Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I. Высказывания, превращающиеся в ядро текста и анализируемые в качестве такового 1 страница





Глава I. Первичный анализ заявки на развитие, сделанной российской властью в 2007–2008 году

 

Я называю первичным такой анализ высказываний на определенную тему (в данном случае – на тему развития), в котором используются только свойства самих этих высказываний. При этом высказывания рассматриваются просто как текст. А с текстом работают структуралистски, то есть, по возможности, не привнося в эту работу извне ничего, кроме совсем уж очевидных вещей (авторство, время обнародования, способ обнародования, обстоятельства, сопутствующие обнародованию). В основном же при первичном анализе опираются на свойства самого текста. Его языковые (политико-лингвистические) особенности, структуру, интонацию и так далее. Именно этот принцип подхода к тексту предложили структуралисты, критиковавшие другие подходы. Прежде всего, сравнительно-исторический, в котором текст сразу же начинал выступать не как нечто самостоятельное, а как продукт эпохи, предопределенный традицией и интересный постольку, поскольку он в нее нечто вносит.

Позже оказалось, что структуралистский метод, делавший заявку на универсальность, имеет вполне ограниченный радиус действия. С момента, когда сами структуралисты заговорили про контекст (а заговорили они потому, что до конца исследовать текст, как «вещь в себе», оказалось невозможно), стало ясно, что их метод отнюдь не всеобъемлющ. Вместе с тем структуралисты внесли в систему аналитических методов (как филологических, так и иных, политологических в том числе) очень много нового. И без их нововведений сейчас уже невозможно представить себе полноценный анализ.

Другое дело, что, начав с применения метода, предложенного структуралистами, необходимо, далее, применять комплекс других методов. В том числе и сравнительно-исторического, так нелюбимого структуралистами. Но начинать с применения структуралистского метода можно и должно. И потому, что это позволяет ознакомиться подробно с текстом как таковым, и потому, что разумно отжать из текста как такового все, что можно, перед тем, как начать соотносить этот текст с чем-то для него внешним (исторической традицией, культурными прецедентами и так далее).

Именно поэтому я называю такой анализ первичным. Фанатичный структуралист начнет требовать выведения за скобки всего, что не есть текст. В том числе способа обнародования текста, даты, даже самых очевидных обстоятельств (например, таких, как участие автора текста в выборах). Но подобный фанатизм – это ретро из эпохи, когда структурализм диктовал моду. Кроме того, если по отношению к художественным или даже научным текстам подобный принцип не использования ничего, кроме текста, еще как-то объясним (какая разница, в каком издательстве издал Толстой «Войну и мир»?), то в политике он абсолютно контрпродуктивен.

Поэтому мой первичный анализ привносит в текст некие нетекстуальные обстоятельства. Но – по минимуму.

В самом деле, разве можно даже при первичном анализе высказываний Д.Медведева о развитии, формирующих некий совокупный политический текст (он же – то частное, о котором я уже сказал, обсуждая задачу проводимого мною исследования), пройти мимо 26 апреля 2007 года? Дня, когда не Д.Медведев (тогда еще ничем особенно не выделяющийся первый вице-премьер), а В.Путин, президент РФ, выступил с очередным посланием Федеральному Собранию.

Вдумаемся, до выборов в Думу остается восемь месяцев. Дмитрий Медведев фигурирует на этот момент в неопределенной (убежден, что и для самого Путина) роли одного из возможных преемников. Еще нет ясности (опять же убежден, что и для самого Путина) даже в вопросе о том, не выдвинется ли Путин на третий срок... Все пребывает в состоянии абсолютной неопределенности... А также острейшей конкурентной борьбы между элитными группами за право отстоять свой политический проект (третий срок Путина, тот или иной кандидат от групп, не связывающих свое политическое будущее с Дмитрием Медведевым и так далее).

И вот Владимир Путин в последнем ежегодном послании Федеральному Собранию вдруг заявляет, что все его восемь посланий ФС «по сути... и есть, может быть, неполный, но все-таки достаточно конкретный и основательный, концептуальный план развития России».

Концептуальный план развития России...

