его в числе изданных творений святителя Игнатия не удалось.

 

[3] Письма святителя Игнатия впервые были опубликованы (некоторые в со­кращенном виде) в «Христианском чтении» 1895 г., выпуск № 3, затем перепечатывались в других изданиях, но в собрания творений святителя Игнатия не попадали. В основу Настоящего издания положена их первая публикация в «Христианском чтении». Письма С. Д. Нечаева ранее не публиковались, не­давно они были обнаружены в архиве — РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. № 6. Эти письма позволили уточнить даты некоторых писем святителя Игнатия.

 

[4] Евр12.6.

 

[5] Александр Скарлатович Стурдза (ум. в 1854) — тайный советник; автор книги «О должностях священного сана» и других духовных книг.

 

[6] Брошюра была издана в пользу Комитета о просящих милостыню.

 

[7] Также составленное А. С. Стурдзою.

 

[8] См.: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. М., 2002. С. 149-151.

 

[9] О. Аполлос до 1846 г. наместник Троице-Сергиевой пустыни, с 1846 г. — настоятель Старо-Ладожского Николаевского монастыря; с 1860 г. — архи­мандрит, в 1863 г. — уволен на покой; см. о нем также в 7 т., с. 290-292.

 

[10] У С. Д. Нечаева в Данковском уезде Рязанской губернии было имение — Сторожевая Слобода, или Сторожово.

 

[11] Ср. Настоящее издание, т. 6, с. 118-212.

 

[12] Митрополита Филарета (Амфитеатрова).

 

[13] Митрополиту Филарету (Дроздову).

 

[14] Изданные в пользу Комитета о просящих милостыни.

 

[15] Любовь... не мыслит зла... всему верит (1 Кор. 13.4,5,7).

 

[16]...всякую [ветвь], приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода
(Ин. 15. 2).

 

[17] Валленштрема. О нем см. в письме № 33.

 

[18] Кикилия, в мире Марфа Попова.

 

[19] Иоанна.19.11.

 

[20] Дивно ведение Твое для меня (Пс. 138.6).

 

[21] Высокопреосвященный Никанор.

 

[22] Письма с № 1 по № 40 - РГИА. Ф. 1088. Д. 532. Публикуются впервые (А. Н. Стрижев).

 

[23] Мф. 25.40.

 

[24] Цесаревич Константин Павлович. Переписка с Ф. П. Опочининым. СПб., 1873. С. 3. Ц.

 

[25] РГБ ОР. Ф. 41. К. 169. № 46.

 

 

[26] Письмо № 1 — РНБ РО. Ф. 545. Ед, хр. 13 — публикация А. М. Любомудрова; письма № 2,4,6,7 - РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. № 9 - публикация О. И. Шафра­новой; письма № 3 и 5 были опубликованы в т. 4 Собрания сочинений святите­ля Игнатия. М., 1993.

 

[27] В другой редакции «Слово из вечности» напечатано в Настоящем изда­нии, т. 1, с. 171-173.

 

[28] Архиепископ Григорий (Постников) — будущий Митрополит Новгород­ский и Санкт-Петербургский.

 

[29] РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. № 23.

 

[30] Митрополит Филарет (Амфитеатров) — о нем см. Настоящее издание, т. 7,
с. 32-34. (Далее - т. 7.)

 

[31]..Прокурором Святейшего Синода... — Граф Н. А. Протасов.

 

[32] РГБ ОР. Ф. 425. К 3. № 19. Письмо публикуется впервые (О. Шафранова).

 

[33] терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21.19).

 

[34] 2 Кор. 12.9.

 

[35] Ср.: Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5.20).

 

[36] Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих (Пс. 118.54).

 

[37] Вспоминаю о Боге и трепещу (Пс. 76.4).

 

[38] РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. № 11. Ц

[39] Опочининых.

[40] РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. № 29.

