Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из письма Франсуа Бернье Кольберу




Ф. Бернье (1625—1688) — французский врач, философ и путе­шественник, проживший >12 лет при дворе могольского падишаха Аурангзеба (1658—1707),

Вы уже могли видеть на картах Востока, как велики раз­меры империи Великого Могола... На этом громадном про­странстве много чрезвычайно плодородных земель, некоторые из них, например Бенгальское королевство, превосходят Египет не только изобилием риса, пшеницы и прочих продук­тов, необходимых для жизни, но также теми ценными това­рами, которых Египет не знает, каковы шелка, хлопчатобу­мажные изделия, индиго и многие другие, о которых в доста­точной мере говорится в разных описаниях.

Из этих земель многие достаточно населены и довольно хорошо возделаны; местные ремесленники, хотя по природе своей довольно ленивы, все же вследствие нужды или по дру­гим причинам старательно трудятся, вырабатывая ковры, парчу, золотые и серебряные ткани и всякого рода изделия из шелка и хлопка, которые употребляют в стране или везут в другие места...

Индостан нуждается в ввозе слонов, меди, гвоздики, мус­катного ореха, корицы и разных других продуктов, которые голландцы туда ввозят из Цейлона, Японии, Молуккских островов и Европы; ему нужен также свинец, который отчасти ему поставляет Англия, кумач и другие товары, поставляемые Францией; Индостан нуждается даже в большом количестве лошадей: известно, что из Узбекистана он получает их еже­годно более 25, из Персии, через Кандагар, их также при­возят немало, а некоторое количество прибывает из Эфиопии, Аравии и Персии морем — из портов Моки, Бассоры и Бендер-Аббаса. Индостану требуется, кроме того, громадное количе­ство свежих фруктов, доставляемых из Самарканда, Бали, Бухары и Персии, как, например, дыни, яблоки, груши, вино­град; они потребляются в Дели, где их покупают по весьма дорогой цене почти всю зиму, так же как и сухие фрукты, которые там имеются круглый, год и которые привозятся из тех стран, например миндаль, фисташки, лесные орехи, сли­вы, абрикосы, виноград и пр. Наконец, есть спрос на малень­кие морские раковины с Мальдивских островов, которые слу­жат в качестве мелкой монеты в Бенгалии и в некоторых других местностях, а также на серый янтарь с этих же самых


 




Мальдивских островов и из Мозамбика; на рога носорога, на слоновую кость и рабов из Эфиопии, на мускус и посуду из Китая, на жемчуг из Бахрейна и Тутукури около Цей­лона... Но все это не приводит к вывозу из империи золота и серебра, так как купцы набирают на обратный путь местные товары, находя это более выгодным, чем увозить деньги; таким образом, все это не мешает Индостану быть, как мы сказали, пропастью, поглощающей значительную часть зо­лота и серебра всего мира, которые находят многие пути, чтобы туда проникнуть со всех сторон, и почти ни одного — для выхода оттуда.

Наконец, обратите внимание на то, что Великий Могол является наследником всех эмиров, или вельмож, и мансебда-ров, или маленьких эмиров, которые состоят у него на жа­лованья, а также на то, что все земли государства, — а это имеет важнейшие последствия, ■— составляют его собствен­ность за исключением кое-каких домов или садов, которые он позволяет своим подданным продавать, делить или поку­пать друг у друга по их усмотрению...

Однако, с другой стороны, надо отметить некоторые об­стоятельства, создающие противовес этим богатствам. Прежде всего среди этих громадных пространств встречается много песков и бесплодных гор, мало возделанных и слабо населен­ных, а из плодородных земель многие не обработаны за от­сутствием земледельцев: часть из них погибла от дурного обращения губернаторов, нередко отнимающих у них самое необходимое для жизни, порой даже детей, которых обращают в рабство, когда у родителей нет средств платить или когда они пытаются уклониться от платежа; другие покинули де­ревню по той же причине и, впав в отчаяние, что им прихо­дится работать только для других, бросились в города или в войска, чтобы служить носильщиками, водоносами или сде­латься служителями всадников; некоторые бежали во владе­ния раджей, потому что там их меньше угнетают и лучше обращаются с ними.