Во-первых, концептуальный... Во-вторых, развития... Как именно Владимир Путин понимал смысл своей деятельности на посту президента РФ? Об этом знает только сам Путин. Но как именно его деятельность воспринималась обществом? Ответ на этот вопрос можно дать, опираясь на вполне объективные данные. Общество не связывало с Владимиром Путиным никаких ожиданий в части какого-то там развития. Да и само развитие не было для общества сколь-нибудь приоритетным в период, названный путинским. Приоритетными были стабильность, наведение порядка, недопущение понижения жизненного уровня, а по возможности и его рост... И, наконец, государственность. Все это в совокупности и было тем курсом Путина, который поддерживало российское общество. Путина «носили на руках»... Но не за какое-то там развитие (поди разбери – что это такое, да и кто его знает, нужно ли оно в принципе). Путина носили на руках за то, что «усмирил Чечню», ущучил наглых и непопулярных олигархов, сменил риторику в том, что касалось внешней политики, вернул национальное и державное во внутреннюю политику, разорвал с набившей оскомину либеральной традицией в ее гайдаровско-чубайсов­ском исполнении, прекратил глумление над советским периодом. Путину прощали то, что он все это осуществлял половинчато. А может быть, его за это-то и поддерживали? Ибо в самом обществе – и в верхах его, и в низах – царила эта самая половинчатость, неокончательность, политический синкретизм.

И вот 26 апреля 2007 года Путин, всегда гордившийся своим прагматизмом и недолюбливавший разного рода эфемерности (концепция, доктрина, стратегия, идеология), зачем-то заявляет, что все восемь лет своего правления он действовал (а) по некоему плану, (б) не просто по плану, а по плану концептуальному и (в) не просто по концептуальному плану, а именно по концептуальному плану развития России! Вот так!

Был ли у Путина и впрямь концептуальный план развития России? Ему виднее... Можно ли увидеть красную нить этого плана в восьми посланиях Путина Федеральному Собранию? При желании сквозь восемь текстов, насыщенных фактурами и прагматическими установками, можно протянуть как такую, так и другую «красную нить». Но сказать, что все восемь посланий центрированы на развитии, нельзя.

Контент-анализ текстов не дает для этого никаких оснований. Кроме того, Владимир Путин формулировал задачи не только в посланиях Федеральному Собранию. И он ведь не только задачи формулировал! Он продуцировал емкие и конкретные образы... Например, «великая энергетическая держава». Как такой образ, на основе которого в кругах противников Путина заговорили о сырьевом и даже колониальном крене, соотносится с особой акцентировкой развития? Если бы Сталин в 1929 году сказал, что Россия будет величайшей аграрной державой мира, вытекла ли бы из этого индустриальная эпопея с ДнепроГЭСом, Магниткой, а также коллективизация как очевидная жертва на алтарь индустриализации? Согласитесь же – вопрос риторический!

Повторяю, Путину виднее, чем по сути (он ведь не зря подчеркивает – по сути!) является совокупность его восьми посланий ФС. Но никаких очевидных (а не подспудно сутевых!) акцентов на развитии он не ставил вплоть до 26 апреля 2007 года. А в этот день он в первый раз поставил именно этот акцент.

Ссылки на спичрайтеров и пиарщиков несерьезны. У всех политических лидеров во второй половине XX и начале XXI века есть спичрайтеры и пиарщики. Это касается не только России и СССР. Их-то это касается ну уж никак не больше, чем США или стран Западной Европы. Не про наше Отечество снят фильм «Хвост крутит собакой». Позволяли или нет Черчилль, Рузвельт и де Голль кому-либо вмешиваться в свои тексты и в какой степени? Тут не все ясно... Ленин, видимо, никому вмешиваться в свои тексты не позволял... Сталин если и позволял, то в минимальной степени.

Но потом вмешательство стало нормой. Что, не было коллективов, работавших над отчетными докладами наших генсеков? Одно дело – участие в оформлении мысли. Другое – узурпация мысли как таковой. Соучаствовать в той или иной степени? Ради бога! Узурпировать?

Любой западный лидер отрубит хвост, который замыслит нечто подобное по отношению к собаке большой политики. Путин же – тем более. Он очень жесткий политический лидер, точно знающий, что хочет сделать своей публичной позицией, а что нет. И вот когда он эту свою волю заявит, кто-то в чем-то может быть допущен к ее оформлению в текст. Но не более того!