 

[41] Л. А. Соколов. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и мо­рально-аскетические воззрения. Киев, 1915. Ч. 1. С. 286-288. Валоцкой Алек­сей Александрович (1806-1875) — генерал-лейтенант, до августа 1859 г. — гу­бернатор Ставропольского края; со святителем Игнатием был в дружеских отношениях с детства.

 

[42] См.: Притч. 9.1.

 

[43] По свидетельству П. А. Брянчанинова, письмо это «было как бы напут­ствием к А. А. Плещееву, писано к нему за месяц до смерти его, когда еще никто не говорил и не думал о близости смертного его часа. Покойный Пле­щеев назвал это письмо подорожной своей в вечность, хранил его во все пос­ледние дни под подушкой; болезнь препятствовала Архимандриту Игнатию
самому приехать к умиравшему другу».

 

[44] Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя (Рим. 14.7).

 

[45] София Павловна Титова — сестра Анны Павловны Плещеевой — см. с. 110, письмо № 7.

 

[46] Ин. 6.44.

 

[47] РГБ ОР. Ф. 425. К 4. № 21. Публикуется впервые; ответ Святителя в пись­ме № 7 (О. Шафранова).

 

[48] Протоиерей Лука Ефремов. Жизнеописание Т. Б. Потемкиной. М, 1870.

 

[49] Граф Сергий Шереметев. Домашняя старина. М., 1900. С. 108.

 

[50] О нем см. т. 7, с. 199-200.

 

[51] Душеполезное чтение. М., 1870. Ч. 1-4. С. 1-8.

 

[52] Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благо­
деяние его (Притч. 19.17).

 

[53] Княгиня Татьяна Васильевна Юсупова (1767-1841) — дочь полковника Василия Андреевича Энгельгардта и Марфы Александровны, урожденной Потемкиной (сестры князя Г. А. Потемкина). В первом супружестве была за внучатым дядею по матери, Михаилом Сергеевичем Потемкиным (умер в 1791 г.); во втором — за князем Николаем Борисовичем Юсуповым (1751- 1831). В1781 г. была пожалована во фрейлины. Погребена в Благовещенской
церкви Александро-Невской лавры. См. о ней в письме Святителя к С. Д. Не­ чаеву № 27, с. 30.

 

[54] Письмо святителя Игнатия к этой старице см. т. 7, с. 208-209.

 

[55]..царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой (Дан. 4. 24).

 

[56] РГБ ОР. Ф. 425. К 1.

 

[57] Мф. 7. 20.

[58] Мф.9.17.

 

[59] Последование панихиды. На Аллилуиа стих 1.

 

[60] См. письмо святителя Игнатия к наместнику Сергиевой пустыни о. Игна­
тию (Васильеву) Ms 16, т. 7, с. 358.

 

[61]...прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3.19).

 

[62] Пс. 102.5.

 

[63] 4 февраля 1848 г. святитель Игнатий написал своему наместнику в Серге­еву пустынь: «К Николаю Николаевичу Анненскому я писал письмо, утешая его, и советую не оставлять семейство по порыву огорчения. Ты очень хорошо сделал, доложив Преосвященному о его пребывании в обители».

 

[64] РНБ РО. Ф. 1927. № 288. С. 273-274.

 

[65] См. т. 7, с. 541-542.

[66] Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказ­ского. С. 152.

 

[67] РГИА. Ф. 1661. Д. 1098. Ф. 472. Д. 62. Константин Степанович Сербино-вич (1795-1874) — тайный советник, член Комиссии по принятию прошений; см. также о нем примеч. Настоящего издания, т. 5, с. 517.

 

[68] Барятинский А. И. (1815-1879) — князь, с 1856 по 1861 г. наместник Кав­казский.

 

[69] РГБ ОР. Ф. 425. К. 1.

 

[70] РГБОР.Ф.425.К.З.№19.

 

[71] РГБОР.Ф.425.К.З.№11.

 

[72] РГИА. Ф. 942. Оп. 1. Д. 559. Публикация, подготовка текста А. М. Любомудрова. Публикуется впервые.