Далее надо заметить, что на этом пространстве живет множество народов, над которыми Могол не вполне властен; у них большей частью имеются свои начальники и государи, которые повинуются Моголу и платят ему дань только по.принуждению; некоторые из них платят очень мало, а неко­торые и вовсе ничего не платят; есть также и такие, которые даже получают от него... Сюда относятся все мелкие госу­дари, находящиеся на границе с Персией, которые почти никогда ему ничего не платят, как и не платят персидскому королю. Таковы еще белуши', афганы и другие горные

1 Имеются в виду белуджи.


племена.,. Таковы еще патаны... таков и король Биджапура... Таков еще могущественный и богатый король Голконды... Та­ковы, наконец, более сотни крупных раджей, или языческих государей, разбросанных по всей империи, одни — по близо­сти Агры и Дели, другие — вдали от этих городов; среди них имеется примерно 15—16 очень богатых и могущественных.,,

Ф. Бернье, История последних политических переворотов в государстве Великого Могола (перевод с франц.), М.—Л., 1936, стр. 182—211.

//. АГРАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ФЕОДАЛЬНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Из «Аттхаванавьявахаратантрам»

«Аттхаванавьявахаратантрам» — обширный трактат неизвестного автора, претендующий на освещение административной систе­мы государства Виджаянагар (XV—XVI вв.), но составленный не ранее конца XVIII в. и отразивший современную ему действи­тельность.

Имеется 12 служащих в каждой деревне: писец, староста, плотник, прачечник, жрец, брадобрей, башмачник, золотых дел мастер, сторож, распределитель воды, кузнец и горшеч­ник. Они называются айягарами. В каждой деревне ее жи­тели выдают этим служащим в соответствии с их обществен­ным положением вознаграждение в двух видах — буйям и артхайям — с продукции их полей. То, что выделяется для богов и брахманов, называется соответственно дввадайя и брахмадайя.

Айягарам отмериваются 2 мунта! зерна как буйям и 2 мунта как артхайям с каждого поля или с каждой кхан-дуги2 в зависимости от обычая каждой парганы3.

Кроме того, все райяты платят налоги zaydei и шанб-хогуъ. Гауда обязан следить за тем, чтобы земли деревни были обработаны на условиях уплаты денежной суммы, уста­новленной правительством. Он должен собирать налоги по соответствующему соглашению [с каждым райятом], выплачи­вать их вовремя правительству и раз в году подводить баланс в джамабанди6. Некоторые поля деревни обрабатываются

1 Мунта — мера объема.

2 Кхандуга — мера объема, примерно около 53 мунта, а также участок
земли, который можно засеять 1 кхандугой зерна.

3 Паргана — мелкая административная единица, округ.

* Гауда — распространенное в Карнатаке название старосты деревни. 6 Шанбхога — деревенский писец.

6 Джамабанди здесь —список всех владений в деревне с указанием величины налогов и с отметками об их уплате.


 




с согласия правительства (а некоторые — без него). Если зем­ли, про обработку которых правительство знает, записаны^ в дубликатах кадастра, то доход с полей, которые не упомя­нуты в кадастре, присваивают деревенские староста и писец.

Айягары владеют манья х, за которые все они, кроме жре­ца, должны платить джоди2. Гауда и шанбхога, однако, бла­годаря тому влиянию, которым они пользуются в деревне, имеют и другие мелкие доходы с райятов. Могут спросить, почему райяты не жалуются на них правительству. Во-пер­вых, ими руководит чувство верности к этим служащим, под защитой которых их предки процветали из поколения в поко­ление. Во-вторых, райяты не вступают в прямой контакт с правительством. Наконец, они боятся, что эти служащие мо­гут подать неправильные сведения о размерах обрабатывае­мой ими земли. Поэтому райяты всегда остаются покорными гауде и шанбхогу.