А главное – Путин не один раз, походя, что-то сказал о развитии! Он первый раз сказал об этом аж в апреле 2007 года, то есть задолго до выборов. А потом...

21 ноября 2007 года на форуме своих сторонников (думские выборы – в самом разгаре) Путин заявляет: «В чем она, главная задача? Она в том, что необходимо сохранить преемственность курса на стабильное, устойчивое развитие страны. И гарантировать от политических рисков рост благосостояния и безопасность Отечества».

Безопасность Отечества – это путинская классика.

Рост благосостояния – в общем-то тоже.

Политические риски, которым это нельзя подвергать?

Это главный лозунг выборной кампании.

А вот что такое курс на стабильное, устойчивое развитие страны? В этом есть определенная новизна. А также возвращение к уже рассмотренному посылу о концептуальном плане развития России. Что такое стабильное, устойчивое развитие? Просто констатация того, что развиваться надо от года к году без торможений, рывков и, главное, откатов? Или же это неявная адресация к так называемой концепции устойчивого развития, выдвинутой Альбертом Гором? Пока у нас нет достаточного материала для того, чтобы что-либо утверждать. Но ясно, что Владимир Путин проявляет настойчивое желание вновь и вновь возвращаться к теме (того или иного) развития. Вот что он говорит в том же выступлении на форуме сторонников:

«...Я дал согласие возглавить список "Единой России"... Считаю, что таким образом смогу помочь формированию авторитетной и дееспособной законодательной власти... 2 декабря будут не только распределяться мандаты между депутатами – будет решаться главный вопрос: кому доверить осуществление планов по развитию России».

Не безопасность доверить, не рост благосостояния – а планы по развитию России! Сначала (26 апреля 2007 года) он говорит о том, что 8 лет осуществлялся концептуальный план развития России. А 21 ноября 2007 года, то есть через восемь (!) месяцев, он говорит о том, что надо решать, КОМУ ДОВЕРИТЬ осуществление планов по развитию (опять – развитию!) России.

Тема ПЛАНОВ ПО РАЗВИТИЮ состыковывается с темой ДОВЕРИЯ. Какого доверия? Формально – доверия избирателей. Но президент не конкретизирует... Он говорит о доверии вообще. И это точный ход! Пусть гадают, идет ли речь о доверии электората или о доверии Путина к тому, кто продолжит именно его, Путина, концептуальный план по развитию России. Нужно быть абсолютным политическим неучем для того, чтобы не понять, о чем речь!

Есть план Путина (выборный лозунг: «План Путина – победа России»). Это не просто план. Это концептуальный план. Он является высшей интеллектуальной и политической собственностью... не главы государства, а человека по фамилии Путин. Этот человек может назначать преемника не потому, что у него общенародная поддержка, а потому, что он обладатель абсолютной ценности – концептуального плана по развитию России. Являясь обладателем такой ценности, Путин может кому-то доверить эту ценность, а вместе с ней и определенные прерогативы. Но если он доверил ценность (и лишь как следствие такую мелочь, как президентский пост), то он может и лишить доверия. Ведь это не чья-то ценность, а его и только его. Где «доверить», там и «не оправдал доверия». Плохо обошелся с ценностью! Но с ценностью связано все, в том числе какой-то там президентский пост.

Если кому-то доверена аж ценность и этот кто-то доверия не оправдал, то какой там пост! Потерявший доверие обладателя такой Высшей ценности (концептуального плана развития России) сразу вслед за потерей доверия должен потерять все. Путин уходит с поста, но, оставаясь собственником Высшей ценности, он как бы занимает позицию высшего Наблюдателя и Судьи. То есть позицию более высокую, чем глава государства. Что это значит?

Что Владимира Владимировича Путина все-таки убедили в том, что российский Дэн Сяопин возможен...

И что для этого необязательно быть главой и гражданином Китая, страны с конфуцианской моралью...

И что для этого необязательно иметь параполитические структуры по типу Красного Дракона.

И что для этого необязательно даже опираться на традиционное и сверхзаконопослушное общество...

И что... И что... И что...

Короче, Путина окончательно убедили во всех подобных «и что» аж в марте 2007 года. Доказать, что именно в марте, не могу. Но на основе трудно формализуемых критериев берусь голословно утверждать, что в марте 2007 года решалось очень и очень многое.