В письме идет речь о замещении должности Смотрителя Инвалидного дома. Инвалидный дом на 30 увечных воинов, а также церковь мч. Валериана были построены в 1809 г. братьями Зубовыми в память Валериана Зубова, скончав­шегося от ран, полученных в персидском походе.

 

[73] Злостраждет ли кто из вас, пусть молится (Иак. 5.13).

 

[74] Эти письма были написаны святителем Игнатием в Николо-Бабаевском монастыре, когда он находился там в 11-месячном отпуске для лечения. Ко­пии с них были сняты келейником Святителя Стефаном (в монашестве Си­меоном). Позже святитель Игнатий по просьбе своих учеников отредактиро­вал их и подготовил для печати. Впервые они были опубликованы архиманд­ритом Игнатием (Малышевым) в 1881 г. как приложение к «Жизнеописанию епископа Игнатия Брянчанинова», а с 1886 г. помешались в Собрания творе­ний Святителя в 4-м томе. (При подготовке Настоящего издания из 61 пись­ма, помещенных в 4-м томе, по!4-ти были установлены адресаты.)

 

[75]...умножь в нас веру (Лк. 17. 5).

 

[76] Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует (Притч. 12.18).

 

[77] Он изъязвлен был за грехи наши имучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53.5).

 

[78] Житие преподобной Марии Египетской. Четьи-Минеи, 1 апреля.

 

[79] Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона...Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и па всех верую­щих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, по­лучая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим. 3.28,22-24).

 

[80] Ср.:..ниспровергаем... всякое превозношение, восстающее против позна­ния Божия (2 Кор. 10.4,5).

 

[81]...избавленную от меча, собранную из многих народов, на гори Израилевы, которые были в постоянном запустении (Иез. 38.8).

 

[82] со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Флп. 2.12).

[83]...страшен... для всех окружающих Его (Пс. 88.8).

[84] Мф.5.9

[85] Мф.25.36.

 

[86]..никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благона­дежен для Царствия Божия (Лк. 9.62).

 

[87] не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел гре­ховных(Пс. 140.4).

[88] Втор. 4.24; Евр. 12. 29.

 

[89] истина сделает вас свободными (Ин. 8.32).

 

[90] Мф. 6.22.

[91] Деян.2.40.

[92] Пс. 18.10.

 

[93]..разум будет охранять тебя (Притч. 2.11)

[94] Пс. 106.10.

 

[95]...сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим.10.10).

 

[96]..многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умно­
жения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф. 24.11,12).

 

[97] Лк. 18.8.

 

[98]..Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец (Ин. 12. 49,50).

 

[99] Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Вхо­дите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, веду­щие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, веду­щие в жизнь, и немногие находят их (Лк. 12.32; Мф. 7.13,14).

 

[100]...Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2.11).

 

[101]...Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями (1 Кор. 12. 28).

 

[102] не делайтесь рабами человеков (1 Кор. 7.23).

 

[103] 2 Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться (Ин. 3, 29-30).

 

[104] кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23.12).

 

[105] Ин. 14.15.

 

[106] Кол. 3.14.

 

[107] Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас... и будете ненавидимы всеми за имя Мое (Мф. 10.16-17,22).

 

[108] А мне весьма почтенны друзья твои, Боже (Пс. 138.17).

 

[109] Пс. 118.25.

 

[110] Лк. 12.32.

 

[111] Ин. 8.44.

 

[112] См.: Ис. 64. 6.

[113] Пс.29.7,8.

 

[114] Мф. 18.3.

 

[115] 1 РНБ РО. Ф. 1927. Д. 288. С. 275-276.

 

[116] РНБ РО. Ф. 1927. Д. 288.

 

[117] См. о нем т. 7, с. 181-184.

 

[118] См. о нем т. 7, с. 181-184.

 

[119] РГБ ОР. Ф. 425. К. 1

[120] РГБ ОР. Ф. 425. К. 1.1

[121] РГБ ОР. Ф. 425. К. 1.