Талари3 помимо буйям, артхайям и бхатавритти-манья4 получает с жителей деревни каждый день густую кашу из муки раги 5, карри6 и хлебные колосья, а с куруба7 — шер­стяные одеяла. [Жители деревни] боятся его, потому что он, будучи как бы котвалом8 деревни, может назначить их в пер­вую очередь нести багаж... правительственных чиновников. Он должен защищать деревню от разнообразных опасностей и помогать по мере необходимости в управлении ею. Если ка­кое-нибудь воровство случится во время пребывания в де­ревне чужаков, талари ответствен за него. На кавалгара9 возлагается ответственность (за грабежи, совершенные вне деревни). Таллари обычно происходит из касты бойя в симе10 Читрагаллу, хотя члены других каст также занимают долж­ности талари.

Пурохит ч должен объявлять райятам время, когда сле­дует высевать зерно, чтобы получить обильный урожай; он должен также говорить им, в какие сроки следует произво-

1 Манья —' участок земли либо освобожденный от налога, либо несу­
щий уменьшенный налог.

2 Джоди — мелкий сбор.

3 Талари — деревенский сторож.

4 Бхатавритти-манья — участок земли, выделенный брахману. В тек­
сте, по-видимому, ошибка, так как деревенский сторож никогда не принад­
лежал к касте брахманов.

5 Раги — один из распространенных в Индии видов проса.
е Карри — блюдо из риса с пряностями.

7 Куруба — каста ткачей шерсти.

6 Термином «котвал» обычно обозначался правитель города, имевший
широкие полицейские функции.

9 Кавалгар — тоже сторож, полицейский.

10 Сима — административная единица.

11 Пурохит—жрец, знаток календаря, устанавливающий время сель­
скохозяйственных работ в общине.


дить другие работы. Он служит на свадьбах и других рели­гиозных церемониях, которые происходят в домах земледель­цев, и ежедневно читает писание перед богатыми людьми деревни. Поэтому райяты платят ему [сборы] хоре-халлу и морабхатта кроме его айяма '.

■ Плотник и кузнец выполняют всю ремесленную работу в деревне, делают главным образом плуги и другие сельскохо­зяйственные орудия, не требуя платы за свою работу [помимо обычных отчислений от урожая]. Они получают отдельную оплату только тогда, когда заняты в строительстве домов для райятов. Они должны произвести столько плугов, сколько требуется правительству. За это им выдается хоре-халлу и морабхатта помимо их айямов.

Брадобрей бреет райятов, а прачечник стирает их одежду. Они также получают хоре-халлу и морабхатта. Кроме того, прачечник получает пищу в каждом доме в тот день, когда он стирает одежду (жителей этого дома). Он платит налог реву-гутта2 правительству.

Кожевник снабжает райятов ремнями, (кожаными) вед­рами, сандалиями и т. д., за что они уплачивают ему* хоре-халлу и морабхатта.

Шанбхог имеет айям потому, что он ведет деревенскую отчетность. Кроме того, он пользуется также манья, которое ему даруется жителями деревни и правительством в возна­граждение за его службу. Однако он должен платить прави­тельству джоди со своего манья.

Не каждая деревня содержит своего горшечника. Один или два гончара снабжают горшками всех райятов тарафа3. Однако горшечник имеет айям в каждой деревне. Он также обычно продает глиняную посуду на базаре, за что должен платить правительству особый налог чакра-канике4.

Золотых дел мастер отмеряет половину продукта, принад­лежащую земледельцу. Он также проверяет доброкачествен­ность монет, собранных в качестве налогов с земледельцев... За эту работу ему платят хоре-халлу и морабхатта.

Распределитель воды закрывает шлюзы оросительного водоема, погружая в воду (щиты). В сезон дождей распре­делитель воды живет в хижине на плотине, чтобы предотвра­щать ее прорывы и регулировать снабжение водой в соответ­ствии с потребностями полей. Он должен также отчитываться

1 Айям — необлагаемый налогом участок земли, даваемый должност­
ным лицам и ремесленникам сельской общины. Налог за него платит пра­
вительству вся община.

2 Реву-гутта — налог на камни по берегу реки или пруда, о которые
прачечник бьет белье при стирке.

3 Термин «тараф» заимствован из Северной Индии, где он обозначал
любое подразделение области, округа или деревни.