В любом случае, уже в апреле 2007 года Путин (впервые!) говорит о своем концептуальном плане по развитию России.

А в ноябре 2007 года Путин говорит о доверии, о том, что кому-то надо доверить не абы что, а этот план по развитию.

В декабре же (конкретно – 10 декабря 2007 года) Путин показывает стране, кому именно он доверил это не абы что – Высшую ценность (концептуальный план развития). Что такое – при несомненности рассмотренной нами последовательности высказываний и событий – обращение Путина в апреле 2007 года к теме развития? Что такое само это обращение и последовательность дальнейших адресаций все к тому же развитию? Это совокупность жестов, обеспечивающих красивую передачу власти? Так казалось очень наивным людям. А кому-то кажется до сих пор.

Рассмотрим также то, что происходит уже ПОСЛЕ 10 декабря 2007 года, когда В.Путин передал президентскую эстафетную палочку в руки Д.Медведева.

8 февраля 2008 года Владимир Путин проводит в Георгиевском зале Кремля СВОЕ расширенное заседание Госсовета, где обсуждается... Что? Правильно! Все та же стратегия развития России до 2020 года. Что значит «обсуждается»? Собираются представители так называемого «политического класса». Им зачитывается развернутый документ, из которого явствует, что развитие – это «наше все», а развиваться надлежит так-то и так-то. Кто это зачитывает? Президент, уже назначивший преемника! В чем смысл политического жеста? В том, что Путин оказывает Медведеву доверие в части исполнения путинского и только путинского концептуального плана развития России, теперь уже не экстрагированного из 8 посланий Федеральному Собранию, а предъявленного в виде развернутого текста.

Президентская эстафетная палочка передана Д.Медведеву... А власть?

Тема развития и тема реальной власти оказываются слишком прочно переплетены. Это вам не пиар. Это такая реальная политика, что дальше некуда.

Медведеву всего лишь оказано доверие в части сопровождения плана Путина. Сопровождения! И все должны это понять! Причем немедленно. Все китайцы (и элита, и народ) это бы сразу поняли. А в России... Тут, увы, доходит как до жирафа. Те, кто слушал Путина 8 февраля 2007 года в Георгиевском зале, недоумевали: «Ну, передал власть! Захотел зачем-то так поступить! Причем тут теперь какая-то концепция, какое-то развитие?»

Увы, красивая модель властно-концептуальной преемственности, дополненная столь же красивыми политическими решениями (совмещение В.Путиным, ушедшим с президентского поста, поста премьер-министра и поста главы партии, состоявшееся после инаугурации Д.Медведева), оказалась адресована классу, нечувствительному к подобному политическому изяществу. Но это – уже другая тема...

Нам же в рамках первичного анализа высказываний Д.Медведева о развитии важно зафиксировать существенную обусловленность этих высказываний высказываниями Путина. А также путинскими политическими шагами.

Зафиксировав путинские высказывания и шаги, можно перейти к высказываниям и шагам Д.Медведева.

Как мы помним, В.Путин начал говорить о развитии в апреле 2007 года. А Д.Медведев?

25 января 2007 года (то есть за год до начала так называемой операции «Преемник» и за четыре месяца до того, как Путин ввел в политический оборот тему развития!) выходит статья Д.Медведева «Национальные проекты: от стабилизации – к развитию». Значит, не Путин начал тему, а Медведев подхватил, а наоборот... Это очень атипично для сформировавшейся при Путине системы политической власти.

Еще более атипично то, как (насколько смело и почти что отвязанно) Медведев вводит в оборот эту самую тему развития. Одно название его статьи говорит о многом. ОТ стабилизации – К развитию. Что это значит политически?

Что Путин осуществил стабилизацию, ОТ которой К развитию нас всех поведет Медведев. Путин осуществил проект «Стабилизация». Стабилизация – это великое дело! Но теперь наступило время другого проекта – проекта «Развитие». Кто его будет осуществлять? Другой политик! И ясно, кто именно! Тот, кто делает такую заявку, то есть Д.А. Медведев.