 

[122] Представьте себе, сударыня.

 

[123] РГБОР.Ф.425.К.1.

[124] См. о нем т. 7, с. 114-116.

 

[125] РГБ ОР. Ф. 425. К. 1.

 

[126] ,РГБРО.Ф.425.К.4.М8 3.

 

[127] О ней см. Настоящее издание, т. 5,с. 487-510.

 

[128] Лазарев Михаил Петро­вич (1788-1851) — выдающийся деятель русского флота и флотоводец, уче­ный исследователь Антарктики, адмирал. В 1827 г. отличился в Наваринс­ком сражении, в котором под его командованием участвовали П. С. Нахи­мов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин. С 1832 г. он начальник штаба Черноморского флота, с 1833 — главный командир Черноморского флота и портов Черного моря. Создал на флоте особую школу подготовки и воспи­тания моряков — патриотов Родины.

 

 

[129] Корнилов Владимир Алексеевич (1806-1854) — выдающийся русский во­енно-морской деятель, ближайший соратник и ученик М. П. Лазарева. Один из главных организаторов Севастопольской обороны. В 1848 г. — контр-ад­мирал, с 1852 — вице-адмирал.

 

[130] Полностью рассказ см. Настоящее издание, т. 5, с. 519-520. Ц

[131] Ф. 1166. Оп. 1.Д.4.Л. 171-173.

 

[132] Шахова Е. Н. Собрание сочинений в стихах / Издал внук автора Н. Н. Ша­хов. СПб.: «Екатерининская» типогр., 1911. - XIV, 212, 130,322 с. Далее: Со­брание сочинений в стихах.

 

[133] РО ИРЛИ, № 3558-3602.

[134] Шахова Е. Опыт в стихах пятнадцатилетней девицы. Писано в 1836 г. СПб.: Типогр. К. Вингебера, 1837. - 23 с J

[135] Труды императорской Российской академии: Ч. 1. СПб.: Типогр. имп. Российской Академии, 1840. С. 77.

[136] Шахова Е. Повести в стихах. СПб.: Типогр. К. Вингебера и сына, 1842. — 167 с.

[137] Шахова Е. Видение девушки [Стихотворение] // Библиотека для чтения. 1837. Т. 21. № 4, Отд. V. С. 108-112

[138] Об участии Е. Шаховой в этих изданиях см. в сносках к ее «Автобиогра­фии», публикуемой в Настоящем издании. С. 280-293. Далее указания на «Ав­тобиографию» даются в тексте публикации.

[139] Полевой Николай Александро­вич (1796-1846) — писатель, журналист, историк, член.-кор. Российской АН (1831). Издатель журнала «Московский телеграф». Автор «Истории русско­го народа» (т. 1 -6). Ц

[140] Полевой Н. Повести в стихах Елизаветы Шаховой. СПб.: Типогр. К. Вингебера и сына, 1842 // Русский Вестник. 1842. Т. 6. Отд. III. С. 28. —В рубрике «Новые русские книги. 1842год».|

[141] Плетнев Петр Алексан­дрович (1792-1865) — поэт, критик, доктор философии, академик Российской Академии наук (1841), в 1838-1846 издатель и редактор журнала «Современ­ник», проф. кафедры русского языка и словесности (1832-1850), затем ректор Петербургского университета (1840-1861).

[142] Повести в стихах Елизаветы Ша­ховой. 1. Перст Божий, 2. Странный красавец, 3. Изгнанник и — Эпилог // Со­временник. 1842. Т. 26, Отд. II. С. 51-52. - Авт.: ПА. Плетнев.

[143] См.: Совре­менная библиографическая хроника: Русские книги: Стихотворения Елизаве­ты Шаховой. СПб.: Типогр. имп. Российской Академии, 1839. // Отечественные записки. 1839. Т. 6, Отд. VII. С. 148; Русская литература: Стихотворения Ели­заветы Шаховой. СПб.: Типогр. имп. Российской Академии, 1839 // Северная пчела. СПб., 1839.9 ноября, № 254. С. 1015.

