Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация темы




Тема 1. Нейропсихология как теоретическая и практическая дисциплины. Основные принципы и отличительные особенности нейропсихологического исследования

Курск-2008

По нейропсихологии

Методические указания

ГОУ ВПО

Дополнительная

Перечень и стандарты практических умений.

Имеет ли место очаговое поражение мозга и, если да, то где?

Какой нейропсихологический синдром имеет место у данного больного?

Правильный ответ: синдром односторонней пространственной агнозии, связанный с поражением первичных проекционных зон правого полушария.

2. Больная Р., З5 лет, поступила в неврологическое отделение после семейного конфликта, во время которого упала и ударилась затылком о журнальный столик. Предъявляла жалобы на головную боль в затылочной области ноющего характера. При нейропсихологическом исследовании выявлены нарушения при выполнении следующих проб: поставить точку в центр круга и креста, обвести круг и крест, трудности при выделении фигуры из фона, при узнавании лиц, невозможность выполнения самостоятельного рисунка и письма.

Правильный ответ: симультанная агнозия, предметная агнозия при выполнении сенсибилизированных проб, прозопагнозия, невозможность совершения зрительно – конструктивной деятельности свидетельствуют об очаговом поражении затылочных зон, преимущественно правого полушария.

Уметь диагностировать нарушения восприятия при локальных поражениях мозга.

Примерная тематика НИРС по теме:

1) Зрительные агнозии при деменции.

2) Сенсорные и гностические зрительные расстройства.

Рекомендованная литература по теме:

- обязательная:

7. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007.

7. Потапова Т.Ф. Нейропсихологическое исследование:учеб. Пособие. Красноярск: тип. Крас ГМУ, 2009.

 

- электронные ресурсы.

 

 

Курский государственный медицинский университет

Кафедра психиатрии и клинической психологии

по самоподготовке для студентов

(приложение к программе)

для студентов 3 курса

факультета клинической психологии

 

Нейропсихология является одной из составляющих клинической психологии. Она представляет собой самостоятельную научную дисциплину, возникшую на стыке общей психологии, клинической неврологии и психофизиологии. В теоретическом плане предметом нейропсихологии является мозговая организация психических функций, изучение роли отдельных структурно-функциональных единиц мозга в осуществлении различных видов психической деятельности. В практической сфере нейропсихология вносит свой вклад в решение таких задач клинической психологии, как диагностика и реабилитация. Объединенные общим методическим подходом – методом синдромного анализа нарушения высших психических функций при различных формах мозговой недостаточности – теоретическая и клиническая составляющие нейропсихологии находятся в тесном и неразрывном единстве, изначальном и главном условии формирования и развития этой дисциплины.

Цель самоподготовки

В результате самостоятельной подготовки необходимо усвоить: 1) объект, предмет и основные задачи нейропсихологии; 2) ознакомиться с историей ее формирования как науки; 3)определить теоретическое значение нейропсихологии, ее вклад в изучение проблемы «мозг и психика», 4) установить роль нейропсихологии в решении общепсихологических и философских проблем; 5) содержание основных направлений нейропсихологии (клиническая, экспериментальная, реабилитационная, нейропсихология детского возраста, нейропсихология индивидуальных различий и др.); 6) практическое значение нейропсихологии для диагностики локальных поражений головного мозга, различных мозговых дисфункций и восстановления нарушенных психических функций; 7) отличительные особенности традиционной западной и отечественной нейропсихологии, научно обосновать преимущество отечественной нейропсихологической школы.

План изучения темы:

1. Определение предмета нейропсихологии. Объект и предмет нейропсихологии. Центральная проблема нейропсихологии. Основные задачи нейропсихологии.

2. Понятие о мозговых структурах и уровнях организации головного мозга (большой мозг (cerebrum), промежуточный мозг (diencephalon) и его две области: зрительный мозг (thalamencephalon) и подбугорную (hypothalamus), средний мозг (mesencephalon), задний мозг (pons), продолговатый мозг (medulla oblongata), мозжечок (cerebellum)).

3. Высшие психические функции. Определение, уровни организации высших психических функций (подкорковый и корковый, уровень простых сенсомоторных реакций, уровень организации высших психических функций с участием мнестических процессов, уровень сложноорганизованных высших психических функций с участием второй сигнальной системы), примеры.

4. История развития нейропсихологии: донаучные предпосылки, представления о головном мозге и психических функциях в средние века, 18-19 веках, пересмотр взглядов на головной мозг (работы Т. Уолтера и Г. Мауэна), концепция бихевиоризма, значение рефлекторной теории И.П. Павлова, теории опережающего отражения П.К. Анохина, теория «двигательной задачи и ее реализации» Н.А. Бернштейна. Вклад психологии, нейрохирургии и неврологии в становление нейропсихологии как науки.

5. Два основных пути развития нейропсихологии: западная и отечественная нейропсихологические школы. Основные принципы и задачи западной нейропсихологии. Ее преимущества и недостатки. Отечественная нейропсихология. Вклад А.Р. Лурия в становление отечественной нейропсихологии. Отличительные особенности и научное обоснование преимуществ отечественной нейропсихологии перед западной.

6. Теоретическое значение нейропсихологии. Ее связь со смежными дисциплинами: психологией, философией, медицинскими науками (неврологией, нейрохирургией), естественнонаучными дисциплинами (анатомией, физиологией). Практическое значение нейропсихологии. Определение функциональных границ неврологии и нейропсихологии. Основные задачи клинического психолога в неврологической и нейрохирургической клинике. Использование нейропсихологии для диагностики локальных мозговых поражений.

7. Основные научные направления современной нейропсихологии: клиническое, экспериментальное, реабилитационное, психофизиологическое, детская нейропсихология, психология индивидуальных различий, нейропсихология старческого возраста, нейропсихология памяти, нейропсихология эмоций и т.д. Перспективы дальнейшего развития нейропсихологии. основные принципы современной нейропсихологии.

8. Клинико – психологическое исследование в неврологической и нейрохирургической практике. Отличительные особенности проведения нейропсихологического исследования от экспериментально – психологического исследования и психологических тестов. Обеспечение надежности результатов нейропсихологического исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.