Отвечал ли такой подход желаниям Путина? Если бы он этим желаниям отвечал, то Путин, подхватив Медведева через четыре месяца, сказал бы очень понятную вещь: «Я обеспечил стабильность! Это было страшно важное и неблагодарное дело! Оно завершено! Настала пора нового дела – развития. Оно потребует новых людей! Я же ухожу с чувством исполненного долга».

Путин ничего подобного не говорит. Он, напротив, говорит через четыре месяца ПОСЛЕ статьи Медведева, что именно он, Путин, все восемь лет САМ занимался ТОЛЬКО развитием. А значит, если он кому-то это развитие и доверит, то не как новое занятие, а как его, Путина, интеллектуальную и политическую собственность.

Формулировал ли Путин это так для себя, не знаю. Думаю, что формулировал, но, возможно, и нет. Но главное не это. А то, что так и только так это может быть прочитано по всем канонам политического анализа (как классического, так и постклассического).

Чуть позже это находит совсем уж неопровержимое политическое подтверждение. На расширенном заседании Госсовета (проведенном, напоминаю, 8 февраля 2008 года, то есть уже после выдвижения Д.Медведева кандидатом в президенты РФ) стратегия развития России до 2020 года с предельной политической внятностью (чтоб и до идиота дошло) предъявляется в качестве плана Путина и только Путина.

То есть Путин, передав Медведеву президентскую эстафетную палочку, не только не разрывает связь между собой и своей интеллектуально-политической собственностью под названием «Развитие», но и, напротив, эту связь всячески укрепляет.

В то же время он позволяет Медведеву наладить свою собственную связь с путинской и только путинской интеллектуально-поли­тической собственностью. Характер связи определяется приоритетами, которые расставляет сам Путин. В рамках этих приоритетов Д.Медведев может первый раз сказать о развитии еще до назначения преемником. Но это не значит, что он может претендовать на ранг первооткрывателя. Путин твердо убежден в своем праве давать и отбирать. И всячески демонстрирует это право.

Собственность на «Развитие» он оставил за собой. Но разрешил Медведеву взять эту собственность в аренду.

В противном случае статья Медведева «Национальные проекты: от стабилизации – к развитию» имела бы для Медведева не триумфальные, а катастрофические последствия. Путин осадил бы Медведева так же, как он осаживал всех своевольников. И не было бы Медведева-преемника. А возможно, и вице-премьера такого бы не было... Не хочется даже фантазировать развернуто на тему того, что бы было... Ясно, что ничего хорошего для Медведева. Путин – очень жесткий политический лидер.

Однако по написанию Медведевым вызывающей с политической точки зрения статьи Путин не одергивает Медведева. Но и не поощряет его – по принципу «старик Державин нас заметил». Что же он делает?

Он с Медведевым играет. Причем по-взрослому. Мало с кем Путин играл так гибко и тонко. Учтем также, что игра ведется на нелюбимом Путиным-прагматиком концептуально-идеологическом поле.

Почему Путин так тонко, внимательно, остро и умно играет с человеком, который на момент этой игры полностью от него зависим? И с ним, казалось бы, не играть надо, а... Значит, уже к моменту этой начальной игры, то есть в первом квартале 2007 года, Медведев в чем-то для Путина не заурядный подчиненный сколь угодно высокого калибра. Нет, он уже в то время – в чем-то автономный игрок, ходы которого надо отслеживать и обезвреживать. Но – мягко, деликатно. Повторяю – очень осторожно и в полном смысле этого слова «по-взрослому».

Чем объясняется такой необычный стиль игры? Почему В.Путин загодя готовится к долгой и сложной схватке с человеком, чья судьба в рассматриваемый момент вроде бы полностью находится в его руках? Или все же эта судьба не находится уже тогда полностью в руках Владимира Путина? Но в чьих руках и почему она находится в этом случае?

Лихой конспиролог тут же ответит: «В руках принявшей уже тогда решение мировой закулисы». Полная чушь.

Во-первых, мировой закулисы, способной принимать такие решения, просто не существует. И это ясно из хода макропроцесса. Была бы такая закулиса, весь макропроцесс шел бы иначе. На порядок более гладко.