 

[144] Ишимова Александра Иосифовна (Осиповна) (1804, по другим сведениям 1803-1881) — детская писательница, переводчица, издатель детских журна­лов. Автор «Истории России в рассказах для детей». (Ч. 1-6. СПб., 1837-1840; 5-е изд. Ч. 1-3. СПб., 1862), принесшей ей наибольшую известность. Первые 25 рассказов «Истории...» Ишимова показала П. А. Плетневу еще в рукописи, который высоко их оценил и ввел Ишимову в круг литераторов (ок. 1834), став ее литературным покровителем и наставником. Через посредничество Плетне­ва в конце 1830-х годов молодая писательница была приглашена преподавать русский язык членам царской фамилии. С П. А Плетневым и Я. К. Гротом у Ишимовой установились особенно дружеские отношения.

[145] Грот Яков Кар­лович (1813-1893) — филолог, историк, ординарный академик Петербургс­кой Академии наук (1858). Окончил с золотой медалью Царскосельский ли­цей (1832), служил в канцелярии кабинета министров, с 1834 г. — в Государ­ственной канцелярии. С 1840 г. сотрудничал в журнале «Современник». В 1841-1852 гг. профессор кафедры русского языка, словесности и истории Гель-сингфорского университета, 1852-1858 гт. преподавал русский язык, немец­кий язык, историю и географию великим князьям Николаю Александровичу и Александру Александровичу; в 1853-1862 гг. профессор кафедры словесно­сти Александровского лицея в Петербурге. С 1859 г. — член, с 1866 г. — пред­седатель Литературного фонда. |

[146] Шахова Е. В начале жизни и на пороге веч­ности. (Посвящено памяти И. С. Тургенева. 1883 г.) // Русская старина. 1913. Т. 153. № 1. С. 164. - Публикация Н. Н. Шахова.

 

[147] Стихотворения Елизаветы Шаховой // Современник. 1840. Т. 17, Отд. II. С 65-66. — Авт.: П. А. Плетнев. Ц

[148] Спасо-Бородинский в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа женский монастырь. Основан в 1838 на Боро­динском Поле, близ д. Семеновское вдовой героя Отечественной войны 1812 г. генерал-майора A. А. Тучкова М. М. Тучковой (впоследствии игуменией Ма­рией) на месте гибели ее мужа. Ц

[149] Афанасьев В. В. Схимонахиня Мария (! — Е.А.)(Елизавета Никитична Шахова, 1822-1899)//Журнал Московской Пат­риархии. 1995. №. 12. С. 72. К сожалению, в небольшом по объему предисловии автор допускает несколько фактических ошибок, в том числе и в названии.

 

[150] Шахова Е. Н. Правый и неправый суд [Стихотворение} // Современник. 1843. Т. 29. С. 269; Две думки: I. Гаданье на луну. II. Безстрастие [Стихотворе­ния] // Современник. 1843. Т. 32. С. 352-353; Происхождение арфы: Из То­маса Мура [Стихотворение] // Современник. 1844. Т. 34. С. 77-78; Именин­нику: Из А. Мицкевича [Стихотворение] // Современник. 1844. Т. 34. №4. С. 82; К Цевнице (Из Б. Залесского, с польского) [Стихотворение] // Моск­витянин. 1844. Ч. 4. №. 7, Изящная словесность: Стихотворения. С. 4. |

[151] Ни­коло-Бабаевский во имя святителя Николая мужской монастырь. Основан после 1500 г. в посаде Большие соли (635 км от Костромы и 628 км от Ярос­лавля) на правом берегу Волги при впадении в нее реки Солоницы. Ц

 

 

[152] Насто­ящее издание. Т. 7. С. 350-351.

[153] Шахова Е. Н. Памятные записки о жизни игумений Марии, основатель­ницы Спасо-Бородинского общежительного монастыря, в мире — Маргариты Михайловны Тучковой, урожденной Нарышкиной. СПб., 1865. С. 91.