4 Чакра-канике — буквально «налог на гончарный круг».


в случае недостатка воды в водоеме, и если ему не удастся дать удовлетворительное объяснение, он смещается со своей должности. За свою работу он получает хоре-халлу и мораб-хатта.

Эти 12 айягаров прикреплены к деревне, и их должности наследственны. В Карнатике они называются айягарами, но в могольских документах они упоминаются как барабала-еати1.

N. Sasiri and Venkataramanayyu, Further sources on the Vijayanagara History, v. HI, Madras, 1946, p. 310—313.

Из «Материалов о мираси» Ф. В. Эллиса

Записка Ф. В. Эллиса, коллектора (сборщика налогов) в округе Мадрас, была подана в налоговое бюро Мадраса в связи с под-■ готовкой окончательного решения вопроса о введении системы райятвари на юге. «Материалы», написанные в 1816 г., отражают отношения, сложившиеся в Южной Индии еще в XVIII в. Приме­чания, включенные в текст, даны Ф. В. Эллисом.

Слово мирас, означающее «наследование», употребляется в Южной Индии как широкий термин для обозначения ряда прав, отличающихся друг от друга по характеру и степени, но во всех случаях связанных с собственностью или владель­ческими правами на землю или ее продукт.

Право наследственного владения или, как считают неко­торые, держания земли, различное по форме в разных райо­нах, но всегда то же самое по существу, широко известное в народе и, как правило, допускаемое правительством во всех областях этого президентства2 за исключением Северных сир-каров3 и Уступленных дистриктов4, называется мирас. Ма­ниям (земли, свободные от налога), мера (взносы различ­ных размеров, получаемые натурой с обычного продукта) и другие привилегии каниятчикара5, кавалгара, панджангена, талейяри, ветти6, плотника, кузнеца, прачечника и тому


подобных служащих и слуг, принадлежащих каждой деревне, называются мирас. Право улкуди-пайякари, т. е. постоянного арендатора, на наследственное пользование землей называет­ся мирас, так же как и право на долю сиркара1 в продукте земли, полученное в результате специального дарения и из­вестное под различными наименованиями — сарваманиям, ардхаманиям, стотриям, кандикам, ином, мокасса и т. д.2, а также и [право] на сбор, должность, привилегию, доход, пере­ходящее по наследству. (Слуги [из каст] парайяр, паллер и палли 3 претендуют на мираси в случае крепостного состоя­ния, и это [право] обычно предоставляется им и их потомкам, если они докажут, что издревле жили в данной деревне, как бы долго они ни отсутствовали в ней. Из них члены двух первых [каст] обычно рабы веллалов4, а последние — вассалы мирасдаров-брахманов).

Земельное мираси и мираси деревенских служащих имеют существенные различия в каждом дистрикте. (В [Северных] Сиркарах шоудри, мокаддим или главный редди5 обычно имеет участок земли, освобожденный от уплаты ренты, но так как [он] занимает эту должность по желанию заминдара и земля переходит от одного, занимающего должность, к дру­гому, то она существенно отличается от каниятчи-манияма. Это относится, по-видимому, и к маниямам пателей в Уступ­ленных дистриктах, так как эти [маниямы] могут быть ото­браны в случае, если чиновник сиркара найдет, что [староста] не выполняет своих обязанностей, хотя должность и маниям передаются в таких случаях, как будто бы, родственнику [прежнего старосты]. На территории, известной туземцам как Тонда-мандалам, простирающейся от границ Неллура почти до Колеруна и включающей обе части Арката6 и Джагир7, земельное мираси имеет особенности, неизвестные в других районах. [Там] мирасдары-собственники держат определен­ный участок земли свободным от всех налогов и [кроме того]


 


I Барабалавати (барабалюта) — маратхский термин, буквально «две­
надцать (человек, получающих) оплату».

8 Имеется в виду Мадрасское президентство.

" Северными сиркарами назывались северные области Мадрасского президентства — Мустафанагар, Эллор, Раджахмундри и Чикаколе. В на­стоящее время на этой территории расположены дистрикты штата Андхра Висакхапатнам, Южный и Северный Годавари, Кришна и.Гунтур.