Во-вторых, если все решает мировая закулиса, то зачем ее ставленникам (вновь подчеркну, что это чужая, лживая и комичная версия)... зачем этим якобы ставленникам во что-то играть? Эти ставленники должны, как роботы, исполнять простейшую политическую пантомиму на тему «сдал-принял». И не более того.

Как же вообще принимаются решения в современной России? Одни (лихие конспирологи в том числе) продолжают настаивать на том, что все решения принимает «вашингтонский обком».

Для других решения принимаются абсолютно волюнтаристски. Мол, Путин «как хочет, так и воротит». Ни с кем не соотносясь, ни на что не оглядываясь.

Но неужели непонятно, что ни марионеточная, ни волюнтаристская версия не имеют отношения к реальности? Что так не может быть, потому что так не может быть никогда?

Что самый самовластный правитель не может не считаться с тем размытым сообществом, которое называется «система обеспечения власти лидера» или «опорная группа лидера»? Иначе он – не Сталин и не Тамерлан, а пациент палаты №6.

Любая власть имеет то, что называется «элитный бэкграунд». Правитель может переломить позицию бэкграунда, но чаще всего он этого не делает. Он предпочитает не расплевываться с бэкграундом, а обыгрывать его: «Ах, вы предлагаете такой сценарий? Ну, посмотрим! Когда окажется, что он не проходит, сами придете ко мне и будете извиняться. Тогда и переиграем все нужным образом – не вопреки вашей позиции, а по вашей же просьбе».

Впрочем, в задачу данной книги не входит обсуждение тех или иных «бэкграундов». Я просто обращаю внимание читателя на то, что в январе 2007 года Д.Медведев заговорил о переходе от стабилизации к развитию, в апреле 2007 года В.Путин сказал, что все восемь лет он осуществлял проект Развитие России, а потом состоялся расширенный Госсовет и так далее. В конце концов, пусть читатель сам думает, к чему бы это? Главное – установить, что все это делается не с бухты-барахты. Что во всем этом есть, как говорят музыканты, ритм, мелодия, контрапункт, разработка, кода...

Установив это, внимательнее вчитаемся в текст вышедшей 7 января 2007 года статьи Д.Медведева «Национальные проекты: от стабилизации – к развитию». Медведев пишет в этой статье:

«Стало очевидно: нельзя упустить время для модернизации России, без которой ей не сохранить себя в жесткой мировой конкуренции».

Какова политическая цена подобного заявления, сделанного не законно избранным президентом, а вице-премьером, который отвечает, конечно, за национальные проекты, но именно за них, а е за перевод России с одной стратегии на другую?

Во-первых, речь идет о модернизации. То есть не о развитии вообще, а об определенном типе развития. Путин же, начав игру на поле развития через четыре месяца после статьи Д.Медведева, ничего не говорит о модернизации. Он говорит о развитии вообще. Модернизация же – это один из вариантов развития. Причем очень определенный вариант – как с исторической, так и с политической точки зрения. Зафиксировали это – пойдем дальше.

Во-вторых, Медведев говорит о том, что нельзя упустить время для модернизации. На политическом языке это означает, что время упущено. Кто его упустил? Если время упущено, то не модернизация осуществлена в России за предшествующие годы, а... А что? ЧТО тогда осуществлено (читайте – «осуществлено Путиным и его предшественниками»)? ЧЕМ занимались 16 лет, а по сути и 20? ЗАЧЕМ развалили СССР, если не для того, чтобы получить полноценную национальную Россию? И что такое национальная Россия без модернизации?

Все это важные вопросы. И все же самый важный – «прост как мычание»: «Если модернизации нет, то ЧТО есть?»

То есть я, как эксперт, совершенно согласен, что ее нет. Но тогда я хочу знать – что есть? Опять же, я-то знаю, что есть. Есть регресс, который Путин сдержал, но не переломил. Но об этом же не говорят! Говорят о возрождении России. Но какое возрождение, если нет модернизации? Если время для нее то ли упустили, то ли вот-вот упустят?

Отсутствие разговора о регрессе (ох, как наша власть этот разговор не любит!) в сочетании с констатацией упущенности (или упускаемости – неважно) закладывает базу для возможных будущих заявлений по поводу имевшего быть застоя. И не абы какого, а путинского. В ходе которого модернизацию не допустили, упустили и так далее.