[154] Там же. С. 93-94. Ц

[155] Валаамский монастырь СПб.: тип. К. Крайя, 1847. - 27 с. Под­пись: И. И. И. То же. - СПб.: тип. К. Крайя, 1847. - 40 с. Ц

[156] Настоящее изда­ние. Т. 7. С. 346.1

[157] Там же. С. 339.

 

[158] Воспоминание о Бородинском монастыре // Библиотека для чтения, 1847. Т. 85. Науки и художества. С. 121-122. - Подпись: И. Ц

[159] См. т. 7, с. 372, письмо № 28. Вышло также отдельным изданием: Воспоминание о Бородинском мо­настыре. СПб.: тип. К. Крайя, 1847. — 4 с. — Подпись: И, Ц

[160] Собрание сочине­ний в стихах. Ч. 2. С. 2.

 

[161] Настоящее издание. Т. 4. С. 473.

[162] Настоящее издание. Т. 7. С. 375. Письмо № 34. ||

[163] <Иннокентий (Борисов), архиепископ.> Великий пост или Беседа на Св. Четыредесятницу. Харьков, 1847. 368 с. — Автор не указан. То же: 2-е изд. Сочинение Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. СПб., тип. Морского кал. Корпуса, 1850. [4], II, 322 с. 1

[164] Настоящее издание. Т. 7. С. 378. Письмо № 38. В Собрании сочинений Е. Шаховой есть цикл стихотворений, посвященных Великому посту. См.: Со­брание сочинений в стихах. Ч. 2. С. 109-121. Время создания стихотворений неизвестно, но опубликовала их мать Мария в газете «Россия» в 1880 г. № 1,4 -7. Ц

[165] 4 Шахова Е. Мирянка и отшельница. Стихотворения: В 2 ч. СПб.: Типогр. К Вингебера, 1849. — 4, 346, IV с. Ц

[166] Литературная летопись: Мирянка и от­шельница. Стихотворения Елизаветы Шаховой: В 2 ч. СПб.: Типогр. К. Винге­бера, 1849 // Библиотека для чтения. 1849. Т. 95. № 6, Отд.У1. С. 36-39.

 

 

[167] Собрание сочинений в стихах. Ч. 2. С. 11.

[168]. Ц библиографическая хроника: Новые сочинения: Мирянка и отшельница. Стихотворения Елизаветы Шахо­вой: В 2 ч. СПб.: Типогр. К. Вингебера, 1849 // Отечественные записки. 1849. Т. 64, Отд. VI. С. 95-100.

 

[169] Настоящее издание. Т. 4. С. 552.

 

[170] Флери Клод (Abbe'Fleury; 1640-1723) — аббат, историк церкви, член Фран­цузской академии. Автор труда Histoire ecclesiastique (Paris, 1719). Ц

[171] РО ИРЛИ. № 3558. Ц

[172] См.: Исаков Сергей. Алексей Поликарповым Бочков. Био­графический очерк. — Настоящее издание. Т. 4. С. 565-596

[173] Настоящее издание. Т. 4. С. 530-531. Ц

[174] Там же. С. 532.

[175] См.: Письма игу­мена Антония к Е. Шаховой, а затем матери Марии. РО ИРЛИ, 3589. Ц

[176] Мы не располагаем достоверными сведениями о первых шагах монашеской жиз­ни Е. Шаховой: неизвестно, был ли постриг в рясофор, где и когда он состоял­ся. Ц

[177] Настоящее издание. Т. 4. С. 548. Ц

[178] Шахова Е. Жизнь схиигумении Евп­раксии. (В Старо-Ладожском девичьем монастыре, Успения Пресвятой Бого­родицы) // Странник. 1860. Т. 1. № 3, Отд. I. С. 65-99.

[179] Шахова Е. Светлая утреня [Стихотворение! // Странник. 1862. Т. 2, № 4, Отд. И. С. 203-210.

 

[180] Настоящее издание. Т. 4. С. 550. ||

[181] Там же.