4 Уступленными дистриктами (Ceded Districts) англичане называли Беллари, Анантрапурам, Карнул и Куддапа, которые' после разгрома Май­сура в 1799 г. были переданы Хайдерабаду, а в 1803 г. «добровольно уступ­лены» правителем этого княжества англичанам.

II Каниятчикар —> буквально «наследственный собственник». Так назы­
вался у тамилов полноправный член деревенской общины.

" Панджанген (астролог), талейяри (полицейский), ветти (убор­щик) — названия различных общинных слуг.


1 Сиркаром, или саркаром, индийцы называли правительство.,

2 Сарваманиям — земельное владение, полностью освобожденное от
земельного налога. Ардхаманиям — земля, с которой платится половинный
налог. Стотриям (шротриям), кандикам, инам, мокасса—различные да­
рения земли на условиях уплаты пониженного налога.

3 Парайяр (ед. ч. — парайян), паллер (ед. ч. — паллан) и палли —
названия основных неприкасаемых каст Тамилнада.

4 Веллала — название высокой военно-земледельческой касты, к кото­
рой принадлежали полноправные общинники в Тамилнаде.

5 Шоудри (чаудхури), мокаддим (мукаддам), редди, патель — различ­
ные наименования старосты деревни.

8 Имеются в виду дистрикты Северный и Южный Аркат.

7 Джагиром в конце XVIII и начале XIX в. назывался округ Чингал-пат, так как он был получен англичанами как «джагир» (лен) от наваба Карнатика. Ост-Индская компания являлась, таким образом, формально феодальным вассалом этого правителя.


 




имеют право на получение сборов под различными наимено­ваниями — куппатам, канимера, калпади, калвасем и т. д. — с валового продукта всех земель, платящих налог, и тунду-варама, т. е. доли продукта, или, как она называется на сан­скрите, «свамибхогама» [право землевладельца], со всех зе­мель, обрабатываемых пайякари и прочими не мирасдарами. (Мера всех видов взимается тремя способами: в снопах до молотьбы; зерном — [после молотьбы, но] до измерения, а после [измерения и] раздела — из правительственной доли. Некоторые сборы (сватантра-диттам) всегда взимаются в зерне, карнам (писец) и кавалкар обычно получают оплату из правительственной доли, но в других отношениях обычай варьируется в каждой деревне, один и тот же служащий по­лучает мера только один раз, иногда — дважды, а иногда — трижды).

Мираси этого типа делится на два вида: пасунг-карей, где все земли деревни держатся совместно и либо обрабаты­ваются коллективно, либо ежегодно или через другой фикси­рованный период разделяются между собственниками в соот­ветствии с установившимся обычаем; и аруди-карей, где земли держатся индивидуально и не подвергаются» следова­тельно, никакому периодическому перераспределению.

В областях, известных туземцам под составным наимено­ванием Чола-Чера-Пандиям, куда включаются все территории к югу от р. Колерун и некоторые дистрикты непосредственно к северу от этой реки, отсутствуют каниятчи, куппатам и другие привилегии, которыми пользуются мирасдары Тонды. Вся земля, за исключением служебных маниямов, является землей варапет1, т. е. платящей налог, и хотя и встречаются случаи пасунг-карей, т. е. совместной собственности, но более часто [земли] держатся в аруди-карей, т. е. индивидуально, а часто в форме эка-бхогаМ, когда вся деревня есть единолич­ная собственность одного человека.

В трех южных областях той территории, которую туземцы называют Малайялам, т. е. па Малабарском берегу, деревень не имеется и соответственно нет каких-либо общих прав. Ка­ждая семья найяров2 живет отдельно на своем собственном участке, и ее право джанмам3 свободно от какого-либо со­владения или контроля [со стороны соседей], а ранее было

1 Варапет, или варапат, буквально означает «земля, с которой платят
налог в натуре», в отличие от тирвапат — земли, обложенной по денежной
ставке. Здесь же термин варапат употреблен в более широком смысле для
обозначения всей облагаемой налогом земли.

2 Найеры, или найяры, — каста полноправных общинников на Мала-
баре, соответствующая веллалам Тамилнада.