Это следует уже из рассмотренных текстуальных нюансов. Но к этим нюансам дело не сводится.

Медведев говорит не только о необходимости модернизации, без которой Россия не сохранит себя в условиях жестокой мировой конкуренции. Не только об упущенных возможностях. Он явно оппонирует (уже тогда) концепции великой энергетической державы, которую В.Путин долгое время отстаивал. Чтобы доказать это, позволю себе длинную цитату из статьи Медведева:

«Из международного, да и отечественного опыта следует: только вложения в человека способны помочь уйти от экономики "ресурсной и индустриальной" к экономике знаний, к экономике "ежедневной технологической революции", которая создается личными усилиями активных, здоровых, образованных граждан. А развитие потенциала личности напрямую зависит от доступности и качества образования, здравоохранения, информации, коммуникации и т.д. Понимание подобных задач и стремление найти наиболее эффективную форму для их решения привело к идее проектного подхода. Сама по себе идея была взята, строго говоря, из бизнес-опыта.

... Сегодня очевидно, что одной из важнейших задач развития должно стать создание экономики знаний. Когда не отдельные отрасли развиваются за счет технологического креатива, а когда вся экономическая жизнь структурирована на интеллектуальной основе».

Для того, чтобы разобраться в политическом смысле этой апелляции к экономике знаний, надо сначала все-таки сказать несколько слов по поводу экономики знаний как таковой.

Об экономике знаний впервые заговорили в 60-е годы прошлого века Йозеф Шумпетер, Фридрих фон Хайек и Фриц Махлуп. Главный в этой тройке выпускников Венского университета – Фриц Махлуп. Именно его книга «Производство и распространение знаний в США», вышедшая в США в 1962 и переведенная на русский язык в 1966 году, стала на многие годы ориентиром для тех, кто занимался экономикой знаний. Книга же Махлупа – своеобразный интеллектуальный ответ на советский вызов. И прежде всего на запущенный в 1957 году первый искусственный спутник Земли. Тогда начался разговор о том, что надо учиться у русских тому, как надо работать со знаниями.

В дальнейшем (с подачи Питера Друкера и его коллег) об экономике знаний стали говорить как об ориентире, основе устройства общества будущего, к которому идут наиболее развитые страны мира. Политики США, Западной Европы, Японии выдвигают лозунг: «Вперед к обществу знаний!» Есть, например, соответствующие высказывания Тони Блэра: «Экономика знаний – это, на самом деле, вся экономика. Нет "новой экономики", просто вся экономика трансформируется информационными технологиями... это экономическая революция».

Есть китайская стратегия: «Государственная система по освоению новшеств на фоне наступления эпохи экономики знаний», Много говорится о глобальном формировании экономики знаний. Считается, что перспективы развития связаны с экономикой знаний.

Что устанавливает наш блиц-обзор содержания того понятия, политический смысл которого мы хотим анализировать?

Во-первых, что экономика знаний – это некая идеальная и достаточно размытая цель.

Во-вторых, что разговор об экономике знаний в современной России может трактоваться по-разному.

В самом деле, к экономике знаний был готов перейти поздний СССР. Худо-бедно, но он двигался в этом направлении. Что касается постсоветской России, то она от производящей (спору нет, небезусловной, но именно производящей) советской экономики отказалась в пользу более низко организованной сырьевой экономики. В сущности, после такого отказа требуется новая индустриализация и потом уже движение к экономике знаний. Или же – надо прыгать через одну ступень. Но как прыгать? И о чем идет речь? Об этом прыжке? Или о чем-то другом?

В любом случае, разговор об экономике знаний в современной России не может строиться по американской, европейской, японской и даже китайской кальке. Когда общество, достигшее определенной индустриальной зрелости, переходит к экономике знаний, то оно делает крохотный шажок, не требующий ничего сверхъестественного. Такой переход называется органическим. Когда же общество находится очень далеко от индустриальной зрелости, то его переход к экономике знаний – это не крохотный шажок, а прыжок, требующий огромных усилий. Но тогда надо разбирать – как интеллектуально, так и политически – механизмы, обеспечивающие концентрацию этих огромных усилий. Говорить о преодолении целого периода (периода формирования зрелой индустриальной экономики). И о том, за счет чего такое преодоление будет осуществлено.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.