[182] Там же. С. 551. Ц

[183]Шахова Е. Памятные записки о жизни игумений Марии, основательницы Спасо-Боро-Динского общежительного монастыря, в мире — Маргариты Михайловны Туч­ковой, урожденной Нарышкиной // Странник. 1865. Т. 1. № 5, Отд. I. С. 61-W6; № 6, Отд. I. С. 123-172. Отд. оттиск: СПб., 1865. - 112 с.

 

[184] Собрание сочинений в стихах. Ч. 2. С. 85. Ц

 

[185] Там же. С. 86.

 

[186] Посвящается Архимандриту Игнатию (Настоятелю Сергиевской пустыни). Собрание сочинений в стихах. Ч. 2. С. 106-108. В 1866 г. стихотворение было издано отдельной брошюрой за подписью Виктора Аскоченского. Факт этот пока объяснить не удалось. В. И. Аскоченский, как редактор журнала «Домашняя беседа», был хорошо знаком и со святителем Игнатием и с игуменом Антони­ем, чьи произведения он публиковал в своем журнале.

[187] РО ИРЛИ. 3589.

 

[188] Собрание сочинений в стихах. Ч. 2. С. 94.

 

[189] Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов: Его жизнь, личность и мо­рально-аскетические воззрения. В 2 ч. Киев, 1915. Ч. 2. Приложение. С. 127. 1

[190] О каких стихах говорит архимандрит Игнатий, установить не удалось.

 

[191] Скорее всего, архимандрит Игнатий имел в виду последний сборник сти­хов А. Майкова. Очерки Рима. СПб.: В типогр. И. Глазунова и К., 1847.

[192] Пот­то Василий Александрович (1836-1911), генерал-лейтенант, выпускник кадет­ского корпуса Дворянского полка, по окончании которого в 1855 г. был на­правлен в действующую армию на Кавказ. Принимал участие в блокаде, штурме и сдаче Карса. По окончании Турецкой войны путешествовал по Кав­казу и собирал рассказы, песни и исторические предания о Кавказских воен­ных событиях, которые легли в основу целого ряда его талантливых историко-военных произведений, объединенных позже в фундаментальную книгу: &• Потто. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и био­графиях. Т. 1-5. СПб., 1885-1890. В газетной публикации фамилия автора на­писана с одной «т», чему, вероятно, не придавалось большого значения. В тек­сте письма вместо газетной фамилии «Пото» напечатано «Пето», что может быть равно как ошибкой архимандрита Игнатия, так и неточным прочтением автографа, по которому делалась первая публикация.

[193] Воспитанник Дворян­ского полка, Василий Пото. Молитва за царя. Русская песня // Русский инва­лид. 1854.19 марта, № 65. С. 281. Ц4 В публикации так!

 

[194] Потто В. А. Молитва за Царя. Русская песня. СПб.: Военная типография, 1854.4 с.

[195] См.: В память 50-летнего юбилея военно-литературной деятель­ности г.-л. В. А. Потто/Под ред. канд. фкл. Адольфа Либермана. Тифлис, 1909. 77 с. У

[196] О письмах святителя Игнатия к С. И. Снессоревой см. публикацию Е. Аксененко в Настоящем издании. Т. 5. С. 487-538.

 

[197] См.: С. И. Снессорева. Автобиографическая записка>. Там же. С. 539-554. I

 

[198] Там же. С. 518-520.

 

[199] Настоящее издание. Т. 7. С. 152. Письмо № 48. Н

[200] Майков А. Орел. [Сти­хотворение] // Библиотека для чтения. 1835. Т. 9. Отд. 1. С. 123-124. ||

[201] Ша­хова Е. Видение девушки [Стихотворение] // Библиотека для чтения. 1837. Т. 21. Отд. V. С. 108-112. I

[202] См.: БаевскийВ. С. Майков А. Н.// Русские писа-тели.1800-1917. Т. 3. М, 1994. С. 454-455.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.182 сек.