3 Джанмам, или джанм, буквально «рождение» — наследственная соб­
ственность на землю на Малабаре.


свободным также и от налога, ибо доля продукта, полагаю­щаяся по закону суверену, была превращена в военную службу, причем каждый наду [округ] был обязан выставить определенное количество вооруженных найяров.

Подобные условия существовали также и в четвертом, северном округе Малайялама, Тулу-наду, который теперь на­зывается Канара, до создания империи Видьянагара, или искаженно Биджанагар х, в которую этот округ был включен силою или по соглашению. Тогда было введено общее обло­жение, основанное на доле продукта земли, по закону при­читающейся суверену, а именно одной шестой. Эта доля была впоследствии значительно увеличена путем ряда последова­тельных добавлений [налогов], но все это как будто бы не привело к каким-либо серьезным изменениям в земельных отношениях, которые примерно соответствуют отношениям в деревнях арудикарей к югу от р. Колерун, за исключением, подобно Малабару, прав всей общины [на землю]. Однако на практике существует [еще] одно существенное различие, за­ключающееся в том, что хотя в дистриктах Танджур, Мадура и Коимбатур известны заклад, передача и временная или постоянная сдача в аренду земель мираси, в целом [отчужде­ние земли] там развито слабо и действительная обработка земли находится более или менее в руках мирасдаров, кото­рые платят налог сиркару. Наоборот, в Канаре и во многих дистриктах Малабара очень распространены всякого рода подчиненные держания, и владение землей перешло [там] от собственника-дженмакара к субарендаторам различных кате­горий, которые отдают собственнику свамибхогам, т. е. «при­знание его верховных прав», платят правительственную, ренту и присваивают весь оставшийся доход. (В некоторых держа­ниях по закладной такое «признание» не выдается, хотя вер­ховное право на [землю] еще существует. [В этом случае] весь доход с земли забирается [кредиторами] в качестве процентов на одолженную сумму.)

Служебное мираси также варьируется в различных обла­стях, как и земельное мираси, причем первое часто преобла­дает там, где последнее отсутствует. Караника-мираси, т. е. наследственное право на маниямы, меры и другие привиле­гии, присущие должности грама-карнама [деревенского писца], существует повсюду в Северных сиркарах и Канаре, где за­нимающее эту должность лицо известно под Канарским тер­мином шанабхога. В областях к югу от Колеруна и на Мала­баре караника-мираси нет.

С другой стороны, грама-кавель-мираси, принадлежащее деревенскому сторожу или полицейскому, существует в дист-

1 Имеется в виду империя Виджаянагар,


рйктах и к северу и к югу от Колеруна от границ Неллура до крайней точки Тинневелли'. Мен-кавел-мираси, которым пользовался сторож округа до того, как его должность была упразднена правительством, существовало под конец только к югу от этой реки2. Мираси же низших служащих полиции существует не только в упомянутых областях, но также в Се­верных сиркарах и в уступленных дистриктах. Столь же рас­пространенными являются мираси различных деревенских слуг от панджангена [астронома], который составляет горо­скопы и разъясняет календарь, до веттийена, который убирает деревенские чоултри 3 и катчври 4, а если не имеется специаль­ного слуги, то поддерживает также порядок на току и вы­полняет другие более мелкие поручения.

На Малабаре служебных мираси нет. В Канаре их нет также за исключением [мираси] шанабхога.

В каждом дистрикте, где установлено присутствие земель­ного или служебного мираси, первое из них, находящееся в коллективном или индивидуальном владении, при обработке земли главным образом мирасдарами или же арендаторами, есть без всяких ограничений наследственное и отчуждаемое [право]. Последнее, т. е. служебное мираси, — всегда наслед­ственное и до некоторой степени отчуждаемое. Во всех слу­чаях собственность, право или привилегия, не являющиеся наследственными, суть не мираси, но мираси может суще­ствовать, не будучи отчуждаемым,

^«Minutes of Evidence Taken before the Select Commutes of the Affairs of the East India Company», vol. Ill, Revenue, London, 1832, Appendix 90, p. 371—373.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.